ЛЕКЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА МАШИН
1. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ РЕМОНТА МАШИН
Отремонтированная машина представляет собой продукцию ремонтного производства и должна обладать определенным качеством.
Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойство же продукции — объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании и эксплуатации.
Основу формирования высокого качества составляет совершенство производственного процесса ремонта машин на РП. На ремонтных предприятиях в интересах непрерывного повышения качества продукции применяются системы бездефектного изготовления продукции и аттестации качества продукции.
При системе бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления непрерывным совершенствованием форм и методов технического контроля продукции, организации и технологии производства, воспитания и подготовки кадров, материального и морального поощрения за выпуск продукции высокого качества, персональной ответственности за некачественную продукцию обеспечивается выпуск продукции заданного качества, при приемке которой отдел технического контроля (ОТК) или потребитель не обнаруживает ни одного дефекта.
Показатель, характеризующий одно из свойств, называется единичным показателем качества продукции. Примерами единичного показателя качества отремонтированной машины могут быть: средний ресурс машин, выпущенных за год; среднее квадратическое отклонение ресурса машин. В первом случае характеризуется долговечность машин, во втором однородность машин по долговечности.
Интегральный показатель качества продукции — показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на ее создание (ремонт) и эксплуатацию.
Наряду с отмеченными показателями качества продукции для ее оценки пользуются такими категориями, как: определяющий показатель качества продукции — показатель, по которому принимается решение оценивать качество; базовое значение показателя качества продукции — значение показателя, принятое за основу при сравнительной оценке качества; уровень качества продукции — относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей и др.
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ МАШИН
Для повышения качества и надежности осуществляется широкий комплекс разнообразных мероприятий, основными из которых являются:
— применение прогрессивных форм организации производства;
— внедрение высокопроизводительного механизированного и автоматизированного технологического оборудования;
— использование технологических процессов ремонта, основанных на последних достижениях науки и техники;
— совершенствование организации материально-технического обеспечения предприятий, цехов, участков и рабочих мест;
— применение технической документации на ремонт, отвечающей требованиям действующих государственных стандартов;
— строгое соблюдение технологической и трудовой дисциплины, обеспечение точного выполнения производственного процесса;
— систематическое повышение уровня технической подготовки кадров и совершенствование воспитательной работы среди рабочих и ИТР;
— применение передовых форм оплаты труда, материального и морального стимулирования исполнителей;
— улучшение социально-бытовых условий труда и жизни работников, создание в рабочих коллективах предприятий здорового морального климата и творческой обстановки;
— совершенствование форм социалистического соревнования отдельных исполнителей и коллективов работников;
— систематическое совершенствование рабочих мест на основе планомерного проведения аттестаций их;
— внедрение в производство принципов коллективного подряда, широкое использование укрупненных комплексных хозрасчетных бригад;
— совершенствование системы управления качеством продукции в условиях ремонтного предприятия.
3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА МАШИН
Управление качеством продукции — действия, осуществляемые при производстве эксплуатации и ремонте продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Управление качеством продукции осуществляется посредством системы управления, представляющей собой совокупность управляющих органов и объектов управления. Общее руководство по управлению качеством продукции в условиях промышленного предприятия осуществляется его директором. Координация работ по управлению качеством продукции возлагается на одно из подразделений в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием предприятия или на специальную нештатную комиссию по качеству с привлечением общественных организаций.
Объектами управления системы управления качеством продукции являются комплексы взаимосвязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством продукции. Они охватывают коллективы людей, технические устройства, материальные средства, нормативно-техническую и планирующую документацию, массивы (потоки) информации.
Управление качеством продукции осуществляется на всех стадиях производства, в процессе управления предприятием на всех его уровнях (предприятие, цех или участок, рабочее место).
Организационно-технической основой управления качеством продукции являются перспективный план и годовой план предприятия, стандарты всех категорий и технические условия.
Система управления качеством продукции охватывает все элементы структуры и все стороны жизнедеятельности предприятия, т. е. носит комплексный характер, и поэтому называется комплексной системой управления качеством продукции (КСУКП).
Для условий ремонтного производства разработана и осуществляется комплексная система управления качеством продукции ремонтного предприятия (КС УКП РП). Схема КС УКП РП показана на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Схема комплексной системы управления качеством продукции ремонтного предприятия
Функционирование КС УКП РП направлено на:
— удовлетворение нужд потребителей в продукции ремонтного производства оптимального уровня качества (ресурс не менее 100% от ресурса новой машины);
— планируемое повышение показателей качества;
— постоянное повышение надежности продукции; ‘
— заводскую аттестацию и повышение удельного веса аттестованной продукции;
— постоянное совершенствование организации производства;
— разработку и внедрение прогрессивных типов технологического оснащения и передовой ресурсосберегающей технологии;
— систематический пересмотр, обновление и совершенствование методической и нормативно-технической документации;
— планомерное повышение качества работы коллективов и отдельных исполнителей.
Для оценки качества продукции РП используются такие показатели, как:
— полнота выполнения требований технических условий на КР машин;
— удельный вес продукции с заводским аттестатом качества;
— средний ресурс отремонтированного объекта.
В целях обеспечения постоянного и активного управления качеством на РП разрабатывается схема технического контроля, в которой определяются детали, рабочие места, технологические операции, подлежащие сплошному или выборочному контролю. Устанавливаются также периодичность, минимальное число проверок и проверяющие лица. Результаты проверок фиксируются на рабочих местах ежедневно, на участке и в цехе — раз в декаду.
Выработка управляющих решений производится по оценке надежности отремонтированных машин и агрегатов, информация о чем составляется по данным подконтрольной эксплуатации изделий на предприятиях эксплуатирующих данную технику (опорных пунктах).
Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии
Система управления качеством ремонта автомобилей должна охватывать максимальное число мероприятий. К наиболее важным из них следует отнести: определение потребностей в ремонте автомобилей и агрегатов; выявление уровня качества продукции ремонтных предприятий; прогнозирование перспектив роста уровня качества ремонта по возможностям ремонтных предприятий и экономической целесообразности; корректирование действующих и разработка новых технических условий и нормативов на ремонт автомобилей; ведение учета и отчетности по качеству ремонта, включая показатели надежности отремонтированных автомобилей и агрегатов; установление единых методов и средств контроля качества ремонта деталей, узлов, агрегатов и автомобилей; моральное и материальное стимулирование повышения качества ремонта; контроль качества ремонта и ответственность за нарушение технических условий и нормативов.
Эти мероприятия являются объектами управления, поскольку целенаправленное воздействие на них обеспечивает необходимый уровень качества КР на предприятии.
Основными факторами, влияющими на качество ремонта автомобилей и агрегатов, являются:
технологические — полнота и качество нормативно-технической документации; технологическая структура производства; качество технологического оборудования и инструмента; обеспеченность средствами технологического оснащения (приспособлениями, штампами и т. д.) и их качество; качество технологических процессов разборочно-сборочных и моечно-очистительных работ, дефектовки деталей, ремонта деталей и др.; стабильность основных и вспомогательных технологических процессов; качество запасных частей и материалов; методы и средства контроля качества; организационные—качество труда коллективов и исполнителей; производственная структура предприятия и подразделений; уровень специализации и кооперирования производства; организационная структура предприятия и подразделений; материально-техническое обеспечение производства; организация управления на предприятии; организация контроля качества; ритмичность работы производства; организация вспомогательных процессов (обслуживание и ремонт оборудования, транспортные процессы и т. д.); уровень НОТ и технической эстетики, условия труда работающих и состояние охраны труда;
экономические — применение различных форм оплаты труда; уровень заработной платы работающих; система материального стимулирования; технико-экономические показатели деятельности предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, объем реализации, чистая продукция и др.);
социальные — подготовка и профессиональное обучение кадров; подбор и расстановка кадров; моральное стимулирование высокого качества работ; трудовая дисциплина в коллективе; организация отдыха и культурно-просветительная работа; организация социалистического соревнования; участие общественных организаций в борьбе за качество (общественные советы по качеству, группы народного контроля, работа НТО и ВОИР и др.).
15 Комплексная система управления качеством то и ремонта автомобилей
15. Комплексная система управления качеством то и ремонта автомобилей (КСУКТОРА)
Принципиально новым в организации работы по повышению качества ТО и ремонта автомобилей является переход к взаимосвязанному и целенаправленному комплексу постоянно осуществляемых мер по управлению качеством ТО и ремонта автомобилей. Анализ наиболее эффективных систем и мер по управлению качеством продукции, действующих в стране, показал, что в наибольшей мере специфике автомобильного транспорта соответствуют принципы, положенные в основу комплексной системы управления качеством продукции на основе стандартизации.
КСУКТОРА базируется на стандартах предприятий, разрабатываемых в полном соответствии с государственными и отраслевыми стандартами. Стандарты предприятия регламентируют проведение всех организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на повышение качества ТО и ТР автомобилей, устанавливают порядок действий и ответственность каждого исполнителя в работе по достижению высокого технического уровня, надежности и долговечности автомобилей.
Стандарты предприятия дают возможность с большей эффективностью использовать материальные и трудовые ресурсы, своевременно сосредотачивать внимание исполнителей работ на использовании дополнительных резервов РОП АТП (АТО). Они объективно обязывают каждого труженика предприятия постоянно повышать свои знания и профессиональное мастерство.
Показатели, заложенные в стандарты, позволяют правильно оценивать конкретный вклад всех исполнителей работ в дело повышения качества ТО и ТР автомобилей, который учитывается при определении мер морального и материального поощрения.
Качество ТО и ремонта автомобилей — совокупность свойств обслуженных или восстановленных автомобилей, обусловливающих их пригодность удовлетворять потребности в соответствии с назначением.
Управление качеством ТО и ремонта автомобилей — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня его качества при обосновании, разработке и организации выполнения, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на влияющие условия и факторы.
Объектом управления в КСУКТОРА являются процессы формирования, воспроизводства, сохранения и восстановления качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и входящие в состав этих процессов элементы: труд, средства и предметы труда, модели процессов, нормативы (модели результатов процессов), среда (условия осуществления процессов).
Продукция РОП АТП и автообслуживающих предприятий — это обслуженный или отремонтированный (восстановленный) автомобиль или его элементы.
Жизненный цикл продукции включает в себя следующие укрупненные стадии: исследование и разработка производственных процессов, ТО и ТР, эксплуатация.
Субъект управления в КСУКТОРА представляет собой руководителей РОП и органа управления предприятием, осуществляющих управление объектом на основе информации о его состоянии.
Средствами управления качеством ТО и ремонта автомобилей являются системы нормативно-технической документации, технические средства управления и средства технического обеспечения испытаний и контроля качества обслуженных и отремонтированных автомобилей. Стандартизация выступает в качестве организационного средства управления.
Управление качеством ТО и ремонта автомобилей осуществляется в трех подсистемах управления — параметрической, функциональной и организационно-трудовой.
Параметрическая подсистема устанавливает требования к качеству ТО и ремонта автомобилей по совокупности показателей целевого назначения, надежности, технологичности, экономичности, регламентирует методы определения состава нормируемых свойств, методы нормирования показателей и параметров ТО и ремонта автомобилей.
Функциональная подсистема регламентирует процедуры реализации функций управления, организационно-трудовая подсистема направлена на обеспечение научной организации труда, оценку качества труда, организацию и обслуживание рабочих мест и решает другие вопросы в этой области.
Управление качеством ТО и ремонта автомобилей является неотъемлемой частью существующей системы управления предприятием. • В рамках КСУКТОРА взаимно связываются между собой технические, экономические, социальные и организационные мероприятия. Создание КСУКТОРА важный этап совершенствования всех работ по управлению качеством продукции в народном хозяйстве.
Стандарты предприятия являются организационно-методической основой функционирования КСУКТОРА. Они подразделяются на основной, общие и специальные.
В основном стандарте излагаются принципы управления качеством ТО и ремонта автомобилей, организационная структура системы, состав стандартов предприятия и т. д.
Общие стандарты распространяются на всю систему и регламентируют такие вопросы, как информационное обеспечение системы; порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения стандартов предприятия; проведение “дней качества” и т. д.
К специальным стандартам относят такие, которые охватывают параметрическую, функциональную и организационно-трудовую подсистемы КСУКТОРА.
Функциональная подсистема с помощью комплекса стандартов регламентирует реализацию таких функций управления:
1) прогнозирование потребностей относительно технического уровня и качества ТО и ремонта автомобилей: определяет методы и правила определения будущих потребностей в техническом уровне и качестве ТО и ремонта автомобилей;
2) планирование повышения качества ТО и ремонта автомобилей: определяет правила планирования показателей повышения качества, порядок разработки, согласование и утверждение планов;
3) аттестация продукции: определяет порядок организации и проведения аттестации и методы оценивания технического уровня и качества ТО и ремонта автомобилей;
4) разработка и организация выполнения работ по ТО и ремонту автомобилей: определяет общий порядок разработки и утверждение технических задач, проведение экспертизы проектов технической документации, контрольных испытаний и др.;
5) технологическая подготовка ремонтно-обслуживающего производства, которая охватывает процедуры и организацию технологической подготовки и оценивания готовности служб и подразделов производства к осуществлению ТО и ремонта автомобилей;
6) материально-техническое обеспечение: определяет порядок и процедуры организации снабжения ремонтно-обслуживающего производства материальными фондами;
7) метрологическое обеспечение: определяет требования относительно обеспечения единства и объективности измерений качества ТО и ремонта автомобилей с использованием инструментальных методов;
8) отбор, расстановку, воспитание и обучение кадров, что предъявляет специфические требования: профессиональный отбор кадров с учетом задач повышения качества ТО и ремонта автомобилей, расстановка кадров соответственно уровню общей и профессиональной подготовки, воспитание кадров в духе сознательного творческого отношения к работе и задачи предприятия относительно повышения качества ТО и ремонта автомобилей, обучение кадров через систему высшего и среднего специального образования, профессионально-технического образования и повышения квалификации в условиях ОАО АТП или СТОА;
9) обеспечение постоянного уровня качества ТО и ремонта автомобилей, направленное на сохранение ритмичности ремонтно-обслуживающего производства, а также на сохранение и поддерживание заданных технологических режимов и трудовых процессов;
10) стимулирование обеспечения качества ТО и ремонта автомобилей, которое предусматривает применение рациональных методов морального и материального стимулирования всех производителей работ;
11) контроль качества, который направлен на осуществление технической политики и регламентирует порядок проверки соответствия показателей качества технологических процессов установленным требованиям;
12) правовое обеспечение качества ТО и ремонта автомобилей, которое определяет организацию функционирования всех элементов КСУКТОРА в точном соответствии с законодательством.
Все эти функции осуществляют разные подразделы и службы ОАО АТП и СТОА, а координацию работ относительно управления качеством ТО и ремонта — служба управления качеством (самостоятельный структурный подраздел или один из отделов — отдел технического контроля, производственно-технический и др.).
Комплекс стандартов предприятия функциональной подсистемы обеспечивает реализацию всех функций и при этом определяет методы и порядок нормирования показателей, регламентирует организацию выполнения функций управление качеством и выполнение их в заданные сроки, регламентирует разработку процедур осуществления планово-профилактических мероприятий при реализации функций, обеспечивает управление с помощью обратной связи на основе оперативной и накопленной информации.
Комплекс стандартов предприятия организационно-трудовой подсистемы регламентирует обеспечение научной организации работы, оценивание качества работы, организацию и обслуживание рабочих мест и прочие вопросы в этой области.
Информационное обеспечение системы управление качеством может быть достоверным, своевременным, полным и доступным для восприятия.
Стандарты предприятия служит организационно-методической основой функционирования КСУКТОРА. Они делятся на основной, общие и специальные стандарты (доп. 1-7).
В основном стандарте изложены принципы управления качеством ТО и ремонта автомобилей, организационная структура системы, состав стандартов предприятия и т.п..
Общие стандарты распространяются на всю систему и регламентируют такие вопросы, как информационное обеспечение системы; порядок разработки, оформление, утверждение и внедрение стандартов предприятия; проведение «дней качества» и т.п.
К специальным стандартам принадлежат такие, что охватывают параметрическую, функциональную и организационно-трудовую подсистемы КСУКТОРА.
На любом ВАТ АТП и СТОА состав стандартов предприятия определяют с учетом детализации функций по видам работ или за объектами управления. Например: функция контроля может быть детализирована за объектами управления (контроль качества ремонта автомобилей, соблюдение технологической дисциплины, уровня подготовки кадров, условий работы и т.п.).
15.1. Оценивание качества технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА
Качество работ (услуг) на СТОА оценивают для того, чтобы определить фактический уровень услуг и качества их, сравнить достигнутый уровень качества с запланированным, проанализировать деятельность СТО относительно обеспечения стабильности уровня качества услуг, морального и материального стимулирования производителей работ за качественные показатели в работе.
На СТО качество предоставляемых услуг определяют качеством выполнения работ по ТО и ремонту автомобилей, культурой и уровнем организации обслуживание заказчиков.
Основным количественным показателем уровня качества работ по ТО и ремонту есть часть работ (коэффициент Кяк), выполненных соответственно требованиям нормативно-технической документации и сданных ПТО с первого предъявления (R1) в общем объеме работ, выполненных за отчетный период (R2):
Объемы R1 и R2 определяют за талонами контроля качества ТО и ремонта (форма 1, доп. 8) и сведениями качества ТО и ремонта (форма 2, доп. 9).
Для определения объема работ R1 и R2 применяют натуральные (количество обслуженных или отремонтированных автомобилей) и стоимостные (без стоимости запасных частей) измерители. Стоимостные измерители перспективнее, поскольку дают возможность подытоживать объемы разных работ.
Показатель Кяк используют при оценивании фактического уровня качества работ по СТОА в целом, по отдельным функциональным подразделам (участках), бригадах и исполнителях.
Часто применяют также дополнительный показатель оценивания качества ТО и ремонта. Его называют коэффициентом одобрительных оценок заказчиков (Kзам) и определяют за формулой
где О1 — О3 — соответственно количество оценок добрых (4), удовлетворительных (3) и неудовлетворительных (2), данных заказчиками за отчетный период.
Для оценивания качества и культуры обслуживания заказчиков на СТОА применяют показатели частицы одобрительных оценок заказчиков за культуру обслуживания и за соблюдение сроков выполнения заказов. Методика расчета этих показателей аналогичная к методике определения Kзам.
Культуру и уровень организации обслуживание заказчиков определяет также отсутствие случаев нарушение прейскурантов; обеспечением рекламы услуг и соблюдение правил прием, оформление, выдачи автомобилей и др.; санитарно-эстетичное состояние салонов оформление заказов; режим работы (переменчивость) СТО и др.
Результаты контроля качества ТО и ремонта автомобилей используют для выдачи обслуженного (отремонтированного) автомобиля заказчику соответственно требованиям нормативно-технической документации; для выявления брака в работе, факторов и условий, которые определяют качество работы; определение фактического уровня качества работ, морального и материального стимулирования за качественные показатели в работе.
Контроль качества выполнение работ осуществляется соответственно технологическому процессу ТО и ремонта автомобиля при передаче его из участка на участок мастерами, бригадирами соответствующих участков или мастером ОТК. Заключительный контроль (перед выдачей автомобиля заказчику) осуществляет мастер ОТК или другое должностное лицо, предназначенная для выполнения функций ОТК. Основное внимание при этом обращают на качество выполненных работ, замененных узлов и деталей, отвечают ли они тем, что указанные в наряде-заказе; на комплектность автомобиля соответственно акту приемки; на культуру работы и чистоту предъявленного на контроль автомобиля.
Результаты контроля заносят в форму 1, которая выписывается мастером-приемщиком или техником стола заказов одновременно с нарядом-заказом и поступает вместе с ним на производственные участки СТО одновременно с автомобилем.
Являются виды работ (диагностирование углов установление колес, балансирование колес и др.), на которые в ряде случаев не выписывают форму 1; допускается переведение исполнителей на самоконтроль, при этом в форме 1 исполнитель ставит штамп или своя подпись. Такие работы относят к работам (автомобилей), которые сданные ОТК из первого предъявления. Мастер ОТК периодически проверяет качество работ, которые находятся на самоконтроле (выборочно). По результатам контроля мастер ВТК определяет уровень качества работы исполнителя за месяц.
За сведениями формы 1 мастер ОТК составляет форму 2 и сведение дефектов (форма 3, доп.10), которые передаются главному инженеру СТОА. Форму 3 составляют с использованием классификатора (табл. 10.1).
Формы 2 и 3 дают возможность осуществить оперативный анализ состояния справь относительно качества работ на отдельных участках (в бригадах) и СТО в целом, а также принять соответствующие меры для устранения брака в работе. Формы 2 и 3 заполняют каждый день, они дают возможность определить уровень качества на участках (в бригадах) и СТО в целом и количество дефектов с распределением их по видам, значением и причинами за минувший месяц (за одними и теми же формами). Отчетный уровень качества используют для определения размера премии производителю работ за качественные показатели в работе.
Мастер отдела заказов каждый день на основании анкет (форма 4, доп. 11) заполняет сведение оценок заказчиков качества работ и культуры обслуживания (форма 5, доп. 12) и передает ее главному инженеру. Полученные сведения дают возможность оперативно учитывать мнение заказчиков и принимать соответствующие меры для устранения недостатков.
Уровень одобрительных оценок определяют отношением суммы добрых и удовлетворительных оценок к общему количеству оценок. По форме 5 составляют также месячное сведение оценок.
Качество работы производителей работ оценивают для того, чтобы определить достигнутый уровень качества работы, объективно применить моральные и материальные стимулы за результаты, достигнутые каждым производителем работ.
Для оценки качества работы производителей работ применяют интегральный коэффициент качества (Кяк), что учитывает основные факторы, которые влияют на качество работы (трудовую и технологическую дисциплину, своевременное и качественное выполнения работы, культуру производства и др.).