Меню

Тест драйв танка армата

Секретная война «Арматы». Зачем танк Т-14 отправили на боевые действия в Сирию

Коллаж © LIFE. Фото © Muhammed Abdullah / Anadolu Agency via Getty Images, © ТАСС / Валерий Шарифулин

» src=»https://static.life.ru//tmp/GettyImages-1209292571-1587470294449.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Боевое применение российской техники в Сирии — это добрая традиция, которая помогает разработчикам решать сразу несколько задач. Во-первых, реклама собственного продукта, во-вторых, в рамках таких испытаний сразу же «вскрываются» все недочёты и недоработки изделия.

Секретность — это нормально

Заявление министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, что танк Т-14 «Армата» перебросили на испытания в Сирию, повергло в шок всех любителей отечественной бронетехники. От этой машины, впервые показанной на Параде Победы в 2015 году, чего-то прорывного ждали все эти годы, однако по разным причинам машина длительное время не покидала пределы России. Причин для этого, если быть до конца откровенными, хватало. Во-первых, секретность. Ничего похожего за рубежом с бронетехникой никто не делал, поэтому любой «засвет» машины в реальных боевых действиях мог создать вокруг проекта «Армата» нездоровый ажиотаж. Во-вторых, безопасность. В 9 из 10 случаев боевого применения танков Т-90 в Сирии всё шло по плану. Однако даже при такой эффективности и надёжности сирийская армия в ходе боевых действий потеряла как минимум два танка Т-90, которые российские специалисты ранее передавали местным военным.

Позднее эти машины оказались в руках боевиков, и в настоящий момент судьба танков Т-90, захваченных противником, неизвестна. Подобного провала с танками Т-14 допускать было нельзя, и отчасти именно по этой причине ни Минобороны, ни кто-нибудь ещё не сообщал о переброске уникальной техники в Сирию. Всё, что касается перспективных машин войны, находится под завесой секретности. Боевая машина поддержки танков (БМПТ «Терминатор»), беспилотники «Орион», истребители Су-57, новейшие крылатые ракеты — об испытаниях этого оружия мир узнал лишь через полгода-год, когда министр обороны Сергей Шойгу сам счёл нужным рассказать о боевом применении этой техники в Сирии.

Танк, которого нет

Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов

Относительно танка Т-14 в Сирии сработала та же самая стратегия. Максимально коротко и информативно она звучит так: зачем проводить бесконечные полигонные испытания, когда можно пару раз бросить технику в бой. И тут на справедливые замечания теоретиков заговора хочется возразить, что воссоздать все условия реальной войны на полигоне нельзя. У любых производителей оружия — и у нас, и за рубежом — есть склонность думать о своих изделиях сильно лучше, чем есть на самом деле. В этом смысле проверка боем — это своеобразный тест на выживаемость. Сможет — хорошо. Не сможет — будем разговаривать.

Рассекречена уникальная система защиты танка Т-14 «Армата»

Однако сам танк Т-14 в Сирии никто не видел. Точно так же было и с танком Т-90, который, вопреки ожиданиям, внезапно привезли в страну верхом на «сирийском экспрессе» в количестве сразу нескольких десятков единиц. Правда, отличия секретных испытаний Т-14 в Сирии от Т-90 в том, что активность боевых действий сейчас и тогда, пару лет назад, совершенно разная. Если Т-90 работал в составе «пожарных команд», которые бросали на самые опасные участки фронта, то танк Т-14 — это инструмент для аккуратной хирургии, точечных и скрытных выстрелов, и именно по этой причине об успехах или неудачах ничего не говорят ни военные, ни завод-производитель.

О том, на что действительно способны уже принятые на вооружение российские танки и перспективные машины, мы писали в одном из наших предыдущих материалов.

Секрет «Арматы». Российские супертанки против НАТО

Источники Лайфа в ОПК отмечают, что за время сирийской кампании УВЗ внёс не менее 150 технологических изменений в уже существующие и перспективные танки. Все решения, как поясняют источники, были внесены либо на ремонтных заводах в Сирии местными специалистами, либо проводились с помощью российских инженеров. «Армата» в этом смысле не стала исключением: в серийной машине может измениться оптико-локационный комплекс, чувствительность системы обнаружения подлетающих снарядов, а также двигатель. Подробностей специалисты раскрывать не стали, отметив лишь, что «любая война вносит коррективы в конструкцию и двигатель дорабатывают в первую очередь».

Время ещё не пришло

Инженер Андрей Кириленко, работавший над созданием танка Т-72 «Урал», отметил, что ничего удивительного в таком подходе нет — с любой перспективной техникой происходит нечто подобное.

Давайте мы всё-таки не будем забывать, что семейство этой бронетехники ещё под грифом секретности находится. И даже несмотря на то, что про эти машины даже фильм успели снять, это первая опытно-промышленная партия, и почти ничего общего с серийными машинами эти танки не имеют. Я не исключаю даже, что на испытания в Сирии отправилась совершенно другая машина. Она, может быть, внешне и похожа на Т-14, но внутри это может быть совершенно другой танк

Читайте также:  При нажатии педали газа машина не набирает обороты приора

инженер, один из разработчиков танков Т-72

Нужно отметить, что полный испытательный цикл в России семейство бронетехники «Армата», в которое входит не только танк, но и тяжёлая боевая машина пехоты, уже прошло. Первая опытно-промышленная партия поступила в войска — часть машин отправили на службу в Западный военный округ, часть — в Южный военный округ. Однако на этом история с ближайшими успехами танков «Армата» заканчивается. Дело в том, что машина появилась на свет слишком рано, и для неё нет ни поля боя, ни конкурентов.

Перспективные разработки не могут стоить дёшево. Т-14 «Армата» не должен был стать исключением, однако первые расчёты показали, всё будет не так, как это происходит обычно. Ещё несколько лет назад в ряде СМИ указывалась вероятная цена одного танка в серийном производстве — 250 миллионов рублей. С одной стороны, это очень дорого, но с другой, цена обычного танка Т-90 с модифицированной электроникой и доработанным вооружением — 220 миллионов рублей. 30 миллионов за перспективную конструкцию — это не так уж и дорого.

Однако покупать новые машины в товарных количествах в ближайшие пять лет военные не будут сразу по нескольким причинам. Главная причина — в резкой смене всех танков Т-72Б3 и Т-90, которые находятся в российской армии, нет никакого смысла. Почему? Потому что в данный момент на планете Земля не существует противника, против которого требуется применение настолько высокотехнологичной техники. Здесь, конечно, может вспомниться история про ракеты «Калибр», вертолёты Ми-28Н и Ка-52, которые тоже представляют из себя высокотехнологичное оружие, но тем не менее применяются в Сирии на регулярной основе.

Однако с помощью этой техники пополняются доходы российского бюджета. К 2024 году благодаря экспортной военной технике Россия может увеличить доходы от торговли оружием до 20 миллиардов долларов. «Армата» российской оборонке денег в обозримом будущем не принесёт. Просто потому, что над технологией создания перспективной техники работали столько времени, что окупить её может только крупный государственный оборонный заказ, которого ещё нет.

Фото © ТАСС / EPA / MAXIM SHIPENKOV

Независимый военный эксперт Алексей Хлопотов, один из ведущих специалистов по отечественной бронетехнике в России, пояснил, что фактически потребности в таких машинах, как Т-14, в России сейчас нет.

Т-72Б3М и Т-90М сейчас перекрывают потребности армии. Но это не значит, что эти потребности не появятся в будущем. Для того чтобы быть готовым к производству, новые машины нужно катать, дорабатывать. А значит — выпускать. Сначала нужно исполнить уже существующий контракт в 2021–2022 году, дальше будет видно. Пока можно говорить о том, что армия не испытывает восторгов от танков «Армата» и, соответственно, не форсирует доработку и не говорит о закупках

независимый военный эксперт

Зарубежных конкурентов, с которыми «Армата» может потягаться на относительно равных условиях, тоже пока нет. Принципиально новых машин не создали (хоть и обещали) немцы, французы, американцы. Никто из зарубежных конкурентов «Арматы» не может считаться танком нового поколения, а некоторые (например, М1 «Абрамс») и вовсе представляют из себя вымирающий вид. Это наталкивает на мысль, что ещё три года — а при общей динамике военных конфликтов и все пять лет — «Армата» будет в вегетативном состоянии, находясь где-то между производственной линией и военными. Продавать на экспорт эту машину начнут не раньше, чем через десять лет, а это значит, что окупаться разработка нового танка начнёт ещё не скоро.

Тяжёлый «беспилотник»: Танк «Армата» прошёл тесты без экипажа

Танк Т-14 «Армата» прошёл тестирование в беспилотном режиме. Как сообщили в концерне «Уралвагонзавод», танк успешно прошёл испытания без экипажа. В концерне-разработчике уверяют, что появление тяжёлых беспилотников среди боевых машин — вопрос ближайшего будущего.

Танк Т-14 «Армата» прошёл испытания в беспилотном режиме. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу концерна-разработчика «Уралвагонзавод». До этого информагентство писало об этом со ссылкой на собственный источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Специалисты корпорации ведут работы по созданию роботизированных боевых машин переднего края. В ходе работ в беспилотном режиме тестировался в том числе танк Т-14 «Армата», — заявили в компании.

В концерне также отметили, что появление тяжёлых беспилотников среди боевых машин — дело ближайшего будущего.

Напомним, ранее появилась информация, что разработками российской техники активно интересуются иностранцы. Так, Индия хочет купить у России примерно полтысячи танков Т-90, танки последнего поколения на платформе «Армата».

По данным издания Sohu, уже сейчас в армии этой страны около 700 вертолётов, произведённых за рубежом, в том числе и американские «Апачи». Автор статьи считает, что Индия тратит слишком много на закупку оружия и обслуживание этого огромного военного парка. А вот на собственные разработки тратится крайне мало, хотя о программе «Сделано в Индии» напоминают регулярно.

Читайте также:  При работе двигателя слышен стук

Т-14 «Армата» — новое поколение танков – его достоинства и возможные проблемы

По итогам Форума «Армия-2020» было заявлено представителями Министерства Обороны Российской Федерации о заключение контракта на поставку основных боевых танков (ОБТ) Т-14 «Армата» в боевые части вооруженных сил России.

Данный танк с самого начала создания стал причиной споров. Вначале критиковалась сама идея создания такого танка, если за несколько лет до появления этой идеи его создания на испытания был выведен танк Т-95 (Объект 195), весьма схожий с « Арматой» по характеристикам и конструкции. Впоследствии ставилось под сомнение сама способность современной России создать и производить такой танк. Тем более, что конструкция «Арматы» , как и, впрочем, и конструкция отвергнутого Т-95, предусматривает высокий уровень насыщенности современными электронными системами. А не секрет наше серьезное отставание в области их разработки и производства, начиная с 70-гг. XX века. Причем ввиду инициирования, начиная с 2014 года в РФ политики импортозамещения, требовалось обеспечить весь танк только российскими комплектующими. А меж тем с 90-гг прошлого века наша бронетехника и не только она оснащалась иностранными электронными компонентами, в том числе, произведенных в странах, отношения с которыми осложнились в 2014 году.

Но 25 июня 2020 года представителем разработчика Т-14 «Арматы» было заявлено о преодолении «детских болезней» «Арматы» (https://ria.ru/20200625/1573439757.html). Спустя некоторое время был уточнено, о чем именно шла речь. Я достаточно точно предположил о каких «детских болезнях» вот тут .

Теперь встал другой вопрос о Т-14 «Армата» . Насколько обоснован параллельный выпуск Т-14 «Армата» и Т-90М «Прорыв» , уже начатый в этом году. Вдобавок ведется работа по переделке всех Т-72Б(А) и Т-80БВ в их модернизированные варианты Т-72Б3 и Т-80БВМ. Выпуск и модернизации сразу нескольких типов основных боевых танков вызывает, понятно, дискуссию и вопросы в обществе.

Надо сразу сказать, что в отечественной практике такое уже встречалось во времена СССР. Скажем в первой половине 80-х одновременно выпускалось три типа современных танков – весьма схожих по характеристикам, но разных по конструкции – Т-64, Т-72, Т-80.

Одновременно велась модернизация старых танков Т-55 и Т-62, снятых с производства, но по-прежнему находившихся на вооружении в кадровых частях советской армии.

Но Т-14 «Армата» значительно превосходит по боевой мощи не только модернизированные Т-72Б3 и Т-80БВМ, но и новые Т-90М «Прорыв» . Тогда возникает вопрос — почему тогда ее бы не сделать единственным танком в армии? Ответ состоит в следующем: «Армата» значительно дороже всех этих танков, при этом ее боевая мощь по нынешним временам избыточна. Ни в одной стране мира за пределами Российской Федерации нет танка способного на равных противостоять «Армате» . При этом в локальных конфликтах, подобных «сирийскому», против «бармалеев» достаточно и танков Т-90М , а то и Т-72Б3 .

Одновременно надо понимать, что массовый выпуск танка «Армата» способен спровоцировать эффект, подобный введению в строй первого в мире линейного корабля «Дредноут» в Англии в 1906 году. Все станут делать подобные танки и с массовым распространением их все наши старые Т-72 и Т-80 мимолетно устареют.

Но выпускать «Армату» надо. Это подготовит производство и личный состав армии к их массовым поставкам в случае необходимости. Тем более, что некоторые технические элементы от «Арматы» внедряются как на более массовых новых танках Т-90М «Прорыв» , так и в меньших, впрочем, дозах и при модернизации танков еще советского производства. При этом надо заметить, что запуск в эксплуатацию и боевое применение нового поколения оружия, часто сопровождается серьезными проблемами. Например, истребитель пятого поколения F-22A «Raptor» пошел в серию с семилетним опозданием по году выпуска, при этом претерпел упрощение конструкции, сокращение своего тиража с 750 штук до 196 единиц, и отказ от создания его ударной модификации. Серьезные технические проблемы имеет и F-35A Lighting II – причем в последнем случае подобно российскому Су-57 он до сих пор не способен к крейсерскому полету на сверхзвуковой скорости, но проблема в отличие от Су-57 не в двигателях, а в дефектах покрытия.

Собственно говоря, перед Великой Отечественной Войной, тоже были большие проблемы с эксплуатацией новейших Т-34 , КВ-1, КВ-2.

Главными проблемами была проблема с надежностью ввиду дефектов производства и конструкции, и с наличием у военнослужащих навыков обращения с новейшими танками. Постепенный, неторопливый темп поставок «Арматы» позволит избежать многих проблем, подобных тех, что мы испытали в начале 40-гг, когда, напомню, в эйфории от характеристик новых танков на какой-то был срок перестали выпускать запчасти к старым танкам, в итоге большая часть танков и старых, и новых типов оказалась ограниченно боеспособны. Одни часто были неисправны (старые БТ и Т-26) , другие неосвоенными и тоже часто были неисправны ( Т-34 и КВ).

Читайте также:  Машина глохнет после сброса газа ваз 2112 16 клапанов

Что касается преимуществ Т-14 «Арматы» перед танками других типов, включая иностранными, они обусловлены применением технических решений, ранее неизвестных на серийных образцах такого рода техники. Ключевыми является бронированная капсула для экипажа в комплексе с необитаемой башней с вооружением и широкое применение электронных средств для автоматизации управления танком и его оружейных систем, и для улучшения информированности как членов экипажа самого танка, так и других единиц боевой техники и других подразделений в рамках «сетоцентрической» тактики и стратегии боя. Бронекапсула привела к отсутствию визуальных каналов наблюдения даже у механика-водителя. Так же применена новая система активной защиты и принципиальная новая динамическая защита «Малахит». Последнею с некоторой натяжкой можно назвать «умной». Также впервые в мире применена активная подвеска. В принципе эти идеи за вычетом включенности танка в «сетоцентрическую» концепцию боя мне попадались еще в советских журналах конца 80-х и начала 90гг. Например, в одном из номеров еще советского «За рулем» был представлен гипотетический танк с активной подвеской, повышавшей среднею скорость хода и точность стрельбы, и активная динамическая защита, основанная на замыкании электроцепей в момент попадания с последующим направленным срабатыванием модуля защиты. На «Армате» динамическая защита «Малахит» использует обнаружение приближающего боеприпаса по его магнитному полю с последующим подрывом модулей защиты, но принципиально видна схожесть идей. Возможна она была несколько искажена для открытой публикации в «За рулем». Так же в те годы мне в военной периодике попадались и идеи танков с безэкипажной башней, и с бронекапсулой для экипажа. Там ссылались на западные идеи. Но у нас эти идеи стали воплощать еще на Т-95. Западная пресса считает, что его разработка началась в начале 80гг. А срок принятия на вооружения первоначально был по версии российских СМИ был 1994 год. Есть версия, что в основе Т-95 идеи нереализованного на конвейере опытного танка MBT-70 — совместной разработки США и ФРГ. Но по его чертежам видно, что наш и западный танк очень различны.

Например, как таковой бронекапсулы для всех членов экипажа на MBT-70, нет. Есть только для механика-водителя, а весь экипаж, включая и мехвода, находится в иной части корпуса, чем на Т-95 и Т-14 . Можно найти и другие отличия. В лучшем случае можно говорить, что иностранные идеи повлияли на направление мысли отечественных конструкторов. Но точно также можно сказать и обо многих западных разработках в области военной техники.

«Армата» также обладает превосходящими любую другую бронированную машину возможностями по разведке и обнаружению целей, благодаря наличию РЛС с активной фазированной активной решеткой, так же оптико-электронных каналов зрения и собственного беспилотника. Наличие такой РЛС компенсирует некоторое наше отставание по характеристикам тепловизоров. По некоторым утверждениям Т-14 благодаря установке этой РЛС может заменять собой РЛС артиллерийской разведки. При этом предусмотрена работа «Арматы» в качестве разведывательно-управляющей машины. Огневая мощь «Арматы» находится на уровне Т-90М «Прорыв» , превосходя иностранные танки, но в отличие от Т-90М возможна установка 152 мм пушки 2А83, уже испытанной и унифицированной с ныне выпускаемой пушкой 125мм 2А82-1М. Причем версия с 152 мм пушкой будет иметь боевую мощь на уровне 152 мм САУ «Коалиция-СВ». Ныне на западе «в железе» испытываются танковые орудия калибром не выше 140мм. Последний раз танковые орудия калибром 155 мм выпускались за рубежом достаточно давно – в 70 гг. Т-14 «Армата» даже в небольших количествах способна существенно изменить соотношение сил на поле боя в нашу пользу. Кроме того, уровень автоматизации Т-14 «Армата» позволит с меньшими затратами, чем на других образцах нашей военной техники перейти к концепции «роботизированного танка». Такой танк не только обеспечит меньшие потери личного состава, но и позволит в перспективе уменьшить вес и габариты боевой машины, одновременно увеличив ее защищенность, мобильность и огневую мощь. Главная проблема таких танков – это наличие устойчивых каналов связи с операторами и создания эффективных математических алгоритмов для автономных и полуавтономных действий. Но, судя по успехам в создании автономных автомобилей, последняя проблема будет скоро преодолена.

Главной же проблемой непосредственно «Арматы» может быть только революционность и новизна его конструкции, которая затрудняет как его освоение в производстве, так и в армии. Она же приводит к большей стоимости производства и эксплуатации «Арматы» по сравнению с более старыми образцами оружия, которые, однако, еще сохраняют свою боевую ценность.

Броня СССР. Все советские танки в цвете/ Михаил Барятинские. – М.: Яуза.: Эксмо.: 2014. – 496 с. – (Всеобщая энциклопедия танков)

ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ будет рада Вашим «пальцам вверх», подпискам и комментариям!)

Вы можете также оформить полис ОСАГО по этой ссылке .

Adblock
detector