Комментарии:
- Установка CFW на PlayStation 3.
Если у меня ps3 fat .
от Андрей - Установка CFW на PlayStation 3.
В который раз зависа.
от Sergii - Видеоинструкция по установке H.
доброго времени суто.
от defencee - Видеоинструкция по установке H.
Доброго времени суто.
от Михаил - Видеоинструкция по установке H.
Спасибо
от Алексей - PlayStation 3 взломана окончат.
http://jbreaker.ru/b.
от JBreaker - PlayStation 3 взломана окончат.
Что то давно о проши.
от BENZIN - PlayStation 3 взломана окончат.
Да,нормальная инстру.
от Алексей - PlayStation 3 взломана окончат.
так когда будет инст.
от atsamid - Инструкция по взлому PlayStati.
Инструкция в процесс.
от JBreaker
Самые полезные комментаторы:
Голосования
Двигатель, используемый для вращения дисков, принято называть шпиндельным. Он всегда имеет жесткую связь с осью дисков, никакие ремни или шестерни не применяются. Данный двигатель обязан иметь минимальный уровень шума – любая вибрация передается другим узлам, что может привести к сбоям и ошибкам в процессе чтения и записи. И тогда восстановить данные сможет лишь специализированная компьютерная помощь.
Скорость вращения двигателя всегда должна иметь постоянную величину. Для этого используется специальная управляющая схема с автоподстройкой (обратной связью), позволяющей добиться требуемой точности. Таким образом, частота вращения оси контролируется автоматически, вручную повлиять на данный параметр невозможно.
В большинстве жестких дисков шпиндельный двигатель размещается под блоком HDA (в нижней части). Однако, многие современные накопители используют другую компоновку – двигатель встраивается непосредственно в центр блока дисков. Такая конструкция позволяет значительно «сэкономить» расстояние по вертикали, разместив большее количество дисков в «стопке».
Первые шпиндельные двигатели использовали шариковые подшипники, но ряд ограничений вынудили разработчиков начать поиск альтернативных вариантов. Главным недостатком шариковых подшипников является так называемое радиальное биение, которое формируется при поперечном смещении шариков на расстояние зазора (примерно 0,1 микродюйма). Данный показатель может показаться несущественным, но при высокой плотности записи это может стать серьезной проблемой. Возникающее биение приводит к возникновению произвольных поперечных движения жесткого диска, приводящих к колебаниям дорожек. Кроме того, соударения и зазоры металлических шариков генерируют дополнительный механический шум, который также ухудшает характеристики устройства.
Для устранения этих недостатков был разработан новый вид подшипника, названного гидродинамическим. Главная роль в нем отведена высокопластичной смазке, расположенной в двигателе между втулкой и шпинделем.
Применение новой смазки позволило значительно снизить радиальное биение, что, в свою очередь, приводит к снижению механической вибрации.
Шпиндельный двигатель жесткого диска
Шпиндельный двигатель жесткого диска трехфазный, что обеспечивает стабильность вращения магнитных дисков, смонтированных на оси (шпинделе) двигателя. Статор двигателя содержит три обмотки, включенные звездой с отводом посередине, а ротор — постоянный секционный магнит. Для обеспечения малого биения на высоких оборотах в двигателе используются гидродинамические подшипники.
Запуск шпиндельного двигателя производится после полной внутренней диагностики накопителя. Сначала шпиндельный двигатель раскручивается в форсированном режиме без анализа скорости вращения магнитных дисков, поэтому источник питания компьютера должен иметь запас по пиковой мощности, а после вывода магнитных головок из зоны парковки скорость вращения управляется сигналом серворазметки, записанной при изготовлении накопителя. Электроника выделяет сервометки, находящиеся между секторами, из общего потока считываемых данных и по ним стабилизирует постоянную скорость вращения. Стабильность вращения особенно важна при увеличении плотности записи информации на магнитную поверхность дисков.
Скорость вращения магнитных дисков является одной из важнейших характеристик производительности жесткого диска. Ее повышение уменьшает время, необходимое для поиска информации, и увеличивает скорость чтения и записи. Обычно скорость вращения магнитных дисков в накопителях с интерфейсом PATA и SATA составляет от 4200 до 10000 оборотов в минуту, а в дорогих серверных системах хранения (SCSI) данных она достигает 15000 оборотов. Рост скорости вращения ограничивает проблема повышенного тепловыделения и стоимость изготовления качественных подшипников. Накопители со скоростью вращения магнитных дисков 7200 оборотов в минуту и выше требуют применения корпуса компьютера с продуманной конструкцией пассивного охлаждения или использования системы активного охлаждения жестких дисков.
Устройство шпиндельного двигателя жесткого диска
блог о SSD и жестких дисках, а так же программах для их обслуживания. Здесь Вы найдете обзоры самых интересных гаджетов, новости с поля боя HDD vs SSD, множество описаний программ с пошаговыми инструкциями.
Жесткий диск
Технологии и новости о жестких дисках и SSD, а так же программах для их обслуживания
22 нояб. 2012 г.
Шпиндельный двигатель жесткого диска
Частота вращения двигателя строго определенна. Обычно данный показатель лежит в диапазоне от 3600 до 15000 оборотов в минуту и больше. Для стабилизации скорости используется управляющая схема с обратной связью, обеспечивающая требуемую точность. Таким образом, частота вращения контролируется в автоматическом режиме, и никаких устройств, позволяющих сделать это вручную, в устройстве не предусмотрено.
В большинстве устройств шпиндельный двигатель находится в нижней части корпуса (под блоком HDA). Однако во многих современных накопителях он интегрирован внутрь блока HDA и является центральной частью блока дисков-носителей. Такая компоновка позволяет увеличить количество магнитных дисков в стопке, не изменяя габаритов корпуса.
Шпиндельный двигатель, особенно в полноразмерных накопителях, потребляет от источника питание (12 вольт) довольно серьезную мощность. Она увеличивается еще в 2-3 раза в момент раскручивания дисков. Такая нагрузка длиться несколько секунд после подачи питания.
Стандартные конструкции шпиндельных двигателей предусматривают применение шариковых подшипников, но определенные ограничения заставили производителей искать другие варианты. Главным недостатком шариковых накопителей является эффект радиального биения, которое возникает при поперечном смещении шариков на значение зазора (порядка 0,1 микродюйма). На первый взгляд величина радиального биения может показаться незначительной, но при существующей плотности записи это становится серьезной проблемой. Кроме того, существующие зазоры и соударение металлических шариков повышают уровень вибраций и механического шума, что значительно ухудшает характеристики устройства.
Решением данной проблемы стало использование нового типа подшипников, которые получили название гидродинамических. Главную роль в гидродинамических подшипниках играет пластичная смазка, расположенная между втулкой двигателя и шпинделем. Высокопластичная гидродинамическая смазка позволяет уменьшить радиальное биение до 0,01 микродюйма, что заметно снижает уровень вибрации и поперечное смещение диска. Гидродинамические подшипники повышают у ударную прочность жесткого диска, снижается уровень шума и улучшается регулирование скорости.
Запуск старых HDD для прикладных применений
При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска. Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему-контроллер, то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель. На примере несколько моделей приводов попробуем разобраться, как это исправить.
Всё началось с того, что привезли несколько старых винчестеров (рис.1) и сказали, что здесь рабочие вперемешку с «убитыми», хочешь – выбирай, не хочешь – делай что хочешь. Но если разберёшься, как их использовать в качестве небольшого наждака для правки инструмента, расскажи. Ну, вот – рассказываю…
Первый HDD – «Quantum» семейства «Fireball TM» с микросхемой привода TDA5147AK (рис.2). Посмотрим, что он из себя представляет.
Верхняя крышка крепится 4-мя винтами по углам и одним винтом и гайкой, находящимися сверху, под наклейками. После снятия крышки видны сам жёсткий диск, считывающие головки и магнитная система управления положением головок (рис.3). Шлейф отсоединяем, магнитную систему откручиваем (здесь понадобиться специально заточенный шестигранный ключ «звёздочка»). При желании диск тоже можно снять, если открутить три винта на шпинделе двигателя (также нужен шестигранник).
Теперь ставим крышку на место для того, чтобы можно было перевернуть HDD для экспериментов с электроникой и подаём в разъём питания напряжения +5 В и +12В. Двигатель разгоняется, работает примерно 30 секунд, а затем останавливается (на печатной плате есть зелёный светодиод – он горит при вращении двигателя и мигает при его остановке).
В сети легко находится даташит на микросхему TDA5147K, но по нему не удалось разобраться с сигналом разрешения/запрета вращения. При «подтягивании» сигналов POR к шинам питания добиться нужной реакции не удалось, но при просмотре сигналов осциллографом выяснилось, что при касании щупом 7-го вывода микросхемы TDA5147АK происходит её сброс и перезапуск двигателя. Таким образом, собрав простейший генератор коротких импульсов (рис.4, нижнее фото) с периодом в несколько секунд (или десятков секунд), можно заставить двигатель вращаться более-менее постоянно. Возникающие паузы в подаче питания длятся около 0,5 секунды и это не критично, если двигатель используется с небольшой нагрузкой на валу, но в других случаях это может быть неприемлемо. Поэтому, способ хоть и действенный, но не совсем правильный. А «правильно» запустить его так и не удалось.
Следующий HDD – «Quantum» семейства «Trailblazer» (рис.5).
При подаче напряжений питания привод никаких признаков жизни не подаёт и на плате электроники начинает сильно греться микросхема 14-107540-03. В середине корпуса микросхемы заметна выпуклость (рис.6), что говорит о её явной неработоспособности. Обидно, но не страшно.
Смотрим микросхему управления вращением двигателя (рис.7) — HA13555. Она при подаче питания не греется и видимых повреждений на ней нет. Прозвонка тестером элементов «обвязки» ничего особенного не выявила – остаётся только разобраться со схемой «включения».
Поисковики даташит на неё не находят, но есть описание на HA13561F. Она выполнена в таком же корпусе, совпадает по ножкам питания и по «выходным» выводам с HA13555 (у последней к проводникам питания двигателя подпаяны диоды – защита от противо-ЭДС). Попробуем определиться с необходимыми выводами управления. Из даташита на HA13561F (рис.8) следует, что на вывод 42 (CLOCK) должна подаваться тактовая частота 5 МГц с уровнем TTL-логики и что сигналом, разрешающим запуск двигателя, является высокий уровень на выводе 44 (SPNENAB).
Так как микросхема 14-107540-03 нерабочая, то отрезаем питание +5 В от неё и от всех остальных микросхем, кроме HA13555 (рис.9). Тестером проверяем правильность «порезов» по отсутствию соединений.
На нижнем фото рисунка 9 красными точками показаны места подпайки напряжения +5 В для HA13555 и резистора «подтяжки к плюсу» её 44 вывода. Если же резистор от вывода 45 снять с родного места (это R105 по рисунку 8) и поставить его вертикально с некоторым наклоном к микросхеме, то дополнительный резистор для подтяжки к «плюсу» вывода 44 можно припаять к переходному отверстию и к висящему выводу первого резистора (рис.10) и тогда питание +5 В можно подавать в место их соединения.
На обратной стороне платы следует перерезать дорожки, как показано на рисунке 11. Это «бывшие» сигналы, приходящие от сгоревшей микросхемы 14-107540-03 и старая «подтяжка» резистора R105.
Организовать подачу «новых» тактовых сигналов на вывод 42 (CLOCK) можно с помощью дополнительного внешнего генератора, собранного на любой подходящей микросхеме. В данном случае была использована К555ЛН1 и получившаяся схема показана на рисунке 12.
После «прокидывания» проводом МГТФ напряжения питания +5 В прямо от разъёма к выводу 36 (Vss) и других требуемых соединений (рис.13), привод запускается и работает безостановочно. Естественно, если бы микросхема 14-107540-03 была исправна, вся доработка заключалась бы только в «перетяжке» 44-го вывода к шине +5 В.
На этом «винте» была проверена его работоспособность при других тактовых частотах. Сигнал подавался с внешнего генератора прямоугольных импульсов и минимальная частота, с которой привод работал устойчиво — 2,4 МГц. На более низких частотах циклично происходил разгон и остановка. Максимальная частота – около 7,6 МГц, при дальнейшем её увеличении количество оборотов оставалось прежним.
Количество оборотов также зависит и от уровня напряжения на выводе 41 (CNTSEL). В даташите на микросхему HA13561F есть таблица и она соответствует значениям, получаемым у HA13555. В результате всех манипуляций удалось получить минимальную скорость вращения двигателя около 1800 об/мин, максимальную – 6864 об/мин. Контроль проводился с помощью программы SpectraPLUS, оптопары с усилителем и кусочка изоленты, приклеенного к диску так, чтобы он при вращении диска перекрывал окно оптопары (в окне анализатора спектра определялась частота следования импульсов и затем умножалась на 60).
Третий привод – «SAMSUNG WN310820A».
При подаче питания микросхема-драйвер – HA13561 начинает сильно греться, двигатель не вращается. На корпусе микросхемы заметна выпуклость (рис.14), как и в предыдущем случае. Проводить какие-либо эксперименты не получится, но можно попробовать запитать двигатель от платы с микросхемой HA13555. Длинные тонкие проводники были подпаяны к шлейфу двигателя и к выходным контактам разъёма платы электроники – всё запустилось и работало без проблем. Если бы HA13561 была целой, доработка для запуска была бы такой же, как и для «Quantum Trailblazer» (44-й вывод к шине +5 В).
Четвёртый привод — «Quantum» семейства «Fireball SE» с микросхемой привода AN8426FBP (рис.15).
Если отключить шлейф блока головок и подать питание на HDD, то двигатель набирает обороты и, естественно, через некоторое время останавливается. Даташит на микросхему AN8426FBP есть в сети и по нему можно разобраться, что за запуск отвечает вывод 44 (SIPWM) (рис.16). И если теперь перерезать дорожку, идущую от микросхемы 14-108417-02 и «подтянуть» вывод 44 через резистор 4,7 кОм к шине +5 В, то двигатель не будет останавливается.
И напоследок, вернувшись немного назад, были сняты формы сигналов на выводах W и V микросхемы HA13555 относительно общего провода (рис. 17).
Самое простое прикладное применение старого HDD – небольшой наждак для правки свёрл, ножей, отвёрток (рис.18). Для этого достаточно наклеить на магнитный диск наждачную бумагу. Если «винт» был с несколькими «блинами», то можно сделать сменные диски разной зернистости. И здесь хорошо бы иметь возможность переключения скорости вращения шпиндельного двигателя, так как при большом количестве оборотов очень легко перегреть затачиваемую поверхность.
Наждак, конечно, не единственное применение для старого HDD. В сети легко находятся конструкции пылесосов и даже аппарата для приготовления сладкой ваты…
В дополнении к тексту находятся упомянутые даташиты и файлы печатных плат внешних генераторов импульсов в формате программы Sprint-Layout 5-ой версии (вид со стороны печати, микросхемы устанавливаются как smd, т.е. без сверловки отверстий).
Андрей Гольцов, r9o-11, г. Искитим, апрель 2018.