1.1.2. Конструкция двигателя: Газораспределительный механизм.
Распределительные валы — отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности введен отбел кулачков.
Валы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы.
Привод распределительных валов (рис.6) — цепной, двухступенчатый. Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала, ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала, ведомые звездочки 12 и 14 распределительных валов, две цепи (72 и 92 звена) 4 и 9, гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8, рычаги натяжного устройства 3 и 7 и успокоители цепей 13, 16 и 17 . Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями, размещенными: один – на передней крышке блока цилиндров (крышке цепи), другой – на головке цилиндров.
Рис.6. Привод распределительных валов:
1 – звездочка коленчатого вала; 2 – гидронатяжитель нижний; 3 – рычаг натяжного устройства нижней цепи; 4 – цепь нижняя; 5 –звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездочка промежуточного вала ведущая; 7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи; 8 – гидронатяжитель верхний; 9 – цепь верхняя; 10 – установочная метка на звездочке; 11 – установочные штифты; 12 – звездочка распределительного вала впускных клапанов; 13 –успокоитель цепи верхний; 14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 15 – верхняя плоскость головки цилиндров; 16 – успокоитель цепи средний; 17 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки на блоке.
Клапаны — изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в процессе работы проворачиваться. Клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ-2108.
Привод клапанов (рис.7) от распределительных валов непосредственный через цилиндрические гидротолкатели 7, для которых выполнены направляющие отверстия в головке цилиндров. Применение гидравлических толкателей исключает необходимость регулировки зазоров.
Рис.7. Привод клапанов:
1 — клапан впускной; 2 — головка цилиндров; 3 — тарелка пружины клапана; 4 — колпачок маслоотражательный; 5 — пружина клапана наружная; 6 — вал распределительный выпускных клапанов; 7 — гидротолкатель; 8 — сухарь клапана; 9 — клапан выпускной; 10 — пружина клапана внутренняя; 11 — шайба опорная пружины клапана; 12 — вал распределительный впускных клапанов.
Пружины клапанов — двойные. Пружины и детали их крепления взаимозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ-2108.
Гидротолкатели — выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой и подводом масла от магистрали в головке цилиндров.
Вал промежуточный (рис.8) — предназначен для установки на нем звездочек 3 и 4 привода распределительных валов, а также винтовой шестерни 9 привода масляного насоса.
Рис.8. Вал промежуточный:
1 — болт; 2 — пластина стопорная; 3 — звездочка ведущая; 4 — звездочка ведомая; 5 — втулка передняя вала; 6 — вал промежуточный; 7 -труба промежуточного вала; 8 — гайка; 9 — шестерня привода масляного насоса ведущая; 10 — втулка задняя вала; 11 — блок; 12 — фланец промежуточного вала; 13 — штифт; 14 — шестерня привода масляного насоса ведомая.
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Двигатели ЗМЗ–409.10 и ЗМЗ-40904.10 предназначены для установки на автомобили Уаз Хантер, модели 315195 и 315196, экологического класса Евро-2 и Евро-3 с колесной формулой 4х4 и полной массой до 3500 кг.
Модификации двигателя ЗМЗ-409, 4091, 40904 для Уаз Хантер, Уаз-315195, Уаз-315196.
409.1000400-80 или 40900Т.
Комплектность c КМСУД Микас 7.2, сцеплением LUK или Valeo, со второй половины 2011 года сцеплением ОАО ЗМЗ, ГУР, КПП фирмы Dymos.
409.1000400-90 или 40900U.
Комплектность c КМСУД Микас 7.2, сцеплением LUK или Valeo, со второй половины 2011 года сцеплением ОАО ЗМЗ, кронштейном ГУР 31602-3407059, КПП фирмы Dymos, антитоксичными системами.
40907.1000400-90 или 40907U.
То же, что и в 40900U, но в тропическом исполнении.
4091.1000400-100 или 409100.
Комплектность с ЭСУД фирмы Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, сцеплением ЗМЗ.
4091.1000400-82 или 409100.
Комплектность с ЭСУД фирмы Bosch, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры, ГУР (г. Борисов), для УАЗ-315196 Hunter.
4091.1000400-110 или 409100.
Комплектность с ЭСУД фирмы Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ГУР 31602-3407059, сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером.
4091.1000400-120 или 409100.
Комплектность с ЭСУД фирмы Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, сцеплением ЗМЗ, с
транспортным картером, для УАЗ-315196 Hunter.
40904.1000400-20 или 409040.
Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059 для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos.
40904.1000400-30 или 409040.
Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059.
40904.1000400-21 или 409040.
Комплектность с механическим натяжителем ремня привода агрегатов, кронштейном ГУР 31602-3407059 для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos.
40904.1000400-31 или 409040.
Комплектность с механическим натяжителем ремня привода агрегатов для автомобиля с ГУР, кронштейн 31602-3407059.
40904.1000400-90 или 409040.
Комплектность с кронштейном ГУР 31602-3407059, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером сцепления.
40904.1000400-91 или 409040.
Комплектность с механическим натяжным роликом, с кронштейном ГУР 31602-3407059, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером сцепления.
40904.1000401-20 или 409040.
Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059, со сцеплением фирмы Luk, для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos.
40904.1000401-50 или 409040.
Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059, со сцеплением ЗМЗ, для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos.
40904.1000401-60 или 409040.
Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059, со сцеплением ЗМЗ, для автомобиля Уаз Хантер с КПП АДС.
ЗМЗ 409 Двигатель — Технические характеристики, проблемы и неисправности
Среди образцов отечественного моторостроения имеются действительно удачные образцы двигателей. Один из них – двигатель ЗМЗ 409, получивший распространение на машинах УАЗ, и некоторых других.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409
Рассматриваемый двигатель начал сходить с конвейеров Заволжского моторного завода в 1996. Он явился логическим развитием 406 линейки двигательных агрегатов ЗМЗ, предшественником которой, в свою очередь, был двигатель 405. Блок цилиндров от 405 двигателя остался без изменений, модификации подвергся коленвал (установлена модель с увеличенным до 94 мм. ходом), и поршни с 4-миллиметровым смещением. Путем этих манипуляций была получена новая модель двигателя — 409.
В 2003 внедрили новые распредвалы в конструкцию.
Двигатель 409 в снятом виде:
ЗМЗ 409 – инжекторный двигатель на бензине, имеющий 4 цилиндра в рядной компоновке и 16 клапанов. В 409 двигателе система инжектора управляется микропроцессорными электронным блоком.
Система охлаждения этого двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Смазка двигателя осуществляется по комбинированной схеме, с принудительным распрыскиванием моторного масла.
Основные технические характеристики инжекторного двигателя 409 серии:
Объем мотора | 2.3-2.7 л. в зависимости от модификации |
Развиваемая мощность | До 143 сил |
Номинальный крутящий момент | До 230 Нм на 3900 оборотах |
Компрессия | 9 |
Топливо | Бензин не менее АИ 92 |
Расход в городском режиме | Около 12 литров |
Расход масла | 100 грамм на 1000 км. |
Тип масла | В зависимости от сезона и модификации, от 5W-30 до 20W-40 |
Объем масла в двигателе | 7 литров, для замены нужно заливать около 6 |
Вес двигателя | 190 кг. |
Ресурс двигателя производителем заявлен относительно небольшой, всего 150 тыс. километров пробега. Фактически владельцы машин с этими моторами сообщают о нормальной работе двигателей, при своевременном и правильном обслуживании, до 250 тысяч и более.
Обладатели автомобилей с этим двигателем отмечают его несомненные преимущества при езде по бездорожью, а также дешевизну и ремонтопригодность. Но вместе с этим автолюбители жалуются на высокий расход топлива (12 литров – много, по современным меркам) и плохую динамику при езде «на асфальте».
Конструктивные особенности
Устройство рассматриваемого двигателя просто и достаточно надежно. 409-й обладает прочным чугунным блоком цилиндров (которые расточены прямо в нем), между цилиндрами предусмотрены каналы для хладагента.
Интересно: подразумевалось изначально, что двигатель будет оснащаться разнообразным навесным оборудованием, поэтому в моноблочной конструкции предусмотрели соответствующие каналы для смазки, технологические отверстия, разные в определенных моделях двигателя 409.
Головка блока цилиндров отлита из алюминия, на ней расположены клапаны выпуска и впуска – по 4 на цилиндр. Величина зазора цилиндров регулируется гидротолкателями. В ранних моделях гидротолкатели имели тенденцию к поломке, поскольку башмаки натяжителей изготавливались из пластика, отходы износа которого загрязняли масло. В дальнейшем от этой практики было решено отказаться, и башмаки заменили металлическими «звездочками».
Поршни мотора также алюминиевые и снабжены вставками для терморегуляции. Дно поршней снабжено четырьмя специальными канавками, которые помогают избежать тяжелых поломок от удара поршней о клапаны при неисправностях двигателя.
Важно: поршни от 405 и 409 двигателя – не взаимозаменяемы, поскольку в последнем ось пальца имеет смещение на 4 мм. к днищу.
Поршневых колец – 3 на каждом из поршней: одно маслосъемное, два компрессионных. Последние покрываются напылением из пористого хрома, на нижнее наносится оловянный слой защиты.
Коленвал двигателя – чугунный, для повышения прочности. Коленвал, в сравнении с таковым в 406 модификации, отличается большим радиусом кривошипа и соответственно увеличившимся до 94 мм ходом поршня.
Клапаны – стальные, выполнены из жаропрочного сорта металла, и могут проворачиваться в процессе работы, чем достигается более равномерный их износ.
Интересно: клапаны полностью взаимозаменяемы с таковыми от двигательной установки ВАЗ-2108.
Питание бензином ЗМЗ 409, как упоминалось ранее, инжекторное, смесь впрыскивается в цилиндры двигателя инжектором. Контролируется впрыск электронным микроконтроллером, так реализована, к примеру, топливная система УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, и прочих образцов от этого концерна.
Газораспределительный механизм
Распредвалы двигателя чугунные. Их конструкция незначительно отличается в зависимости от модификации двигателя ЗМЗ 409. Механизм приводится в действие цепью, уровень натяга которой обеспечивается и регулируется двумя гидронатяжителями – на передней крышке БЦ и на головке.
Внешний вид цепи ГРМ:
Куда ставится
ЗМЗ-409 ставится на машины производителя УАЗ:
- Патриот;
- Барс;
- УАЗ Хантер;
- Пикап;
- Симбир
- Карго;
- «Буханка» (в частности, 3909 и др.).
УАЗ Буханка инжектор, 409 двигатель, система охлаждения закрыто-жидкостная – часто встречается на дорогах РФ и СНГ, поскольку это дешевый и неприхотливый авто. Получила «УАЗ Буханка инжектор» 409 двигатель более полутора десятков лет назад, и за годы эксплуатации модель доказала свою жизнеспособность.
До 2005 ЗМЗ 409 ставился также на ГАЗовские автомобили Газель в модификациях:
- 5-тонный бортовой грузовой автомобиль 3302;
- грузопассажирский 33023;
- рамный фургон 2705;
- 13-местный микроавтобус ГАЗ 3221 и его вариант с повышенной комфортностью 32213;
- маршрутное такси модели 322132;
- карета «Скорой помощи», индекс 32214;
- ГАЗ «Соболь» моделей 22171, 221717 и 22177 (известен также как Баргузин), 2217.
В 2005 договор Заволжского моторного завода и концерна ГАЗ истек и заново не заключался, но завод вступил в холдинг Соллерс.
Модификации
За годы существования двигателей серии 409 было произведено несколько модификаций. Распространенные разновидности:
409.10
Мощность двигателя 0 142 силы, соответствие экологическим стандартам – на уровне Евро 2.
Двигатель соответствует нормам Евро 3, начал выпускаться заводом в 2007. Этот двигатель создан специально под классическую «Буханку», штатная мощность мотора – 125 сил.
Впервые сошел с конвейера в 2012. Основное предназначение – комплектация двигателем машин УАЗ 3303, бортовых грузовиков, называемых среди автолюбителей «Головастик», и различных модификаций Буханок. В двигатель включен датчик абсолютного давления, а также зубчатые цепи ГРМ. Паспортная мощность двигателя – 125 сил.
40904
Этим двигателем комплектуются «Хантеры», «Карго», «Патриоты» и «Пикапы» от УАЗ. В двигателе применен датчик абсолютного давления, впрыск топлива осуществляется посредством производительных двухпоточных форсунок. ГРМ на цепном приводе. В двигателе переработана крышка ГБЦ. Обновленный агрегат смог выдавать до 142.8 сил.
40905
Современная вариация двигателя серии 409, получившая соответствие требованиям экобезопасности Евро-4. Прочими характеристиками полностью аналогична 40904.
Помимо указанных базовых модификаций, существует множество подмоделей 409 ЗМЗ двигателя, и некоторые несерийные образцы. Например, дополнительно форсированный двигатель 4092.10, на 160 сил, используется для оснащения автомобилей Волга.
Обслуживание
Как и любая силовая установка, двигатель ЗМЗ серии 409 нуждается в регулярном и качественном техобслуживании.
Базовое требование для поддержания полностью рабочего состояния двигателя – использование качественного топлива и технических жидкостей. От чистоты бензина, качества смазки и охлаждающей жидкости зависит срок «жизни» двигателя и период до капремонта или замены агрегата.
Следует регулярно проверять:
- уровень моторного масла;
- количество охлаждающей жидкости;
- состояние натяжения ремней и цепей двигателя;
- состояние форсунок. Периодически, при необходимости («троение» мотора и другие проблемы) следует производить их прочистку.
Критичной слабой точкой ЗМЗ 409 принято считать помпу, за состоянием которой следует внимательно следить и менять при появлении признаков неисправности. Важно контролировать и состояние свечей зажигания.
Период проведения некоторых операций по регламенту:
- 10 тыс. пробега или 6 месяцев эксплуатации: замена масла в двигателе и масляного фильтра;
- 20 тыс. или год использования агрегата – проверка состояния системы вентиляции картера, свечей, аккумуляторной батареи, цепей ГРМ и ременных приводов навесного оборудования;
- 30 тыс. или полтора года – контроль отсутствия прогара выпускного коллектора, замена воздушного и топливного фильтров;
- 40 тыс. или 2 года: осмотр шлангов и узлов системы охлаждения, замена жидкости в системе.
Важно: ресурс цепи механизма газораспределения заявлен в 100 тыс. километров. Но и саму цепь, и ролики ГРМ с натяжителями желательно полностью менять уже на 90 тысячах.
Проблемы и распространенные неисправности
Обычно ЗМЗ-409 начинает требовать серьезного внимания на рубеже 300 тысяч км. Но доставлять проблемы он способен начать и раньше, если эксплуатировался в неблагоприятных условиях, без должного обслуживания.
Основные неисправности на УАЗ «Буханка» с инжекторным 409 двигателем, массово распространенном примере авто с этим мотором:
- рост потребления бензина;
- снижение мощности двигателя;
- падение давления в масляной системе;
- дым из моторного отсека;
- троение и нестабильная работа двигателя.
К счастью, рассматриваемый двигатель имеет высокую ремонтопригодность, запасные части для него распространены и доступны по цене. Кроме того, иногда практикуется и замена двигателя на контрактный.
Проблемы двигателя возникают по разным причинам.
Мотор не заводится
Причинами этого могут быть:
- отсутствие давления бензина в топливной рампе;
- поломка в системе зажигания.
Следует проверить топливопроводы и бак, промыть и продуть их при необходимости. Если неисправен топливный насос двигателя, его меняют. Часто падение давления связано с забитым топливным фильтром, нуждающимся в замене. Еще одна возможная причина – поломка регулятора давления топлива, исправляющаяся заменой такового.
Если есть подозрения на проблемы зажигания, следует проверить свечи, катушки, бронепровода и другие компоненты. Важно убедиться, что выставлен правильный уровень опережения зажигания.
Падение мощности мотора
- дроссельная заслонка двигателя открывается не полностью. Привод заслонки нуждается в регулировке.
- сломался ДПДЗ (датчик положения заслонки), его следует заменить;
- низкое давление в топливной рампе – см. выше;
- воздушный фильтр загрязнен и нуждается в замене;
- проблемы с зажиганием;
- нарушены зазоры клапанов, следует произвести их регулировку;
- низкая компрессия из-за пробоя прокладки ГБЦ, прогорания поршней двигателя или неисправности поршневых колец, нарушения прилегания клапанов, износа цилиндров/колец.
Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
- падение давления бензина;
- поломка регулятора холостого хода;
- потеря герметичности во впускной системе, подсос воздуха.
Низкое давление в масляной магистрали
Возможные неполадки и проблемы двигателя, ведущие к этому:
- неправильный сорт залитого в двигатель масла;
- попадание в картер бензина или охладителя с последующим вспениванием (опасное явление, необходимо как можно скорее устранить причину протечки и заменить масло);
- износ и загрязнение масляного насоса (его следует промыть и, если необходимо, поменять);
- загрязнение масляного фильтра (решение – замена такового);
- слишком малый зазор между дном картера и маслоприемником, повреждение последнего. Картер нужно привести к изначальной геометрии или заменить;
- слишком большой зазор между шейками коленвала и вкладышами. Решается заменой вкладышей двигателя и шлифованием шеек;
- засорения маслопроводов БЦ, трещины в полостях масляной магистрали. «Лечение» — ремонт БЦ или его замена.
Стук коленвальных подшипников
Металлический стук слышится при резком выжимании педали газа в холостом режиме, стук становится чаще с увеличением оборотов двигателя. Возможные причины:
- упало давление масла, детали двигателя испытывают масляное голодание. Следует найти и устранить причину;
- увеличение зазора между вкладышами коленвала двигателя и шейками. Нужна шлифовка шеек и замена вкладышей.
Стук из блока поршней
Вызывается биением поршней о стенки цилиндра, хорошо определяется под нагрузкой на малых оборотах, носит приглушенный характер. Причины:
- большой зазор между цилиндром и поршнем. Проблема решается заменой поршней с одновременной расточкой цилиндров двигателя (и хонингованием таковых);
- если к стуку привел большой зазор между канавками поршня и кольцами, следует заменить последние, или поршни в комплекте с кольцами.
Высокий расход масла
- утечками через уплотнения двигателя;
- засоренным картером;
- проблемами поршня, колец, маслосъемных колпачков.
Вибрация мотора
- дисбаланс коленвала двигателя (требуется балансировка)
- нуждающиеся в регулировке зазора клапаны;
- износ опор двигателя;
- ослабло крепление шкива коленвала.
Перегрев двигателя
Вызывается неисправностями в системе охлаждения: следует проверить уровень охлаждающей жидкости и общее состояние системы.
Тюнинг двигателя ЗМЗ 409
Владельцы машин с этим двигателем в погоне за большими мощностями довольно часто идут на радикальный шаг – замену двигателя на подходящие дизельные агрегаты от мощных импортных внедорожников. Этот шаг позволяет сделать автомобиль гораздо «сильнее» и динамичнее, но стоимость решения может оказаться для рядового УАЗовладельца неприемлемо высока.
Но есть и менее затратные варианты тюнинга:
- Чипование двигателя. ЗМЗ 409 оснащен блоком управления МИКАС 7.2 или 11, который поддается перепрошивке. С помощью специального оборудования и ПО можно переназначить некоторые параметры логики блока, сделав двигатель «резвее» и приемистее.
- Установка турбины или компрессора. Это достаточно популярный шаг, форсировать двигатель компрессором или газовой турбиной стоит несравнимо дешевле покупки нового двигателя, и дает ощутимый прирост мощности. В среднем, турбина позволяет увеличить «силы» двигателя примерно на 30%.