Снег, лед и противоречия: зимний тест Renault Arkana
Яркое солнце, синее небо, сверкающий снег и летящая под колеса черно-белая лента ледовой трассы… Два быстрых поворота – отлично, все как хотелось: без потери скорости, в легком скольжении. Но впереди – острая шпилька. Притормаживаем, сброс оборотов, руля влево и газ, газ, газ! Черт, турбированный двигатель реагирует с задержкой, и автомобиль закручивает слишком сильно! Да, зимой Arkana в полной мере проявляет свой противоречивый характер.
«Зима! Крестьянин, торжествуя. ». Ну я уж не знаю, как там крестьяне, а для любого российского автовладельца зима связана с дополнительными хлопотами и определенным риском. Автомобиль подготовь, шины и масло поменяй, ну и потом будь готов к неприятностям. Как поведет себя автомобиль на скользком обледеневшем асфальте, на снежном накате, на не расчищенной от снега парковке? Эти вопросы требуют обязательных ответов, особенно, если они касаются новой модели, изначально вызвавшей в автомобильном сообществе весьма неоднозначную реакцию – такой, как Renault Arkana. А реакция действительно оказалась неоднозначной.
Откуда берутся хейтеры
С одной стороны, никто не может сказать, что рынок автомобиль не принял: за 6 месяцев было реализовано 11 311 машин, и если этот темп продаж сохранится, то по итогам 2020 года Arkana точно попадет в десятку самых популярных SUV. А уж если вырастет… Но, с другой стороны, очень многие авторы как раз и говорят о своем неприятии новинки: готовясь к поездке на тест, я был просто поражен количеству откровенно хейтерских материалов и комментариев в интернете.
Можете сами убедиться, подсчитав количество статей с заголовком «Почему провалились продажи Arkana» в разных вариациях. Чем авторы объясняют свое неприятие? Тем, что это Duster, натянувший на себя модную шкуру купе-кроссовера, тем, что цена не соответствует уровню комфорта и качеству материалов салона, ну и тем, что новый турбомотор непременно будет выходить из строя, равно как и вариатор…
В общем, много чего пишут. Именно поэтому возможность проверить Renault Arkana в условиях настоящей зимы показалась мне исключительно интересной. Правда, чтобы найти эту самую настоящую зиму, пришлось отправиться в Екатеринбург: что делать, похоже, в этом году дед Мороз забил на европейскую часть России свой знаменитый посох.
Выбирая угол зрения
Наш тест состоял из двух частей. Первый день мы катались по дорогам общего пользования, причем самым разным: и по многополосным магистралям, и по дорогам областного значения, и просто по засыпанным снегом лесным грунтовкам. Все участники теста ехали на одинаковых автомобилях – Renault Arkana в топовой комплектации Prime 4х4, оснащенных 1,3-литровым турбомотором TCe 150 и вариатором CVT X-Tronic (он же – Jatco JF016E), ну и всем прочим, что полагается старшим версиям: парктрониками, системой кругового видеообзора, медиасистемой с большим 8-дюймовым дисплеем и акустикой Bose, а также подогревом руля и и сидений (включая задние).
Панели для Билли Уорда
Эргономика Arkana однозначно лучше, чем у Duster и Kaptur, в первую очередь – за счет рулевой колонки, которая регулируется не только по углу наклона, но и по вылету. Правда, диапазон регулировок мог бы быть и побольше: мне при росте 182 см пришлось до упора отодвинуть сиденье назад, а руль – вперед. Правда, я предпочитаю довольно высокую посадку с почти вертикальной спинкой. Что же касается самих сидений, то они точно удобней, чем те, что стояли в Дастерах, на которых мне приходилось ездить. Вот только от автомобиля ценой чуть более полутора миллионов рублей ты все-таки ждешь наличия сервоприводов настройки сидений.
Ну и пластик салона… На взгляд – вполне, а вот тактильные ощущения – не очень: жесткий, скользкий и гулкий. Так и хочется вообразить себя Джоном Бонэмом или Билли Уордом и исполнить лихое соло на панелях и дверных картах. А еще жесткие панели – это именно та среда, в которой заводятся «сверчки». Борьба с этими зловредными акустическими насекомыми нередко бывает упорной, но практически безуспешной…
Прокатился я и на заднем диване. А что? Вполне. Пространства для ног хватает, а главное – голова ни во что не упирается, а то бывает такое в автомобилях с покатой линией крыши. Не вызвал отторжения и багажник: у полноприводных версий его объем по VDA составляет 409 л, а у переднеприводных – все 508 л. Для семейного автомобиля вполне нормально, а огромный погрузочный проем позволяет запихнуть внутрь что угодно, от разобранной мебели до велосипедов и сноубордов.
Да здравствует момент!
Мне понравилось то, как работает тандем турбомотора и вариатора. Чем хорош турбомотор? Прежде всего, приличным, я бы даже сказал, «дизельным» крутящим моментом, полка которого начинается на достаточно низких (всего 1700 об/мин) оборотах. Ну а вариатор Jatco 8-го поколения вполне исправно эмулирует работу традиционной гидромеханики с семью фиксированными ступенями. В результате автомобиль послушно «идет за педалью», а мотор не исполняет пресловутую «арию бензопилы». Ни в плотном городском потоке, ни на трассе с периодическими обгонами медлительных грузовиков я не почувствовал какого-то неудобства от того, что машина оснащена вариатором, а не традиционной гидромеханикой.
Более того, когда организаторы собрали всех в одну колонну, которая и углубилась в уральские леса, бесступенчатая трансмиссия тоже не стала причиной каких-нибудь затруднений! В принципе, «снежно-внедорожный» участок нашего маршрута нельзя было назвать сложным. Главным было не допустить того, чтобы машину стащило с более-менее накатанной колеи в глубокий снег. Может быть, после нескольких дней сильного снегопада Arkana и спасовала бы, но в нашем случае, когда глубина рыхлого снега на дороге едва доходила до колесных дисков, автомобиль ехал, как по асфальту.
Подвеска для нашей жизни
И, конечно же, с самой лучшей стороны показала себя подвеска. Собственно, этого и стоило ожидать: ведь конструкцию подвесок модель унаследовала от Logan и Duster, на которых можно смело «дубасить» по бугристому проселку, не опасаясь ни преждевременных поломок, ни того, что у всех обитателей салона позвоночник высыплется в нижнее белье. Arkana – она из той же серии… А еще рулевое управление практически избавилось от передающихся на руль вибраций от ударов колес о небольшие препятствия в поворотах, на которые нередко жалуются водители Duster и Kaptur.
Есть, конечно, и минусы… Да, руль Renault Arkana вращается исключительно легко. Это очень хорошо на бездорожье или при маневрах в стесненных условиях, но вот про информативность рулевого управления и обратное усилие лучше сразу забыть. Получается, что на какой-то особый драйв на серпантинах рассчитывать не стоит, хотя траекторию Arkana держит отменно и в поворотах, и на прямых. И полный привод подключается вполне незаметно, и система стабилизации работает корректно…
И – бух в турбояму.
Но в полной мере я ощутил это противоречие во время второго дня теста, который прошел на специально подготовленных ледовых трассах. Да, поведение Renault Arkana на льду вполне предсказуемо. Любую из трасс можно проехать, как по ниточке, но… только если заблокировать муфту и ехать «по-пенсионерски», не слишком разгоняясь, активно притормаживая перед поворотами и проходя их «вкатыванием».
А вот попыткам ехать в спортивном стиле, проходя повороты в управляемом заносе, Arkana буквально сопротивляется! Во-первых, после торможения перед входом в крутой поворот обороты падают – и «здравствуй, тетушка Турбояма!». А это значит, что на нажатие педали газа мотор отреагирует с задержкой, занос получится слишком глубоким, придется парировать его рулем. Но к этому времени обороты уже вырастут – и тогда встречайте ритмический занос вместо красивого скольжения с выходом на нужную траекторию. И это на автомобилях с полностью отключенной системой ESP – отключенной физически, путем удаления предохранителя. Поскольку если просто отключить ESP кнопкой на передней панели, то на один маневр этого хватит, но в начале следующего система проснется и вмешается самым неподходящим образом, не дав вам «вытянуть» машину газом.
Нет, проходить повороты в скольжении все-таки можно. Но все нужно делать заранее, с некоторым опережением – и рулем работать, и газом. Заранее, но не слишком рано! Тут нужна буквально филигранная точность. Может быть, если каждую неделю ездить тренироваться на ледовый трек, то научишься, моих же навыков явно не хватало. Вот вроде один раз прошел поворот именно так, как хотел, на следующий раз все сделал на полсекунды раньше или позже – и лови машину. Нет, в снежный бруствер я ни разу не убрался, но и оснований быть довольным своим пилотажем и временем прохождения у меня тоже не было.
Или вот такое упражнение: два круга, соединенных в восьмерку. У меня так и не получилось пройти ее, эту восьмерку, в одном слитном скольжении, хотя раньше мне доводилось делать это на кроссоверах других марок. При этом повторюсь: в спокойном режиме Arkana проезжает все эти трассы более чем уверенно, причем если не пытаться что-то изобразить, то и полный привод можно оставить в режиме Auto, и ESP не отключать. Все будет надежно, четко и предсказуемо – естественно, при условии, что автомобиль обут в подходящие шины.
С доставкой на дом
Вряд ли рыночную жизнь Arkana можно будет назвать простой. Ведь в пределах бюджета в 1,3-1,5 миллиона рублей сегодня можно приобрести довольно много пристойных автомобилей, от Skoda Octavia c двигателем 1,4 TSI и роботом DSG-7 до целого букета вариантов от Kia, среди которых будет и новый Seltos, и ProCeed, и Cerato, и Soul. Не все из них будут полноприводными, но ведь и Arkana с полным приводом выбирают только 39% покупателей. Не стоит забывать и о близком по идеологии купе-кроссовере Haval F7x. Да, в чем-то «китаец» уступает «русскому французу», да и по цене он получился существенно дороже, но во многом и превосходит: и двигатель мощней на сорок лошадок, и крутящий момент у него больше, и вообще, 2 литра звучит солидней, чем 1,3. Плюс салон оснащен побогаче…
Кто основная целевая аудитория Арканы? Вчерашние студенты с амбициями, но без денег – то есть те, кто хотел бы ездить на красивом кросс-купе, но кому пока не по карману BMW X4 или Mercedes GLC купе? Или состоявшиеся специалисты 30-35 лет, ведущие активный образ жизни? В компании уверены, что правильным ответом на этот вопрос будет именно второй вариант. Интернет-критики считают, что первый. Что же на самом деле – жизнь покажет, и первый полный год на рынке расставит все по своим местам.
Зимний тест-драйв Рено Дастер (Renault Duster) против Шевроле Нива (Chevrolet Niva)
Внедорожники за 500 тысяч рублей. Встреча хитов российского рынка. Главный приз тому, кто выдавит слезу у жюри. Ажиотаж вокруг дешевой французской модели достиг предела. Стоит оставить Рено Дастер (Renault Duster) на пять минут на улице, как вокруг собирается толпа.
Поэтому мы спешим использовать ее в драйв-дуэли. Специаль,но для этого сравнительного теста в качестве соперницы для Renault мы выбрали модель, которую прохожие давно не провожают взглядами, а производитель обновляет раз в десять лет. В самом деле, зачем – ведь она и так бестселлер, деньги решают все. Но теперь ей придется труднее.
МЕТАЛЛОЛОМ И СИЛОС
У Рено Дастер (Renault Duster) и Шевроле Нива (Chevrolet Niva) нет ничего общего, кроме цены. «Француз» – кроссовер. Отечественный автомобиль – универсальный внедорожник с пониженной передачей. Но среднестатистическому потребителю внедорожника это, как показывает жизнь, все равно. Он покупает образ, мечты о путешествиях, а с асфальта съезжает неохотно (разумеется, вы, уважаемый читатель, к числу этих усредненных покупателей не относитесь).
Проходимость – вещь неоднозначная. У Шевроле Нива (Chevrolet Niva) она гораздо лучше, чем уРено Дастер (Renault Duster) . Но в реальности это вас и подводит
Однако вернемся к нашим соперникам. Рено Дастер (Renault Duster) ? начинающий альпинист. Он только начал подниматься на гору российского автомобильного рынка. Старая опытная скалолазка Шевроле Нива (Chevrolet Niva) уже давно покорила эту вершину и уже несколько лет с нее спускается, медленно, лениво и неохотно. Имея цель создать уникум, французы сделали свой кроссовер из румынской легковушки. Сэкономили на понтах. Использовали старые полиэтиленовые пакеты. Расплачивались с поставщиками открытками с видом на Сену. Американцы же не заморачивались. Они примитивно выменяли у «АвтоВАЗа» всемирно известный (кроме шуток — от Финляндии до Южной Америки) бренд Niva. Задарма получили секретные технологии производства компактных SUV из металлолома и силоса. Накупили на грош пятаков и окольным путем пролезли на наш рынок. Подходы разные, а результат один ? цена за штуку в районе 500 тысяч рублей.
Веселые старты. Рено Дастер (Renault Duster) более порывистый и рвет с места резвее. Иногда это помогает
Шевроле Нива (Chevrolet Niva) в снежной каше просит пониженной передачи, тяги не хватает
Однако в итоге французы американцев обыграли. Для Шевроле Нива (Chevrolet Niva) названная цена вполне реальна. Полный пакет, верхняя комплектация. Рено Дастер (Renault Duster) же за эти деньги предлагают без ABS и кондиционера. Шутка ли, летом ездить в одних подтяжках, а зимой тормозить, хватаясь руками за фонарные столбы? В принципе привыкаешь, но есть и другая сложность: нет электрических стеклоподъемников. На языке современного автомобилиста, считай, нет стекол. Несмотря на эту коллизию, титул «самый дешевый внедорожник всех времен и народов» прилепился именно к Рено Дастер (Renault Duster), а не к Шевроле Нива (Chevrolet Niva). С таким же успехом можно было содрать обивку с салона Suzuki SX-4, вынуть запасное колесо, вынести дверь багажника в разряд опций и объявить о выпуске супербюджетной модели. К счастью, кроме галлов на такое никто не способен.
Шевроле Нива (Chevrolet Niva)
К этому антуражу идеально подошел бы огромный мобильный из первых моделей Ericsson
Собрание древностей. Антикварный скоростемер
Аутентичность. Фольклорные кнопки электрического стеклоподъемника
Балкон. Задние сиденья приподняты, что дает хороший обзор пассажирам
Обивка закреплена народными неумельцами
ТРИЛЛЕР, МЮЗИКЛ, МЕЛОДРАМА
Залезая внутрь Шевроле Нива (Chevrolet Niva), можно сразу понять, что автомобиль изготовлен на берегах великой русской реки: там русский дух, там Русью пахнет. Аромат сызраньского пластика не уничтожить ничем, даже «туалетным утенком». Слепой и глухой человек тоже угадает. Стоит только потрогать кнопки стеклоподъемников и подогрева сидений. Это уникальные тумблеры – наверное, их берут где-то на заброшенных складах времен Горбачева и перестройки. О производстве Шевроле Нива (Chevrolet Niva) вообще можно написать мистический триллер. Внутри нее томятся грешные запчасти, они отбывают срок за прошлые преступления. Их наказание началось еще при рождении, когда поставщик «АвтоВАЗа» лепил их в холодном цеху дрожащими руками заиндевевших гастарбайтеров. Впрочем, и мелодрама пойдет: несчастные, обделенные любовью железяки оказались в теле стареющей модели. Бедняжка Нива ! Ей бы отдыхать в гримерке, но ее, натужно кряхтящую, страдающую от депрессии и прочих женских болезней, заставили выйти на ринг с наглой иностранкой французского происхождения. Можно и музыкальную драму: каждое движение модели наполнено усталостью и напрасными надеждами – все ее агрегаты о чем-то жалобно просят. Раздаточная коробка подвывает о нелегкой доле. Печка шуршит, словно засосав опавшую листву. Мосты с карданами стучат как сцепка железнодорожных вагонов. Гидроусилитель в крайних положениях баранки сипит, как змея на охоте. Такого количества звуков нет ни у одной машины на планете, даже у самой китайской.
Рено Дастер (Renault Duster)
Регуляторы климата стоят непозволительно низко
Дешевизна не выпирает
Похожую шайбу мы уже видели – на Nissan
Задние пассажиры сидят ниже, чем в конкуренте
Багажник. Трансформация легкая, в один прием
«ЧИК-ЧИК» ВЛЕТЕЛ В КОПЕЕЧКУ
Что же Рено Дастер (Renault Duster)? Французская машина после Шевроле Нива (Chevrolet Niva) показалась мне идеальной. Нашел лишь один недостаток ? звуковой сигнал поворотников. Французы, покупая «рингтон», обнаружили, что авторские права на старое доброе «чик-чик» влетают в копеечку, и взяли по дешевке мерзкое «пик-пик». Звук – будто скребут ножом по стеклу. В остальном Рено Дастер (Renault Duster) безупречен. Младший во французской линейке мотор 1.6 литра мощностью 102 лошадиные силы позволяет Шевроле Нива (Chevrolet Niva) с ее единственным восьмидесятисильным 1.7-литровым агрегатом худо-бедно поспевать в хвосте.
Ни у кого из дуэлянтов электронных помощников нет
Я сел в Шевроле Нива. Иван был в Рено Дастер и уезжал от меня, как от столба. Тяжело было моей старушке. Быстро раскручивать груду тяжелого металла – четыре колеса и два кардана, – завязанную на постоянный полный привод, она не может. Рено Дастер (Renault Duster), откровенно говоря, тоже не спринтер, но его полный привод подключается по требованию и позволяет разгоняться на двух передних. Ему легче. При этом режим 4х4 у «француза» можно задействовать принудительно, и он, как Шевроле Нива , начинает грести всеми четырьмя. Тогда возникает небольшая задумчивость, но она лечится примитивным приемом: вдави педаль газа в пол и не отпускай. Шевроле Нива (Chevrolet Niva) такие лекарства не помогают. У нее отклик на педаль настолько оттянут, что надо кардинально менять стиль езды с гоночного на тошнотный.
Если нет места для разбега, Шевроле Нива (Chevrolet Niva) быстро садится
Зарядка. Откапывать компактный внедорожник одно удовольствие: быстро и без напряга
ПРОИГРАВШИЙ ПОМОЩИ НЕ ПРОСИЛ
В тот момент, когда «француженка» уже полностью завладела моим сердцем и я уже прикидывал, насколько стремно будет выглядеть мой летний променад в исподнем в отсутствие кондиционера и с недорогим китайским комплектом АBS, приобретенным на рынке, мы разъезжали на нашей парочке по дну заброшенного карьера. Иван сильно переживал, что мы застрянем, и через несколько минут его Шевроле Нива (Chevrolet Niva) уже сидела в снегу по колесные арки. Я же ездил на Рено Дастер (Renault Duster) и дивился, как неплохо она идет по сугробам и смерзшейся земле. Потом мы поменялись, и я немедленно засадил Шевроле Нива (Chevrolet Niva) в глубокую колею. Шевроле Нива офф-роудом напугать трудно, но есть нюансы. С одной стороны, ей не хватает силенок для хорошего рывка, чтобы экстренно освободить себя из засадного участка. С другой – ее хорошая геометрическая проходимость, пониженная передача и подвеска, скрадывающая практически любые кочки и ямы, быстро расслабляют водителя и толкают на необдуманные поступки.
Неторопливый. Мощность двигателя Шевроле Нива (Chevrolet Niva) – 80 лошадиных сил. Разгон до сотни занимает 19 секунд
Шевроле Нива (Chevrolet Niva) провоцировала штурмовать участки, куда на Рено Дастер (Renault Duster) суваться бесполезно. Слабая многодисковая муфта подключения полного привода Рено Дастер склонна к быстрому перегреву и в принципе для серьёзного бездорожья не предназначена.
Подвеска от Logan демпфирует грунт менее эффективно, чем русская, а геометрия кузова Рено Дастер (Renault Duster) хоть и достойная, но до уровня соперницы недотягивает. Внедорожный раунд закончился самым парадоксальным образом. Победителя офф-роудной части – Шевроле Нива (Chevrolet Niva) – почти все время откапывали, а проигравший – Рено Дастер (Renault Duster) – ездил как на прогулке и помощи не просил.
Шустрый. Мощность мотора Рено Дастер (Renault Duster) – 102 л. с. Разгон до 100 км/ч –13.5 с
ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ ПОСТУПОК
Рено Дастер (Renault Duster) мог бы стать победителем этого теста. через пару лет, после того как мы посмотрим на его надежность в российских условиях. Убедимся, что французы сэкономили только на звуке «чик-чик» и кондиционере, а не на качестве подшипников и прочности подвески. Он на голову выше соперницы по отделке салона и дизайну передней панели. Его салон удобнее и практичнее. На ходу «француз» быстрее, в управлении легче и адекватнее. Но поехать на нем, к примеру, в Сургут или Пермь уже боязно. Шевроле Нива (Chevrolet Niva) хоть и ненадежна, но подлежит быстрому ремонту в любом конце нашей огромной родины, да и самому разобраться можно, если поломка не фатальная. Похоже на правду? Не очень. Это поиск оправданий. На самом деле Шевроле Нива (Chevrolet Niva) побеждает, потому что мы не в состоянии обидеть старую женщину. Это было бы бесчеловечно.
Геометрия. Колесная база у Шевроле Нива (Chevrolet Niva) короче. На бездорожье это плюс
ОСТОРОЖНО, ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Двигатель в Шевроле Нива (Chevrolet Niva) все тот же, объемом 1.7 л, 80 л. с. Передняя подвеска двухрычажная независимая, а задняя пружинная зависимая, на четырех реактивных рычагах и тяге Панара. Раздаточная коробка с межосевым дифференциалом и понижающей передачей. Артикуляция и ходы подвесок позволяют уверенно себя чувствовать на любом неэкстремальном бездорожье. А шины увеличенного до 215/65 R16 размера и ABS заметно улучшили управляемость и контроль на асфальте.
Подвеска Рено Дастер (Renault Duster) – полностью независимая. Это позволило превзойти Шевроле Нива (Chevrolet Niva) по клиренсу, но только номинально. Там, где Рено Дастер чертит всем брюшком сразу, Шевроле Нива только точечно касается редуктором заднего моста. Отсутствие раздаточной коробки «француз» частично компенсирует очень «короткой» первой передачей. Вопрос: хватит ли этого при полной загрузке? Полезная нагрузка у Рено Дастер (Renault Duster) больше – 500 кг против 450 кг у Шевроле Нива (Chevrolet Niva), при этом сама Шевроле Нива тяжелее почти на сто килограммов. «Француз» оснащен системой ESP, а Шевроле Нива – нет. Межосевой дифференциал у Рено Дастер отсутствует, его роль играет муфта, которая в условиях частой эксплуатации на бездорожье едва ли протянет долго.