Как заменить подшипники на валу насоса чиллера?
Главная страница » Как заменить подшипники на валу насоса чиллера?
Чиллерные системы, как правило, содержат один из основных компонентов рабочей схемы – циркуляционный насос. Благодаря работе циркуляционного насоса выполняется технологический оборот – стабильный проход воды через испаритель холодильного контура. Долговременная эксплуатация насоса нередко приводит к выходу из строя подшипников ротора электродвигателя. В таких случаях циркуляционный насос чиллера издаёт сильный механический шум. Конечно же, заменить подшипники на валу насоса чиллера в подобном состоянии следует как можно быстрее. Иначе появляется риск серьёзных разрушений механической части и, как следствие, – сгоревшая обмотка мотора. Рассмотрим пример замены подшипников насоса чиллера марки Wesper.
Остановка чиллера и демонтаж насоса
Обнаружив сильный механический шум циркуляционного насоса чиллера, систему необходимо остановить (отключить центральный рубильник). Потребуется также сбросить давление водяной системы и слить полностью воду на участке подключения помпы. Для этого существуют сливные пробки, расположенные непосредственно на корпусе насосной части аппарата.
Главный выключатель чиллера Wesper AQL80 (слева вверху), посредством которого полностью отсекается электропитание всей системы
На следующем этапе выполняется отключение кабеля питания мотора циркуляционного насоса. Затем открывается крышка коробки (БРНО), отвинчиваются гайки крепления фаз и нулевого провода, отсоединённые проводники вытягиваются из коробки.
Для демонтажа циркуляционного насоса нужно открутить две накидные гайки — всасывающего и нагнетательного трубопроводов. После этой операции снять крепление станины насоса и вынуть аппарат из корпуса чиллера. На этом этап демонтажа циркуляционной помпы завершается с переходом к этапу ремонта.
Разборка насоса для замены подшипников
Насос циркуляционный для чиллерной системы Wesper AQL80 представляет собой относительно простую в механическом смысле конструкцию. Для разборки аппарата достаточно отвернуть восемь винтов крепления кожуха и вывернуть четыре шпильки на моторной части, удерживающие заднюю крышку электродвигателя.
Помпа чиллерной системы Wesper AQL80. Спустя некоторое время после начале эксплуатации (5-6 лет) обычно выходят из строя подшипники вала ротора мотора
Отдельно стоит отметить механический крепёж защитной крышки крыльчатки мотора. Этот элемент не имеет привычных креплений винтами.
Защитная крышка держится на теле электродвигателя за счёт выступа, проходящего по всей длине окружности. Поэтому достаточно лёгкого удара (неметаллическим инструментом) по торцевой кромке, чтобы снять эту деталь.
Крыльчатка охлаждения мотора насажена на конечной части вала ротора электродвигателя. Конечная часть вала, где «сидит» крыльчатка охлаждения, имеет рифлёную поверхность. Для съёма этой детали нужно стянуть крыльчатку съёмником (или аккуратно с помощью широкой плоской отвёртки).
Разборка насосной части агрегата
Насосная часть аппарата скрыта под кожухом, выполненным из нержавейки. Кожух подтянут к телу мотора четырьмя парами винтов с головками под шестигранный ключ. Демонтаж в данном случае выполняется отворачиванием всех винтов с последующим стягиванием кожуха.
Здесь приходится применять некоторую силу, так как посадка кожуха достаточно плотная. Применять усилие тяга следует именно к телу кожуха, а не к ободу, которым сам кожух подтягивается винтами к электродвигателю.
В конечном итоге (после съёма кожуха и статора мотора) открывается примерно следующая картина:
Вид частично разобранной помпы чиллера. Слева — ротор с подшипниками. Справа — сборка помпы, составляющая трёхступенчатую систему перекачки жидкости
Теперь, чтобы получить возможность полностью отделить ротор с подшипниками от насосной части, эту насосную часть необходимо также разобрать на отдельные детали.
Сразу же стоит заметить:
Разборку следует выполнять с отметкой месторасположения каждого отдельного элемента конструкции. Иначе сборка насоса может вызвать затруднения.
Демонтаж деталей насосной части начинается отворачиванием винта крепления всех блоков. Этот винт, соответственно, расположен на торце вала с помповой стороны.
Вид на крепёжный винт, которым фиксируются все детали набора, составляющего трёхступенчатую помповую конструкцию
Вслед за открученным винтом аккуратно снимаются улитки и крыльчатки, а также промежуточные кольца, которые размещены между каждой отдельной ступенью насоса. Циркуляционный насос этой конструкции – трёхступенчатый. Соответственно, демонтируются:
- три улитки,
- три крыльчатки,
- пять промежуточных колец,
- сборка уплотнения вала.
Удобно расположить все детали в соответствие с последовательностью демонтажа непосредственно на месте. Так после замены подшипников ротора легко собрать весь набор в обратном порядке.
Сборку уплотнения вала необходимо стягивать с вала крайне аккуратно, чтобы не повредить резиновую манжету и графитовые кольца.
Разобранный модуль помпы и разложенный по деталям в той последовательности, в какой детали располагаются на валу
Следующий этап ремонтных работ – полный демонтаж ротора и замена дефектных подшипников.
Демонтаж ротора и замена подшипников
Полностью освобождённый от деталей насоса вал позволяет демонтировать ротор полностью и заменить неисправные подшипники. Но здесь тоже есть свои особенности работы. Передний подшипник достаточно крепко запрессован в теле крышки.
Чтобы извлечь подшипник вместе с валом, необходимо воспользоваться инструментом, исключающим повреждение поверхности и торцов вала. Как правило, в таких случаях применяют деревянный или пластиковый молоток.
Стягивать с вала демонтированного ротора подшипники также следует осторожно и аккуратно. Для этих целей удобно использовать подходящий съёмник. Посадка новых подшипников на вал ротора также требует аккуратности действий.
В данном случае применяются подшипники с номером 60203 (закрытые). Посадка подшипников на места должна обеспечить полную целостность пластин, закрывающих область шариков.
Рекомендуемый вариант инструмента для этих целей – металлическая гильза, по диаметру и толщине стенки соответствующая внутреннему кольцу подшипника.
Завершение ремонтных работ
Завершением насадки новых подшипников фактически завершается ремонтный процесс. Останется провести сборку деталей в обратной последовательности и установить собранный аппарат на чиллер. Если холодильная машина установлена на открытой площадке, необходимо обязательно сливать воду не только из системы, но также непосредственно из насоса на зимний период. Иначе не избежать поломки аппарата уже при первом запуске весной.
Замена подшипников в электродвигателе
Подписка на рассылку
Своевременная замена подшипников электродвигателя – залог длительной и бесперебойной работы. Игнорирование этой процедуры может привести к серьезным поломкам оборудования. Подшипники испытывают большие нагрузки в процессе работы и их нужно обслуживать или менять не реже, чем указано в регламенте.
Для предупреждения аварийных случаев необходимо регулярно осуществлять замену смазочных материалов. При замене подшипников, отработавших свой ресурс, замена и смазка проводятся в комплексе. Характерными признаками потери смазывающих свойств является нагрев подшипникового узла и снижение скорости вращения вала электродвигателя.
Перед нанесением смазки подшипниковый узел тщательно очищается от старой смазки, промывается керосином и продувается сжатым воздухом. Набивка смазки производится вручную при помощи деревянной лопатки.
Замена подшипников в электродвигателе: особенности процедуры
Для того чтобы поменять подшипник, необходимо учесть следующие моменты:
- Периодичность замены подшипников в электродвигателе – в соответствие с регламентом, указанным в паспорте изделия. Подшипники на промышленных электродвигателях рекомендуется менять после 10000-20000 часов непрерывной работы. Следует учесть, что подшипники, которые стоят со стороны рабочего вала, изнашиваются более интенсивно, чем подшипники, стоящие с обратной стороны. При появлении нехарактерного шума в подшипниковом узле, подшипники подлежат незамедлительной замене.
- Замене подлежат оба подшипника
- Для беспрепятственного допуска следует полностью или частично разобрать электродвигатель
Съем подшипников производится неразрушающим или разрушающим способами. Для этого подшипник нагревается и снимается при помощи специального съемника либо разрезается.
Общий порядок работы:
- Демонтаж полумуфты, крыльчатки вентилятора с обратной рабочей стороны вала.
- Частичная или полная разборка электродвигателя.
- Съем подшипников при помощи специального съемника либо удаление путем газовой резки.
- Установка и фиксация подшипников. Подшипники устанавливаются в разогретом виде и после остывания надежно фиксируются на валу. После этого на подшипники наносится смазка.
- Сборка электродвигателя.
По желанию клиентов, приобретающих у нас электродвигатели, мы можем заменить стандартные подшипники, которые установлены на заводе изготовителя, на их аналоги, имеющие больший ресурс, а так же при необходимости мы заменим и подшипниковый щит.
Проверка и замена подшипников в электродвигателе
Создание вращения – вот главная задача электродвигателя . В двигателях есть подшипники , которые служат для уменьшения трения в механизмах . Чтобы увеличить их срок службы до нескольких раз – за ними нужно постоянно следить и своевременно смазывать . При износе требуется замена одного или сразу двух подшипников .
Также необходимо проводить техническое обслуживание электромотора , при этом электродвигатель разбирают и из него извлекаются якорь или ротор с двумя подшипниками на валу . Мотор необходимо разбирать строго по представленной ниже инструкции .
Проверка подшипников электродвигателя
Необходимо всегда проверять состояние подшипников электродвигателя . Если их износ значительно превышает допустимые пределы , они начинают перегреваться , а работа мотора становится шумной . При игнорировании такой работы мотора и несвоевременной замене подшипников , при вращении неподвижная часть мотора статор и его подвижная – ротор , начинают касаться друг друга и это может привести к серьезной поломке мотора и , как следствие , замене якоря или ротора .
Проверять подшипники можно самостоятельно . При этом , электродвигатель нужно поместить на твердую поверхность , далее положить сверху на него руку и несколько раз провернуть вал . Ротор при вращении не должен заедать , также необходимо обратить внимание присутствуют ли царапающие звуки или вращение ротора с рывками , это свидетельствует о том , что подшипники потребуют замены в самое ближайшее время .
Проверка люфтов
В подшипниках качения ( шариковых или роликовых ) должен присутствовать радиальный и продольный или осевой люфты . Это является нормой , потому что даже в новых подшипниках имеются некоторые люфты , но они не должны превышать допустимые пределы .
- Чтобы проверить радиальный люфт подшипника , необходимо поместить электродвигатель на твердую поверхность и , взявшись рукой за вал , постараться как можно больше его отклонить . Для бытовых моторов отклонение должно быть практически незаметным .
- Для проверки осевого люфта нужно потянуть за вал на себя или толкнуть ротор от себя , в бытовых электродвигателях отклонение не должно превышать более трех миллиметров , чем меньше его величина , тем лучше .
Если , разобрав электродвигатель , вы обнаружили следы трения ротора о статор , то это означает значительный износ подшипников . При сильной потертости ротора его необходимо заменить .
Как снять подшипник с вала электродвигателя
Для снятия подшипника с вала требуются специальные съемники , которые различаются по размеру и конструкции . Массивные , с тремя-четырьмя лапами захвата , используются для больших валов крупных двигателей , для маленьких валов можно применять съемники со сменными пластинами или планками захвата .
Упор нужно делать на внутренне кольцо подшипника . При вращении также можно применять кусок трубы для удлинения рычага для упрощения проворачивания , также можно смазать вал машинным маслом для облегчения вращения .
Установка подшипника обратно
Ширина , внешний и внутренний диаметры нового подшипника должны полностью соответствовать размерам заменяемого . Грязь не должна попадать внутрь при установке подшипника , так как ее попадание может стать причиной быстрого выхода из строя электродвигателя . Также необходимо проверить отсутствие внутри коррозии , сколов и прочих повреждений . Подшипники насаживаются с помощью металлической трубы , диаметр которой точно соответствует внутреннему диаметру кольца подшипника .
Перед началом установки , все задействованные поверхности должны быть смазаны . Подшипник должен быть насажен без перекосов . На трубе нужно сделать набалдашник , благодаря которому появляется возможность ударять строго по центру , а не по сторонам трубы .
Для упрощения процесса лучше всего прогреть подшипник в кипящем масле , делать это следует примерно пять-десять минут . При этом наиболее оптимальный вариантом является использование электроплитки , а не открытого огня , с целью соблюдения правил безопасности . Затем нужно достать подшипник металлическим крючком и надеть его на ротор при помощи клещей или тряпки .
Смазка подшипника электродвигателя
Работа подшипника зависит от смазки , сделанной изначально при его установке , потому что для большого количества электродвигателей , добавление смазки в подшипники после их сборки конструктивно не предусмотрено .
Для моторов с оборотами до 3000 оборотов в минуту , при смазке подшипников лучше всего использовать густую смазку , такую как Литол 24 ( влагостойкая ) или Циатим 201 ( не влагостойкая ), а для двигателей с более высокими скоростями , лучше применять смазку ЦИАТИМ-202 .
Камеру подшипника электромотора с оборотами до 3000 оборотов минуту заполняют примерно на половину смазкой , а для скоростных моторов подшипниковую камеру заполняют не более чем на одну треть ее объема .
Допустимая температура подшипника электродвигателя
Предельно-допустимая температура подшипников электродвигателя должна соответствовать следующим значениям :
- для подшипников качения ( шариковых или роликовых ), использующихся в бытовых моторах и применяющихся в большинстве случаев на производстве , температура должна быть не более 100 ° С ;
- для подшипников скольжения , не должна превышать 80 ° С , в этом случае температура масла должна быть менее 65 ° С .
На производстве , при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях нужно применять специальные модели подшипников , которые могут выдерживать достаточно высокие температуры .