Меню

Учет износа при оценке автомобиля

Учет износа при оценке автомобиля

Страховое возмещение по ОСАГО осуществляется в форме:

  • выплаты страховой суммы в денежном выражении;
  • организации и оплаты страховщиком ремонта имущества потерпевшего.

Учитывается ли износ деталей или нет – зависит от формы страхового возмещения

Учет износа деталей, подлежащих замене при страховой выплате

В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме страховой выплаты, то размер расходов на запчасти уменьшается на величину износа деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при ремонте авто потерпевшего.

Разъяснения Верховного Суда РФ:

При осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты размер расходов на запасные части, в том числе и по договорам обязательного страхования, заключенным начиная с 28 апреля 2017 года, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО) ( см. подробнее п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Учет износа деталей, подлежащих замене при ремонте авто на СТО

В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на СТО, то стоимость восстановительного ремонта автомобиля, принадлежащего гражданину и зарегистрированного в РФ, определяется без учета износа деталей, узлов, агрегатов.

Верховный Суд разъяснил, что по общему правилу не допускается использование при ремонте авто бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, деталей и агрегатов, если только стороны не пришли ко взаимному соглашению об этом.

Разъяснения Верховного Суда РФ:

В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина (в том числе имеющего статус ИП) и зарегистрированного в РФ, осуществляется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО в редакции ФЗ от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ).

Если в соответствии с Методикой требуется замена комплектующих изделий …, то при восстановительном ремонте поврежденного ТС не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий … Иное может быть определено только соглашением между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО) ( см. подробнее п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).

Метод расчета износа деталей транспортных средств для целей определения стоимости восстановительного ремонта

А.Н. Фоменко, практикующий оценщик, канд. техн. наук,
г. Москва

При определении стоимости восстановительного ремонта с учетом износа заменяемых деталей, принято распространять расчетный износ транспортного средства (ТС) в целом на его отдельные детали. Даже далекому от оценки человеку понятно, что это допущение очень грубое, поскольку не подтверждается практикой.

Учитывая неоспоримость этого факта, в статье [1] было предложено разделить методы расчета износа для целей определения стоимости транспортного средства и методы расчета износа для целей оценки ущерба ТС после ДТП. Дело в том, что транспортное средство нельзя рассматривать как простую совокупность деталей соединенных в определенном порядке. В результате «соединения деталей» у ТС появляются качественно новые потребительские свойства, которые и оцениваются рынком. В отличие от ТС в целом, потребительские свойства каждой отдельной детали определяются тем, что либо она способна выполнять свои функции по прямому назначению, либо она их утрачивает из-за выработки установленного ресурса. В последнем случае ее просто заменяют или подвергают ремонту. При этом, различие в стоимости ТС до и после замены детали обычно невелико и определяется стоимостью замены этой детали.

Читайте также:  Раскраски для мальчиков машины газ

Метод расчета износа для целей определения стоимости ТС рассмотрен в [2]. Поэтому, в данной статье будет рассмотрен только метод расчета износа для целей определения стоимости восстановительного ремонта с учетом износа заменяемых деталей. При этом, поскольку замена деталей при восстановительном ремонте происходит идентичными деталями (понятие «оригинал / не оригинал» не в счет), то речь идет только о расчете физического износа, так как другие виды износов отсутствуют.

Методика расчета износа

По существу, все основополагающие идеи метода расчета износа деталей ТС изложены в [1]. Суть их сводится к следующему. Каждая деталь ТС имеет свой ресурс, который определяется либо возрастом, либо пробегом, либо совокупностью этих параметров. После израсходования своего ресурса деталь подлежит замене. При этом, начало отсчета ресурса замененной детали приходится на момент ее замены.

Очевидно, что для целей оценки стоимости восстановительного ремонта детальный учет ресурса каждой детали ТС неоправданно трудоемок. Поэтому, для этих целей целесообразно ограничиться рассмотрением ресурса на уровне агрегатов и систем ТС, распространив его на все детали входящие в их состав. При этом необходимо учитывать, что после замены деталей в какой-то системе, обычно остается неустранимый физический износ, который связан как с невозможностью воспроизведения заводских условий сборки, так и с наличием остаточных деформаций (повреждений) в сопрягаемых деталях. Поэтому ресурс системы ТС после замены деталей, как правило, несколько снижается.

В основном, расчетные зависимости, приведенные в [1] остаются справедливыми. Вместе с тем, осознание того, что они по форме представления не очень удобны в практической оценочной деятельности, поставили перед автором задачу: попытаться устранить этот недостаток и одновременно внести в расчетные зависимости некоторые корректировки.

Полагая, что в течение цикла эксплуатации системы ТС (от начала эксплуатации до замены основных деталей или от замены основных деталей до следующей замены), износ меняется пропорционально израсходованному ресурсу, можно вывести следующую зависимость:

где:
И – физический износ системы (детали системы) ТС;
ИОСТ – остаточный (неустранимый) износ системы (детали системы) ТС;
ИПР – предельно допустимый износ системы (детали системы) ТС;
Р – израсходованный ресурс системы (детали системы) с начала эксплуатации или после замены детали;
РПР — предельный ресурс системы (детали системы).

Обычно в качестве предельного износа принято назначать величину 80%, которая соответствует автомобилю требующего капитального ремонта [3 и др.]. В качестве остаточного износа после замены детали обычно принимают величину 20%, соответствующую начальному износу автомобилю после капитального ремонта [3].

Результаты расчета по предложенной зависимости для ИПР = 80% приведены в табл. 1.

Р / Рпр Расчетный износ И Р / Рпр Расчетный износ И Р / Рпр Расчетный износ И
Иост=0% Иост=20% Иост=0% Иост=20% Иост=0% Иост=20%
0,00 0,0% 20,0% 0,34 27,2% 40,4% 0,68 54,4% 60,8%
0,01 0,8% 20,6% 0,35 28,0% 41,0% 0,69 55,2% 61,4%
0,02 1,6% 21,2% 0,36 28,8% 41,6% 0,70 56,0% 62,0%
0,03 2,4% 21,8% 0,37 29,6% 42,2% 0,71 56,8% 62,6%
0,04 3,2% 22,4% 0,38 30,4% 42,8% 0,72 57,6% 63,2%
0,05 4,0% 23,0% 0,39 31,2% 43,4% 0,73 58,4% 63,8%
0,06 4,8% 23,6% 0,40 32,0% 44,0% 0,74 59,2% 64,4%
0,07 5,6% 24,2% 0,41 32,8% 44,6% 0,75 60,0% 65,0%
0,08 6,4% 24,8% 0,42 33,6% 45,2% 0,76 60,8% 65,6%
0,09 7,2% 25,4% 0,43 34,4% 45,8% 0,77 61,6% 66,2%
0,10 8,0% 26,0% 0,44 35,2% 46,4% 0,78 62,4% 66,8%
0,11 8,8% 26,6% 0,45 36,0% 47,0% 0,79 63,2% 67,4%
0,12 9,6% 27,2% 0,46 36,8% 47,6% 0,80 64,0% 68,0%
0,13 10,4% 27,8% 0,47 37,6% 48,2% 0,81 64,8% 68,6%
0,14 11,2% 28,4% 0,48 38,4% 48,8% 0,82 65,6% 69,2%
0,15 12,0% 29,0% 0,49 39,2% 49,4% 0,83 66,4% 69,8%
0,16 12,8% 29,6% 0,50 40,0% 50,0% 0,84 67,2% 70,4%
0,17 13,6% 30,2% 0,51 40,8% 50,6% 0,85 68,0% 71,0%
0,18 14,4% 30,8% 0,52 41,6% 51,2% 0,86 68,8% 71,6%
0,19 15,2% 31,4% 0,53 42,4% 51,8% 0,87 69,6% 72,2%
0,20 16,0% 32,0% 0,54 43,2% 52,4% 0,88 70,4% 72,8%
0,21 16,8% 32,6% 0,55 44,0% 53,0% 0,89 71,2% 73,4%
0,22 17,6% 33,2% 0,56 44,8% 53,6% 0,90 72,0% 74,0%
0,23 18,4% 33,8% 0,57 45,6% 54,2% 0,91 72,8% 74,6%
0,24 19,2% 34,4% 0,58 46,4% 54,8% 0,92 73,6% 75,2%
0,25 20,0% 35,0% 0,59 47,2% 55,4% 0,93 74,4% 75,8%
0,26 20,8% 35,6% 0,60 48,0% 56,0% 0,94 75,2% 76,4%
0,27 21,6% 36,2% 0,61 48,8% 56,6% 0,95 76,0% 77,0%
0,28 22,4% 36,8% 0,62 49,6% 57,2% 0,96 76,8% 77,6%
0,29 23,2% 37,4% 0,63 50,4% 57,8% 0,97 77,6% 78,2%
0,30 24,0% 38,0% 0,64 51,2% 58,4% 0,98 78,4% 78,8%
0,31 24,8% 38,6% 0,65 52,0% 59,0% 0,99 79,2% 79,4%
0,32 25,6% 39,2% 0,66 52,8% 59,6% 1,00 80,0% 80,0%
0,33 26,4% 39,8% 0,67 53,6% 60,2%
Читайте также:  Номер двигателя покрылся коррозией

Данные по предельным ресурсам отдельных агрегатов и систем ТС, обобщенные автором по результатам собеседования со специалистами, занимающимися эксплуатацией автотранспорта, приведены в табл. 2.

Деталь ТС Иномарки Автомобили отечественного производства
Кузов (обычный антикор — «не оцинкованный»), лет 8…12 8…10
Кузов (улучшенный антикор — «оцинкованный»), лет 20…25 10…15
Двигатель, тыс. км 300 и более 180
АКПП, тыс. км 180-210
МКПП, тыс. км 200 и более 120 -150
Сцепление, тыс. км 90-110 60-80
Трансмиссия, тыс. км 80-120 60-80
Передняя подвеска, тыс. км 70-110 60-80
Задняя подвеска, тыс. км 90-150 70-90
Рулевое управление, тыс. км 150-210 90-110
Тормозная система, тыс. км 60-80 50-60
Система охлаждения, тыс. км 90-110 60-80
Система кондиционирования, тыс. км 150 и более
Система выпуска, тыс. км 150 и более 60-80
Система питания, тыс. км 100-150 60-80

Метод расчета износа, с использованием приведенных выше данных сводится к следующему:

— зная возраст и пробег автомобиля, с учетом данных табл. 2, определяется относительная величина израсходованного ресурса заменяемой детали. При этом, если есть документальное подтверждение замены детали, то отсчет ресурса осуществляется с момента замены;
— по относительной величине израсходованного ресурса из табл. 1 определяется величина физического износа заменяемой детали. При этом, если деталь не менялась с начала эксплуатации, то используется столбец Иост = 0%. Если деталь менялась, то используется столбец Иост = 20%;
— если относительная величина израсходованного ресурса превышает 1, то величина износа назначается экспертно, обычно 80%.

Примеры использования метода расчета

После ДТП с автомобилем ВАЗ 2110, 2004 г.в., с пробегом 80 тыс. км замене подлежит рамка радиатора, решетка радиатора и радиатор системы охлаждения. Дата оценки 1.01.2008 г.

Документов, подтверждающих предыдущую замену поврежденных деталей, не предоставлено. Результаты расчетов приведены в табл. 3

№ п/п Показатель Величина Формула расчета
1 Дата оценки 01.01.2008
2 Год выпуска 01.07.2004
3 Возраст, лет 3,5 ( (1) — (2) ) / 365
4 Пробег, тыс. км 80
5 Предельный ресурс (для кузова), лет 12,5 табл. 2 (среднее значение)
6 Предельный ресурс (для системы охлаждения), тыс. км 100 табл. 2 (среднее значение)
7 Дата замены детали (радиатора) 01.07.2004 не менялась
8 Возраст детали, лет 3,5 ( (1) — (7) ) / 365
9 Среднегодовой пробег, тыс. км 22,83 (4) / (3)
10 Израсходованный ресурс детали, тыс. км 80,00 (8) х (9)
11 Относительная величина израсходованного ресурса 0,80 (10) / (6)
12 Износ физический (радиатора) 64,0% табл. 1 (для Иост=0%)
13 Дата ремонта кузова 01.07.2004 не ремонтировался
14 Возраст кузова (израсходованный ресурс), лет 3,50 ( (1) — (13) ) / 365
15 Относительная величина израсходованного ресурса 0,28 (14) / (5)
16 Износ физический (рамки и решетки радиатора) 22,4% табл. 1 (для Иост=0%)

После ДТП с автомобилем Тойота – Карина 1992 г.в., с пробегом 220 тыс. км замене подлежит переднее крыло и рычаг передней подвески. Дата оценки 1.01.2008 г.

Представлен счет из автосервиса, из которого следует, что рычаги передней подвески менялись. Документального подтверждения ремонта кузова не представлено. Однако осмотр ТС показал, что основные несъемные детали кузова переваривались. Поврежденное крыло не имеет следов коррозии. Исходя из технического состояния кузова, эксперт принял решение считать, что ремонт производился после израсходования предельного ресурса по табл. 2. (Эксперт мог принять другое решение: не учитывать факт обновления кузова).

Результаты расчета приведены в табл. 4.

№ п/п Показатель Величина Формула расчета
1 Дата оценки 01.01.2008
2 Год выпуска 01.07.1992
3 Возраст, лет 15,5 ( (1) — (2) ) / 365
4 Пробег, тыс. км 220
5 Предельный ресурс (для кузова), лет 10 табл. 2 (среднее значение)
6 Предельный ресурс (для передней подвески), тыс. км 90 табл. 2 (среднее значение)
7 Дата замены детали (рычага) 01.07.2005 счет из автосервиса
8 Возраст детали, лет 2,5 ( (1) — (7) ) / 365
9 Среднегодовой пробег, тыс. км 14,18 (4) / (3)
10 Израсходованный ресурс детали, тыс. км 35,51 (8) х (9)
11 Относительная величина израсходованного ресурса 0,39 (10) / (6)
12 Износ физический (рычага) 43,4% табл. 1 (для Иост=20%)
13 Предполагаемая дата ремонта кузова 01.07.2002 по истечении предельного ресурса по табл. 2 (10 лет с даты выпуска)
14 Возраст обновленного кузова (израсходованный ресурс), лет 5,51 ( (1) — (13) ) / 365
15 Относительная величина израсходованного ресурса 0,55 (14) / (5)
16 Износ физический (крыла) 53,0% табл. 1 (для Иост=20%)

Предложен метод расчета износа деталей транспортных средств, основанный на определении израсходованного ресурса этих деталей с учетом возможной их замены в процессе эксплуатации. Данный метод может быть использован при проведении практической оценки стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа заменяемых деталей, поскольку оценщику законодательно разрешено самостоятельно выбирать методы оценки.

Вместе с тем, автор отдает себе отчет в том, что для широкого практического использования предложенного метода расчета необходимо уточнение величин предельных ресурсов систем и агрегатов, возможно с детализацией по маркам автомобилей. Кроме того, учитывая особенности проведения оценки автомобилей после ДТП, желательна регистрация этого метода как юридического документа. К сожалению, автор ее располагает технической возможностью и необходимым административным ресурсом для придания методики статуса юридического документа.

Список литературы
1. А. Н. Фоменко. Методический подход к определению износа транспортных средств.
2. А. Н. Фоменко. Метод расчета износа при оценке стоимости транспортных средств в рамках затратного подхода.
3. Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. РД 37.009.015 – 98 с изменениями №№ 1, 2, 3. М., 2001

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Adblock
detector