Прайсы
FAQ по замене сцепления на автомобиле Урал 4320
1. Пробуксовка из-за износа фрикционных накладок диска, попадания масла на трущиеся поверхности, неисправности привода выключения, поломки нажимной пружины.
2. «Ведение» из-за неправильной работы привода выключения, коробления нажимного диска, недопустимой кривизны и биения ведомого диска, разрушения накладок ведомого диска.
3. Шумы в месте установки сцепления могут возникать из-за отсутствия смазки в подшипнике муфты выключения или его износа.
Для устранения этих неисправностей требуется замена изношенных деталей сцепления на новые автозапчасти Урал. В некоторых случаях приходится производить снятие/установку сцепления, о чем подробнее речь пойдет ниже. Перед началом проведения ремонта необходимо обеспечить чистоту рабочего места, наличие необходимого инструмента, и, если известна причина неисправности – купить запчасти Урал 4320 (лучше оригинальные) для сцепления.
Снятие сцепления с двигателя.
Сцепление снимается с двигателя с установленной коробкой передач. Порядок работ следующий.
1. Отворачиваем гайку крепления шланга смазки.
2. Шланг смазки проталкиваем в полость картера сцепления.
3. Снимаем коробку передач. Муфта выключения сцепления должна остаться на упорном кольце диафрагменной пружины.
4. Совмещаем полукруглый паз муфты выключения в ее передней части с выступающим усом предохранительного кольца 6 (рис. 1) и, утопив его чем-либо, удерживаем в таком положении через центральное отверстие муфты выключения сцепления.
5. Относительно втулки 6 поворачиваем замковое кольцо 5 (рис. 2) так, чтобы выступы кольца и пазы втулки совпадали.
6. Проталкиваем муфту до упора в сторону маховика. Пружинное кольцо
4 должно выйти из фасонной канавки упорного кольца и встать в прямоугольную. Это соответствует положению «д».
7. Отсоединяем муфту выключения. Для этого перемещаем ее в обратном направлении от маховика. Пружинное кольцо при этом должно остаться в прямоугольной канавке упорного кольца (положение «е»), и затем извлекается из нее.
8. Снимаем нажимной диск с кожухом. Для этого постепенно в несколько приёмов отворачиваем крепежные болты сцепления, при этом не нельзя допускать значительных перекосов нажимной пружины. В разобранном сцеплении проводим дефектовку деталей, определяем требуемые автозапчасти Урал.
Рис. 1 Запорное устройство 1 – кольцо упорное; 2 – кольцо пружинное; 3 – шайба пружинная; 4 – кольцо стопорное; 5 – кольцо замковое; 6 – кольцо предохранительное; 7 –втулка подшипника
Рисунок 2 – Основные положения запорного устройства 1 – кольцо опорное; 2 — шайба пружинная; 3 — кольцо стопорное; 4 – кольцо стопорное; 5 — кольцо замковое; 6 — втулка подшипника; 7 — кольцо предохранительное.
Установка сцепления на двигатель.
Порядок установки отремонтированного или нового сцепления на двигателя следующий:
1. Устанавливаем с помощью специальной оправки ведомый диск на маховике. При этом фрикционная накладка, закрепленная к пружинной пластине, должна располагаться к нажимному диску, а удлиненная часть ступицы – наружу от двигателя.
2. Нажимной диск с кожухом в сборе устанавливаем, обеспечив соосное расположение отверстий крепления кожуха сцепления и маховика.
3. Вручную заворачиваем крепежные болты сцепления на глубину не менее 4 мм.
4. Момент затяжки болтов кроепления сцепления должен быть в пределах 60…70 Нм. Затяжку проводим в несколько приемов, равномерно подтягивая нажимной диск с кожухом к маховику и не допуская перекосов диафрагменной (нажимной) пружины.
5. Специальной оправкой необходимо сцентрировать кольцо 3 (рис. 3) относительно оси коленвала двигателя.
Рисунок 3 – Сцепление ЯМЗ 182 1 — диск ведомый; 2 — диск нажимной; 3 — кольцо упорное; 4 — муфта выключения сцепления; 5 — шланг смазки; 6 — вилка выключения сцепления; 7 — оттяжная пружина; 8 — валик вилки выключения сцепления.
Установка коробки передач имеет некоторые особенности, связанные с конструкцией запорного устройства механизма выключения сцепления.
Порядок работ по установке коробки передач и введению в зацепление муфты выключения с упорным кольцом нажимной пружины следующий:
1. Поворачиваем замковое кольцо 5 (рис. 2) на муфте так, чтобы его выступы не совпали с пазами втулки подшипника муфты, что соответствует положению «а».
2. Муфта выключения сцепления пружиной 7 (рис. 3) должна быть отведена до упора в крышку подшипника первичного вала коробки передач.
3. Устанавливаем коробку передач и закрепляем 2 болтами. Важно помнить, что при установке коробки передач не допускается перемещение муфты выключения сцепления в сторону маховика после того, как она соединена с диафрагменной пружиной.
4. Перемещаем муфту выключения сцепления до упора к упорному кольцу. Для этого с помощью технологического рычага поворачиваем вал вилки выключения сцепления. При этом пружинное кольцо должно попасть в фасонную канавку упорного кольца (положение «б»).
5. Путем проворачивания по часовой стрелке вала вилки выключения сцепления, перемещаем муфту в направлении от двигателя (положение «в»)
6. Приложив дополнительное усилие к муфте выключения сцепления в направлении от двигателя, убеждаемся, что она введена в зацепление с упорным кольцом.
7. Окончательно закрепляем коробку передач.
После установки сцепления с коробкой передач на неработающем двигателе необходимо проверить качество установки путем контроля на отсутствие ведения и величины крутящего момента на валу вилки:
1. Поворачиваем по часовой стрелке вал вилки на угол 9,5°…11°, что соответствует перемещению муфты от двигателя на 11…13 мм.
2. При включенной передаче выходной вал коробки передач должен вращаться при приложении крутящего момента максимальной величиной 5 Нм.
3. Поворот по часовой стрелке вала выключения сцепления показан на рисунке 3.
Замена дисков сцепления на автомобиле Урал 4320
Если вы владелец автомобиля Урал 4320 и столкнулись с одной из нижеперечисленных проблем, это может означать то, что диски сцепления на вашем автомобиле придётся заменить.
- Первая и самая основная причина замены дисков сцепления – «пробуксовка». Это связано с износом фрикционных дисков. Также, «пробуксовка» сцепления бывает связана с попаданием масла на диски. В любом из этих случаев, вам придётся произвести замену дисков.
- Вторая причина, по которой вам придётся менять диски сцепления – «ведение». Подобного рода поломка может быть связана со сбоями в работе привода выключения сцепления, биение ведомого диска и поломки нажимного диска.
- Третья причина встречается реже, но возможно, вы столкнётесь именно с ней – шумы. Шумы в сцеплении зачастую связаны с выжимным подшипником. Подшипник может начать издавать шумы в связи с износом, либо из-за отсутствия в нём смазки.
- Диски сцепления демонтируются вместе с КПП и корзиной сцепления. Для демонтажа, следуйте нижеприведённой инструкции:Открутите гайку крепления шланга смазки муфты (236-1601230).
- Протолкните смазочный шланг в полость, расположенную в картере сцепления.
- Снимите КПП. Муфта сцепления остаётся на упорном кольце нажимной диафрагменной пружине сцепления.
- Совместите полукруглый паз муфты сцепления с усом предохранительного кольца. Надавите на этот ус и зафиксируйте.
- Замковое кольцо, расположенное на сцеплении, необходимо повернуть таким образом, чтобы пазы втулки совпали с выступами кольца.
- Протолкните муфту сцепления до упора в сторону маховика. Пружинное кольцо выйдет из своей канавки.
- Отсоедините муфту сцепления, переместив в направлении, противоположном маховику. При этом пружинное кольцо должно оставаться на месте, после чего оно извлекается.
- Нажимной диск снимается совместно с кожухом. Для того, чтобы осуществить данную операцию, вам необходимо открутить крепёжные болты сцепления.
Во время откручивания крепёжных болтов сцепления не допускайте перекоса пружины.
Замена сцепления автомобиля урал
Во время эксплуатации автомобиля могут возникнуть следующие неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает) или неполное выключение (сцепление ведет).
При неполном включении сцепления с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиль или (при отпущенной педали сцепления) не трогается с места, или скорость его увеличивается очень медленно,
В кабине при этом ощущается запах горелых фрикционных накладок ведомых дисков.
Ведомые диски пробуксовывают в результате:
— отсутствия зазора между подшипником муфты выключения сцепления и упорным кольцом при отпущенной педали сцепления.
При отсутствии зазора нажимной диск не полностью прижимается к ведомому диску. Для устранения этой неисправности обеспечить зазор между подшипником муфты и упорным кольцом, проверив и отрегулировав свободный ход педали сцепления;
— замасливания дисков сцепления.
Эта неисправность возникает в результате попадания смазочного материала в полость картера сцепления через уплотнения первичного вала коробки передач или заднего конца коленчатого вала двигателя, а также при чрезмерном смазывании подшипника муфты выключения сцепления.
Попадание смазочного материала на поверхности трения дисков способствует их проскальзыванию. Сцепление необходимо снять и промыть диски бензином;
— износа фрикционных накладок и поверхностей трения маховика среднего ведущего и нажимного дисков. При небольшом — износе накладок неисправность устранить регулировкой свободного хода педали сцепления.
При повышенном износе накладок, поверхностей трения маховика и дисков изношенные детали заменить;
— усадки или поломки нажимных пружин. Заменить пружины.
При неполном выключении сцепления ощущается затрудненное включение передач, сопровождающееся ударами зубьев шестерен коробки передач. Неисправность может возникнуть по следующим причинам:
— наличие большого зазора между подшипником муфты выключения сцепления и упорным кольцом. Это происходит из-за того, что привод выключения сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вала вилки выключения сцепления (уменьшенный полный ход, увеличенный свободный ход педали сцепления). Неисправность устраняется проверкой и регулировкой полного или свободного хода педали сцепления;
— перекос или коробление ведомого диска, неодинаковый зазор между дисками вследствие их коробления, а в отдельных местах и отсутствие зазора. Это чаще всего возникает при перегреве сцепления в результате пробуксовки. Неисправность устранить заменой покоробленных дисков.
Разрушение и обрыв фрикционных накладок. Куски накладки заклиниваются между ведомым и ведущим дисками и не позволяют полностью выключить оцепление. Разрушенные накладки заменить;
— перекос нажимного диска. При выключении сцепления нажимной диск частью своей рабочей поверхности продолжает прижиматься к ведомому диску.
Снять нажимный диск с кожухом в сборе, установить на приспособление, проверить и отрегулировать положение упорного кольца.
Демонтаж сцепления
Снять коробку передач. Завернуть в резьбовые отверстия бобышек нажимного диска 12 (рис. 2) четыре стяжных болта
8 до соприкосновения головок болтов с кожухом 10. Отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять нажимной диск 5 (см. рис. 1) в сборе с кожухом.
Снять ведомые диски 3 и средний ведущий диск 2.
Регулировка положения упорного кольца сцепления. Нажимной диск в сборе с кожухом установить на приспособление 16 (см. рис. 2) или на маховик со вставкой, обеспечивающей установочный размер «А», равный 29 ± 0,1 мм.
Закрепить кожух 10 сцепления болтами.
Ослабить затяжку стяжных болтов 8, отвернув их на два-три оборота.
Разогнуть края запорных пластин 4 и отвернуть болты 2.
Снять пластины 4, 1 и стопорные шайбы 19.
Вращением гаек 3 отрегулировать положение упорного кольца 7 оттяжных рычагов.
Размер «В» после регулировки должен быть равен 54 ± 0,3 мм, биение торца Т2 упорного кольца относительно торца Т1 — не более 0,4 мм. При этом опорные поверхности концов всех оттяжных рычагов 14 должны одновременно касаться упорного кольца.
Регулировка положения упорного кольца после установки сцепления на двигатель запрещается.
Закончив регулировку, установить (предварительно выпрямленные) стопорные шайбы 19. Установить опорные пластины 1, пластины 4 и закрепить их болтами 2.
Отогнуть концы запорных пластин 4, предотвратив этим отворачивание болтов 2. Через отверстия пластин 4 и 1 отогнуть стопорные шайбы 19.
Затянуть стяжные болты 8.
Отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять нажимный диск в сборе с кожухом с приспособления 16.
Разборка нажимного диска в сборе с кожухом
Разогнуть края запорных пластин 4 и отвернуть болты 2. Снять пластины 4, 1 и стопорные шайбы 19.
Установить нажимный диск на пресс и поджать кожух 10 сцепления. Из резьбовых отверстий бобышек нажимного диска вывернуть стяжные болты 8.
Отвернуть регулировочные гайки 3.
С помощью пресса ослабить усилие нажимных пружин и снять кожух сцепления.
Снять установленные на бобышках нажимного диска пружины 9 и шайбы 11 вместе с термоизоляционными подкладками 13, а также упорное кольцо 7, стопорные шайбы осей 18, соединяющих оттяжные рычаги 14 с нажимным диском.
Выбить оси и снять рычаги в сборе с вилками 15 и пружинами 5.
Из отверстий рычагов извлечь ролики игольчатых подшипников.
Снять стопорные шайбы осей 17, соединяющих оттяжные рычаги с вилками 15, и пружины 5 вместе с петлями 6.
Выбить оси 17 и снять вилки рычагов. Из отверстий рычагов извлечь ролики игольчатых подшипников.
Средний ведущий диск 2 (см. рис. 1) разбирать только в случае необходимости шлифования рабочих поверхностей трения или для замены деталей механизмов автоматической регулировки положения диска.
Разборка картера сцепления
Отвернуть стяжной болт рычага 19 (см. рис. 3) и снять рычаг с вала вилки выключения сцепления.
Отсоединить шланг 6 (см. рис. 1), пружины 7 муфты выключения сцепления и снять муфту 8 с направляющей крышки подшипника первичного вала коробки передач. Из резьбовых отверстий картера сцепления вывернуть масленки.
Отвернуть стяжкой болт 12 и переместить вилку 9 по валу 11.
Удалить из паза — вала сегментную шпонку.
С помощью медной выколотки выбить из отверстий картера сцепления вал II вилки выключения сцепления вместе с заглушкой.
При необходимости замены втулок выпрессовать их с помощью оправки, предварительно удалив из отверстия левой опоры картера детали сальника вала вилки выключения сцепления (крышку, войлочное и резиновое кольца).
Контроль технического состояния и ремонт
Детали сцепления после разборки промыть в керосине, просушить и определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации.
В случае ослабления крепления ступиц ведомых дисков или фрикционных накладок расклепать заклепки или заменить их новыми.
При поломке пружин демпфера ведомого диска или осевом перемещении пружин в отверстиях диска заменить ведомый диск в сборе.
Замене также подлежат:
— фрикционные накладки ведомых дисков при наличии больших задиров, отслоения или износа до заклепок; нажимные пружины при наличии трещин и обломов;
— оси оттяжных рычагов, имеющие бринеллированную рабочую поверхность;
— изношенные ролики игольчатых подшипников. Размеры новых фрикционных накладок и отверстий в них под заклепки должны соответствовать приведенным на рис. 4.
При контроле состояния деталей проверить изменение упругости пружин муфты выключения сцепления.
Усилие при растяжении пружины до длины L = 115 мм должно быть не менее 4,4 кгс.
Не допускается эксплуатация среднего ведущего и нажимного дисков, имеющих сквозные трещины и коробление. В то же время небольшие тепловые трещины на поверхности трения дисков не являются признаком для выбраковки.
Коробление, задиры, неплоскостность и неравномерный износ поверхностей трения среднего ведущего и нажимного дисков допускается устранять шлифованием.
Толщина металла, снятого при шлифовании нажимного диска, не должна превышать — 1,3 мм.
Толщина среднего ведущего диска после шлифования должна быть не менее 23,66 мм.
При износе втулок 2 (рис. 5) вала вилки выключения сцепления свыше диаметра 25,1 мм втулки заменить.
Заменять втулки с помощью оправок и пресса.
При запрессовке торцы втулок, имеющие фаски, направить друг к другу, а отверстия во втулках и опорах картера для смазывания совместить.
Внутренние поверхности запрессованных втулок обработать в линию до диаметра 25 +0,025 .
Несоосность обработанных отверстий втулок проверить калибром диаметром 24,99 мм.
Непараллельность общей оси втулок и торца «Т» должна быть не более 0,1 мм на длине 100 мм.
В случае замены подшипника муфты выключения сцепления новый подшипник напрессовать до упора внутреннего кольца в торец муфты.
Собрать картер сцепления и средний ведущий диск в порядке, обратном разборке. При сборке среднего ведущего диска на трущиеся поверхности осей и втулок отжимных рычагов нанести смазочный материал Литол-24. После затяжки осей отжимных рычагов стопорные шайбы отогнуть с обеих сторон.
После сборки проверить работу механизмов автоматической регулировки положения среднего ведущего диска.
При установке диска на плиту отжимными рычагами пружины не должны закручиваться под действием веса диска и должны возвращать диск в исходное положение после прижатия его до соприкосновения с плитой.
Устанавливая рычаг 19 (см. рис. 3) на шлицы вала вилки выключения сцепления, следить, чтобы меченый зуб рычага входил в меченую впадину вала (метки b).
Сборка нажимного Диска с кожухом
Перед сборкой детали должны быть сухими и чистыми. При сборке сферические поверхности трения регулировочных гаек 3 (см. рис. 2), кожуха 10 сцепления, оттяжных рычагов 14 и рабочие пазы упорного кольца 7, а также ролики игольчатых подшипников смазать смазочным материалом Литол-24.
В процессе сборки нажимного диска и регулировки положения упорного кольца оттяжных рычагов следить за чистотой рабочих поверхностей приспособления 16.
Попадание грязи и металлической стружки на поверхность трения нажимного диска и фланец кожуха сцепления недопустимо.
Собрать нажимной диск в следующем порядке.
В отверстие оттяжного рычага 14 установить 20 роликов игольчатого подшипника оси 17.
Для облегчения сборки игольчатого подшипника на стенку отверстия оттяжного рычага нанести тонкий слой смазочного материала Литол-24 и установить в отверстие шесть — восемь роликов.
Затем вставить в отверстие рычага разрезную текстолитовую втулку (рис. 6) и установить остальные ролики.
При установке нового игольчатого подшипника комплектовать его из роликов одной размерной группы.
Совместив отверстия вилки 15 (см. рис. 2) и рычага 14, вставить ось 17, вытолкнув при этом разрезную втулку из отверстий рычага и вилки.
Аналогично с помощью разрезной втулки собрать второй игольчатый подшипник и установить оттяжной рычаг в паз бобышки нажимного диска.
Совместив отверстие рычага с отверстиями бобышки, вставить ось 18, вытолкнув при этом разрезную втулку из отверстий рычага и бобышки.
В кольцевые проточки оси 18 установить стопорные шайбы.
На ось 17 установить пружину 5 вместе с петлей 6, а в кольцевые проточки оси — стопорные шайбы.
Аналогичным образом установить и закрепить остальные оттяжные рычаги и пружины упорного кольца. Установить и петлями 6 закрепить упорное кольцо 7.
Подсобранный нажимной диск установить на приспособление 16 или маховик со вставкой, обеспечивающей установочный размер «А», равный 29 ± 0,1 мм.
На бобышки нажимного диска установить шайбы 11 вместе с термоизоляционными подкладками 13 и нажимные пружины 9.
Если рабочая поверхность нажимного диска подвергалась шлифованию, то для сохранения суммарного усилия нажимных пружин подложить под термоизоляционные подкладки металлические шайбы. Толщина шайб должна быть равна толщине снятого в процессе шлифования диска металла.
Установить на нажимные пружины кожух сцепления. Обеспечить вертикальное положение вилок 15 оттяжных рычагов и с помощью пресса сжать пружины.
Закрепить кожух сцепления болтами. В качестве средства для обеспечения вертикального положения вилок оттяжных рычагов могут быть использованы трубки, установленные через отверстия кожуха сцепления на резьбовые концы вилок.
Завернуть гайки 3 и с их помощью отрегулировать положение упорного кольца 7 оттяжных рычагов.
Закончив регулировку, установить (предварительно выпрямленные) стопорные шайбы 19. Установить опорные пластины 1, пластины 4 и закрепить их болтами 2. Отогнуть концы запорных пластин на грани болтов крепления. Через отверстия пластин 4 и 1 отогнуть стопорные шайбы 19.
В резьбовые отверстия бобышек нажимного диска завернуть четыре стяжных болта 8. Отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять нажимной диск в сборе с кожухом с приспособления.
Установка сцепления на двигатель
Перед установкой сцепления заложить в полость заднего конца коленчатого вала (под передний подшипник первичного вала коробки передач) 15 г смазочного материала 158. Чистой тканью, слегка смоченной в бензине, протереть поверхности трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков.
Установить в маховике ведомый диск 3 (см. рис. 1) таким образом, чтобы более длинная часть ступицы диска была направлена к двигателю.
Нанести на рабочие поверхности трения отжимных рычагов среднего ведущего диска 2 смазочный материал Литол-24 и вставить диск в маховик. При этом шипы диска должны войти в пазы маховика.
При нажатии на диск он должен легко перемещаться в пазах маховика и возвращаться в исходное положение под действием отжимных рычагов.
Установить второй ведомый диск З, расположив длинную часть ступицы диска в сторону от двигателя. Ведомые диски центрировать относительно оси коленчатого вала двигателя с помощью шлицевой оправки, вставив ее конец в отверстие переднего подшипника первичного вала коробки передач.
Установить нажимной диск в сборе с кожухом и закрепить кожух сцепления болтами. Закрепив кожух, отвернуть четыре стяжных болта.
Установить и закрепить коробку передач. Проверить качество монтажа сцепления и коробки передач на работающем двигателе при частоте вращения коленчатого вала 1800— 2000 об/мин, проконтролировав:
— отсутствие заеданий деталей механизма (привода) выключения сцепления;
— чистоту выключения сцепления при полном нажатии на педаль. В этом положении педали сцепления включение I передачи и передачи заднего хода должно производиться без скрежета, а при включенной IV передаче — отсутствовать вращение вторичного вала.
Регулировка полного и свободного хода педали сцепления. Полный ход педали 2 (рис. 3), который должен составлять 195 мм, регулировать с помощью ограничителя 12.
Для регулировки свободного хода педали сцепления отсоединить тягу 17 от рычага 19. Ослабить затяжку контргайки вилки тяги.
Вращением вилки в необходимом направлении изменить длину тяги 17 для увеличения или уменьшения зазора между торцами упорного кольца и подшипника муфты выключения сцепления.
Соединить тягу с рычагом 19 и проверить величину свободного хода педали сцепления. Если она соответствует 30—40 мм, затянуть контргайку вилки.
Допускается переставлять рычаг 19 на один шлиц вала (относительно меток b, расположенных на торцах вала и рычага), если резьба тяги 17 при регулировке использована полностью.
Так же смотрим статью «Сцепление автомобиля КамАЗ», так как сцепление в принципе одинаковое.