Меню

Устройство колеса автомобиля тойота

Устройство автомобильного колеса

Устройство автомобильного колеса:
1 — шина;
2 — обод;
3 — ступица

Колесо автомобиля состоит из пневматической шины, обода, соединительного элемента (диска), ступицы и пневматических шин.
В зависимости от конструкции обода и соединительного элемента колеса могут быть разборными и неразборными, дисковыми и бездисковыми. Ступица колеса обеспечивает его свободную установку на оси автомобиля.

Неразборное колесо с глубоким ободом

Обод служит для соединения шины с колесом. С этой целью ему придается специальная форма. Колесо в сборе должно быть сбалансировано, балансировочные грузики крепятся к ободу с помощью пружинных зажимов или клея. На большинстве легковых автомобилей и грузовых небольшой грузоподъемности используются глубокие, неразборные ободья.
Глубокий обод жестко соединяется с диском, который служит для крепления колеса к ступице с помощью болтов или гаек со шпильками. Полки глубокого обода имеют конусную форму для плотной посадки шины на обод. Угол наклона полок составляет, как правило (5±1)°. Полки обода заканчиваются закраинами, имеющими определенную форму и служащих боковыми упорами для шины.
Расстояние между закраинами называется шириной профиля обода. В средней части обода имеется углубление, необходимое для облегчения монтажа и демонтажа шины на обод. Это углубление (ручей) может быть расположено симметрично относительно плоскости колеса или со смещением.

Размеры и профиль обода регламентированы соответствующими стандартами. На каждый обод наносится соответствующая маркировка, из которой можно узнать размеры и профиль. Основные размеры обода, ширину профиля и диаметр, как правило, все изготовители указывают в дюймах, за исключением компании Michelin, которая применяет для этого миллиметры.
Пример маркировки: 5J × 13H2 ET 30, где:
5 — ширина обода в дюймах;
13 — диаметр обода в дюймах;
J и H2 — конструктивные особенности профиля обода;
ET 30 — вылет (от немецкого слова Einpresstiefe — ET) 30 мм.

Положительное (а) и отрицательное (б) плечо обката управляемого колеса

Вылет колеса (выступ) является важным параметром. Любое колесо должно «охватывать» ступицу, к которой оно крепится, потому что центр пятна контакта шины с дорогой смещается относительно вертикальной оси, проходящей через центр ступицы на небольшую величину, которая рассчитывается при конструировании подвески и рулевого управления автомобиля.
Величина вылета особенно важна для управляемых колес, потому что положение пятна контакта относительно оси поворота колеса играет важную роль в определении характеристик поворота автомобиля.

Неразборные колеса с глубоким ободом обычно центрируются на ступице с помощью центрального отверстия. Если диаметр центрального отверстия больше, чем у посадочной части ступицы, то центрирование осуществляется по коническим (или сферическим) поверхностям в отверстиях диска, предназначенных для крепления болтами или гайками. Иногда для лучшего центрирования и облегчения монтажа используют пластмассовые кольца, которые устанавливаются перед монтажом колеса на ступицу в центральное отверстие диска.
Колесные диски легковых автомобилей изготавливаются штамповкой из стали с последующей сваркой обода и диска или из легких сплавов (алюминиевых или магниевых). Наиболее прочные колеса из легких сплавов — кованые. Они имеют мелкозернистую структуру и высокую прочность при малой массе. Легкосплавные колеса дороже стальных, но эстетически привлекательнее. Колеса изготавливались и из композитных материалов: например, еще в 70-е гг. фирма Citroёn выпускала армированные углепластиковые колеса, которые весили в два раза меньше металлических. Однако из-за высокой стоимости таких колес они устанавливаются только на дорогих спортивных автомобилях.

Конструкция разборного обода грузового автомобиля:
1 — закраина;
2 — обод;
3 — разрезная часть обода;
М — ширина обода;
D — диаметр обода

Разборные ободья применяют для колес большинства грузовых автомобилей и автобусов. Разборные ободья могут быть дисковыми и бездисковыми. Наиболее часто используются разборные ободья с коническими посадочными полками.

Бездисковое колесо, его общий вид (а) и крепление колеса (б):
1 — секторы колеса;
2 — ступица;
3 — крепление;
4 — шпилька;
5 — гайка

Читайте также:  Замена термостата 406 двигатель газель

Шины грузовых автомобилей имеют большие размеры и высокую жесткость, поэтому монтаж таких шин на неразборные ободья затруднен. Разборные ободья позволяют облегчить эту задачу. Для некоторых шин грузовых автомобилей большой грузоподъемности применяют разборные ободья с распорными кольцами. Такие ободья состоят из двух частей, соединяемых между собой болтами. Такая конструкция надежно удерживает шину на колесе независимо от значения давления воздуха в шине.
Ступицы колес изготавливают из стали или ковкого чугуна. К ним крепятся элементы тормозных механизмов, диски и барабаны. Ступица устанавливается на подшипниках, которые должны воспринимать не только радиальные, но и осевые усилия от действия боковых сил. В ступицах устанавливают конические роликовые или шариковые радиально-упорные подшипники.
В подшипники колес закладывается смазка, выдерживающая высокие температуры. Для предотвращения вытекания смазки и попадания грязи подшипники уплотняются сальниками.

Шины и диски «Тойоты Короллы»: параметры, маркировка, разболтовка колес

На один и тот же диск можно поставить как летнюю, так и зимнюю покрышку. Радиальные (R) и диагональные (без буквенного обозначения) автошины различаются расположением нитей корда в слоях каркаса.

При выборе новых колес на машину на Toyota Corolla подбирайте изделия с параметрами, рекомендованными японским концерном. Должен учитываться не только диаметр колеса, но и разболтовка колес «Тойоты Короллы», характеристики покрышки и диска.

Шины и диски: основные параметры

  • ширина;
  • высота;
  • внутренний диаметр (равен диаметру диска);
  • индекс покрышки, учитывающий допустимую нагрузку;
  • класс скорости;
  • сезонность (для зимы, лета или всесезонные).

Колесные диски Тойоты Королла

При выборе диска учитывают 8 параметров:

  • расположение нитей корда (радиальное или диагональное);
  • ширину обода;
  • диаметр;
  • конструктивные особенности;
  • вылет;
  • число крепежных элементов, их диаметр, конструкцию и форму;
  • радиус отверстия под ступицу машины;
  • способ изготовления диска.

На один и тот же диск можно поставить как летнюю, так и зимнюю покрышку. Радиальные (R) и диагональные (без буквенного обозначения) автошины различаются расположением нитей корда в слоях каркаса. В диагональных шинах нити протянуты от боковины к боковине по диагонали, а в R направляются от борта к борту без перекрещивания. Конструкция диагональных покрышек проще, они лучше воспринимают удары, но сцепные свойства хуже, так как во время нагрузок протектор подвергается повышенной деформации (сильно сжимается). На всех «Короллах» стоят шины радиальной конструкции.

Крепление дисков автомобиля Toyota Corolla реализовано вторым способом. Для всех марок и поколений используются гайки одного размера: М12х1,5.

В зависимости от способа изготовления, диски бывают стальными (штампованными) и легкосплавными (литыми и коваными). Первые самые дешевые, поддаются рихтовке. Литые диски выбирают из-за привлекательного внешнего вида. Они легче штамповки, более хрупкие. Кованые изделия прочные и жесткие, но и самые дорогие. Ряд водителей устанавливает на штамповку колпаки. Выполненные из пластика накладки копируют кованые диски – колеса выглядят дороже.

Учимся читать маркировку шин и дисков

Для примера рассмотрим обозначение, отпечатанное на резине «Тойоты Короллы» IX поколения: 205/55 R16 91V.

Покрышка радиальной конструкции (в обозначении есть буква R), шириной 205 мм. Отношение значения высоты к ширине – 55%. Чтобы вычислить параметр, нужно величину ширины умножить на 0,55. В этом примере высота покрышки 112,75 мм.

Колесный диск – 16 дюймов. Некоторые ошибочно считают, что буква R означает радиус, и читают параметр «Р15» или «Р16» как радиус 15 или 16 дюймов. В действительности R с цифровым значением – это диаметр.

Маркировка шин и дисков

Индекс покрышки – 91, то есть на каждую ось автомобиля должно приходиться не более 615 кг. Класс скорости – V – шина рассчитана на езду со скоростью 240 км/ч и выше. Численные значения коэффициентов покрышек и классов скорости для шин Toyota Corolla приведены в таблицах 1 и 2.

Читайте также:  Проколоть колеса машины какое наказание

Таблица 1. Расшифровка индексов покрышек

Обозначение индекса Допустимый вес на ось автомобиля, кг
81 462
82 475
84 500
86 530
87 545
88 560
91 615
92 630
93 650

Таблица 2. Расшифровка классов скорости

Обозначение класса Верхний предел скорости эксплуатации, км/ч
S 180
T 190
H 210
V 240 и более
W 270

На диске «Короллы» можно встретить код вида: 6Jx16 ET 45 4х100 d54,1. Расшифруем все параметры. Ширина обода – 6 дюймов, дисковый диаметр – 16 дюймов. Под буквами «Jx» зашифрованы конструктивные особенности диска. Число крепежных отверстий – 4, их центры расположены на мнимой окружности d100 мм. Дисковый вылет (ЕТ45) равен 45 мм, аббревиатура ET означает, что величина измеряется в миллиметрах. Последняя цифра (54,1) обозначает диаметр отверстия в центре диска в миллиметрах.

Размеры колес «Тойоты Короллы»

Первое авто Corolla сошло с конвейера в 1966 году. С тех пор конструкция машины претерпела множество изменений. Менялся и размер колес «Тойоты Короллы».

Размеры колес «Тойоты Короллы»

Данные по автомобилям, выпускаемым на рынок Европы начиная с 1991 года, сведены в таблицу 3. Параметры верны для целого поколения, независимо от установленного АКПП (механика, автомат, робот) и двигателя.

Таблица 3. Параметры колес «Короллы»:

Поколение Годы выпуска Устанавливаемые шины Устанавливаемые диски Давление в шинах, бар
Передние колеса Задние колеса
VII

1992-1997 165/70 R14 81H 5.5Jx14 ET45 2.5 2.2 165/70 R14 81H 5Jx14 ET45 175/65 R14 82H 5.5Jx14 ET45 6Jx14 ET45 185/60 R14 82H 2.3 2.1 185/65 R14 86H 2.2 VIII (Е110) 1997-2000,

165/70 R14 81T 5Jx14 ET45 2.2 175/65 R14 82H 185/65 R14 86H 5.5Jx14 ET45 2.3 2.2 185/65 R14 86T 6Jx14 ET45 185/55 R15 82V 5.5Jx15 ET45 2.4 195/55 R15 84V 6Jx15 ET39 IX (Е120, E130) 2000-2004,

175/70 R14 84H 5.5Jx14 ET45 2.2 195/60 R15 88V 6Jx15 ET45 195/55 R16 87V 6Jx16 ET45 2.3 2.2 205/55 R16 91V 2.2 Corolla Fielder (E120) 2000-2006, включая

175/70 R14 84S 5.5Jx14 ET45 2.2 185/70 R14 88S 6Jx14 ET45 2.3 2.2 195/60 R15 88V 6Jx15 ET45 2.4 Corolla Fielder (E140) 2006-2008,

195/65 R15 91S 195/55 R16 86V 6Jx16 ET45 2.2 рестайлинг: 2008-2012 185/65 R15 88S 6Jx15 ET45 2.4 2.2 X (Е150) 2007-2010,

195/65 R15 91H 6Jx15 ET39 2.2 195/60 R15 88T 205/55 R16 91V 6.5Jx16 ET45 215/45 R17 87W 7Jx17 ET45 225/45 R17 93V 7Jx17 ET39 Corolla Fielder (E160) 2012-2015,

175/65 R15 84H 5Jx15 ET39 2.3 185/60 R15 84H 5.5Jx15 ET45 рестайлинг 2017-2020 185/60 R15 84H 5.5Jx15 ET45 2.5 2.4 185/55 R16

5.5Jx16 ET45 2.3 XI (E170) 2013-2016,

195/65 R15 91H 6Jx15 ET39 2.2 205/55 R16 91V 6.5Jx16 ET45 215/45 R17 87V 7Jx17 ET50 2.2 E210 2019-2021 195/65 R15 91H 6.5Jx15 ET40 2.5 2.4 205/55 R16 91V 7Jx16 ET40 2.2 2.1 225/45 R17 91W 7.5Jx17 ET40 225/40 R18 92W 8Jx18 ET40 2.3

В отдельную ветвь выделены автомобили Corolla Fielder. Пятидверные универсалы, поставляемые в Россию, несколько отличаются от японок, оставшихся в стране восходящего солнца. У машин для российского рынка передние фары такие же, как и у «Короллы» седан, задние огни стилизованны под европейскую Corolla (в кузове седан и хэтчбек), в базовой комплектации на крыше есть рейлинги.

Варианты замены колес «Тойоты Короллы»

Цветом в таблице выделены параметры заводских колес (оригиналов), без выделения – варианты допустимой замены.

Какое давление в шинах Corolla должно быть

Давление в шинах «Тойоты Короллы», в зависимости от установленных колес, может принимать значение от 2,1 до 2,5 бар. В таблице 3 приведены рекомендуемые величины для автомобилей, продаваемых в Европе. Отклонение от рекомендованного давления приводит к ухудшению управляемости, повышенному износу и разрушению резины, увеличению расхода топлива.

Вылет

Вылет – это линейное расстояние между внутренним торцом диска, соприкасающимся со ступицей, и серединой обода.

Нулевой, положительный и отрицательный вылет

Колесо с отклонениями по данной величине зачастую без проблем встает на штатное место. Многие водители не придают параметру ET должное значение. Установка диска с неверным вылетом приводит к изменению условий работы всех элементов подвески. Точка приложения сил смещается от рассчитанной конструкторами, что увеличивает износ компонентов и может привести к внезапной поломке. Кроме того, неизбежное смещение центров дисков приводит к смещению рулевой оси, что отрицательно сказывается на управляемости.

Вычислить ET можно по формуле:

где L – расстояние от внутренней плоскости до внутреннего торца, l – ширина диска. На колесах «Тойоты Короллы» вылет принимает значение от 39 до 50 мм.

Сверловка дисков «Тойоты Короллы»

Сверловка диска (PCD) – это диаметр расположения отверстий под крепежные элементы. В зависимости от размерности дисков «Тойоты Короллы» PCD принимает разные значения. Каждое колесо Corolla XI поколения и старше крепится 4 гайками, центры которых лежат на окружности d100. Диаметр отверстия в центре диска равен 54,1 мм. Подобными размерами обладают и автомобили «Тойота Королла Филдер» всех возрастов.

Зачем нужно знать разболтовку колес

Разболтовка колес «Тойоты Короллы» представляет собой комплекс из 4 параметров, относящихся к посадочным размерам:

  • число отверстий под крепежные элементы;
  • сверловка;
  • расстояние между отверстиями под крепеж;
  • радиус отверстия под ступицу.

В сокращенном виде под разболтовкой дисков «Тойоты Короллы» часто понимают первые 2 характеристики. При покупке колес нужно внимательно сравнивать параметры, рекомендуемые производителем и прописанные на новом диске.

Как измерить разболтовку колесных дисков на «Королле»

Посадочные размеры дисков Corolla европейки можно взять из раздела «Сверловка дисков». При желании разболтовка колес «Тойоты Короллы» измеряется вручную. Для этого понадобится линейка (штангенциркуль) и калькулятор.

Сверловка считается по формуле:

где k – коэффициент, зависящий от числа гаек, S – расстояние между центрами двух соседних отверстий.

Визуализация измерения представлена на чертеже:

Измерение разболтовки колесных дисков

Для удобства параметр S можно замерять не между центрами, а от края одного отверстия до соответствующего края другого.

По другому методу, чтобы измерить разболтовку Toyota Corolla 120, «Тойоты Филдер» NZE144 2014 года выпуска или другой модели с 4 отверстиями, нужно произвести замер параметра S не между соседними, а между противоположными отверстиями. В этом случае PCD=S. Посадочные размеры дисков «Тойоты Короллы 150» и другого поколения с 5 крепежными элементами также можно замерить по второму методу. Полученное расстояние между не соседними элементами должно быть умножено на 1,051.

Можно ли поменять разболтовку

Вмешиваться в конструкцию автомобиля категорически не рекомендуется. Использовать колеса, сверловка которых отличается от рекомендованной на пару миллиметров, ни в коем случае нельзя. Диски встанут на штатные места, и внешне все будет нормально. Но затянуть крепежные элементы в достаточной мере не получится. Колесо сядет на ступицу неплотно, что может привести к его непроизвольному откручиванию во время движения.

Все элементы можно найти в оригинальном исполнении или реплики, но в любом случае цена работы велика. Бюджетный, но менее надежный вариант – установить специальные проставки.

Размер дисков «Тойоты Короллы» и характеристики шин влияют на управляемость, ходовые качества автомобиля, расход бензина, износ элементов ходовой и безопасность вождения. Заменять предусмотренные производителем параметры (давление в шинах, разболтовку и прочие характеристики) не рекомендуется.

Adblock
detector