Установка ГБО на УАЗ Хантер: важные моменты
УАЗ Хантер — машина, которая никого не оставляет равнодушным: у мощного детища отечественного автопрома есть либо фанаты, либо непримиримые противники. Автовладельцы внедорожника не хотят расставаться с любимым авто даже при явно высоких затратах на подорожавший бензин, и ищут оптимальный вариант перехода на газ. Эта статья поможет сделать правильный выбор тем, кто будет ставить газовое оборудование на УАЗ Хантер.
Выбор оборудования
Модель hunter Ульяновский автозавод выпускает с 2003 года. «Охотник» стал преемником знаменитого УАЗ 469. Есть бензиновые и дизельные решения. Бензиновый двигатель ЗМЗ-409.10 на 100 км. съедает 13,2 л. топлива.
Сначала разберёмся с дизелем, стоит ли его трогать вообще?
Если ваш Хантер на дизеле
В топливных системах УАЗа на бензине и дизеле есть принципиальная разница, которую приходится решать установщикам ГБО. Для розжига газовоздушной смеси на бензине нужна искра от свечей зажигания.
Для дизеля важна максимальная степень сжатия воздуха, который при большом давлении разогревается до определённого показателя. В этот момент форсунка впрыскивает солярку в камеру сгорания и смесь воспламеняется. Система до предела упрощённая, но как совместить это с газом?
Если подавать метановую или пропан-бутановую смесь в цилиндры вместо дизеля, детонации не возникнет. Чтобы газовоздушная смесь воспламенилась, нужна более высокая температура.
Для решения два пути:
- Сначала впрыскивать в мотор немного солярки, и только затем пускать газ. Воспламенённое дизтопливо подожжёт газо-воздушую смесь. В этом случае при эксплуатации уаз хантер на газу, примерно 30% от расхода топлива займёт дизель.
- Произвести полную реконструкцию топливного отсека на УАЗ Хантер, установку внешней системы зажигания, доработать ГБЦ и другие моменты. Процесс необратимый и дорогостоящий, назад на дизель не вернёшь.
Дизельный Хантер с мотором ЗМЗ-5143.10 расходует 10 л. при скорости 90 км в час.
Если поставить ГБО на хантер, то за 100 км пробега расход газового горючего составит 15-16 литров. Исходя из этих цифр, а также затрат на переоборудование, автовладельцу нужно решить для себя, стоит ли трогать дизельный внедорожник.
Если УАЗ Хантер на бензине
В настоящее время стоит выбор из пяти поколений ГБО.
Для модели с карбюраторной версией УАЗа придётся ограничиться газобаллонной установкой 2-го поколения.
Для внедорожника с инжекторным типом топливной подачи два варианта:
- ГБО 4-го поколения с распределённым впрыском;
- 5-я генерация с подачей газа в цилиндры в жидком виде.
У пятой генерации масса неоспоримых преимуществ, но она «заточена» под высококачественное топливо. Оптимальным вариантом является установка на УАЗ Хантер ГБО 4-го поколения, которое выручит при дальних поездках по местностям, где ограниченное количество газовых заправок.
На что ещё обратить внимание при выборе ГБО
Можно купить готовый комплект от одного производителя или взять сборный. Если пойти по второму пути, нужно быть уверенным в том, что все элементы совместимы. Когда речь идёт о готовом комплекте ГБО для УАЗ Хантер, оборудованию не нужна дополнительная регулировка, в электронный блок правления уже внесены все параметры.
Что касается выбора производителя ГБО, следует исходить из бюджета. Польское оборудование Lpg Tech или итальянское Tomasetto выигрывают тем, что не требуют сложных технологических манипуляций при монтаже. Подороже, но технологичнее и безопаснее итальянское ГБО OMVL. Благодаря надёжной системе самодиагностики современное ГБО отключается в критических ситуациях и тем самым бережёт двигатель от поломки. Всегда безупречный результат у BRC, главное — иметь на это средства и найти хорошего установщика. Идеально подходит для Хантера итальянская система впрыска от Landi Renzo, которым УАЗ Профи дополнительно укомплектован с завода.
Практика показывает, что работоспособность газовой системы в большей степени зависит не от выбора производителя, а от грамотной установки и регулировки ГБО. Если всё сделать безупречно, выполнять рекомендации мастеров, то 200 тыс. км. можно проехать без ремонта.
В споре между пропан-бутаном или метаном в отношении любого внедорожника чаще выигрывает CH4. Он дешевле, экологичнее и безопаснее. Места в УАЗ Хантер для большого газового резервуара хватит. Единственная проблема — найти метановую заправку в регионе проживания.
Таким образом, при покупке ГБО на уаз хантер варианты позволяют ориентироваться по цене и по качеству.
Процесс установки на УАЗ Хантер
Перед тем как ставить ГБО на УАЗ, необходимо пройти полную диагностику двигателя. Это нужно не только для получения заключения о возможности переделки топливной системы для ГИБДД. Необходимо быть уверенным в том, что машина исправна и проблем с настройкой газовой аппаратуры не предвидится.
Сначала надо решить, куда ставить газовый баллон. Если под днище УАЗа— не нужно тратить драгоценное место в багажнике. Однако внедорожник используется в холмистой местности и уменьшение клиренса для такой машины означает ухудшение эксплуатационных характеристик. Целесообразнее выбрать место под сиденьями или багажнике.
Как вариант — использовать тороидальный баллон на 70 л., который поставить в заднюю часть рамы и прикрепить к полу. Выступать будет не более чем на 6-7 см, что не критично. Когда на УАЗ Хантер ставят ГБО 5-го поколения, где не нужно использовать бензин, баллон закрепляют вместо демонтированного бензобака.
Монтаж на УАЗ ГБО 4-го поколения пошагово:
- В автомобиле закрепляют газовый резервуар.
- Производят установку необходимых элементов на баллон, в том числе датчик топлива, отсекатель лишнего горючего, электрика, два клапана, которые регулируют расход газа и сбрасывают при необходимости давление.
- Устанавливают заправочное устройство неподалёку от лючка бензобака.
- Прикладывают газовую магистраль под днищем. В местах, где придётся делать отверстия в кузове, предусматривают резиновые прокладки.
- Устанавливают газовый редуктор и подключают его к системе охлаждения.
- Выполняют монтаж ЭБУ с подключением датчиков.
- Газовые форсунки, закрепляют во впускной коллектор и соединяют с редуктором.
- Размещают панель управлением газ/бензин в салоне авто.
- Испытывают газовые магистрали на герметичность.
- Установка ГБО на УАЗ завершается настройкой и регулировкой газовой системы.
Медные трубки лучше заменить на пластиковые, которые с точки зрения надёжности оказываются более долговечными. Для получения максимальной отдачи от газового оборудования устанавливают октан корректор, который выполняет роль компенсатора между газом и бензином.
В баке УАЗ Хантер с ГБО всегда должен быть бензин. Заводится машина на бензине, после прогрева до нужного уровня происходит переход на газ. Если возникает проблема с газовым оборудованием или нет газа в баллоне, индикатор на панели об этом оповестит. В связи с тем, что бензиновая топливная система задействована, бензонасос и форсунки будут поддерживаться в рабочем состоянии.
ГБО на уаз хантер прослужит долго, если через 50-55 тыс. км выполнять калибровку форсунок и регулярно делать профилактику редуктору.
Плюсы и минусы установки ГБО
Установка ГБО на Hunter имеет следующие преимущества:
- Экономия на топливе. Расход газа приблизительно по объёму такой же как и бензина, но за счёт разницы в цене примерно за полгода при активной эксплуатации внедорожника ГБО окупит себя. Естественно, на расход топлива УАЗа влияют многие моменты, в том числе и условия езды.
- Силовая установка на газу работает в щадящих условиях. За счёт исключения детонация двигателя, межремонтный интервал у автомобиля существенно увеличивается. Нет нагара на клапанах, свечах и поршнях.
- Газовое топливо по экологическим параметрам намного лучше бензинового, не выдаёт вредных выхлопов в атмосферу. Авто с газом на борту соответствует экологическим стандартам Евро 4 и Евро 5.
- На газу значительно уменьшается шум мотора, ездить на такой машине комфортнее.
- Цилиндро-поршневая группа значительно меньше подвержена износу. Благодаря ГБО увеличивается срок службы свечей зажигания и моторное масло нужно менять реже.
- В два раза увеличивается дальность пробега без дозаправок. Удобно, когда приходится ездить по незнакомой местности или там, где практически нет АЗС.
- Если машина будет «ночевать» в незнакомом месте, можно не переживать, что кто-то «сольёт» себе газ. Это сделать невозможно.
К реальным неудобствам ГБО на УАЗ Хантер можно отнести следующие:
- газовый баллон «съест» пространство;
- необходимо следить за техническим состоянием внедорожника, своевременно менять фильтра грубой и тонкой очистки газа (каждые 10 тыс. км), выполнять настройку программного обеспечения ГБО;
- потратить время и деньги на оформление ГБО, в дальнейшем по графику проходить техосмотры.
Если уделять внимание техническому состоянию машины, можно избежать затрат на ремонты. В итоге недостатки превратятся в достоинства.
Существует масса мифов, которые совершенно серьёзно причисляют к минусам ГБО. Например, вопрос безопасности. Последние поколения газового оборудования оснащены датчиками, которые контролируют систему, сигнализируют о малейшем отклонении в работе ГБО и любой степени разгерметизации. Умная электроника сводит к минимуму вероятность взрывов или утечек газового горючего.
Вопрос снижения мощности мотора в отношении мощного УАЗ Хантер с двигателем объёмом 2,7 л (128 л.с.) не актуален, так как даже показатель в 10% внешне себя никак не проявит.
Установка ГБО на дизельный двигатель: как это выглядит на практике?
Как дизель работает на газу?
Газовое оборудование на дизель: насколько реально?
ГБО на УАЗ Патриот: монтаж и особенности эксплуатации
UAZ Patriot «The White Bear» › Logbook › Выбор и установка ГБО. Важный этап
Еще раз приветствую, Вас, уважаемые читатели и просто гости. Сегодня хочу рассказать Вам о выборе и принятии решения установить ГБО на авто. В одной из предыдущих записей я написал о том, что попытаюсь рассказать все в деталях, подробно и поэтапно. Но я тогда не знал, насколько все это будет сложно, много нюансов и технических моментов, которые я не могу описать. Поэтому я напишу максимально подробно о том, что я знаю, что я видел, и о том, что я успел отснять.
Начну с того, что сразу после покупки Патриота возник вопрос об установке ГБО, т.к. ЗМЗ-409 двигатель морально устаревший, и его всячески пытались задушить до Евро-4, расход топлива в среднем 16-18 литров по пробкам Тюмени, и литров 10-11 спокойной езды по трассе. Тут уж волей-неволей возникает вопрос о переходе на дешевый вид топлива, тем более машина не стоит на месте, отец на ней ездит много, пока в основном по трассе. Да и газ, по моему мнению, лучше по качеству по сравнению с бензином, хотя 409 мотору вообще плевать какое топливо употреблять.
После продолжительного выбора компании, которая занимается установкой ГБО, и консультаций со специалистом, мы определили базовый набор компонентов для установки, а также немного полезных плюшек, обо всем этом речь пойдет ниже.
Самое главное определиться с производителем ГБО, для нас марка была очевидна — OMVL, итальянское оборудование четвертого поколения. Также рассматривали Alpha, но отзывы говорят о том, что случаются неприятные вещи с ЭБУ, а точнее с программой российской разработки. После выбора производителя можно подбирать компоненты ГБО по своим хотелкам.
На выбор предоставляются несколько типов баллонов, есть цилиндрические и тороидальные, первые устанавливаются либо под задний бампер, либо в багажном отделении вдоль спинки заднего дивана, мы же выбрали второй вариант, наиболее удобный для нас, два ТОРа по 42 л. каждый, закрепили на полу багажника. Цилиндрические баллоны не рассматривали, т.к. они очень неудобны, и занимают большую часть багажника, из-за них уже невозможно сделать полноценное спальное место, а это огромный минус, имея в хозяйстве Патриот.
В обозримом будущем будет изготовлена ниша в багажное отделение, она как раз закроет баллоны, и при сложенных сидениях будет большое спальное место.
ВЗУ (Выносное заправочное устройство)
Тут также имеются различные варианты установки заправочного устройства: в бампер, под бампер, под крышку багажника, в лючок бензобака (наш вариант), да хоть на корпус воздушного фильтра, в общем установить можно везде, куда дотягиваются медные патрубки, которые являются главной магистралью транспортировки газа.
Небольшой датчик, который показывает уровень газа в баллонах, светодиодная индикация, эта простая и удобная вещь приобретается за дополнительную плату, устанавливается рядом с рулевой колонкой.
Вариатор опережения зажигания
Тут история вышла неоднозначной, объясню своими словами, насколько я понял. Тема такая, изначально в конторе, в которой мы устанавливали ГБО нам посоветовали не ставить вариатор, аргументируя это тем, что мастера сами хорошо настраивают программно угол опережения зажигания газа под бензин, в общем как-то так. Но приехав в компанию, которые устанавливают сигнализацию (пост будет чуть позже), нам покрутили пальцем у виска и сказали, что в баке у вас был залит 92 бензин, вот мастера вам и настроили ГБО по характеристикам этого бензина, хотя октан у газа 105, и чтобы газ вырабатывал максимальное КПД и нужно ставить вариатор, который сам будет менять угол опережения зажигания, независимо на газу машина ездит или на бензине.
В итоге, там мы еще отдали 7500 руб. за вариатор, его грамотно установили, и откатали он-лайн (подобно тому, как откатывают прошивки на вазовском Январь 5.1). После этого машина словно ожила, с низов подхват еще круче, реакция на педаль газа стала гораздо приятнее, до установки вариатора машина ездила неделю, а теперь прям чувствуется что октановое число выросло прилично.
Ну и напоследок немного фото редуктора и фильтров. Как я понял редуктор отвечает за выравнивание давления газа, поступающего с баллонов, а точнее он уменьшает давление, цифры можно посмотреть в интернете, они огромны. Также именно к нему подключают всевозможные патрубки для обогрева, актуально в северных регионах.
Как мне объяснили для эффективной работы оборудования OMVL предусмотрено два вида фильтров, грубой и тонкой очистки. Первое плановое ТО необходимо сделать через 10000 км. эксплуатации, и заменить фильтра, которые были куплены в магазине.
После всех работ могу сказать, что установка была произведена опытными специалистами, все мнения людей, типа воняет газом, что это небезопасно, просто ничего не стоят. Оборудование 4-ого поколения делает свое дело, да, это очень дорогая и затратная опция для машины, но экономия заметна уже с первых дней — когда ты заправляешь 70 литров топлива, и платишь не 2500 руб., а всего 900 руб. Да и полезные свойства газа никто не отменял: продление ресурса двигателя, высокое октановое число и отсутствие детонации, и их просто огромная куча, просто не перечислить.
Небольшие подсчеты и затраты:
— Комплект установки оборудования OMVL + 2 ТОРа + Выносное заправочное устройство в лючок + сенсор уровня газа — 42800 руб.
— Установка вариатора опережения зажигания — 7500 руб.
— Фильтра тонкой и грубой очистки — 500 руб.
По поводу регистрации ГБО ответ у меня такой же, как и у многих — пошли гайцы в ж*пу! Очередной закон, который написан с целью собирать деньги у народа. Для справки узнал, в Тюмени стоимость регистрации ГБО со всеми экспертизами и гос. пошлинами выйдет примерно 15000 руб. (Пятнадцать кусков, Карл!) Лучше платить штраф по 250 руб., при условии что останавливают раза 2-3 в год. Кстати, сервис предоставил все сертификаты на ГБО.
Я описал все, что было доступно для моих глаз, всем спасибо за комментарии и пальцы вверх. Извините за много слов, но я старался описать все до мелочей, было очень сложно готовить этот текст и просвещаться в области газа, но было очень интересно.
На данный момент Патриот уже несколько дней покоряет горы и скалистую местность Башкирии, идет обкатка ГБО, одним словом, проявляется весь потенциал рамного внедорожника!)