Меню

Тест драйв вилочного погрузчика

Силачи из Японии. Попытка теста вилочного погрузчика в российских условиях

В прежние времена было модно массово посылать сотрудников предприятий, научных работников и студентов трудиться на овощные базы. Особенно отличался осенний сезон закладки продуктов полей и огородов: «плодоовощной десант» охватывал бо’льшую часть населения любого мало-мальски крупного города. Бывало, работали даже в три смены.

В те годы на складах в основном использовались электрические вилочные погрузчики. Страшно вспомнить, в каком состоянии они иногда находились: обшарпанные, с лохмотьями окиси на аккумуляторных батареях, а что удручало более всего – ежечасно ломающиеся. С моторными погрузчиками дело обстояло не лучше: краска была, как правило, только на новых машинах, а масло из гидросистемы подъемника обильно покрывало салон и даже водительское кресло. Иногда казалось, что они работают исключительно на одном честном слове. И название у них было народное и очень точное – «кара». Не важно, какого производителя, электрический или моторный, всё одно – «кара». Вот такие нерадостные воспоминания терзали нашу редакционную тест-группу, когда мы по приглашению фирмы «Универсал-Спецтехника» выехали на тест-драйв вилочных погрузчиков японской компании Komatsu.

Терзались мы напрасно, это стало понятно, как только мы подошли к складу компании – огромному ангару, заполненному разными погрузчиками. На демонстрационной площадке нас поджидали три очень симпатичные машины серии AX20 грузоподъемностью 1,5 т.

Вот такой «грузовой» рычаг привода ручного тормоза погрузчика

Несмотря на яркий трехцветный дизайн, округлыми и крепкими формами они очень напоминали борцов популярной в Японии борьбы сумо. Похожие друг на друга как близнецы-братья, модели одинаковой грузоподъемности на самом деле существенно различались, и прежде всего – двигателями и трансмиссиями.

В качестве основной модели для тест-драйва был взят погрузчик FD15T-17 с автоматической коробкой передач (КП) и дизельным двигателем Komatsu 4D92E. Самое приятное впечатление оставило рабочее место оператора (не водителя и тем более не «карщика», а именно оператора): отличное эргономическое, даже, можно сказать, ортопедическое кресло с тремя системами регулировок и боковыми поддержками подушки и спинки. На подушке дополнительно установлены рукоятки и ремень безопасности. Наши люди к ремням безопасности, к сожалению, относятся скептически, тем более на погрузчиках, но в Японии это стандартная комплектация.

Так устанавливается газовый баллон на погрузчике

Для повышения комфортности работы оператора погрузчика, а значит, и производительности его труда рулевая колонка регулируется по углу наклона. Учитывая также, что руль удобен по диаметру и толщине, оператор вполне может организовать себе весьма комфортное рабочее место. Очень удобно расположены и подрулевые переключатели. Справа от руля – переключатель переднего и заднего хода (только на машинах с автоматической трансмиссией). Здесь же находится общий рычаг для фар, световой индикации комбинации приборов и сигналов поворота (в официальной инструкции он позиционируется как «единая колонка для фар и индикаторных ламп»). Помимо прочего у рычага есть функция автоматического включения сигналов поворота, что значительно облегчает работу оператора. Руль совершенно не закрывает комбинацию приборов, аскетичную, но предельно информативную, что позволяет оперативно уточнять режимы эксплуатации погрузчика.

Элементы системы KAPS в действии

В серии AX20, как и в BX20, применен удобный кнопочный стояночный тормоз, обеспечивающий безопасную, надежную стоянку, когда исключен самопроизвольный отпуск тормоза. Понятно, что педали на японский погрузчик устанавливают не абы какие, а особой конструкции, увеличенного размера. Для педали «газа» сделана роликовая опора, что позволяет точно передавать усилие от нажатия на нее и обеспечивает улучшенное регулирование на малых скоростях. На модели с автоматической КП отсутствует педаль сцепления.

Рычаги подъемника расположены удачно, на расстоянии вытянутой руки оператора. И работали они безукоризненно! Тестируемый погрузчик был оснащен дизельным двигателем 4D92E (2,7 л, 36 кВт). Это дизель с улучшенной синхронизацией впрыска топлива, что снижает токсичность отработавших газов и характерный запах. В двигателе применены предкамеры и главные камеры сгорания новой конструкции, существенно снижающие расход топлива. Система стартера с быстродействующим запалом гарантирует быстрый и надежный запуск двигателя в любых погодных условиях, даже при минус 20 °С. Дизель достаточно эластичный и работает без «надрыва» при больших нагрузках.

Самое интересное в модели заключалось в усовершенствованной системе рулевого управления (KAPS): ее устройство таково, что силовой цилиндр размещен внутри задней оси, поэтому коленчатый рычаг, рычажный механизм и шаровые муфты, необходимые для прежней полуинтегральной системы управления (FHPS), уже не нужны. По сравнению с предыдущей системой в KAPS мощность передается по прямой схеме – от силового цилиндра в задней оси непосредственно на кулак. При этом на неподвижной машине обеспечивается 100%-ное управление. Полная реализация мощности машины улучшает качество грузовых операций в стесненном пространстве. В полностью гидростатической системе рулевого управления (FHPS) трохоидный насос подключается к коробке рулевого механизма для включения гидроцилиндра, а в системе KAPS применен быстродействующий клапан для управления гидравлическим контуром, что облегчает рулевое управление. В результате погрузочно-разгрузочные операции выполняются более четко и точно, при этом повышается производительность при продолжительной эксплуатации.

У погрузчиков FD15T-17 регулируемая рулевая колонка

В KAPS применяется замкнутая гидравлика. Таким образом, цилиндр остается жестко закрепленным при любой тряске на неровной поверхности. Тяга с обратной связью удерживает постоянными угол поворота колес и угол поворота. В результате исключается рассогласованность угла поворота и угла поворота колес, что создавало немалые трудности для системы FHPS. В общем, по динамике и управляемости погрузчики весьма привлекательны. То же можно сказать и о тормозной системе.

В обслуживании японские погрузчики весьма просты. Благодаря специальной конструкции напольную плиту и кожух радиатора можно снять без инструмента и с минимальными усилиями. Капот легко поднимается и удерживается с помощью газового демпфирования. Доступ к агрегатам двигателя свободный. Небольшую аккумуляторную батарею можно быстро и легко снять, как и расширительный бачок радиатора.

В конструкции подъемного механизма тоже все продумано до мелочей. Погрузчик с автоматической КП оснащен двухсекционным подъемным устройством, с механической КП – трехсекционным (любая модель Komatsu может комплектоваться грузоподъемником обоих типов). Телескопический шток угла наклона подъемного устройства имел специальные ограничители, которые регулируют безопасный угол наклона подъемного устройства при максимальной высоте, чтобы груз не перевесил погрузчик и не завалил его назад. Все остальное в погрузчике с механической КП абсолютно одинаково с погрузчиком, оборудованным автоматической трансмиссией, разве что появилась педаль сцепления и убран подрулевой рычаг переключения переднего и заднего хода.

Ну чем не легковой автомобиль?

Третий погрузчик по эргономике и комплектации тоже не отличается от предыдущих двух, кроме очень существенного момента – он оснащен бензиновым двигателем Nissan H15 (28,5 кВт). Более того, двигатель этот можно напрямую подключать к газобаллонной аппаратуре. Что дает такой вариант потребителю? Прежде всего – более чистую атмосферу в складском помещении с замкнутым пространством. Далее – топливную экономичность. И все это при неизменно высокой производительности погрузчика.

Подведем итоги мини-теста погрузчиков Komatsu AX20. Можно сказать, что эти высокопроизводительные погрузчики конструктивно хорошо продуманы и эргономичны. Подвижные части погрузочного устройства снабжены масленками для своевременной профилактики, простым в эксплуатации устройством натяжения цепи. Отдельно отметим очень хорошую ремонтопригодность машин – практически ко всем агрегатам и системам доступ свободный. К сожалению, мы ничего не можем сказать о ресурсе погрузчиков, поскольку для этого требуется длительно отслеживать их в работе. Однако даже столь короткое знакомство с японскими погрузчиками произвело на нас безусловно положительное впечатление.

Тест-драйв вилочного погрузчика TCM FB 15-7

Седьмое поколение электропогрузчиков японской корпорации TCM состоит из девяти основных моделей грузоподъемностью (г/п) от 1 до 3 т (последняя модель ряда г/п 1750 кг разработана в 2007 г.). Каждая модель данной серии имеет своего потребителя, отличительные особенности, и по-своему интересна, но для теста мы специально выбрали наиболее востребованный на складах электропогрузчик г/п 1,5 т TCM FB 15-7.

В первую очередь необходимо отметить, что к нам на испытания попал не специально подготовленный тестовый экземпляр напольно-транспортного оборудования TCM, а стандартная машина. На складе компании-продавца имелось несколько электропогрузчиков различной грузоподъемности, и мы сами выбрали машину для испытаний. Только после этого ее начали готовить к тесту – устанавливать оптику, зеркала и т. д. Зачастую на тесты предоставляют «топовые» модели складского оборудования с большим количеством дополнительного оборудования, мощными двигателями и (применительно к электропогрузчикам) аккумуляторными батареями увеличенной емкости, поэтому, конечно, испытание самой обычной машины в стандартной комплектации, отработавшей всего 0,5 машиночасов, представляло большой интерес.

Читайте также:  Тест драйв мерседес с класс amg

Подавляющее большинство вилочных погрузчиков TCM с электрическим приводом окрашены в корпоративные светло-серые тона. В сравнении с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, они имеют более строгую прямоугольную форму корпуса. В роли противовеса в модели выступает тяжелая аккумуляторная батарея, что положительно сказывается на ее габаритных размерах, маневренности и обзоре при движении задним ходом. Многие металлические детали погрузчика закрыты пластиковыми накладками, что придает машине внешнюю легкость. Качество изготовления и окраски не вызывает нареканий. Комплект светотехники состоит из двух фар и повторителей поворотов спереди, и двух комбинированных фонарей сзади. Последние, кстати, расположены в верхней поперечной стойке кабины, что защищает их от повреждений. До полного набора не хватает только проблескового маячка. Нужен ли он – вопрос спорный: при постоянной эксплуатации техники в закрытых складских помещениях, работающие маячки успевают утомить как самих операторов, так и других работников. Зачастую их либо выключают, либо накрывают картонными коробками. Поэтому красный или желтый маячок, синхронизированный с сигналом заднего хода, устанавливается только под заказ.

Эргономика

При работе на складе оператору достаточно часто приходится покидать свое место, что снижает эффективность труда. Поэтому удобство входа-выхода для электрической складской техники крайне важный фактор, и борьба здесь идет за каждый сантиметр. В этом аспекте погрузчик TCM FB 15-7 являет собой пример для подражания – ступеньки достаточно широкие и расположены предельно низко. Уровень пола так же снижен на 40 мм в сравнении с машинами предыдущего поколения. В сумме это дает практически идеальный алгоритм входа-выхода. Ступеньки имеют специальное противоскользящее покрытие, на стойках кабины размещены удобные поручни.

Расположиться на своем рабочем месте оператор сможет достаточно комфортно – гидроцилиндры спрятаны под специальными накладками, оставляя пространство для ног . Эргономичное сиденье с ремнем безопасности, подлокотниками и регулируемой по наклону спинкой обеспечивает ощутимую боковую поддержку, при этом водитель не чувствует себя скованно. Благодаря мачте с уменьшенными стойками и максимально низко опущенной передней панели при движении с опущенными вилами обзорность с места оператора великолепная. На испытываемой машине был установлен гидроцилиндр свободного хода каретки, который позволяет поднимать груз на высоту до 1 м без изменения высоты мачт. Он существенно снижал обзорность при движении погрузчика с поднятыми вилами, однако эта функция обеспечивает работу погрузчика в стесненных условиях (внутри контейнера или фуры) при складировании груза в два яруса. У погрузчика в стандартном исполнении такой цилиндр отсутствует.

Рычаги управления гидравликой традиционно находятся справа от рулевого колеса и окрашены в различные цвета для лучшей идентификации и облегчения работы с ними. Размещенный на рулевой колонке жидкокристаллический цифровой дисплей выполнен единым блоком и содержит лишь самую необходимую информацию – спидометр, счетчик моточасов, индикаторы зарядки батареи и режима работы погрузчика.

Переменный ток

Электропогрузчики TCM седьмой серии оснащаются тяговыми электродвигателями переменного тока мощностью 11,5; 13,1; и 17,3 кВт. Технику г/п до 2 т оснащают наименее мощным двигателем (11,5 кВт), но как показали практические испытания, даже при этом 1,5-тонный погрузчик ведет себя очень достойно и выдает неплохие динамические показатели. С помощью специального контроллера оператор может регулировать режим работы напольно-транспортного оборудования, включая как скорость самого погрузчика, так и скорость подъема и наклона мачты. TCM FB 15-7 имеет три фиксированных режима работы – супер, усиленный и экономичный. Естественно, что последний режим способен обеспечить максимально долгую эксплуатацию техники на одной зарядке аккумуляторной батареи. Но изменение режима это не просто маркетинговый ход производителя. При включении экономичного режима машина становиться «вялой», даже при резком нажатии на педаль газа погрузчик ускоряется как будто нехотя, в развалку. В режиме «супер» ситуация противоположная – при малейшем нажатии на педаль газа машина срывается с места, пустые вилы «взлетают» вверх практически моментально. Стоит ли говорить, что при таком режиме работы разрядка аккумуляторной батареи происходит достаточно интенсивно. Установка двигателя переменного тока позволила использовать на погрузчиках систему рекуперации энергии, увеличивающую продолжительность работы электропогрузчика на одном цикле зарядки. При изменении направления движения, торможении мотором либо движении накатом электрооборудование вырабатывает энергию для зарядки АКБ. Поэтому при эксплуатации электропогрузчика пользоваться педалью тормоза рекомендуется только в случаях экстренного торможения. В других ситуациях целесообразно тормозить двигателем – таким образом, вы продлите срок службы и тормозных колодок, и аккумуляторных батарей. Кстати, педаль тормоза выполнена не напольной, а подвесной, что доставляет некоторые неудобства при торможении. Спасает то, что пользоваться педалью тормоза приходится крайне редко.

Читайте также:  Форд мондео 2012 года тест драйв

За работу гидравлического оборудования отвечает электронасос мощностью 8,6 кВт, способный создавать давление 145 кг/см 3 . Благодаря применению отдельного насоса для навесного оборудования конструкторам удалось избежать ненужных во время прямолинейного движения техники затрат энергии на обслуживание гидрооборудования – насос включается в работу только в момент подъема груза. Такая схема также позволила увеличить продолжительность работы погрузчика на одной зарядке. Кроме этого, выросла скорость подъема и опускания каретки без потери информативности и точности управления навесным оборудованием.

Техническая характеристика вилочного погрузчика TCM FB 15-7

Грузоподъемность, кг 1500
Полная масса (без АКБ), кг 2015
Высота подъема вил, мм 3000
Колесная база, мм 1250
Угол наклона мачты вперед/ назад, град. 06.12.09
Высота по защитной крыше, мм 2050
Длина с вилами, мм 2875
Ширина по шинам, мм 1070
Свободный ход вил, мм 155
Размеры вил (длина, ширина, толщина), мм 920х100х35
Дорожный просвет по центру колесной базы, мм 95
Радиус поворота, мм 1700
Скорость движения вперед с грузом/ без груза, км/ч 14/ 16
Скорость подъема вил с грузом/без груза, мм/с 350/ 580
Скорость опускания вил с грузом/ без груза, мм/с 430/ 565
Мощность электродвигателя, кВт 11,5
Напряжение/ емкость АКБ, В/А ч 48/ 400
Шины Пневматические:
передние 6.00-9-10 PR, задние 16×6-8-10 PR

Обслуживание

На протестированном погрузчике в базе имеется встроенное ЗУ, что позволяет заряжать батарею, не извлекая ее из погрузчика, например, во время ночной стоянки. В погрузчиках TCM седьмой серии предусмотрено только вертикальное извлечение аккумулятора из машины. Функции бокового извлечения не предполагается даже в виде опции. Для облегчения манипуляций с АКБ можно заказать лишь специальный аккумуляторный ящик со скобами для подъема. Соединительный разъем расположен снаружи батареи за ногами оператора.

Бокс для аккумуляторных батарей имеет универсальный размер, поэтому установка АКБ повышенной емкости не потребует дополнительного переоборудования. Стандартный аккумулятор закреплен при помощи металлического уголка, который в случае установки АКБ большего размера просто убирается, освобождая дополнительное место.

Количество точек ежедневного контроля на электропогрузчиках TCM сведено до минимума. Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях займет считанные секунды – в каждой банке установлен контрольный поплавок, и в случае необходимости долива жидкости он попросту не всплывет. Для максимально простого доступа к электронным «мозгам» техники, контроллеры расположены в хвостовой части погрузчика и за боковыми панелями под ступеньками.

Зачастую современные требования безопасности, экологичности и производительности вынуждают компании дорабатывать конструкции погрузчиков, применять сложные электронные системы, устанавливать новейшие узлы и агрегаты, что не всегда положительно сказывается на надежности техники, особенно в сложных российских условиях эксплуатации. Тем не менее конструкторам компании TCM удалось создать максимально простой и надежный электропогрузчик, соответствующий при этом всем современным стандартам и запросам потребителей.

Adblock
detector