Как установить фаркоп на автомобиль
Установить фаркоп на легковой автомобиль легко. Достаточно ориентироваться в тяговых возможностях своего автомобиля. Знать характеристики прочности кузова автомобиля, лонжерона и элементов фаркопа. Разобраться в вопросе фаркопа – что это такое в машине, необходимо с некоторых определений.
Классификация
Фаркоп – это тягово-прицепное устройство для присоединения, фиксации и дальнейшего перемещения прицепа автомобиля. Современная классификация предполагает следующие виды ТСУ:
Всё зависит от массы груза, который тащит за собой автомобиль. Вряд ли фаркопу будет «уютно», если масса прицепа превысит массу машины. На небольшие автобусы и внедорожники с полной рамой (лонжероном) устанавливаются большие фаркопы. Они позволяют прицеплять не только прицепы с бортами, но и транспортировочные площадки, предназначенные для перевозки лодок, снегоходов, моторной техники. Такие фаркопы можно встретить на агротехнике: самосвалы, трактора. Бульдозеры с большими тягово – прицепными устройствами, выдерживающими максимальную нагрузку. Не стоит перегружать прицеп, если установлен большой фаркоп, выше 3,5 тонн.
Легковые автомобили, типа кроссоверов, оснащаются средними фаркопами. Загородный отдых более плодотворен, если за спиной есть мини-трейлер. Поездка на озеро при наличии водного мотоцикла предполагает его транспортировку. Большой прицеп функциональней. В этом случае также необходимо задуматься о какой-либо разновидности среднего фаркопа до 2,5 тонн полезной нагрузки.
Фаркоп до 1,5 тонн устанавливается на легковые автомобили. Существует много типов для легковых автомобилей. Особенности в большинстве своём определяются уже не потолком массы, так как не разумная нагрузка может вывести из строя прицепное, что хуже – движок или коробку, а видами крепления к кузову, лонжерону (раме), экономичностью материала.
Конструктивные особенности
Самое простое прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля незатейливо в конструкции:
Видимая часть – металлический шар на конце крюка. Диаметр – 50 мм. Это стандарт. Подрозетник для подключения электрики прицепа. Если на лицо отсутствие бампера (повреждение или иная причина), будет видна основная горизонтальная балка фаркопа.
Невидимая часть – крепёж к кузову автомобиля. От грамотного крепления кронштейнов будет зависеть виброустойчивость фаркопа.
Фаркоп на болтах можно снимать для каких-либо технических работ на смотровой яме. Его можно заменить при серьёзном повреждении или выходе из строя. Съём фаркопа удобен при монтаже электрических поводов, подходящих к прицепу, когда надо определить самое практичное расстояние к штепселям. Минусом станет раскручивание болтов конструкции во время движения. Увеличивается риск аварии на дороге. Использование качественных гровер-шайб и крепкой затяжки гаек исключит такую проблему.
Сварная конструкция предполагает выпуск с завода. Она удобна тем, что имеет очень симметричное расположение и заводское выполнение электрических трактов, идущих параллельно. Остаётся надеяться на добросовестность производителя. Проверять швы сварки на наличие микротрещин и ржавчины.
Виды крепления крюка к платформе
Типы исполнения самодельных фаркопов пестрят на стареньких авто. Механики и водители сами искали точки крепления, создавая уникальные тягово-сцепные устройства. У заводских имеется крепёжная платформа или балка. Если говорить точнее, крюк прикрепляется к платформе несколькими способами.
Самое простое соединение, неразъёмное – фаркоп, соединённый с рамой сваркой. Как говорилось выше, необходимым условием надёжности будет качество этой сварки. Автовладелец, привыкший экономить, не должен попасть в положение, когда драгоценное гаражное пространство будет занято бесполезным для тех условий торчащим шаром, постоянно подпирающим что-нибудь у задней стены, например, канистры с топливом.
Многие водители предпочтёт условно-разъёмное крепление к кузову. Но вряд ли будут заниматься каждый раз прикручиванием-откручиванием фаркопа. На это нужны веские причины. Зато он может перепроверить гровер-шайбы и затяжку гаек перед далёкой поездкой, обеспечив себе спокойствие.
Полностью разъёмное соединение фаркопа выбирают те, кто редко пользуется прицепом. Такой фаркоп оснащён запорным механизмом. При желании его можно легко демонтировать. Сниматься может сам шар или отдельно крюк, который опускается под бампер или переводиться в вертикальное положение. Обращать внимание следует износу запорного устройства, в самодельных моделях имеющее единичный тираж.
Как выбрать фаркоп
Нет идеального решения, какой фаркоп лучше, но выбирать и приобретать нужно его для определенной марки и модели автомобиля.
Частое использование существенно влияет на цену. Хотя, если необходимы единичные случаи эксплуатации, можно купить более дорогой съёмный фаркоп.
На автомобиль без рамы фаркоп из крюка и пластины не подойдёт. Это нужно учесть. Рамный может обойтись минимумом элементов. Всё предусмотрел производитель.
Прицеп должен быть меньше массы машины, соответственно это один из трёх классов фаркопов. Нагрузочная таблица машины, находящаяся под капотом, предоставит необходимую информацию.
Следует учесть наличие элементов под электрику прицепа.
Гарантия и инструкция, как устанавливать фаркоп, должны быть в комплекте.
С точки зрения российского законодательства фаркоп является тягово-сцепным устройством (ТСУ), устанавливаемым на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа. Самостоятельное переоборудование транспортного средства признаётся нарушением техрегламента о безопасности ТС. Если монтаж фаркопа выполнен по инструкции, если прицепное устройство включено с завода, если имеется паспорт и сертификат соответствия на него, то регистрация в ГИБДД не нужна. Но при эксплуатации автомобиля с фаркопом необходимы документы:
- Паспорт фаркопа с отметкой о монтаже на сервисе.
- Копия сертификата ТСУ.
- Акт о проделанной работе.
При самостоятельной установке ТСУ следует получить разрешение в ГИБДД. После установки фаркопа пройти экспертизу в сервисе и получить разрешение на эксплуатацию ТС с фаркопом.
Как установить фаркоп на автомобиль
Автовладелец выбрал нужный фаркоп для легкового автомобиля с нагрузкой на кузов не более 1,5 тонн и хочет произвести самостоятельную установку. Как должна происходить установка фаркопа на автомобиль?
Порядок установки фаркопа
Придумывать ничего лишнего вроде сверления дополнительных отверстий не нужно, если устанавливать фабричное ТСУ под конкретную модель авто. Технические характеристики предусматривают 2 миллиона нагрузочных циклов. К тому же производитель несёт ответственность за изделие документально. Потребуется необходимый набор ключей. Подъёмник или смотровая яма лишней не будет.
Перед монтажом балки надо:
- Снять бампер и демонтировать его усилитель, если таковой имеется. Сложность бывает в снятии болтов усилителя. Они закисают. Тогда необходимо их грубое извлечение.
- В отдельных случаях необходимо отогнуть теплозащиту или отпустить глушитель с резинок на 20-30 см на подставку, чтобы он не висел.
- Удалить заглушки крепёжных отверстий в штатных местах на автомобиле. Место это предварительно очистить от загрязнений.
- Совместить кронштейны с кузовом, установить балку, произвести тщательную обтяжку болтов.
Прикрутить подрозеник. - Вернуть глушитель и теплозащиту на свои места.
- Если к бамперу фаркоп не подходит, нужно аккуратно выполнить подрезку первого.
- Вернуть бампер в исходное положение.
Правила установки фаркопа могут отличаться, все зависит от модели или когда всё же необходимо сверлить дополнительные отверстия в нижней части лонжерона. С противоположной стороны рамы крепление монтируется на закладную планку. Такая установка фаркопа будет надёжнее. Существенно снизит нагрузку на кузов автомобиля.
При изготовлении самодельного устройства фаркопа необходим чертёж определённой конструкции и наличие материалов для исполнения. Суть заключается в усилении крепёжного места на кузове автомобиля с помощью дополнительных металлических элементов по типу уголков, которые привариваются к траверсе или смежным граням. Элементы специальной площадки рассверливаются под соответствующие крепления. Когда установка фаркопа завершена, нужно переходить к подключению электрики прицепа.
Особенности электрического подключения прицепа
Главной особенностью подключение электричества к прицепу наличие штекера и розетки, подходящих к друг другу. Один конец находится в багажнике, другой на прицепе. Есть два вида разъёмов – американский и европейский. У первого 13 контактов, а у второго 8. Если возникла такая сложность, розетка и штекер нуждаются в блоке согласования. О том как подключить блок согласования более подробно описано в этой статье. После установки прицепного нужно провести тестирование с нагрузкой, проверить переключение света и габаритов
Советы и предупреждения
- Самодельное ТСУ желательно выполнять из хорошего металла.
- Не следует приваривать фаркоп непосредственно к лонжерону (раме).
- Подбирать нужные свёрла для сверления и выполнять его симметрично.
- Быть готовым к умозрительному понятию как установить фаркоп реально.
Но на практике отсутствие опыта восполняется хорошими советами от автолюбителей со стажем и доброжелательных механиков сервисов. Заводские ТСУ, прошедшие силовые тесты и испытания, надёжнее и безопаснее, в отличие от самодельных конструкций.
Прицепное устройство для прицепа: фаркоп
Чтобы перевозить прицеп, прицепное устройство одного автомобиля и прицепа будет недостаточно. Прицеп должен быть подготовлен должным образом, и быть оборудован дополнительным элементом, таким как прицепное устройство.
Для успешной транспортировки прицепа прицепное устройство должно быть обязательно оснащено еще и электрооборудованием, с помощью которого происходит подключение всех электрических элементов прицепа.
Выбор такого устройства должен происходить без спешки, так как его качество и надежность должны быть соответствующие, чтобы максимально безопасно перевозить грузы. Надежность сцепки напрямую зависит от её слабого звена, которым и является прицепное устройство.
Необходимость прицепного устройства
Сегодня на большинстве современных автомобилей не установлено прицепное устройство для прицепа, что со временем может привести к определенным трудностям. Сцепка для прицепа, это отличный вариант расширения функционала автомобиля.
В любой момент автовладелец может прикрепить прицепное устройство к своему авто и перевозить в нем разнообразные грузы, что здорово экономит денежные средства на услугах грузоперевозчиков. Поэтому сразу после покупки транспортного средства многие спешат прикрепить прицепное устройство для легкового автомобиля.
Удивительно, но сегодня неизвестно откуда появилось слово «фаркоп». Считается, что оно имеет немецкие корни, но этим словом немцы называют рабочий отрезок железнодорожных рельсов. Также соединение слов «голова», и ехать» звучит, как «фаркоп».
Также данным словом называют специальное приспособление на повозке, которое использовали для подвешивания различных вещей.
Давайте рассмотрим, какие сцепные устройства для прицепа существуют, разберемся в их главных характеристиках, а также особенностях и возможностях.
Для начала нужно определиться, что такое «сцепная головка для прицепа»? Подобное устройство называют по-разному, но чаще всего именно «фаркоп».
Фаркоп представляет собой специальное устройство, предназначенное для соединения автомобиля с прицепом. Это позволяет самостоятельно транспортировать крупногабаритные грузы на близкие и дальние расстояния.
Фаркоп выполнен таким образом, что сцепка прицепа происходит достаточно быстро, а главное надежно. При этом сцепная головка для прицепа равномерно распределяет вес груза по всей длине автопоезда.
Фаркоп является достаточно надежным приспособлением, которое обеспечивает максимальную безопасность перевозки грузов.
Виды, особенности, преимущества и недостатки прицепных устройств
Всего пару десятилетий назад автомобили, обладающие высокой проходимостью вместо фаркопа, для прикрепления прицепа для легкового автомобиля, оснащались исключительно крюком для буксировки.
К недостаткам такого устройства относиться факт, что при высоких нагрузках возникает сильная тряска, что влечет за собой быструю поломку крюка, а сама сцепка имела еще некоторые определенные сложности.
Современные модели являются специальной сцепной головкой для легкового прицепа, изготовленной в виде шара, радиус которого от 22 мм до 58.702 мм. Дышло также оснащено сцепной головкой.
К преимуществам такого устройства относится возможность принятия на себя тормозных и тяговых усилий, в случае, если прицеп является одноосным.
Устройство
Как правило, прицепная конструкция изготавливается с применением оцинкованного напыления, что предотвращает преждевременную коррозию. Они могут быть квадратной или круглой формы.
Существуют и более редкие виды с V-образной формой. Самые современные модели оснащены специальным устройством, предупреждающим, если шар не полностью вошел в сцепное соединение.
Как правило, фаркопы делятся на виды, каждый из которых обладает своими особенностями. Это зависит от конструкции, способа прикрепления, и предельных нагрузок. На виды делят не только фаркопы, но и сцепные головки для легкового автомобиля, поэтому будьте внимательны при выборе.
Сегодня самыми популярными моделями являются фаркопы с жестким типом соединения при помощи сварного шва. Устанавливаются такие элементы, как правило, навсегда, но иногда, чтобы не ухудшать внешний облик автомобиля их устанавливают только на время.
Также в продаже представлены фаркопы со съёмным замковым, сцепным устройством, которое можно самостоятельно демонтировать в случае необходимости. Как правило, это происходит методом выкручивания болтов, или при помощи специального рычага.
К отдельным видам можно отнести устройство для мотоблоков, но их технические характеристики немного отличаются от автомобильных устройств.
Фаркоп состоит с двух основных частей, это: сцепной шар, который установлен непосредственно на самом автомобиле, и сцепная головка, предназначенная для установки сцепного устройства на круглое дышло.
Помимо этого, необходимо учесть технические характеристики подобных элементов, чтобы сделать правильный выбор перед покупкой.
Обязательно обращайте внимание на модель автомобиля, тип кузова, и дату выпуска, так как особенности той или иной конструкции подразумевают установку различных вариантов фаркопа. Также учтите предельную массу загруженного прицепа.
Краткая история возникновения фаркопов
Первые прицепы, и соответственно фаркопы появились в то же время, что и автомобили, примерно в 1880 годах прошлого века, хотя первые упоминания о данном механизме датируются еще 1853 годом.
С появлением первых легковых автомобилей на рынке появились и грузовые авто, которые способны перевозить крупногабаритные грузы, что сразу сделало их невероятно популярным транспортным средством во многих сферах деятельности.
Первые прицепы начали производиться в 1870 году в Австрии. Первоначально они предназначались для транспортировки разнообразной сельскохозяйственной техники и продукции.
Первая мировая война внесла свою лепту, и производители изготавливали огромное количество фаркопов для нужд армии. Со временем прицепы начали широко использоваться и в обычном быту.
Как выбрать фаркоп
Современный рынок предлагает покупателям огромный ассортимент прицепных механизмов, которые способны удовлетворить абсолютно любые потребности. В основном эти изделия изготавливаются европейскими производителями.
Но как правильно выбрать подобное устройство?
В первую очередь обращайте внимание на такие нюансы:
- Найдите в интернете информацию о той модели фаркопа, которую вы желаете приобрести, и прочтите отзывы покупателей;
- Убедитесь, что оно имеет соответствующие сертификаты качества;
- Уточните все технические особенности, и его комплектующих.
Не бойтесь задавать вопросы, ведь чем больше вопросов будет задано, тем большей информацией в итоге вы будете располагать.
Самыми популярными сегодня считается продукция компании – Thule, которая изготавливает фаркопы уже на протяжении 50 лет. Более того, продукция данной компании имеет самый большой ряд моделей прицепных устройств, от съёмных моделей, до сварных и условно-съёмных.
Также к самым популярным можно отнести продукцию компании Auto Hak, которая работает с 1976 года. Ассортимент Auto Hak насчитывает более 700 моделей устройств, от фланцевых, до вертикально-съёмных.
Как правило, надежный и максимально качественный фаркоп сегодня стоит в среднем около 5000 рублей. Конечно можно приобрести и более дешевую модель, но экономить не советуется, как как показатели надежности и прочности дешевых вариантов желают лучшего.
Фаркоп для сцепки автомобиля с прицепом в многократно расширяет возможности любого автомобиля, и позволяет дополнить его различным дополнительным оборудованием. Тщательно сопоставьте цены той или иной модели, и выберите для себя самый подходящий вариант.