Откуда и почему масло попадает в воздушный фильтр автомобиля?
Многие автолюбители вспоминают о существовании воздухоочистительного элемента лишь во время выполнения процедур по техническому обслуживанию. Хорошо, когда машина новая, но если пробег превышает 200 000 километров, то состоянию расходных элементов силового агрегата необходимо уделять более пристальное внимание. Это важно, поскольку наличие следов смазки в фильтрующем устройстве для воздуха может быть следствием неполадок двигателя.
Вопрос №1: почему воздушный фильтр автомобиля в масле и причины этого явления
Этот вопрос возникает у некоторых автолюбителей во время очередной замены воздухофильтра, мало того, сей факт у многих вызывает недоумение. Согласно их мнению между системами смазки и фильтрации воздуха ДВС не может быть никакой связи. Однако даже минимальные знания принципов работы силового агрегата позволяют опровергнуть эту концепцию.
На самом деле ответ на загадку, почему воздушный фильтр в масле прост – через фильтрующий элемент помимо основного потока воздуха проходят еще и картерные газы. Причем их концентрация прямо пропорциональна износу двигателя. Серьезные неполадки цилиндро-поршневой группы ведут к проникновению смазывающей жидкости в картер и к появлению избыточного давления, которое разрушает сальники. Все эти факторы способствуют нежелательному проникновению смазки в воздухофильтр.
Опираясь на опыт практикующих мастеров, можно очертить круг самых распространенных причин, по которым масло оказывается в фильтровальном элементе:
- Высокий уровень износа и закоксовывание поршневых колец, что не позволяет эффективно удалять излишки смазки со стенок цилиндра, и вещество проникает в картер.
- Засорился сток маслоотражателя и остатки смазки не могут возвратиться в картер, поэтому воздушный фильтр закидывает маслом, поступающим с картерными газами.
- Засорение выводящего шланга дросселя картерных газов.
- Потеря фильтрующим элементом своих эксплуатационных характеристик, проще говоря – загрязнение воздухофильтра пылью. По причине недостаточного объема поступающего воздуха, двигатель начинает компенсировать этот параметр путем подсоса из картера.
Выясняем причины, почему моторное масло попадает в воздушный фильтр авто?
В первую очередь нужно уяснить, обнаружение даже минимальных следов смазывающей жидкости в устройстве очистки воздуха свидетельствует о неполадках в работе силового агрегата. Подобный факт нельзя оставлять без внимания, потому что в итоге такая безответственность заканчивается дорогостоящим ремонтом. Опытные автолюбители рекомендуют сразу выполнить нескольких несложных операций, позволяющих определить причины попадания смазки в воздухофильтр:
- Проверить уровень компрессии в каждом цилиндре. Показатели, которые находятся в промежутке от 9 до 12 атмосфер, считаются нормой. Отклонения в цифрах между цилиндрами должно быть не более 1 атмосферы. Если компрессия не соответствует минимальным параметрам, то это прямое свидетельство о проблемах с двигателем.
- Оценить цвет дыма из выхлопной трубы. Черный или синий оттенок говорит об износе элементов цилиндро-поршневой группы.
Если показатели компрессии в норме и цвет дыма не вызывает подозрений, то можно немного расслабиться – неприятности имеют не столь серьезный характер. Наиболее вероятные причины, почему масло попадает в воздушный фильтр – это его засорение или непроходимость шлангов с каналами, по которым выводятся картерные газы.
Решение проблемы не представляет особой сложности – достаточно заменить фильтрующий элемент, прочистить или заменить шланги. Для сложных случаев возможно также временное разрешение вопроса, которое все же не отменяет серьезного ремонта.
Если воздушный фильтр автомобиля закидывает маслом: быстрый выход из положения
Подобный выход из ситуации, конечно, не устранит полностью попадание смазывающей жидкости в воздухофильтр, но предоставляет возможность некоторое время эксплуатировать авто. Для этого нужно выполнить следующие операции:
- отсоединить шланг, который подает картерные газы, от фильтрового штуцера;
- перекрыть штуцер;
- подключить к вентиляции картера более длинный шланг, чтобы его нижний срез располагался ниже уровня двигателя.
Важно понять, что смазка в фильтрующем элементе – это неисправность, которую нельзя игнорировать, иначе вы рискуете вывести мотор из строя. Как показывает практика, профилактические действия всегда обходятся дешевле ремонта, поэтому стоит почаще контролировать узлы авто и устранять поломки на самой ранней стадии их проявления.
Коротко о профилактике ДВС
В заключение рассмотрим некоторые аспекты профилактических мероприятий, предназначенных предотвратить момент, когда воздушный фильтр автомобиля закидывает маслом из-за дефектов цилиндро-поршневой группы. Их суть заключается в следующих пунктах:
- Чаще менять смазывающую жидкость, если производитель рекомендует, например, менять ее через 15 000 км пробега, то не нужно выдерживать именно этот промежуток – лучше поменять через 10 000 км. Дело в том, что сроки зависят от многих параметров, здесь и сезонность, и режим эксплуатации, и качество ГСМ.
- Приобретать только сертифицированные смазочные материалы.
- Обязательно совмещать замену масла с установкой нового воздушного и масляного фильтров.
- Использовать только качественное топливо проверенных брендов.
Эти несложные правила улучшат эксплуатационные характеристики мотора, а также увеличат срок его службы. Не будет лишней и установка на трубку подачи картерных газов универсального маслоуловителя. Цена его невелика, но эффект от его применения не заставит себя ждать – фильтровальный элемент будет надежно защищен от проникновения смазки.
Причины загрязнения маслом воздушного фильтра и методы устранения проблемы
Воздушный фильтр – это важная деталь, пропускающая, очищающая воздух, подаваемый к двигателю автомобиля. От качества фильтрации зависит работоспособность двигателя. Попадание масла на воздушный фильтр приводит к ухудшению прохождения воздуха через него, увеличивается расход топлива. Производители не рекомендуют эксплуатировать автомобиль с фильтром, загрязненным маслянистым налетом. Это способствует выходу из строя двигателя – дорогостоящей детали.
Содержание:
Причины появления проблемы с воздушным фильтром
Замена фильтра часто не устраняет проблемную ситуацию. Определяют причину пятнистости, устраняют неисправность, после этого меняют фильтрующий элемент.
Основные факторы, вызывающие появление маслянистых отпечатков на фильтре:
- засорение, нарушение целостности резиновых шлангов, выполняющих функцию по выведению отработанных газов. Характерно частичное распыление моторного масла на поверхность фильтрующего элемента;
- засорение стока маслоотражателя. Маслянистые остатки не возвращаются в картер, выходят с газами, оседая на фильтрующем воздух элементе;
- поврежденные, изношенные поршневые кольца. Нарушение уплотнения приводит к просачиванию масла в картерное отделение. Масляная жидкость выдавливается через маслоотражатель, вентиляционные клапана;
- сильная загрязненность воздушного фильтра. Существует определенный срок эксплуатации, превышать который не рекомендуется. При работе автомобиля в загрязненных условиях (например, езда по бездорожью), фильтр засоряется гораздо быстрее. Рекомендуется периодически проверять состояние этой детали. При критическом загрязнении двигателю не хватает воздуха, подсос начнется из картера, это станет причиной появления масла в фильтрующем элементе.
Необходимые диагностические процедуры
Заменой воздушного фильтра не всегда удается решить ситуацию с маслянистыми пятнами. Чтобы убедиться, не загрязняется ли воздухоочиститель маслом повторно, после его замены рекомендуется проехать несколько километров, проконтролировать состояние поверхности фильтра. Если выявлены пятна масла, необходимо провести некоторые диагностические мероприятия. Это потребуется для выяснения причины неисправности. Проводят несколько несложных процедур:
- Проверяют цвет выхлопных газов. Синеватый или голубоватый дым, исходящий из выхлопной трубы, указывает на неисправность цилиндропоршневой системы двигателя.
- Чтобы подтвердить версию о попадании масла через вентиляцию картера проводят следующую процедуру: меняют фильтр, перекрывают или удлиняют шланг вентиляции картера, выводят его ниже двигателя. Если после небольшого пробега фильтр оказался чистым, значит, проблема крылась в вентиляции.
- Полностью с двух сторон отсоединяют шланг, ответственный за прохождение газов из картера. Если при его осмотре выявлен сильный маслянистый налет, в фильтрующий элемент масло попадает именно отсюда. Шланг меняют или промывают водой с моющим средством. Использовать агрессивные вещества, бензин нельзя, т.к. они приводят к повреждению резиновой трубки. После промывки шланг устанавливают обратно, герметично закрепляют.
Если проблема не выявлена, переходят к более трудоемким испытаниям: измеряют компрессию в цилиндрах двигателя компрессометром. Существует способ измерения без него, но он основан на субъективных ощущениях человека, поэтому полагаться на результаты не следует.
Важно! Компрессию необходимо измерять при полностью заряженном аккумуляторе, исправном стартере, с открытой, а затем закрытой дроссельной заслонкой. Это позволит диагностировать различные виды дефектов.
Замеры с открытой заслонкой выявляют: поломку поршней, задиры на поверхности цилиндров, прогары клапанов, другие грубые нарушения.
Если в одном из цилиндров выявлено падение компрессии на 15% от нормы, это говорит об износе его частей, требует ремонта. Разница между замерами на разных цилиндрах в норме не больше 10%.
Профилактические мероприятия
Предупредить появления маслянистых пятен на воздушном фильтре можно при выполнении следующих рекомендаций:
- при эксплуатации автомобиля используют масло высокого качества, рекомендуемое для этой марки;
- бензин заправляют дорогостоящий, проверенный, это продлит срок службы двигателя;
- необходимо периодически осматривать систему фильтрации воздуха и менять комплектующие, основываясь на рекомендуемых сроках эксплуатации. Если в техусловиях написано, что фильтр потребуется заменить через 15 тыс. км пробега, делают это на 2-3 тыс. км раньше. Некоторые водители даже понятия не имеют, что фильтрационная система очень важна. Они не смотрят на состояние фильтра, чем ставят под угрозу работоспособность двигателя.
Можно ли ездить до устранения проблемы?
При выявлении масла на фильтре езду на автомобиле прекращают, проводят диагностические мероприятия. Длительное игнорирование проблемы удорожает ремонт.
Замена фильтра
Воздушный фильтр меняют самостоятельно или в СТО. Для этого потребуется:
- открыть капот, найти рядом с двигателем черный коробок, внутри которого расположен фильтрующий элемент;
- открутить крепления, аккуратно снять верхнюю часть, чтобы мусор не высыпался во время процедуры;
- удалить фильтрующий элемент;
- удалить загрязнения внутренней части корпуса;
- установить новый фильтр уплотнительной поверхностью вверх;
- закрыть верхнюю часть корпуса, герметично закрепить.
Чтобы не столкнуться с серьезной поломкой двигателя, отсрочить его ремонт, необходимо приобретать качественные продукты. Масло, бензин, фильтр не следует покупать у неизвестных поставщиков. Экономия на материалах провоцирует поломку двигателя, это обходится дороже, чем заменить фильтр или купить хорошее масло, бензин.
Видео
Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов
Три причины, из-за которых моторное масло может попадать в воздушный фильтр
Почему моторное масло может попадать в воздушный фильтр: три причины
Моторное масло никогда не должно попадать в воздушный фильтр. Если подобное происходит, значит, в машине есть неисправность. В зависимости от причин попадания масла в воздушный фильтр и будет определен характер ремонта машины (мелкий или капитальный).
Напомним, что воздушный фильтр предназначен для улавливания мусора, грязи и других частиц, которые могут попасть в двигатель. Вот почему так важно чаще менять воздушный фильтр. Причем даже если на вид он кажется достаточно чистым. Каков регламент замены воздушного фильтра в вашей машине, можно посмотреть в руководстве к транспортному средству или в сервисной книжке.
Если вы часто стоите в пробке, регулярно ездите на дальние расстояния по загородным шоссе, а также проживаете в регионах, где в воздухе постоянно образуется смог от лесных пожаров, горения травы и т. п., то желательно сократить периодичность замены воздушного фильтра, так как он будет загрязняться в подобных условиях намного быстрее.
Обычно моторное масло, попавшее в воздушный фильтр, обнаруживается во время ТО, в рамках которого меняется не только моторное масло/масляный фильтр, но и, в том числе, воздушный фильтр. В принципе, попадание масла в фильтр не является признаком катастрофической неисправности двигателя. Но этим все равно нельзя пренебрегать.
Работа воздушного фильтра
Воздушный фильтр на большинстве современных двигателей внутреннего сгорания расположен внутри корпуса воздухозаборника, который установлен в верхней части двигателя. Он прикреплен к системе впрыска топлива (или к турбине). Воздухозаборник предназначен для эффективной транспортировки воздуха (кислорода) в топливную систему для смешивания с топливом, в результате чего получается воздушно-топливная смесь, которая в последующем поступает в камеру сгорания.
Основной задачей воздушного фильтра является удаление частиц грязи, пыли, мусора и других примесей, прежде чем воздух смешается с жидким бензином (или дизельным топливом). Когда воздушный фильтр забивается грязью, это может привести к увеличению расхода топлива и снижению мощности. Если моторное масло попадает в воздушный фильтр, это также может существенно повлиять на производительность мотора. Давайте рассмотрим три основные причины, из-за которых масло может попадать в воздушный фильтр.
1. Засорен клапан принудительной вентиляции картера (PCV)
Клапан PCV соединен с корпусом воздухозаборника через резиновый вакуумный шланг, который часто используется для создания разрежения в картере двигателя. Этот компонент обычно устанавливается сверху крышки клапана головки цилиндров, где давление течет из нижней половины двигателя через головки цилиндров и выходит в воздухозаборник.
Клапан PCV, как и воздушный фильтр, в конечном итоге забивается чрезмерным количеством мусора (в данном случае клапан забивается моторным маслом). В этом случае клапан вентиляции картерных газов должен быть заменен в соответствии с рекомендациями автопроизводителя вашего автомобиля. Если клапан PCV не будет заменен в соответствии с рекомендациями, избыточное масло будет проходить через клапан PCV и попадать в систему впуска воздуха. В результате воздушный фильтр начнет забиваться моторным маслом.
Что делать? Если определено, что причина попадания масла в воздушный фильтр – это засоренный клапан PCV, его следует заменить. Также необходимо очистить воздухозаборник и установить новый воздушный фильтр.
2. Изношенные поршневые кольца
Вторым потенциальным источником попадания моторного масла в корпус воздушного фильтра является износ поршневых колец двигателя. Кольца установлены по наружному краю поршней. Кольца в поршневой группе играют очень важную роль. Одни кольца держат компрессию внутри мотора. Другие регулируют толщину пленки моторного масла в камере сгорания во время каждого хода поршней. Когда кольца изнашиваются, они ослабевают и могут пропускать через себя моторное масло.
Обычно это приводит к появлению в выхлопной трубе голубого дыма. На ранних стадиях износа поршневых колец чрезмерный выброс масла может приводить к избыточному давлению внутри картера, из-за чего через клапан принудительной вентиляции картерных газов начинает проходить больше масла. В итоге масло начинает попадать в воздухозаборник и далее в воздушный фильтр.
Что делать? Если вы заметили моторное масло в воздушном фильтре или корпусе воздухозаборника, покажите автомобиль автослесарю. Возможно, вашему мотору нужна диагностика. Например, нужно померить компрессию двигателя, чтобы определить, изношены ли кольца. Автомеханик, установив компрессометр на каждый цилиндр двигателя, проверит степень сжатия каждого из них. Если степень сжатия ниже, чем должна быть, тогда причина попадания масла в воздушный фильтр – в износе поршневых колец.
К сожалению, этот ремонт не так прост, как замена клапана рециркуляции картерных газов. Если в вашей машине изношены кольца, то оцените стоимость восстановительного ремонта двигателя. Вполне возможно, что вас не устроит ценник. Особенно это касается владельцев старых машин, где ремонт мотора может обойтись гораздо больше, чем стоимость всего автомобиля. В таком случае будет проще продать машину и приобрести более свежую.
3. Забиты масляные каналы
Последняя возможная причина, по которой моторное масло попадает в систему впуска воздуха (которое в конечном итоге засорит довольно-таки быстро даже новый воздушный фильтр), – засоренные масляные каналы двигателя.
Этот симптом обычно возникает, когда моторное масло и масляный фильтр не были заменены в соответствии с техническим регламентом. То есть тогда когда автомобиль переехал предельный километраж, на котором нужно было менять масло и фильтр.
Если вы часто будете менять моторное масло не вовремя, то внутри двигателя начнут появляться чрезмерные углеродистые отложения и осадок (особенно внутри картера). Когда масло не циркулирует внутри двигателя, как положено, создается избыточное давление моторного масла, что приводит к выталкиванию масла через клапан принудительной вентиляции газов в картере. Далее масло, попадая в воздухозаборник, оказывается в воздушном фильтре.
Что делать? В этом случае достаточно заменить моторное масло и фильтр. Также необходимо заменить клапан картерных газов PCV и воздушный фильтр. Однако если циркуляция моторного масла вызвана углеродными отложениями, рекомендуется перед заливом новой смазки также промыть двигатель. И это еще не все.
Автослесари советуют заменить масло и масляный фильтр еще несколько раз через каждые 1500-3000 км, чтобы быть уверенным, что масляные отложения в двигателе ушли. Причем замена масла через короткий промежуток времени должна обязательна проходить после промывки мотора от старого масла.