Как заменить тормозную жидкость
Зачем нужно менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость передает усилие от педали тормоза к колесам. От её состояния зависит интенсивность и надежность торможения. Тормозная жидкость не должна существенно менять свои параметры в огромном диапазоне температур, от — 40°С до более чем 200°С. То есть до температуры разогрева тормозных цилиндров при частом и длительном торможении, например в городе или в горной местности. Помимо температур, тормозная жидкость должна иметь совершенно определенную вязкость, антикоррозионные и смазывающие свойства и сохранять их в течение длительного времени.
Современные тормозные жидкости.
Развитие технологий торможения привело к тому, что современные тормозные жидкости делаются не на спиртовой или масляной основах, а на основе полностью синтетических полигликолевых жидкостей. У такого состава есть как очевидные достоинства, так и менее заметные недостатки, такие как гигроскопичность, то есть поглощение влаги из атмосферы и, как следствие, ухудшение высокотемпературных показателей и антикоррозионной защиты. Это обуславливает ограниченный срок службы тормозной жидкости и её регламентную замену. Причем не только накопление воды сокращает срок службы, но и накопление продуктов износа тормозных манжет, цилиндров и других подвижных деталей, особенно в блоке ABS. Кстати, именно этим объясняется короткий срок работы тормозной жидкости на современных автомобилях с антиблокировочными и антипробуксовочными системами.
Проверка состояния тормозной жидкости:
Производится при каждом техническом обслуживании, но не реже, чем раз в год. Критерии для замены: вышел срок работы жидкости (см. инструкцию на автомобиль), резкое изменение цвета жидкости (пр.: потемнение и помутнение), падение температуры кипения жидкости менее 165 ˚С.
Самый простой и легкий способ контроля состояния тормозной жидкости по электропроводности. В продаже встречаются недорогие специальные тестеры, такими же пользуются на сервисах. Если при погружении электродов в тормозную жидкость в бачок, горит зеленый светодиод, то все в порядке, тормозная жидкость свежая. Если желтый, то содержание влаги в пределах 1% и дальнейшая эксплуатация возможна. Если горит красный, то содержание влаги около 3% или более, дальнейшая эксплуатация крайне нежелательна. Красный светодиод индикатора предписывает немедленную замену жидкости.
Процедура замены тормозной жидкости.
Необходимо убрать максимальное количество тормозной жидкости из бачка при помощи шприца, спринцовки или вакуумным прибором. На место старой жидкости заливается свежая. Поочередно вывешиваются колеса автомобиля, начиная с задней оси, с колеса, имеющего самую длинную тормозную магистраль. То есть на «леворульных» автомобилях в первую очередь вывешивается и снимается заднее правое колесо, на «праворульных» — заднее левое колесо.
На машинах, на которых еще установлены механические регуляторы тормозных сил надо дополнительно поддомкратить заднюю ось, чтобы регулятор не перекрывал подачу тормозной жидкости к задним тормозным механизмам. После снятия колеса действуем исходя из имеющегося оборудования. Шприц, спринцовка или вакуумный аппарат помогут высосать необходимое количество тормозной жидкости без дополнительных действий. Если вообще ничего нет, то надеваем трубочку на прокачной штуцер, помещаем свободный конец трубочки в чистую емкость, а помощник с места водителя нажимает на педаль и нагнетает жидкость в систему. Как только в системе создается давление, необходимо открутить прокачной штуцер на полоборота, слить некоторое количество жидкости в емкость и тут же закрыть штуцер.
Повторять эту процедуру нужно до тех пор, пока не потечет чистая свежая жидкость. Так последовательно прокачиваются магистрали всех колес, при этом крайне желательно, чтобы двигатель, а с ним и усилитель тормозов работал. При работе двигателя ход тормозной педали и объем вытесняемой жидкости максимален.
Важно: следить за падением уровня жидкости в бачке и постоянно доливать свежую, чтобы не захватить воздух.
Иначе процедуру придется долго повторять, а в случае наличия на автомобиле ABS, то и обратиться в сервис для подключения сканера, переводящего блок ABS в сервисный режим.
Выбор тормозной жидкости.
Все современные синтетические тормозные жидкости, кроме DOT 5, совместимы, смешиваются и, в определенной степени, взаимозаменяемы. Кроме случаев наличия специальных требований. DOT 5 – чисто силиконовая жидкость встречается крайне редко и мы его не станем рассматривать.
Большинство современных автомобилей требует жидкость DOT 4. Есть требования и по применению более простого стандарта DOT3 (в основном на корейских машинах), который без проблем может быть заменен на более доступный (и лучший) DOT 4. Современные европейские автомобили требуют маловязкую версию DOT4 – класс 6 (+). А вот японцы, в основном Toyota, рекомендуют использовать DOT 5.1 (не путать с просто DOT 5!), сочетающий в себе как лучшие высокотемпературные свойства, так и низкую вязкость, необходимую для работы всевозможных систем безопасности торможения. Это тенденции, а вот точно определить, какая жидкость льется в тот или иной автомобиль можно только по инструкции по эксплуатации.
Ничего сложного в самостоятельной замене тормозной жидкости нет.
Можно обойтись без специального инструмента, да и свежей тормозной жидкости на легковой автомобиль потребуется в среднем всего литр.
Полная замена тормозной жидкости своими руками
Эффективная и качественная работа современного автомобиля невозможна без использования всевозможных жидкостей – начиная от заливаемого топлива, заканчивая жидкостью в омывателе лобового стекла. Любая жидкость, как и все детали в авто, имеет свой рабочий ресурс, а если сказать точнее, ей необходима своевременная замена. Только в этом случае водителю, пассажирам и другим участникам движения гарантирована безопасность. Сегодня мы поговорим о том, как выполняется замена тормозной жидкости своими руками, когда она требуется и что может потребоваться.
Для чего менять ТЖ в системе
Составы, применяемые для правильной работы машины, нужно полностью заменять раз в 24-36 месяцев. Подобная мера оправдана тем, что свойства жидкостей от времени утрачиваются. Если говорить о ТЖ, то, «способность» впитывать влагу, допустим, при продолжительном пуске либо при напряженной работе гидравлической системы, способствует ее закипанию. К тому же, излишки воды провоцируют коррозию всей системы.
Ассортимент тормозных жидкостей
Обновление (частичное/полное) ТЖ требуется:
- по рекомендации автопроизводителя;
- в экстренных ситуациях (обрыв шлангов и пр.);
- после замены системы тормозов либо ее комплектующих;
- в случае присутствия влаги внутри системы;
- в случае попадания в нее воздуха.
По каким причинам ТЖ приходит в негодность
Не имеет значения, ТЖ какой марки используется в тормозной системе транспортного средства, буквально сразу после заливки, она начинает активно впитывать «окружающую» влагу. К этому ведет ряд причин:
- износ сальников в тормозной системе;
- износ уплотняющих отворотов;
- автомобиль долго стоял без эксплуатации;
- неверное смешение залитых жидкостей (в том числе по необходимости);
- неудовлетворительное состояние, бочка, в который заливается ТЖ.
Важно сказать, что «впитывание» даже 3-4% влаги тормозной жидкостью может привести к серьезным последствиям – закипание самой ТЖ. Что провоцирует полный отказ тормозов, блокировка цилиндров двигателя и др. Особенно в момент резких либо экстренных торможений. И потому ТЖ необходимо полностью или частично заменят не реже 2-4 раз в 12 месяцев, а если речь идет о старом автомобиле, то периодичность замены может быть и чаще.
Помните, на безопасности экономить нельзя!
Зачастую необходимость в замене ТЖ возникает при использовании старой либо некорректно смешанных жидкостей. Например, некоторые производители предлагают жидкости с эксклюзивным составом, работа которых в «связке» с другими ТЖ категорически недопустима.
По большому счёту, процесс замены ТЖ не является сложным, но некоторые начинающие автомобилисты предпочитают обратиться в автосервис, поскольку не знают, как поменять тормозную жидкость. И хотя процедура замены тормозной жидкости мастерами сервиса вполне доступна по стоимости, надо научиться выполнять все необходимые действия самостоятельно. И сейчас мы попробуем вам помочь в этом.
Признаки необходимости замены ТЖ
Прежде чем рассказать, как заменить жидкость в автомобиле, посмотрим на симптомы, по которым можно понять неизбежность данной процедуры.
- Железный скрежет истертых тормозных колодок. В этом случае предстоит поменять сами колодки, долить ТЖ и прокачать тормоза для изгнания воздуха.
- Не достаточно качественное/некорректное торможение.
- На панели приборов загорелась соответствующая лампочка.
- Протечка шланга тормозной системы.
НО! Обычно автомобилисты прибегают к замене ТЖ при изношенности колодок.
Чем руководствоваться, выбирая ТЖ
Ключевое условие при неполной смене ТЖ – постоянство! Избрав один вид тормозной жидкости не нужно ее менять на другой.
Автопроизводитель чётко указывает свойства ТЖ, которая залита в систему определенного авто на заводе. Кроме того, предлагаются рекомендации по подбору жидкостей для полной/частичной. Это обеспечивает продуктивную, надежную и длительную эксплуатацию всей тормозной системы.
Правильный выбор ТЖ
Что предпочесть
Сегодня существует 3 вида ТЖ:
- Минеральная ТЖ считается устаревшей. В последнее время применяется очень, поскольку стали доступными более современные аналоги.
- Гликолевая ТЖ является самой гигроскопичной, т.е. более подвержена «впитыванию» Н2О, а это отрицательно отражается на основных свойствах жидкости. Хотя по остальным характеристикам она превосходит существующие аналоги.
- Силиконовая ТЖ предназначена для машин отдельных зарубежных автопроизводителей. Зачастую – это машины премиум-класса. Имеет хорошие ключевые характеристики, но отличается более низкой способностью смазывания.
Каждая из перечисленных разновидностей имеет свои достоинства и недостатки. Минусы ТЖ, кстати, могут не проявиться при своевременной ее замене.
Нужно подчеркнуть, что срок работы жидкости в системе различен со сроками рекомендованных замен, прописанных производителем.
Какую ТЖ выбрать
Всякая марка и модель машины предполагает определенное обслуживание. Все системы ориентированы на конкретные характеристики расходников. ТЖ соответствуют некоторым требованиям:
- бережное отношение к деталям из металла/пластика/резины и пр.;
- рабочий температурный режим (от -30ºС до +150ºС);
- повышенные смазывающие характеристики;
- постоянство свойств.
При покупке ТЖ важно руководствоваться техническими указаниями автопроизводителя. На этикетках всех жидкостей прописываются ее ключевые свойства, поэтому проблем с выбором возникнуть не должно. К слову, для автомобилей российского производства максимально подходит ТЖ DOT-4. Далее перейдем к тому, как менять тормозную жидкость.
Замена ТЖ своими руками
Подготовка и замена
Прежде чем приступить непосредственно к замене ТЖ, надо не только разобраться, куда заливать и как заливать, но и провести правильную подготовку. Об этом следует рассказать подробнее.
Подготовка к замене ТЖ
В современных авто, которые оснащены всевозможными «навороченными» системами, замену тормозной жидкости легче и быстрее сделать в автоцентре. Обычно это занимает около получаса, при этом автовладелец защитит систему от завоздушивания и уплатит за это вполне приемлемые деньги.
Тому, кто привык обходиться своими силами, допустим, в целях экономии денег либо от недоверия к профессионализму мастеров в сервисах, следует подготовить некоторые материалы, инструменты и приспособления. Вам потребуется:
- прозрачная трубочка из мягкого материала — ее диаметр (внутренний) должен соответствовать диаметру (внешний) патрубка в цилиндре;
- специальный ключ для снятия спускного штуцера;
- ёмкость под отработанную тормозную жидкость;
- новая ТЖ;
- помощник, поскольку одному с процессом замены справиться затруднительно.
Работы удобнее проводить на эстакаде/смотровой яме поскольку возможность зайти снизу к «спускникам», имея ключ и трубочку, избавляет от снятия колес. А значит не потребуется домкрат и баллонник, кроме того, экономится время.
Итак, один из вас устраивается за рулем, другой спускается под машину, захватив ключ, шланг и ёмкость. Вы должны поддерживать непрерывную связь голосом.
Как заменить тормозную жидкость самостоятельно
Порядок работ будет зависеть от разновидности ТС вашего авто.
- Диагональная схема предполагает прокачку в следующем порядке: заднее правое, переднее левое, заднее левое, переднее правое колесо.
- Параллельную тормозную систему нужно прокачивать в такой последовательности: правая задняя, левая задняя, правая передняя, левая передняя часть автомобиля.
Замена ТЖ
Действия по смене ТЖ и прокачке системы довольно просты. Опишем основные принципы того, как производится полная замена.
- Для начала потребуется слить небольшое количество старой ТЖ. Это делается со сливного штуцера 1-го колеса. Отверните штуцер на ½ оборота, при этом второй человек должен немного придавить тормозную педаль.
- Когда педаль упадет, штуцер надо сразу же завернуть.
- Затем в соответствующий бачок заливаем новую ТЖ. Операцию по сливу следует повторять, пока в ёмкость не польется прозрачная жидкость.
- Данные действия производятся со всеми колесами по схеме тормозной системы. По завершению действий надеваем защитные колпаки на штуцера спуска.
Если при выполнении замены ТС завоздушилась, тормозная педаль западет или станет «включаться» со 2-ой стадии хода.
Удаляем воздух
Воздух удаляется с помощью напарника, который будет часто нажимать на «тормоз» для нагнетания давления. Надо надавить на педаль раз 6-7, затем удержать тормоз в выжитом положении.
- Когда человек внизу сигнал о фиксировании педали, он должен скрутить штуцер с надетым и опущенным в ёмкость шлангом. Когда педаль упадет в пол, штуцер сразу закручивается.
- Действия проводятся несколько раз, пока не прекратится выпуск воздуха. Причем тормоз станет работать раньше, прилично «сопротивляясь».
- Присутствие воздуха надо проверить на всех колесах и не забывайте отслеживать уровень ТЖ в бачке.
По окончании всей действий хорошо зафиксируйте все штуцеры. Произведите монтаж колес (если они снимались) и провести тестовый заезд.
Меняем тормозную жидкость
Если торможение начинается от небольшого нажатия на тормозную педаль, то смена ТЖ была выполнена хорошо.
Проблемы, которые могут возникнуть при замене
Выполняя все действия аккуратно и не спеша, вы оградите себя от всевозможных негативных последствий. Но ситуации бывают разными, а самой распространенной «бедой» является поломка штуцеров. Как правило, он ломается, из-за чего потребуется замена тормозного цилиндра.
Для максимального упрощения процедуры выкручивания штуцеров попробуйте обработать их WD40, а затем осторожно отстучать их молоточком со всех сторон. Этого бывает достаточно для их быстрого неполного выкручивания. Для работы целесообразно взять удлиненную головку – так усилия будут распределяться равномерно.
Правила безопасности при выполнении работ
При выполнении работ следует соблюдать простые правила безопасности, что позволит защититься от всевозможных недоразумений.
- Используйте только ТЖ, рекомендованную автопроизводителем.
- При частичной замене жидкости необходимо употреблять ту, что уже залита в систему. Не используйте жидкость, которая до этого уже работала (даже если она «чистая»).
- ТЖ имеет высокую токсичность. Необходима особая аккуратность и осторожность в выполнении всех действий. Не допускайте попадание жидкости в полость рта и на кожные покровы! Следует избегать вдыхания паров тормозной жидкости.
- ТЖ должна храниться в добротной ёмкости без доступа воздуха.
- В процессе работы «под рукой» всегда должны быть тряпочки и вода для ликвидации возможного попадания жидкости на кузов авто.
- Оградите контакт минеральных масел с ТЖ, поскольку это может привести к очень серьезным последствиям, в том числе, поломке всей системы.
- Не допускайте попадания ТЖ на электропроводку – это разрушает изоляцию.
- Не изменяйте допустимый объем тормозной жидкости при выполнении замены – если нужно залить 1.5л, столько и должно быть.
- Если требуется всего лишь долить небольшое количество нового раствора в систему, можно использовать исключительно ту марку, которая уже залита в систему.
- Не используйте ветошь, пропитанную маслом.
Заливаем ТЖ
Исправно работающий мотор и надежная тормозная система – гарантия безопасности на дороге. Чтобы тормоза не дали сбой в экстренной ситуации, нужно регулярно производить частичную или полную замену ТЖ. Важнейшим условием этого является оптимальный интервал выполнения процедуры – его нужно строго придерживаться!
Помните – даже малейшее изменение цвета ТЖ свидетельствует об изменении ее характеристик.