Устройство лодочного мотора на примере Honda BF 5
Лодочные моторы, на сегодняшний день, для наших уважаемых читателей, являются одной из главных тем. А что бы никто не испытывал трудностей в представлении об устройстве ПЛМ, мы посетили сайт Хонды и позаимствовали у них отличную картинку с изображением полураздетого лодочного мотора Honda BF 5.
После некоторых скрытых доработок, с помощью этой картинки, мы можем наглядно увидеть основные детали ПЛМ. Конечно же, это четырехтактный одноцилиндровый лодочный мотор. На двухтактном, основные узлы будут такими же, только, как вы знаете, будет отсутствовать клапанная система газораспределения.
То есть, не будет распредвала, клапанов и масляного картера. Вместо всего этого, в стенках цилиндра, просто будут присутствовать отверстия, «окна», для поступления топливной смеси и для выброса сгоревших газов. И не сгоревших тоже.
Стоит заметить, что этот движок от Хонды, имеет термостат! И это при одном цилиндре и пяти лошадях. Клапанная система газораспределения будет абсолютно идентична на других маломощных четырехтактных лодочных моторах.
В устройстве привода, Honda немного отличилась от основной массы. Вертикальный вал состоит из двух частей, соединение которых, находится прямо над редуктором. Значит, установка сапога, после, к примеру, замены крыльчатки, не вызовет вообще никаких сложностей.
На картинке нет встроенного бензобака. У Хонды вообще его нет. Потому что, много места занимает механизм ручного стартера. Он немного не похож на другой вид, более популярный, который имеет крепление прямо сверху маховика, но гораздо надежней. Ведь передача усилия мышц на маховик, осуществляется за счет зубчатой передачи, а не лепестковой.
Кроме того, такое конструкторское решение, за счет передаточных отношений, требует меньше усилий при заводке. Лодочный мотор заведет даже ребенок.
Впрочем, это давно уже использовали и Эвинруд и Джонсон.
Рычаг переключения передач здесь находится сбоку. Последние модели мировых брендов, уже имеют его в передней части ПЛМ. Это, несомненно, гораздо удобней. Даже и сравнивать нечего.
Карбюратор здесь вырезан. Хотели сами его дорисовать, но решили, что фотография вполне достойно сможет заменить наше высокое творчество.
Тут же виден и топливный насос. Почти у всех лодочных моторов небольшой мощности, он имеет крепеж на двух болтах. В блоке цилиндра (цилиндров), под ним имеется отверстие, и шток топливного насоса напрямую взаимодействует с распределительным валом, на котором имеются наплывы-кулачки эксцентричной формы.
Такие же кулачки предназначены и для толкателей клапанов. Кулачки расположены особым образом. При вращении распредвала, они взаимодействуют с толкателями и с топливным насосом в строго определенное время. Конечно же, распредвал связан напрямую с коленчатым валом лодочного мотора. В данном случае, через зубчатую передачу. Это все, разумеется, относилось к четырехтактным лодочным моторам.
Помпа системы охлаждения с крыльчаткой, устройство редуктора и механизм переключения, ничем не отличаются от остальных ПЛМ. А вот выхлопная система, имеет выход над гребным винтом, а не через ступицу. Как и у Yamaha 5F тоже.
Часто слышали споры, хорошо это или плохо. Наше мнение — без разницы. Обе системы работают прекрасно. Возможно, что выхлоп над винтом чуть громче. Но и как тут замерить, на фоне шума двигателя. Так что, оставим эту сторону вопроса конструкторам. Тем более, что моторчики всего по пять лошадей, и вписывать сюда еще гидродинамику винта в связке с системой выхлопа, неуместно. В более мощных ПЛМ, уже идет стандартный выхлоп, через гребной винт.
Надеемся, что у наших читателей, особенно, у тех, кто только пришел в удивительный мир лодок и катеров, осталось меньше вопросов по устройству лодочных моторов. В других публикациях, мы рассмотрим не менее интересные вещи.
Руководство по ремонту лодочных моторов Honda.
Условные обозначения моделей лодочных моторов Honda
Все двигатели Honda — четырехтактные
Буквы в обозначении мотора, например: BF 10 D2 S H S E
- BF – обозначение всех лодочных моторов производства Honda;
- 10 – мощность мотора в л.с.;
- D2 – семейство ( D ) и модельный год (2 = 2002г.);
- S, X, L – высота транца (короткий, длинный, сверхдлинный соответственно);
- H, R – тип управления (дистанционное управление или румпельная рукоятка);
Модели с дистанционным управлением оборудованы электростартером и выходом для зарядки аккумулятора 12В–6А. Все остальные типы оборудованы выходом для зарядки аккумулятора 12В-12А.
Эта позиция может отсутствовать:
- S – электрический стартер, система подзарядки аккумулятора 12В-12А (без электростартера 12В-6А);
- G – газовый подъём мотора;
- E – регион, для которого предназначен мотор ( E = Европа).
Расшифровка буквенных обозначений в лодочных моторах HONDA
BF — обозначение всех 4-х тактных лодочных моторов производства Honda
20 — мощность мотора в л.с.
A2 — семейство (A) и модельный год (2=2002г)
S — высота транца короткий 381 мм.(BF-20 D3 SRTE)
L — высота транца, длинный 508 мм.
X — высота транца, сверхдлинный, 635 мм.
E — регион, для которого предназначен мотор (E-европа);
B — система подзарядки аккумулятора (может не указываться)
H — управление с румпеля
R — дистанционное управление
S — электростартер (если S в последних 2-х буквах BF20D3 LHSU)
D — ручной запуск
G — подъем газовым цилиндром
T — электрогидроподъем
Расшифровка, модификации серийного номера лодочного мотора Honda (Хонда), комплектация двигателя
Часто задаваемые вопросы по лодочным моторам Honda это:
- Где на моторе находится номер (шильдик)?
Мы постараемся показать и расшифровать все это.
Расположение идентификационного номера
Номер двигателя выштампован на правой стороне картера двигателя.
Серийный номер рамы выштампован на табличке, расположенной справа на транцевом кронштейне.
Расшифровка маркировки лодочных моторов Honda
На странице представлены таблицы для расшифровки моделей лодочных/подвесных моторов Хонда.
Важно знать, что таблицы — не есть 100% верная и точная информация, они не идеальны и созданы в первую очередь для выбора каталога, которым можно пользоваться.
Самые точные данные может дать только производитель по номеру мотора и номеру двигателя.
BF — означает, что производитель мотора HONDA MARINE.
Модель | Специальные опции | Мощность, л. с. | Модельный ряд | Длина | Рулевое управление | Стартер | Подъём | Рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
только BF2 | 2 | DX = 1999 | S = 15″ | H = Румпель (с рукояткой дросселя) | A = Америка | |||
DY = 2000 | L = 20″ | C (H) = Центробежное сцепление | C = Канада | |||||
D1 = 2001 | D = Европа | |||||||
D2 = 2002 | J = Япония | |||||||
D3 = 2003 | N = Япония | |||||||
D4 = 2004 | ||||||||
D5 = 2005 | ||||||||
D6 = 2006 | ||||||||
AK0/DK0 = начиная с 2007 | ||||||||
AK0/DK1 = начиная с 2007 | ||||||||
Пример: BF2D1SCHA = Honda, 2 лошадинных силы, 2001 модель, 15″, Центробежное сцепление / С румпелем (рукояткой дросселя), Америка. | ||||||||
Внимание: для моделей после 2006 года HONDA MARINE создало специальные обозначения даты выпуска. |
Модель | Специальные опции | Мощность, л. с. | Модельный ряд | Длина | Рулевое управление | Стартер | Подъём | Рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BF8D–BF9.9D | P = Гребной винт высокой тяги | 8–9.9 | D1 = 2001 | S = 15″ | H = Румпель (Tiller handle) | S = Электростартер | A = Америка | |
BF15D–BF20D | = стандартный винт | 15–20 | D2 = 2002 | L = 20″ | R = Пульт Дистанционного Управления | = Ручной | C = Канада | |
D3 = 2003 | XL = 25″ | T = Электронный стартер / С устройством подъема мотора | D = Европа | |||||
D4 = 2004 | J = Япония | |||||||
D5 = 2005 | N = Япония | |||||||
D6 = 2006 | ||||||||
AK0/DK0 = начиная с 2007 | ||||||||
AK1/DK1 = начиная с 2007 | ||||||||
Пример: BFP8D1LHSA = Honda, Гребной винт высокой тяги, 8 лошадинных сил, 2001 модель, 20″, Румпель (Tiller handle), Электростартер, Америка. | ||||||||
Внимание: для моделей после 2006 года HONDA MARINE создало специальные обозначения даты выпуска. |
Модель | Специальные опции | Мощность, л. с. | Модельный ряд | Длина | Рулевое управление | Стартер | Подъём | Рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BF2 | 2 | AM/T = 1997 | S = 15″ | S = Электростартер | A = Америка | |||
BF5 | 5 | AW = 1998 | L = 20″ | = Ручной | C = Канада | |||
BF8A | 8 | AX = 1999 | XL = 25″ | D = Европа | ||||
BF15 | 15 | AY = 2000 | J = Япония | |||||
начиная с 2000 BF9.9 | 9,9 | A1 = 2001 | N = Япония | |||||
A2 = 2002 | ||||||||
A3 = 2003 | ||||||||
A4 = 2004 | ||||||||
A5 = 2005 | ||||||||
A6 = 2006 | ||||||||
AK0/DK0 = начиная с 2007 | ||||||||
AK1/DK1 = начиная с 2007 | ||||||||
Пример: BF5AK0LAS = Honda, 5 лошадинных сил, 2007 модель, 20″, Америка, Электростартер | ||||||||
Внимание: для моделей после 2006 года HONDA MARINE создало специальные обозначения даты выпуска. |
Модель | Специальные опции | Мощность, л. с. | Модельный ряд | Длина | Рулевое управление | Стартер | Подъём | Рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BF5–BF20 | P = Гребной винт высокой тяги | 5–20 | D1 = 2001 | S = 15″ | H = Румпель (с рукояткой дросселя) | S = Электростартер | A = Америка | |
= Гребной винт стандартный | D2 = 2002 | L = 20″ | C(H) = Центробежное сцепление / С устройством подъема мотора | = Ручной | C = Канада | |||
D3 = 2003 | XL = 25″ | D = Европа | ||||||
J = Япония | ||||||||
N = Япония | ||||||||
Пример: BFP5D1LHSA = Honda, Гребной винт высокой тяги, 5 лошадинных сил, 2001 модель, 20″, Румпель (с рукояткой дросселя), Электростартер, Америка | ||||||||
Внимание: для моделей после 2006 года HONDA MARINE создало специальные обозначения даты выпуска. |
Модель | Специальные опции | Мощность, л. с. | Модельный ряд | Длина | Рулевое управление | Стартер | Подъём | Рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BF25–BF90 | 25–90 | AM/T = 1997 | L = 20″ | H = Румпель (Tiller handle) | J = Водомет | A = Америка | ||
AW = 1998 | X = 25″ | R = Пульт Дистанционного Управления | T = Регулировка наклона и подъема мотора | C = Канада | ||||
AX = 1999 | J = Jet 20″ | G = С гидроцилиндром подъема мотора | D = Европа | |||||
AY = 2000 | = Ручной | J = Япония | ||||||
A1 = 2001 | N = Япония | |||||||
A2 = 2002 | ||||||||
A3 = 2003 | ||||||||
A4/D4 = 2004 | ||||||||
A5/D5 = 2005 | ||||||||
A6/D6 = 2006 | ||||||||
AK0/DK0 = начиная с 2007 | ||||||||
AK1/DK1 = начиная с 2007 | ||||||||
Пример: BF25AK0LRTA = Honda, 25 лошадинных сил, 2007 модель, 20″, Пульт Дистанционного Управления, Регулировка наклона и подъема мотора, Америка | ||||||||
Внимание: для моделей после 2006 года HONDA MARINE создало специальные обозначения даты выпуска. |
Модель | Специальные опции | Мощность, л. с. | Модельный ряд | Длина | Рулевое управление | Стартер | Подъём | Рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BF25–BF225 | 25 | AX = 1999 | S = 15″ | R = Пульт Дистанционного Управления | T = Регулировка наклона и подъема мотора | A = Америка | ||
115 | AY = 2000 | L = 20″ | H = Румпель (Tiller handle) | = Ручной | C = Канада | |||
225 | A1 = 2001 | X = 25″ | J = Водомет | D = Европа | ||||
A2 = 2002 | XX = 30″ | J = Япония | ||||||
A3 = 2003 | N = Япония | |||||||
A4 = 2004 | ||||||||
A5 = 2005 | ||||||||
A6 = 2006 | ||||||||
AK0/DK0 = начиная с 2007 | ||||||||
AK1/DK1 = начиная с 2007 | ||||||||
Пример: BF25A1LRTA = Honda, 25 лошадинных сил, 2001 модель, 20″, Пульт Дистанционного Управления, Регулировка наклона и подъема мотора, Америка | ||||||||
Внимание: для моделей после 2006 года HONDA MARINE создало специальные обозначения даты выпуска. |
Модель | Специальные опции | Мощность, л. с. | Модельный ряд | Длина | Рулевое управление | Стартер | Подъём | Рынок |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
BF115–BF250 | 115–250 | AX = 1999 | L = 20″ | A = Америка | ||||
AY = 2000 | X = 25″ | C = Канада | ||||||
A1 = 2001 | XX = 30″ | D = Европа | ||||||
A2 = 2002 | J = Япония | |||||||
A3 = 2003 | N = Япония | |||||||
A4 = 2004 | ||||||||
A5 = 2005 | ||||||||
A6 = 2006 | ||||||||
AK0/DK0 = начиная с 2007 | ||||||||
AK1/DK1 = начиная с 2007 | ||||||||
Пример: BF115AK0LA = Honda, 115 лошадинных сил, 2007 модель, 20″, Румпель (с рукояткой дросселя), Америка | ||||||||
Внимание: для моделей после 2006 года HONDA MARINE создало специальные обозначения даты выпуска. |
Комплектация лодочных моторов Honda
Упаковка лодочных моторов Honda
Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»