Изучить принципы прослушивания двигателя
Шум и вибрации, возникающие при работе двигателя, являются следствием регулярно возникающих механических соударений в сопряжениях за счет имеющихся зазоров, неуравновешенности масс и других причин.
Стуки — это соударения твердых тел, шумы – это вибрация воздуха. Стуки вызывают воздушные колебания, которые и можно воспринимать.
Самым простым приемом диагностирования по указанным признакам служит прослушивание стуков и шумов с помощью стетофонендоскопа или акустического стетоскопа (см. рис. 1,2). Этими приборами улавливаются и усиливаются шумы и стуки, сопровождающие работу механизмов.
Любой механизм при работе создает определенный акустический фон, свойственный данному механизму. Возникновение ненормальных шумов и стуков свидетельствует о неисправностях механизма и в первую очередь об увеличенных зазорах в подвижных сопряжениях. На слух человек может уловить стуки, которые в современных двигателях, и особенно в подшипниках коленчатого вала, создаются при предельных зазорах, когда дальнейшая эксплуатация двигателя невозможна.
С помощью стетоскопов и при достаточных навыках можно уловить стуки при меньших зазорах. Усиление звука в стетоскопе происходит за счет колебаний мембраны или за счет специально встроенного транзисторного усилителя. Для улавливания шума и стука прикасаются слуховым стержнем 3 к различным зонам прослушивания двигателя в местах возможного возникновения стуков. Звуковые волны по стержню 3 передаются к мембране 4 и от нее через слуховые трубки 1 и наконечники 2 – к ушам контроллера (см. рис.1).
Стук клапанов прослушивается в верхней части блока цилиндров на малой частоте вращения холостого хода коленчатого вала двигателя при небольшом ее увеличении. Стук подшипников можно прослушать при резком изменении режимов работы двигателя. Стуки подшипников коленчатого вала двигателя (с тонкими вкладышами) вообще не допускаются. Стуки шатунных подшипников прослушиваются в зоне верхней мертвой точки (ВМТ). Стук этот звонкий, среднего тона, исчезающий при отключении свечи проверяемого цилиндра. Стук коренного подшипника более глухой, низкого тона. Он прослушивается в нижней части блока цилиндров и верхней части картера. Однако для определения по характеру стуков причины их возникновения требуется большой практический опыт контроллера (см. рис. 3).
Рисунок 1 — Стетофонендоскоп
Рисунок 2 – Стетоскопы технические:
а- простейший; б- электронный;
1 — провод; 2- элементы питания; 3- корпус-ручка;
4- преобразователь; 5- стержень; 6- телефон-наушник
Рисунок 3 – Зоны прослушивания двигателя
1 – коренные подшипники; 2 – толкатели; 3 – поршни; 4- клапаны; 5 – распределительные шестерни
Вибрации можно воспринимать с помощью пьезоэлектрических датчиков. Полученные сигналы усиливают, регистрируют и измеряют по масштабу. Средством регистрации, дающим наглядную информацию о наличии стуков и вибрации, служит прибор осциллограф.
2.1 Изучить принцип действия стетоскопов
Электронный стетоскоп «Экранас» для усиления звуковых колебаний имеет двухтранзисторный усилитель низкой частоты с пьезокристаллическим датчиком и батарейным питанием. Корпус стетоскопа пластмассовый, имеет гнезда для подключения телефона и стержня. Стетоскоп очень чувствительный и удобен в работе.
При прослушивании подшипников коленчатого вала стержень прислоняется к боку двигателя в месте расположения коренных подшипников или на уровне шатунных подшипников при положении поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.). Стуки прослушиваются на прогретом двигателе при резком изменении оборотов коленчатого вала. Стук коренных подшипников глухой, низкого тона, а шатунных — более звонкий и может уменьшаться при отключенной (закороченной на массу) свече зажигания в данном цилиндре. Сила стуков коренных подшипников с отключением свечи какого-либо цилиндра практически не изменяется, так как общая нагрузка на коренные подшипники при этом почти не уменьшается. Стетоскопом можно прослушивать шумность работы клапанного механизма, стуки юбки поршня о цилиндр, стук поршневого пальца и распределительных шестерен.
2.2. Прослушать двигатель стетоскопом, для чего:
— подготовить стетоскоп к работе;
— прослушать стетоскопом подшипники коленчатого вала, механизм газораспределения (клапана, шестерни), поршни;
Диагностика неисправностей автомобиля: прослушивание двигателя
Прослушивание двигателя производится через стетоскоп, либо через резинового шланга. Чтобы правильно истолковать услышанное надо хорошо знать устройство данного двигателя и иметь определенные навыки определения характерных шумов.
Как производится прослушивание двигателя
Начинать прослушивание надо на разогретом до рабочей температуры двигателе. Следует проверить крепления, чтобы избежать дополнительных шумов.
Постоянный металлический стук похожий на звук ковки может быть вызван увеличенным зазором в клапанном механизме, износом поршня или цилиндра, либо повреждением пружины клапана.
При глухом стуке в нижней части картера модно говорить о сильном износе подшипников. Если в слышите звонкий, ритмичный, металлический стук, то скорее всего изношены шатунные подшипники. Дополнительным свидетельством этому может служить возрастание стука при нажатии педали газа.
Износу поршневых пальцев соответствует ритмичный, высокого тона металлический стук. Этот стук усиливается с повышением нагрузки. Если отключить свечу неисправного цилиндра то он может полностью исчезнуть. Также причиной этого стука может быть увеличенный зазор между втулками головки шатуна.
О износе зубьев шестерни привода распредвала говорит частый металлический стук, который сливается в общий шум. Проблема решается заменой шестерни.
Если вы слышите стук похожий на стук глиняной посуды, то возможно увеличен зазор между поршнями и цилиндрами. Эта неисправность устраняется заменой или перешлифовкой деталей.
Повышенная дымность выхлопа из глушителя и быстрый перегрев двигателя свидетельствуют о нагаре в камере сгорания. Все это будет сопровождаться звонким металлическим стуком.