Меню

Запасное колесо под машиной

Зачем в машину вместо запаски кладут маленькое колесо?

Подобно людям, получившим повреждение ноги, машины, проколов шину, нуждаются в неком подобии костыля, чтобы добраться до места лечения, то есть шиномонтажа.

Иногда это временное изделие среди водителей так и называется костылём, но чаще используется термин «докатка».

Почему в автомобиле докатка, а не обычное колесо

Запасное колесо, а то и сразу два, раньше были непременным атрибутом внешнего вида брутальных транспортных средств первой половины 20 века.

Дорог в нашем сегодняшнем понимании почти не существовало, поэтому пробить шину было совершенно обыденным случаем. Да и сами они надёжностью не отличались. При этом шиномонтажи были редкой экзотикой.

Первой стадией отхода от традиционных автомобильных ценностей начала века стали попытки куда-то спрятать запаску, чтобы не очень искажать стремительный облик автомобиля.

Таких мест оказалось неожиданно много:

  • просто положить в багажник;
  • предусмотреть в багажнике отдельный отсек, защищающий вещи от грязного колеса;
  • разместить запасное колесо под автомобилем, в его родной среде грязи и брызг;
  • спрятать его в декоративном колпаке, установленном сбоку автомобиля или на крышке багажника;
  • совсем уж неожиданно – предусмотреть место под капотом, такое решение многим сразу не понравилось, но, например, отечественная Нива использует его до сих пор.

Все эти способы натолкнули конструкторов на мысль, что так много места тратить на хранение редко используемой вещи нерационально. Пространство для пассажиров и груза с точки зрения конкурентоспособности автомобиля бесценно.

Лобовое решение – уменьшить размеры запаски или отказаться от неё вообще. Последний радикальный подход отложили на будущее, то есть сейчас уже настоящее, а вот с размерами поступили решительно. Запаска стала намного компактней и превратилась в то, что сейчас известно, как докатка.

Отличия

Внешне неполноценное запасное колесо может отличить каждый.

Разница бросается в глаза:

  • докатка заметно меньше по ширине профиля шины, его высоте, а в большинстве случаев и по наружному диаметру;
  • диск колеса выполнен штамповкой из стали, покрашен без претензий на декоративность, при этом снабжён яркой цветовой маркировкой;
  • размерность диска необычная, как правило, у него большой вылет, поскольку он должен заменять полноценное колесо, и узкое посадочное место для шины очень скромного размера, больше похожей на мотоциклетную;
  • колесо достаточно лёгкое, что помогает его извлекать и устанавливать, но не внушает доверия к его прочности.

И не зря, поскольку скрытых отличий у докатки тоже немало:

  • такое запасное колесо дешевле в силу своей примитивности и ограниченных возможностей по применению;
  • качество шины оставляет желать лучшего, она не предназначена для долгих путешествий;
  • докатка некомфортна, в силу малых размеров давление в ней примерно вдвое выше, чем у полноценного колеса;
  • прочность тоже ограничена, здесь нет задачи преодолевать все невзгоды дорог, надо лишь дотянуть до мастерской;
  • докатку мало кто балансирует, поскольку скорость движения на ней сильно ограничена, вибраций не возникнет.

Отличия появляются даже у автомобиля, переобутого в докатку. Обычно он сильно припадает к дороге соответствующим углом кузова из-за разницы во внешнем диаметре колес.

Сколько можно проехать на докатке

Многое зависит от разности в диаметрах штатного и докаточного колеса, а также от места установки его, на ведущих или свободно катящихся колёсах. Условия поездки тоже могут быть разными, влияет всё, скорость, состояние дороги, давление в шине.

При идеальных условиях даже типичная докатка с протектором минимальной толщины и не самого высокого качества способна пройти несколько тысяч километров, прежде чем износиться в ноль.

Гораздо важнее не превышать скорость, обычно она указывается в инструкции и составляет не более 80 км/ч, даже если на шине указан более высокий порог.

Износ с повышением темпа движения ускоряется в разы, особенно за счёт перегрева. К быстрому разрушению приведут и экстренные торможения. Мало того, что это небезопасно, машину буквально швыряет в стороны, причём гораздо раньше разрешённых 80 км/ч, но и протектор исчезнет мгновенно и неравномерно.

В любом случае ехать надо только до ближайшего сервиса. Законодательно такие путешествия тоже ограничены, согласно правилам, на одной оси шины должны быть одинаковыми.

Как закрепить запасное колесо

Большинство автовладельцев желают уберечь себя от неприятных казусов на дороге, поэтому не отказываются от лишней страховки, а именно от хранения запасного колеса. Рассмотрим самые популярные методы крепежа запаски и ее дальнейшей транспортировки в легковом автомобиле.

Хранение в багажнике

Закрепить запаску в багажнике — самое простое решение. В магазине шин можно найти дополнительные комплектующие, которые значительно упростят последующее хранение и крепление запаски.

Самыми популярными способами крепления являются:

  1. Крепеж с использованием резинок: запаска вертикально фиксируется резинками с задней стороны пассажирского сиденья. Также резинки используются при закреплении к выступам на боковых стенках багажника.
  2. Изготовление «фальшпола»: под понятием «фальшпол», подразумевается установка в багажник второго яруса, поверх которого укладывается оригинальная полка багажника. Хоть такой вариант и крадет место багажника, однако он очень практичен и выглядит очень аккуратно. Изготовить дополнительную нишу можно самостоятельно, достаточно иметь клей и несколько листов плотного пенопласта.

Установка к прицепу и под днище автомобиля

Запасное колесо располагается под кузовом снаружи в задней части машины. Такой метод подойдет владельцам автомобилей с большим багажником. Чтобы закрепить запаску под кузовом, придется прибегнуть к использованию надежного кронштейна, чтобы не потерять колесо во время езды. К тому же, для запаски лучше купить прочный чехол, чтобы дополнительная комплектующая машины оставалась сухой и чистой при любых погодных условиях.

Крепление запасной комплектующей на легковой прицеп осуществляется так, чтобы она находилась под днищем кузова прицепа. Такое расположение колеса гарантирует сохранение безопасной эксплуатации транспортного средства. Крепление происходит с помощью кронштейна, который используется со всеми разновидностями прицепов с V-образным дышлом. Колесо крепят снизу передней кузовной части кронштейном и фиксируют специальными крепежами.

Читайте также:  Диагностика при запуске двигателя

Фиксация на двери багажника

Несмотря на всю радикальность такого решения, внешний вид автомобиля не только не пострадает, но даже станет брутальным. Производители современных кроссоверов и внедорожников уже давно используют этот метод хранения комплектующей. Используя такой способ, колесо не занимает место в салоне автомобиля и легко снимается при первой необходимости. Единственным минусом является износ двери авто, петли которого не всегда справляются с дополнительной нагрузкой.

Выбор кронштейна для крепления

Рассмотрев методы установки запасного колеса выделим 4 основных способа крепления:

  • Без дополнительного крепежа при транспортировке в багажнике;
  • Использование кожухи при хранении на двери, крыше или на дне машины;
  • Использование кронштейнов и крепежей;
  • Комбинированное крепление для максимального удобства и безопасности.

Какой бы тип кронштейна не выбрал автомобилист, он должен быть оснащен качественным посадочным местом. При использовании хлипкого оборудования может возникнуть биение, которое приведет к неисправности кронштейна или самого автомобиля. Выбор крепкого кронштейна обезопасит водителя от возникновения неожиданных аварийных случаев.

Запаска — история и география

Запасное колесо никогда не имело стандартной привязки: его крепили и сбоку, и сзади, и спереди автомобиля, и под капотом, и. А где хранится запаска в вашей машине, помните?

Первое время существования автомобилей вопрос с запасным колесом не стоял в принципе. Ведь поначалу шины были или сплошными резиновыми, или их не было вовсе. Колеса могли быть полностью стальными или деревянными. Понятное дело, что замена если и требовалась, то очень редко. Но вскоре автомобили стали обуваться в пневматические шины, повредить которые было легче простого. Ровных и твердых дорог на заре автомобильной цивилизации было мало. А острых камней и всякого мусора под колесами предостаточно. Потому в начале века с собой возили по две… запасные шины. Да, именно шины. Ведь колеса по-прежнему были несъемными, по крайней мере в полевых условиях. Крепили запаски обычно по правому борту, рядом с водителем. Тогда руль у всех автомобилей был еще справа, а правой двери не было в принципе. Ведь с этой стороны располагались рычаги трансмиссии и тормоза.

С развитием автомобиля менялось и запасное колесо. Колеса стали съемными, а запаска уже представляла собой колесо, сбортированное с шиной. Поначалу запасному колесу отвели место на задней части автомобиля. Но уже в 20-х годах стали появляться автомобили с кофром для багажа. И в этом случае запасное колесо отправлялась на борт за передним крылом. У кого-то справа, у кого-то по левой стороне. Время шло, и в конце 30-х годов стали появляться модели с интегрированным багажником, а не отдельным «сундуком». Туда стали отправлять и запаску. Сначала она просто лежала, занимая полезный объем. К 60-м годам, когда объем багажника начал неуклонно расти, а диаметр колес, напротив, уменьшаться, запасное колесо частенько располагали вертикально у стенки багажника. Но через некоторое время запаска вновь стала мешать, занимая место в багажнике. Тогда появились специальные ниши для запасного колеса под полом багажника. Там в большинстве случаев она лежит до сих пор.

Но разместить пятое колесо в багажнике удавалось не всегда. С ростом числа компактных автомобилей вновь возник вопрос о месте для запаски. Иногда ее отправляли под капот. Такие решения встречались и у нас (Ока, Нива , Таврия). На внедорожниках запаска нередко вешалась на дверь багажника. Причем и сегодня встречаются модели с запасным колесом на пятой (или третьей) двери. В последние лет пятнадцать полноценное запасное колесо нередко уступает место докатке . Причина во все той же экономии места в багажнике. Ну а с появлением шин Runflat, не боящихся прокола, необходимость в запаске и вовсе отпала. И некоторые производители, например BMW, не предусматривают для нее места в принципе. И все же риск повредить шину на дороге, а тем более у нас в стране, велик до сих пор. Потому в ближайшие десятилетия мы вряд ли откажемся от запасного колеса.

О том, как именно кочевала по автомобилю запаска, в каких закоулках кузова ей удалось побывать за последние сто лет, можно узнать из нашей фотоподборки.

Роскошный родстер Mercedes 680S с типичным для тех лет расположением запаски за передним крылом. У таких автомобилей запасное колесо было неотъемлемой частью всего образа.

Еще один представитель автомобильной аристократии — Rolls-Royce Phantom II 1930 года. Запасное колесо пристроилось на задней части и прикрыто защитным колпаком. Чтобы осадки и солнечные лучи не портили шину.

Оригинальное решение расположения запасных колес на экспериментальном ГАЗ-21 (не путать с Волгой). Запаски установили по двум бортам кузова в задней части.

Большими оригиналами по части запасного колеса стали инженеры Horch. У модели 901 запасные колеса установлены по бортам на подшипниках и могут вращаться. Таким образом, при преодолении серьезного бездорожья у автомобиля появлялась дополнительная опора.

У Suzuki Jimny первого поколения запаска обосновалась за передними сиденьями. Сделано это для того, чтобы длина автомобиля уложилась в три метра и можно было избавиться от дополнительных налогов на длину.

На опытном вседорожнике Москвич 2150 запасное колесо устроилось на правом борту над задним крылом. Решение оригинальное. Правда, в серию автомобиль так и не пошел.

Многие владельцы Volkswagen T2 вешали запасное колесо на передок микроавтобуса. Двигатель стоит сзади, и охлаждению такое решение не помешает.

Интересно запаска располагалась в Волге с кузовом универсал (ГАЗ 24-02 и дальнейшие модификации). Запасное колесо лежало в специальной нише под полом багажника и для доступа к нему имелся дополнительный люк. При этом пол в багажнике был абсолютно ровным.

Читайте также:  Какие моторные масла применяют для бензиновых двигателей

Долгое время запасное колесо у Ленд Роверов (на фото Land Rover Series III 1971 года) лежало на капоте. Учитывая высокую посадку и такую же линию лобового стекла, обзору оно почти не мешало.

У нашей Нивы ВАЗ-2121 запасное колесо отправили под капот. Там оно лежит и сегодня.

В длительных ралли-марафонах одним запасным колесом сыт не будешь. Поэтому дополнительные колеса нередко отправлялись на крышу. Как на этом Peugeot 405 T16 для супермарафона Париж — Дакар 1988 года.

До сих пор у некоторых кроссоверов и вседорожников запасное колесо висит на пятой двери. Как, например, у Ford EcoSport.

У некоторых автомобилей, чьи запасные колеса находятся под полом багажника, доступ к ним есть только снизу. На фото — переднеприводный Renault Kaptur. Интересно, что у полноприводного Kaptur запаска (точнее докатка) лежит уже непосредственно в багажнике, в отведенной для нее нише.

Сейчас все чаще вместо полноценного запасного колеса в багажнике лежит лишь узенькая докатка. На фото — запаска Audi A4 пятого поколения.

Использование шин с технологией Runflat позволило компания BMW отказаться от запасного колеса даже в виде докатки. В подполье «трешки» BMW места для нее нет в принципе.

Автор: Александр Виноградов

Фото: из архива автора

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!

у кого запаска снизу — как это работает?

#1 Оффлайн Алиса Двухколесная

выдающийся деятель начала XXI в

  • Форумец
  • 6 288 Сообщений:
    • Авто: Daewoo Gentra Узбек

    давно меня занимает вопрос. вот едет кросовер какой-нибудь. тойота, к примеру, на глаза попалась. снизу сзади у нее торчит запаска под брюхом. как этим пользоваться? снег, грязь, все налипло — как вытащить? и, что самое интересное, как потом ее туда обратно цепляют? и зачем такая конструкция? экономия места в багажнике явно не подходит. доступность — тогда уж на калитке проще. при этом кажется, что если конструкторы тойоты ее туда прилепили, значит, в том есть некий глубокий смысл. расскажите, а?

    если оку от души поцеловать — превратится в прекрасного матиза! А если Матиз хорошо кормить, он вырастет в Джентру

    без необходимости нет необходимости! (с) Татуированная рожа

    #2 Оффлайн Dimitry

  • Модератор
  • 41 098 Сообщений:
    • Авто: Opel Kadett C16NZ — отправлен на вечный отдых. Теперь вагончик и иногда кораблик.

    Легко — винтик или ручка в салоне. Крутишь и колёсико опускается. И обратно так же.

    Учебная литература, прописи, контурные карты, рабочие тетради для школы — обращайтесь в личку.

    1С, Microsoft, антивирусы и другое лицензионное программное обеспечение. В личку или по телефону (863) 243-07-78

    Домашняя ферма- мы пока на переучёте! )

    #3 Оффлайн Astriх

    Четырежды герой флейма

  • Форумец
  • 9 909 Сообщений:
    • Авто: Ларгус

    1. Когда загруженна машина очень удобно, не надо вытаскивать все вещи. 2 Когда грязь снег слякоть, пихать грязное колесо в багажное отделение, счастья не прибавит.

    #4 Оффлайн 0vZ

  • Форумец
  • 11 835 Сообщений:
  • А еще у некоторых автомобилей их оттуда воруют

    Вроде особенно легко это выходит у хундай/киа (санта фе/соренто какого-то поколения).

    Все, что я тут пишу — это просто шутка и ничего более.

    #5 Оффлайн Алиса Двухколесная

    выдающийся деятель начала XXI в

  • Форумец
  • 6 288 Сообщений:
    • Авто: Daewoo Gentra Узбек

    Легко — винтик или ручка в салоне. Крутишь и колёсико опускается. И обратно так же.

    лифт? а как оно на этой приспособе крепится?

    1. Когда загруженна машина очень удобно, не надо вытаскивать все вещи. 2 Когда грязь снег слякоть, пихать грязное колесо в багажное отделение, счастья не прибавит.

    но за домкратом, знаком, перчатками все равно лезть. редко кто догадывается с краю класть

    Изменено: Алиса Двухколесная, 14.09.2017 — 16:39

    если оку от души поцеловать — превратится в прекрасного матиза! А если Матиз хорошо кормить, он вырастет в Джентру

    без необходимости нет необходимости! (с) Татуированная рожа

    #6 Оффлайн VladimirYrievich

    Трижды герой флейма

  • обиженный
  • 5 823 Сообщений:
    • Авто: жып

    давно меня занимает вопрос. вот едет кросовер какой-нибудь. тойота, к примеру, на глаза попалась. снизу сзади у нее торчит запаска под брюхом. как этим пользоваться? снег, грязь, все налипло — как вытащить? и, что самое интересное, как потом ее туда обратно цепляют? и зачем такая конструкция? экономия места в багажнике явно не подходит. доступность — тогда уж на калитке проще. при этом кажется, что если конструкторы тойоты ее туда прилепили, значит, в том есть некий глубокий смысл. расскажите, а?

    Едешь ты с семьей в сочи, багажник забит под завязку, и тут беда, надо достать запаску. Как представлю так плакать хочется.

    Е меня на мерсе , откручивался болт из салона( точнее у замка проема багажника) и колесо опускалось, единственный косяк, запаска в какашках всегда.

    лифт? а как оно на этой приспособе крепиться?

    но за домкратом, знаком, перчатками все равно лезть. редко кто догадывается с краю класть

    просунуть руку под коврик и достать домкрат и ключ, это не запаску вытаскивать. Хотя на том авто домкрат с ключем лежал в спец ящике под задним сидением.

    #7 Оффлайн Astriх

    Четырежды герой флейма

  • Форумец
  • 9 909 Сообщений:
    • Авто: Ларгус

    но за домкратом, знаком, перчатками все равно лезть. редко кто догадывается с краю класть

    Как правило у таких машин не будет ниши для домкрата знака и балонника, потому как нет ниши для запаски а будет это все лежать где то сбоку в кармашке. На ларгусе например именно так.

    #8 Оффлайн Алиса Двухколесная

    выдающийся деятель начала XXI в

    Читайте также:  Зарядка аккумулятора автомобиля зарядным устройством сонар

  • Форумец
  • 6 288 Сообщений:
    • Авто: Daewoo Gentra Узбек

    у меня в багажнике нижнее отделение где все для замены и сама запаска. в прошлом году как раз по пути домой с полным багажником приходилось все это доставать. ну, заморочно, конечно, но не прям уж — вещи то в рюкзаках-сумках уложены. запаска чистая — удобно ставить, снятое колесо в пакетик — и на место вниз.

    если оку от души поцеловать — превратится в прекрасного матиза! А если Матиз хорошо кормить, он вырастет в Джентру

    без необходимости нет необходимости! (с) Татуированная рожа

    #9 Оффлайн sova69

    Дважды герой флейма

  • Форумец
  • 4 066 Сообщений:
  • давно меня занимает вопрос. вот едет кросовер какой-нибудь. тойота, к примеру, на глаза попалась. снизу сзади у нее торчит запаска под брюхом. как этим пользоваться? снег, грязь, все налипло — как вытащить? и, что самое интересное, как потом ее туда обратно цепляют? и зачем такая конструкция? экономия места в багажнике явно не подходит. доступность — тогда уж на калитке проще. при этом кажется, что если конструкторы тойоты ее туда прилепили, значит, в том есть некий глубокий смысл. расскажите, а?

    я меня есть знакомая на крузаке, так вот ей предыдущий хозяин (она его покупала уже с пробегом) сразу предупредил если зимой на морозе пробьеш колесо за городом не парься сразу вызывай эвакуатор, не поверила как то во время поездки архыз на катание на лыжах с ней случилось такая напасть, так 4 часа проковырялись добровольные помощники, колесо все таки поменяли, но подвесить обратно до конца так и не получилось, самое интересное когда приехала уже домой в ближайшем шино монтаже тоже проковырялись около 3 часов чтобы снять поврежденное колесо из под кузова отремонтировать и обратно засунуть, ну тут уже повесили так как надо

    Изменено: sova69, 14.09.2017 — 16:44

    #10 Оффлайн Sia-Ori

  • Форумец
  • 13 387 Сообщений:
    • Авто: Грязный

    На Пыже 308sw запаска висит так же вот снаружи, трос с набалдашником, лебёдка, в багажнике под небольшой резиновой крышкой болт на 17. такой же, как на колёсах. Хлам из багажника выгребать не надо. Домкрат — прямо внутри запаски. За коробку домкрата и цепляется тот самый набалдашник на тросе. Выглядит всё это не слишком надёжно, но ни сам не терял, ни страшилок от других владельцев не слышал. Единственная засада — когда трос ослаб, лишних оборотов из багажника не надо накручивать, трос внутри лебёдки может запутаться и помереть. Длины троса вполне достаточно для того, чтобы колесо вытянуть за проекцию заднего бампера, причём ни разу на полную его не раскручивал, может там ещё метр есть

    При выборе «запаска всегда грязная» и «вынимаем хлам из багажника» — выбираю грязную запаску. Это по крайней мере проще.

    По существу заданного мне вопроса ничего пояснить не могу.

    #11 Оффлайн AleM

  • Форумец
  • 16 609 Сообщений:
    • Авто: Рено

    Контора купила Ларгуса вчера, запаска висит снизу в какой-то решётчатой корзинке. В грузовом отсеке торчит болт который нужно откручивать баллонным ключом.

    #12 Оффлайн vychik

    Дважды герой флейма

  • Форумец
  • 2 205 Сообщений:
    • Авто: форд си макс

    давно меня занимает вопрос. вот едет кросовер какой-нибудь. тойота, к примеру, на глаза попалась. снизу сзади у нее торчит запаска под брюхом. как этим пользоваться? снег, грязь, все налипло — как вытащить? и, что самое интересное, как потом ее туда обратно цепляют? и зачем такая конструкция? экономия места в багажнике явно не подходит. доступность — тогда уж на калитке проще. при этом кажется, что если конструкторы тойоты ее туда прилепили, значит, в том есть некий глубокий смысл. расскажите, а?

    За три года,не разу не доставал,что не так?

    #13 Оффлайн Искандер

  • Форумец
  • 1 983 Сообщений:
    • Авто: Jeep и Нива

    Удобно, когда запаска висит на задней двери. И эстетически приятно и вполне себе функционально.
    Однако отказались от этого решения в угоду моде.

    #14 Оффлайн David.N

    Четырежды герой флейма

  • Форумец
  • 8 366 Сообщений:
  • Мне кажется пусть лучше будет в нише в багажнике, чем снаружи, чтобы не лазить под машину

    #15 Оффлайн Kserg

  • Форумец
  • 11 234 Сообщений:
  • #16 Оффлайн allbest72

    Кавалер ордена флейма

  • Форумец
  • 520 Сообщений:
    • Авто: Х6 3d 2010, Некст 2016, Газель 2008, Газель 2006, ЗИЛ Бычок.

    #17 Оффлайн Kserg

  • Форумец
  • 11 234 Сообщений:
  • #18 Оффлайн David.N

    Четырежды герой флейма

  • Форумец
  • 8 366 Сообщений:
  • Удобно, когда запаска висит на задней двери. И эстетически приятно и вполне себе функционально.
    Однако отказались от этого решения в угоду моде.

    Так тяжело двери с запаской, провисает. Правда такое слышал в основном про УАЗ, но все же.

    #19 Оффлайн allbest72

    Кавалер ордена флейма

  • Форумец
  • 520 Сообщений:
    • Авто: Х6 3d 2010, Некст 2016, Газель 2008, Газель 2006, ЗИЛ Бычок.

    Изменено: allbest72, 14.09.2017 — 17:15

    #20 Оффлайн Diogen

  • Форумец
  • 8 583 Сообщений:
    • Авто: Бегемот,ПыЖ,Церато

    Интересно, кто из тех кто считает что под днищем проще и удобнее чем выгружать все из багажника — реально пробовал это делать?
    Особенно в грязную погоду.

    я как-то в траспортере закинул запаску в кузов поближе к перегородке . а сверху товара нагрузил . И как назло пробил колесо . Пришлось почти вю машину под дождем разгружать , доставать запаску а потом загружать . В этом случае запаска под днищем есть великое благо . На сколько это актуально дя легковых машин -хз

    Adblock
    detector