Меню

Тест драйвы ямаха 540 4

Снегоходы –
«Тропами “викингов”»

Японцы настроены более чем серьезно: новые модели разрабатываются с пристальной оглядкой на суровые российские реалии, при проектировании учитываются пожелания дилеров и поклонников марки, а предсерийные тесты проходят на территории нашей страны в самых что ни на есть “боевых” условиях.

В этом году для демонстрации снегоходов 2013 модельного года был выбран естественный полигон в окрестностях Сургута. Суровый край встретил участников тест-драйва совсем не по-сибирски – без трескучих морозов и огромных сугробов. Однако, это не помешало в ходе двухдневного мероприятия в полной мере оценить все возможности главной новинки сезона – VK 540 Viking четвертого поколения.

Прежде всего традиции

Утилитарный VK 540 Viking можно смело назвать легендарной моделью. Надежность, неприхотливость, простота конструкции и невысокая цена – вот те качества, благодаря которым этот аппарат является лидером рынка на одной шестой части суши уже не первый год. И тем сложнее была задача для команды разработчиков нового поколения “пятьсот сорокового”, ведь преемник бестселлера должен стать еще лучше по всем статьям, чтобы не упустить “призовое место”.

И вот перед нами VK 540 IV! Достаточно беглого взгляда, чтобы заметить отсутствие кардинальных перемен во внешности новинки. Сдержанный, во многом даже простецкий дизайн, ставшая уже фирменной отличительной чертой квадратная фара под почти вертикальным ветровым стеклом, плоский “параллелепипед” сиденья – различия во внешности двух поколений невооруженным глазом практически не видны. Что ж, вполне логично, не стоит ожидать от проверенного временем “утилитарника” до мозга костей полета дизайнерской мысли и вычурных линий. Да и люди, использующие снегоход в качестве помощника по хозяйству и ежедневного транспортного средства, все же, как правило, ценят иные качества.

А вот по технической части изменений немало. И для их наглядной иллюстрации организаторы предоставили журналистам несколько “третьих” VK 540. Лучших условий для сравнения и быть не может!

Устраиваемся за рулем новинки. Несмотря на внешнюю простоту, сиденье вполне удобное. Посадка вертикальная, традиционная для утилитарного снегохода. А вот расположение руля показалось неидеальным – для человека ростом выше 180 см главный орган управления, пожалуй, низковат. Наверняка это вызовет определенный дискомфорт при поворотах. Впрочем, не будем делать поспешных выводов.

На приборной панели красуется одинокий стрелочный спидометр – аскетичнее не придумаешь. Но к восприятию информации претензий нет, крупные цифры читаются хорошо. В комплектацию версии Limited дополнительно входят тахометр и зеркала заднего вида – вещи, безусловно, нелишние и также вполне информативные.

А вот и первое кардинальное отличие в эргономике VK 540 IV от предшественника – иная конструкция подножек. Вместо профилей круглого сечения по краям здесь использованы металлические накладки с зубцами. Они надежно удерживают ботинок, и теперь даже в случае обледенения подножки ни у пилота, ни у пассажира нога не соскользнет.

Кстати, пассажиру теперь сидеть стало чуть удобнее. Во-первых, немного изменена форма и профиль ручек по бокам, а сами они стали мягче – неоспоримый плюс для “второго номера” в дальней дороге. Во-вторых, VK 540 IV оснащается новой торсионной подвеской с газонаполненными амортизаторами, которая должна добавить комфорта обоим “наездникам”. Убедимся?

Опытный боец

Двухцилиндровый двухтактный двигатель с задорным треском оживает после нажатия кнопки электростартера. Конечно, никуда не делась и ручка механического стартера – надежность в суровых условиях превыше всего. Сам мотор по сравнению с прошлым поколением изменений не претерпел: то же воздушное охлаждение, раздельная система смазки, объем 535 куб. см. и мощность 46 л.с. И правда агрегат проверенный и надежный, а его возможностей более чем хватает для “утилитарника”. Тяга на “низах” для “двухтактника” очень хороша, Viking достаточно быстро набирает 80 км/ч даже с загрузкой и практически не отстает от своих более мощных и дорогих собратьев.

Ну а над другими узлами VK 540 четвертого поколения разработчики потрудились на славу. Так, настройки вариатора теперь иные, что позволило получить существенный прирост тяги. На практике это означает, что снегоход намного увереннее трогается с места в сложных условиях: в гору, с грузом, на рыхлом и глубоком снегу. Там, где на VK 540 III пришлось бы задействовать понижающий ряд, “четвертый” справляется без такой помощи. На увеличение проходимости также работает широкая 500-миллиметровая гусеница с грунтозацепами высотой 3,5 см (на Viking третьего поколения – всего 2,5 см).

Еще одно новшество и предмет особой гордости инженеров Yamaha – полые лыжи, сделанные методом пневмоформования. Они имеют замкнутый профиль, благодаря чему вся конструкция легче и прочнее традиционной. Вместе с этим возросла ширина лыж (почти до 23 см), так что теперь покупателю VK 540 IV можно обойтись без расширителей, которые обычно приобретаются за дополнительные деньги. Все эти ухищрения не могли не сказаться на проходимости и управляемости снегохода в глубоком снегу – лыжи охотно “всплывают” даже, казалось бы, в совсем гиблых местах и не проваливаются в снег при изменении нагрузки в поворотах, удерживая аппарат на заданной траектории.

Но не обошлось и без обратной стороны медали: на твердой и укатанной поверхности “старичок” VK 540 III показался чуть более послушным и стабильным. Очевидно, это как раз заслуга более узких лыж. Впрочем, такая особенность заметна лишь при прямом сравнении двух моделей, а для работы в снежных районах конфигурация снегохода четвертого поколения все же более предпочтительна.

Читайте также:  У машины сломались дворники

Раз уж мы заговорили про управляемость, то самое время вернуться к вопросу о высоте руля. Да, опасения подтвердились: при повороте на большой угол руль упирается в колено пилота, и чтобы этого избежать, приходится менять положение на сиденье: отводить колено в сторону или отодвигаться назад. Однако это по-настоящему мешает лишь при очень активном рулении, чего, как правило, не бывает при обычной эксплуатации “утилитарника”.

В остальном к рулевому управлению претензий нет – VK 540 IV отлично держит прямую и уверенно закладывает плавные дуги на скорости даже в условиях постоянно сменяющейся плотности снега (например, при пересечении накатанных следов других снегоходов или мягких переметов).

Хвалебных отзывов заслуживает и подвеска. Немного жестковатая (что в определенной степени компенсируется мягким сиденьем), но вполне комфортная и энергоемкая, она переварит даже хулиганства вроде небольших прыжков на плавных трамплинах-сугробах. Но увлекаться экстримом не стоит – Viking все же создан в первую очередь для работы, поэтому такое обращение “здоровья” ему точно не прибавит, а для развлечений существуют другие машины.

Что ж, очевидно, что легендарным Viking называют не зря, и он вполне по праву занимает верхние строчки в рейтингах продаж. Этот снегоход не обладает запоминающимся дизайном и сложными электронными “наворотами”, но для поставленных “боевых” задач это и не нужно. Простота, неприхотливость и, конечно, невысокая цена – вот слагаемые популярности VK 540. Ну а “новобранец” благодаря сохраненным старым и приобретенным новым умениям имеет все шансы продолжить весьма успешную “японско-норвежскую экспансию”.

Тест Yamaha VK540 IV Tough Pro

Рассказывая недавно о снегоходном путешествии по Заполярью (4×4 Club № 7’2013), мы обмолвились, что открывали для себя Ямал на Yamaha VK540 IV Tough Pro.

Однако технические подробности новинки приберегли до момента ее появления в салонах дилеров.

Интересно, что «корни» этой модели тянутся из… России. По совету именно российских представителей Yamaha, основанному на многочисленных опросах тех, для кого снегоход стал неотъемлемым атрибутом жизни, конструкторы компании пошли по пути упрощения и ликвидации «излишеств». Поступили по примеру Родена, создававшего шедевры, «отсекая все лишнее». В итоге на свет появился спартанский вариант уже известной и хорошо себя зарекомендовавшей модели VK540 IV. Новый снегоход стала легче на 15 кг и почти на 30 тыс. руб. дешевле.

УПРОЩЕНИЕ ПРОСТОГО
Возможно, что это единственный пример, когда японский снегоход был создан по прямому заданию мужиков из российской глубинки. А они у нас, как известно, суровые и переплачивать не любят. Если без чего-то могут обойтись – значит, долой! Хотя убрали-то не так уж и много: аккумулятор, электростартер, навороченное седло с пассажирской спинкой, систему маслоподачи (бачок и все, что к нему прилагается). Теперь двухтактный двигатель работает на премиксе – смеси бензина с маслом. Красивый алюминиевый с декоративными молдингами бампер заменили на стальной из трубы. Причем это даже не бампер, а настоящий «кенгурятник» или, точнее, «лосятник», способный проламывать дорогу через подлесок. Ну не знали раньше японские инженеры, что на их снегоходах русские будут зайцев гонять! В надежности новой защиты мы не раз убедились и в лесах под Тверью, и в тундре под Салехардом – предохраняет не только от толстых деревьев, но и от крупных камней. Главное, не увлекаться, поскольку максимальная скорость VK540 IV Tough Pro практически соответствует возможностям «материнского» VK540 IV (порядка 85–90 км/ч) или даже немного превосходит их за счет меньшей массы. Неясно почему, но производитель не указывает на своем сайте мощность двигателя, однако заводиться он заводится (проверено лично на 25-градусном морозе). Понятно, что не «спортсмен», руки при старте не отрывает и на «козла» не встает. Но везет же! Так какая разница, сколько там этих самых «лошадей»?!

А вот совмещенная смазка не только не капризна, но и в условиях сильного холода, возможно, спасет чьи-то жизни. Ведь нередки случаи, когда в системах с раздельной смазкой масло, сколь бы оно ни было фирменным и морозоустойчивым, густело до состояний непрокачивания. Не попадало в двигатель, и он выходил из строя. Но бензин, пусть даже в нем и есть немного масла, не замерзнет даже в Антарктиде! Отсутствие же электростартера жителей Крайнего Севера, с которыми мы общались, нисколько не расстроило. В разгар зимы он все равно не работает. Мало какой аккумулятор способен провернуть двухцилиндровый «двухтактник» уже при минус 30, чего уж говорить о более низких температурах. Рука же от мороза не «сядет», лишь бы шнур выдержал! Зато полезный на холоде обогрев ручек руля оставлен.

Контроль остатка топлива в баке осуществляется по простейшей прозрачной трубке слева от руля, возле колена водителя. На предсерийных образцах, которые мы тестировали, их было две, как и на VK540 IV: для бензина и для масла. Возможно, на продажных Tough Pro останется только одна.

ОДИН В ПОЛЕ
Опросы показали, что большинство снеговодов даже двухместные машины эксплуатируют в основном в одиночку. Значит, спинка не нужна. Без нее, возможно, пассажиру будет менее комфортно, зато простое ровное сиденье дешевле. И еще плюс: одинокому райдеру так гораздо удобнее перепрыгивать с подножки на подножку, загружая то одну сторону, то другую при штурме косогоров и в сложных ситуациях. А также перемещаться вперед-назад, перебрасывая нагрузки с лыж на гусеницу, и наоборот.

Читайте также:  Как самому отбалансировать колесо для автомобиля

Можно было бы съязвить, что такое сиденье и мощный бампер сделаны, дабы компенсировать недостаточную управляемость VK540 IV Tough Pro. Ну да, поворачивать он не любит, ничем не отличаясь в этом от прототипа. В передней и задней подвесках у них различий нет. Но, в конце-то концов, это аппарат не для слалома, а чтобы ездить далеко и надежно, да еще и с гружеными санями. А это как раз вполне возможно. Трансмиссия от более дорогой модели с пониженной передачей позволяет дернуть застрявшего товарища, транспортировать добычу или походный скарб. Переключаются режимы очень просто и удобно – рычагом справа от руля. А для буксировки на корме уже в базе имеется сцепное устройство. Багажный отсек остался прежним, но кофры теперь необходимо крепить к рейлингам.

БЮДЖЕТНЫЙ СЕГМЕНТ
Среди иностранных производителей конкурентов у VK540 IV Tough Pro до недавнего времени не было в принципе. Однако уже в этом году обе американские снегоходные фирмы представили на рынок по одной своей супербюджетной модели. Помимо них не стоит забывать и об отечественных – «Русской механике», которая всегда хорошо себя чувствовала в России, и присоединившийся к ней недавно Stels со своей «Росомахой».

В зависимости от регионов запросы клиентов, конечно, отличаются. Но можно предположить, что живущие в Сибири и в районах Заполярья рыбаки, охотники и оленеводы оценят новинку. С запчастями проблемы не будет, потому что это тот же самый Viking. А в качестве дополнительных опций можно приобрести большое количество приспособлений – от багажных корзин до подогрева стекла визора. VK540 IV Tough Pro – это серьезная попытка склонить колеблющихся в выборе между российской техникой и иномарками в пользу последних. В сезоне 2013/2014 завезут около 4000 экземпляров на всю страну. И цвет их будет таким, как завещал великий Генри Форд. Во всяком случае пока…

Тест снегохода Yamaha VK 540 IV.Плюсы и минусы.


Обозреватель Kolesa.Ru испытал в окрестностях Сургута главную снегоходную новинку сезона 2012-2013 от Yamaha: «утилитарник» VK 540 IV. И пришел к выводу, что такие эпитеты, как «кондовый», «брутальный» или «дубовый» сегодня не применимы даже к «зубрам» вроде ямаховского Викинга.

Российскую премьеру нового VK 540 IV ямаховцы обставили в том же стиле, в котором покойный ныне Стивен Джобс любил представлять новинки от Apple: приглушенный свет, торжественная музыка, сдернутое покрывало. Под которым, впрочем, с самого начала легко угадывались знакомые обводы…

Главная же интрига была в другом. Как выяснилось в ходе презентации снегоходов 2013 модельного года, в Yamaha Motor CIS рассчитывают ни много ни мало через три года изменить образ своего российского клиента. Если сейчас 70% покупателей приобретают снегоходы для работы, рыбалки и охоты, то к 2015 году, по планам ямаховцев, таковых должно остаться около 50%. Долю же клиентов, использующих снегоходы для туризма и развлечения, японцы хотят довести с нынешних 25 до 40%. «Под нового клиента», естественно, изменится и техника: акцент постепенно будет смещаться именно на «развлекательную» составляющую.

В стороне от нового тренда не остался даже сугубо утилитарный VK 540. Если главнейшими качествами «пятьсот сороковых» прежних поколений были проходимость в глубоком снегу и высокое тяговое усилие, то, разрабатывая VK 540 IV, ямаховские инженеры уделили особое внимание также управляемости и комфорту. В результате аппарат получил новые лыжи, заднюю подвеску и гусеницу с увеличенными снегозацепами, благодаря чему, собственно, и улучшились его ездовые качества, включая и проходимость.

Внешне при этом «четвертый» VK 540 ровным счетом ничем не отличается от «третьего»: как не было сколь-нибудь серьезных изменений в его дизайне со времен модели второго поколения (1994 – 1998 гг.), так и нет.

Сажусь на широкое мягкое сиденье и… «узнаю брата Колю», как говаривал герой Ильфа и Петрова. Посадка, эргономика, взаимное расположение руля, подножек и сиденья – все, как на модели III поколения.

Панель приборов по-прежнему до такой степени проста и утилитарна, что рождает в памяти подзабытое выражение «приборная доска». Кроме простенького аналогового спидометра, вызывающего ассоциации с классическими моделями родного АвтоВАЗа, и фирменной эмблемы Yamaha в виде скрещенных камертонов перед глазами райдера нет ничего.

Есть, правда, еще исполнение Limited (ограниченная серия, подготовленная специально для российского рынка). В котором к комбинации приборов добавляется еще и тахометр, в списке оснащения появятся зеркала заднего вида, а корпус снегохода, тоннель, багажник и даже сиденье будут выкрашены в белый цвет.

Приборная панель выполнена даже не в утилитарном, а прямо-таки в спартанском стиле. В исполнении Limited к простенькому спидометру добавляется тахометр. Справа от рулевой колонки – селектор выбора режимов трансмиссии.

Выбором режимов трансмиссии «заведует» старый добрый селектор в виде перевернутой буквы «L». Он и выглядит стильно (для тех, кому по душе несколько спартанский минимализм), и управляться с ним в толстых снегоходных перчатках очень удобно. Особенно, когда едешь стоя, опираясь одной ногой на подножку и коленом другой – на сиденье.

Читайте также:  Почему когда машина застрянет крутиться одно колесо

Ставший уже традиционным большой тест-драйв новых снегоходов Yamaha проходил в окрестностях Сургута на впадающей в Обь реке Почечуйка. Причем на сей раз акцент был сделан не на езду по специальным трассам, а на «фри-райде»: отъезжаем небольшой группой километра на два-три от базового лагеря по замерзшему руслу Почечуйки и ездим прямо по снежной целине в свободном режиме.

Первый приятный сюрприз новый Yamaha VK 540 IV преподнес на спринтерском «броске» к месту основных заездов. Аппарат, как выяснилось, уверенно держит скоростную прямую, отлично «проглатывает» неровности на уплотненном снегу и попросту не реагирует ни на продольные, ни на поперечные колеи, оставшиеся после десятков предыдущих заездов. Если от современных спортивных и туристических снегоходов столь примерного поведения ждешь, что называется, по умолчанию, то в случае с VK 540 это, действительно, оказалось приятным сюрпризом.

Так что ямаховским инженерам, «колдовавшим» над конструкцией ходовой части нового «пятьсот сорокового», ставим 10 баллов из 10! Новые облегченные лыжи и торсионная задняя подвеска с парой газонаполненных амортизаторов буквально преобразили старый добрый VK 540, прежние версии которого, помнится, с ростом скорости ощутимо рыскали на неровностях и постоянно держали райдера в напряжении.

Главные изменения в ходовой части, буквально преобразившие ездовые качества VK 540: облегченные лыжи и торсионная задняя подвеска с двумя газонаполненными амортизаторами.

Более того, «пятьсот сороковой» IV поколения весьма и весьма неплохо ведет себя на трамплинах! Правда, выяснил я это в ситуации, попадать в которую не рекомендую никому… А дело было так: когда мы добрались до места, где разрешено было ездить в режиме «фри-райд», первым делом я решил устроить аппарату еще одну проверку скоростью, чтобы «нащупать» предел, после которого VK 540 IV все же вынудит сбросить газ. Но разогнаться выше 95 км/ч (по спидометру) просто-напросто не успел.
На инструктаже нас, конечно, предупреждали об опасности «траншей» глубиной с полметра и несколько метров шириной, которыми, как оказалось, просто изрыта замерзшая и покрытая глубоким снегом Почечуйка. Но я, в полном соответствии с национальной традицией, понадеялся на русский авось.

«Траншея» же, понятное дело, возникла словно из ниоткуда, да на хорошем ходу. Тормоз! Аппарат попытался пойти юзом, но парой коротких движений рулем его удалось «поймать». Понимая, что радикально сбросить скорость все равно не получится, отпускаю рычаг тормоза, держу ровный газ и привстаю на полусогнутых ногах, мысленно готовясь к худшему и ни к селу ни к городу прокручивая в голове строчку из песни военных лет: «Нас извлекут из-под обломков, поднимут на руки каркас»…

Отрыв! Короткое захватывающее дух ощущение невесомости, и снегоход ухает на полметра вниз. Но при этом не «клюет носом»! И приземляется практически идеально: одновременно на лыжи и на гусеницу.

Короткое нажатие на тормоз, снова ровный газ. На выезде из «траншеи» подброс был гораздо более жестким. Чувствовалась, что передняя подвеска взяла на себя весьма приличную нагрузку, причем погасила ее очень даже неплохо. И хотя приземлился аппарат с легким дифферентом на «корму», испытание трамплинами он выдержал с честью.

Решив, что экстремальной езды на этом хватит, выезжаю с русла Почечуйки и отправляюсь в родную стихию VK 540: «на целину», к окраине леса. Туда, где лежал рыхлый и абсолютно нетронутый снег. И там новый «пятьсот сороковой» разрушил еще одну легенду.

От заядлых охотников и рыболовов (особенно – живущих где-нибудь в глубинке) часто приходится слышать, что предел проходимости снегохода в реальной жизни невысок. Мол, если снег действительно глубокий – застрянешь, как говорится, «на раз-два». Поездив на Yamaha VK 540 IV там, где, сходя с подножки, проваливаешься буквально по пояс, могу сказать определенно: «пятьсот сороковой» в состоянии проехать там, где не ступала нога человека.

Отменную проходимость новому Yamaha VK 540 IV обеспечивают абсолютно плоское днище, компактная телескопическая подвеска без выступающих внутрь колеи частей, тяговитый 2-цилиндровый 535-кубовый «двухтактник», а также новая гусеница с увеличенными снегозацепами.

Как я только ни пытался его «посадить»: намеренно сбрасывал газ в повороте и на затяжном подъеме, а затем бездумно газовал, направлял аппарат на сугробы, не сильно заботясь о правильной траектории – VK 540 не дал ни единого намека на то, что может застрять. Рядный 2-цилиндровый 535-кубовый «двухтактник» безропотно «тянул» даже на низких оборотах, а новая гусеница Camoplast Ripsaw Full шириной в полметра с легкостью «вытаскивала» аппарат даже в тех ситуациях, когда он, казалось, неминуемо должен был зарыться.

В итоге новый VK 540 оказался не только «разрушителем легенд», но и изменил мое отношение к утилитарным снегоходам как таковым. Под занавес тест-драйва я поймал себя на мысли, что начинаю понимать смысл поговорки «Глас народа – глас божий». Широкогусеничный «утилитарник» – это и впрямь едва ли не идеальный аппарат для русской зимы. Особенно если учесть, что с наличием подготовленных трасс, да и «снегоходной» инфраструктуры в целом, у нас по-прежнему большие проблемы…

Yamaha VK 540 IV. Краткие технические характеристики

Adblock
detector