Управляемые колеса грузовых автомобилей
Колеса автомобиля обеспечивают непосредственную связь с дорогой, участвуют в создании и изменении направления его движения, передают нагрузки от массы автомобиля на дорогу.
В зависимости от основного назначения колеса делят на ведущие, управляемые, комбинированные (ведущие и управляемые), поддерживающие.
Ведущие колеса преобразуют крутящий момент от трансмиссии в силу тяги, вследствие чего возникает поступательное движение автомобиля. Управляемые колеса воспринимают через подвеску толкающие усилия от кузова и с помощью рулевого управления задают направление движения. Комбинированные колеса выполняют функции ведущих и управляемых колес одновременно. Поддерживающие колеса создают опору качения для задней части кузова или рамы автомобиля, преобразуя толкающие усилия в качение колес.
Колесо автомобиля (рис. 8) обычно крепится к ступице 3, которая установлена на подшипниках 2 на балке моста 1. Основными частями колеса являются диск 4 с ободом 8 и пневматическая шина 5. Шина характеризуется основными размерами: наружным диаметром D, посадочным диаметром d на обод колеса, шириной В и высотой Н профиля, шины.
Диск и обод колеса штампуют из специальной стали, придавая им форму, способствующую увеличению жесткости и облегчающую монтаж шины на обод. В местах посадки шины обод имеет полки 7, которые заканчиваются бортами 6. Диск и обод колеса соединяют с помощью сварки, а для крепления колеса к ступице в диске сверлят отверстия, которыми колесо устанавливается на шпильки и закрепляется гайками.
В зависимости от конструкции обода и его соединения со ступицей все колеса делят на дисковые и бездисковые. Дисковые колеса наиболее распространены на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей. Бездисковые колеса применяют на большегрузных автомобилях МАЗ, КамАЗ и др. На автомобилях повышенной проходимости ГАЗ и ЗИЛ применяют дисковые колеса с разъемным ободом.
Устройство дисковых колес.
По форме внутренней части обода дисковые колеса подразделяют на два вида: с глубоким и плоским ободом. Первый вид обода применяют в колесах легковых автомобилей (рис. 8). Отличительной особенностью глубокого обода является то, что профиль обода 8 имеет в средней части углубление, которое служит для облегчения монтажа покрышки на обод. Неразборная конструкция такого обода позволяет максимально облегчить и упростить колесо. На таких колесах можно монтировать шины сравнительно небольшого размера — шины легковых автомобилей.
Рис.8. Колесо автомобиля с глубоким ободом (слева).
Рис.9. Колесо автомобиля с плоским ободом (справа).
Плоский обод в колесах грузовых автомобилей имеет несколько вариантов исполнения. Наиболее часто используют вариант (рис. 9) с неразрезным бортовым кольцом 1, которое выполняет функции закраины обода. Обод 3 в этом случае сварен с диском 4 в неразборную конструкцию и имеет одну посадочную полку с закраиной для борга шины, а вторая посадочная полка образована на внутренней поверхности пружинного разрезного замочного кольца 2.
При монтаже колеса шину свободно надевают на обод, устанавливают бортовое кольцо и в канавку обода закладывают разрезное замочное кольцо 2, фиксируя этим бортовое кольцо на ободе. После накачивания шины давление воздуха в ней создает плотное прижатие бортов шины к закраинам обода и бортового кольца, запирает замочное кольцо в канавке обода и обеспечивает плотную посадку шины на обод.
В других конструкциях дисковых колес с плоским ободом применяют разрезное бортовое кольцо, которое выполняет одновременно и функции замочного кольца, либо плоский обод делают разъемным, состоящим из двух частей. Из-за большой нагрузки на задний мост у грузовых автомобилей задние колеса сдвоенные. При этом внутреннее колесо крепят на ступицу шпильками и колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружное колесо — гайками с конусом.
Устройство бездисковых колес.
Бездисковые колеса (рис. 10, а) закрепляют на ступице, используя для этого детали самой ступицы. Отличительной особенностью конструкции обода бездискового колеса (рис. 10, 6) является исполнение обода из трех секторов 1, которые соединяются в единое кольцо с помощью вырезов на торцах секторов. При монтаже колеса на автомобиль секторы 7 закладывают в шину в ненакачанном состоянии, затем собранное колесо надвигают на конические посадочные поверхности спиц ступицы 2 и закрепляют прижимами 3 на шпильках 4 гайками 5.
Рис.10. Бездисковое колесо.
Другая конструкция бездискового колеса (автомобиль КамАЗ) имеет неразборный обод, съемное бортовое кольцо и замочное разрезное кольцо, по устройству аналогичные деталям колеса, изображенного на рис. 9. Установка его на ступицу колеса производится прижимами с центровкой по внутреннему конусу, выполненному под канавкой для замочного кольца.
Бездисковые колеса по сравнению с дисковыми имеют меньшую массу (на 10-15%) более удобны при монтаже и демонтаже в случае выполнения ремонтных работ с шинами, обеспечивают лучшие условия охлаждения тормозных механизмов. В настоящее время такие колеса все более широко применяют на большегрузных автомобилях и автобусах.
управляемые колеса
3.8 управляемые колеса: Колеса, приводимые в действие системой рулевого управления ТС.
3.9 управляемые колеса (steered wheels): Колеса, направление перемещения которых может непосредственно или косвенно изменено при выборе направления движения машины.
2.3.3 управляемые колеса: Колеса, положение которых по отношению к продольной оси транспортного средства может меняться непосредственно или через посредство каких-либо механизмов с целью изменения направления движения транспортного средства. (К управляемым колесам относится ось, на которой они вращаются и задают таким образом направление движения транспортного средства).
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Смотреть что такое «управляемые колеса» в других словарях:
управляемые колеса — Колеса, приводимые в действие рулевым управлением транспортного средства. [Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств] Тематики автотранспортная техника … Справочник технического переводчика
Управляемые колеса транспортного средства — управляемые колеса колеса, приводимые в действие рулевым управлением транспортного средства;. Источник: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 06.10.2011) Об утверждении технического регламента о безопасности колесных… … Официальная терминология
ГОСТ Р 41.79-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления — Терминология ГОСТ Р 41.79 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления оригинал документа: 2.4.2 время управления: Период времени с момента приведения в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Веломобиль — «Leiba» … Википедия
ГОСТ Р 41.13-H-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения — Терминология ГОСТ Р 41.13 H 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения: 2.1 антиблокировочная система: Элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
БТР-152 — БТР 152 … Энциклопедия техники
ГОСТ Р 52422-2005: Автомобили грузовые и прицепы. Системы защиты от разбрызгивания из-под колес. Технические требования и методы испытаний — Терминология ГОСТ Р 52422 2005: Автомобили грузовые и прицепы. Системы защиты от разбрызгивания из под колес. Технические требования и методы испытаний оригинал документа: 3.3 брызговик: Гибкий компонент, устанавливаемый позади колеса на нижней… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Советские веломобили с линейным приводом — Основная статья: Веломобили в СССР Появление веломобилей с линейным приводом в СССР в конце 1970 х гг. было вызвано сообщениями про успешные испытания американского «Педикара» Р. Бундшуха и дефицитом личного транспорта у советских граждан. Такие… … Википедия
ГОСТ Р ИСО 5010-2009: Машины землеройные. Системы рулевого управления колесных машин — Терминология ГОСТ Р ИСО 5010 2009: Машины землеройные. Системы рулевого управления колесных машин оригинал документа: 3.1.4 аварийная система рулевого управления (emergency steering system): Система, используемая в случае отказа рабочего… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 41.13-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении торможения — Терминология ГОСТ Р 41.13 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении торможения оригинал документа: 2.11 автоматическое торможение: Торможение одного из нескольких… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Типы грузовых шин и их классификация
Грузовые шины являются неотъемлемой частью современного грузового транспорта. Широкое многообразие коммерческого грузового транспорта и различные условия его эксплуатации требуют шин, способных обеспечить эффективные характеристики и высокий уровень безопасности. Ведь правильно подобранные шины позволяют в значительной мере повысить технические параметры автомобиля. Помимо прочего, хорошие грузовые шины способны сократить расход топлива и обеспечить долгий срок службы элементам подвески автомобиля. А правильно подобранные под условия эксплуатации грузовые покрышки способны прослужить в несколько раз дольше.
Первое, с чем необходимо определиться, это тип грузового транспортного средства. Тут все достаточно просто, это может быть прицеп, автобус, тягач, спецтехника или что-то другое. Помимо принадлежности к типу транспорта, грузовая резина различается по типу установки на ось. Помимо шин для спецтехники принято различать грузовые шины, устанавливаемые на рулевую ось машины, грузовые шины, предназначенные для ведущей оси, и универсальные шины, подходящие для установки на любую ось автомобиля.
Грузовые шины для рулевой оси имеют особую конструкцию, позволяющую им обеспечивать оперативные реакции на движения руля.
Грузовые шины для ведущей оси обеспечивают эффективные тяговые и сцепные характеристики автомобиля с дорожным покрытием.
Универсальные грузовые шины могут быть установлены как на ведущей, так и на рулевой оси автомобиля.
Место, где располагается колесо, на которое будет одета новая покрышка, имеет большое значение, поэтому производители используют общепринятое сокращение, которым маркированы все грузовые шины: рулевые колеса символ F, колеса ведущей оси D, шины для прицепов T, остальные Z.
Несмотря на неоспоримые преимущества грузовых шин для передней (рулевой) оси и задней (ведущей) многие предпочитают устанавливать на свои автомобили универсальные шины. В основном это делается из экономических соображений. Шины попросту меняют местами или установленные на рулевой оси покрышки по истечении определенного пробега переставляются на задние оси, а передние ставят на их место.
Помимо принадлежности к оси грузовые шины принято классифицировать по типу эксплуатации. Профессионалы могут определить принадлежность шины к тем или иным условиям эксплуатации по рисунку протектора. Принято различать шоссейные, региональные, зимние, городские, строительные и внедорожные шины. Зимние шины для грузовиков отмечают символом N, для городских дорог и пригорода E, автомагистральные покрышки имеют букву A, а шины для лесной местности Y.
Некоторые производители используют собственную, упрощенную систему маркировки грузовых шин для удобства их выбора при покупке. По такому пути, например, пошла компания Michelin, разместившая на боковинах своих покрышек специальный информационный блок, в котором указана область ее применения. Грузовые шины Michelin подразделяются на: шоссейные (X Line), покрышки для строительной техники (X Works), многофункциональные шины (X Multi), шины для автобусов (X Coach), покрышки для городского использования (X Incity) и карьерные шины для спецтехники (X Force).
ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ: КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНО?
Наверное, говорить об актуальности верного выбора резины для грузовика, автопоезда или спецтехники еще один раз — излишне. Заметим только, что во многом именно от качества и особенностей купленной резины зависит поведение машины на дороге, ее топливная экономичность, особенности при разгоне и торможении. Всегда существует искушение взять резину подешевле, однако брать следует ту, которую нужно, — а она, в зависимости от условий эксплуатации техники, может быть разной.
Стремление владельцев техники сэкономить на покупке резины понятно. Ведь стоимость одного колеса радиусом R22.5 320/80 составляет двадцать тысяч рублей и выше. А для того, чтобы укомплектовать резиной автопоезд, состоящий из седельного тягача и полуприцепа, их понадобится десять, а то и двадцать, не считая запаски.
И все-таки выбирать резину нужно по принципу целесообразности, а не дешевизны — благо сегодня на рынке широко представлена как резина производства признанных мировых лидеров — Bridgestone , Michelin , Nokian, — так и бюджетные варианты вполне приличного качества, в основном китайские: Aeolus, Taitong и другие. Производители техники часто рекомендуют те или иные разновидности колес для своих машин — но знать, в каких именно условиях придется работать грузовику, погрузчику или автобусу, они не могут, а значит, окончательный выбор, так или иначе, придется делать владельцу.
Итак, в первую очередь необходимо учесть то, в каких именно условиях предстоит работать грузовику или спецтехнике, которую нужно обуть. Ведь для федеральных трасс и городских улиц подходят одни типы шин, а для сельской местности, бездорожья, карьеров или строительных площадок — другие. Учитывая особенности эксплуатации, грузовые шины принято подразделять на магистральные, региональные и комбинированные. Классификация по виду протектора выглядит несколько иначе: дорожные шины — для езды по качественному покрытию автомагистралей. Универсальные — для разных дорог, повышенной проходимости — для бездорожья. Отечественная практика эксплуатации средне- и малотоннажных грузовиков показывает, что оптимальным вариантом для российских дорог является универсальный тип протектора — так называемый «ромбик» или «гусиная лапка». А вот для автопоездов, используемых для магистральных перевозок, будут уместнее шины с протектором дорожного типа.
Сезонность также имеет значение. Зимние шины изготавливают из более жесткой резины, а кроме того, они имеют более глубокий рисунок. Некоторые водители предпочитают устанавливать шипованную резину — благодаря ей даже на обледенелой дороге машина остается управляемой и не теряет способности тормозить. Всесезонная резина дешевле, но ее использование в холодное время года оправдано только для ряда южных регионов страны — кроме того, изнашивается она быстрее. Производители всесезонной резины, как правило, рекомендуют использовать ее там, где зимние температуры не опускаются ниже минус 20 градусов по Цельсию но даже в таких погодных условиях опытный водитель грузовика скорее отдаст предпочтение зимним шинам.
Для правильного выбора резины необходимо умение читать ее маркировку. Во-первых, она укажет на то, для какой оси шина предназначается. Буква D укажет на ведущие колеса, F — управляющие, Z — управляемые колеса; а шины с маркировкой Т предназначены для установки на прицепы и полуприцепы. Многие владельцы грузовых автомобилей с целью сэкономить при покупке ставят на все оси универсальную резину, теряя при этом ряд преимуществ, которые гарантирует узкоспециализированная. Так, грузовик , на который установлены шины для рулевой оси, выигрывает в маневренности. А при установке шин для ведущей оси существенно улучшается сцепление колес с дорожным покрытием и увеличивается тяговая сила транспортного средства. Что касается шин для прицепной техники, от них не требуется ни приводить автопоезд в движение, ни направлять его — поэтому они в целом похожи на шины для управляемой оси и отличаются от них меньшим количеством продольных канавок на протекторе (поперечных канавок у них может не быть вообще).
Маркировка содержит и указания на профиль шины — важный параметр, от которого зависит легкость управления транспортным средством. Низкопрофильные шины позволят облегчить процесс вождения, но у них есть существенный недостаток: они довольно быстро стираются. Шины с широким профилем хорошо подходят для больших полноприводных грузовиков, позволяя им без труда преодолевать разбитые участки дороги. Машины с арочными бескаркасными грузовыми шинами легко преодолеют бездорожье.
Маркировка на шине также указывает, камерная она или бескамерная (TT или TL соответственно). Бескамерные шины несколько легче, а расход топлива у автомобиля, оснащенного такой резиной, — меньше. Это может иметь значение, когда речь идет о дальних перевозках на сотни и тысячи километров. Кроме всего прочего, при повреждении бескамерную шину легче отремонтировать.
Для перевозок по федеральным трассам и городским дорогам лучше подойдет пневматическая резина. При этом у нее есть существенный недостаток: в случае прокола давление в такой шине быстро падает, что при движении на большой скорости может представлять серьезную опасность. Для карьеров, стройплощадок и дорожных покрытий низкого качества предназначены шины, давление в которых регулируется. Весят они несколько меньше, а срок их эксплуатации, как правило, короче — из-за нагрузок, которые на них приходятся.
По типу конструкции различают радиальные и диагональные шины, что также отображено в маркировке. Они отличаются числом слоев резины. Радиальная резина жестче и больше подходит для грузовиков, передвигающихся по автомагистралям. А вот более мягкая диагональная — для машин, работающих в сельской местности, в том числе — на грунтовых дорогах.
Зная особенности эксплуатации автомобиля и правильно прочитав маркировку, можно оптимально подобрать шины для грузовика, автопоезда, пассажирского транспорта или строительной техники. Однако визуального контроля изделий покупателем пока никто не отменял — особенно учитывая, что грузовые шины часто подолгу хранятся и условия их хранения дилером или продавцом могут иметь серьезные расхождения с рекомендациями компании-производителя на этот счет. Поэтому при покупке просто необходимо досконально осмотреть резину и убедиться, что никаких трещин и прочих повреждений на ней нет.
В заключение отметим, что хозяин одного отдельно взятого грузовика или автопоезда, приобретая шины для своего транспортного средства, заботится прежде всего о своей безопасности, удобстве управления машиной и как можно дольшем сроке службы новой резины. Тогда как владельцу автопарка размером в десятки и даже сотни единиц техники разных типов и размеров продуманный, дифференцированный подбор шин поможет сэкономить сотни тысяч рублей в год на топливе, а также избежать непредвиденных трат в связи с ДТП, причиной которых нередко становится изношенная или неверно выбранная резина.