Все об устройстве газонокосилки электрической и способах устранения мелких неисправностей
Давно остались в прошлом газонокосилки «толкательного» типа. Ножам, чтобы облегчить работу, дали привод от электродвигателя. Устройство газонокосилки электрической по-прежнему остаются простыми, но некоторые нюансы появились.
С электрическими устройствами территорию вокруг коттеджа или загородного дома легко привести в ухоженный участок, подчеркнуть определенный уровень, которого удалось в ландшафтном дизайне достичь хозяину. При помощи косы и даже триммера такого результата не получить, поскольку не удастся срезать траву, выдержав одинаковую высоту.
Устройство
Все электрические газонокосилки устроены одинаково. Они имеют платформу для крепления мотора, вал которого располагается параллельно земле. На валу электрического устройства закреплен нож (или два), при помощи которого скашивают сорняки. Чтобы скашивание было качественным, скорость режущего электрического инструмента должна быть высокой.
Сама платформа для удобства снабжается четырьмя колесами и ручкой с закрепленными на ней элементами, управляющими двигателем. Она предназначена для толкания устройства вперед и управления электрической косилкой.
Крепление колес может быть жестким и быть поворотными. В первом случае придется приподнимать на поворотах два колеса. Поворотные предусматривают применение меньшей физической силы.
Помимо этого, они меньше «портят» газон. Поэтому, если посажены на газоне цветы, находятся качели, беседки и т.д., то применять рекомендуется колеса поворотные. Газонокосилки электрические с такими колесами удобны для ухода за участками под кустарниками и деревьями.
Двигатель закрыт корпусом, одновременно защищающим от травмирования случайными предметами оператора, работающего с электрической газонокосилкой. Материалом, используемым для его изготовления, чаще является пластмасса и реже – металл. Как видно, устройство газонокосилки электрической достаточно простое.
Травосборник
Скошенная и оставленная на газоне трава превращает участок в не эстетичный, а кроме того, высыхая, она потребует очистки газона граблями, например. Если же убрать сорняки не успевают до дождя, трава загнивает и приводит к появлению на газоне проплешин. Поэтому, правильнее будет, если косилка электрическая снабжена будет травосборником.
Конструктивно они делятся на:
- жесткие;
- мягкие;
- комбинированные, т.е. сами они мягкие (выполнены из ткани, а верх жесткий).
В емкости травосборника предусмотрены отверстия для циркуляции воздуха. Расположены травосборники в задней части электрического устройства. Устройство их должно быть таким, чтобы позволяло легко извлекать емкость для очистки.
Чем больше объем травосборника, тем его придется реже очищать, значит, меньше времени будет затрачиваться.
Эта деталь выполняет кошение сорняков, поэтому должна быть надежной. Нож должен быть выполнен из высококачественной специальной стали. Газонокосилка может быть укомплектована одним или несколькими ножами, что зависит от модели.
Нельзя косить участки, на которых имеются камни, чтобы не сломать нож и не вывести из строя устройство.
Сняв нож с газонокосилки электрической, его можно заменить новым или заточить. Для этого, придется старый снять, для чего косилку подготавливают — отключают от питания. Далее, лезвие фиксируют, чтобы не проворачивалось.
Крепится лезвие одним болтом по центру или двумя. Чтобы их открутить потребуется торцевой или накидной ключ. Пассатижи лучше не применять, чтобы «не слизать» грани.
Если снять болт не получается, потому, что он прикипел, можно воспользоваться жидким ключом WD-40.
Ручка
Служит эта деталь для управления устройством: толкания вперед и разворотов. На ней устанавливается кнопка, включающая мотора. Поэтому основные требования к ручке – удобство, прочность, возможность настройки под рост работающего.
Рекомендуем:
Основные неисправности
Их не так много, но необходимо их определить и грамотно устранить:
- не срезает сорняки. Означать это может, что затупились ножи и сломались. Рекомендуется покупать на каждый сезон новый нож и притом, только тот, который необходим для конкретной модели. В случае, если нож затупился, его аккуратно извлекают для заточки. Если опыта заточки нет, операцию правильнее доверить специалистам. Заточив нож с двух сторон под 30 градусов, его устанавливают на прежнее место, не нарушая балансировку. В противном случае возникает вибрация и шум, приводящие к разрушению подшипников. Проверяют балансировку, надев нож на отвертку. Если одна из сторон окажется тяжелее, нужно будет сточить с этой стороны металл;
- устройство перемещается с трудом по газону. Возможно, косят слишком высокие сорняки и нужно отрегулировать высот скоса. Также проверить стоит, не заедают ли (свободно ли вращаются) колеса или каток. Они могут быть забиты мусором или травой. Нужно осмотреть и очистить детали;
- перегревается мотор. Причина может скрываться в заблокированном воздухозаборе, т.е. снижено поступление воздуха. Необходимо очистить воздухозаборные решетки от скопившейся травы;
- не работает устройство электрическое совсем (не подает признаков жизни). В случае обнаружения такой поломки, начните с проверки ножей, отключив устройство и, если они забиты травой, то очистить их, вращая цилиндр в обратную сторону, до тех пор, пока он начнет вращаться свободно.
Если с ножами все в порядке, проверьте на разрыв приводные ремни. Возможно, они вытянулись, оборвались, износились, или просто соскочили со шкива.
Чтобы это проверить, с ремней снимают крышку, ослабляют винты крепления и приближают друг к другу шкивы — маленький и большой.
На шкив меньшего диаметра надевают новый ремень, затем его постепенно «накручивают» на большой, плавно вращая последний.
После установки на место обоих шкивов, натягивают ремни и затягивают винты.
Проверяют натяжение ремня (прогиб не должен превышать 4 мм), ставят крышку на прежнее место;
- обрыв электрошнура. Во время работы шнур сворачиваясь и разворачиваясь, перемещается по газону, поэтому в конце концов его внутренние проводники ломаются. Поэтому его и следует проверить на обрыв, при обнаружении которого, провод необходимо заменить, предварительно выключив газонокосилку и сняв крышку выключателя.
Чтобы шнур отсоединить, нужен шестигранник 1 мм, который вставляют в отверстия для проводников, ослабляя зажимы. Вынув и проверив провод на наличие обрыва, устанавливают его же или новый, соблюдая полярность;
- вышел из строя выключатель. Лучше провести его диагностику в сервисном центре. Там же, если потребуется, производят его замену;
- отсутствует электропитание.
Самой простой причиной может быть электрическая косилка, которую не включили в розетку. Если не работают и иные приборы, включенные в эту же цепь, следует проверить автоматы на щитке или предохранители.
Как менять масло
Для всех, кто периодически сталкивается со скашиванием сорняков, газонокосилка является незаменимой вещью. Простое устройство, тем не менее, иногда требует обслуживания, в число которого входит замена масла, применяемого для охлаждения механизма, что мотору позволяет функционировать на высоких оборотах.
Помимо этого, масло служит защитой деталей электрического устройства, хранящихся при отрицательных температурах.
Периодичность замены масла, определяется техническим состоянием двигателя. В устройствах новых поменять масло в газонокосилках необходимо непосредственно после завершения обкатки, т.е. спустя 5-6 часов непрерывной работы.
В дальнейшем, замену производят еще через 5-10 часов. Тогда в моторе не скапливается мусор. В двигателе не новом срок между заменой масла увеличивается до 25-50 часов, что соответствует 2-3 месяцам.
Определить, что масло нуждается в замене можно и по его цвету: как только появляется черный оттенок, нужно произвести замену, чтобы не заклинил мотор.
Весь процесс по замене жидкости делится на этапы:
- слив старого масла;
- поворот электрической газонокосилки сливным отверстием вниз;
- установка устройства в горизонтальное положение;
- заливка нового масла через горловину до имеющейся на картере отметки.
Какое масло залить в газонокосилку зависит от температуры окружающей среды, в которой эксплуатируется садовый инструмент. Правильно пользоваться жидкостью SAE-30, если на улице 5-30 градусов. Масло, вязкость которого 10W-30, подходит для межсезонья, а серия 5W-30 наиболее предпочтительна зимой.
Нельзя обойти вниманием Synthetic 5W-30 – надежное средство, обеспечивающее работу устройства при небольших отрицательных температурах.
Установка лески
Леску используют как режущий инструмент. Желательно подбирать ее того диаметра, который предназначен для косилки данного типа. В случае, если ее берут большего диаметра, это может вызывать перегрев и выход мотора и втулок из строя.
При выборе лески диаметра меньшего снижается эффективность работы, а расход самой лески увеличивается.
Важно: не рекомендуется применять тросы, леску армированную и провод.
Заменить леску можно двумя способами:
- намотав ее на шпульку;
- установив шпульку с уже намотанной леской (новую).
Если выбран первый способ, важно правильно намотать леску на газонокосилку, для чего удерживают шпульку одной рукой, а второй отворачивают нажимную головку, вращаемую по стрелке часов.
Потом проверяют, свободно ли перемещается болт внутри.
Далее извлекают шпульку и находящуюся в ней пружину. Протирают их ветошью. Также очищают вал и внутреннюю поверхность корпуса. После этого, леску складывают пополам, а концы пропускают в два удерживающих паза.
Натягивая ее, уменьшают до минимума петлю. Длина лески должна составлять 7, 5 метров, а витки плотно лежать друг к другу. Леску наматывают в направлении, указанном на шпульке двумя концами сразу, поместив указательный палец между ними во избежание перехлеста.
Установив пружину в шпульку, последнюю помещают в корпусе. Затем, потянув резко за оба конца одновременно, ее извлекают из пазов.
Важно: пружину помещают в шпульку до сборки катушки. В собранную катушку устанавливают нажимную головку, затем, ее закручивают против часовой стрелки.
Также меняют леску на газонокосилке, заменяя шпульку новой, на которую уже леска намотана: пружину вынимают из извлеченной из корпуса катушки шпульки, протирают, как указано выше, переустанавливают в новую шпульку с леской пружину, продевают концы лески во втулки корпуса.
Осталось поместить на место шпульку, установить правильно головку нажимную и закрутить ее, выполнив вращение против часовой стрелки.
Еще проще произвести замену тросика для газонокосилки: нужно купить новый и установить его на место поврежденного.
Частой причиной поломки ручного стартера газонокосилки является пружина, заменить которую сможет каждый. Достаточно раскрутить стартер, снять шкив, открутив шуруп и освободив пружину. Ее можно купить отдельно, как и весь стартер полностью, но можно отремонтировать своими руками.
Заменив пружинку новой, на нее устанавливают шкив и выполняют действия в обратном порядке. Затем накручивают трос, чтобы пружинка стояла с натягом.
Как сделать ремонт газонокосилки своими руками?
Тем, кто имеет земельные участки очень хорошо знакомо, что такое борьба с сорняками.
Особенно когда часто идут дожди и трава растет не по дням, а по часам. Ранее, а иногда и сейчас, этот вопрос решали с помощью старой доброй косы.
Но технологии не стоят на месте и теперь в этом деле помогают такие помощники, как электрическая и бензиновая газонокосилки.
Бензиновая косилка имеет несколько весомых преимуществ перед электрической, таких, как мобильность и отсутствие опасности удара электрическим током. Но есть и много недостатков, например: высокая цена, много шума, дорогое топливо и значительный вес.
Рис. 1. Ремонтируемая газонокосилка
Электрические косилки дешевле, легче, работают на недорогой энергии, и не сложны в обслуживании и ремонте. Эти преимущества и становятся главной причиной их большой популярности среди покупателей такого вида техники.
Но несмотря на довольно неплохое качество, неправильная эксплуатация и большая нагрузка, могут вывести аппарат из строя. В таких случаях не стоит сразу нести аппарат в ремонтную мастерскую, а попробовать найти и устранить причину поломки самостоятельно. Тем более, как говорилось выше, электрические газонокосилки не имеют так много узлов и деталей, как бензиновые.
Главное иметь некоторые инструменты и веру в себя. В этой статье я как раз и покажу вам, как делал ремонт газонокосилки своими руками.
Рис. 2. Газонокосилка фирмы AL-KO
За пример взята газонокосилка фирмы AL-KO, у которой возникли серьезные проблемы в работе, а именно: остановка двигателя без нагрузки и сильный его перегрев. Мотор останавливается, гудит и запустить его снова, помогает только повторное нажатие кнопки «ПУСК». Перезапускать кнопку приходится практически через каждые 30 секунд, а при дальнейшей работе и чаще.
Конечно, и так можно работать, но это очень раздражает и придает чувство, что где-то проблема.
Поэтому захотелось разобраться где?
После работы косилки в течение часа, была замеряна температура двигателя. К нему нельзя было прикоснуться пальцем. Он прямо излучал жар. Если и дальше не обращать внимания и продолжать работать на такой косилке, неизбежно выйдет из строя электродвигатель.
Необходимо определить причину перегрева мотора. Для этого нужно снять верхнюю крышку корпуса, под которой находится двигатель и его цепи питания.
Крышка держится на шести винтах со шляпкой под крестовую отвертку.
Откручиваем эти винты и снимаем крышку — движением вверх.
Рис. 4. Снятие крышки
Сняв ее можно увидеть крыльчатку, конденсатор, два разъема и сам мотор.
С первого взгляда невидно никаких особых проблем. От температуры немного потемнела обмотка двигателя, но пока это не критично.
Рис. 5. Крыльчатка, конденсатор, два разъема и сам мотор
Чтобы более тщательно осмотреть конденсатор, необходимо открутить крепление и вытащить его наружу.
Рис. 6. Вытаскиваем конденсатор
Конденсатор каких-то внешних повреждений не показал.
Рис. 6.1. Конденсатор в газонокосилке
Чтобы его проверить, нужно отсоединить конденсатор и на короткое время подать питание на двигатель. Если он не запустился и начал гудеть — значит конденсатор цел, потому, что с ним двигатель запускался. Отключаем питание и подсоединяем разъем емкости обратно к цепи двигателя.
Далее, пробуем покрутить крыльчатку. Она насажена на ось ротора и вращается довольно туго.
Рис. 7. Крутим крыльчатку
А причиной такого тяжелого вращения, является механический тормоз, который для безопасности, останавливает вращение двигателя при отключении питания.
Он похож на втулку, которая свободно перемещается сверху вниз, по оси ротора.
Когда напряжение на двигатель не подано, эта втулка прижимается верхней частью о крышку, на которой приклеено две резиновые полосы. Таким образом, происходит торможение ножа, закрепленного на валу ротора.
При подаче питания, втулка тормоза под воздействием магнитного поля втягивается к центру ротора и обеспечивает свободный ход.
Рис. 8. Механический тормоз
При внимательном осмотре, этой втулки с тормозом было замечено, что в момент включения двигателя, тормоз втягивается и дает валу свободное вращение, но через 2-3 секунды снова освобождается и начинает тормозить мотор. Такого быть не должно. Отсюда и остановка ножа во время работы и перегрев двигателя.
Чтобы узнать, в чем причина такой работы, необходимо снять и разобрать двигатель.
Для этого отсоединяем разъемы и кладем аппарат на бок, чтобы добраться к зажимным винтами. Доступ к ним закрывает нож с элементами крепления.
Чтобы его снять, вначале нужно открутить болт крепления ножа (cм. рисунок ниже).
Рис. 9. Откручиваем болт крепления ножа
Делается это ключом на девятнадцать.
Направление вращения, как у обычного болта, а не с левой резьбой. То есть, откручивать его следует против часовой стрелки, а закручивать по часовой.
Головка болта пластмассовая, поэтому используя ключ, его нужно хорошо насаживать, чтобы не «слизать» грани.
После извлечения болта, снимается нож и его пластмассовый диск.
Рис. 10. Снимаем нож
Рисунок 11
Под ним находится втулка высоты. С ее помощью можно незначительно опустить нож.
Регулировка производится шайбами, подложенными под втулку (см. рисунки ниже).
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Все снимаем, остается только вал двигателя и шестигранные винты его крепления.
Ключ для этих болтов имеет расстояние между гранями в 6 мм. Откручиваем их против часовой стрелки. Снимая последний винт, одной рукой, придерживаем двигатель.
Рис. 15. Вал двигателя. Откручиваем болты
Далее, ставим косилку на колеса, и обхватив двигатель руками — подымаем его.
Рис. 16.
Рис. 16. Двигатель газонокосилки
Рис. 17. Двигатель газонокосилки
Чтобы разобрать мотор, нужно освободить стягивающие шпильки. Откручиваем их все.
Рис. 18. Разбираем мотор газонокосилки
Снимаем крыльчатку с помощью двух отверток.
Рис. 19. Снял крыльчатку
Переходим к снятию задней крышки. В этом поможет деревянный брусок и молоток.
Но сначала нужно чем-то острым пометить положение крышек по отношению к корпусу двигателя.
Рис. 20. Пометка положения крышек
Кладем двигатель на бок и ударяем молотком, через деревянную прокладку, по заднему валу.
Рис. 21. Ударяем по заднему валу
Мотор в этот момент должен держать другой человек.
Ударяем до того момента, пока ось до конца не выйдет с подшипника.
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
Еще можно поднять двигатель вертикально и ударить валом о деревянную дощечку. Такой способ тоже можно извлечь вал из подшипника.
Если вал вышел, снимаем крышку, втулку тормоза и две скобы на нем с помощью отвертки.
Рис. 25. Снимаем 2 скобы отверткой
Рис. 26. Втулка тормоза
Теперь, когда элементы тормоза удалены, устанавливаем заднюю крышку обратно. Ищем ранее поставленные метки, и совмещает их.
Рис. 27. Элементы тормоза удалены
Рис. 28. Устанавливаем заднюю крышку обратно
Продеваем разъем с проводами в вырез крышки.
Далее, надеваем крышку с подшипником на вал и постукивая по ней со всех сторон, добиваемся полной установки.
Бить по крышке следует не сильно, чтобы не треснул хрупкий алюминий. Поэтому удары нужно наносить через дерево или резину.
Рис. 29. надеваем крышку с подшипником
Когда крышка с подшипником плотно «села», закручиваем стягивающие шпильки. Зажимать их следует постепенно по диагонали. При этом добиваемся максимальной легкости вращения вала двигателя.
Рис. 30. Закручиваем стягивающие шпильки
Далее, насаживаем крыльчатку на ротор. С ее помощью двигатель охлаждается при работе.
Рис. 31. Насаживаем крыльчатку на ротор
Сначала крыльчатку надеваем руками, а после, легкими постукиваниями молотком по центру. Слишком глубоко «садить» деталь также не следует, иначе она будет цепляться за крышку двигателя.
Теперь опускаем двигатель в посадочное место.
Рис. 32. Опустили двигатель в посадочное место
Подключаем разъемы мотора и конденсатора. Очень важно не перепутать какой штекер куда. Иначе двигатель будет работать некорректно. Поэтому при разборке все надо подписывать и фотографировать.
Рис. 33. Подключаем штекеры
Далее, нужно закрепить мотор. Для этого кладем косилку на бок, и придерживая двигатель за крыльчатку, совмещаем отверстия для болтов.
Закрутив все четыре болта, дожимаем их шестигранным ключом. Делать это нужно тоже по диагонали.
Рис. 34. Закручиваем болты
После этого, на вал насаживаем следующую деталь.
Рис. 35. Насаживаем деталь
На нее устанавливаем основание для ножа и сам нож.
Нож должен быть установлен изгибами вверх. Они нужны для того, чтобы выталкивать скошенную траву назад в контейнер.
Рис. 36. Устанавливаем нож обратно
Вся эта конструкция зажимается болтом с пластмассовой головкой. Пробуем вращать нож рукой. Он должен двигаться без затираний и скрипов.
Рис. 37. Зажимаем болт
Теперь ставим машинку на колеса, и устанавливаем защитный кожух. Закрепляем его винтами.
Рис. 38. Устанавливаем защитный кожух
Включаем двигатель и слушаем его работу. При этом не должно быть посторонних звуков, а только легкое шуршание ножа.
Окончательно проверяем косилку на участке травы.
Рис. 39. Газонокосилка исправна!
Как видно, машина справляется со своей задачей без отключений и торможений. Теперь можно не боятся, что двигатель перегреется, и выйдет из стоя.