Когда колеса автомобиля наезжают на неровности дорожного покрытия, возникают колебания кузова. Для гашения этих колебаний в конструкции подвески предусмотрены жидкостные амортизаторы телескопического типа или иные.
Принцип работы амортизатора
Основан на сопротивлении протеканию жидкости из одной полости амортизатора через тонкие каналы в другую.
Применяют телескопические амортизаторы двойного действия, которые гасят колебания при сжатии и в ходе отдачи рессор или пружины. Телескопический амортизатор состоит из кожуха, цилиндра с днищем, поршня со штоком, направляющей втулки с уплотнениями, впускного клапана, клапана сжатия с пружиной, клапана отдачи с пружиной, перепускного клапана. При сжатии пружины происходит сжатие амортизатора, поршень ПОД действием штока перемещается вниз, и жидкость через порог клапан пёретекает в полость под поршнем. Так как в этой оси находится шток, занимающий определенный объем, и вся жидкость здесь поместиться не может, то часть жидкости из полостей под поршнем, преодолевая сопротивление пружины, откроет клапан сжатия и перетечет в полость между кожухом и стенкой цилиндра. Сопротивление перетеканию жидкости, создаваемое клапанами и каналами, обеспечивает нужное при сжатии сопротивление.
При отдаче рессоры или пружины амортизатор растягивается, и В полости над поршнем создается давление, под действием которого перепускной клапан закрывается и в поршне открывается клапан отдачи, часть жидкости поступает в полость под поршнем. Кро ме того, часть жидкости из резервуара поступает в ту же полость чёрез впускной клапан. При ходе отдачи со противление перетеканию .жидкости в 2?З раза больше, чем при сжатии. Достигается это путем подбора сече ния отверстий клапанов и силы сжатия их пружин. Амортизаторы для передней и задней подвесок могут отличаться ходом и длиной штоков и креплением амортизатора к деталям кузова и подвески.
Колеса и шины. Конструкция, состоящая из обода и соединительного диска с деталями крепления, называется колесом. На колесо монтируют шину и затем закрепляют его на ступице. Колеса передают нагрузку от массы автомобиля к дороге, участвуют в создании и направлении движения, обеспечивают контакт с дорожным покрытием. По размерам, конструкции обода и жесткости колесо должно соответствовать применяемой шине, должно быть прочным, долговечным, удобным при сборке и разборке шины, надежно крепится к ступице.
Колеса могут быть ведущими, управляемыми, поддерживающими, комбинированными.
Ведущие колеса преобразуют крутящий момент от трансмиссий в силу тяги, вследствие чего возникает поступательное движение автомобиля. Управляемые колеса воспринимают усилия от кузова и с помощью рулевого управления задают направление движения. Поддерживающие колеса создают опору качения для задней части кузова или рамы и преобразуют толкающие усилия в качение колес. Комбинированные колеса выполняют функции ведущих и управляемых колес одновременно.
По конструкции обода и его соединению со ступицей колеса могут быть дисковыми и бездисковыми. На всех легковых и большинстве грузовых автомобилей устанавливают дисковые колеса. Бездисковые колеса применяют на автобусах и большегрузных автомобилях. На автомобилях повышенной проходимости используют дисковые колеса с разъемным ободом. Типовая конструкция колеса для автомобилей грузоподъемностью до 1,5 т выполняется неразъемной, сварной из двух частей обода и диска. Диски изготавливают сплошными, с ребрами, с выреза ми. Вырезы делают для уменьшения массы диска и охлаждения тормозного механизма. Обод состоит из боковых упоров для бортов шины (закраин), полок посадочных мест, бортов шины для передачи сил в окруж ном направлении и ручья для облегчения монтажа шины. Расстояние между закраинами ширине обода.
Из-за удобства компоновки тормозного механизма преимущественное распространение имеет обод со смещением ручья. Дисковые колеса с разборным обо дом и распорным кольцом, которое прижимает борт шины к закраинам обода, применяют для шин с регу лируемым давлением воздуха, бездисковые колеса для крупногабаритных шин.
Крепление колеса должно обеспечивать точность центрирования колес, возможность контроля состояния крепления, стабильность затяжки, надежность, просто ту установки и снятия колеса. Дисковые колеса к фланцу ступицы крепятся гайками на болтах или запрессованными в ее фланец шпильками.
Центрируют крепление колес по сферическим или коническим фаскам крепежных отверстий, централь ному отверстию диска и цилиндрической поверхности крепежных отверстий диска.
Балансировка колес. В процессе Балансировки устраняот неуравновешенность колеса. Разбалансировка шин проявляется в вибрации автомобиля, ухудшении комфортабельности,. возрастании расхода топлива, срока службы шин, амортизаторов, рулевого управления. Влияние этих отрицательных явлений возрастает с ростом скорости движения автомобиля.
9 — Стойка стабилизатора 10 — Поперечный рычаг 11 — Стабилизатор 12 — Верхняя тяга (только модели с АТ) 13 — Верхняя тяга 14 — Подрамник 15 — Стойка подрамника
Передняя подвеска автомобилей Nissan Micra K12 независимая, со стойками Мак-Ферсона, поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости. Несущим элементов передней подвески является балка, соединенная с кузовом болтами. На балке закреплены оба поперечных рычага, которые в свою очередь соединены ботами с поворотными кулаками. Стойки подвески также крепятся на поворотных кулаках. Ступица и колесный подшипник не подлежат регулировке и ремонту.
Задняя подвеска зависимая, с раздельно установленными на балку амортизаторами и винтовыми пружинами.
Тип колесных дисков // вынос, мм
Стальные
14x5JJ // 40, 15×5.5JJ //50 или 14x4T* // 40
Алюминиевые
15×5.5JJ //50
Тип шин
165/70R14, 175/60R15,175/65R15 или T105/70*
Давление накачки шин** (атм)
Передние
2.3
Задние (3- // 5-дверные модели)
2.1 // 2.5
Запасное колесо (T105/70D14)
4.2
* — Только запасное колесо ** — Cм. также наклейку на стойке кузова, в проеме водительской двери
Углы установки колёс
Сходимость передних колес, мм
2 ÷ 0
Развал передних колес
-0°51′ ÷ 0°39′
Выбег передних колес
3°42′ ÷ 5°12′
Угол поперечного наклона оси поворота переднего колеса
9°03′ ÷ 10°33′
Сходимость задних колес, мм
0 ÷ 8
Развал задних колес
-1°35′ ÷ -0°11′
Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м
Крепеж поперечной тяги к подрамнику
Передний (модели с МКПП)
96 ÷ 117
Передний (модели с АТ)
Справа
96 ÷ 117
Слева
90 ÷ 107
Задний
85 ÷ 103
Поворотный кулак к поперечной тяге
54 ÷ 60
Стойка стабилизатора к стойке подвески
38 ÷ 50
Крепеж верхней чашки стойки подвески к кузову
17 ÷ 200
Контргайка стойки подвески
60 ÷ 75
Стойка подвески к поворотному кулаку
127 ÷ 149
Верхняя тяга к кузову
74 ÷ 90
Верхняя тяга к подрамнику
Справа
96 ÷ 117
Слева (модели с МКПП // АТ)
74 ÷ 90 // 96 ÷ 117
Подрамник к кузову
74 ÷ 90
Стойка подрамника к кузову
74 ÷ 90
Подрамник к хомуту стабилизатора
28 ÷ 35
Контргайка амортизатора
18 ÷ 22
Поперечная балка к кронштейну рычага подвески
90 ÷ 110
Амортизатор к поперечной балке
112 ÷ 136
Кронштейн рычага подвески к кузову
55 ÷ 67
Неисправности ходовой части
Обычные дорожные шумы, — корректировке не поддаются.
Шум шин, — проверьте состояние протекторов и давление накачки шин.
Изношены или повреждены подшипники колес, либо ослабло усилие их затягивания.
Проверьте состояние подшипников колес, поочередно поддомкрачивая соответствующий угол автомобиля и вращая колесо вручную. Прислушивайтесь при этом к исходящим из подшипника звукам. Снимите подшипники и проверьте их состояние.
Повреждены сальники дифференциала.
Автомобиль уводит при движении в одну из сторон
Неравномерно накачаны шины.
Имеет место дефект шин.
Чрезмерно изношены компоненты подвески или рулевого управления.
Требуется проведение регулировки углов установки передних колес.
Прихвачены передние тормозные механизмы.
Имеют место рывки, дерганье или вибрации
Нарушена балансировка колес или появилась овальность дисков.
Изношены подшипники колес, ослабло усилие их затягивания или нарушена регулировка.
Изношены или повреждены стойки-амортизаторы или другие компоненты подвески.
Имеет место чрезмерное раскачивание автомобиля/«зарывание» его носом на поворотах или при торможении
Неисправны стойки подвески.
Повреждены компоненты подвески.
Имеет место чрезмерный износ протекторов (не в одной какой-то области)
Неправильно накачаны шины.
Нарушена балансировка колес.
Повреждены диски колес.
Чрезмерно изношены компоненты подвески или рулевого управления.
Имеет место чрезмерный износ протекторов по внешнему краю
Неправильно накачаны шины.
Слишком резко совершаются повороты.
Нарушена регулировка углов установки передних колес (чрезмерная сходимость).
Погнут или скручен рычаг подвески.
Имеет место чрезмерный износ протекторов по внутреннему краю
Неправильно накачаны шины.
Нарушена регулировка углов установки передних колес (расходимость).
Повреждены компоненты рулевого управления или ослабло их крепление.
Имеет место локальный износ протектора
Нарушена балансировка колес.
Повреждены или погнуты диски.
Имеет место дефект шин.
Сильный износ шины на обеих сторонах рабочей поверхности
Слишком низкое давление в шинах.
Сильный износ шины в середине рабочей поверхности по всей окружности протектора
Слишком высокое давление в шинах.
Неравномерный износ протектора
Статическая и динамическая разбалансировка колеса, возможно, вследствие чрезмерного бокового биения диска, слишком большой люфт в несущих шарнирах.
Неравномерный износ в середине протектора
Статическая разбалансировка колеса, возможно, вследствие чрезмерного вертикального биения.
Сильный износ отдельных участков в середине рабочей поверхности протектора
Результат резкого торможения.
Пилообразный износ протектора, часто вместе с невидимым снаружи разрывом тканевой основы шины
Перегрузка автомобиля. Проверьте состояние внутренних стенок шин.
Резиновые язычки на боковых краях протектора (чешуйчатый износ)
Нарушена регулировка углов установки колес.
Изношены шины.
Неисправны амортизаторы/стоечные сборки.
Образование заусениц на одной стороне протектора переднего колеса
Нарушена регулировка схождения колес.
Изношены шины.
Частое движение по волнистым поверхностям. Быстрое движение на поворотах.
Разрывы корда. Сначала видны только изнутри
Переезд через острые камни, удары шин и т.п. на высокой скорости.
Односторонний износ рабочей поверхности протектора
Проверьте регулировку развала.
Имеет место неисправность ABS, — проверьте состояние и надежность фиксации клеммного соединения массы возвратного насоса (в гидромодуляторе).
Устройство амортизатора автомобиля ниссан
Ремонт амортизатора телескопической стойки обычно не приводит к желаемому результату, поэтому при необходимости рекомендуем заменить амортизатор. Вам потребуются: ключ «на 8», накидной ключ «на 17», приспособление для сжатия пружины.
1. Снимите амортизаторную стойку с автомобиля (см. «Снятие и установка амортизаторной стойки передней подвески»).
2. Снимите с проставку с опоры стойки.
3. Установите приспособление для сжатия пружины и сожмите пружину.
4. Удерживая шток амортизатора рожковым ключом «на 8», отверните гайку штока накидным ключом «на 17».
5. Снимите верхнюю опору стойки.
6. . верхнюю тарелку пружины с буфером сжатия.
8. Осмотрите верхнюю опору стойки. Растрескивание и отслоение резинового массива от металлической основы не допускаются Замените дефектную опору.
9. Проверьте опорный подшипник стойки Его кольца должны легко и без заеданий вращаться относительно друг друга.
10. Осмотрите буфер сжатия и защитный чехол. При повреждении буфера сжатия или защитного чехла замените узел новым.
11. Снимите с верхней тарелки пружины резиновую прокладку.
12. Сильно обжатую или порванную про кладку замените новой.
13. Осмотрите пружину. Пружину с деформированными или обломанными витками замените.
ПРИМЕЧАНИЕ: Пружины заменяйте только парами (правую и левую одновременно).
14. Если на исправной пружине перетерлась нижняя прокладка, снимите ее с пружины и замените новой.
15. Осмотрите детали стойки. При обнаружении трещин, деформации и разрушений на корпусе стойки, нижней чашке пружины, фонштейнах крепления к поворотному кулаку, замените стойку. Проводить сварочные работы на стойке запрещается — это может повлиять на безопасность движения.
16. Установите амортизатор вертикально и несколько раз до упора отпустите и поднимите шток амортизатора. Убедитесь, что шток перемещается без провалов, заеданий и стуков. В противном случае замените амортизатор. Кроме того, замените амортизатор при обнаружении следов подтикания жидкости (допускается незнечительное отпотевание верхней части корпуса) и при повреждении резьбы в верхней части штока.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Амортизаторы заменяйте только парами (правый и левый одновременно).
Так выглядят детали амортизаторной стойки, разложенные в порядке их установки.
При сборке змортизаторной стойки установите опору стойки таким образом, чтобы метка на опоре.
. совпала с меткой на верхней тарелке пружины, причем обе метки при установке стойки на автомобиль должны бьть направлены в сторону наружной части автомобиля.
18. Установите амртизаторную стойку на автомобиль («Снятие и установка амортизаторной стойки передней подвески»). ПРИМЕЧАНИЕ: После ремонта амортизаторной стойки проверьте и при необходимости углы установки колес. Воспользуйтесь услугами мастерских, располагающих специальным оборудованием.