Автомобильная промышленность поволжья и его основные центры
На территории бывшего СССР до сих пор занимаются созданием наряду с «ВАЗами» и большим количеством иномарок. Этому поспособствовало большое число факторов, однако уже данный факт указывает на выгоду их сборки. В первую очередь обращает на себя внимание автомобильная промышленность поволжья. Этот район на протяжении многих лет неслучайно носит звание «автомобильного цеха» страны.
Автомобилестроение Поволжья
Для многих не секрет, что именно автомобилестроение является едва ли не самой развитой отраслью. И на текущий момент центрами автомобилестроения поволжья являются города:
- Тольятти – в этом городе основной продукцией являются автомобили «Жигули»,
- Ульяновск — местные предприятия поставляют на рынок вездеходы «УАЗ»,
- Набережные Челны – здесь основу ассортимента представляют большегрузные «КАМАЗы».
Отнюдь неслучайно в районе такая отрасль как автомобилестроение получила развитие. Дело в том, что автомобильная промышленность поволжья смогла сформироваться благодаря наличию здесь благоприятных условий:
- Район имеет удачное расположение в месте, где сосредоточены главные потребители продукции;
- Наличие хорошо развитой транспортной сети;
- Промышленный комплекс развит до такой степени, что возникают возможности для организации широких связей по кооперированию.
На текущий момент район поставляет на отечественный рынок 71% легковых и 17% грузовых машин.
Предприятия автомобилестроения Поволжья
В современных условиях не в состоянии конкурировать и российский север, авто поволжье же продолжает увеличивать свое представительство на отечественном рынке. Можно выделить следующие основные предприятия, занимающиеся выпуском автомобилей в данном районе:
- Волжский автозавод «АвтоВАЗ». Сегодня с конвейера данного предприятия сходят такие модели, как « Лада Приора», «Лада Калина», «Лада Гранта» и пр.
- «GM-АвтоВАЗ» — совместный проект отечественного концерна и американского «General Motors». Данное предприятие занимается производством легковых моделей «Шевроле Нива» и «Шевролева Вива».
- Горьковский автомобильный завод («ГАЗ») — его специализацией является выпуск микроавтобусов «Соболь» и «Газель». Также в его ассортименте представлены и грузовые модели.
- Предприятие «ИжАвто» обеспечивает российский рынок такой продукцией, как «ВАЗ 2104», «ВАЗ 2107», «Соренто» и «Киа Спектра».
- Автомобильное предприятие «UAZ» уже не первый год предлагает потребителям группу внедорожников: «Хантер», «Патриот» и «Пикап».
Также свой вклад вносит и компания «Соллерс», которой принадлежит контрольный пакет акций автозаводов «ЗМА» (Набережные Челны) и «УАЗ» (Ульяновск). Она занимается по лицензии китайской корпорации «Ссангйонг Мотор» выпуском таких моделей, как «Ссангйонг Рекстон», «Ссангйонг Кайрон» и «Ссангйонг Актион». Также в ее ассортименте представлены и грузовики «Isuzu NQR71P» и «Isuzu NKR55E», производимые на основании лицензии японского концерна «Изудзу Моторс».
Lada — наиболее распространенный автомобиль в Поволжье
Недавнее исследование структуры парка легковых автомобилей, проведенное по всем территориям страны, показало, что машины, выпускаемые волжским автозаводом, составляют в Приволжском федеральном округе 56,4% среди всего количества зарегистрированных там машин. Столь высокого показателя не наблюдается больше ни в одном федеральном округе. Так, если брать во внимание северо-западную часть России, то здесь машины марки «Лада» имеют долю порядка 38%, в центральной России их количество составляет 41%, а на Урале — 47%.
Самой популярной иномаркой в Поволжье остается Тойота, которая занимает 2,7% парка. Куда меньший интерес автолюбители проявляют к таким маркам, как Chevrolet (2,5%), Ford (1,9%), Hyundai (1,8%) и пр.
Если анализировать отдельно регионы Поволжья, то максимальное представительство иномарок отмечается в Пермском крае, Татарстане, Нижегородской области, Удмуртии и Самарской области.
Центры автомобиля строения поволжья
Подробное решение параграф § 34 по географии для учащихся 9 класса, авторов А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина 2011
- Гдз тренажер по Географии за 9 класс можно найти тут
1. Выберите верные ответы. Центрами автомобилестроения Поволжья являются города: а) Самара; б) Тольятти; в) Казань; г) Набережные Челны.
2. Выберите верные ответы. Отраслями специализации Поволжья являются: а) металлургия; б) машиностроение; в) сельское хозяйство; г) нефтехимия; д) лесная промышленность; е) энергетика.
3. Установите соответствие между отраслями промышленной специализации Поволжья и их центрами.
1. Авиастроение. А. Ульяновск.
2. Автомобилестроение. Б. Самара.
3. Нефтепереработка. В. Нижнекамск.
Ответ: 1 — Б, 2 — А,Г, 3 — В
4. Перечислите типичный набор отраслей промышленности поволжских городов. Объясните, с чем связана такая специализация хозяйства района.
Основные отрасли специализации: добыча нефти и газа, нефтяная и нефтехимическая промышленность, машиностроение (особенно автомобилестроение). Выгодное ЭГП, исторически высокая освоенность, богатые ресурсы, близость металлургических баз Урала и Украины обусловили специализацию Поволжья как главной базы химической и автомобильной промышленности России.
5. Заполните таблицу.
Отрасль специализации, продукция отрасли, центры, проблемы развития
1) Отрасль: Машиностроение
Продукция: Автомобили, суда
Центры: Набережные Челны (КамАЗ), Тольятти (ВАЗ), Ульяновский автомобильный завод, производство троллейбусов в Энгельсе .В Астрахани, Волгограде, Наримане представлено судостроение
Проблемы: повышения качества производимых машин, необходимость структурной перестройки, простои многих предприятий, нарушение технологических связей.
2) Отрасль: Нефтедобыча
Продукция: Нефть, топливо
Центры: Татарстан и Самарская область, нефтеперерабатывающие заводы расположены в Волгограде, Самаре, Саратове, Сызрани.
Проблемы: недропользование и геологоразведка из поля зрения государства перешли в ведение коммерческих структур.
3) Отрасль: Химическая промышленость
Продукция: Серная кислота, сера, шины, фармацевтическое производство.
Центры: Балаков, Самара, Баскунчак, Нижнекамск, Волжск, Пенза.
Проблемы: низкий уровень технологий не обеспечивает выпуск продукции, сроки эксплуатации установленного на большинстве предприятий оборудования составляют 20-25 лет.
4) Отрасль: Электроэнергетика
Центры: Волгоград, Саратов, Нижнекамск, Волжск.
Проблемы: экологические, связанные с загрязненим реки Волги и ей басейном.
5) Отрасль: АПК ПЭР
Продукция: Сахарая свекла, пшеница, подсолнечник.
Центры: Волгоград, Саратов, Астрахань, Самара
Проблемы: дефицит средств не позволяет осуществить своевременное переоснащение и обновление технической базы хозяйственных субъектов, нехватка квалифицированных кадров.
6. Как вы думаете, почему автомобильный завод построен в Тольятти? Насколько удобно его географическое положение для организации кооперирования с другими заводами? Используя дополнительную литературу, выясните перспективы развития этого предприятия.
Правительство руководствовалось тремя основными критериями: близость к источникам поставок строительных материалов, наличие машиностроительных заводов и хорошо развитая транспортная инфраструктура, наличие подходящих строительных организаций и возможность быстро привлечь на объект рабочих, не занятых в производстве социально важной продукции. Первое условие выполнялось практически без оговорок. Третий фактор тоже оказался важным, поскольку Средняя Волга была одним из тех немногих регионов РСФСР, где трудовые ресурсы еще не были полностью истощены. Но второй фактор все- таки мог иметь решающее значение. Куйбышевгидрострой, созданный в 1950 г. для возведения гидроэлектростанции на Волге, оставался основной строительной организацией в области. Он создал не только плотину, но и ряд заводов, а также около полутора миллионов квадратных метров жилья к 1966 г.
Еще одним — и, пожалуй, решающим — фактором в пользу Тольятти были результаты компьютерного моделирования, проведенного под руководством Н. Федоренко, директора Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ). В исследовании рассматривались шесть предполагаемых кандидатов для размещения завода с точки зрения стоимости строительства, производства автомашин и доставки их покупателям за период с 1967 по 1980 г. Критерии включали в себя уровень капитальных инвестиции в строительство производственных мощностей, жилья и предприятий сферы обслуживания, расходы на создание требуемой строительной базы, на топливо, энергию и материалы, стоимость доставки.
Результаты показали, что наименьших затрат потребует размещение завода в Тольятти: 1278 млн. рублей, примерно на 21 млн. меньше, чем в Белгороде.
Главные задачи, который АвтоВАЗ ставит на сегодняшний день: 20% — доля LADA на российском рынке, стимулирование продаж на домашнем и экспортном рынках, положительный денежный поток, 6% операционной прибыли.
7. Используя материалы периодической печати, ресурсы Интернета выявите самые острые на сегодняшний день проблемы Поволжья и выясните, как они решаются.
Помимо хозяйственных проблем, освещенных в 5 пункте, последние годы район сталкивается с серьезными экологическими проблемами, связанными с быстрым ростом городов, насыщением территории района промышленными предприятиями, загрязняющими воды Волги, ее притоков и атмосферный воздух. Чрезмерная распаханность земельных угодий и несоблюдение агротехнических приемов приводит к ускорению развития эрозионных процессов. Перегрузка пастбищных угодий и бессистемный выпас скота в Нижнем Поволжье (особенно в Республике Калмыкия) приводят к выбиванию травостоя и опустыниванию пастбищных угодий.
Серьезной экологической проблемой является повышение уровня Каспийского моря, что привело к затоплению обширных территорий Прикаспийской низменности и подтоплению портовых сооружений, городских и сельских поселений, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и других объектов народного хозяйства.
Для устранения или смягчения негативных экологических явлений требуются крупные инвестиции. Однако из-за серьезных экономических трудностей многие предприятия не имеют свободных средств, которые могли бы пойти на эти цели.
Проблема загрязнения волжской воды стала сейчас одной из острейших проблем не только Поволжья, но и всей России, так как Волга протекает по обширной территории Центральной России. На многих предприятиях, расположенных в бассейне Большой Волги, средства фильтрации и очистные сооружения либо отсутствуют, либо требуют срочной и кардинальной модернизации. Из-за отсутствия жесткого экологического законодательства многие предприятия просто не хотят тратить значительные средства на это заведомо, по их мнению, нерентабельное переоснащение.
Для предотвращения опустынивания земель в Республике Калмыкия разработана и реализуется «Федеральная программа действий по борьбе с опустыниванием территории». Получены первые положительные результаты по предупреждению и предотвращению опустынивания земель в Республике Калмыкия.
Центры автомобиля строения поволжья
Вы будете перенаправлены на Автор24
Машиностроение Поволжья
Машиностроительный комплекс одна из сложнейших отраслей промышленности Поволжья, что составляет 1/3 всей промышленной продукции. Машиностроительная отрасль отличается малой металлоемкостью. Собственной металлургией Поволжье пользуется в малой доли, в основном используя металлургическую базу Урала.
Номенклатура машиностроения Поволжья достаточна широкая: автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие приборы, моторы, подшипники, велосипеды, суда, самолеты, вертолеты и тд.
Поволжье крупнейший производитель автомобилей в стране, этому способствует наличие хорошей транспортной сети. Уровень ее развития позволяет организовывать широкие связи по кооперированию.
В отраслях машиностроения Поволжья преобладают наукоемкие отрасли (электроника, приборостроение, авиокосмическая промышленность). Так же Поволжье считается автомобильным цехом страны. Например, автозавод ВАЗ (Тольятти) занимается выпуском легковых автомобилей, Камский комплекс выпускает большегрузные машины, Ульяновский завод выпускает вездеходы, автобусы и троллейбусы выпускают в Энгельсе.
Готовые работы на аналогичную тему
Самара, Казань, Саратов – лидеры по выпуску аэрокосмической техники, Казань же является лидером в вертолетостроении.
Так же Поволжье считается центром по переработки нефти, вдоль Волги расположены нефтеперерабатывающие заводы (Волгоград, Саратов, Самара).
Еще одна отрасль, на которой специализируется Поволжье — это электроэнергия (Татарстан).
Так же Поволжье занимает первое место в химической промышленности. В Самарской области ведется добыча серы, а в Баскунчаке добывается соль.
Казань и Нижнекамск занимается производством синтетического каучука, а Волгоград и Самара – пластмассы. Химическое же волокно производится в Волжске и Нижнекамске.
Астрахань является крупнейшим центром речного судостроения.
Саратов является важнейшим промышленным центром Поволжья. Здесь сосредоточенны две трети промышленной продукции, которая выпускается хорошо оснащенными машиностроительными предприятиями страны.
В Саратове неплохо развито приборостроение, саратовские предприятия производят различные станки, транспортное оборудование, электростанции для сельского хозяйства, проволоку, гвозди, холодильники и другие виды машиностроительной продукции.
Развитие машиностроения в Поволжье, ускорилось за счет развития энергетики, нефтегазовой и химической промышленности. Выгодное транспортное расположение района обусловило появление системы нефтепроводов.
Развитая транспортная сеть, соседство с Центральным районом, наличие квалифицированных кадров, вызвали необходимость создания приборо- и станкостроительных заводов.
Поволжье является третьим после Центра и Урала, регионом по масштабам и уровню развития промышленности (более 12%).
За годы долгих реформ доля машиностроения значительно снизилась, также это затронуло и легкую промышленность.
Ульяновский автомобильный завод
Основан в 1941 году, располагается в Ульяновске, входит в состав холдинга «Соллерс».
Производит полноприводные автомобили: внедорожники, легкие грузовики, микроавтобусы.
1966 и 1976 годах завод награжден орденами Трудового Красного Знамени.
Ульяновский автомобильный завод изначально был частью московского завода ЗИС, который во время второй мировой войны был перенаправлен в Ульяновск. В 1943 году было принято решение на базе эвакуированного завода построить полноценный автомобильный завод. С 1947 года завод занимался выпуском грузовиков (ГАЗ-ММ, ГАЗ-69). В 1974 году с конвейера сошел миллионный грузовик.
Модельный ряд УАЗ постоянно модифицируется. В 2005 году начался выпуск УАЗ Патриот, с 2008 начали выпускать УАЗ Пикап, а с 2015 выпускается УАЗ Профи.
Аэрокосмический комплекс Самары
Это один из высокотехнологичных секторов региональной экономики, включает в себя три подгруппы:
- Ракетно-космический
- Двигателестроительный
- Авиастроительный
В состав аэрокосмического комплекса входит около 20 предприятий. На сегодняшний день данный комплекс находится в выгодном положении, благодаря постоянным заказам на космическое оборудование со стороны государства.
«ЦСКБ-Прогресс» ведущая организация по разработке и эксплуатации ракет-носителей, центр которого находится в Самаре.
В 2009 году не смотря на кризис объем заказов увеличился на 66% от России и российско-французской компании «Старсем».
В 2010 году произошел рост мощностей.
На 2011 год были поставлены задачи по запуску ракет-носителей «союз» и «Союз ФГ».
Подгруппа двигателестроения включает в себя два предприятия ОАО «Кузнецов» и ОАО «Металлист».
Беря во внимание значимость самарского моторостроения, предприятия, находящиеся в области были объединены в Объединенную двигателестроительную корпорацию.
ОАО «Авиакор – авиационный завод» является основой авиастроительной подгруппы. На сегодняшний день предприятие находится на поддержке государства и поддержки «Базовый элемент».
Авиационный завод тесно взаимодействует с Объединенной авиационной корпорацией. Одним из факторов задерживающим слияние с ОАК, является задолженность авиационного завода перед областным бюджетом.
Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин
Завод занимается выпуском уникальных ЦМК-шин, с 2009 года входит в состав нефтехимического комплекса ПАО «Татнефть».
Завод выпускает 1,2 миллиона шин в год. «Татнефть» инвестировала в предприятие в общей сложности 18 миллиардов. Завод обеспечивает растущий спрос автопроизводителей на шины новой комплектации. ЦМК-шины отличаются высоким качеством и экологичностью.
Данный проект стартовал в 2007 году. В данном проекте Нижнекамский завод сотрудничает с немецкой фирмой по производству ЦМК-шин. В 2010 году были выпущены первые шины. Нижнекамский завод обеспечивает продукцией такие крупные предприятия, как ПАО «КАМАЗ», ОАО «НЕФАЗ», ООО «МЗ Тонар», а также поставляет шины более чем в 22 страны мира.