Устройство рулевого механизма автомобиля газ 3307
ГA3-3307. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
На автомобиле установлено рулевое управление с рулевым механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик и трехшарнирной рулевой колонкой со шлицевым соединением (рис. 39).
Зацепление рабочей пары рулевого механизма (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать. При повороте рулевого колеса в любую сторону более чем на пол-оборота угол свободного поворота появляется и непрерывно возрастает, достигает в крайних положениях 30°. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечить заданное направление и отсутствие виляния передних колес.
Колонка рулевого управления крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шарикоподшипниках.
Регулировка преднатяга подшипников вала руля осуществляется специальной гайкой, наворачиваемой на вал. Для компенсации изменения длины нижнего карданного вала при колебаниях кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.
На рулевой колонке с 2-спицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателя поворота, переключатель стеклоочистителя, управление омывателем ветрового стекла и сигнала, закрытые декоративным кожухом.
Рис. 39. Рулевое управление:
1—прокладка; 2—пробка заливного отверстия;
3—вал с червяком; 4—регулировочный винт; 5— гайка; 6—картер; 7—стопорная шайба; 8—вилка; 5 9—нижний карданный вал; 10—подшипник с уплотнителем; 11—средний карданный вал; 12—
верхний кожух; 13—накладка; 14—рулевое колесо; 15—колонка; 16—нижний кожух; 17—замок руля; 18—регулировочная гайка; 19—шайба; 20—клин; 21—гайка; 22—шплинт; 23—вал сошки с трехгребневым роликом
Устройство рулевого механизма автомобиля газ 3307
ГA3-3307. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
На автомобиле установлено рулевое управление с рулевым механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик и трехшарнирной рулевой колонкой со шлицевым соединением (рис. 39).
Зацепление рабочей пары рулевого механизма (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать. При повороте рулевого колеса в любую сторону более чем на пол-оборота угол свободного поворота появляется и непрерывно возрастает, достигает в крайних положениях 30°. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечить заданное направление и отсутствие виляния передних колес.
Колонка рулевого управления крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шарикоподшипниках.
Регулировка преднатяга подшипников вала руля осуществляется специальной гайкой, наворачиваемой на вал. Для компенсации изменения длины нижнего карданного вала при колебаниях кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.
На рулевой колонке с 2-спицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателя поворота, переключатель стеклоочистителя, управление омывателем ветрового стекла и сигнала, закрытые декоративным кожухом.
Рис. 39. Рулевое управление:
1—прокладка; 2—пробка заливного отверстия;
3—вал с червяком; 4—регулировочный винт; 5— гайка; 6—картер; 7—стопорная шайба; 8—вилка; 5 9—нижний карданный вал; 10—подшипник с уплотнителем; 11—средний карданный вал; 12—
верхний кожух; 13—накладка; 14—рулевое колесо; 15—колонка; 16—нижний кожух; 17—замок руля; 18—регулировочная гайка; 19—шайба; 20—клин; 21—гайка; 22—шплинт; 23—вал сошки с трехгребневым роликом
Устройство рулевого механизма автомобиля газ 3307
Запчасти для грузовых автомобилей
Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-3307
3307-3400014 Механизм рулевого управления в сборе
3307-3400014-01 Механизм рулевого управления ГАЗ-3307
1 — 011-4502034 Кольцо стопорное подшипника
2 — 904700УС17 Подшипник ТУ 37.006.065-74
3 — 011-4502026 Обойма сальника
4 — 011-4502027 Сальник крестовины вала
5 — 011-4502025 Крестовина кардана
6 — 4301-3401266 Крышка подшипника
7 — 180204КС17 Подшипник в сборе
8 — 4301-3401260 Уплотнитель пола кабины
9 — 4301-3401264 Крышка подшипника с болтами
10 — 4301-3401262 Чашка уплотнителя
11 — 252134-П2 Шайба 6Т ОСТ 37.001.115-75
12 — 252004-П29 Шайба 6 ОСТ 37.001.144-96
13 — 201418-П29 Болт М6-6gх16 ОСТ 37.001.123-96
14 — 252154-П2 Шайба 6Л ОСТ 37.001.115-75
15 — 250608-П29 Гайка М6-6Н ОСТ 37.001.124-93
16 — 4301-3401227 Клин рулевого управления
17 — 3307-3401195 Чашка войлочной шайбы
18 — 3307-3401194 Шайба войлочная вала рулевого управления
19 — 63А-4207115 Манжета в сборе
20 — 201282-П29 Болт М10-4hх25
21 — 252136-П2 Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75
22 — 53-11-3401047 Крышка верхняя
23 — 51-3401055 Прокладка толщиной 0,17 мм
24 — 977908К Подшипник с сепаратором и верхним кольцом в сборе
25 — 4301-3401035 Вал рулевого механизма с червяком в сборе
26 — 53А-3401010 Картер рулевого механизма ГАЗ-3307 в сборе
27 — 987910К Подшипник с сепаратором и нижним кольцом в сборе
27 — 987910К Подшипник с сепаратором и нижним кольцом в сборе
28 — 53-3401022 Манжета в сборе
29 — 53-3401090 Сошка рулевого управления
30 — 252163-П2 Шайба 24Л ОСТ 37.001.115-75
31 — 292968-П29 Гайка М24х1,5-4Н6Н
32 — 250506-П29 Гайка М12-4Н5Н
33 — 252137-П2 Шайба 12.ОТ ОСТ 37.001.115-75
34 — 45 9376 1209 Болт М12-6gх35
35 — 201544-П29 Болт М12-6gх40 ОСТ 37.001.123-96
36 — 51-3401056 Прокладка верхней крышки
37 — 53-11-3401061 Крышка нижняя
38 — 53А-3401084 Прокладка боковой крышки картера рулевого управления
39 — 53А-3401060 Вал сошки с роликом в сборе
40 — 776702Х Подшипник ГОСТ 520-89
41 — 922205К Подшипник в сборе
42 — 53А-3401083 Крышка картера боковая
43 — 258623-П Штифт 5х8
44 — 51-3401081 Прокладка стопорной шайбы
45 — 51-3401082 Шайба стопорная
46 — 51-3401063-30 Винт регулировочный
47 — 51-3401067 Гайка
48 — 4301-3401048 Вилка вала рулевого управления ГАЗ-3307
49 — 252005-П29 Шайба 8 ОСТ 37.001.144-96
50 — 252135-П2 Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75
51 — 250510-П29 Гайка М8-6Н ОСТ 37.001.124-93
52 — 3307-3401042 Вал карданный нижний в сборе
53 — 296576-П Пробка КГ 1/2″
54 — 264072-П29 Масленка 1.1 Ц6.хр ГОСТ 19853-74
55 — 4301-3401482 Обойма уплотнителя
56 — 4301-3401480 Уплотнитель шлицевой втулки
57 — 4301-3401440 Вал карданный шлицевой рулевого управления в сборе
Управление рулевое ГАЗ-3307
1202.3704 Выключатель зажигания (покупное изделие)
21-3704099 Кольцо для ключей выключателя зажигания
1 — 4301-3401107 Кожух колонки верхний в сборе
2 — 4301-3402015 Колесо рулевого управления ГАЗ-3307
3 — 252195-П29 Шайба 16 ОСТ 37.001.146-75
4 — 250636-П29 Гайка М16х1,5-6Н ОСТ 37.001.124-93
5 — 4301-3721018 Накладка
6 — 45 9906 0516 Кольцо А23
7 — 4301-3401128 Кольцо разжимное шарикоподшипника
8 — 636905 Подшипник (12-3401120) ГОСТ 520-89
9 — 66.3709-01 Переключатель указателей поворотов ближнего и дальнего света (66. 3709000-01)
10 — 224597-П29 Винт М5-6gх10 ОСТ 37.001.130-81
11 — 45 9952 6075 Шайба 5,2
12 — 14-3401109-10 Уплотнитель кожуха
13 — 3102-3401201 Корпус замка руля и зажигания
14 — 220051-П29 Винт М4-6gх10 ОСТ 37.001.127-81
15 — 252132-П29 Шайба 4
16 — 2101-370400-01 Замок зажигания с противоугонным устройством в сборе
17 — 4301-3401108 Кожух рулевой колонки ГАЗ-3307 нижний
18 — 220077-П29 Винт М5-6gх10 ОСТ 37.001.127-81
19 — 4301-3401119 Кольцо уплотнительное
20 — 201455-П29 Болт М8-6gх18 ОСТ 37.001.123-96
21 — 250510-П29 Гайка М8-6Н ОСТ 37.001.124-93
22 — 252135-П2 Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75
23 — 252005-П29 Шайба 8 ОСТ 37.001.144-96
24 — 4301-3401182 Гайка специальная
25 — 4301-3401205 Вал карданный средний в сборе
26 — 4301-3401227 Клин рулевого управления ГАЗ-3307
27 — 4301-3401175 Шайба специальная
28 — 252155-П2 Шайба 8Л ОСТ 37.001.115-75
29 — 3102-3401202 Хомут корпуса замка
30 — 252274-П29 Шайба 6 ОСТ 37.001.146-75
31 — 24-3401211 Болт специальный
32 — 4301-3401103 Труба колонки рулевого управления с кронштейном
33 — 40.3709000-01 Переключатель стеклоочистителя и омывателя в сборе (покупное изделие)
34 — 4301-3401040 Вал рулевого управления
3307-3400014-01, 4301-3401266, 4301-3401260, 4301-3401264, 4301-3401262, 4301-3401227, 3307-3401195, 3307-3401194, 53-11-3401047, 51-3401055, 4301-3401035, 53А-3401010, 53-3401022, 53-3401090, 51-3401056, 53-11-3401061, 53А-3401084, 53А-3401060, 53А-3401083, 51-3401081, 51-3401082, 51-3401063-30, 51-3401067, 4301-3401048, 4301-3401048, 4301-3401048, 3307-3401042, 4301-3401482, 4301-3401480, 4301-3401440, 4301-3401107, 4301-3402015, 4301-3721018, 4301-3401128, 66.3709-01, 3102-3401201, 4301-3401108, 4301-3401119, 4301-3401182, 4301-3401205, 4301-3401227, 4301-3401175,
3102-3401202, 4301-3401103, 4301-3401040
Принцип работы рулевого управления газ 3307
Принцип работы рулевого управления газ 3307
Запчасти для грузовых автомобилей
Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104
Рулевое управление ГАЗ-3307
На автомобиле ГАЗ-3307 установлено рулевое управление с рулевым механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.
Зацепление рабочей пары рулевого механизма ГАЗ-3307 (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать.
При повороте рулевого колеса в любую сторону более чем на пол-оборота угол свободного поворота появляется, непрерывно возрастает и достигает в крайних положениях 30°. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечивать заданное направление и отсутствие виляния передних колес.
Рулевая колонка ГАЗ-3307 крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шариковых подшипниках.
Регулировка преднатяга подшипников рулевого вала ГАЗ-3307 осуществляется специальной гайкой, навинченной на вал. Для компенсации изменения длины промежуточного карданного вала при колебании кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.
Рис. 1. Рулевое управление автомобиля ГАЗ-3307
1 — прокладка; 2 — пробка наливного отверстия; 3 – вал с червяком, 4 — регулировочный винт; 5 — гайка; 6 — картер; 7 — стопорная шайба; 8 — вилка; 9 — нижний карданный вал; 10 — подшипнике уплотнителем; 11 — средний карданный вал; 12 — верхний кожух; 13 — накладка; 14 — рулевое колесо; 15 — колонка; 16 — нижний кожух; 17 — замок руля; 18 — регулировочная гайка; 19 — шайба; 20 — клин; 21 — самостопорящаяся гайка; 22 — вал сошки с трехгребневым роликом
На рулевой колонке ГАЗ-3307 с двухспицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателей поворота, переключатель очистителя, омывателя ветрового стекла и звукового сигнала, закрытые декоративными кожухами. Устройство рулевого управления показано на рис. 1.
Рулевой механизм ГАЗ-3307, состоящий из глобоидного червяка с валом 3 и вала 22 сошки с трехгребневым роликом, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами.
Червяк с валом 3 установлен на картере на двух роликовых конических подшипниках. Между нижней крышкой и обоймой подшипника установлены регулировочные прокладки 1 для регулировки преднатяга подшипников червяка.
Люфт в подшипниках недопустим. Вал 22 сошки с трехгребневым роликом вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке.
Углы поворота рулевого вала ГАЗ-3307 от среднего положения в обе стороны по 45° составляют зону беззазорного зацепления червяка с роликом. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на б мм (для нового рулевого механизма) позволяет в эксплуатации регулировать беззазорное зацепление по мере изнашивания червячной пары.
Регулировку зацепления червяка с роликом проводят регулировочным винтом 4, который фиксируется с помощью стопорной шайбы 7, штифта и гайки 5, навинченной на винт.
В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления ГАЗ-3307 ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.
Техническое обслуживание рулевого управления включает в себя осмотр, проверку состояния крепежных соединений, проверку суммарного люфта рулевого колеса, проверку и регулировку осевого люфта в подшипниках червяка, проверку и регулировку зазора в зацеплении червяка с роликом, проведение смазочных работ согласно карте смазки.
Необходимо проверять уровень масла в рулевом механизме ГАЗ-3307 и при необходимости доливать до нормы. Герметичность соединений проверяется ежедневно.
Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой трапеции ГАЗ-3307 необходимо своевременно подтягивать. Годность деталей рулевых тяг к дальнейшей работе определяется свободой качания пальцев в собранном шарнире.
В случае обнаружения люфта в шарнире необходимо снять рулевую тягу, разобрать шарнир и определить причину люфта. При износе деталей или утопании пальца с сухарем во вкладыше более 0,5 мм необходимо заменить изношенные детали.
Перед регулировкой шарниров рулевой тяги ГАЗ-3307 необходимо убедиться в наличии осевого зазора в подшипниках червяка.
Для этого необходимо выполнить следующие операции:
— отсоединить вилку шарнира входного вала механизма и продольную рулевую тягу от сошки;
— покачать сошку рукой. Если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, подшипники требуют регулировки.
Регулировку шарнира рулевой тяги ГАЗ-3307 надо проводить в следующем порядке:
— Ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло.
— Снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную прокладку.
— Установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку, а тонкую поставить обратно.
— После устранения люфта вынуть вал сошки, соединить вилку карданного вала с валом червяка и проверить на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения.
При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное к его ободу, должно быть 2,8-4,7 Н (0,28-0,47 кгс).
— Собрать рулевой механизм ГАЗ-3307 и залить 0,6 л масла.
Регулировка зацепления должна всегда проверяться после регулировки затяжки подшипников червяка в таком порядке:
— Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
— Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
— Покачивая сошку в плоскости ее вращения, определить с помощью индикатора величину перемещения конца сошки.
Если перемещение конца рулевой сошки ГАЗ-3307 превышает 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.
Для регулировки необходимо выполнить следующие операции:
— отвернуть гайку 5 и снять стопорную шайбу 7;
— вращать ключом регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения зазора;
— проверить с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса возле среднего положения;
— вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого колеса до 11,3-19,0 Н (1,13-1,9 кгс);
— надеть стопорную шайбу и завернуть гайку.
Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт надо повернуть настолько, чтобы получить это совпадение. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы.
Снятие и разборка рулевого механизма ГАЗ-3307
— Отвернуть гайку клина рулевого управления на рулевом механизме, выбить клин, снять вилку с вала червяка.
— Отвернуть гайку крепления сошки.
— Снять съемником сошку с вала.
— Отвернуть пять гаек крепления картера руля к лонжерону рамы.
— Снять рулевой механизм ГАЗ-3307.
— Тщательно очистить рулевой механизм от грязи.
Разборка рулевого механизма
— Слить масло из картера рулевого механизма, предварительно отвернув нижний болт крепления боковой крышки картера.
— Зажать рулевой механизм в тисках за фланец картера.
— Отвернуть гайку 5 регулировочного винта и снять стопорную шайбу 7 с прокладкой.
— Отвернуть болты крепления боковой крышки картера.
— Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой.
— Свернуть боковую крышку с вала рулевой сошки ГАЗ-3307 и снять с вала сошки регулировочный винт 4.
— Выпрессовать из боковой крышки подшипник.
— Отвернуть болты крепления верхней крышки картера и снять верхнюю крышку вместе с прокладками.
— Выпрессовать из верхней крышки сальник, войлочное кольцо и гайку войлочного кольца.
— Отвернуть болты крепления нижней крышки и снять ее вместе с прокладками.
— Легкими ударами бронзовой или медной выколотки выпрессовать вал 3 с червяком в сторону нижней крышки вместе с наружным кольцом подшипника.
— Выпрессовать оставшуюся наружную обойму подшипника вала червяка из картера.
— Выпрессовать из картера рулевого механизма сальник вала сошки.
Сборка рулевого механизма ГАЗ-3307
Перед сборкой детали рулевого механизма ГАЗ-3307 должны быть смазаны тонким слоем смазки. Сборку выполняют следующим образом:
— Запрессовать до упора в картер рулевого механизма сальник вала сошки.
— Установить вал червяка с подшипниками в картер.
— Установить и закрепить болтами верхнюю и нижнюю крышки рулевого механизма, установив столько прокладок, сколько их было до разборки рулевого механизма.
— Отрегулировать затяжку подшипников червяка. Момент затяжки болтов крышек 24-36 Нм (2,4-3,б кг/см).
— Запрессовать в верхнюю крышку сальник, войлочное кольцо и чашку войлочного кольца, предварительно пропитав войлочное кольцо в подогретом масле. Чашка войлочного кольца должна выступать на 3,5 мм за торец крышки.
— Запрессовать в боковую крышку подшипник.
— Надеть регулировочный винт на вал рулевой сошки ГАЗ-3307 и ввернуть в крышку.
— Поставить в картер крышку с валом сошки в сборе, установив под нее прокладку, и закрепить ее болтами, момент затяжки 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см).
— Отрегулировать зацепление ролика с червяком.
— Установить рулевой механизм на автомобиль. Момент затяжки гаек крепления рулевого механизма должен быть 44-62 Нм (4,4-6,2 кг/см).
— Установить вилку карданного вала на вал рулевого механизма ГАЗ-3307. Установить клин в вилку и затянуть его гайкой, момент затяжки 18-25 Нм (1,8-2,5 кг/см). Плоскую шайбу устанавливать под гайку со стороны обработанной поверхности вилки.
— Установить сошку на вал сошки рулевого механизма и закрепить ее гайкой, момент затяжки 105-140 Нм (10,5-14 кг/см).
Разборка рулевого карданного вала ГАЗ-3307
— Отвернуть гайку крепления клина рулевого вала на рулевом механизме, выбить клин.
— Отвернуть гайку клина рулевого вала на среднем карданном валу и снять карданный вал.
— Отвернуть гайку клина среднего рулевого вала ГАЗ-3307 на рулевой колонке, выбить клин и снять средний карданный вал с подшипником и уплотнителем в сборе, отвернув предварительно болты крепления уплотнителя.
— Снять стопорные кольца подшипников крестовины.
— Бронзовой оправкой, наружный диаметр которой немного меньше отверстия в вилке, выпрессовать на прессе или в тисках подшипники крестовины. Для этого оправку надо установить на донышко корпуса игольчатого подшипника и выпрессовать противоположный подшипник. Повернуть и выпрессовать другой подшипник, устанавливая оправку в торец шипа крестовины.
— Повернуть вал на 1/4 оборота и выпрессовать подшипники из ушков второй вилки в той же последовательности.
— Вынуть крестовину. Промыть все детали карданного шарнира в керосине и проверить их состояние.
— Изношенные детали заменить.
Сборка рулевого кардана ГАЗ-3307
— Смазать детали кардана тонким слоем смазки и ввести шипы крестовины в ушки одной из вилок.
— С помощью оправки запрессовать в вилку кардана сначала один подшипник, а затем второй.
— Установить стопорные кольца.
— Повернуть рулевой карданный вал ГАЗ-3307 на 1/4 оборота и в той же последовательности запрессовать и зафиксировать стопорными кольцами два других подшипника в ушках второй вилки.
— Смазать подшипники крестовины через пресс-масленку.
— Установить карданные валы на автомобиль. При установке клина шайбу и гайку устанавливать со стороны обработанной поверхности вилки.
— Момент затяжки гайки клина 18-25 Нм (1,8-2,5 кг/см).
Регулировка подшипников рулевой колонки ГАЗ-3307
Вал рулевой колонки ГАЗ-3307 вращается на двух шариковых подшипниках. При обнаружении осевого перемещения вала в трубе колони необходимо выполнить регулировку подшипников в следующем порядке:
— Снять с вала рулевой колонки вилку среднего карданного вала.
— Отогнуть ус стопорной шайбы с регулировочной гайки.
— Вращая гайку, отрегулировать затяжки подшипников. При правильной регулировке усилие, необходимое для вращения рулевой, колеса, приложенное к его ободу, должно быть 0,22-0,75 Н (0,022-0,075 кгс).
Рулевые тяги автомобиля ГАЗ-3307
Поперечная и продольная рулевые тяги ГАЗ-3307 имеют унифицированные шарниры нерегулируемой конструкции.
Наиболее подвержены износу пальцы и сухари пальцев рулевых тяг. Наличие износа определяется по появлению зазора в шарнире. В зависимости от характера износа возникает необходимость в замене отдельных деталей шарнирного соединения или наконечника в сборе.
Разборка и сборка поперечной рулевой тяги ГАЗ-3307
Разборка и сборка поперечной рулевой тяги проводится в такой последовательности:
— Расшплинтовать и отвернуть гайки крепления пальцев поперечной рулевой тяги в рычагах рулевой трапеции.
— Вынуть пальцы из рычагов и снять поперечную рулевую тягу.
— Зажать поперечную рулевую тягу в тисках, спрессовать с наконечников уплотнители шарниров.
— Отвернуть гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой тяги.
— Снять наконечники со стержня поперечной рулевой тяги.
Разборка шарниров поперечной рулевой тяги ГАЗ-3307 в наконечниках:
— зажать наконечник в тисках крышкой вверх;
— слегка вдавить крышку внутрь, чтобы ослабить стопорное кольцо;
— тонкими плоскогубцами вынуть стопорное кольцо;
— осторожно отпуская крышку, вынуть ее из наконечника;
— сняв крышку, разобрать шарнир;
— при необходимости выпрессовать из наконечника вкладыш и заменить его.
Сборку поперечной рулевой тяги ГАЗ-3307 проводить в обратном порядке.
Перед сборкой рабочие поверхности смазать тонким слоем смазки. После установки тяги на автомобиль наконечник необходимо смазать через пресс-масленку и отрегулировать схождение колес.
Разборка и сборка продольной рулевой тяги ГАЗ-3307
— Расшплинтовать гайки крепления пальцев продольной рулевой тяги в сошке и рычаге поворотного кулака.
— Отвернуть гайки крепления, вынуть пальцы из отверстий сошки и рычага поворотного кулака, снять тягу.
— Разобрать шарниры продольной рулевой тяги.
Сборка продольной рулевой тяги ГАЗ-3307 проводится в обратной последовательности:
— Перед сборкой шарнира рабочие поверхности деталей смазать тонким слоем смазки.
— После сборки шарнир должен свободно проворачиваться при покачивании противоположного конца тяги рукой.
— После установки тяги на автомобиль смазать шарниры шприцем через пресс-масленки. При смазке шарниров рулевых тяг делать не более 10-15 ходов поршня шприца, чтобы не повредить уплотнители.
Принцип работы рулевого управления газ 3307
Здравствуйте Уважаемые друзья! Это статья будет посвящена рулевому управлению Газ 3307. На грузовиках Газ 3307 устанавливается рулевое управление с механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.
Примечание: На старых моделях Газ 3307 устанавливалось рулевая колонка со шлицевым соединением. Как я уже не раз повторял, точно до какого года, устанавливалось, рулевая колонка со шлицевым соединением, я не берусь сказать, боюсь ошибиться, но примерно, где то, до 1998 года. Опять же, это не так уж и важно. А потом уже начали устанавливать трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.
Зацепление рабочей пары рулевого механизма Газ 3307 (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать. Мы это выражение, угол свободного поворота рулевого колеса, привыкли называть просто: люфт руля.
При повороте рулевого колеса в любую сторону, более чем на пол-оборота угол свободного поворота, то есть люфт, появляется, непрерывно возрастает и достигает в крайних положениях 30°. И это нормально, так и должно быть. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечивать заданное направление и отсутствие виляния передних колес.
Рулевая колонка Газ 3307 крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шариковых подшипниках. Регулировка преднатяга подшипников рулевого вала Газ 3307 осуществляется специальной гайкой, навинченной на вал. Для компенсации изменения длины промежуточного карданного вала при колебании кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.
Рис.1. Рулевое управление Газ 3307.
1 — прокладка; 2 — пробка наливного отверстия; 3 – вал с червяком, 4 — регулировочный винт; 5 — гайка; 6 — картер; 7 — стопорная шайба; 8 — вилка; 9 — нижний карданный вал; 10 — подшипнике уплотнителем; 11 — средний карданный вал; 12 — верхний кожух; 13 — накладка; 14 — рулевое колесо; 15 — колонка; 16 — нижний кожух; 17 — замок руля; 18 — регулировочная гайка; 19 — шайба; 20 — клин; 21 — самостопорящаяся гайка; 22 — вал сошки с трехгребневым роликом.
На рулевой колонке Газ 3307 с двухспицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателей поворота, переключатель очистителя, омывателя ветрового стекла и звукового сигнала, закрытые декоративными кожухами. (см. рис.1.)
Рулевой механизм Газ 3307, состоящий из глобоидного червяка с валом 3 и вала 22 сошки с трехгребневым роликом, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами. Червяк с валом 3, установлен на картере, на двух роликовых конических подшипниках. Между нижней крышкой и обоймой подшипника установлены регулировочные прокладки 1 для регулировки преднатяга подшипников червяка.
Люфт в подшипниках недопустим. Вал 22 сошки с трехгребневым роликом вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке.
Углы поворота рулевого вала Газ 3307 от среднего положения в обе стороны по 45° составляют зону беззазорного зацепления червяка с роликом. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на б мм (для нового рулевого механизма) позволяет в эксплуатации регулировать беззазорное зацепление по мере изнашивания червячной пары.
Регулировку зацепления червяка с роликом проводят регулировочным винтом 4, который фиксируется с помощью стопорной шайбы 7, штифта и гайки 5, навинченной на винт. В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления Газ 3307 ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.
Техническое обслуживание рулевого управления Газ 3307.
В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.
Для того что бы поддерживать рулевое управление, Газ 3307, в рабочем исправном состояние, нужно проводить во время техническое обслуживание (ТО). Для того что бы провести техническое обслуживание, нужно проделать следующее:
- проверку состояния крепежных соединений,
- проверку суммарного люфта рулевого колеса,
- проверку и регулировку осевого люфта в подшипниках червяка,
- проверку и регулировку зазора в зацеплении червяка с роликом,
- проведение смазочных работ согласно карте смазки,
- проверять уровень масла в рулевом механизме Газ 3307.
Совет: Герметичность соединений и состояние наконечников рулевых тяг проверяйте визуально, ежедневно, перед выездом.
Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой трапеции Газ 3307 необходимо своевременно подтягивать. Годность деталей рулевых тяг к дальнейшей работе определяется свободой качания пальцев в собранном шарнире.
В случае обнаружения люфта в шарнире необходимо снять рулевую тягу, разобрать шарнир и определить причину люфта. При износе деталей или утопании пальца с сухарем во вкладыше более 0,5 мм необходимо заменить изношенные детали. Перед регулировкой шарниров рулевой тяги Газ 3307 необходимо убедиться в наличии осевого зазора в подшипниках червяка.
Что бы проверить наличии осевого зазора в подшипниках червяка нужно проделать следующее:
- отсоединить вилку шарнира входного вала механизма и продольную рулевую тягу от сошки;
- покачать сошку рукой, если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, подшипники требуют регулировки.
Регулировку шарнира шарнира рулевой тяги Газ 3307.
Регулировку шарнира рулевой тяги Газ 3307 надо проводить в следующем порядке:
- Ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло.
- Снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную прокладку.
- Установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку, а тонкую поставить обратно.
- После устранения люфта вынуть вал сошки, соединить вилку карданного вала с валом червяка и проверить на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения.
Примечание: При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное к его ободу, должно быть 2,8-4,7 Н (0,28-0,47 кгс).
- Собрать рулевой механизм ГАЗ-3307 и залить 0,6 л масла.
Регулировка зацепления.
Регулировка зацепления должна всегда проверяться после регулировки затяжки подшипников червяка в таком порядке:
- Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
- Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
- Покачивая сошку в плоскости ее вращения, определить с помощью индикатора величину перемещения конца сошки.
Если перемещение конца рулевой сошки Газ 3307 превышает 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.
Для регулировки необходимо выполнить следующие операции:
- отвернуть гайку 5 и снять стопорную шайбу 7;
- вращать ключом регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения зазора;
- проверить с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса возле среднего положения;
- вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого колеса до 11,3-19,0 Н (1,13-1,9 кгс);
- надеть стопорную шайбу и завернуть гайку.
Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт надо повернуть настолько, чтобы получить это совпадение. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы.
Ну что же, с рулевым управлением на этом, пока, закончим. Надеюсь Вам что нибудь то поможет из этой статьи. Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий «Ремонт ГАЗ«. Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.
Принцип работы рулевого управления газ 3307
ГA3-3307. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
На автомобиле установлено рулевое управление с рулевым механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик и трехшарнирной рулевой колонкой со шлицевым соединением (рис. 39).
Зацепление рабочей пары рулевого механизма (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать. При повороте рулевого колеса в любую сторону более чем на пол-оборота угол свободного поворота появляется и непрерывно возрастает, достигает в крайних положениях 30°. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечить заданное направление и отсутствие виляния передних колес.
Колонка рулевого управления крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шарикоподшипниках.
Регулировка преднатяга подшипников вала руля осуществляется специальной гайкой, наворачиваемой на вал. Для компенсации изменения длины нижнего карданного вала при колебаниях кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.
На рулевой колонке с 2-спицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателя поворота, переключатель стеклоочистителя, управление омывателем ветрового стекла и сигнала, закрытые декоративным кожухом.
Рис. 39. Рулевое управление:
1—прокладка; 2—пробка заливного отверстия;
3—вал с червяком; 4—регулировочный винт; 5— гайка; 6—картер; 7—стопорная шайба; 8—вилка; 5 9—нижний карданный вал; 10—подшипник с уплотнителем; 11—средний карданный вал; 12—
верхний кожух; 13—накладка; 14—рулевое колесо; 15—колонка; 16—нижний кожух; 17—замок руля; 18—регулировочная гайка; 19—шайба; 20—клин; 21—гайка; 22—шплинт; 23—вал сошки с трехгребневым роликом
Здравствуйте Уважаемые друзья! Это статья будет посвящена рулевому управлению Газ 3307. На грузовиках Газ 3307 устанавливается рулевое управление с механизмом типа глобоидный червяк и трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.
Примечание: На старых моделях Газ 3307 устанавливалось рулевая колонка со шлицевым соединением. Как я уже не раз повторял, точно до какого года, устанавливалось, рулевая колонка со шлицевым соединением, я не берусь сказать, боюсь ошибиться, но примерно, где то, до 1998 года. Опять же, это не так уж и важно. А потом уже начали устанавливать трехгребневый ролик с трехшарнирной рулевой колонкой с бесшлицевым соединением.
Зацепление рабочей пары рулевого механизма Газ 3307 (глобоидный червяк и трехгребневый ролик) выполнено таким образом, что при правильной регулировке угол свободного поворота рулевого колеса при отсоединенной сошке в положении движения по прямой должен отсутствовать. Мы это выражение, угол свободного поворота рулевого колеса, привыкли называть просто: люфт руля.
При повороте рулевого колеса в любую сторону, более чем на пол-оборота угол свободного поворота, то есть люфт, появляется, непрерывно возрастает и достигает в крайних положениях 30°. И это нормально, так и должно быть. При движении автомобиля рулевое управление должно обеспечивать заданное направление и отсутствие виляния передних колес.
Рулевая колонка Газ 3307 крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Рулевой вал вращается на двух шариковых подшипниках. Регулировка преднатяга подшипников рулевого вала Газ 3307 осуществляется специальной гайкой, навинченной на вал. Для компенсации изменения длины промежуточного карданного вала при колебании кабины в его конструкцию введен бесшлицевый компенсатор.
Рис.1. Рулевое управление Газ 3307.
1 — прокладка; 2 — пробка наливного отверстия; 3 – вал с червяком, 4 — регулировочный винт; 5 — гайка; 6 — картер; 7 — стопорная шайба; 8 — вилка; 9 — нижний карданный вал; 10 — подшипнике уплотнителем; 11 — средний карданный вал; 12 — верхний кожух; 13 — накладка; 14 — рулевое колесо; 15 — колонка; 16 — нижний кожух; 17 — замок руля; 18 — регулировочная гайка; 19 — шайба; 20 — клин; 21 — самостопорящаяся гайка; 22 — вал сошки с трехгребневым роликом.
На рулевой колонке Газ 3307 с двухспицевым рулевым колесом установлены выключатель зажигания и стартера, переключатель света фар и указателей поворота, переключатель очистителя, омывателя ветрового стекла и звукового сигнала, закрытые декоративными кожухами. (см. рис.1.)
Рулевой механизм Газ 3307, состоящий из глобоидного червяка с валом 3 и вала 22 сошки с трехгребневым роликом, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами. Червяк с валом 3, установлен на картере, на двух роликовых конических подшипниках. Между нижней крышкой и обоймой подшипника установлены регулировочные прокладки 1 для регулировки преднатяга подшипников червяка.
Люфт в подшипниках недопустим. Вал 22 сошки с трехгребневым роликом вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке.
Углы поворота рулевого вала Газ 3307 от среднего положения в обе стороны по 45° составляют зону беззазорного зацепления червяка с роликом. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на б мм (для нового рулевого механизма) позволяет в эксплуатации регулировать беззазорное зацепление по мере изнашивания червячной пары.
Регулировку зацепления червяка с роликом проводят регулировочным винтом 4, который фиксируется с помощью стопорной шайбы 7, штифта и гайки 5, навинченной на винт. В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления Газ 3307 ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.
Техническое обслуживание рулевого управления Газ 3307.
В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления ухудшается из-за износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Техническое состояние рулевого управления определяется величиной суммарного люфта рулевого колеса.
Для того что бы поддерживать рулевое управление, Газ 3307, в рабочем исправном состояние, нужно проводить во время техническое обслуживание (ТО). Для того что бы провести техническое обслуживание, нужно проделать следующее:
- проверку состояния крепежных соединений,
- проверку суммарного люфта рулевого колеса,
- проверку и регулировку осевого люфта в подшипниках червяка,
- проверку и регулировку зазора в зацеплении червяка с роликом,
- проведение смазочных работ согласно карте смазки,
- проверять уровень масла в рулевом механизме Газ 3307.
Совет: Герметичность соединений и состояние наконечников рулевых тяг проверяйте визуально, ежедневно, перед выездом.
Элементы крепления рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой трапеции Газ 3307 необходимо своевременно подтягивать. Годность деталей рулевых тяг к дальнейшей работе определяется свободой качания пальцев в собранном шарнире.
В случае обнаружения люфта в шарнире необходимо снять рулевую тягу, разобрать шарнир и определить причину люфта. При износе деталей или утопании пальца с сухарем во вкладыше более 0,5 мм необходимо заменить изношенные детали. Перед регулировкой шарниров рулевой тяги Газ 3307 необходимо убедиться в наличии осевого зазора в подшипниках червяка.
Что бы проверить наличии осевого зазора в подшипниках червяка нужно проделать следующее:
- отсоединить вилку шарнира входного вала механизма и продольную рулевую тягу от сошки;
- покачать сошку рукой, если при этом вал червяка будет иметь осевое перемещение относительно верхней крышки картера руля, подшипники требуют регулировки.
Регулировку шарнира шарнира рулевой тяги Газ 3307.
Регулировку шарнира рулевой тяги Газ 3307 надо проводить в следующем порядке:
- Ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло.
- Снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную прокладку.
- Установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольный люфт. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку, а тонкую поставить обратно.
- После устранения люфта вынуть вал сошки, соединить вилку карданного вала с валом червяка и проверить на ободе рулевого колеса усилие, необходимое для его вращения.
Примечание: При правильной затяжке роликовых подшипников червяка усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, приложенное к его ободу, должно быть 2,8-4,7 Н (0,28-0,47 кгс).
- Собрать рулевой механизм ГАЗ-3307 и залить 0,6 л масла.
Регулировка зацепления.
Регулировка зацепления должна всегда проверяться после регулировки затяжки подшипников червяка в таком порядке:
- Установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.
- Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки.
- Покачивая сошку в плоскости ее вращения, определить с помощью индикатора величину перемещения конца сошки.
Если перемещение конца рулевой сошки Газ 3307 превышает 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зазор в зацеплении ролика с червяком.
Для регулировки необходимо выполнить следующие операции:
- отвернуть гайку 5 и снять стопорную шайбу 7;
- вращать ключом регулировочный винт 4 по часовой стрелке до устранения зазора;
- проверить с помощью динамометра усилие на ободе рулевого колеса возле среднего положения;
- вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого колеса до 11,3-19,0 Н (1,13-1,9 кгс);
- надеть стопорную шайбу и завернуть гайку.
Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт надо повернуть настолько, чтобы получить это совпадение. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы.
Ну что же, с рулевым управлением на этом, пока, закончим. Надеюсь Вам что нибудь то поможет из этой статьи. Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий «Ремонт ГАЗ«. Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.
Устройство рулевого управления
В рулевое управление входят рулевой механизм и рулевой привод.
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А состоит
из рулевого колеса б, рулевого вала 4 с червяком 2, колонки (трубы) 5, внутри которой проходит рулевой вал, вала 21
сошки с трехгребневым роликом 22, сошки 19 и чугунного картера 20 с подшипниками.
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-5ЗА
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-5ЗА:
А — общее устройство; Б — рулевой
1 и 3 — крышки картера рулевого механизма; 2 — червяк; 4 — рулевой вал; 5 — рулевая колонка (труба); 6 —
рулевое колесо; 7 — тормозной барабан; 8 — шкворень; 9 — наконечник поперечной рулевой тяги; 10, 13 и 14 — поворотные рычаги; 11 — поперечная рулевая тяга; 12 передняя ось; 15 — ступица колеса; 16 — поворотный кулак; 17
— продольная рулевая тяга; 18 — гайка вала сошки; 19 — сошка; 20 — картер; 21 — вал сошки; 22 — ролик; 23 —
регулировочные прокладки; 24 — пробка картера; 25 — ось ролика; 26 шайба регулировочного винта; 27 — гайка
регулировочного винта; 28 — регулировочный винт; 29 — штифт боковой крышки; 30 — сальник; 31 — роликовый подшипник.
Картер рулевого механизма прикреплен болтами к раме автомобиля. Рулевой вал 4 нижним концом запрессован в червяк
который вращается на двух конических роликовых подшипниках. Внутренними кольцами подшипников служат конические
закаленные поверхности червяка. Наружные кольца запрессованы в гнезда картера и закрыты крышками 1 и 3.
Между нижней крышкой 1 и картером установлены бумажные прокладки 23 для регулировки подшипников червяка. Под
верхней крышкой установлена одна уплотнительная прокладка.
Вал 21 сошки вращается в бронзовой втулке, запрессованной в нижней части картера, и в цилиндрическом роликовом
подшипнике 31, установленном в боковой крышке картера рулевого механизма. В месте выхода из картера вала сошки
расположен сальник 30.
В головке вала сошки установлен трехгребневый ролик, который вращается на оси 25 на игольчатых подшипниках, При
повороте рулевого колеса червяк, вращаясь, повертывает вал сошки с роликом. В это время нижний конец сошки
передвигается вперед или назад, увлекает за собой привод и поворачивает колеса.
Рулевой привод автомобиля ГАЗ-53А соединяет сошку 19 с поворотными кулаками 16 и состоит из продольной рулевой тяги
17, поворотных рычагов 14, 13 и 10 и поперечной рулевой тяги 11.
Передняя ось 12, поворотные рычаги 10 и 13 и поперечная рулевая тяга 11 образуют рулевую трапецию.
Рулевые тяги и рычаги соединяют при помощи шарниров с шаровыми пальцами 1. Шарниры позволяют рычагам и тягам
находиться во время работы под различными углами друг к другу.
Шарниры рулевых тяг
Шарниры рулевых тяг:
а — поперечной; б — продольной;
1 — шаровые пальцы; 2 и 7
— пружины; 3 — заглушка; 4 — поперечная тяга; 5 — продольная тяга; 6 — сухарь; 8 — пробка; 9 — шплинт.
Легкость управления автомобилем зависит прежде всего от общего передаточного числа рулевого управления, которое
определяется отношением угла поворота рулевого колеса к углу поворота передних колес автомобиля. Общее передаточное
число рулевого управления равно произведению передаточных чисел рулевого механизма и рулевого привода.
Чем больше передаточное число, тем легче поворот колес, но зато рулевое колесо приходится поворачивать на больший
угол. У автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-53А передаточное число рулевого механизма составляет 20,5:1.
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-51А устроено аналогично рулевому управлению автомобиля ГАЗ-53А. Особенность
рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 заключается в применении встроенного в картер рулевого механизма
гидравлического (масляного) усилителя, уменьшающего в несколько раз силу, прикладываемую водителем к рулевому
колесу при повороте передних колес. В комплект усилителя входит масляный насос, приводимый в действие ременной
передачей от коленчатого вала двигателя.
Рулевой механизм автомобиля «Москвич-412» с передаточным числом 17:1 состоит из глобоидального червяка 4,
двухгребневого ролика и вала сошки 9, размеренных в чугунном картере, устанавливаемом на лонжероне подрамника
кузова. В пазу головки вала сошки помещен ролик 8, вращающийся на двухрядном радиально-упорном шариковом подшипнике
7. Вал сошки вращается в двух тонкостенных свертных втулках.
Рулевой механизм автомобиля «Москгич-412»
Рулевой механизм автомобиля «Москгич-412»:
1 — стопорная гайка; 2 —
регулировочная гайка подшипники червяка; 4 — червяк; 5 — резиновый сальник; 6 — ось ролика; 7 — подшипник ролика; 8
— ролик вала сошки; 9 — сошка; 10 — картер; 11 — крышка; 12 — регулировочный винт.
Рулевую колонку крепят к картеру при помощи кронштейна и хомута. В ее верхней части установлен декоративный
пластмассовый кожух, в котором находится переключатель указателей поворотов, В переключатель ввертывают рычаг
Рулевой привод автомобиля «Москвич-412» показан на рисунке. Рулевая сошка 3 соединена с левым концом средней
рулевой тяги 5. Правый конец тяги связан с маятниковым рычагом 6, установленным на правом лонжероне передней части
кузова. Среднюю рулевую тягу 5 с поворотными рычагами 1 и 9 соединяют две боковые тяги 4 и 7. Средняя и боковые
тяги связаны между собой шарнирами с полушаровыми пальцами.
Рулевой привод автомобиля «Москвич-412»
Рулевой привод автомобиля «Москвич-412»:
1 и 9 — поворотные рычаги;
2-контргайки;
3 — сошка;
4 и 7 — левая и правая боковые тяги;
5 — средняя рулевая тяга;
6 — маятниковыи рычаг;
8 — регулировочная муфта боковой тяги.
На боковых тягах, состоящих каждая из двух частей с резьбой на внутренних концах,
навернуты винтовые муфты (трубки) 8 с правой и левой резьбой, при помощи которых регулируют схождение колес.
Винтовые муфты стопорят контргайками 2. Рулевые тяги расположены сзади оси передних колес.
Неисправности рулевого управления приводят к увеличению свободного хода (люфта) рулевого колеса или к повышению
силы, необходимой для поворота передних колес.
Возможные причины чрезмерного свободного хода рулевого колеса автомобиля: увеличенный зазор в зацеплении червяка и
ролика; большой осевой зазор в подшипниках червяка; ослабление крепления картера рулевого механизма; ослабление
крепления рулевой сошки на ее валу; люфт в шарнирных соединениях рулевого привода; ослабление крепления поворотных
рычагов к кулакам; увеличенный зазор в шкворневых соединениях поворотных кулаков и в подшипниках ступиц передних
Неисправности устраняют регулировкой или ремонтом рулевого механизма и рулевого привода.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова