Кроме общей классификации ПА и оборудования в своей работе спасатели пользуются условными обозначениями, которые наносятся на корпус пожарных автомобилей и являются средством идентификации возможностей спецтранспорта. Общая структура обозначений пожарных автомобилей регламентирована ГОСТом Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения». Машины старого фонда могут иметь маркировку согласно ГОСТу 21392-75 «Транспортные средства оперативных служб, цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы», который утратил силу в системе законодательства РФ.
Типовая схема обозначения пожарных автомобилей
Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.
XXX – тип машины по общей классификации. Например, АЦ, АП, АНР, АА и т.д.
ХХ – основной параметр, к которому относятся вместимость цистерны, объем порошка и т.д.
ХХ/Х – показатель основного агрегата или оборудования надстройки.
ХХХХ – модификация базового шасси.
мод. ХХА – модель по системе разработчика.
ХХ – цифровая маркировка модели от производителя.
XX – маркировка предприятия-изготовителя.
X – показатель нормативного документа, согласно которому разработан автомобиль (ГОСТ, ТУ).
Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.
АЦ, АПС
· Объем цистерны, м 3
· Вместимость пенобака, м 3
· Работа насоса, л/с
· Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с
· Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с
АП
· Запас огнетушащего порошка, кг
· Расход лафетного ствола, л/с
АПТ
· Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3
· Производительность насоса, л/с
АКТ
· Объем цистерны, м 3
· Мощность насоса, л/с
· Расход через лафетный ствол воды (л/с), порошка (кг/с), пены (л/с)
АА
· Объем цистерны, м 3
· Запас ОТП, кг
АГВТ
· Расход газоводяной смеси, кг/с
АНР
· Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с
· Напорные рукава, м
АВД
· Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с
· Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст.
АГТ
· Запас огнетушащего газа, кг
АСО, АГ, АСА
· Мощность электрогенератора, кВт
АД
· Мощность вентустановки, тыс. м 3 /ч
АШ, АОС, АПП
· Количество мест боевого расчета
АЛ, АКП, ППК
· Рабочая высота, м
АР
· Запас напорных рукавов, м
Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).
Читать условные обозначения следует так:
АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX
АКТ – автомобиль комбинированного тушения.
0 – объем цистерны для воды или пенообразователя, м 3 .
2000 – масса возимого порошка, кг.
40 – мощность насоса, л/с.
60 – мощность порошкового лафетного ствола, л/с.
4310 – модель базового шасси КамАЗ.
Модель XXX – классификация производителя в зависимости от вида автомобиля.
В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.
В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.
Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:
Г – городская черта;
С – сельская местность;
Х – объекты химической и нефтехимической промышленности;
А – аэропорт;
Ч – использование в ЧС;
Л – при тушении пожаров на предприятиях лесопереработки, в лесных массивах;
Э – объекты энергетики.
Графические обозначения пожарных автомобилей
Кроме специальных символов для спецтехники был разработан перечень графических изображений. Он регламентирован:
ГОСТом 28130-89 ««Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические».
ГОСТом 12.1.184-82. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические.
Методическими рекомендациями по составлению планов и карточек тушения пожаров.
Графические знаки разработаны для каждого типа ПА:
Основные автомобили общего назначения.
Основные ПА целевого назначения.
Специальные ПА.
Дополнительная техника.
Цветографические схемы пожарных автомобилей ссср
Пользователь сказал cпасибо:
————— «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА», 1979, № 1
Ю. Л. МАРИЕНБАХ, канд. технических наук, ВНИИНмаш, Л. А. КУЗЬМИЧЕВ, A. С. ОЛЬШАНЕЦКИЙ, B. И. АРЯМОВ, художники-конструкторы, ВНИИТЭ
ОКРАСКА АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ
Попытки внести определенную систему в окраску тех или иных средств общественного и служебного транспорта предпринимались давно и имеют свою историю. Известна, например, традиционная окраска, присущая железнодорожному, городскому и различным видам специального транспорта. С увеличением численности и расширением типажа транспортных средств возникла потребность в усовершенствовании существующих схем окраски и в разработке на научной основе новых схем окраски транспорта.
В частности, Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики в 1964—1965 годах была проведена разработка цветографических схем окраски аэродромных средств транспорта «Аэрофлота», которая завершилась выпуском соответствующей отраслевой нормали. В 1968—1969 годах была разработана система окраски для транспортных средств милиции, зафиксированная в отраслевой нормали МВД «Окраска и опознавательные знаки специальных автомобилей и мотоциклов». Были также решены более частные цветографические задачи: окраска автомобилей-такси, сочлененного троллейбуса и др.
После 1970 года, с пуском Волжского автозавода и увеличением выпуска автомобилей на других заводах, стала быстро расти интенсивность движения на дорогах страны, и в первую очередь — плотность транспортных потоков на городских магистралях. Широкое распространение получила окраска автомобилей в яркие, насыщенные цвета.
В этих условиях транспортные средства оперативных служб, окрашенные однотонно в свои традиционные цвета, оказались трудно опознаваемыми. Организация для них беспрепятственного проезда к месту оперативного вмешательства становилась затруднительной. Возникла необходимость переработки цветографических схем окраски этих машин с целью повышения их замет-ности и опознаваемости.
В 1972—1974 годах эта работа была проведена во ВНИИТЭ как часть разработки проекта ГОСТа «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования». Соразработчик — ВНИИНмаш Госстандарта СССР.
Работа была выполнена науровне художественно-конструкторского проекта. На этапе предпроект-ных исследований был изучен, в частности, зарубежный опыт. За рубежом в течение последних 5—10 лет было проведено несколько работ частного характера, направленных на повышение заметности автомобилей пожарной охраны и скорой помощи. В Англии и США проводились исследования, на основе которых было предложено заменить традиционный красный цвет окраски пожарных автомобилей лимонно-желтым. В ряде пожарных гарнизонов этот цвет был принят. В ФРГ проводились опыты по введению в окраску пожарных автомобилей, в дополнение к красному, элементов белого цвета, а также по окраске автомобилей флюоресцирующей красной краской. Было установлено оптимальное с точки зрения повышения заметности отношение размеров белых элементов к общему красному фону и определены места их расположения. Были внесены соответствующие изменения в стандарт на окраску пожарных автомобилей (DIN 14502).
Флюоресцирующая красная краска дала еще больший эффект, особенно с точки зрения повышения заметности в темное время суток, когда обычная красная краска вообще зрительно утрачивает свой цвет. Однако пониженная стойкость и шероховатость поверхности флюоресцирующей краски делает ее малопригодной к эксплуатации. В окраске автомобилей скорой помощи за рубежом в последнее время наблюдается активное применение, наряду с традиционным белым, красного цвета в том или ином их соотношении.
В основу научной разработки цветографических схем окраски транспортных средств оперативных служб у нас были положены данные отечественных и зарубежных исследований в этой области.
Свойства цвета и характер цветографической схемы должны обеспечивать два основных требования к окраске:
— сигнальность (заметность) — свойство, способствующее привлечению непроизвольного, рефлекторного внимания, что ведет к выделению объекта в транспортном потоке;
— опознаваемость — свойство, способствующее быстрому определению типа и назначения объекта.
Выбор цветов и их сочетаний проводился так, чтобы обеспечить наибольшую дальность видимости объектов на различных фонах и в условиях различного освещения. Учитывалось также эмоционально-психологическое воздействие цвета и его взаимодействие с формой окрашенного объекта.
По имеющимся отечественным данным, наибольшей дальностью видимости на типовых природных и городских фонах (сером, зеленом, голубом и др.) обладают красный, оранжевый, желтый и белый цвета(с соответствующими конкретными колориметрическими характеристиками). Человеческое зрение наиболее чувствительно по отношению к цветам желто-зеленой части спектра. Именно по этой причине для сигнальной окраски оперативных машин все чаще выбирается лимонно-желтый цвет, также хорошо видимый на городских фонах. Эффективность восприятия сигнального цвета повышается при его сочетании с дополнительным или контрастирующим по яркости ахроматическим (черным или белым) цветом.
Дальнейшее повышение сигнальности окраски может быть получено благодаря применению необычных цветографических схем (например, с вертикальным членением, с применением цветовых пятен неожиданной формы и т. д.). Однако опознаваемость объекта при этом будет в той или иной мере ухудшена (эффект камуфляжа). Кроме того, яркая, пятнистая окраска утомляет зрение и затрудняет внутреннюю координацию в транспортном потоке, а значит, — снижает безопасность.
Поэтому, исходя из характера службы данного транспортного средства, частоты и продолжительности его пребыванияв транспортном потоке, необходимо было выбрать такую цветографическую схему его окраски, которая обеспечивала бы преобладание первого или второго свойства и необходимый компромисс между ними. В число оперативных служб, которые охватывались разрабатываемым ГОСТом, входили: милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба, аварийная служба контактной электросети и военизированные горноспасательные части (ВГСЧ). Окраска транспортных средств этих служб (в основном, автомобилей, а у милиции и пожарной охраны — также мотоциклов) ранее принята следующая:
— для милиции (с 1969 года согласно упомянутой выше отраслевой нормали МВД): основной цвет лимо н но-желтый, дополнительный — синий (полоса по боковине кузова, в зависимости от формы кузова, крышка багажника, задняя дверь и т. д.);
— для пожарной охраны: основной цвет красный;
— для скорой помощи: цвета, близкие к белому — «слоновая кость», светло-бежевый, «белая ночь», светло-серый;
— для аварийных служб (газовой и электросети): желтый верх, красный низ;
— для ВГСЧ: основной цвет — «морская волна», дополнительный — оранжевый («юбка» кузова).
Анализ этих цветов и применяемых цветографических схем позволил сделать следующие выводы.
Первое. Большинство применяемых основных цветов — лимонно-желтый, красный, белый и желтый — принадлежат к группе наиболее заметных, по крайней мере в дневное время. Кроме того, многие из них являются традиционными для соответствующих служб и способствуют также опознаваемости оперативных транспортных средств. Поэтому признано целесообразным сохранить перечисленные цвета как основные за соответствующими службами (с тем, однако, чтобы для автомобилей скорой медицинской помощи применялся только чисто белый цвет).
Второе. В целях повышения сигнальности и опознаваемости именно этой группы транспортных средств целесообразно разработать единую для большинства служб цветографическую схему окраски с выделением элементов дополнительного или контрастирующего ахроматического цвета.
Третье. Цветографическая схема окраски автомобилей ВГСЧ не удовлетворяет требованиям заметности и опознаваемости. Ввиду немногочисленности этих автомобилей целесообразно объединить их по окраске с автомобилями аварийных служб.
И четвертое. Желательно все оперативные службы снабдить отличительными знаками. В настоящее время отличительные знаки имеются лишь на автомобилях милиции (Герб СССР), скорой медицинской помощи (красный крест) и ВГСЧ (эмблема службы).
Рассматривалось множество вариантов со сплошной окраской в вертикальную и косую «зебру», в «шашку», с разбивкой на крупные, равные или разновеликие поля самого различного геометрического характера и т. д. (Для простоты проигрывался лишь вариант пожарной машины.) После обсуждения с различными специалистами было отобрано несколько образцов окраски с тем или иным количеством вертикальных (в проекции на фронтальную плоскость) полос спереди и сзади и горизонтальных — по бокам, а также с отдельными конструктивными элементами (дверьми и крыльями), окрашенными в контрастный по отношению к основному цвет.
Окончательно выбранная цветографическая схема характеризуется двумя вертикальными (в проекции) полосами на переднем фасаде автомобиля; они достаточно масштабны как цветные поля, и в то же время их сдвоенный ритм создает повышенную сигнальность, которая наиболее важна именно для передней части автомобиля (оптическое «дезорганизующее» воздействие этих полос, несмотря на их необычность и высокую сигнальность, минимально). Аналогичные полосы нанесены на поверхность автомобиля сзади. По бокам наносится по одной продольной (горизонтальной) полосе.
Особый вопрос возник относительно целесообразности окраски в контрастный цвет одной из дверей (передней) с каждой стороны.
Поскольку мнения расходились, было решено провести тахистоскопический эксперимент с опознаванием предъявляемых изображений. Эксперимент был проведен при участии большого числа испытуемых. Эффективность окраски двери подтвердилась, и онабыла принята для всех автомобилей, кроме легковых («Москвич», «Волга» и «Жигули») и автомобилей милиции.
Для автомобилей, не имеющих кузова с развитыми боковыми поверхностями, пригодными для нанесения продольных полос (например, с пожарной лестницей, коленчатым подъемником и т. п.), предусматривается окраска в контрастирующий цвет наиболее заметных функциональных элементов, которые в транспортном положении имеют направление, близкое к горизонтальному. Таким образом сформировалась единая цветографическая схема окраски для автомобилей всех оперативных служб, кроме милиции.
Служба милиции занимает несколько отличное место в ряду других, поскольку в ее функции входит также обеспечение беспрепятственного проезда транспорта других оперативных служб. Кроме того, некоторые автомобили милиции подолгу находятся в транспортном потоке, из-за чего такие элементы, как контрастно выкрашенные двери, вертикальные полосы, могут оказаться утомляющими. Поэтому они не были введены в окраску. В качествеосновного для автомобилей милиции был сохранен принятый согласно отраслевой нормали МВД лимонно-желтый цвет, наиболее активный из сигнальных цветов. Также сохранен синий цвет как дополнительный. Но в прежние цветографические схемы для отдельных типов автомобилей внесены некоторые изменения.
Например, отменена окраска крышки багажника в синий цвет (у автомобилей ГАИ на крышку багажника наносится синий круг с соответствующей надписью на нем). Отдельные подробности схемы подчинены конкретным особенностям пластики соответствующих моделей автомобилей: у «Волги» ГАЗ-21 боковые синие полосы охватывают нерасчлененную поверхность передних крыльев сверху, до разъема капота; у «Волги» ГАЗ-24 они ограничиваются перегибом поверхности по поясной линии, не выходя наверх, но зато опоясывая капот спереди; у автомобилей РАФ и УАЗ в синий цвет выкрашены элементы облицовки радиатора.
В рамки художественно-конструкторского проекта также входило установление номенклатуры и места нанесения элементов графической информации и эмблем оперативных служб.
Наименование службы («Скорая медицинская помощь», «Аварийная газовая служба», «Милиция» и т. д.) наносится основным цветом с каждой стороны на боковую полосу дополнительного цвета (у автомобилей милиции наносится белым цветом).
На пожарные автомобили согласно требованиям пожарной охраны должны наноситься: сзади — аббревиатура, обозначающая функциональный тип автомобиля («АЦ» — автоцистерна, «АЛ» — автолестница и т. д.); сзади и по бокам — номер пожарной части и название города, места дислокации части. Проектом предусматривается нанесение аббревиатуры сзади белым цветом на красном поле, слева от вертикальных сигнальных полос; номер части и название города (под ним) наносится сзади, справа от сигнальных полос, белым по красному, и по бокам, на дверях, окрашенных в белый Цвет,— красным по белому. На легковых автомобилях, не имеющих белой окраски дверей, название города наносится красным цветом на участке белой полосы, проходящей через переднюю дверь; номер части — белым по красному полю двери под этой полосой.
Предлагается ввести дополнительные цифровые обозначения также и на автомобилях других служб. Например, на аварийных автомобилях газовой службы и электросети — их порядковые номера (которые в настоящее время наносятся на маленькие таблички); на автомобилях скорой помощи — номера обслуживаемых ими лечебных учреждений и т. д.
Проектом предусматриваются места расположения на автомобилях эмблем оперативных служб.
Отличительный знак милиции (Герб СССР) располагается на передних дверях автомобилей ниже синей полосы или, если это обусловлено формой двери, наполовину на полосе. На автомобилях скорой помощи эмблема (красный крест) наносится на матированные стекла окон, по одной слева, справа и сзади. Эмблема ВГСЧ (красный крест и скрещенные молоток и ключ) располагается в верхнем заднем углу боковины кузова автомобиля. Аналогичное расположение рекомендуется для эмблем пожарной охраны и других служб, если такие эмблемы будут утверждены.
Для надписей, аббревиатур и цифровых обозначений принят шрифт «полужирный гротеск» Московского полиграфического института, обладающий наилучшей читаемостью на значительных расстояниях.
Для окраски мотоциклов милиции и пожарной охраны сохранены те же цвета, что и для автомобилей этих служб: соответственно лимонно-желтый с синим и красный с белым.
При разработке цветографических схем особое внимание уделялось обеспечению высококачественного выполнения окраски. С этой целью границы цветовых полей, поскольку это не противоречило основной идее схемы, проводились по технологическим швам, разъемам и перегибам поверхности кузовов.
Для тех случаев, когда границы полей не определяются характерными элементами формы или конструкции кузова, расположение этих границ задано размерами, указанными на схемах и в таблицах в приложении к ГОСТу. В качестве приложений к ГОСТу были также выполнены цветовые схемы окраски основных моделей автомобилей и мотоциклов, применяемых оперативными службами, а в текстовой части приложения даны необходимые пояснения.
В целях проверки эффективности предложенных в проекте ГОСТа схем окраски специалистами ГУПО МВД и ВНИИПО при участии представителей ВНИИТЭ были проведены сравнительные дорожные испытания пожарных автомобилей с различной окраской.
Сравнивались три схемы окраски: обычная красная, без элементов белого цвета; красная с двойными белыми полосами спереди и сзади и одной продольной белой полосой на каждой боковине; с теми же полосами и окрашенными в белый цвет дверьми кабины водителя (последний вариант окраски соответствует цветографической схеме по проекту ВНИИТЭ).
Автомобили совершали контрольные заезды по замкнутому маршруту, проходившему большей частью по городским магистралям с интенсивным движением. Каждый должен был двигаться с максимальной скоростью, достижимой по условиямбезопасности, что зависело от того, насколько быстро регулировщики и водители других автомобилей замечали пожарный автомобиль и успевали принять меры, чтобы освободить ему дорогу. В результате пятикратных заездов автомобили с белыми полосами показали экономию времени до 20% по сравнению с красными, без белых элементов. Была отмечена особая эффективность двойных вертикальных полос спереди, которые были заметны в массе автомобилей на большом расстоянии.
Основываясь на результатах испытаний, комиссия ГУПО — ВНИИПО рекомендовала для разрабатываемого ГОСТа вариант окраски с полосами и дверьми контрастного цвета.
В сентябре 1975 года проект ГОСТа «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования» был рассмотрен коллегией Государственного комитета СССР по стандартам и утвержден с вводом в действие с 1 января 1977 года. Было рекомендовано рассмотреть вопрос об утверждении этого стандарта в качестве стандарта СЭВ.
В течение прошедшего времени подразделения пожарной охраны, скорой помощи и, в меньшей степени, аварийных служб перекрасили свои автомобили по цветографическим схемам, установленным новым ГОСТом.
Вместе с тем в ряде случаев проявляется небрежность, стремление под видом соблюдения ГОСТа обойтись лишь детальными подкрасками. Так, на автомобили скорой помощи накрашиваются красные полосы, окрашиваются двери, а основная окраска остается той же — эмали «белая ночь», «слоновая кость», слабо заметные в сумерках, а не чисто белая, предусмотренная ГОСТом. Задача повышения сигнальности, таким образом, решается лишь частично.
Редко можно встретить и автомобиль милиции, окрашенный в лимонно-желтый цвет, обычно — в охристо-желтый, крон или другие оттенки желтого. Часто при окраске допускаются распыл и потеки на границах цветовых полей, незакрашенные разрывы в графике, наносимой через трафарет, подмена шрифтов, предусмотренных ГОСТом. Это свидетельствует о том, что выполнение предписаний нового государственного стандарта пока не подвергается контролю со стороны какой-либо компетентной инстанции.
Внедрение единого государственного стандарта на окраску транспортных средств всех оперативных служб является первым опытом такого мероприятия в мировой практике. Стоит также.вопрос о необходимости проведения аналогичных разработок по окраске и последующей ее стандартизации всего состава транспортных средств.
1 . Цветографическая схема окраски транспортных средств оперативных служб, разработанная ВНИИТЭ и установленная новым ГОСТом: а, б — милиции; в — пожарной охраны; г — скорой помощи; д — аварийной службы контактной сети; е — военизированных горноспасательных частей
Автомобили оперативных служб (милиции, пожарной охраны и скорой помощи), окрашенные в соответствии с новым ГОСТом. В окраске автомобиля милиции допущено некоторое отступление от ГОСТа: надпись «милиция» должна наноситься на двери, а не на крыле автомобиля