Замена подшипника передней ступицы: что нужно и как выполнить?
Ступицей называют основной элемент вращающегося механизма колеса; она надевается на вал либо на ось и соединяется со спицами или ободом. Является соединительной деталью, способствует исправному вращению колеса. Тормозная система также связана со ступичным механизмом. Подшипник ступицы передней служит для улучшения ее соединения с осью и является ключевым компонентом ходовой. Подлежит замене практически на любом ТС, за исключением моделей, у которых ступица меняется в сборе. Если замена компонента не производится вовремя, автомобиль теряет управляемость, что грозит серьезным ДТП.
Что представляет собой подшипник ступицы переднего колеса и для чего он нужен
В систему автомобиля устанавливаются ступичные подшипники качения, которые могут быть шариковыми и роликовыми, а также иметь различную форму. Между ступицей и осью передних колес большинства современных ТС устанавливаются по два однорядных конусовидных компонента.
Подшипник ступицы переднего колеса имеет:
- корпус;
- сепаратор;
- ролики;
- кольцо внешнее;
- кольцо внутреннее.
На наружной части колец располагаются выемки, способствующие движению тел качения.
Подшипники радиального типа задних колес редко требуют замены, так как смазка, которой обработаны места трения, редко теряет свои рабочие свойства — от этого ее защищают специальные пыльники. Если не пытаться менять смазку самостоятельно, то никаких нарушений не последует.
А вот с элементами переднего колеса дела намного хуже. Основные элементы – кассета, ролики, внешнее / внутреннее кольцо – закрываются сальником. Из-за особенностей конструкции механизма полноценную защиту пыльники предоставить не в состоянии – из-за этого элемент сильно изнашивается. Плюс к тому подвеска автомобиля и ступичный подшипник испытывают высокие нагрузки во время движения, что сказывается на их сроке службы и тоже способствует износу.
Как проверить подшипник ступицы передней
Первым признаком проблемы считается появление посторонних шумов в районе передних колес. Чтобы точно выяснить, действительно ли проблема в износе, необходимо провести диагностику.
Проверка проводится так:
- Машина ставится на ручник.
- Колеса фиксируют противооткатными устройствами.
- Чтобы проверить передний ступичный подшипник, поддомкрачивается то колесо, которое вызывает подозрение.
- Под машину устанавливается дополнительная опора, на нее следует перенести вес.
- После того, как авто надежно установлено в приподнятом состоянии, необходимо крепко взяться за колесо и раскачать его в горизонтальной плоскости, то есть от себя и на себя. Если с механизмом все в порядке, он не будет издавать каких-либо нетипичных звуков, скрежета, стука, скрипа. Также не будет ощущаться люфт.
- Теперь машина снимается с ручного тормоза, колеса прокручиваются. В этом случае тоже не должно наблюдаться проблем.
Когда нужно менять
Если во время проверки обнаружились какие-либо отклонения, то состояние подшипника такое, что он требует немедленной замены. Откладывать процедуру «на потом» рискованно – при сильном износе машина может полностью потерять управление, лишиться колеса на полном ходу.
Если при проведении диагностики обнаружен люфт колеса, его нужно устранить, просто отрегулировав осевой зазор. Процедура производится с помощью регулировочной гайки, которая затягивается в нужном положении. При регулировке заложите новую смазку.
Обязательной замене подлежат необслуживаемые элементы при обнаружении люфта и посторонних шумов. В том случае, когда во время диагностики слышится характерный звук, её тоже нужно менять – регулировка теряет смысл, так как вышел из строя сам подшипник.
Замена подшипника передней ступицы
Сама процедура не представляет сложности, но при самостоятельном ремонте проблемы могут возникнуть из-за нехватки инструментов или отсутствия навыков в работе с определенной моделью – особенности ремонтных работ зависят от марки и модели машины.
Замена подшипника передней ступицы на отечественных машинах и иномарках производится по-разному. Даже набор инструментов зачастую требуется разный.
Что понадобится для замены
Чтобы поменять подшипник передней ступицы,понадобится следующий инструмент:
- набор торцевых головок от «семерки» до 27 номера (могут использоваться торцевые ключи);
- молоток;
- специальные съемники для снятия и запрессовки ступицы;
- слесарные тиски;
- фигурная и простая отвертки;
- пассатижи.
Некоторые мастера вместо съемников используют молоток, выбивая / забивая запчасть на посадочное место. Этот метод применим, только если мастер обладает большим опытом, так как неправильный удар способен повредить элемент и сделать их непригодными для дальнейшего использования.
Способы замены
Выполняется замена подшипника ступицы переднего колеса несколькими методами. Для переднего колеса используются два способа.
Первый способ — без снятия поворотного кулака. Удобен тем, что по окончании ремонта не требуется регулировка развал-схождение, так как не нужно снимать болты развала. Минус метода в том, что потребуется наличие смотровой ямы. Не у всех любителей есть такие возможности.
Второй способ — со снятием.Метод гораздо удобнее, так как после снятия разборка, выпрессовка и установка проводятся на рабочем столе. Однако в этом случае происходит нарушение сход-развала. Чтобы этого избежать, следует в процессе разборки установить метки на крепежных болтах и поворотных кулаках.
Этапы работы
Замена производится так:
- Демонтируется колесо. Необходимо приподнять машину домкратом, снять колесо, убрать защитный колпачок.
- Производится развальцовка бурта гайки ступицы.
- Снимаются болты тормозного суппорта, диск освобождается от суппорта. Последний остается на пружине стойки в подвешенном состоянии, снимать его не стоит.
- Удаляется фиксирующая гайка ступицы, убирается упорная шайба.
- Демонтируется обойма наружного элемента.
- Ступица стягивается. Если стянуть не получается, можно аккуратно простучать ее молотком.
Далее работы проводятся на верстаке. Убирается обойма внутреннего подшипника, снимается разрезная втулка. Ступица зажимается в тисках, при этом место расположения наружного компонента должно находиться сверху.
После того, как элемент фиксируют, откручивается направляющий болт крепления, снимается кольцо. Затем извлекается наружный обод. Можно воспользоваться специальным съемником или осторожно выбить его молотком.
Ставим новые запчасти – запрессовка наружных колец (старые кольца выполнят роль наставок) выполняется с помощью тисков. После того, как кольца будут установлены, на посадочное место внутреннего подшипника тонким слоем наносится смазочный материал, затем ставится новая запчасть, стопорное кольцо, сальник. Сборка осуществляется в обратном порядке.
Прежде чем приступать к ремонту, следует выяснить особенности конкретной машины. Если же опыта для самостоятельного проведения работ недостаточно, лучше обратиться в профессиональный автосервис.
Замена подшипника ступицы
Замена стоек переднего стабилизатора
Элементы подвески – это наиболее уязвимые места автомобиля, которые в процессе эксплуатации постоянно подвергаются механическим повреждениям и воздействию внешних факторов. Среди всех узлов подвески подшипники ступицы считаются наиболее значимыми, ведь они отвечают за вращение колеса и поглощение нагрузки, возникающей при движении авто. Важно поддерживать их в идеальном состоянии, а при первых признаках неисправности требуется замена подшипников ступицы.
Своевременная и, главное, качественная замена позволит избежать аварийных ситуаций, а также продлить жизнь другим элементам подвески. К первым признакам, свидетельствующим об износе деталей, относятся люфт колес и шум в подвеске. Как выявить неисправность и как заменить подшипники ступицы – обо всем этом и пойдет речь в данной статье.
Устройство ступичного узла
Важно понимать устройство самой ступицы, чтобы благополучно заменить подшипники. В народе ступичный узел часто называют поворотным кулаком, потому что через него на колеса передается механическая энергия. Подшипник играет важную роль в работе узла, поскольку при его поломке перестанет нормально функционировать.
Устройство ступичного узла автомобиля
Обратите внимание! Существует несколько видов ступичных подшипников (шариковые, конические и другие). Но замена происходит по одинаковому алгоритму для всех разновидностей детали.
Подшипник состоит из нескольких деталей: наружное и внутреннее кольцо, сепаратор, а также тело качение. Для снижения коэффициента трения применяется пластичная смазка. При работе детали вращение передается через тело качение. Внутренний и наружный подшипник не имеют между собой связи, так как внешний связан с поворотным кулаком, а наружный – со ступицей автомобиля. Передача крутящего момента к колесам происходит благодаря шлицам, расположенным внутри ступичного узла.
Обязательно используйте ступичную смазку
Признаки износа подшипника
О необходимости замены могут свидетельствовать несколько признаков, среди которых:
- стуки в подвеске при езде по неровной дороге;
- перегрев ступицы;
- гул в ступице при движении.
Признаки неисправности подшипника ступицы
Откладывать ремонт ступицы на потом нельзя, ведь изношенный подшипник может привести к более серьезным поломкам. Поэтому при выявлении первых подозрительных признаков нужно как можно скорее провести диагностику ступичного элемента и, если это необходимо, произвести его замену.
Износ подшипника ступицы
Что нужно для замены
Поскольку подшипник ступицы является небольшой деталью, то для его замены автомобиль нужно загнать в хорошо освещаемое помещение. Выполнять замену можно на смотровой яме или же на ровной поверхности. Затем необходимо подготовить инструменты и материалы.
Инструменты для замены ступичного подшипника
На заметку! Замена задних подшипников ступицы является более легкой процедурой при сравнении с передними элементами, поэтому начинать работу специалисты рекомендуют с переднего узла.
Список инструментов, необходимых для успешной замены ступичных подшипников:
- гаечный ключ на 17 и 19;
- плоская отвертка;
- рабочие перчатки;
- чистая тряпка для вытирания деталей;
- головка на 30 с воротком;
- оправка для выбивания ступицы;
- съемник (инструмент для снятия подшипника).
Инструмент для замены подшипника задней ступицы
Кроме инструментов, необходимо также купить подшипники. При выборе деталей желательно отдавать предпочтение оригиналам, на худой конец российскому производителю. От китайских аналогов лучше отказаться – эксперименты здесь не уместны. Некачественные детали могут навредить ходовой части автомобиля.
Как выбрать ступичный подшипник
Как заменить подшипник ступицы
Начать замену нужно с фиксации транспортного средства – поставьте авто на первую передачу, а под колеса установите противооткатные клинья. Так надежнее. Теперь можно приступать непосредственно к замене. Ниже приведена пошаговая инструкция, благодаря которой замена ступичного подшипника будет под силу даже новичку.
Замена подшипника ступицы
Шаг 1. Подготовьте динамометрический ключ. Для замены подшипника желательно использовать двухсторонний инструмент.
Подготовьте динамометрический ключ
Шаг 2. Поддомкратьте ремонтируемую сторону автомобиля.
Поднимите автомобиль домкратом
Шаг 3. Открутите крепежные элементы и снимите колесо.
Снимите колесо
Шаг 4. Отогните стопорные шайбы для снятия суппорта. Сделать это можно при помощи плоской отвертки.
Разогните стопорные шайбы
Шаг 5. Выкрутите болты, на которых крепится тормозной суппорт. Как правило, всего нужно открутить два болта.
Открутите болты крепления тормозного суппорта
Шаг 6. Аккуратно снимите суппорт, предварительно отсоединив тормозные шланги, чтобы те не порвались.
Отсоедините тормозные шланги и снимите суппорт
Важно! Если при замене подшипника вы заметил, что тормозной диск изношен, то перед снятием суппорта необходимо разжать колодки.
Шаг 7. Выкрутите две направляющие колесного диска и снимите дистанционную шайбу.
Демонтируйте дистанционную шайбу
Шаг 8. Аккуратно поддевая тормозной диск «монтажкой» или плоской отверткой, снимите его. Ни в коем случае не используйте на данном этапе молоток, чтобы не повредить поверхность диска.
Снимите тормозной диск
Шаг 9. Так выглядит ступица после снятия тормозного диска.
Ступица перед снятием
Шаг 10. Используя тонкое зубило, аккуратно снимите колпачок ступицы, поддбивая его по кругу.
Аккуратно снимите колпачок ступицы
Шаг 11. Снимите колпачок, чтобы получить доступ до ступичной гайки.
Вы получили доступ к ступичной гайке
Шаг 12. Открутите ступичную гайку. С левой стороны резьба обычная, и гайка откручивается против часовой стрелки.
Открутите гайку крепления ступицы
Шаг 13. Аккуратно снимите ступицу с поворотного кулака.
Снимите ступицу
Шаг 14. Аналогичным образом снимите ступицу на втором колесе.
Повторите процедуру на втором колесе
Шаг 15. После снятия двух ступиц приступайте к замене подшипников.
Как только ступицы будут сняты, можно приступать к замене подшипников
Шаг 16. Для замены также нужно подготовить комплект ступичных подшипников и гаек.
Подготовьте комплект ступичных подшипников с гайками
Шаг 17. Извлеките внешний подшипник и все, что будет мешать при ремонте.
Извлеките внешний подшипник
Шаг 18. Любым доступным способом удалите из ступицы сальник, стараясь при этом не повредить саму ступицу.
Снимите сальник со ступиц
Шаг 19. Извлеките внутренний подшипник и дистанционное кольцо, которое расположено под сальником.
Демонтируйте дистанционное кольцо
Шаг 20. После разборки ступицы проведите визуальный осмотр. Обратите внимание на состояние смазки.
Внимательно осмотрите ступицу
Шаг 21. Удалите остатки смазочного материала из ступицы, используя обычную отвертку.
Уберите остатки смазки
Шаг 22. Используйте специальный набор для ремонта ступиц. Он позволит легко извлечь внутренние детали ступицы, не повредив при этом другие элементы.
Используйте набор для ремонта ступиц
Шаг 23. Аккуратно выбейте обоймы из ступицы, используя специальный набор. Сначала обойму внешнего подшипника, а затем внутреннего. Со второй ступицей проделайте то же самое.
Выпрессуйте обоймы из ступицы
Шаг 24. Осмотрите обоймы подшипников на предмет наличия повреждений.
Оцените состояние обойм
Шаг 25. Оцените состояние самих подшипников. В нашем случае смазка спеклась настолько, что сепаратор даже не вращается.
Осмотрите подшипники ступицы
Шаг 26. Очистьте ступицу от скопившейся грязи и смазки. Поверхность должна быть максимально чистой – это продлит срок службы новых подшипников.
Удалите остатки смазки и грязи с поверхности ступицы
Шаг 27. Запрессуйте обоймы – сначала обойму внешнего подшипника, затем внутреннего.
Запрессуйте обоймы на место
Важно! При запрессовке вы почувствуйте момент, когда обойма сядет на свое место. Звуки от ударов молотком сильно поменяются.
Шаг 28. После забивания обойм хорошо протрите деталь чистой тряпкой и продуйте струей воздуха.
Протрите запрессованные обоймы
Шаг 29. Нанесите смазку на поверхность подшипника, хорошо смазав его трущиеся детали.
Обработайте поверхность подшипника смазкой
Шаг 30. Установите на место внутренний подшипник и дистанционное кольцо.
Установите внутренний подшипник на место
Шаг 31. Теперь поставьте на место сальник. Проследите, чтобы сальник сел ровно и без перекосов.
Поставьте сальник на свое место
Шаг 32. Прокрутите ступицу в руках, чтобы оценить качество установки сальника.
Оцените качество установки сальника
Шаг 33. Так выглядит запрессованный подшипник и сальник.
Запрессованный подшипник и сальник
Шаг 34. Установите ступичный колпачок. Теперь ступица полностью готова для установки на авто.
Закрутите ступичный колпачок
Шаг 35. Пользуясь случаем, очистите все на машине, удалив скопившуюся грязь и ржавчину.
Удалите скопившуюся грязь и ржавчину
Шаг 36. Обратите внимание на поворотные кулаки. Бывает такое, что посадочное место для подшипников на них оказывается изношенным. Если детали сильно изношены, то их желательно заменить тоже.
Осмотрите поворотные кулаки на предмет износа
Шаг 37. Будьте осторожны при установке ступицы. Если не попадете во внешний подшипник, то его может вытолкнуть осью из обоймы. В таком случае нужно будет вынимать деталь и промывать ее.
Аккуратно установите ступицу
Шаг 38. Используя динамометрический ключ, отрегулируйте положение установленной ступицы.
Отрегулируйте ступицу динамометрическим ключом
Шаг 39. Застопорите фиксирующую гайку.
Застопорите фиксирующую гайку
Шаг 40. Залейте в защитный колпачок примерно 20-25 г смазки, а затем закрутите его.
Залейте смазку в защитный колпачок
Шаг 41. Установите собранную ступицу на втором колесе. Но здесь необходимо помнить, что резьба на левой и правой стороне разная.
Аналогичным образом установите вторую ступицу
Шаг 42. Теперь пришло время для установки тормозных дисков. Также установите предварительно очищенную от грязи дистанционную шайбу.
Установите тормозные диски
Установит дистанционную шайбу
Шаг 43. Поставьте на место тормозной суппорт, закрепив его двумя болтами. Сами болты обязательно нужно застопорить. Теперь поставьте колеса на место. На этом замену ступичных подшипников можно считать оконченной.
Закрепите тормозной суппорт на место
Прикрутите колесо обратно
Если подшипник сломался в ступице
Не всегда замена проходит гладко и без казусов. К самым распространенным проблемам можно отнести поломку подшипника в посадочном месте. Как правило, подшипник ломается во время выпресовывания, особенно если для этого используется не специальный инструмент, а молоток и зубило. В таких случаях оптимальным вариантом будет снять обойму при помощи съемника. Но подобные инструменты стоят немалых денег, поэтому не все водители могут позволить себе такой съемник.
Как заменить ступичный подшипник
Народные умельцы выходят из сложившейся ситуации несколькими путями:
- удаление обоймы при помощи небольшого зубила;
- обрезка остатков болгаркой и удаление их зубилом.
Как выпрессовать обойму конусного подшипника ступицы
Эти народные методы эффективны, но в то же время опасны для посадочного места ступичного подшипника. Поэтому если вы все-таки решили использовать зубило – действуйте аккуратно, чтобы не повредить посадочное место. Даже при незначительном повреждении места посадки деталь рекомендуется сразу заменить, так как новые детали на поврежденных ступицах «ходить» будут недолго.
Авто после замены ступичного подшипника