Выдавило моторное масло, причины, что делать
Течь масла из двигателя: как найти причину
Начнем с того, что система смазки двигателя внутреннего сгорания является закрытой. Смазочный материал циркулирует по специальным каналам в БЦ и ГБЦ под определенным давлением, также к некоторым деталям масло подается путем разбрызгивания или самотеком.
При этом в масляной системе необходимо постоянно поддерживать строго определенный уровень смазочного материала, который не должен быть ниже минимального или выше максимального показателя. Вполне очевидно, что утечка масла из двигателя является серьезной неисправностью, которая в ряде случаев может вывести силовой агрегат из строя.
Далее мы рассмотрим, что делать водителю, если двигатель в масле, какая причина такой неисправности, а также как найти течь масла из двигателя в тех случаях, когда не удается быстро локализовать проблемный участок или элемент.
Какие проблемы возникают в результате утечки масла
Важно понимать, что любые утечки приводят к тому, что уровень моторного масла понижается. Если смазки в двигателе будет недостаточно, нагруженные пары трения подвергаются сильнейшему износу. В результате ресурс двигателя заметно сокращается, также возможны поломки деталей и заклинивание.
Еще отметим, что в норме моторное масло вполне может расходоваться (расход на угар), однако такой расход должен находиться в тех или иных рамках, которые определяет сам производитель ДВС. Если добавить к этому даже незначительную течь масла, тогда риски критического снижения давления в масляной системе и падения уровня смазки значительно возрастают.
Также водителю при наличии течи приходится постоянно следить за уровнем смазки и доливать масло в двигатель. При этом необходимо помнить, что для долива нельзя использовать неподходящие по допускам масла, смешивать продукты разных производителей и т.д. Если просто, приходится покупать масло, которое рекомендовано производителем мотора и зачастую не является дешевым.
Еще добавим, что утечка масла загрязняет двигатель и подкапотное пространство. В результате на мотор налипает толстый слой пыли и грязи, смешанной со смазочным материалом. Такие загрязнения опасны тем, что нарушается теплообмен, увеличивается нагрузка на систему охлаждения, мотор может перегреваться.
Также сильное замасливание ДВС может стать причиной возгорания. Кстати, указанный слой грязи и масла с поверхностей мотора удаляется с трудом (нужна регулярная и полноценная мойка двигателя Керхером, паром и т.д.).
Отдельно следует учитывать, что течь может привести к тому, что масло будет накапливаться в свечных колодцах. Это приводит к сбоям в работе мотора, троению двигателя, пропускам зажигания. Также смазка может повреждать изоляцию проводов под капотом, попадать на сцепление, размягчать резиновые подушки, уплотнители, взаимодействовать с деталями из пластика и т.п.
Почему двигатель в масле: возможные причины
Становится понятно, что для нормальной эксплуатации ДВС необходимо как можно быстрее устранить причины течи масла в двигателе. При этом таких причин специалисты выделяют несколько.
Сразу отметим, далеко не всегда удается быстро обнаружить место утечки. Многие детали и элементы навесного оборудования затрудняют доступ для осмотра, а также место в подкапотном пространстве на многих авто бывает сильно ограничено.
Это значит, что если двигатель в масле, под машиной видны капли свежего смазочного материала после стоянки, тогда крайне желательно загнать машину на смотровую яму, поднять на подъемнике или заехать на эстакаду. Такой подход даст возможность осмотреть двигатель как сверху, так и снизу. Кстати, если стоит защита двигателя, данный элемент потребуется снять.
Итак, основные причины утечек масла следующие:
- повышение уровня масла в двигателе (перелив);
- использование неподходящего типа смазки;
- проблемы с вентиляцией картера;
- течь масла из-под клапанной крышки;
- утечка масла в области трамблера;
- масло течет из-под масляного фильтра;
- пробит или треснул поддон картера;
- течет передний/задний сальник коленчатого вала;
Достаточно часто автовладельцы, которые сами меняют масло в двигателе, случайно (иногда осознанно) превышают уровень смазки. Результатом становится повышенное давление в смазочной системе, лишнее масло попросту выдавливает через прокладки и сальники (особенно на старых моторах). В этом случае нужно откачать лишнее масло из двигателя.
Также масло может подтекать в том случае, если в двигатель залит слишком «жидкий» или поддельный смазочный материал (не подходит вязкость по SAE, свойства масла не соответствуют заявленным). В такой ситуации смазку нужно слить, после чего двигатель промывается и заливается проверенный, качественный и подходящий по допускам и рекомендациям продукт.
Еще может быть необходимо сделать дополнительную поправку на индивидуальные условия эксплуатации (постоянная работа мотора под большими нагрузками на высоких оборотах, сильная жара в регионе и т.д.).
Добавим, что определенные неисправности также приводят к тому, что происходит повышение уровня смазки. К таким поломкам следует отнести попадание топлива в масло, а также тосола или антифриза из системы охлаждения. В этом случае смазка теряет свои полезные свойства и разжижается, образуется эмульсия. Нередко в этом случае также появляется течь масла через уплотнения двигателя.
- Картер двигателя фактически играет роль резервуара для масла на многих автомобилях (кроме систем сухого картера). По мере износа поршневых колец и ЦПГ из камеры сгорания часть отработавших газов прорывается в катер. Это приводит к росту давления.
Такое избыточное давление должна компенсировать система вентиляции картера. Если же система не работает или работает некорректно, отработавшие газы «выдавливают» масло из картера. Часто водитель может обнаружить, что весь двигатель в масле, при этом выдавило масляный щуп.
- Крышка клапанов чаще всего течет по причине разрушения прокладки клапанной крышки, а также в результате деформации или повреждений самой крышки.
В зависимости от проблемы, необходимо заменить крышку на новую или же ограничиться только заменой прокладки крышки клапанов. Также крышку можно посадить на специальный герметик.
- На отечественных авто одним из частых мест утечки масла становится трамблер. Если масло течет из-под трамблера, проблему в ряде случаев удается решить достаточно просто.
Для этого с трамблера следует снять крышку, затем снимается и само устройство. Далее в месте стыка нужно нанести герметик, после чего сборка производится обратном порядке.
- На многих автомобилях масло течет из-под масляного фильтра. Причиной может быть неправильная затяжка фильтра без специального ключа (фильтр недокручен или перекручен).
В первом случае фильтр нужно докрутить, во втором случае деформируется резиновое уплотнительное кольцо, в результате чего необходимо приобретать другой фильтр масла. Также не следует исключать и брак изделия, особенно если говорить о самых дешевых фильтрах. Реже бывает так, что дело не в самом фильтре, а в посадочном месте с резьбой. Если поломка возникла в этой области, необходим ремонт.
- Трещины и повреждения поддона картера возникают достаточно часто, особенно с учетом эксплуатации авто на отечественных дорогах без установки дополнительной защиты двигателя.
Как правило, такая поломка приводит к возникновению интенсивных течей. В этом случае необходимо заменить поддон на новый или выполнить ремонт поддона картера двигателя (заварить поддон).
Операции по ремонту выполняются только после демонтажа поддона. Вполне очевидно, что установка защиты картера хотя и не исключает полностью, однако в значительной мере снижает риски подобных неисправностей.
- Достаточно часто водители сталкиваются с такой неприятностью, когда течет сальник коленвала. Силовой агрегат имеет два сальника коленчатого вала (передний сальник ПСКВ и задний сальник ЗСКВ).
Как правило, сальники текут на моторах с пробегом от 100 тыс. км. и больше. Верным признаком проблем с сальниками на многих автомобилях является замасливание в области установки ремня ГРМ (передний сальник), а также течь масла в зоне стыка коробки передач и двигателя (масло течет между двигателем и коробкой), под машиной видны пятна масла после стоянки (задний сальник).
Такая поломка является серьезной и требует вмешательства специалистов. Ездить на машине до ремонта не рекомендуется. Например, если течет передний сальник, масло может попасть на ремень ГРМ со всеми вытекающими последствиями (проскальзывание ремня, его обрыв и загнутые клапана). Течи в области заднего сальника могут привести к тому, что смазка попадает на элементы сцепления. Для замены ЗСКВ необходимо снимать коробку передач.
Как найти место утечки моторного масла: доступные способы
Как уже было сказано, чтобы найти место утечки, двигатель нужно осматривать со всех сторон. Прежде всего, следует проверить уровень моторного масла. Если уровень повышен, выясняем причину, если понижен, приводим в норму.
Зачастую на сильную течь укажет понижение уровня масла за короткое время. В такой ситуации следует обратить внимание на состояние поддона картера. Вполне возможно, что потребуется ремонт или замена.
Если говорить о прокладках и сальниках, сильные протечки через них также возможны, однако встречаются реже. Зато масло может постепенно вытекать, оставляя капли под машиной или потеки на ДВС.
Если не видно, откуда течет смазка, чтобы точно определить источник, на потенциально проблемные участки можно насыпать тальк. Способ прост и удобен, хорошо подходит для гаражных условий. Далее мотор нужно запустить на 10 мин. в режиме холостого хода или поездить на авто 2-3 км. Затем нужно осмотреть покрытые ранее тальком места, выявляя свежее масло на белом порошке.
Напоследок отметим, что на многих СТО практикуется добавка особого красителя в масло. Такой краситель представляет собой флуоресцент. Далее мотор заводят, после чего дают поработать на ХХ или предлагается проехать 3-5 км. Затем при помощи флуоресцентной лампы ДВС внимательно осматривают, определяя участки, где светится масло с содержанием пигмента.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Куда уходит масло?
В наше время автолюбители все реже и реже уделяют внимание маслу и не контролируют его уровень. К сожалению, это может привести к печальным последствиям. Нежные современные моторы требуют не менее частого контроля уровня масла, чем 15-20 лет назад.
Допуски по расходу масла определяются производителями и являются условным понятием. Многие концерны, в частности известные немецкие, считают вполне допустимым расход смазки в объеме 1 литра на 1000 км. Однако, хороший механик не согласится с таким утверждением. Вполне очевидно, что таким образом производители защищаются от претензий клиентов.
Конечно, есть моторы, которые потребляют некоторое количество масла из-за своей конструкции. Но такие агрегаты используются преимущественно в спортивных автомобилях. В обычных условиях к повышенному расходу масла следует относиться с подозрением.
Симптомы
Первый повод для беспокойства – двигатель не потреблял масло и вдруг начал. Впрочем, прежде чем искать серьезную неисправность, подумайте – не изменился ли ваш стиль вождения. Может быть, вы использовали машину на длинном маршруте с полной загрузкой или часто совершали поездки на короткие расстояния? В этом случае небольшая потеря масла обычно не указывает на неисправность. Или, может быть, вы затянули с заменой масла, и оно уже состарилось и потеряло свои свойства?
Следующим этапом загляните под машину. Большие утечки масла обычно выдают себя следами на земле. Правда, есть такие утечки (например, из-под сальника вала), которые не оставляют пятен. Масло может собираться в закоулках шумоизоляционных матов или на защите двигателя.
Второй повод для беспокойства – масло начало исчезать сразу после замены. В этом случае начните с проверки корпуса фильтра, потому что неаккуратный механик, возможно, не затянул его должным образом.
Однако чаще причина в другом – неправильно подобранное масло. Современные двигатели очень чувствительны к его параметрам. Кроме того, производители все чаще используют масла с очень низким коэффициентом вязкости, так называемые энергосберегающие, например, 0W-20. Они имеют более низкое внутреннее сопротивление и, следовательно, позволяют сэкономить топливо. Однако, такая смазка сравнительно легко проникает через кольца и уплотнения.
Причины
Сегодня многие двигатели имеют турбонаддув. Безнаддувные дизельные моторы давно ушли в прошлое, а бензиновые моторы все чаще оснащаются турбонагнетателем. Турбокомпрессор один из источников потери масла. Причина – утечки через изношенные уплотнения опор или засорение магистрали слива. Чаще всего масло выкидывает во впускной тракт и далее в камеры сгорания.
Игнорирование симптомов в случае с дизельным двигателем может привести к так называемому «разносу» — самопроизвольному неконтролируемому увеличению оборотов. Избытки масла, попав в цилиндры, воспламеняются от сжатия, и двигатель «раскручивается». После такого, мотор обычно уже не собрать.
Износ поршней и поршневых колец – это самая известная причина исчезновения моторного масла. Масло затягивает в камеру сгорания даже при легкой деформации шатуна, так как ход поршня становится непрямолинейным.
Более серьезный износ цилиндро-поршневой группы вызывает прорыв газов в картер, которые создают избыточное давление и могут выбросить часть масла во впускной канал двигателя или наружу через щуп. То же самое происходит при слишком большом уровне масла – переливе масла.
Сильный износ поверхности цилиндров приводит к исчезновению хона (специальных насечек для удержания масла на стенках цилиндров). В результате смазка стекает вниз, что еще больше увеличивает износ поршня, колец и стенок цилиндра, а масло почти беспрепятственно попадает в камеру сгорания.
Еще одна причина снижения уровня масла – неправильная затяжка головки блока после ремонта двигателя. Головка деформируется, и масло начинает поступать в образовавшиеся щели.
Проблемы с форсунками могут привести к попаданию топлива в систему смазки. То же самое происходит и во время неудачного прожига сажевого фильтра в дизельных моторах. Разбавленное топливом масло теряет смазывающие способности и ускоряет процесс износа двигателя. Что в свою очередь приводит к увеличению расхода смазки.
Несвоевременная замена масла также сказывается на состоянии двигателя. При превышении сроков замены, масляный фильтр загрязняется настолько, что перестает выполнять свою главную задачу. В итоге грязное масло приводит к увеличению скорости износа деталей двигателя, и как следствие к росту уровня потребления смазки в дальнейшем.
Другая, наиболее наглядная причина убыли масла – изношенные уплотнения, сальники и прокладки в различных частях двигателя. Резина в результате старения перестает эффективно уплотнять зазоры, и масло в местах большого давления выходит наружу.
Маслосъемные колпачки препятствуют попаданию масла в цилиндры из головки блока через клапан. Уплотнения со временем теряют свою эластичность. Быстрее всего это происходит в двигателях, работающих на сжиженном нефтяном газе (более высокая температура сгорания смеси). Замена оказывается дорогостоящей, особенно, если приходится снимать головку блока (около 15 000 рублей).
Масло может уходить и из-за неисправной системы вентиляции картерных газов. Задача системы – избавление газов от частиц масла. Со временем сепаратор/фильтр может засориться, и загрязненный маслом воздух попадает во впускной канал. Как следствие, вместо возврата масла в систему смазки, оно попадает в цилиндры, где и сгорает. Если система вентиляции полностью забьется, то давление в картере может увеличиться, и масло начнет выталкивать через уплотнения или через щуп.
Последствия
Масло выполняет сразу несколько функций – оно смазывает, уменьшает трение, предотвращает коррозию, уплотняет и охлаждает взаимодействующие механические элементы. Обнаружив повышенный расход масла, тянуть с поиском причины масложора и его устранением не стоит.
Масло, попавшее в цилиндры, оказывает отрицательное влияние на состояние свечей зажигания, лямбда-зондов, катализатора или сажевого фильтра.
Нехватка масла наиболее тяжело переносится элементами кривошипно-шатунным механизмом (вкладыши, цилиндры, валы), системой газораспределения (натяжитель цепи, вариатор фаз) и турбокомпрессором.
Загорелась масленка?
Во многих автомобилях есть датчик уровня масла, который сигнализирует о снижении запаса смазки ниже минимального. В современных автомобилях это ультразвуковой датчик, который работает в паре с системой, оценивающей степень расхода масла.
Не стоит полагаться на датчик. Следует регулярно проверять уровень масла. Датчик критического запаса масла может ошибаться (беспокоит без причины или молчит, когда пора бить тревогу).
Для правильного замера автомобиль должен находиться на ровной поверхности, а мотор должен быть теплым, а не горячим. Измерение лучше всего проводить через некоторое время после выключения двигателя, чтобы масло успело стечь в картер.
Не хватает? Если нет такого же масла под рукой, то хотя бы добавьте масла с параметрами, рекомендуемыми производителем.
Если индикатор аварийного запаса масла загорится во время движения, следует немедленно остановиться, выключить двигатель и проверить уровень масла с помощью щупа. Если щупа нет, то электронике доверять не стоит. Если уровень масла нормальный, то движение лучше не продолжать. Скорее всего, возникла проблема с электрикой или, что еще хуже, вышел из строя масляный насос, или износились вкладыши.
Эти двигатели склонны к масложору
Зачастую замена лишь одних колец не решает проблему повышенного расхода масла. Необходима проверка состояния цилиндров и головки блока. При необходимости следует выполнить их механическую обработку. Цены могут варьироваться в зависимости от износа мотора. Если ремонт слишком дорог, то стоит рассмотреть возможность замены двигателя.
Производитель
Двигатель
Причина
Стоимость
Alfa Romeo (GT, GTV, 156)
BMW (в том числе, E46, E39, E60/61)
2.2, 2.5 и 3.0 R6 (M54)
Fiat (в том числе, 500, Panda, Stilo, Bravo)
Ford (в том числе, Focus II, C-Max)
PSA (в частности, Peugeot 406, Citroen Xsara)
герметик, уплотнения, сальники
Группа VW (в частности, Audi A4/A6, VW Passat)
1.8/2.0 T(F)SI (EA888)
неудачная конструкция поршней и колец
Mazda (в частности, RX-8)
характерно для конструкции
Nissan (Almera N16, Primera P12)
Opel (в том числе Vectra C, Astra G)
герметик, уплотнения, сальники
Toyota (в частности, Avensis T22, T25)