Меню

Устройство щеткодержателей машин постоянного тока

Устройство машины постоянного тока

Электротехническая промышленность выпускает электрические машины постоянного тока большой номенклатуры по мощности и конструктивному исполнению, поэтому, несмотря на некоторые различия в конструкции отдельных сборочных единиц и деталей, их устройство одинаково. Основным типом машины постоянного тока является коллекторная, отличительным признаком которой служит наличие коллектора на валу якоря машины. На статоре машины помимо главных полюсов с обмоткой возбуждения имеются добавочные полюсы.
Электрическая машина постоянного тока (рис. 1) состоит из статора, якоря, коллектора, щеточного аппарата и подшипниковых щитов.


Рис. 1. Устройство электрической машины постоянного тока:
1 — коллектор, 2 — щетки, 3, 9 — сердечник и обмотка якоря, 4 — главный полюс, 5 — катушка обмотки возбуждения, 6 — станина (корпус), 7 — подшипниковый щит, 8 — вентилятор, 10 — вал

Статор состоит из станины 6, главных полюсов 4 и добавочных полюсов (на рисунке не показаны) с соответствующими катушками. Станина служит для крепления полюсов и подшипниковых щитов и является частью магнитной цепи, поскольку через нее замыкается магнитный поток машины. Поэтому станину изготовляют из стали — материала, обладающего достаточной механической прочностью и большой магнитной проницаемостью. По окружности станины расположены отверстия для крепления полюсов.


a)

б)

Главные полюса (рис. 2) выполняют шихтованными из стальных штампованных листов стали толщиной 1 или 2 мм, а добавочные — массивными или также шихтованными. Стальные листы сердечника 2 полюсов спрессованы и скреплены заклепками 4, головки которых утоплены в нажимные щеки 5, установленные на торцах каждого полюса. Шихтованными могут изготовляться только наконечники главных полюсов, так как при вращении зубчатого якоря из-за пульсации магнитного потока в воздушном зазоре в них возникают вихревые токи и происходят потери мощности. Однако, исходя из технологического удобства изготовления полюсов, их обычно делают шихтованными.
Полюсы крепят к станине болтами: нарезку резьбы для болтов выполняют непосредственно в шихтованном сердечнике 2 полюса (рис. 2, а) либо в массивных стальных стержнях 6 (рис. 2, б), вставленных в выштампованные отверстия в полюсах.
Магнитное поле в машине создается намагничивающей силой обмотки возбуждения, выполняемой в виде полюсных катушек, надетых на сердечники главных полюсов. Для уменьшения искрения под щетками и предупреждения таким образом подгара пластин коллектора и образования на его поверхности «кругового огня» машина снабжена добавочными полюсами с катушками, установленными на их сердечниках. Добавочные полюсы размещают между главными полюсами и крепят к станине болтами.
Обмотки главных и добавочных полюсов (рис. 3, а, б) изготовляют из изолированного медного провода круглого или прямоугольного сечения.


Рис. 3. Обмотки полюсов: а — главного, б — добавочного;
1— катушка обмотки, 2, 4 — сердечники главного и добавочного полюсов, 3 — опорный угольник, 5 — обмотка добавочного
полюса

Обмотки добавочных полюсов включают последовательно с обмоткой якоря, поэтому сечение их проводов рассчитано на рабочий ток машины.
В некоторых мощных машинах постоянного тока обмотку полюса выполняют из нескольких секций с установкой между ними дистанционных шайб из изолированных материалов, образующих вентиляционные каналы.
Якорь машины постоянного тока состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. Сердечник якоря собран из штампованных листов электротехнической стали (рис. 4) с выштампованными в них вырезами определенной формы, образующими в собранном сердечнике пазы для укладки в них обмотки якоря. Листы сердечника обычно изолированы с двух сторон тонкой пленкой лака, но могут быть и оксидированы. Собранные в общий пакет листы образуют сердечник, насаженный на вал якоря и закрепленный на нем нажимными шайбами. Такая конструкция позволяет уменьшить потери энергии в сердечнике от действия вихревых токов, возникающих в результате его перемагничивания при вращении якоря в магнитном поле. Для лучшего охлаждения машины в сердечниках якоря обычно имеются вентиляционные каналы для охлаждающего воздуха.
Сердечник, в пазы которого уложена секция обмотки якоря, показан на рис. 5.

Обмотка якоря выполняется из медных проводов круглого или прямоугольного сечения и состоит из заранее заготовленных секций, концы которых припаивают к петушкам пластин коллектора. Обмотку делают двухслойной: размещают в каждом пазу две стороны различных якорных катушек — одну поверх другой. Для прочного закрепления проводов обмотки якоря в пазах используют деревянные, гетинаксовые или текстолитовые клинья. Деревянные клинья, широко применявшиеся в электродвигателях старых конструкций, не обеспечивают надежного крепления обмотки в пазах сердечника, поскольку при высыхании настолько уменьшаются в объеме, что могут выпасть из паза. В некоторых конструкциях машин пазы не расклинивают, а обмотку крепят бандажом.
Бандаж выполняют из немагнитной стальной проволоки, наматываемой с предварительным натяжением. Лобовые части обмотки якоря крепят к обмоткодержателю также с помощью бандажа. В современных машинах для бандажирования якорей используют стеклоленту.
Коллектор машины постоянного тока собран из клинообразных пластин холоднокатаной меди, изолированных друг от друга прокладками из коллекторного миканита. Нижние (узкие) края пластин имеют вырезы в форме «ласточкина хвоста», служащие для закрепления медных пластин и миканитовой изоляции.


Рис. 6. Коллекторы электрических машин постоянного тока:
а — на пластмассе, б — с нажимными конусами;
1,6 — пластины коллектора, 2 — пластмасса, 3 — втулка, 4, 7 — нажимные конусы, 5 — изоляционная манжета, 8 — стяжной винт

По способу закрепления комплекта медных и миканитовых пластин различают коллекторы на пластмассе (рис. 6, а) и со стальными нажимными конусами и втулкой (рис. 6, б). Коллекторы крепят нажимными конусами двумя способами: при одном из них усилие от зажима передается только на внутреннюю поверхность «ласточкина хвоста», а при другом — на «ласточкин хвост» и конец пластины, при этом пластины закрепляют враспор.
Коллекторы с первым способом крепления называют арочными, а вторым способом — клиновыми. Чаще всего применяют арочные коллекторы, поскольку при ослаблении давления между их пластинами из-за усадки межпластинной миканитовой изоляции эти коллекторы можно подпрессовывать, восстанавливая таким образом необходимое сжатие пластин и прочность коллекторов.
Щеточный аппарат (рис. 7) состоит из траверсы, щеточных пальцев и щеткодержателей.


Рис. 7. Щеточный аппарат электрической машины постоянного
тока:
а— траверса, б, в — радиальные щеткодержатели, г — реактивный щеткодержатель;
1—пальцы (бракеты), 2 — рычаг, 3, 8, 15 — пружины, 4 — корпус, 5, 11 — щетки, 6 — обойма, 7 — фарфоровый наконечник, 9 — хомутик, 10 — штифт, 12 — стенка обоймы, 13 — храповик,
14 — колечко пружины

Траверса (рис. 7, а) служит для крепления на ее щеточных пальцах щеткодержателей
(рис. 7, б, в, г), создающих необходимую электрическую цепь. Щеткодержатель состоит из обоймы и нажимного устройства, обеспечивающего прилегание щетки к коллектору с необходимым усилием. Давление (0,02— 0,04 МПа) на щетку должно быть отрегулировано так, чтобы был плотный и надежный контакт между щеткой и коллектором.
В машинах постоянного тока применяют щеткодержатели двух типов: радиальные, у которых ось щетки совпадает с продолжением радиуса коллектора (рис. 7, б, в), и реактивные, у которых ось щетки расположена под углом к продолжению радиуса коллектора в сторону его вращения (рис. 7, г).
Щетка (рис. 8) представляет собой прямоугольный брусок из композиций, выполненных на основе графита. Она снабжена гибким медным канатиком 1, один конец которого заармирован в щетку, а другой, свободный, снабжен наконечником 2 для присоединения к щеточному аппарату. Все щеткодержатели одной полярности соединены между собой сборными шинами, подключенными к выводам машины.
Применяемые в машинах постоянного тока щетки имеют маркировку, характеризующую их состав и физические свойства. Щетки, используемые в машинах общепромышленного назначения, подразделяют на три основные группы: графитные, угольно-графитные и медно-графитные. В целях нормальной работы и продления срока службы коллектора следует применять для каждой машины щетки только той марки, которая определена заводом-изготовителем с учетом мощности, конструкции, условий работы и электрической характеристики машины.
Подшипниковые щиты электрических машин служат в качестве соединительных деталей между станиной и якорем, а также опорной конструкцией для якоря, вал которого вращается в подшипниках, установленных в щитах.
В электрических машинах постоянного тока применяют, различные подшипниковые щиты, отличающиеся друг от друга формой, размером и материалом, из которого они изготовлены. Однако, несмотря на большое разнообразие конструкций подшипников, щиты можно разделить по назначению на два основных вида: обычные и фланцевые для установки и крепления непосредственно на исполнительном механизме.
В ряде случаев электрические машины постоянного тока могут иметь комбинированную систему крепления, т. е. станину с лапами для установки и крепления на опорной конструкции и одновременно фланцевый подшипниковый ; щит для крепления па исполнительном механизме.
Подшипниковые щиты электрических машин постоянного тока изготовляют методом литья (преимущественно из стали, реже из чугуна и сплавов алюминия), а также сварки или штамповки. В центре щита имеется расточка под подшипник, в которой устанавливают шариковый или роликовый подшипник качения. В мощных машинах постоянного тока в ряде случаев используют подшипники скольжения.

Читайте также:  Реверсивный пуск однофазного двигателя схема

Техническая информация о щеткодержателях

Щеткодержатель предназначен для удержания электрощетки и создания нажимного усилия электрощетки на поверхность коллектора электрической машины(см. фото).

Надежная работа скользящего контакта в электродвигателе во многом зависит от правильного выбора конструкции щеткодержателей и эксплуатации щеточно-коллекторного узла.

Буквенное обозначение типа расшифровывается следующим образом:

— первая буква (Д) — общее название детали — щеткодержатель
— вторая — тип щеткодержателя (таблица №2)
— третья — вид пружинно-нажимного механизма(таблица№3).

Щеткодержатели подразделяются по применяемости:

— общепромышленного применения
— для транспорта.

t— ширина обоймы — внутренний ее размер в направлении вращения коллектора или контактного кольца;

a— длина обоймы — внутренний ее размер в направлении оси коллектора или контактного кольца;

R— высота обоймы — расстояние между ее нижней и верхней кромками в направлении радиуса коллектора или контактного кольца; для щеткодержателя наклонного типа R берется по среднему расстоянию;

l— вылет щеткодержателя — расстояние от центральной оси обоймы до плоскости (или оси) его крепления.

Для щеткодержателей наклонного типа размер / берется от точки пересечения центральной оси обоймы с нормалью к поверхности коллектора до плоскости (или оси) крепления; для типа тандем — от оси перегородки, разделяющей щетки, до плоскости (оси) крепления;

A— ширина щеткодержателя — наибольший размер в направлении оси коллектора или контактного кольца;

L— длина щеткодержателя — наибольший размер в направлении вращения коллектора или контактного кольца;

D— наружный диаметр корпуса щеткодержателя цилиндрического типа;

a— угол между центральной осью обоймы и нормалью к поверхности коллектора электродвигателя

Внешний вид щеткодержателя Рис №1

Таблица 1. Наименование и назначение деталей щеткодержателя

Наименование детали Назначение
Обойма Для размещения электрощетки
Элемент крепления Для крепления щеткодержателя к электродвигателю , промежуточному кронштейну (бракету, траверсе, пальцу)
Нажимная пружина Для создания требуемого нажатия на электрощетку
Рычаг Для передачи давления пружины на электрощетку непосредственно или через амортизатор
Стойка Для создания центрального нажатия на электрощетку
Амортизатор Для уменьшения вибрации электрощетки
Нажимная головка Для непосредственного нажатия на электрощетку
Читайте также:  Ремонт двигателя для наждака

Таблица 2. Типы и назначение щеткодержателей для электродвигателей и генераторов

Наименование щеткодержателя Буквенное обозначение Отличительные особенности Назначение
Радиальный Р Центральная ось обоймы совпадает с нормалью к поверхности коллектора или контактного кольца. 1.Для коллекторных электродвигателей (реверсивных и нереверсивных).
2.Для машин с контактными кольцами. Область применения ограничена машинами с угловой скоростью вращения якоря (ротора_ до 5000-6000 об/мин.
Наклонный Н Центральная ось обоймы образует с нормалью к поверхности коллектора некоторый угол. Для нереверсивных коллекторных машин с высокими угловыми скоростями вращение якоря (ротора) свыше 5000 об/мин. Область применения ограничена машинами мощностью до 1000 кВт.
Тандем
а) радиальный
б) наклонный
Т
Тр
Ти
Две электрощетки МГ, расположенные одна за другой по окружности коллектора, способны перемещаться независимо друг от друга. Для коллекторных машин (реверсивных и нереверсивных) большой мощности с затрудненными условиями коммутации.
Цилиндрический Ц Выполнен в виде полого цилиндра, в котором размещаются электрощетка МГ или электрощетка МГ и нажимная пружина. Для универсальных коллекторных машин малой мощности, используемых в качестве электропривода бытовых приборов и инструмента.
Двойной Д Щеткодержатель имеет две обоймы, расположенные симметрично относительно элемента крепления. Только для электрических машин с контактными кольцами малой и средней мощности.
Подвижный П Обойма с жестко закрепленной электрощеткой МГ,ЭГ шарнирно соединена с элементом крепления. Для токосъема с контактных колец асинхронных электродвигателей с фазным ротором.

Таблица 3.Виды нажимных пружин и пружинных механизмов щеткодержателей

Наименование нажимной пружины Буквенное обозначение Особенности кинематики давления Назначение
Цилиндрическая пружина растяжения Пр
Прс
Пра
Непосредственно через рычаг
Через рычаг и стойку
Через рычаг и амортизатор
Для щеткодержателей всех типов за исключением цилиндрического
Цилиндрическая пружина сжатия Пс Непосредственно пружиной или через нажимную головку Для щеткодержателей радиального и цилиндрического типов
Пружина кручения, часового типа Пч
Пчр
Непосредственно пружиной
Через рычаг
Для щеткодержателей всех типов за исключением цилиндрических и подвижных
Цилиндрическая пружина кручения Пк
Пкр
Непосредственно пружиной
Через рычаг
Для щеткодержателей всех типов за исключением цилиндрических и подвижных.

Примечание: Цифра в конце буквенного обозначения — количество электрощетокщеток в щеткодержателе. Примеры обозначения: 1. ТипДРПрс1 — щеткодержатель радиального типа с цилиндрической нажимной пружиной растяжения, с передачей давления пружины на электрощеткущетку через рычаг и стойку, одной электрощеткой МГ. 2. ТипДТрПкр2 — щеткодержатель типа тандем с нажимной цилиндрической пружиной кручения, с передачей давления на электрощеткущетку через рычаг, с двумя электрощетками ЭГ.

Adblock
detector