Автомобиль «Газель» мост задний: схема, замена, ремонт и рекомендации
На отечественном автомобиле «Газель» мост задний оснащен отдельно моделируемым редуктором и картером штампованно-сварного типа. Последний элемент имеет коробчатое сечение, сварен из кожухообразных стальных пластин. К ним прикреплена задняя крышка, усилитель крепления редуктора, рессорные прокладки, амортизационные и фиксирующие стойку кронштейны, регулятор тормозов, цапфа с фланцами. Она служит для монтажа ступиц и тормозных элементов. Основная передача моста и его дифференциал установлены в картере редуктора, прикрепленного болтами к остову рассматриваемого узла.
Техническое обслуживание
Для того чтобы на машине «Газель» мост задний служил надежно и долго, рекомендуется соблюдать несколько правил его технического обслуживания. Основными из них являются следующие.
Необходимо контролировать отсутствие течи масла на манжетах ведущей шестерни и ступицы колеса, а также через прокладку картера редуктора и фланцев полуосей, наливной и сливной крышки. Стоит отметить, что появление конденсата в этих местах не свидетельствует о протечке, если не имеется признаков падения капель.
Нужно проверять уровень масла в мостовом картере, при необходимости доливать рабочую жидкость.
Замену масла следует производить согласно специальной карте по использованию смазки.
Требуется проверять степень затяжки болтов фиксации редуктора, полуосей и корректировку подшипников колесных ступиц.
Ниже представлена схема рассматриваемого узла.
Основные признаки неисправности
Обратить внимание на работу заднего моста следует при наличии хотя бы одного из признаков, приведенных ниже:
- Повышенная шумность и гул в рабочем состоянии.
- Некорректная работа узла с перепадами (пульсирующий шум).
- Появление звуков высокой тональности (завывание).
- Громкий стук в районе рассматриваемого узла при активировании акселератора на поворотах или при движении накатом.
- Постоянные нестандартные звуки и хруст.
Кроме того, у авто «Газель» мост задний требует ремонта, если наблюдается течь масла через плоскости картера, манжеты или сливные пробки.
Способы устранения дефектов
Ниже приведены основные неисправности и способы их ликвидации.
Ослаблены фиксирующие болты или гайки ведомой шестерни, картера – требуется подтянуть элементы крепления.
Износ, появление люфта подшипников шестеренки или дифференциала – нужно проверить состояние элементов, при необходимости провести их замену или регулировку натяга.
Недостаточный уровень масла или использование не рекомендованной жидкости – пополнить уровень до нормы или заменить масло подходящим вариантом.
Имеются задиры, трещины, сколы на подшипниках, зубьях шестерни – заменить дефектные детали.
Засорение сапуна – произвести его прочистку.
Чрезмерный износ элементов – вопрос решается путем установки новых.
Если картер, прокладки или сальник заднего моста («Газель») протекают, необходимо обязательно заменить непригодные детали.
С чего начать разборку и замену
Чтобы отремонтировать рассматриваемый узел и произвести замену неисправных частей, необходимо разобрать задний мост, что является достаточно непростым и кропотливым занятием. В следующей пошаговой инструкции описаны этапы демонтажа:
- Специальным накидным ключом откручиваются болты (10 шт.), фиксирующие редуктор.
- Редуктор вынимается аккуратно, чтобы не повредить прокладку (удобнее работу проводить на стенде).
- Снимается фланец ведущей шестеренки и манжета, после чего ставятся метки расположения крышек относительно гаек подшипников и самого картера.
- Фланец снимается с манжетой, при помощи ключа откручиваются болты стопорных пластин, которые снимаются.
- Накидным или торцовым ключом откручивается крепеж крышек подшипника, после чего те демонтируются.
- С применением отвертки или ключа снимаются регулировочные гайки, затем коробка сателлитов.
- В случае обратной установки тех же подшипников, помечаются их наружные кольца для монтажа на старые места.
- Для упрощения сборки ставятся метки и на коробке сателлитов, после чего откручиваются болты крепления шестерни.
Дальнейшие действия
Разборка и замена заднего моста («Газель») продолжаются по следующим пунктам:
- легкими ударами молотка по выколотке сбивается и снимается шестеренка с коробки;
- используя специальное приспособление или зубило, которое вставляется между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, колечко сдвигается в сторону и снимается через образовавшийся зазор монтажными лопатками (отвертками);
- ставятся метки расположения дифференциалов по отношению к саттелитным осям, откручивается крепеж;
- коробка рассоединяется посредством постукивания молотком по мягкой выколотке;
- вынимаются полуосевые шестерни и опорные шайбы;
- демонтируется ведущая шестеренка способом, аналогичным раскрытию коробки;
- снимаются регулировочные и внешние кольца подшипников.
Хвостовик заднего моста («Газель») и прочие элементы не должны иметь трещин, сколов и деформаций. Все изношенные детали подлежат замене. Перед сборкой запчасти необходимо смазать и провести монтажную процедуру в зеркальном порядке.
Рекомендации
После ста тысяч км пробега специалисты рекомендуют заменить подшипники в рассматриваемом узле, независимо от их состояния. Если появились признаки неисправности, а ремонт заднего моста («Газель») оттягивается, во избежание более серьезной поломки, следует соблюдать несколько правил.
Во-первых, не следует перегружать автомобиль, особенно в летнее время. Во-вторых, свести к минимуму использование первой передачи, езда на которой особенно негативно влияет на редуктор. Кроме того, необходимо избегать резкого старта, крутых и затяжных подъемов.
У автомобиля «Газель» мост задний прослужит дольше, если покупать и использовать только качественное и рекомендованное масло, производить его замену не реже, чем через каждые 35-40 тысяч километров пробега. Своевременное устранение люфтов, избегание пробуксовки по снегу или грязи также способствуют увеличению срока службы данного узла.
Устройство заднего моста автомобиля газель
Запчасти для грузовых автомобилей
Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104
Задний мост автомобилей Газель ГАЗ-2705
На автомобиль Газель ГАЗ-2705 устанавливается задний мост со штампованно-сварным картером типа банджо (рис. 10) с отдельно монтируемым редуктором.
Главная передача и дифференциал заднего моста Газель ГАЗ-2705 устанавливаются в картер 8 редуктора, который закрепляется болтами в отверстиях балки моста.
Главная передача моста — гипоидная, с передаточным числом 5,125; ось ведущей шестерни относительно ведомой смещена вниз на 42 мм.
Предварительный натяг подшипников ведущей шестерни регулируется подбором кольца 5 (рис.10), а положение ведущей шестерни регулируется подбором кольца 7.
Рис.10. Задний мост Газель ГАЗ-2705 с балкой типа банджо с отдельным редуктором
1 — гайка; 2 — фланец ведущей шестерни; 3 — манжета; 4, 6, 11 — подшипники; 5 — кольцо; 7 — регулировочное кольцо; 8 — картер редуктора; 9 — ведущая шестерня; 10 — дифференциал; 12 — полуось; 13 — прокладка; 14 — стопорная пластина; 15 — картер; 16 — гайка подшипников дифференциала; 17 — крышка подшипника дифференциала; 18 — пробка маслозаливного отверстия; 19 — ведомая шестерня; 20 — сапун
Боковой зазор в зацеплении главной передачи редуктора заднего моста Газель ГАЗ-2705 регулируется гайками 16. Этими же гайками регулируется предварительный натяг подшипников дифференциала. Стопорение гаек производится стопорной пластиной 14.
Сателлиты и полуосевые шестерни размещены в корпусе дифференциала, состоящем из левой и правой коробок, скрепленных болтами. Для предотвращения повышения давления внутри моста на левом кожухе полуоси сверху установлен сапун.
Обслуживание заднего моста Газель ГАЗ-2705 заключается в периодической проверке уровня масла в картере, доливке его и смене согласно карте смазки, очистке от грязи сапуна, подтягивании гайки фланца ведущей шестерни, гаек крепления полуосей, проверке и восстановлении регулировок подшипников ступиц колес, ведущей шестерни и дифференциала.
Зазоры в главной передаче редуктора заднего моста Газель ГАЗ-2705 необходимо измерять после отсоединения карданного вала. Перед проверкой зазоров необходимо проверить затяжку гайки 1 фланца ведущей шестерни (см. рис.10), для чего необходимо расшплинтовать гайку и дотянуть ее моментом силы 160—200 Нм (16—20 кг/см). Перемещением фланца ведущей шестерни в осевом и yгловом направлениях проверить зазоры.
Для измерения полного углового люфта фланца ведущей шестерни необходимо сделать метку на кромке грязеотражателя фланца, повернуть фланец до упора влево и сделать на картере риску, совпадающую с риской на отражателе.
Повернуть фланец до упора вправо и сделать вторую риску на картере. Измерить расстояние между рисками на картере. Если оно превышает 12 мм, это указывает на чрезмерный износ зубьев ведущей и ведомой шестерен главной передачи, шестерен дифференциала или шлицев полуосевых шестерен и полуосей.
Сливают масло из картера заднего моста Газель ГАЗ-2705 после его предварительного прогрева. Проверку уровня масла и его доливку производят через наливное отверстие картера на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке.
Проверку следует производить через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность маслу остыть и стечь со стенок картера. Недостаток масла или его избыток одинаково вредны.
Если шум моста повышен настолько, что считается недопустимым с точки зрения комфорта или вызывает опасение поломки, он рассматривается как неисправность. Вой моста влияет на комфортабельность, и его можно избежать, если исключить длительную езду в узких диапазонах скоростей, на которых он слышен.
Прежде чем разбирать мост, следует убедиться, что шум исходит именно из моста. Источниками шума могут быть неисправный ведомый диск сцепления, шины (шум меняется при разном дорожном покрытии и растет с увеличением скорости), двигатель.
Подшипники заднего моста Газель ГАЗ-2705, боковой зазор и положение пятна контакта в зацеплении главной пары регулируют на заводе, и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации. Их регулировка необходима только после переборки моста и замены деталей, а также при большом износе подшипников.
Боковой зазор в зацеплении главной передачи, увеличившийся вследствие износа зубьев, регулировкой не уменьшают, так как это приводит к нарушению зацепления и, как следствие, к повышенному шуму заднего моста или поломке зубьев. Люфт в конических подшипниках устраняют, не нарушая взаимного положения ведомой и ведущей шестерен.
Регулировка преднатяга подшипников ведущей шестерни редуктора заднего моста Газель ГАЗ-2705
Необходимость в регулировке подшипников заднего моста Газель ГАЗ-2705 можно определить по наличию осевого люфта ведущей шестерни.
Осевой люфт замеряют при отсоединенном карданном вале с помощью индикатора с ценой деления не более 0,01 мм при перемещении фланца в осевом направлении. Ножка индикатора при этом должна упираться в торец фланца параллельно оси ведущей шестерни.
Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни следует устранять регулировкой предварительного натяга. Предварительный натяг регулируют путем подбора толщины регулировочного кольца 5.
Регулировку подшипников ведущей шестерни заднего моста Газель ГАЗ-2705 необходимо выполнить следующим образом:
— расшплинтовать и отвернуть гайку 1, снять фланец 2, сальник 3 и внутреннее кольцо подшипника 4;
— заменить регулировочное кольцо 5 новым, толщина которого должна быть меньше заменяемого на величину осевого люфта плюс дополнительно 0,05 мм при пробеге автомобиля меньше 1000 км или 0,01 мм — при пробеге автомобиля более 10 000 км;
— поставить на место внутреннее кольцо подшипника, новый сальник, фланец и затянуть гайку моментом 160—200 Нм (16—20 кг/см), затем проверить легкость вращения ведущей шестерни.
Если для вращения ведущей шестерни редуктора заднего моста Газель ГАЗ-2705 требуется большее усилие, чем было до регулировки, то необходимо заменить регулировочное кольцо, увеличив его толщину на 0,01—0,02 мм.
После окончания регулировки преднатяга подшипника необходимо затянуть гайку моментом 160—200 Нм (16—20 к/гсм) до совпадения прорези в гайке с отверстием под шплинт.
Гайку для совпадения отверстия под шплинт с прорезью гайки необходимо только затягивать, так как в противном случае из-за недостаточной затяжки возможно проворачивание внутреннего кольца наружного подшипника, износ регулировочного кольца и, как следствие, увеличение осевого люфта подшипников.
При затяжке гайки фланца необходимо производить проворачивание ведущей шестерни для правильной установки роликов в подшипниках.
После регулировки подшипников ведущей шестерни заднего моста Газель ГАЗ-2705 необходимо проверить нагрев подшипников после движения автомобиля со скоростью 60—70 км/ч в течение 20—30 мин.
При этом нагрев горловины картера не должен превышать 95° С (вода, попавшая на
горловину, не должна кипеть). При чрезмерном нагреве необходимо уменьшить преднатяг.
Регулировку преднатяга при замене подшипников ведущей шестерни и шестерни главной передачи заднего моста Газель ГАЗ-2705 производить в следующем порядке:
— необходимо отрегулировать положение ведущей шестерни путем подбора регулировочного кольца 7 (см. рис.10), обеспечив размер (109,5±0,02) мм
— расстояние между общей осью полуосевых шестерен и торцом ведущей шестерни, прилегающим к регулировочному кольцу 7;
— подбором регулировочного кольца 5 отрегулировать преднатяг подшипников ведущей шестерни. При правильной регулировке момент сопротивления вращению ведущей шестерни должен находиться в пределах 150—200 Нм (15—10 кг/см) для новых подшипников или 70—100 Н·м (7—10 кг/см) для работавших подшипников.
Если момент сопротивления вращению подшипников окажется в пределах нормы, необходимо зашплинтовать гайку, в противном случае следует повторить регулировку.
При этом, если момент сопротивления вращению оказался меньше требуемого, необходимо уменьшить толщину регулировочного кольца, а если больше — необходимо подобрать кольцо большей толщины.
После регулировки преднатяга подшипников необходимо установить в мост дифференциал в сборе и произвести регулировку преднатяга подшипников
дифференциала и бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.
Регулировка преднатяга подшипников дифференциала и бокового зазора в зацеплении шестерен и главной передачи заднего моста Газель ГАЗ-2705
Для регулировки подшипников главной передачи заднего моста Газель ГАЗ-2705 (без их замены) необходимо:
— снять полуоси, крышку картера и прокладку крышки (для неразъемного заднего моста);
— снять полуоси и вынуть редуктор из картера моста (для заднего моста с балкой типа банджо);
— при снятых стопорных пластинах 14 и ослабленных крышках 17 подшипников дифференциала регулировочными гайками 16 установить осевой зазор 0,01 мм в подшипниках дифференциала.
— установить индикатор и проверить боковой зазор в зацеплении шестерен, который должен быть в пределах 0,15—0,25 мм. Проверку производить в не менее чем в шести точках, каждый раз проворачивая шестерню;
— отпустить для увеличения бокового зазора регулировочную гайку со стороны ведомой шестерни заднего моста Газель ГАЗ-2705 и на столько же пазов завернуть противоположную гайку.
Для уменьшения бокового зазора указанные операции выполняются в обратном порядке;
— отрегулировать величину преднагяга, для чего сжать подшипники в осевом направлении;
— на 0,1 мм при пробеге автомобиля менее 1000 км;
— на 0,05 мм при пробеге более 10 000 км;
— контроль осуществлять по углу поворота регулировочной гайки. Поворот одной гайки навстречу другой на ширину паза соответствует сжатию подшипников на 0,05 мм;
— затянуть болты крепления крышек подшипников дифференциала заднего моста Газель ГАЗ-2705 и проверить боковой зазор зацеплений зубьев шестерен главной передачи;
— закрепить болтами стопорные пластины на крышках подшипников;
— установить редуктор в картер моста;
Для регулировки подшипников главной передачи заднего моста Газель ГАЗ-2705 (при их замене) необходимо:
— снять полуоси, крышку картера и прокладку крышки (для неразъемного заднего моста);
— снять полуоси и вынуть редуктор из картера (для заднего моста с балкой типа банджо);
— снять стопорные пластины 14 (см. рис.10) с крышек 17 подшипников дифференциала;
— отвернуть болты крепления крышек, снять крышки, вынуть дифференциал и регулировочные гайки 16;
— измерить динамометром остаточный момент трения подшипников ведущей шестерни редуктора заднего моста Газель ГАЗ-2705;
— выпрессовать с коробки дифференциала внутренние кольца подшипников и напрессовать новые;
— поставить на место дифференциал с новыми подшипниками, плотно поджав их наружные кольца;
— вставить регулировочные гайки 16 в резьбовую часть картера заднего моста, по возможности ближе к подшипникам, и установить крышки 17 согласно имеющимся маркировкам на крышках подшипников и на картере заднего моста Газель ГАЗ-2705;
— закрепить крышки подшипников болтами с усилием, не препятствующим завинчиванию регулировочных гаек 16 (отверстия в картере под болты
предварительно должны быть смазаны анаэробным герметиком);
— поджать подшипники регулировочными гайками до получения небольшого преднатяга. Во время поджатия подшипников ведомую шестерню необходимо проворачивать на несколько оборотов в одну, затем в другую сторону для правильной установки роликов в подшипниках;
— поочередно подтягивая регулировочные гайки подшипников дифференциала заднего моста Газель ГАЗ-2705, добиться увеличения момента сопротивления вращению ведущей шестерни на 150—300 Нм (15—30 кг/см) относительно остаточного момента сопротивления вращению, измеренного после снятия дифференциала;
— установить индикатор и проверить боковой зазор в зацеплении шестерен, который должен быть в пределах 0,15—0,25 мм. Для увеличения зазора отпустить регилировочную гайку со стороны ведомой шестерни и на столько же пазов завернуть гайку со стороны ведущей шестерни для сохранения преднатяга подшипников. Для уменьшения бокового зазора указанные операции выполняются в обратном порядке;
— вращение регулировочных гаек необходимо заканчивать затяжкой. Например, если требуется отпустить гайку на один паз, то следует отпустить ее на два, а затем на один паз затянуть. Это гарантирует соприкосновение гайки с наружным кольцом подшипника и отсутствие смещения кольца при работе;
— окончательно затянуть болты крепления крышек подшипников, закрепить болтами стопорные пластины на крышках подшипников;
— установить прокладку и заднюю крышку (для неразъемного заднего моста);
— установить редуктор в картер моста (для заднего моста с балкой типа банджо);