Топливный фильтр с отстойником
Поступление горючей смеси внутрь двигателя обеспечивается специальной системой подачи топлива. Указанная система очень чувствительна к воздействию абразивных частиц пыли и других загрязнений. Очистить горючее от вредных примесей позволяет топливный фильтр с отстойником.
Назначение устройства, принцип работы
Горючее, поступающее внутрь двигателя не должно иметь вредные примеси и воду. Наличие примесей приводит к засорению системы, а вода способствует процессу коррозии. В зимнее время, вода может кристаллизоваться и перекрыть подачу горючего. Многие автолюбители считают, что для очистки топливной смеси достаточно фильтрующей сеточки, установленной в бензобаке. Это заблуждение. Указанная сеточка не обеспечивает должную степень очистки горючего и не отфильтровывает воду. С помощью топливного фильтра с отстойником выполняется предварительная очистка горючей смеси, удаляются частицы крупностью больше 0,5 мм.
Через отверстие, находящееся в крышке устройства горючее попадает в фильтрующий агрегат с отстойником. Далее топливная смесь стекает по успокоителю, при этом происходит снижение скорости потока указанной жидкости. При меньшей скорости движения потока крупные частички вместе с водой спускаются на дно корпуса устройства. Отстоявшееся горючее поступает на фильтрующий элемент, где отфильтровываются более мелкие абразивные частицы вредных примесей. Далее смесь поступает на материал поглощающий влагу, где происходит фильтрация топлива от излишней воды. Затем прошедшее фильтрацию горючее подается в топливную систему.
Слить отстой можно через сливное отверстие. Для этого достаточно открутить сливную пробку, расположенную на корпусе агрегата. Также с ее помощью можно почистить фильтрующее устройство от загрязнений.
Преимуществом указанных фильтров есть наличие материала для удаления излишней влаги. Это позволяет уберечь элементы топливной системы от вредного воздействия воды, способствует возрастанию эксплуатационного периода автодвигателя.
Из недостатков изделия следует выделить:
- необходимость периодичного обслуживания;
- осажденные механические примеси могут вымываться.
Рекомендуем посмотреть видео, демонстрирующее работу фильтрующего агрегата с отстойником:
Особенности обслуживания
Установка топливного фильтра с отстойником позволяет увеличить ресурс мотора и топливной системы. Его конструктивные особенности позволяют качественно очищать горючее. Прозрачный корпус устройства дает возможность контролировать качество залитого горючего, а также степень засоренности отфильтровывающего элемента. При полной забивке агрегата фильтрации вредными примесями есть возможность очистки устройства. Очистка заключается в освобождении фильтра от слоя отстоя, выполняется она в следующей последовательности:
- Отыщите место установки указанного фильтра. Обычно устройство размещается возле топливного бака.
- Очистите корпус устройства от загрязнений снаружи. Для этого используйте щеточку и ветошь.
- Слейте из элемента для фильтрования отстой. Для этого открутите сливную пробку агрегата. Сливайте смесь, пока из сливного отверстия не потечет чистое топливо.
- Установите сливную пробку на прежнее место и закрутите.
Указанные манипуляции выполняют после 60 часов полной работы мотора.
С периодичностью 960 рабочих часов нужно выполнять промывку фильтрующего устройства. Для этого придерживайтесь следующей последовательности:
- Перекройте кран бака с топливной смесью.
- Удалите из внешней поверхности агрегата различные загрязнения.
- Ослабьте крепежи и снимите корпус агрегата для фильтрации и нажимное кольцо.
- Снимите распределитель.
- Помойте распределитель и фильтрующий элемент, для этих целей используйте солярку, установите указанные элементы системы на место. Затяните фильтрующий элемент ключом до упора.
- Очистите стакан фильтра от загрязнений. Проверьте целостность резиновых уплотнителей.
- Установите фильтрующий агрегат на прежнее место.
- Заполните топливную систему горючим и проверьте, нет ли течей. Обратите внимание на крепежные элементы, важно, чтоб с их помощью не засасывался воздух в систему.
При забитом элементе фильтрации двигатель будет работать с перебоями. Своевременное обслуживание указанного устройства способствует нормальной работе мотора и других элементов системы.
Заключение
К топливу в процессе его производства и транспортировки могут подмешиваться различные примеси, отрицательно влияющие на работу элементов топливной системы и движка. Продлить ресурс мотора позволяет топливный фильтр с отстойником. Указанное устройство очищает топливную смесь от абразивных частиц и воды, способствует нормальной работе силового агрегата.
Назначение, устройство и порядок самостоятельной замены фильтров очистки топлива
Бесперебойная эксплуатация автомобиля во многом зависит от качества используемого горючего.
В любом топливе в большей или меньшей степени присутствуют примеси, негативно влияющие на работу двигателя.
Поэтому оно должно проходить безусловную многоступенчатую очистку.
Устройство топливного фильтра
Топливный фильтр отвечает за очистку от примесей подаваемого в цилиндры двигателя горючего.
Обычно он представляет собой картридж с фильтровальной бумагой.
Основу топливного фильтра обычно составляет картридж с фильтровальной бумагой
Топливный фильтр восстановлению и ремонту не подлежит, а заменяется через определённые интервалы времени.
Корпус фильтра с впускным и выпускным штуцерами изготовлен из термостойкого материала.
В качестве фильтровального материала используется качественная десятимикронная бумага.
Устройство топливного фильтра довольно простое
На современных автомобилях обычно установлены два фильтра очистки топлива:
- Фильтр грубой очистки (ФГО), задерживающий частицы примесей размером более 0,1 мм.
- Фильтр тонкой очистки (ФТО), задерживающий частицы размером менее 0,1 мм.
Двухступенчатая очистка обеспечивает надёжную защиту двигателя от попадания в него топлива с примесями.
Виды топливных фильтров
Используемый тип фильтра тонкой очистки зависит от системы подачи топлива. Различают:
- ФТО для карбюраторных двигателей.
В карбюраторных двигателях ФТО расположен перед топливным насосом
Инжекторные двигатели очень привередливы к качеству горючего
Фильтр тонкой очистки дизельного топлива отличается от фильтров в карбюраторных и инжекторных системах
В рамках двухступенчатой системы очистки топливо сначала проходит через фильтр грубой очистки (предварительный фильтр), расположенный, как правило, в бензобаке перед бензонасосом.
Затем топливо поступает в фильтр тонкой очистки (финишный фильтр), который задерживает частицы примесей, прошедшие через ФГО.
На бензиновых двигателях в качестве ФГО может использоваться фильтрующий элемент, установленный в погружной насос, а ФТО может быть встроен в бензонасос или в топливную магистраль.
Работу системы очистки топлива в наиболее общем виде можно представить следующим образом:
- сначала топливо проходит через ФГО, передвигаясь от бензобака по топливопроводу в корпус ФТО через впускной штуцер;
- в корпусе ФТО горючее проходит через фильтровальную бумагу, на которой остаются наиболее мелкие частицы механических примесей;
- через выпускной штуцер топливо направляется к двигателю.
Устройство фильтров может меняться. Так, некоторые ФТО изготавливаются с тремя штуцерами — впускным, выпускным и возвратным.
Последний предназначен для возвращения бензина в бак при высоком давлении в системе.
Назначение топливных фильтров
Современные авто чрезвычайно чувствительны к качеству горючего. Продаваемое на АЗС топливо уже содержит посторонние примеси.
Кроме этого, в бензин или дизельное топливо попадает вода, ржавчина со стенок стальных баков, пыль и грязь от заправочного пистолета.
Современные автомобили чувствительны к качеству топлива
В инжекторных системах механические примеси в топливе могут спровоцировать преждевременный износ и, как следствие, выход из строя форсунок и бензонасоса.
Фильтр удаляет конденсат и загрязнения до того, как горючее поступит в систему, предотвращая тем самым неприятные последствия.
Более того, эффективность сгорания очищенного топлива заметно выше. В результате увеличивается мощность двигателя.
В результате несвоевременной замены или выхода из строя топливного фильтра:
- возникают проблемы с запуском двигателя;
- образуются засоры в топливопроводах;
- изнашиваются отдельные элементы системы впрыска;
- засоряется карбюратор;
- повышается расход горючего.
Фильтры грубой очистки
ФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место.
В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера.
- Сетка с крупным ячейками установлена на горловине бензобака.
- Сетка с более мелкими ячейками установлена на топливозаборнике.
- Сеткой с самыми мелкими ячейками оборудован впускной штуцер.
Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку
В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака.
Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток.
Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата.
Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место.
Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очистки
Фильтр-отстойник состоит из следующих элементов:
- корпус с крышкой;
- фильтрующий элемент из алюминиевых пластинок толщиной 0,15 мм с выступами в 0,05 мм — находится на втулке в прикреплённом к корпусу стакане;
- вкрученная в корпус втулка с резьбой;
- распределитель, прижимаемый втулкой;
- уплотняющая паронитовая прокладка между стаканом и корпусом;
- успокоитель, находящийся в нижней части корпуса.
Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником
Фильтр-отстойник работает по следующей схеме:
- Через отверстия в распределителе дизельное топливо поступает в фильтр.
- Топливо движется ниже в успокоитель — здесь остаются крупные частицы механических примесей и конденсат.
- Затем горючее идёт вверх к сетке фильтрующей части, на которой остаются мелкие частицы примесей.
- Через топливоотвод горючее поступает в двигатель.
Фильтры тонкой очистки
Основное назначение ФТО — очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки.
Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек.
Виды фильтров тонкой очистки
Выделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки.
Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору.
Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала — контакт горючего с фильтром становится более продолжительным.
Неразборные фильтры служат довольно долго
Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом.
В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки.
Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент.
Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить.
Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала.
Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра
Расположение топливных фильтров
Расположение ФТО зависит от вида транспорта и особенностей его топливной системы.
В любом случае он обязательно будет находиться между бензобаком и двигателем.
ФТО может быть расположен под днищем или под капотом авто. Возможны варианты его установки в бензобаке вместе фильтром грубой очистки и бензонасосом.
Очистка от крупных загрязнений должна происходить до того, как горючее попадёт в топливную систему.
Поэтому ФГО чаще всего расположен в бензобаке. Иногда он может находиться и под днищем машины в моторном отсеке.
Фильтр тонкой очистки в этом случае будет установлен между карбюратором и бензонасосом.
Место установки топливных фильтров зависит от системы подачи горючего.
- В карбюраторных системах грубая очистка топлива осуществляется в бензобаке. ФТО в этом случае расположен непосредственно перед карбюратором. Он обычно встроен в подводящий к бензонасосу топливопровод. Его легко распознать по прозрачному корпусу.
- В инжекторных двигателях ФГО расположен под днищем транспортного средства, а ФТО обычно стоит в бензобаке или около него. Если около бака его нет, а топливопровод идёт из бака под капот, тогда фильтр точно находится в бензобаке.
- В дизельных двигателях топливный фильтр имеет внушительные размеры. Установлен он между двигателем и бензонасосом. Найти его можно по топливопроводам — впускной патрубок насоса всегда направлен от фильтра. Расположение ФГО зависит от модели авто, а фильтр тонкой очистки всегда установлен около ТНВД и форсунок.
Найти топливный фильтр можно по топливным магистралям
Сеточные фильтры всегда установлены на стандартные места, и найти их довольно просто.
Фильтр-отстойник в любом случае будет находиться около бензобака. Его можно легко найти по патрубкам, идущим от бака.
Порядок замены топливного фильтра
Своевременная замена или очистка топливных фильтров необходима для всех типов двигателей.
- В случае бензинового карбюраторного двигателя необходимость очистки топлива диктуется тем, что часто в карбюраторе из-за некачественного топлива засоряются топливные каналы. Более того, отдельные элементы карбюратора могут быть повреждены или разрушены вследствие абразивных свойств примесей.
- Инжекторные системы ещё более требовательны к качеству топлива, поскольку оно подаётся в цилиндры небольшими дозами под высоким давлением. Подача топлива осуществляется с помощью форсунок, состоящих из высокоточных элементов (прецизионных пар). Механические примеси в топливе могут повредить поверхность этих элементов, и форсунка выйдет из строя.
- Дизельные агрегаты предъявляют ещё более высокие требования к очистке топлива. Здесь прецизионные пары установлены не только в форсунках, но и в насосе, который также может выйти из строя.
Производители утверждают, что менять очиститель дизельного топлива или фильтрующую его часть нужно как минимум единожды в 30 тысяч км пробега.
Топливный фильтр после 30000 км пробега полностью утрачивает свои оригинальные свойства
Периодичность замены топливного фильтра определяется:
- моделью автомобиля;
- условиями эксплуатации;
- качеством самого фильтра.
Все топливные фильтры можно разделить на две группы:
- погружные, расположенные в корпусе погружённого в бензобак насоса,
- магистральные, расположенные на топливной магистрали между баком и силовым агрегатом.
По типу крепежа выделяют:
- топливные фильтры, которые можно снять руками;
- фильтры, установленные производителем на специфический крепёж (для демонтажа приходится покупать специальный инструмент или обращаться на станцию технического обслуживания);
- фильтры, заменяемые с помощью стандартного набора инструментов.
Для самостоятельной замены топливного фильтра потребуются следующие инструменты:
- стандартный набор гаечных ключей;
- отвёртки;
- защитные перчатки;
- ёмкость для слива топлива из фильтра;
- насос или компрессор.
Замена топливного фильтра производится в соответствии со следующим алгоритмом.
- Неразборный ФТО на карбюраторном двигателе закреплён хомутами в топливной магистрали. Для его замены следует ослабить хомуты, заменить фильтр на новый и закрепить его.
- В случае инжекторных систем получить доступ к ФГО (а иногда и к ФТО) можно через лючок в баке. Фильтр тонкой очистки, расположенный вне бака, меняется после ослабления хомутов бензопровода. Для этого следует:
- демонтировать заднее сидение;
- открыть лючок;
- снять закрепляющую гайку;
- отсоединить шланги;
- снять разъем питания бензонасоса;
- разобрать корпус топливной системы.
- Наиболее сложно заменить топливные фильтры на дизельном двигателе. Если встроен фильтр-отстойник, его сначала отсоединяют от системы питания. Затем он разбирается с помощью гаечных ключей, а топливо сливается в предварительно подготовленную ёмкость. Фильтр промывается и продувается сжатым воздухом, а фильтрующий материал (если таковой имеется) меняется на новый.
Разборный ФТО меняется так же, как фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, а неразборный фильтр снимается и меняется на новый.
Чаще всего визуально оценить, требуется ли замена фильтра, невозможно — обычно фильтрующих элементов не видно.
Исключение составляют некоторые модели для карбюраторных двигателей.
Основные симптомы загрязнения топливного фильтра следующие.
- Двигатель периодически глохнет.
- Двигатель глохнет при снижении оборотов.
- Автомобиль тяжело набирает обороты, особенно на подъёме.
- Двигатель плохо запускается по утрам.
- Увеличивается расхода горючего.
- Постепенно снижается мощность мотора.
- При нажатии на педаль акселератора автомобиль движется рывками.
После замены фильтра следует ещё раз проверить надёжность всех соединений и при необходимости подтянуть.
В местах соединения фильтров с топливными магистралями не должно быть протечки или отверстий.
Очистка топливного фильтра
Очистка возможна только для разборных разновидностей топливных фильтров. В общем виде порядок действий при промывке следующий.
- Фильтр снимается и протирается сухой ветошью.
- Откручиваются болты крепления крышки, крышка снимается.
- Вытаскивается фильтрующий элемент.
- Внутренняя часть корпуса протирается сухой тканью без ворса.
- Фильтр и пробка промываются ацетоном и продуваются сжатым воздухом.
- На фильтр надевается новое уплотнительное кольцо.
- Фильтр ставится на место и подсоединяется к топливным магистралям.
- До краёв фильтра заливается бензин.
- Закручивается крышка.
- Закрывается пробка.
Проводить очистку или полную замену очистителя горючего в бензиновых автомобилях необходимо каждые 60–100 тысяч км пробега.
На карбюраторных двигателях фильтры грубой очистки обслуживаются следующим образом.
- Из топливной горловины вытаскивается сетка.
- Если сетка забита грязью, её промывают в бензине и продувают струёй сжатого воздуха.
- Из бензобака достаётся топливозаборник.
- Снятая с топливозаборника сетка чистится аналогично сетке с топливной горловины.
- Откручивается впускной штуцер карбюратора.
- Сетка из впускного штуцера карбюратора промывается и продувается.
После очистки и установки фильтров на место, следует запустить двигатель и дать ему поработать около минуты на холостых оборотах.
После этого необходимо осмотреть места соединений фильтров на предмет протечки топлива.
Особенности фильтров для дизельного топлива
Основная задача очистки дизельного топлива — предотвращение попадания конденсата в двигатель.
Вода в большинстве случаев отделяется от топлива фильтром-сепаратором.
Фильтр очистки дизельного топлива должен подогревать горючее и защищать двигатель от попадания конденсата
Кроме того, свойства дизельного топлива изменяются при понижении температуры.
Поэтому фильтр должен быть адаптирован к холоду. Эта проблема решается добавлением в фильтр системы подогрева (например, штора может быть бумажной, способной проводить ток).
Таким образом поддерживается оптимальная температура смеси холодного топлива из бака и подогретого из фильтра.
Некоторые модели топливных фильтров для дизельных двигателей имеют систему для отделения конденсата и датчики, показывающие содержание воды в топливе.
Критерии качества топливных фильтров
Дешёвые топливные фильтры низкого качества не способны защитить части двигателя, соприкасающиеся с горючим, от преждевременного изнашивания и ржавчины.
Причины этого следующие:
- фильтрующий материал может порваться в процессе работы;
- такие фильтры быстро засоряются и не пропускают горючее;
- дешёвые фильтры имеют низкую поглощающую способность;
- некачественный материал фильтра не сможет задерживать мелкие частицы примесей.
Фильтрующий элемент качественного фильтра не порвётся, а примеси в топливе не повредят форсунки.
Причины выхода из строя топливного фильтра
Основная причина преждевременного выхода из строя топливного фильтра в подавляющем большинстве случаев — низкое качество горючего.
В результате:
- засоряется фильтрующий элемент, и топливо с трудом течёт по магистралям;
- разъедается фильтрующий материал, забиваются и выходят из строя форсунки и другие элементы системы подачи топлива.
Видео: замена топливного фильтра
Своевременная очистка или замена топливного фильтра — гарантия длительной бесперебойной эксплуатации вашего автомобиля.
Особое внимание при этом стоит уделить качеству приобретаемых новых изделий.
А заправляясь только на проверенных АЗС, вы сможете избежать внеплановой замены фильтра. Удачи на дорогах!