Зарядка аккумуляторных фонарей от бортовой сети автомобиля
Предлагаемое устройство предназначено для зарядки карманных аккумуляторных фонарей со встроенным зарядным устройством (ЗУ) от бортовой сети автомобиля или другого источника постоянного напряжения 12. 14 В. От аналогичного устройства, описанного в статье С. Гуреева «Устройство для зарядки аккумуляторных фонарей от бортовой сети автомобиля» («Радио», 2007, № 8, с. 49, 50), предлагаемое отличается вдвое меньшим числом деталей и намного меньшими габаритами.
Принцип работы подробно описан в упомянутой статье, коротко он сводится к следующему. Как правило, встроенные ЗУ фонарей содержат выпрямитель и балластный конденсатор. Его емкость определяет ток зарядки (а значит, и ее продолжительность) и рассчитана на переменное напряжение 220 В частотой 50 Гц. Чтобы обеспечить требуемый ток зарядки при меньшем переменном напряжении, необходимо пропорционально увеличить его частоту. Описываемое устройство является источником переменного напряжения прямоугольной формы амплитудой около 10 В и частотой несколько килогерц. Благодаря этому зарядку можно проводить без доработки или разборки фонаря (если, конечно, известен зарядный ток аккумуляторной батареи), используя его штатную вилку, предназначенную для подключения к сети 220 В.
Схема устройства изображена на рис. 1. Его основа — генератор импульсов, собранный на микросхеме TDA7052 (DA1), представляющей собой мостовой усилитель ЗЧ с коэффициентом усиления напряжения 38. 40дБ и максимальной выходной мощностью 1,2 Вт (на нагрузке сопротивлением 8 Ом). Благодаря положительной обратной связи через цепь R1C2R2C3 (пассивный полосовой фильтр) возникает генерация на частоте около 10 кГц. Противофазные импульсы напряжения с этой частотой и скважностью около двух через подстроеч-ные резисторы R3 и R4 поступают на розетку XS1, к которой подключают заряжаемый фонарь. Первым из них устанавливают ток зарядки (его максимальное значение — около 75 мА), второй выполняет функции датчика тока, параллельно которому подключен светодиод HL1 — индикатор процесса зарядки. По изменению яркости его свечения судят о ходе процесса: вначале напряжение аккумуляторной батареи минимально и светодиод заметно светится, а по мере ее зарядки увеличивается, из-за чего ток через светодиод уменьшается и яркость его свечения снижается.
Чертеж печатной платы, на которой монтируют все детали, кроме вилки ХР1 и плавкой вставки RJ1, показан на рис. 2. Изготавливают ее из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 1. 1,5 мм. Плата рассчитана на применение постоянных резисторов Р1-4, МЛТ, С2-23, подст-роечных СПЗ-19а, оксидного конденсатора (С1) фирмы Jamicon и керамических К10-17 (остальные). Резистор R2 устанавливают над микросхемой DA1. Розетка XS1 — приборного типа, по завершении монтажа деталей ее приклеивают к плате (рис. 3), а выводы гнезд соединяют короткими отрезками луженого провода с печатными проводниками.
К бортовой сети автомобиля устройство подключают двужильным шнуром, оканчивающимся стандартной вилкой, вставляемой в гнездо прикуривателя. В вилке монтируют плавкую вставку на ток 0,2 А. После проверки работоспособности и налаживания плату с деталями желательно покрыть слоем эпоксидного клея для защиты от влаги и повреждений.
Налаживание устройства начинают с установки требуемого тока зарядки. Для этого фонарь с заряженной аккумуляторной батареей подключают к устройству, движок подстроечного резистора R3 переводят в крайнее правое (по схеме) положение, а резистора R4 — в крайнее левое и подают питающее напряжение. Резистором R3 устанавливают требуемый ток зарядки, а резистором R4 добиваются слабого свечения светодиода HL1. Поскольку регулировки взаимосвязаны, операции с этими резисторами придется повторить два-три раза. Если установить требуемый ток не удастся, необходимо повысить частоту генератора, заменив С2 и СЗ конденсаторами меньшей (обязательно одинаковой) емкости.
Если же технические характеристики аккумуляторной батареи фонаря неизвестны, то предварительно определяют зарядный ток, обеспечиваемый штатным ЗУ при подключении его к сети 220 В. Для этого фонарь придется разобрать и измерить ток в цепи батареи в режиме зарядки.
Автор: И. Нечаев, г. Москва
Мнения читателей
Блин,дожились!Использовать усилители в качестве зарядных устройств это чтото новое
Олег / 26.12.2009 — 20:17
Классная схемка. Спасибо!Обязательно попробую. 🙂
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:
Устройство для зарядки аккумуляторных фонарей от бортовой сети автомобиля
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Журналы, книги, сборники
▪ Архив статей и поиск
▪ Схемы, сервис-мануалы
▪ Электронные справочники
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Голосования
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Справочник:
▪ Большая энциклопедия для детей и взрослых
▪ Биографии великих ученых
▪ Важнейшие научные открытия
▪ Детская научная лаборатория
▪ Должностные инструкции
▪ Домашняя мастерская
▪ Жизнь замечательных физиков
▪ Заводские технологии на дому
▪ Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
▪ Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
▪ Искусство аудио
▪ Искусство видео
▪ История техники, технологии, предметов вокруг нас
▪ И тут появился изобретатель (ТРИЗ)
▪ Конспекты лекций, шпаргалки
▪ Крылатые слова, фразеологизмы
▪ Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
▪ Любителям путешествовать — советы туристу
▪ Моделирование
▪ Нормативная документация по охране труда
▪ Опыты по физике
▪ Опыты по химии
▪ Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
▪ Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
▪ Охрана труда
▪ Радиоэлектроника и электротехника
▪ Строителю, домашнему мастеру
▪ Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
▪ Чудеса природы
▪ Шпионские штучки
▪ Электрик в доме
▪ Эффектные фокусы и их разгадки
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(200000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
Зарядка аккумуляторных фонарей от бортовой сети автомобиля
Предлагаемое устройство предназначено для зарядки карманных аккумуляторных фонарей со встроенным зарядным устройством (ЗУ) от бортовой сети автомобиля или другого источника постоянного напряжения 12. 14 В. От аналогичного устройства, описанного в статье С. Гуреева «Устройство для зарядки аккумуляторных фонарей от бортовой сети автомобиля» («Радио», 2007, № 8, с. 49, 50), предлагаемое отличается вдвое меньшим числом деталей и намного меньшими габаритами.
Принцип работы подробно описан в упомянутой статье, коротко он сводится к следующему. Как правило, встроенные ЗУ фонарей содержат выпрямитель и балластный конденсатор. Его емкость определяет ток зарядки (а значит, и ее продолжительность) и рассчитана на переменное напряжение 220 В частотой 50 Гц. Чтобы обеспечить требуемый ток зарядки при меньшем переменном напряжении, необходимо пропорционально увеличить его частоту. Описываемое устройство является источником переменного напряжения прямоугольной формы амплитудой около 10 В и частотой несколько килогерц. Благодаря этому зарядку можно проводить без доработки или разборки фонаря (если, конечно, известен зарядный ток аккумуляторной батареи), используя его штатную вилку, предназначенную для подключения к сети 220 В.
Рис. 1
Схема устройства изображена на рис. 1. Его основа — генератор импульсов, собранный на микросхеме TDA7052 (DA1), представляющей собой мостовой усилитель ЗЧ с коэффициентом усиления напряжения 38. 40дБ и максимальной выходной мощностью 1,2 Вт (на нагрузке сопротивлением 8 Ом). Благодаря положительной обратной связи через цепь R1C2R2C3 (пассивный полосовой фильтр) возникает генерация на частоте около 10 кГц. Противофазные импульсы напряжения с этой частотой и скважностью около двух через подстроечные резисторы R3 и R4 поступают на розетку XS1, к которой подключают заряжаемый фонарь. Первым из них устанавливают ток зарядки (его максимальное значение — около 75 мА), второй выполняет функции датчика тока, параллельно которому подключен светодиод HL1 — индикатор процесса зарядки. По изменению яркости его свечения судят о ходе процесса: вначале напряжение аккумуляторной батареи минимально и светодиод заметно светится, а по мере ее зарядки увеличивается, из-за чего ток через светодиод уменьшается и яркость его свечения снижается.
Рис. 2
Чертеж печатной платы, на которой монтируют все детали, кроме вилки ХР1 и плавкой вставки RJ1, показан на рис. 2. Изготавливают ее из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 1. 1,5 мм. Плата рассчитана на применение постоянных резисторов Р1-4, МЛТ, С2-23, подстроечных СПЗ-19а, оксидного конденсатора (С1) фирмы Jamicon и керамических К10-17 (остальные). Резистор R2 устанавливают над микросхемой DA1. Розетка XS1 — приборного типа, по завершении монтажа деталей ее приклеивают к плате (рис. 3), а выводы гнезд соединяют короткими отрезками луженого провода с печатными проводниками.
К бортовой сети автомобиля устройство подключают двужильным шнуром, оканчивающимся стандартной вилкой, вставляемой в гнездо прикуривателя. В вилке монтируют плавкую вставку на ток 0,2 А. После проверки работоспособности и налаживания плату с деталями желательно покрыть слоем эпоксидного клея для защиты от влаги и повреждений.
Налаживание устройства начинают с установки требуемого тока зарядки. Для этого фонарь с заряженной аккумуляторной батареей подключают к устройству, движок подстроечного резистора R3 переводят в крайнее правое (по схеме) положение, а резистора R4 — в крайнее левое и подают питающее напряжение. Резистором R3 устанавливают требуемый ток зарядки, а резистором R4 добиваются слабого свечения светодиода HL1. Поскольку регулировки взаимосвязаны, операции с этими резисторами придется повторить два-три раза. Если установить требуемый ток не удастся, необходимо повысить частоту генератора, заменив С2 и C3 конденсаторами меньшей (обязательно одинаковой) емкости.
Если же технические характеристики аккумуляторной батареи фонаря неизвестны, то предварительно определяют зарядный ток, обеспечиваемый штатным ЗУ при подключении его к сети 220 В. Для этого фонарь придется разобрать и измерить ток в цепи батареи в режиме зарядки.
Смотрите другие статьи раздела Автомобиль. Аккумуляторы, зарядные устройства .
Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.
Тема: Зарядка аккумулятора от бортовой сети
Опции темы
Отображение
Зарядка аккумулятора от бортовой сети
Тема следующая:
имеется надувная лодка, у ней электромотрчик, а у него скоро будет тяговый аккумулятор на
100А/Ч. Планируются поездки на природу на два и более дней и во время покатушек неа лодке аккумулятор просто таки обязан будет разрядиться.
Вопрос:
Не приключиться ли чего плохого с электрикой и/или аккумулятором автомобиля, если я в бортовую розетку у подлокотника вставлю конвертер на 220В, а в него зарядное устройство для тягового аккумулятора лодки? Ток заряда не будет превышать 8-10А, на время зарядки двигатель будет работать на холостых. Или может есть другие способы заряда аккумулятора «в поле»?
Бензогенератор небольшой мощности 0,5-1 квт за 4-5 т.р.
CAMRY ACV31R (2004г. черная)
Лучше непосредственно с клемм аккумулятора автомобиля. Какая мощность у зарядки ? Розетка держит 150 Вт .
Идеальное решение. тыров за 15-20 найти можно, на 92 бензине. Со штатной проводкой авто я-бы эксперименты не ставил
ну если ток заряда до 10А? мощность = произведению тока на напряжение. 10А*14В= до 140Вт плюс потери на кпд 0.9 140* 1.1= до 154Вт на розетке.Должон потянуть.Если предохранитель выбьет, ничего страшного.А лучще сразу запитать преобразователь напрямую от акк авто. А геливый акк для заряда напрямую к борт сети я бы без ограничинетельного резистора (лампочки от головного света) не цеплял бы.Может разряженный и шарахнуть, тогда мало не покажется, все же 100а.ч не шутка
Аккумулятор будет не гелевый — дороговаты они, а нужен от силы месяц в год, не у воды живу-то =( Бензогенератор не хочется из-за шума, машинка таки тише будет работать =) Хотя если за 4-5 тыщ, то можно и этот вариант рассмотреть, думал они дороже. А не разрядится ли аккумулятор машины, если двиг тока на холостых будет молотить несколько часов, а нагрузка будет 100-150 Ватт? Потянет ли генератор авто?
Потянет и не разрядится, если акк не убитый(если остаточная емкость много ниже заявленной, но и здесь при отключении нагрузки достаточно помолотить еще мин 15-30 и дохлый акк зарядится).
А генератора хватит за глаза, правда не на ХХ. Ведь головной свет из 4-х ламп и двух противотуманок тянет на 6*50Вт= 300Вт плюс потребление борт сети авто еще как мин 3-5А*14В прибавте габариты и ничего авто (генератор) исправно справляется с этой нагрузкой.
Спасибо, именно такого научного разъяснения и ожидал =) Посмотрю исчо в сторону генераторов, но место в багажнике и шумность все же немалые минусы.
Не прокатит . придется таки на все время зарядки увеличить обороты до тысячи хотя бы , иначе 10 ампер генератор не отдаст лодочному аккуму. Ну и ( как уже говорили) лучше не пользоваться розетками , а вешать его параллельно штатному аккуму. желательно через контрольный амперметр ( можно тестер )
А в остальном идея имеет право на жизнь.
Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.
Где ты ничего не знаешь — там тебе ничего не надо .
Если часто выезжаете а природу, то это идеальный вариант для энергообеспечения .
Я не раздаю рыбу. Я раздаю удочки.
Где ты ничего не знаешь — там тебе ничего не надо .
если обычный кислотный акк от авто, то проще зарядить напрямую не долговременным методом постоянным током, а быстрым методом постоянного напряжения.Для это методика таже, что и при прикуривании зимой другого авто. 1.Заглушить движек.2. подключить паралельно не перепутав полярность донорский аккк к аккк в борт сети, начиная с плюсового провода.3. запустить двигатель.4. желательно на 2000об\мин помолотить движком пол часа.При этом донор зарядится более чемн а 50%,а учитывая, что наверняка донор не новый, то зарядится и на 70%.А вот дальше уже засада
После получения заряда в 75% ток заряда уже небольшой и тут можно молотить движком на ХХ уже неск часов, чтобы приподнять акк
Закон экспоненты