Устройство надувных мотолодок
В последние годы все чаще можно встретить на реках и озерах страны надувные лодки с подвесными моторами. Благодаря таким своим качествам, как малый вес, компактность и транспортабельность в сложенном виде, возможность хранения в домашних условиях, большая грузоподъемность, безопасность при эксплуатации, высокая проходимость и возможность движения под мотором, подобные лодки постепенно завоевывают признание любителей рыбной ловли и охоты, а иногда и туристов.
Устройство типичной надувной мотолодки несложно. Состоит она из камеры цилиндрического поперечного сечения, склеенной (а чаще — еще и прошитой нитками) из прорезиненной воздухонепроницаемой ткани. Путем предварительного раскроя отдельных кусков ткани камере придают U-образную («подкова») или О-образную, замкнутую по контуру лодки, форму в плане. Иногда делают лодки, состоящие из двух отдельных цилиндрических поплавков, соединенных днищем также из прорезиненной ткани и мягкой «палубой» — декой в носу.
Как правило, камеры лодки разделяются внутри перегородками на несколько изолированных отсеков, так что если один или даже два отсека окажутся поврежденными (например, порвется или почему-либо потеряет воздухонепроницаемость оболочка), лодка останется на плаву; если не удастся воспользоваться мотором, можно будет добраться до берега на веслах.
Небольшие — одно- и двухместные — тихоходные лодки под легкие моторчики мощностью 2—5 л. с., чаще всего выполняются О-образной формы с плоским днищем из прорезиненной ткани. Практически они отличаются от аналогичных гребных лодок только наличием каких-либо наклеенных на камеру в корме резиновых элементов для крепления съемного кронштейна подвесного мотора. Чаще всего эти элементы имеют вид массивных скоб-проушин, сквозь которые проходит ось кронштейна.
Поскольку жесткости надутой камеры может оказаться недостаточно, чтобы воспринять вес мотора (12—18 кг) и упор гребного винта, как правило, на камеры ставят скобы для крепления весел, укладываемых сверху вдоль лодки. На подобных лодках, движущихся в водоизмещающем режиме, часто даже не ставят защитный козырек в носу — кокпит их на ходу практически не заливается. На некоторых лодках днище делают двухслойным надувным (как правило, с расположенными вдоль камерами); иногда на дно лодки укладывают легкий фанерный пайол, в данном случае не играющий важной роли в обеспечении продольной жесткости.
Благодаря отсутствию больших транцев и дополнительных элементов в виде кильсонов подобные лодки не теряют таких ценных качеств, как возможность компактной укладки в один пакет и небольшой вес, — добавляется только узел кронштейна.
Для мотолодок, снабжаемых более мощными моторами и движущимися в глиссирующем или полуглиссирующем режиме, наиболее характерна «классическая» подковообразная, реже — катамаранная форма. Эти лодки снабжаются жестким фанерным транцем, который крепится между бортовыми камерами на расстоянии, примерно равном 1/5 длины корпуса от кормовых концов камер. Выступающие в корму конусообразные части камер служат своеобразными опорными элементами: благодаря им уменьшается изгибающий момент от действия веса мотора и упора гребного винта, улучшаются условия выхода лодки на глиссирование, повышается устойчивость судна на курсе.
Для катамаранных лодок характерны более высокие скорости, они проще в изготовлении, но несколько хуже ведут себя на волне, чем U-образные.
Для лодок под моторы мощностью свыше 10 л. с. критическим качеством становится продольная жесткость корпуса. Жесткости уложенных вдоль лодки весел уже недостаточно, приходится делать жесткими пайолы. На мотолодках рассматриваемого типа пайолы являются уже не только опорной площадкой под ногами пассажиров, но и составной частью жесткого каркаса. Чаще всего их выполняют из фанерных щитов, которые воспринимают упор винта, передаваемый транцем, жестко соединяются между собой и с килем (если он есть) с помощью специальных замков. Иногда непрерывность конструкции придают боковые планки, закладываемые в пазы в бортовых кромках настилов. Эти планки, сделанные из твердой древесины, предотвращают смещение щитов одного относительно другого. При наполнении камеры воздухом кромки настила зажимаются между днищем и цилиндрическими баллонами-бортами.
На некоторых лодках можно видеть устройства для обеспечения дополнительной продольной жесткости корпуса. Это могут быть гнезда для закрепления вдоль камер металлических труб, связанных с транцем, либо даже камеры небольшого диаметра, закрепленные поверх основных (они играют также роль фальшбортов, несколько защищающих от брызг).
Для улучшения мореходных качеств — некоторого смягчения ударов днищем по волне и обеспечения устойчивости лодки на курсе необходимо придавать днищу некоторую килеватость. Это делают, помещая между тканевым днищем и фанерным пайолом деревянный киль или надувной баллон-компенсатор, которые придают ткани нужное натяжение, чтобы она «держала» заданную форму и могла противостоять гидродинамическим ударам, Надувной компенсатор применяется чаще на легких мотолодках, движущихся в переходном к глиссированию режиме. Жесткий киль является непременной деталью быстроходной глиссирующей мотолодки; в корме его обычно с помощью кницы жестко соединяют с транцем, чтобы киль воспринимал нагрузку вместе с транцем и пайолом.
Транец должен обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузки от веса мотора, упора винта и вибрации двигателя, от ударов при наезде на какие-либо подводные препятствия. Наиболее ответственные узлы конструкции надувной мотолодки — это присоединение жесткого, вырезанного из толстой водоупорной фанеры транца к баллонам. Чаще всего транец наглухо вклеивают влитые резиновые пррфили-обоймы, приклеенные к стенкам камер и днищу. Иногда транец вкладывают в эти обоймы и крепят к ним сквозными болтами. Транец жестко соединяют с пайолом с помощью различных книц, упоров и винтовых стяжек-талрепов.
На U-образных лодках под легкий моторчик нередко транец делают не на всю ширину «кокпита», а уже — только под лапами струбцин мотора и съемным. Усилия передаются на кормовые концы камер с помощью штанги-поперечины (трубки) и двух литых бобышек. Для герметизации кормовой край мягкого днища поднимается до уровня этой поперечины. Такое решение также позволяет уменьшить габариты и вес пакета со сложенной лодкой, но, естественно, ограничивает мощность применяемых моторов.
Непременной деталью быстроходной надувной лодки является козырек (носовой тент, дека) из легкой прорезиненной ткани, защищающий кокпит от брызг. Необходимую по-гибь — выгиб вверх — ему придает эластичная трубчатая дуга, вставляемая в гнезда на камерах, либо вертикальная стойка, упирающаяся в пайол. К кормовой кромке козырька нередко пристегивают стекло из тонкого плексигласа. На некоторых моделях носовой козырек делают надувным из нескольких продольных камер малого диаметра. В этом случае появляется дополнительный запас плавучести и отпадает необходимость в распорной дуге.
Прогулочно-туристские лодки под моторы мощностью 20—25 л. с. и выше за рубежом принято оборудовать дистанционным управлением. Пульт ДУ монтируется на трубчатой поперечине, устанавливаемой в носовой части кокпита, защищенной стеклом.
Знакомясь с типами современных надувных мотолодок, упомянем и о комбинированных конструкциях. Чаще всего речь идет о различных сочетаниях жесткого (стеклопластик) цельного корпуса — с транцем, продольными реданами и форштевнем, и надувного борта по периметру лодки с мягкой «палубой» в носу и лобовым стеклом. Благодаря жесткому корпусу лодку удается сделать и более мореходной, применив обводы глубокое V, более надежной (нет узлов жесткого соединения разнородных элементов) и комфортабельной (исчезла «подвижность» днища); надувной борт не только делает лодку непотопляемой, но и упрощает условия ее хранения и перевозки, так как общие габариты лодки до надувания камеры и ее вес получаются меньше, чем у обычной жесткой моторки сравнимых размерений.
Подобные лодки широко используются, например, береговой спасательной службой в Англии. Устроенный таким образом спасательный катер «Атлантик-21», имеющий длину 6,3 м, выпускается серийно и работает на спасательных станциях. Он считается одним из наиболее мореходных судов подобных размеров: волну в 1,5 м он преодолевает без снижения скорости на 28-узловом ходу. Надувной борт обеспечивает безопасность подхода на волнении к судам, терпящим бедствие. По этому же типу строятся комфортабельные мотолодки с каютой (например, «РВ VI» — см. сборник №54).
Раньше для изготовления надувных лодок применялись прорезиненные материалы на основе хлопчатобумажных тканей и натурального каучука. Жизнь такой лодки была недолговечной; резиновый слой быстро разрушался под действием солнца и масел, текстильная основа гнила. Прочность материалов была относительно низка, что заставляло использовать толстую и тяжелую ткань.
В настоящее время и в качестве основы, и в качестве воздухонепроницаемого покрытия используются синтетические материалы. Основой служит прочный нейлон или капрон, для покрытия используются синтетические каучуки — неопрен или хайполон либо их комбинации. Такие материалы стойки к воздействию атмосферы, масел и химикалиев, хорошо сопротивляются трению.
Воздушные клапаны выполняются пылеводонепроницаемыми из коррозионно-стойких материалов — ведь надувная лодка может эксплуатироваться и в морской воде. На некоторых моделях лодок клапаны закрываются быстросъемными крышками, предохраняющими их от повреждения и загрязнения.
Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение
Моторная лодка — это небольшое судно, отличительной особенностью конструкции которого выступает подвесной мотор. Эти плавсредства благодаря своей практичности получили широкое распространение. Они удобны для охоты, рыбалки, патрулирования водоемов, проведения спасательных операций, для спортивных состязаний, увеселительных мероприятий, туризма, служебных целей, гражданских и грузовых перевозок.
Моторная лодка — история создания
Водная стихия с древних времен представляла интерес для человека. По рекам кочевники передвигались и переправляли свой багаж, а в глубине вод водилась рыба, которая использовалась для пропитания. И для всего этого необходимо было плавательное средство.
Первым изделием такого рода стал плот. Заметив, что дерево не тонет в воде, человек соорудил плот, связав стволы между собой. Для перемещения на плоту использовался шест, а на глубине — так называемые гребные доски, вскоре получившие форму весла.
Первые лодки представляли собой выдолбленные внутри стволы деревьев. Процесс их изготовления был очень длительным и трудоемким, поэтому вскоре люди научились делать лодки из древесной коры, которые потом обмазывали смолой. В северных районах, где отсутствовала подходящая растительность, для изготовления лодок использовали шкуры животных.
Через много лет стремление человека не зависеть от течения и направления ветра, а также от необходимости постоянно грести, чтобы придать судну необходимую скорость, привело к первым попыткам оснастить гребную лодку паровым или бензиновым двигателем. В начале 19 в был изобретен подвесной мотор. Его сконструировал американец Ол Эвенруд. С 1905 г в Соединенных Штатах мотолодки с подвесным двигателем поступили в серийное производство. А с течением времени моторная лодка распространилась по всему миру и стала привычным плавательным средством, надежным и удобным, используемым повсеместно и для разных целей.
Конструкция судна
Моторная лодка достигает в длину 5 метров. Ее корпус либо не имеет палубы, либо является частично запалубленным. Во втором случае открытая часть кокпита занимает большую часть длины корпуса, а закрытая предназначается для погрузки снаряжения, вещей, продуктов питания и пр.
На бортах плавательного средства устанавливаются уключины для весел. Гребля веслами осуществляется в случае неисправности мотора, а также по желанию пассажиров для медленного и спокойного движения.
Место, где мотор монтируется на лодку, носит название транец. Это плоская вертикальная стенка на корме лодки. Транец поднимается над водой на 30-50 см и продолжается под воду на 10-20 см. Его ширина варьирует с учетом класса и ширины лодки (от 30 см до 1 м). На метровый транец иногда устанавливаются два мотора и соединяются тягами. По бокам транца имеются сиденья для члена экипажа, управляющего судном. Большие плавсредства имеют дистанционное управление, которое расположено в носовой части.
Мотор устанавливается на транец и фиксируется при помощи скоб и винтов. Параметры двигателей и способы управления ими унифицированы, поэтому можно установить на любую лодку практически любой движок. Гребные винты в конструкции двигателя легко снимаются и меняются при поломке или при необходимости изменить параметры скорости или тяги.
Типы лодочных моторов
Моторная лодка может оснащаться одним из двух типов двигателей: бензиновым (ДВС) либо электрическим.
Электрический движок легче, бесшумнее, проще по конструкции и в эксплуатации, а также значительно дешевле. При этом мощность их невелика — до 50 л.с. Для большей мощности понадобилось бы комплектовать моторы слишком большими аккумуляторами. Еще одним недостатком электромотора выступает ограниченность времени плавания, поскольку любой аккумулятор имеет определенную емкость.
Такие двигатели рекомендуется применять там, где нежелателен шум либо прямо запрещены бензиновые моторы из соображений экологии.
Мощность бензиновых двигателей намного больше, а длительность путешествия на лодке с ДВС-мотором намного больше, особенно при наличии запаса горючего. Судна на бензине могут выходить в режим глиссирования, соответственно, топливо расходуется экономнее. Но такие движки по массе значительно превышают электрические, поэтому их устанавливают на тяжелые судна.
Виды моторных лодок
Основных типов мотолодок несколько:
- Хозяйственные и транспортные.
- Глиссирующие туристические.
- Надувные.
- Спортивные.
Хозяйственные и транспортные мотолодки
Это водоизмещающие судна с большим объемом и грузоподъемностью, применяемые для переправы людей и грузов на короткие дистанции, для навигации по водоемам, для рыбалки. От них не требуется высоких скоростей, поэтому лодки оснащают подвесными моторами малой мощности с гребными винтами. Допускается установка и стационарных двигателей внутри корпуса. Материалом изготовления является дерево или сталь.
Глиссирующие туристические лодки
Эта моторная лодка довольно объемная, способна перевозить крупный груз и становиться в глиссирующий режим за счет формы корпуса и установки мощного подвесного двигателя. Это плавсредство подходит для транспортировки людей, багажа, оборудования, а также для затяжных турпоходов. Для комфорта в конструкции судна предусмотрены багажные отсеки, ветровые стекла и тенты. Корпус выполнен из сплавов алюминия, что придает маленький вес.
Глиссирующие разъездные мотолодки
Это разновидность туристической лодки, отличающаяся малым весом и размером. Их используют для плавания небольшими группами без багажа на короткие дистанции. Помимо туристических мероприятий, такая лодка годится для обслуживания больших кораблей и земснарядов, для охоты и рыбалки.
Надувные резиновые лодки
Сегодня надувные лодки с подвесными моторами пользуются большим спросом. Их неоспоримые достоинства — это:
- Небольшая масса.
- Компактность.
- Простота транспортировки в сдутом виде.
- Возможность хранения дома.
- Хорошая грузоподъемность.
- Высокая проходимость.
- Безопасность в использовании.
Надувная моторная лодка проста по своей конструкции. Она состоит из цилиндрической камеры, изготовленной из прорезиненной ткани путем склеивания или сшивания, которая наполняется воздухом. Для пошива камеры применяют синтетические материалы. Основу изготавливают из нейлона или капрона, а сверху покрывают неопреном или хайполоном, устойчивыми к трению и другим внешним воздействиям.
Форма камеры может быть трех видов:
- U-образная, или «подкова» (для моторных плавсредств с мощным двигателем, движущихся в глиссирующем режиме).
- О-образная замкнутая (такая форма применяется для небольших двух- или трехместных лодок с тихим ходом).
- В виде двух отдельных цилиндрических поплавков с общим днищем и декой в носу (для суден с моторами мощностью более 10 л.с.).
Кроме того, в устройстве лодки имеется жесткий транец для установки подвесного двигателя. Также отличительным атрибутом некоторых быстроходных надувных плавательных средств является козырек для защиты пассажиров от брызг.
Резиновые лодки имеют довольно широкую сферу применения. Они подходят для туристического отдыха, особенно, если к месту сбора приходится добираться на автомобиле, для охоты и рыбалки, а также для поисковых и спасательных мероприятий. В нашей стране такое плавсредство — практически символ активного образа жизни.
Спортивные мотолодки
Необходимы для тренировок и состязаний в водно-моторных спортивных дисциплинах. Особенности их конструкции — малые габариты, особая форма корпуса и минимальный вес, что обеспечивает лодке высокие скоростные характеристики. Каждая спортивная моторная лодка на соревнованиях относится к определенному классу и должна соответствовать установленным техническим требованиям. Поэтому при их конструировании и оснащении ориентируются на регламент водно-моторного спорта.
Достоинства и недостатки моторных лодок
Моторная лодка, как и любое изделие, имеет свои преимущества и недостатки.