Вакуумный насос для ассенизаторной машины: как устроен и как работает?
Одно из наивысших достижений человечества – канализация, благодаря которой люди больше не страдают чумой и другими заболеваниями, вызванными отходами жизнедеятельности.
Но случается так, что канализация засоряется. Её чистит ЖКХ, используя ассенизаторскую (калопромывочную) машину.
1 Как работает ассенизаторская машина?
Она представляет собой транспортное средство на базе КАМАЗа, ГАЗа, ЗИЛа, УРАЛа и других грузовиков. Основное отличие от других машин – наличие ассенизатора, специального бака на корпусе, куда под действием аппарата закачиваются отходы жизнедеятельности.
Ассенизатор на базе машины ГАЗель
Но какой же агрегат там стоит? Обычный циркулярный туда не поставишь, он тут же засорится, ведь вода в канализации полна различной грязи. Нужен такой аппарат, который не взаимодействует напрямую с водой. И таким стал вакуумный насос.
к меню ↑
1.1 Принцип работы
Вакуумный насос для ассенизаторской машины устанавливается внутри ассенизатора. Он выкачивает воздух из бака и под действием вакуумных сил туда закачивается вода из канализации. Помпа позволяет не взаимодействовать напрямую с водой, вся она проходит через шланг.
Чтобы выдержать давление, бак ассенизатора делают из прочного материала, выдерживающего давление воздуха снаружи. Но для разных целей существуют разные аппараты. Для воды одной степени загрязнённости нужно одно давление, для другой – другое. К тому же, если резко создавать вакуумное давление, то оборудование может прийти в неисправность. Надо сначала подготовить среду с помощью специального оборудования.
Разновидностей помп для ассенизаторской машины существует довольно много.
к меню ↑
1.2 Принцип работы вакуумных машин KOKS MegaVac (видео)
1.3 Разновидности
Существует следующие типы вакуумных насосов, делящиеся по степени вакуумного давления:
- низковакумный;
- высоковакуумный;
- бустерный;
- форвакуумный.
Низковакуумный насос, как понятно из названия, создаёт вакуум маленького давления. Его хватает, чтобы высасывать воду с грязью из канализации. Такие агрегаты самые популярные на ассенизаторских машинах. Создают давление около 1 Тор.
Комплектация вакуумного насоса для ассенизаторской машины
Высоковакуумные насосы создают высокое давление. Оно нужно для перекачки жидкостей больших плотностей, с которыми низковакуумные аппараты не справляются. Чаще всего используются в металлургии и химической промышленности. В металлургии им можно перекачивать раскалённый жидкий металл, в химической промышленности – газы и жидкости большой плотности. Для калопромывочных машин высоковакуумные агрегаты обычно не используются.
Бустерные насосы – самые мощные вакуумные агрегаты. Создают большее давление, чем высоковакуумные. Нужны там, где мощности аппаратов предыдущих типов не хватает. Обычно работает в паре с последним.
Форвакуумные насосы (предварительного разряжения) – позволяют включиться в работу другим помпам, создающим глубокий вакуум. Если создано слишком высокое давление, переключение между насосами может вывести из строя следующий в схеме создания давления аппарат. Во избежание этого снижают давление. Обычно используются вместе с высоковакуумными и бустерными насосами. Для калопромывочных машин не применяется, там нет необходимости в настолько высоком давлении.
Вакуумные установки высокого давления обычно используются в системе с другими насосами для большей эффективности.
Деление насосов по принципу работы:
- механические;
- магниторазрядные;
- струйные;
- сорбционные;
- криогенные.
На ассенизаторских машинах используются механические агрегаты. Остальные аппараты использовать просто не выгодно, они созданы для работы в лабораторных условиях, да и нет в них нужды. Мощности механических помп хватит.
Принцип работы такого прибора прост. Мотор двигает помпу, которая откачивает воздух. Ничего сложного. Существует один нюанс: для машин с разными двигателями используются насосы с разным вращением ротора. Для стабильной работы помпы на дизельной машине должен стоять вакуумный насос с ротором, который вращается в правую сторону. Пример такой машины – ГАЗ 3309. Для машин с карбюраторным двигателем используется насос с левым вращением ротора.
Комплектация ассенизаторсокй машины
2 Популярные модели
Вакуумные насосы для ассенизаторской машины стали применятся с 1930-х годов. За это время эти устройства прошли большой путь от самых простейших до самых современных. Сегодня выделились следующие модели, проверенные на практике:
- вакуумный КО-503;
- вакуумный КО-505А;
- вакуумный КО-510.
2.1 Модель КО-503
Стандартный аппарат, используется на ассенизаторских машинах с середины 1950-х годов. Проверен временем. Ротор аппарата вращается вправо. Устанавливается на ГАЗ-53, ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309. Корпус сделан из чугуна, который выдерживает вакуумное давление, создаваемое самим насосом.
- частота вращения мотора: 1500 оборотов в минуту;
- производительность: 250 кубических метров в час;
- максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
- масса: 80 кг;
- размеры: 48×27х23 см.
Стоимость КО-503 составляет около 12 тыс. рублей.
к меню ↑
2.2 Модель КО-505А
Усовершенствованная модель КО-503 с вращением ротора влево. Устанавливается на машины с карбюраторным двигателем, вроде КАМАЗа, ЗИЛа или УРАЛа. Производительность выше, чем у предыдущей модели. Однако давление осталось на прежнем уровне, что неудивительно. Для выкачивания отходов из канализации высокое давление не нужно. В этой модели большее внимание уделено безопасности персонала, чем в первой.
Насос для ассенизаторской машины КО-505А
- частота вращения мотора: 1200 оборотов в минуту;
- производительность: 320 кубических метров в час;
- максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
- масса: 110 кг;
- размеры: 52×30х29 см.
Стоимость КО-505А составляет около 13 тыс. рублей.
к меню ↑
2.3 Модель КО-510
Самая современная модель вакуумного насоса с механическим типом работы. Отличительная особенность – возможность вращения ротора и вправо, и влево. Это позволяет устанавливать агрегат на машины с любым типом двигателя. Однако помпы в насосе индивидуальные для правостороннего и левостороннего вращения ротора. Производительность насоса выше, чем у других предыдущих моделей. Максимальное давление на том же уровне. Немного улучшено КПД.
- частота вращения мотора: 1500 оборотов в минуту;
- производительность: 370 кубических метров в час;
- максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
- масса: 125 кг;
- размеры: 67×31х34 см.
Стоимость КО-510 составляет около 15 тыс. рублей.
Процесс откачки жидкости ассенизаторской машиной
Такой аппарат сегодня самый популярный, используется почти на всех ассенизаторских машинах в крупных городах.
к меню ↑
3 Правила эксплуатации
Как эксплуатировать насос на ассенизаторской машине:
- Проверить состояние аппарата. Всё должно быть подключено и исправно;
- Опустите рукав, по которому будут выкачиваться отходы, в канализацию;
- Откройте вентиль масломерного стакана для подачи масла;
- Откройте вентиль, который ведёт к рукаву;
- Включите агрегат;
- После окончания работ проделайте всё в обратном порядке.
3.1 Советы по эксплуатации
- подбирайте нужный тип помпы для определённой работы;
- очень важной составляющей правильной работы является совпадение стороны вращения ротора с типом двигателя;
- агрегат не следует эксплуатировать более часа, так как он очень сильно греется во время работы;
- вовремя производите техническое обслуживание. Это сильно продлит срок службы;
- следите, чтобы детали всё время были смазаны. Масло следует регулярно заменять на чистое;
- помпа насоса всегда должна быть чистой;
- сборка насоса всегда должна быть доделана до конца. В противном случае возможна серьёзная поломка;
- средний расход масла – 80 грамм в час;
- на корпусе насоса производители указывают направление вращения ротора;
- правильно подключайте аппарат к системе во избежание поломок.
Машинка для чистки канализации барабанного типа
3.2 Меры предосторожности
- Не прикасайтесь к вакуумному насосу во время работы! Он сильно греется.
- Не трогайте аппарат во время работы. В нём полно двигающихся деталей, которые представляют опасность.
- Проверяйте заземление. Аппарат работает от электричества и в случае отсутствия заземления велика вероятность удара тока.
- Шум от работающего агрегата может вызвать повреждения слуха. Используйте защитное оборудование.
- Используйте защитные маски. Вакуумный насос может выбрасывать в воздух вредные вещества, например, масляный туман.
- Вибрация от работы аппарата может вызывать различные заболевания.
Вакуумные насосы применяются в таких ситуациях, где прямое взаимодействие с переливаемым веществом нежелательно. Такими ситуациями является очистка канализации, работа на металлургическом или химическом предприятии.
На ассенизаторских машинах, служащих для очистки канализации, также используются вакуумные насосы, создающие низкое давление. Высокое давление при работе с канализацией не нужно. При правильном выборе насоса и правильной эксплуатации устройства прослужат долго.
Что такое вакуумный насос. Какие признаки неисправности и устранение. Что такое вакуумный насос и для чего он нужен.
29 января 2021 г.
164
Время на чтение: 4 мин.
Что такое вакуумный насос для автомобиля
Автомобильный вакуумный насос – такие устройства присутствуют в конструкции практически всех современных машин. Чаще всего их используют в качестве усилителя тормозной системы. Но эти устройства могут использоваться и для других целей, например, для управления турбонагнетателями либо для улучшения работы климат-контроля.
Принцип работы вакуумных насосов различных типов, их особенности
Принцип работы вакуумного насоса заключается в создании разрежения в определенной области. Устройства, которые применяют в автомобилестроении обычно рассчитаны на разрежение до 0,7-0,9 бар. Удаленный из вакуумной системы воздух затем поступает в картер коленвала либо подается к головке блока цилиндров.
Место размещения таких устройств чаще всего располагается рядом с головкой блока цилиндров либо непосредственно на ней. За счет этого достигается непрерывное снабжение устройства маслом, а в действие его приводит распредвал.
В зависимости от строения вакуумные насосы делят на виды:
1. Поршневые. Создают разрежение путем движения расположенного внутри корпуса устройства поршня и работы клапанов. Подвидом такой конструкции можно считать штанговые насосы, в них функцию поршня выполняет специальная штанга.
2. Мембранные. Вакуум создается при смещении внутреннего маятника и мембраны. За счет отсутствия трущихся частей практически не подвержен поломкам из-за загрязнений.
3. Пластинчатые. Высокая степень разрежения достигается за счет движения ротора с закрепленными на нем пластинами.
Поршневые и мембранные устройства сейчас применяют редко. В современных авто используют пластинчатые разновидности насосов либо комбинируют их с другими разновидностями (топливно/вакуумные, вакуумно/масляные).
Работает вакуумный усилитель тормоза следующим образом:
1. В обычном состоянии диафрагма, связанная с тормозным цилиндром прижата к стенке атмосферной части полости возвратной пружиной. При этом давление в камерах практически одинаковое (значительно ниже атмосферного), что обеспечивает работа следящего клапана.
2. При торможении усилие подается на диафрагму и смещает ее. В результате через перепускной клапан в атмосферную камеру попадает воздух. За счет разницы давлений он смещает перегородку между полостями, которая при смещении передает усилие на гидроцилиндр.
3. Когда водитель убирает ногу с тормозной педали возвратная пружина подает диафрагму назад. Это ведет к прижатию перегородки к стенке атмосферной полости, перекрытию перепускного клапана и вакуумированию всего внутреннего объема.
Разрежение при этом создается за счет работы поршня в цилиндре. В момент впуска топлива он опускается вниз, что создает область пониженного давления. Посредством шланга в нее откачивается воздух и вакуумной полости. В бензиновых моторах дополнительные насосы устанавливают редко, так как работы поршней достаточно для откачки воздуха, дополнительные насосы чаще используют в дизельных машинах.
Основные неисправности
Вакуумный насос входящий в состав тормозной системы автомобиля нередко выходит из строя. Это связано с тем, что устройство подвергается достаточно высоким нагрузкам, чувствительно к загрязнениям. Главные признаки неисправности:
1. Заметное снижение эффективности работы тормозов.
2. Двигатель начинает «троить».
3. Педаль тормоза начинает туго продавливаться.
Эти проблемы вызваны потерей герметичности в системе. Обычно возникают в результате повреждения шланга откачки воздуха, которые соединяет впускной коллектор и усилитель. Но бывают и другие неисправности:
1. Нарушение герметичности атмосферной либо вакуумной камерах.
2. Повреждения внутренних механизмов насоса.
3. Поломки клапанов.
4. Выход из строя возвратной пружины.
Важно понимать, что даже если насос полностью прекратит функционировать тормозная система останется работоспособной. Но ее работа заметно ухудшиться, что может стать причиной серьезной аварии в результате потери управления транспортным средством.
При первых признаках неисправности необходимо провести диагностику работы вакуумной системы. Даже не обладая серьезными навыками можно выполнить поверхностный осмотр, что позволит обнаружить повреждения шланга либо нарушения целостности корпуса. Но для поиска более серьезных неисправностей лучше обратиться в специализированный центр.
Заключение
Чаще всего неисправности усилителя тормозов легко исправить заменой износившейся части. Но если был поврежден корпус – придется заменить весь узел. Также полная замена рекомендуется после ремонта поврежденного двигателя так как работа насоса тесно связана с ним. Это позволит в дальнейшем избежать нанесения косвенного ущерба тормозной и двигательной системе.