Техническое обслуживание двигателя ЯМЗ
Двигатель ЯМЗ — 238
Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 при точном выполнении всех требований завода-изготовителя безотказно работают длительный срок без ремонта с высокой экономичностью. В эксплуатации большинство неисправностей двигателей ЯМЗ появляется оттого, что при работе на автомобилях и других машинах не соблюдаются элементарные правила эксплуатации и технического обслуживания.
Для обеспечения бесперебойной работы двигателя ЯМЗ водитель, моторист, механик и все лица, связанные с его обслуживанием, должны внимательно изучать и точно выполнять правила и требования, изложенные в инструкции по уходу за двигателем, знать устройство двигателя, назначение его деталей, узлов и агрегатов и происходящие в нем процессы, содержать двигатель в чистоте, не производить без надобности разборку узлов и агрегатов.
Техническое обслуживание двигателя ЯМЗ заключается в ежедневной и периодической проверке его состояния, очистке, смазке, подтяжке соединений и регулировке его узлов и агрегатов.
Техническое обслуживание двигателя ЯМЗ производится по планово-предупредительной системе после того, как двигатель проработает установленное количество моточасов. Для двигателя ЯМЗ, установленного на автомобиле, периодичность технического обслуживания зависит от пробега автомобиля в соответствии с действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», исходя из характеристики условий эксплуатации и средних скоростей движения автомобиля.
Техническое обслуживание двигателя ЯМЗ в зависимости от периодичности и объема выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2).
Ежедневное обслуживание двигателя ЯМЗ проводится один раз в сутки по окончании суточной работы.
Первое техническое обслуживание проводится через каждые 50 часов работы двигателя или через 1000-1800 км пробега автомобиля.
Второе техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 250 часов работы двигателя или через 5000-9000 км пробега автомобиля.
При работе автомобиля в особо тяжелых условиях эксплуатации (например, по горным или неисправным грунтовым дорогам, в карьерах, котлованах, лесоразработках и других условиях с повышенным маневрированием) периодичность обслуживания ТО-1 и ТО-2 по пробегу автомобиля следует уменьшать, исходя их фактического числа моточасов работы двигателя.
Ни в коем случае не допускается отменять очередное ТО, изменять его сроки, экономить на обслуживании или подменять техническое обслуживание ремонтами.
Ежедневное техническое обслуживание двигателя ЯМЗ
При ежедневном техническом обслуживании двигателя ЯМЗ необходимо провести следующие работы:
- проверить работу двигателя;
- заполнить топливный бак топливом, не ожидая охлаждения стенок топливного бака, чтобы исключить возможность конденсации паров воды, находящихся в свободном пространстве бака;
- осмотреть двигатель и, если необходимо, очистить его от пыли и грязи;
- слить из топливных фильтров грубой и тонкой очистки по 0,1 литра топлива (это особенно важно в зимнее время года, так как будет обеспечено удаление конденсирующей воды); после слива топлива двигатель должен проработать 3-4 минуты для удаления воздушных пробок;
- через 4-5 минут после остановки двигателя проверить уровень масла в поддоне, топливном насосе и регуляторе и, если необходимо, долить масло до верхних меток указателей уровня масла;
- в зимнее время года при безгаражном хранении и отсутствии постоянного подогрева слить воду из системы охлаждения (низко-замерзающие смеси из системы охлаждения сливать не следует);
- при ежедневном обслуживании устранить все неисправности, отмеченные за время суточной работы.
Первое техническое обслуживание двигателя ЯМЗ
При первом техническом обслуживании двигателя ЯМЗ необходимо провести следующие работы:
- выполнить все операции, предусмотренные ежедневными техническими обслуживаниями;
- осмотреть состояние и проверить наружным осмотром герметичность трубопроводов, агрегатов и приборов систем смазки, питания и охлаждения; при необходимости устранить неисправности;
- проверить работу приводов управления подачей топлива и механизма остановки двигателя; все шарнирные соединения приводов смазать дизельным маслом;
- промыть фильтр центробежной очистки масла;
- наполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников водяного насоса до появления смазки из верхнего контрольного отверстия;
- проверить надежность затяжки всех наружных резьбовых соединений, обратив особое внимание на крепление стартера, генератора, впускного и выпускного трубопроводов, подвески двигателя и агрегатов системы питания;
- проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода водяного насоса генератора и компрессора;
- проверить свободный ход муфты выключения сцепления; если он окажется меньше 1,2 мм, то сцепление следует отрегулировать;
- смазать через пресс-масленку муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3-4 хода;
- смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем два хода;
- проверить уровень масла в картере коробки передач, отвернув контрольную пробку; уровень масла должен быть несколько выше нижней кромки отверстия под пробку. Дополнительно через одно-два первых технических обслуживаниях (каждые 100-150 часов работы двигателя) выполнить следующие работы:
- заменить масло в системе смазки;
- промыть фильтр грубой очистки масла;
- промыть фильтрующий элемент и масляную ванну воздушного фильтра. В условиях повышенной запыленности воздуха промывку воздушного фильтра производить чаще, исходя из опыта эксплуатации в данных условиях.
Второе техническое обслуживание двигателя ЯМЗ
При проведении второго технического обслуживания двигателя ЯМЗ необходимо выполнить следующие работы:
- выполнить все операции первого технического обслуживания;
- снять и промыть корпусы фильтров грубой и тонкой очистки топлива и заменить их фильтрующие элементы;
- наполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников натяжного устройства привода компрессора;
- проверить работу щеточного узла генератора и состояние рабочей поверхности коллектора;
- слить масло из коробки передач, промыть ее картер, сетку и магнит заборника масляного насоса и залить масло в соответствии с картой смазки.
При использовании масла ТС-14,5 с 5% присадки ЭФО смену масла производить через одно ТО-2 или 500 часов работы двигателя.
Дополнительно через одно ТО-2 (каждые 500 часов работы двигателя) необходимо выполнить следующие работы:
- снять форсунки с двигателя и проверить их работу в специальной мастерской;
- подтянуть гайки крепления головок цилиндров;
- отрегулировать зазоры клапанного механизма;
- проверить и отрегулировать угол опережения впрыска топлива;
- проверить давление щеточных пружин генератора;
- сменить масло в полости промежуточного рычага механизма дистанционного переключения коробки передач ЯМЗ-236.
Операции технического обслуживания двигателя ЯМЗ, не включенные в ТО-1 и ТО-2
Выполнение перечисленных ниже операций рекомендуется проводить при очередном втором техническом обслуживании.
- После каждых 2000 часов работы двигателя снимать для проверки-топливный насос высокого давления и в случае необходимости подрегулировать. На новом двигателе, на который распространяется гарантия завода-изготовителя, первую проверку и подрегулировку насоса производить не ранее, чем по истечении гарантийного срока.
- Через каждые 1000 часов работы двигателя снять стартер с двигателя и провести его техническое обслуживание со смазкой подшипников стартера.
- Через каждые 1500 часов работы двигателя провести техническое обслуживание генератора с заменой смазки в его подшипниках.
- Осенью и весной заливать масло и топливо, соответствующие сезону, снимать для промывки поддон блока цилиндров и сетку заборника масляного насоса и промывать топливный бак.
- При переходе на зимнюю эксплуатацию промыть систему охлаждения, удалить накипь из водяной рубашки двигателя и проверить исправность термостатов.
Обслуживание масляной системы ЯМЗ-238
Срок службы двигателя зависит от своевременного и тщательного проведения смазки, а также от сорта и качества применяемых масел и смазок.
Во избежание проникновения грязи в механизмы тщательно очищать места смазки и простирать масленки.
Проверка уровня масла и доливка
Очистите заливную горловину от пыли и грязи. Выньте маслоизмерительный стержень 2 (рис. 1), вытрите его ветошью и вставьте в трубку до упора.
Затем выньте стержень вновь и определите уровень масла: он должен находиться между метками «В» и «Н», ближе к метке «В».
Если двигатель работал, проверку уровня масла следует проводить через 3. 5 мин после его остановки.
Если уровень близок к метке «Н», долейте в заливную горловину 1, расположенную в передней части двигателя, за гидромуфтой привода вентилятора, свежее масло до нормы.
При проверке уровня масла обратите внимание на его качество.
Если на измерительном стержне через масляную пленку видны риски, масло пригодно для дальнейшего использования.
Если риски плохо различимы из-за темного цвета масла, его надо заменить.
Степень загрязненности масла можно оценить и по цвету масляного пятна на белой фильтровальной бумаге.
Если только середина пятна черная, следует заменить фильтрующие элементы масляного фильтра и промыть колпак ротора центробежного фильтра, а если все пятно черное, масло следует заменить.
Смена масла и промывка системы смазки
Для удаления из картера вместе с маслом отложений сливать масло из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности.
Для слива масла отвернуть сливную пробку на картере 3 и снять крышку маслозаливной горловины, предварительно очистив ее от пыли и грязи.
После полного слива масла пробку завернуть.
Залейте в двигатель промывочную смесь, состоящую из 10 л дизельного топлива и 6 л масла.
Пустите двигатель и дайте ему поработать в течении 5 мин с минимальной частотой вращения коленчатого вала.
Остановите двигатель и слейте промывочную жидкость.
Замените два сменных фильтрующих элемента и промойте в дизельном топливе колпаки масляного фильтра и фильтра центробежной очистки масла. Залейте свежее масло в двигатель.
Масло заливать в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.
Перед заливкой очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки масляного картера: момент затяжки 140…160 Нм (14…16 кгс·м).
Заливать масло из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок – через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды.
Закрыть крышку горловины. В систему заливается 32 литра масла.
Смена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра
1. Отвернуть на 3–4 оборота колпак фильтра и слить масло через канал корпуса в подставленную тару.
Для отвертывания колпака можно пользоваться ключом, как показано на рис. 2.
2. Отвернуть полностью и снять колпак 5 (рис. 2) фильтра.
3. Нажать на замковую крышку 3 и, утопив ее в колпак 5 на 2 – 3 мм, повернуть на 45º, после чего она выйдет из зацепления с фланцем колпака.
Извлечь из колпака замковую крышку и фильтрующий элемент 4.
4. Промыть внутреннюю полость колпака дизельным топливом. Не допускается очистка даже чистой ветошью.
5. Установить в колпак новый фильтрующий элемент резиновой прокладкой наружу.
В отверстие прокладки установить замковую крышку, обеспечив правильное положение прокладки.
Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом в колпак и повернуть на 45º.
В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку в рабочее положение.
6. Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20…40 Нм (2…4 кгс·м).
7. На работающем двигателе убедиться в отсутствии течи масла через уплотнение колпака.
Через четыре замены фильтрующего элемента заменить уплотнительную прокладку 2.
Промывка фильтра центробежной очистки масла
1. Отвернуть гайку колпака фильтра (рис. 4) и снять колпак.
2. Отвернуть гайку крепления ротора; снять ротор с упорной шайбой 9 (рис. 5).
3. Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8, снять шайбу 7 и колпак 6 ротора.
4. Удалить из колпака 6 и с ротора 5 отложения и промыть их в дизельном топливе.
5. Собрать фильтр в обратной последовательности, проверив состояние прокладок 2 и 4, сопел 3 ротора и шайбы 12.
Если необходимо, прокладки заменить, а сопла ротора прочистить.
Обслуживание клапанов системы смазки
При возможном заедании редукционного клапана или дифференциального клапана системы смазки их необходимо снять, отвернув болты крепления. Клапаны промыть в дизельном топливе, не разбирая, и установить на место.
При неисправностях (поломка пружины и др.) заменить клапан в сборе.
Смазка подшипников шкива натяжного устройства привода компрессора
Полость подшипников шкива натяжного устройства привода компрессора регулярно наполнять смазкой.
Смазку нагнетать механическим или ручным солидолонагнетателем через пресс-масленку (рис. 7), находящуюся на оси шкива со стороны блока цилиндров, до начала появления смазки через сальник на заднем торце шкива (4–5 ходов при заполнении ручным шприцем).
Периодичность смазки 500 часов работы.
Один раз в год рекомендуется промывать подшипники натяжного устройства в указанной ниже последовательности:
1. Отвернуть гайку крепления оси шкива натяжного устройства и гайку болта-натяжителя.
2. Вывернуть болт-натяжитель из оси шкива и снять шкив с осью.
3. Вывернуть три болта и снять крышку шкива.
4. Удалить из шкива старую смазку (не разбирая его) и промыть в керосине или дизельном топливе.
5. Заложить смазку в подшипники и в полость крышки и установить крышку на место.
6. Установить шкив с осью на место, надеть ремень, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайку и контргайку крепления оси.
7. Заполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников до начала появления смазки через сальники на заднем конце шкива.