Меню

Устройство автомобилей гусеничных тягачей

Гусеничная техника, колесные тягачи, автомобили повышенной проходимости

Классификация базовых изделий и их характеристика

ГУСЕНИЧНЫЕ И КОЛЕСНЫЕ БАЗОВЫЕ МАШИНЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

БАЗОВЫЕ МАШИНЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Глава 1

Что же является предметом нашего изучения? Вы уже слышали такие сочетания слов, как «инженерная техника», «средства инженерного вооружения», «инженерное имущество». Дадим определения этим понятиям.

Средства инженерного вооружения —материально-технические средства, состоящие на вооружении или снабжении войск и предназначенные для использования при выполнении задач инженерного обеспечения действий войск. Средствами инженерного вооружения являются инженерная техника, инженерное имущество и инженерные боеприпасы.

Инженерная техника —образцы средств инженерного вооружения, использование которых требует закрепления за ними подготовленного личного состава (экипажей, расчетов) и которым установлены плановые виды ремонтов, а также нормы расхода ресурсов, исчисляемые в моточасах (часах) работы или в километрах пробега.

Инженерное имущество — средства инженерного вооружения, поставляемые по нормам табелизации и снабжения, не требующие закрепления личного состава, которым не установлены или не определены годовые нормы расхода ресурсов, а также агрегаты, узлы, запасные части к инженерной технике и расходные материалы

Итак, предметом нашего изучения является ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА.

В ходе оснащения Вооруженных сил РФ инженерной техникой, для ее создания требуются базовые машины, на которых размещается рабочее и вспомогательное оборудование.

К базовым изделиям относится боевая или транспортная техника, шасси которой используется при создании различной военной техники, в том числе и машин инженерного вооружения (МИВ).

Существующие и перспективные типажи автотракторной техники включают также и самостоятельный класс базовых изделий — инженерные тягачи, предназначенные для создания наиболее сложных конструкций специализированной инженерной техники.

В качестве базовых изделий при соответствующей доработке применяются: гусеничные и колесные тягачи (общего назначения и инженерные), гусеничные транспортеры и боевые машины пехоты, средние танки и самоходные артиллерийские установки, автомобили повышенной проходимости.

Доработка образцов автотракторной и бронетанковой техники, выбранных в качестве базы МИВ, включает: усиление их корпусов и рам; удаление элементов, которые не будут использоваться; усиление, стабилизацию или выключение подвески; установку узлов отбора мощности; определение мест и установку кронштейнов крепления основного и дополнительного рабочего оборудования; определение возможных изменений режимов работы; уточнение периодичности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта, а также номенклатуры ремонтных комплексов.

Специально созданные для инженерных войск базовые изделия наиболее полно удовлетворяют требованиям армейской эксплуатации и учитывают специфические особенности рабочих режимов МИВ. В конструкциях таких изделий предусмотрен отбор мощности с широким диапазоном рабочих передач.

Гусеничная техника служит базой для создания траншейных, котлованных и путепрокладочных землеройных машин, а также базой для мостоукладчиков, установок разминирования и минных заградителей. В тех случаях, когда требуется высокий уровень защиты экипажа от γ-излучения и ударной волны, в качестве базы используются танки и другая гусеничная бронированная техника, а в остальных случаях — гусеничные транспортеры-тягачи.

При создании МИВ используются средний танк и тяжелый гусеничный транспортер-тягач, которые преодолевают подъемы 30 — 32°, развивают скорость 36 — 65 км/ч. Эти довольно высокие для гусеничной техники тягово-динамические качества достигаются благодаря высокой удельной мощности (12,2 — 12,5 кВт/т) и сравнительно небольшим удельным давлениям на грунт (0,06 — 0,08 МПа).

К числу положительных особенностей гусеничной техники относятся: высокий коэффициент сцепления гусениц с грунтом (на суглинистой дороге 0,8 — 1), малое удельное давление на грунт, способность легко преодолевать траншеи, канавы и некоторые другие препятствия, высокая устойчивость гусениц при воздействии на них пуль и осколков. К недостаткам относятся: довольно низкий КПД в транспортном режиме, сравнительно небольшой запас хода по гусеницам (у современной инженерной техники 3000 — 9000 км), разрушение покрытий дорог, значительная масса деталей ходовой части (30—40% от массы изделия).

Колесные тракторы и тягачи служат базой для войсковой землеройной и дорожной техники, а именно: легкий трактор — для траншейно-котлованной машины, десантируемой парашютным способом (ПЗМ-2), средний — для высокопроизводительной землеройной и путепрокладочной техники (ПКТ-2, ТМК-2 и др.).

Колесные тягачи, используемые в качестве базовых машин для МИВ, как правило, полноприводные, двухосные. Они имеют максимальную скорость — 45 км/ч, минимальную — 0,023—0,4 км/ч. По максимальным скоростям они существенно уступают автомобилям повышенной проходимости. Колесные тягачи могут преодолевать подъемы до 30° и уклоны до 20°, броды глубиной 1,2 м. Удельная мощность тягачей с максимально допустимыми массами рабочего оборудования равна 10 кВт/т, т. е. практически такая же, как у некоторых автомобилей повышенной проходимости. Это позволяет им двигаться в отдельных дорожных условиях со средними маршевыми скоростями.

Читайте также:  Сборка двигателя снегоход рысь 440

Короткобазовые колесные тягачи имеют оригинальную компоновку. Её особенностью является расположение кабины примерно в средней части тягача, что обеспечивает практически равную обзорность как вперед, так и назад. Кабины тягачей металлические, герметичные, оборудованы фильтровентиляционными установками, тягачей обеспечивающими очистку воздуха и необходимое внутреннее избыточное давление. В кабине инженерного колесного тягача (ИКТ) установлены два сиденья. Сиденья развернуты одно относительно другого на 180°. Для обеспечения возможности управления тягачом с любого сиденья приводы рулевого механизма и тормозов, а также основные контрольные приборы сдублированы. Эта особенность позволяет управлять землеройным оборудованием, навешенным спереди и сзади. Колесные тягачи по сравнению с автомобилями значительно лучше приспособлены для создания на их базе некоторых МИВ, особенно землеройных. В этих целях на них установлены уменьшитель скоростей или дополнительная коробка передач, гидротрансформатор или механическая коробка передач с фрикционным переключением передач, механизмы отбора мощности для привода специального оборудования и некоторые другие специальные механизмы. К недостаткам конструкций колесных тягачей следует отнести отсутствие системы регулирования давления воздуха в шинах и сравнительно низкую плавность хода. Эти конструктивные недостатки, а также сравнительно невысокие максимальные скорости не обеспечат в некоторых дорожных условиях маршевых скоростей, установленных для боевых машин.

К недостаткам колесной техники, ограничивающим ее применение в качестве базовой для МИВ, относятся: ограничение нагрузки на ось (согласно ГОСТ 9314—59 у колесной техники, предназначенной для эксплуатации на дорогах I и II категорий, нагрузка на ось не должна превышать 100 кН); высокие удельные давления на грунт (0,1—0,55 МПа); низкий КПД при больших тяговых нагрузках (при номинальном тяговом усилии коэффициент буксования достигает 25—30%); сравнительно небольшой коэффициент сцепления шин (на суглинистой дороге 0,5—0,6); низкая устойчивость шин при воздействии на них пуль и осколков.

Автомобили повышенной проходимости используются в качестве базовых для стреловых кранов различной грузоподъемности, одноковшовых экскаваторов, бурильных установок, самоходных механизированных мостов и других МИВ.

Благодаря высоким тягово-динамическим свойствам автомобили повышенной проходимости могут преодолевать подъемы до 30° и уклоны до 20°, могут двигаться по снежной целине и вне дорог. Максимальные скорости движения составляют 80 — 95 км/ч.

Высокие показатели тягово-динамических свойств полноприводных автомобилей достигаются значительной удельной мощностью (10 — 15 кВт/т) и сравнительно небольшим удельным давлением на опорную поверхность (0,08 — 0,13 МПа).

Грузоподъемность базовых полноприводных автомобилей МИВ —от 0,6 до 9 т.

На автомобили устанавливаются как дизельные, так и карбюраторные, V-образные, водяного охлаждения поршневые двигатели. Для облегчения пуска они оборудованы предпусковыми подогревателями. Карбюраторные двигатели имеют удельную массу (2,7—3,9 кг/кВт). У дизельного двигателя удельная масса достигает 5,7 кг/кВт, но он более экономичен. Удельный расход топлива у него равен 240 г/кВт*ч, а у карбюраторных — 325 г/кВт-ч.

В целях увеличения сцепления и уменьшения сопротивления движению в тяжелых дорожных условиях на автомобили повышенной проходимости устанавливают широкопрофильные шины в сочетании с возможностью изменения давления воздуха в них в пределах (0,05-0,07) — (0,28-0,32) МПа. Автомобили оборудуются системой регулирования давления воздуха в шинах.

Автомобили повышенной проходимости (АПП) имеют довольно высокую плавность хода. Современные автомобили грузоподъемностью 2 т могут двигаться по булыжному шоссе со скоростью 41 км/ч, в то время как аналогичные автомобили старых образцов в этих условиях двигались только со скоростью 29 км/ч. Это обеспечивается высокой эластичностью шин, удлинением рессор и установкой телескопических амортизаторов на все колеса. Рессоры передних мостов автомобилей грузоподъемностью 2; 7,5 и 9 т соединяются с рамой через резиновые подушки. Подвески мостов тележек трехосных автомобилей балансирно-рессорные. Передача тяговых и тормозных усилий на раму осуществляется реактивными штангами.

Отбор мощности на привод специального оборудования может осуществляться от коробок передач и раздаточных коробок. От раздаточных коробок разрешается отбирать мощность, как в стационарных условиях, так и в движении, а от коробок передач во избежание чрезмерного износа синхронизаторов — только в стационарных условиях. На некоторые автомобили лимитируется величина отбираемой мощности. Так, коробка отбора мощности, установленная на коробке передач автомобиля грузоподъемностью 4,5 т, позволяет отбирать только 20% максимальной мощности двигателя, а коробка отбора мощности, установленная на его раздаточной коробке, — 40%. Приводы колес всех автомобилей, кроме автомобиля грузоподъемностью 2 т, осуществляются через неблокируемые дифференциалы малого трения. У двухосного автомобиля грузоподъемностью 2 т привод осуществляется через дифференциал повышенного трения кулачкового типа, обеспечивающий значительное перераспределение крутящих моментов между колесами одного моста.

Читайте также:  Двигатель hr16de капитальный ремонт

Приводы колес передних ведущих мостов снабжены шарнирами равных угловых скоростей (шарикового или дискового типа), благодаря которым достигается равномерное вращение колес при повороте с включенным приводом.

Привод передних управляемых колес ИКТ осуществляется через асинхронные карданные шарниры с крестовиной.

Базовые изделия для основных МИВ приведены в табл. 1.1.

Базовые изделия машин инженерного вооружения

Наименование и марка МИВ Марка базовой машины, принятая за основу при разработке
Траншейная машина БТМ-3, Котлованная машина МДК-2М, Путепрокладчик БАТ-М АТ-Т /артиллерийский тягач тяжёлый/
Котлованная машина МДК-3, Путепрокладчик БАТ-2 МТ-Т /многоцелевой тягач тяжёлый /
Инженерные машины разграждения ИМР, ИМР-2, ИМР-3 Т-55, Т-72, Т-90 /основные танки/
Механизированные мосты МТУ-20, МТУ-72, МТУ-90 Т-55, Т-72, Т-90 /танки/
Инженерная разведывательная машина ИРМ БМП-1 /боевая машина пехоты/
Установка разминирования УР-77 МТ-ЛБ /многоцелевой тягач легкий бронированный/
Траншейная машина ТМК-2, Путепрокладчик ПКТ-2, Бульдозер-корчеватель БКТ-РК2 КЗКТ-538 /инженерный колёсный тягач/
Универсальная дорожная машина УДМ, Траншейная машина ТМК-3 К-702 /трактор/
Полковая землеройная машина ПЗМ-2 Т-155 /трактор/
Понтонный парк ПМП-М, Одноковшовые экскаваторы ЭОВ-4421, Механизированный мост ТММ-3, Буровая установка ПБУ-200 КрАЗ-255 /АПП/
Понтонный парк ППС-84, Мостостроительная установка УСМ, Автомобильный кран КС-3576, ЭОВ-4422 КрАЗ-260 /АПП/
Понтонные парки ПП-91, ПП-2004, Одноковшовые экскаваторы ЭОВ-3521, Кран военного назначения КС-3574М1, УСМ-3 и др. Урал-532361, Урал-532361 /АПП/
Комплект мостостроительных средств КМС-1Э, Войсковая фильтровальная станция ВФС-10 ЗИЛ-131 /АПП/
Самоходный паром ГСП Плавающий транспортер ПТС-М ПТ-76 /плавающий танк/, из узлов и агрегатов танка Т-55
Плавающий транспортер ПТС-2, Паромно-мостовая машина ПММ-2 Смонтированы на специальных гусеничные шасси из узлов и агрегатов танков Т-55 и Т-64

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Гусеничный транспортировочный тягач – труженик во все времена

Транспортировка техники, грузов, специального оборудования и различных средств была бы невозможной, если не такая простая, но надежная разработка, как гусеничный тягач. Что представляет собой данный вид специальной техники и почему он стал настолько популярным? История отводит нас в эпоху мировых войн, когда техника на поле боя только начала активно появляться, заменяя собой человеческие ресурсы, конную тягу, превосходя по мощности все, что было известно в те времена.

Немного истории, описание военных моделей

Несмотря на то, что первые тягачи появились еще до Первой мировой войны, особенное развитие они получили именно в годы 1941-43. Изначально это была чисто военная разработка, которая предназначалась для транспортировки артиллерийских орудий, зенитных установок, взятия на буксир застрявшей военной техники. Она активно использовалась всеми странами на многочисленных фронтах боевых действий. Стоит только упомянуть «Сталинец», который заслуженно считается настоящим тружеником той страшной войны. Многие любят говорить, что если бы не «Сталинец», победа не могла быть достигнута никаким путем, возможно, в этом и есть доля истины.

Несмотря на все это, в период СССР и после него, гусеничная техника и тягачи в частности стали развиваться по нескольким сценариям, начали появляться и гражданские образцы, которые можно встретить и по сей день. Некоторые из них трудятся в составе подразделений МЧС, локализуя последствия стихийных бедствий и помогая спасти жизни людей. Другие же в составе строительной техники, задействованы на сельском хозяйстве. Ниже предлагается рассмотреть, какие изменения произошли в данного рода технике, какие модификации были выпущены и в чем заключается главная изюминка гусеничных тягачей, произведенных в СССР.

МТ-МБ(У)

Итак, какие основные модификации гусеничных тягачей были выпущены еще во время СССР. Данная разработка представляет собой уникальный по конфигурации тягач, рассчитанный на транспортировку военной техники, вооружения, многочисленных типов артиллерийских систем. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для данной модификации была специально разработан отдельная группа прицепов, с помощью которых он мог обеспечивать транспортировку военных грузов на значительные расстояния.

Производство было налажено в 1969 году, специальная техника стала одним из основных вспомогательных средств советской армии. Несмотря на то, что сегодня данный тягач уже не используется, его до сих пор можно встретить в составе пожарных поездов, в частях МЧС, разбросанных по всей территории России и других стран СНГ, ранее входивших в СССР. Относится разработка к классу «малогабаритных», использовалась для выполнения разных целей;

Читайте также:  Чип тюнинг дмитрия аяшева

МТ-ЛБу

Это второе, опытное название данного специального средства – «объект 10», оно также было разработано и выпущено советскими инженерами, но уже в конце 1960-х годов. Отличительной особенностью техники можно назвать возможность преодолевать водоемы и различные водные преграды. Также отличается наличием гусеничного шасси и универсальным корпусом, способным легко и практично чувствовать себя и на земле и на суше. Планировалось изначально специальное средство как мощный тягач, способный обеспечивать тягу застрявшей в небольших водоемах военной техники.

Данная разработка была создана в России и принята на вооружение в 1992 году. Используется до сих пор как многоцелевое средство среднего типа. Транспортер-тягач может применяться для выполнения совершенно разных задач, поставленных перед ним армейским командованием. К примеру, это может быть буксировка к месту выполнения стрельб различных артиллерийских систем, а также станций орудийной наводки.

Как и для многих других моделей армейского назначения, специально были созданы прицепы. Данное специальное средство может обеспечивать транспортировку нескольких прицепов, общей массой не более чем 15 тонн. Помимо этого, разработка получила широкое применение в качестве специально оснащенной транспортной базы под последующий монтаж ракетного, инженерного и артиллерийского вооружения, военной техники.

Еще одним советским образцом гусеничных тягачей можно назвать модель МТ-Л (или, согласно его разработке «изделие 8»). Принята специальная техника на вооружение армии еще в 1964 году и прослужила длительный период времени, выполняя различные задания армейского командования по транспортировке самой разной техники и грузов. В частности, тягач предусматривает возможность транспортировки различных артиллерийских систем и грузов на прицепах при условии, что их масса не превышает показатель в 7 тонн.

Это может быть и военная техника, например, тягач часто использовался для буксировки застрявших военных машин на безопасное расстояние. Успел послужить многоцелевой тягач и в качестве базы для различных средств специального назначения, иных транспортных потребностей.

Образцы строительной техники

Для обеспечения гражданских нужд было разработано ограниченное, но функциональное количество образцов техники, которые и по сей день можно встретить во время выполнения разных работ. К примеру, гусеничный тягач ГТМ-6.0, отличительной особенностью которого является высокая многофункциональность.

Изначально, данная разработка предназначалась исключительно для использования в качестве базы с целью последующей установки на нее различного по конфигурации навесного оборудования, использующего пассивные рабочие органы (к примеру, это касается ПКТ, БКТ). Среди особенностей данного тягача можно выделить установленный четырехтактный двигатель ЯМЗ. Мощность агрегата составляет порядка 300-310 лошадиных сил. Это позволяет обеспечивать отличную тягу и выдерживать значительные нагрузки, оказываемые в процессе транспортировки.

Характеристики и параметры установленного оборудования

Привод лебедки в данной специальной технике осуществлялся непосредственно от коробки отбора мощности. В трансмиссии имелось реверсивное устройство, которое позволяло перемещаться в переднем и заднем направлениях без последующего разворота. Управление можно было осуществлять одному механику водителю, выполнялось это исключительно посредством движения «вперед-назад». Вполне достойный аналог трактора.

Что примечательно, расширенной была и комплектация самого тягача. В нее входило:

  • специальное электрооборудование;
  • топливный бак вместительностью порядка 500 литров;
  • приспособления для переднего и заднего сцепления;
  • комплект прожекторов, устанавливаемых на кабине.

По шоссе специальная техника могла запросто преодолевать расстояния со скоростью в 55 километров в час, тягач мог преодолевать даже уклон с креном порядка 30 градусов, что было совершенно немыслимо для техники того времени. Расход составляет порядка 100 литров на 100 километров, но несмотря на такой показатель, техника вполне оправдывала все затраты на свое содержание.

Характеристики представлены в таблице:

МТ-МБ МТ-ЛБу МТ-СМ МТ-Л
Масса 6,2 тонны 11,8 тонн 34 тонны 8,5 тонн
Грузоподъемность 1,5 тонн Не более 4 тонн 10 тонн 2,5-4,5 тонны
Максимальная скорость 70 км/ч 60 км/ч 65 км/ч 60 км/ч
Мощность двигателя 175 л.с. 300 л.с. 780 л.с. 240 л.с.
Запас хода 900 км. 500 км. 600 км. 500 км.

Подводим итоги

Сегодня подобное устройство можно встретить в исключительно редких случаях, что связано с моральным устареванием разработки. На смену многоцелевому тягачу пришли совершенно новые модификации, способные удивить своим функционалом и практичностью, легкостью в эксплуатации и характеристиками. Но, несмотря на это, гусеничные тягачи до сих пор являются незаменимыми, как на военной службе, так и на гражданке.

Adblock
detector