Тест-драйв UAZ Patriot
Тест-драйв UAZ Patriot
Обзоры и тесты
Обзоры и тесты
Поделись с друзьями:
Из грязи в грязи
Автопилот Май 2007
Главный «Автопилот» всея Руси в очередной раз убедился в истинности высказывания, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Еще три года назад Николай Фоменко почувствовал уникальность пиаровского решения назвать знаменитый ульяновский автопродукт — «Патриотом». Почувствовал и решил выяснить, каким же должен быть человек, который является патриотом этого транспортного средства? Что у него внутри, у этого человека? Где расположен мозг? Где находится сердце? Есть ли душа у этого человека? И как эти три органа — мозг, сердце и душа — взаимодействуют. А взаимодействуют они, выяснил Николай Фоменко, по простому, но неверному алгоритму.
БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ
Это можно почувствовать на собственном опыте. Итак, мы — патриоты. И когда мы приближаемся к автомобильному продукту 2.7 UAZ Patriot (название переведено на латиницу, ибо машина абсолютно точно должна раскупаться в странах Центральной Африки по цене 12 килограммов жирафятины или пуда слоновьих хвостиков за авто) на расстояние двадцати пяти, ну или даже двадцати трех — но не ближе — метров, нас охватывает невероятно могучая волна патриотизма. Гордого чувства, что мы родились в государстве, которое не «Эх!», не «Ох!», а «Ого-го»!
Из внешнего вида этого автомобиля убраны все неточности и ошибки такого странного транспортного средства, как Range Rover Supercharged. Глядя на эту машину — расстояние до Patriot, напомню, 23 метра, — мы понимаем совершенно четко и ясно: мы действительно впереди планеты всей. По дизайну и ощущениям от машины мы намного впереди таких мелких «комаров», как Toyota и Lexus. Мы впереди всех недоношенных «хонд» и вялорожденных корейцев. Мы впереди плодовитых, но бездарных китайцев. Где-то ближе этих смешных азиатов, но все равно страшно далеко от нас маячит туманный Альбион с плохо раскупаемыми Land Rover, что неудивительно, учитывая их жалкий дизайн и цену, эквивалентную цене однокомнатной квартиры в Москве.
Да и Бог с ними со всеми. У нас собственная гордость — шикарный автомобиль UAZ Patriot. И вполне естественно, что ваши-наши патриотические мозг, сердце и душа сливаются воедино, и все трепещет в организме настоящего патриота. Уста не устают повторять слово Patriot с русским ударением на последнем слоге, а сами мы счастливо мчимся на встречу с этим шикарным автомобилем. Мы мчится к нему сквозь абсолютно не буржуазную грязь, попутно замечая, что Patriot мог сюда забраться. А вот Land Rover — ни в жизнь. Потому что Land Rover — это большая ошибка природы. Как Британия и Америка.
ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ
И вот патриот, в котором мы с вами узнаем себя, подбегает к этому автомобилю, сжимая в кармане триколор, и замирает от благоговения. Мы рядом, мы у цели. И в этот волнительный момент мы думаем: «Господи, как он покрашен!» Следующая мысль: «Ах, досада, но это мелкая недоработка, им, видимо, просто не хватило денег на нормальную покрасочную камеру. Наверное, не до этого сейчас. Есть задачи важнее — выстроить вертикаль власти, например, или что-нибудь по нефтяной части». И мы машем на это рукой — да ладно, какая разница, как он покрашен. Зато какая форма, какие размеры, какой размах. Есть в нем какая-то европейскость, и нет азиатского жлобства. Нас распирает от радости — вот это дал Бог, так дал. Не какую-нибудь страшную «великую стену» или ворованную корейскую «подливу», а отечественное чудо.
Образы степи — степь да степь кругом — сами всплывают в нашем сознании. Тут же спешат и другие картины: и тот же мороз-мороз, и замерзающий ямщик, и Стенька Разин, и Катюша на берегу. «Да и жену не стыдно сюда посадить», — начинаем размышлять мы. После чего смело распахиваем дверь. Смелость сменяется неожиданным страхом — дверь может остаться в руке. Она удивительной легкости для такого внушительного автомобиля. Прежде чем сесть за руль, большинству автолюбителей захочется проверить, не опасно ли наступать на порожек. Это напрасное опасение. На него можно наступать смело. Потому что он приварен как следует. При дальнейшем рассмотрении Patriot вблизи безмерная радость начинает потихонечку убывать. Потому что начинают выплывать огрехи: проклятые вручную прибитые резиновые уплотнители, жуткие наконечники, изготовленные не на шикарном батуринском заводе пластмасс, а на каком-то ульяновском, а может, даже околоульяновском предприятии. Маленьком таком заводике, который в основное рабочее время выпускает пакеты для местных универсамов и мешки для мусора, а в свободное — выполняет заказы Ульяновского автозавода. Заводик штампует все: ручки, кнопки, панели, рулевое колесо. Но если мешки для мусора завод делает по импортной технологии, то автомобильную продукцию он, похоже, изготовляет по лекалам и формам, смастаченным кем-то из родственников или знакомых директора.
ХИМИЯ — ВСЯ МАШИНА СИНЯЯ
Па-а-атрясающее рулевое колесо! Оно имеет регулировки. Оно может двигаться даже вверх и вниз. Это уже прорыв. Но самая оригинальная его черта — шов, что делит рулевое колесо ровно пополам. Если хочется почесать вспотевшую в доли секунды ладонь — никаких проблем. Кстати, хочу порекомендовать владельцам этого автомобиля инсталляцию в салоне специального прибора, который измерял бы химическую активность пластмассовых и резиновых деталей. Что мы патриотично вдыхаем, находясь в салоне, жутко даже представить. Но это точно не запахи ульяновских степей, где босоногий и уже тогда лысеющий В.И. Ульянов с гиканьем и свистом гонял своих татарских однокашников, как каких-нибудь меньшевиков.
Еще в машине есть люк. И как многие другие детали, он наверняка, приобретен за рубежом. Скорее всего, в обычном розничном магазине, торгующим и автозапчастями, и мебелью, и подсолнечным маслом. Удивительно, однако, не то, что ульяновским мастерам удалось русифицировать все зарубежные комплектующие. Удивительно, что им удалось при этом выдержать единый стиль. Стиль, который вы не видели ни в автомобиле ЗАЗ-968, ни в ЗАЗ-968М, ни в одной из моделей «Жигулей».
Салон «Жигулей» вообще-то по качеству материалов и по отделке — это Mercedes. То есть это Mercedes по сравнению с салоном Patriot. В салоне Patriot можно устроить соревнование, в котором должны участвовать не только мозг, но и конечности. При таком количестве дыр — в торпедо, между приборами, в потолке — можно состязаться до судорог, выясняя, залезет в ту или иную щель рука. Или две руки. Или спорим, скажет наш соперник, что залезут даже две руки и нога. Да и пусть залезает, скажем мы. Игра наша тем не менее довольно травмоопасна. Регулируя руль, например, вы можете прищемить палец так, что он никогда уже не вернет былую форму.
Я, клянусь, не видел ничего подобного. Уж как я люблю костерить ГАЗ и ВАЗ, но это за гранью добра и зла. Это даже не «Москвич» образца последнего дыхания 1992 года перед захватом АЗЛК злокозненными бандами армян. Это даже не интерьер автомобиля «Бычок». Это просто сойти с ума. Единственный положительный момент: UAZ Patriot дает уникальную возможность заниматься. нет только не сексом. Потому что, во-первых, трудно будет найти удобную позицию. А во-вторых, девушке вряд ли понравится едкий химический запах. И как вы ей объясните, что это у вас так пахнет новая машина? Patriot дает возможность заниматься его доводкой. С автомобилем можно творить, что угодно. Сделать ему двери-крылья, как у Murcielago. Вырезать на торпедо дыру и заткнуть ее телевизором JVC. И так далее. Машина позволяет все. Автоген и «болгарка» — ее лучшие друзья. Ничто не испортит эту машину.
ГРЯЗНЫЕ ИГРЫ ПАТРИОТОВ
Мы намеренно не будем вспоминать «отцов» и «прадедов» Patriot, задачей которых было пробить оборону противника в двух местах и взорваться прямо в центре вражеских редутов. То были времена военные, теперь почти былинные. Нынче времена пацифистские, почти что полицейские. Что подтолкнуло Ульяновский завод к странной идее сделать военную машину и для езды по мирным городам? В результате, однако, UAZ заметно растерял свою внедорожность, как мне кажется, и, с другой стороны, так и не приобрел городской лоск. Когда мы с несколькими пассажирами на борту пронеслись по импровизированной змейке на скорости 80 км/ч, пассажиры болтались по всему салону. Схожие ощущения они могли бы испытать в карете, которая колесами поворачивает направо, а верхней частью ложится влево.
По просьбе фотографа, который хотел запечатлеть UAZ Patriot во всей функциональной красе, машина была установлена боком на бруствере. Когда я установил его так, что правые колеса оказались чуть выше левых, я вдруг почувствовал ужас. Ужас человека, находящегося в кабине башенного крана и медленно падающего вместе со стрелой с высоты 13-го этажа на землю. Могу сказать, что это ощущение настигло меня сразу же. Потому что UAZ Patriot — действительно огромная машина. Высокая и здоровенная. Это объяснимо. В самом деле, почему Land Rover с Discovery или Toyota с Sequoia могут себе позволить, а мы нет? Одна загвоздка — у Discovery и Sequoia моторы другие. Мотор Patriot ЗМЗ-409.10 2,7 л работает как мышка. Но двигать-то ему приходится слона. Patriot — страсть какая тяжелая машина. Тем более для такого мотора. Он не плохой, нет, но у него всего 128 л.с., что для такой махины просто театр абсурда.
Я — сделаю отступление — страшно далек от джиперства. У меня немного практики трофи-рейдов или «бах», но представления некоторые о правилах поведениях на бездорожье есть. Это, однако, не спасло нас с фотографом от трактора. Постояв враскоряку, мы поехали по обычной грунтовой дороге. На дисплее горел сигнал о том, что работают два колеса. И мне показалось, что на заднем приводе машина лучше себя ведет. Потом я переключился на четыре колеса. Но все равно увяз. Увяз не на болоте, а на вполне проходимом участке. И хорошо, что нас в этот момент не атаковали немцы. И лесник не бежал за нами с криком: «Да так, вашу мать, я запретил же, и где лицензия?» Этого ничего не было. А было то, что нам не удалось включить пониженную передачу. Потом уже нас просветили дилеры, что для этого нужно переключить рычаг на ступице. Странно, что дисплей не посоветовал сделать это.
Однако представьте себе эту операцию, дорогой будущий владелец Patriot, сами. Вы вылезаете из салона и окунаетесь в грязь по самые колени, а потом идете и ищете где-то на ступице что-то там переключить. Я, например, выйти из салона не мог. Я был в городской нормальной одежде. И прыгнуть из салона на сухое, что в восьми метрах от машины, я тоже не мог. Потому что это тройной прыжок. В тройном прыжке я блистателен — все меня знают — но совершить его с крыши машины, с переворотом, не удалось. Оказалось проблематичным вылезти туда через узкий люк.
Впрочем, сомневаюсь, что и на пониженной эта машина вылезла бы из распутицы. Она сама себя зарыла. Зарыла себя назад, потому что она так развешена. Не помогла и шипованная резина. Словом, что мы ни делали — все насмарку.
ЗА КОЗЛА ОТВЕТИТЕ
И нам пришлось вызывать сперва «Ниву», а потом и трактор. И вот здесь я хочу сказать пару слов о тракторе. Издалека казалось, что к нам приближается бесподобный Caterpillar. Боже, какой дизайн, какая красота, какая мощь — настоящий американский боевой слон. Я не сомневался в том, что это Caterpillar, до того момента, пока не прочитал, что это чудо построил самый что ни на есть наш Челябинский тракторный завод. Вот это машина, к которой не подкопаться. Там, в этом тракторе, все настолько хорошо, современно, комфортно, что диву даешься. Каждый крючочек к петельке подлажен идеально. И сразу мы все невольно сравнили этот трактор и Patriot. Казалось бы, две российские машины, а какая пропасть между ними! Одна сделана «patriotami», а другая — просто талантливыми людьми. Он выхватил «патриота» из грязи, как пушинку, и вытащил его с грязной обочины. Где на самом деле обитать бы ему вечно.
И мне захотелось сказать руководителям УАЗа, хотя они вряд ли прочитают эту статью: «Бросьте заниматься ерундой. Либо вы делаете машину лучше, чем Audi Q7, — российскую машину, за которую люди будут готовы выложить 100 тысяч, либо вообще оставьте эти адские затеи и верните нам нашего «козла», которого мы любили и уважали столько лет».
Май 2007
Полная версия этой статьи с иллюстрациями доступна
на сайте http://www.autopilot.ru
Подробная информация о моделях в Автокаталоге
UAZ Patriot
Огромный внедорожный фестиваль, задуманный в далеком 1997 году патриархом питерского джиперского движения Юрием Овчинниковым сотоварищи по мотивам экспедиций в духе Camel Trophy. Молодежь уже и не вспомнит крутые фотки с желтыми «Ленд Роверами» — те экстремальные рейды давно стали историей. А «Ладога» живет, прирастая новой вездеходной техникой и свежими маршрутами.
В 2018 году на торжественный старт у Исаакиевского собора выкатили две сотни экипажей 18 (!) зачетных групп — от мотоциклов и квадриков до спортпрототипов-«котлет» и болотоходов. Всем предстояло за неделю проехать вокруг Ладожского озера против часовой стрелки, выполняя задачи различной сложности, причем зачастую на секундомер. Ничего подобного по масштабу в мире нет, поэтому «Ладога-Трофи» магнитом притягивает искателей приключений. Нам встретились джиперы из Казахстана и Белоруссии, Латвии, Эстонии и Литвы, Германии и Финляндии. Хотя россиянам из Краснодара или Камчатки добираться на гонку было едва ли проще.
Точнее, их было два. Журналист Михаил Рябинин и уазовский технический специалист Алексей Халиков составили экипаж машины поддержки — полностью серийного «Патриота» в экспедиционном исполнении.
А для внедорожных баталий построили чуть более подготовленный автомобиль со шноркелем, «броней» раздатки и коробки передач, дополнительными огнетушителями, выведенными наверх сапунами. Это в дополнение к заводской лебедке, задней блокировке, силовым порогам, защите рулевых тяг и багажнику на крыше. Но главное — шины: стандартные «атэшные» BF Goodrich заменили на грязевые покрышки Mud-Terrain T/A той же марки размерностью 31 дюйм. Это максимум, что встает на «Патриот» без лифта и доработки колесных арок.
Скопив денег на стартовый взнос (от 35 до 115 тысяч рублей в зависимости от класса автомобиля и срока уплаты), а также приняв за неизбежность перспективу неделю кормить собой лютых комаров в палаточных лагерях, надо выбрать подходящий для вашей машины зачет «Ладоги». Поскольку болота глубиной по крышу почти серийному «Патриоту» не по зубам, остановились на группе Grand-Tourism Pro — эдакой смеси внедорожного ориентирования и приключенческого квеста. Тем более, в этом классе впервые разыгрывались медали чемпионата Европы по спортивному автотуризму — почему бы не попробовать? Нас записали в 5-ю категорию «лебедочных» автомобилей со смешанным экипажем, поскольку компанию опытнейшему штурману Михаилу Александрову (с ним мы гоняли на осеннем трофи-рейде «Ладога Forest») составили фотограф Николай Кочеров и очаровательная представительница УАЗа Катя Калинская.
Вкратце программа каждого дня в Grand-Tourism Pro включает сбор обязательных навигационных точек на карте (за пропуск каждой — пенализация) с решением задачек вроде: «Сколько изоляторов на стене заброшенного дома?» или «Назовите номер дивизии на памятнике». Без этих цифр невозможно высчитать координаты шести «секретных» точек на скоростных участках, по результатам которых определяется победитель «Ладоги-Трофи». Перемещения контролируются пристегнутым к машине опломбированным судейским трек-логгером, «сливать» данные с него предписывалось ежесуточно.
Подиум у Исаакия стал последним местом, где наш УАЗ сверкнул ярко-оранжевой чистотой пока еще целого кузова. Дальше путь лежал прочь от городской цивилизации в сторону кровавого Невского пятачка и Синявинских высот, где в 1941-1944 годах шли упорные бои за прорыв блокады Ленинграда. Под гипнозом суровой энергетики напичканной железом и костями земли не замечаем, как асфальт разной степени убитости сменяется так называемым бонусом — участком повышенной сложности.
Сразу же начинается веселье — участники еще не вкатились, поэтому кто-то умудрился застрять в самом начале вязкой лесной колеи. Другие мнутся в нерешительности. Решаем объехать внедорожную «пробку» слева — ходом по кромке леса и. бесславно садимся на мосты в жиже. Накачанные грязевые «гудричи» не гребут даже по относительно простому покрытию — стравились до 1,5 атмосфер. И поняли — штатную лебедку «Спрут 9000 Спорт» лучше по возможности не трогать. Быстрой размотки нет, барабан вращается медленно, выносной пульт неудобно подключать, а стальной трос опасен, и работать штурману с ним сложнее, чем с кевларовым. Для туризма сойдет, для спорта — нет.
Зато поняли возможности машины. И это знание вскоре пригодилось, второй бонус «Лесорубы» оказался посложнее: остатки старой чавкающей гати, гнилые бревна, болотина, залитая липкой грязью просека. Причем проехать пришлось в обе стороны — взять точку и вернуться назад на грунтовку. С давлением в колесах угадали идеально: УАЗ на второй пониженной с заблокированным задним мостом взял препятствие танковым напором.
Еще на подспущенных шинах ход «Патриота» стал сильно мягче. А до этого от тряски выскочил насос омывателя, бачок мигом опустел. Пришлось уплотнить посадку изолентой, на чем технические неприятности закончились. По приезду в лагерь лишь оптимизировали укладку, скинув в «техничку» с верхнего багажника лишние канистры с топливом и вторую запаску. «Боевой» УАЗ стал чуточку устойчивее.
На вечер намечен первый скоростной участок, но поволноваться пришлось уже с утра. Руль стало неприятно прикусывать. Останавливаемся, лезем под машину — вовремя. Ослабло и принялось задевать болтом за защиту крепление наконечника короткой рулевой тяги. Так что при покупке нового «Патриота» не пожалейте времени на протяжку шасси — так спокойнее.
Лес плотнее обнимает дорогу, грязь в колее прибывает. Когда до финиша очередного бонуса остается всего ничего, вдруг выскакиваем на солнечную поляну. Журчит речка, через которую когда-то был перекинут мост. Потом опоры смыло, превратив настил в нагромождение бревен. Часть экипажей решает взять водную преграду вброд, натоптав к нему подход через заросли. Но дно в том месте неровное, выезд неприятный. Решаем поберечь машину и. починить мост. Полчаса коллективной работы руками и бензопилой, просевший настил становится чуть ровнее, пробуем проехать. УАЗ идет первым: и потихоньку, подтянувшись на выходе лебедкой, оказывается на другом берегу.
Теперь «Патриот» выступает якорем для чужих крюков, помогая перебраться следующим участникам. Гонка гонкой, но трофи в том числе учит взаимовыручке. Вскоре положительная карма сработала. При переезде очередного бревна УАЗ заглох и отказался заводиться. Подкатившие петрозаводские джиперы в беде не оставили, взяли на буксир, дав шанс запустить мотор «с толкача». В лагере нашли причину поломки: от влаги и грязи заклинило втягивающее реле стартера. Пришлось переставить исправный агрегат с «технички».
Главное, успели на старт СУ. Идем по трассе без пенализации, все бонусы в зачете, поэтому легенду с формулами для расчета координат получаем в числе первых (каждый невзятый бонус — 6 минут ожидания вхолостую). Тактика у всех разная: одни сразу рвут с места наугад в надежде высчитать маршрут по пути, мы же решаем определиться с точками на месте, а потом уже уверенно их брать. Похоже, организаторы ошиблись — одна точка явно не бьется. Мудрый штурман Миша понимает, какую цифру в координатах надо поправить, и рыжий «Патриот» принялся метаться по лесу с невиданной для УАЗа скоростью. На финише мы первые из тех, кто приложил специальный электронный чип ко всем шести базовым станциям. Вот только другие участники принципиально не стали брать спорную точку. Похоже, грядет разбирательство.
Cлучился так называемый Challenge: переезд лагеря, утомительные перегоны в сотни километров, десятки навигационных точек. Норматив — больше суток, до 11 утра следующего дня. С заданиями справились быстро и приехали на новое место еще засветло, не найдя серьезного бездорожья — мелкий брод не в счет. Скучновато, зато Карелия встретила «трехмерными» раллийными грейдерами, оторвались хоть по скольжениям и скорости (да-да, УАЗ тоже умеет мчать боком).