Газы-убийцы
Общество активно борется с таким экологическим злом, как сверхнормативное выделение отработанных газов автомобилей. Тысячи инспекторов ГАИ вместе с инспекторами-экологами проверяют состояние автомобилей при техосмотре и в движении, регистрируя каждый случай. Но почему-то умалчиваются факты гибели многих людей от газов, выделяемых вполне исправными двигателями автомобилей.
Никогда не прогревайте автомобиль в гараже
РеЧь идет о смертельных отравлениях ими в гаражах, особенно в осенне-зимний сезон, когда очень холодно, дуют ветры, и хозяева стараются прогревать двигатели при полуприкрытых или закрытых полностью дверях гаражей.
Впервые мне пришлось узнать о смерти в гараже лет тридцать назад, когда ее жертвами стали двое моих знакомых, муж и жена, собиравшиеся ехать на свадьбу. Зимнее утро выдалось ветреным и холодным, поэтому двери гаража решили полностью не открывать. Супруги сели в машину, даже не подозревая об опасности, и муж завел двигатель «Жигулей».
Спустя полчаса его мать, обеспокоенная мощным ревом двигателя и тем, что машина долгое время не выезжает из гаража, пошла узнать, в чем дело. Прикрытые двери образовывали проем, через который мог пройти человек, и из этого проема клубами валил дым, а рев двигателя становился все мощнее. Перепуганная женщина позвала соседа-водителя. Тот распахнул двери гаража и ринулся внутрь. Открыв дверцу машины, увидел, что стрелка тахометра перевалила за отметку 3,5 тысячи оборотов, сразу же убрал «подсос» и повернул ключ зажигания. К сожалению, супруги были уже мертвы.
А ведь водитель (к тому же он был медиком) знал, что закрывать двери гаража нельзя. Вот здесь и крылась его ошибка. Он считал, что нельзя закрывать их ПОЛНОСТЬЮ, оставил узкий проход в надежде на то, что этого достаточно для выхода газов, тем более что машина всегда въезжала в гараж «передком», и выхлопная труба находилась у двери. Но он не учел ветер, дувший в сторону гаража. В спешке, видимо, он забыл, что угарный газ (СО) не имеет ни запаха, ни цвета и что содержание его в составе выхлопных газов находится в пределах 7%, а главное то, что концентрация СО в воздухе всего в 1% уже является смертельной.
Имея ПАРАЛИТИЧЕСКОЕ действие, он лишает человека способности двигаться. По рассказам тех, кого удалось спасти, в их помутившемся сознании очевидной становилась фатальность положения, но сделать что-либо люди не могли, т.к. работала только мысль при парализованных двигательных органах. Угарный газ образует при дыхании человека стойкое соединение с гемоглобином крови, препятствующее поступлению кислорода к клеткам головного мозга и даже при малых дозах (менее 1 %) он имеет тенденцию накапливаться в крови, и водитель до критического момента не замечает признаков отравления.
В журнале «За рулем» был описан случай, когда двое молодых людей в закрытом гараже отравились, при включенной печке отопителя, не только от угарного, но и от поступающего за счет сгорания кислорода, углекислого газа (СО2).
Подобные случаи происходят, как правило, в гаражах, не оснащенных вентиляционными и вытяжными устройствами, когда газам деваться некуда, и они, накапливаясь, делают свое страшное дело.
Травятся не только в гаражах
Из известных мне случаев отравления выхлопными газами невозможно определить даже примерные размеры этого бедствия, т.к. их статистика не ведется. Да и публикаций на эту тему припомню очень мало. А жаль. Каждый водитель, особенно из неопытных, должен знать угрозу, таящуюся в прогревании двигателей в закрытых гаражах. И не только в закрытых.
Четверо друзей морозным днем выехали на «Ниве» на охоту. Хозяин автомобиля знал, что коллектор выхлопной трубы немного «сечет», но до устранения неисправности не доходили руки. Приехав на место, выбрали в ложбинке малозаснеженную площадку, окруженную кустами, остановили там машину и решили «перекусить». Двигатель и печку не выключали. Часа через два их обнаружили мертвыми. Экспертиза установила отравление угарным газом, поступившим из неисправного коллектора через отверстие в стенке, разделяющей салон автомобиля и моторный отсек. Это отверстие было сделано специально для протягивания летом резинового шланга от баллона с газом, который крепился за задними сиденьями. Зимой отверстие было свободно и ничем не закрывалось. Кроме того, «ложбинка», окруженная кустами, в тихую морозную погоду сыграла роль своеобразного газонакопителя, который мог проникнуть в салон через малейшую щель.
Из всего сказанного напрашивается несколько выводов. Первое. Гаражи должны быть хорошо вентилируемыми. Один мой знакомый просверлил по всей ширине дверей небольшого диаметра отверстия на уровне половины расстояния от пола гаража до рамы автомобиля. С противоположной стороны прямо в стене гаража были сделаны отверстия большего диаметра на уровне чуть выше первых. Эта своеобразная вентиляция действовала практически безотказно, но и она не позволяла прогревать двигатель в закрытом гараже. Тогда был установлен дополнительный элемент – вытяжной вентилятор.
Второе. Случаи отравления газами в гаражах – лишний довод в пользу прогревания двигателей автомобилей в движении.
И третье, самое главное.
Необходимо строго следить за состоянием систем автомобиля, участвующих в работе двигателя, особенно системы выпуска отработанных газов. Не только прогоревшая прокладка коллектора выхлопной трубы, но и малейшая дырочка в резонаторе, плохо подогнанные составные части выхлопной трубы могут способствовать выделению газов СО и СН, которые через щель в неплотно закрытой дверце в приоткрытом слегка косяке и т.д. могут добраться до своей жертвы. Сейчас зима. В неотапливаемых гаражах холодно, неуютно. Поэтому водители многое стараются делать при работающем двигателе машины, даже уборку помещения. Не советую этого делать без необходимой вентиляции. Помните, что угарный газ в малых дозах может накапливаться в крови постепенно, пока не дойдет до предельной точки.
Подписаться на «Друг для друга»:
Как избежать отравления угарным газом в вашем автомобиле
Выхлопная система в вашей машине может быть опасной.
Отравление окисью углерода является серьезным риском для человека. Особенно когда источник монооксида углерода попадает в замкнутое пространство. Например, когда выхлопные газы попадают в жилое помещение, гараж или внутрь автомобиля. В случае попадания в организм человека предельно допустимых значений монооксида углерода человек может в течение нескольких минут получить серьезное отравление выхлопными газами. Это грозит тяжелыми последствиями или даже летальным исходом. Именно угарный газ становится ежегодно виновником гибели тысячи водителей.
Главная проблема заключается в том, что окись углерода не имеет запаха и она бесцветна. В итоге, когда вы начнете ощущать последствия отравления, уже может быть поздно.
Но как же тогда защитить себя от отравления угарным газом? Так как вы не можете видеть и ощущать запах угарного газа, лучший способ избежать случайного отравления — предотвратить его воздействие на организм.
Снижение риска отравления угарным газом в автомобиле
Помните, что угроза воздействия угарного газа на организм водителя и пассажиров очень высока и реальна. Поэтому каждый владелец машины обязан принимать простые меры предосторожности, которые позволяют снизить риск отравления угарным газом почти до нуля.
Дело в том, что риск отравиться угарным газом в машине зависит от исправной выхлопной системы.
Но если вы панически все-таки боитесь угарного газа в автомобиле, несмотря на исправную выхлопную систему, то советуем вам в таком случае приобрести переносной детектор окиси углерода, которые снизит риск отравления выхлопными газами до минимальных значений.
Также вот что еще вы еще должны сделать:
- 1. Регулярно проверяйте и ремонтируйте выхлопную систему.
- Утечки в выхлопной системе могут привести к тому, что угарный газ попадет в салон вашего автомобиля.
- Особенно опасны утечки выхлопной системы между двигателем и каталитическим нейтрализатором.
- 2. Регулярно проверяйте выхлопную систему машины, убедившись, что двигатель автомобиля работает исправно и в процессе сгорания топлива уровень вредных веществ в выхлопе соответствует экологическим нормам.
- Концентрация монооксида углерода в выхлопе современных автомобилей относительно низка.
- Если двигатель работает неправильно, то тогда выхлопная система также работает неправильно, в результате чего уровень окиси углерода может резко увеличиться.
- 3. Избегайте вождения автомобиля с отверстиями в полу или багажнике, а также с открытым багажником или открытой дверью.
- Любые отверстия в нижней части вашего автомобиля могут привести к засасыванию выхлопных газов в ваш автомобиль.
- Это особенно опасно, если выхлопная система имеет какие-либо утечки, или вы стоите в пробке.
- 4. Избегайте запуска двигателя внутри гаража или любого другого закрытого пространства.
- Даже если в закрытом помещении есть окна, которые будут открыты, окись углерода внутри транспортного средства работающего в замкнутом пространстве, вероятно, достигнет опасных уровней.
- Даже если дверь гаража открыта, концентрация монооксида углерода внутри гаража может достигать опасных уровней.
- 5. Никогда не запускайте двигатель, если автомобиль частично покрыт снегом.
- Если выхлопная труба частично заблокирована, выхлоп может быть перенаправлен под автомобилем и войти в салон. Особенно если есть не герметичность выхлопной системы.
- 6. Установите в машине детектор окиси углерода на 12 вольт или с питанием от батареек.
- Поскольку вы не можете видеть или ощущать запах угарного газа, единственным способом быть в абсолютной безопасности, может являться установка детектора.
Почему отравление окисью углерода настолько опасно?
Когда вам, например не хватает воздуха, и вы задыхаетесь, то, как правило, мы начинаем глубоко и учащенно дышать. В итоге в легкие попадает больше кислорода, который связывается с красными кровяными клетками и затем переносится по всему организму. После чего в кровь попадает углекислый газ, а затем выходит из организма при выдохе. В результате клетки крови, освободившись от углекислого газа, снова готовы при вдохе принимать кислород.
Главная опасность оксида углерода это то, что он может связываться с красными кровяными клетками точно также как кислород.
Самое плохое, что гемоглобин в нашей крови может привлечь в 200 раз больше монооксида углерода, чем кислорода. В итоге при большой концентрации угарного газа в воздухе, наши клетки крови из-за оксида углерода могут полностью потерять способность переносить кислород в ткани нашего тела.
То есть, монооксид углерода, попав в организм, не оставит свободных клеток крови для переноса кислорода. В результате человек начнет сначала испытывать нехватку кислорода.
Когда это случается, то первые симптомы могут быть в виде тошноты и головной боли. Но при серьезном отравлении (например, при большой концентрации угарного газа в воздухе или при длительном воздействии) начинаются разрушаться ткани организма в связи с резкой нехваткой кислорода.
Если концентрация оксида углерода слишком высока, то возникает бессознательное состояние.
То есть при сильных отравлениях первый симптом может быть потеря сознания.
Как угарный газ попадает в ваш автомобиль?
Двигатели внутреннего сгорания работают, превращая потенциальную энергию, содержащуюся в дизельном топливе или бензине, в кинетическую энергию. Когда двигатели внутреннего сгорания начали массово применяться в автопромышленности, мир перевернулся и сделал огромный шаг вперед в будущее, благодаря своим плюсам по сравнению с паровыми силовыми агрегатами.
К сожалению, все двигатели внутреннего сгорания, помимо многих плюсов, имеют огромный минус, связанный с большим количеством побочных продуктов, которые выбрасываются в виде выхлопных газов при сгорании топлива.
Некоторые компоненты, содержащиеся в выхлопе, являются инертными. Например, азот или безвредный пар. Но некоторые вещества в выхлопных газах автомобиля, такие как монооксид углерода, углеводороды и оксид азота могут быть очень вредными для здоровья человека.
Так что, несмотря на то, что большинство соединений в выхлопных газах безвредны, в выхлопной трубе любой машины присутствуют ядовитые вещества, которые попадают в окружающую природу и представляют большую опасность для людей.
При нормальных условиях эксплуатации машины и при условии, что выхлопная система находится в рабочем состоянии, монооксид углерода, выходящий из выхлопной трубы, быстро рассеивается до безопасного для людей уровня. Но когда выхлопная система имеет поломки, или в днище машины есть дыры, а также при работе автомобиля в замкнутом помещении, уровень концентрации угарного газа внутри салона может быстро достигнуть критических значений, что очень опасно для человека.
Как контроль выбросов системы выхлопных газов влияет на отравление угарным газом?
В современных автомобилях и грузовиках уровень окиси углерода, производимый двигателями намного выше, чем на самом деле поступает в атмосферу. Это уменьшение вредных веществ в выхлопных газах достигается за счет системы контроля за выбросами, который был введен в автопромышленности в 1970-х годах и с тех пор постоянно усовершенствуется. Вот почему более старые машины выпускают в атмосферу больше монооксида углерода, чем любая современная новая машина, проданная в наши дни.
В чем же заключается этот контроль? Все очень просто. Начиная с 70-х годов прошлого века во всем мире ужесточаются экологические нормы, которые должны соблюдать автопроизводители. Соответственно с каждым годом все автомобильные компании стараются снизить уровень вредных веществ в выхлопной системе, чтобы соответствовать строгим нормам, которые постоянно ужесточаются. Иначе автопроизводители лишатся права продавать свою продукцию на многих авторынках мира.
Чтобы сделать автомобиль экологически чистым, автопроизводители используют различные системы контроля за уровнем выбросов с помощью электроники.
Например, если система управления за выбросами в современном автомобиле перестает работать правильно, то компьютер, как правило, обнаружит неисправность и даст знать об этом водителю, активировав на панели приборов значок «Чек двигателя».
Вот почему так важна компьютерная диагностика в случае появления «Чека двигателя», даже если мотор машины работает исправно.
Стоит отметить, что если система контроля выбросов работает некорректно, то ваш автомобиль может выбрасывать в атмосферу высокие концентрации окиси углерода. Чтобы этого не происходило, все современные автомобили оснащаются каталитическим нейтрализатором, который может уменьшать количество монооксида углерода, углеводородов и окиси азота в выхлопе на 90 процентов.
Вот почему так опасны утечки выхлопных газов из системы. Особенно если утечка происходит в элементе выхлопной системы, расположенном до катализатора выхлопных газов. В этом случае существует огромный риск, что угарный газ и другие вредные вещества в большом количестве могут проникать в салон автомобиля, в результате чего за короткий срок концентрация окиси углерода в салоне может достигать опасных значений.
Почему в закрытых пространствах окись углерода может быть настолько смертоносной?
Окись углерода, как мы сказали, очень ядовита.
Для человека, который находится не более 1 часа на воздухе содержащий угарный газ, концентрация оксида углерода до 50 мг/л считается безопасной.
При нахождении на воздухе в течение 30 минут безопасная концентрация угарного газа может составлять до 100 мг/л.
При нахождении на воздухе в течение 15 минут концентрация оксида углерода может составлять до 200 мг/л.
Соответственно концентрация угарного газа в воздухе более 50 мг/л опасна для человека при его длительном нахождении в таком месте, где оксид углерода превышает безопасную норму. В результате угарный газ может нанести серьезный вред и даже гибель человека, если человек будет долго дышать воздухом, в котором большое количество угарного газа.
Например, при концентрации в воздухе оксида углерода в 200 мг/л у здорового взрослого человека могут проявиться симптомы, такие как головокружение и тошнота уже через 2 часа.
При концентрации в 400 мл/л взрослый здоровый человек будет находиться в смертельно опасности примерно через 3 часа после начала воздействия угарного газа в этой концентрации.
А концентрация оксида углерода в 1600 мг/л вызовет у человека первые симптомы отравления уже через несколько минут. Эта концентрация также может убить в течение часа.
В зависимости от состояния двигателя и того, насколько хорошо настроена система выхлопных газов, концентрация монооксида углерода, присутствующего в газах сгорания топлива, обычно составляет от 30 000 до 100 000 мг/л.
В отсутствии работающего каталитического нейтрализатора, массивная концентрация монооксида углерода может накапливаться очень быстро.
Также стоит отметить, что катализатор не может нейтрализовать полностью на все 100% угарный газ в выхлопной системе. Поэтому, несмотря на то, что каталитический нейтрализатор резко сокращает количество монооксида углерода, все равно существует риск отравления угарным газом. Просто для отравления с работающим катализатором понадобится больше времени.
Вот почему нежелательно длительно включать в гараже двигатель, поскольку это приведет к накоплению в воздухе помещения опасной концентрации угарного газа даже при работающем исправном катализаторе. Помните, что даже прогрев двигателя в закрытом гараже может быть опасным для здоровья человека.
Так, согласно исследованию Университета штата Айова, США, запуск двигателя автомобиля в гараже с открытой дверью вызывает резкий рост концентрации угарного газа в воздухе. Например, во время эксперимента специалисты установили, что работающий автомобиль в гараже с открытой дверью привел к тому, что уровень концентрации оксида углерода в салоне машины в течение нескольких минут достиг значения в 500 мг/л.
Эта концентрация вредных веществ в воздухе, достигнутая всего за несколько минут, может нанести серьезный вред человеку за 10 часов. Вы представляете, какой уровень угарного газа будет в гараже и в салоне, если дать поработать автомобилю всего 10 минут.
Как обнаружить угарный газ в вашем автомобиле
Несмотря на то, что в современных автомобилях используются новейшие технологии позволяющие предотвратить выброс большой концентрации вредных веществ в атмосферу, а также позволяет предупреждать водителей об неисправностях, связанных с поломкой выхлопной системы, все равно существует риск отравления угарным газом.
Поэтому, если вы хотите снизить риск до минимума, то советуем приобрести специальный детектор оксида углерода, который своевременно может предупредить вас об опасной концентрации угарного газа в машине.
Большинство детекторов оксида углерода предназначены для домашнего или офисного использования. Но есть также и детекторы для автомобилей. В чем же разница? В способе питания. Например, как правило, домашние детекторы питаются от розетки 220 Вольт, когда как автомобильные приборы могут работать от 12-вольтовой автомобильной розетки или на автономных аккумуляторах.
Также домашние или офисные детекторы оксида углерода не могут обрабатывать колебания температуры и влажности, которые постоянно присутствуют в салоне автомобиля из-за уличных перепадов температуры.
Так что не советуем вам использовать домашние детекторы угарного газа. Лучше приобретите специальный детектор предназначенный для использования в машине.