Тест-драйв SuzukiBaleno Wagon 1.6
Самурай-сарай.
Универсалы всегда пользовались устойчивым спросом — особенно на европейском рынке. В последнее время их популярность заметно растет. Плюсы машин с грузопассажирским кузовом очевидны даже теоретически — это огромный внутренний объем и возможность трансформации заднего отсека. Тем же, кто знаком с универсалами на практике, известны и минусы — часто худшая, чем у седана, управляемость, гулкость салона и относительно узкий обзор в окно задней двери. К тому же заднее стекло здесь имеет свойство загрязняться быстрее, чем у седанов и хэтчбэков.
Те, кто имеют возможность выбирать, и выбирают именно универсал, руководствуются главным — имея под рукой свой собственный «грузовичок», они тем самым избавляют себя от необходимости использовать прицеп или нанимать большую машину, чтобы перевезти что-либо крупногабаритное. И если в нашей стране универсал всегда был хорошим дополнением к шести соткам, то за рубежом он — «большая спортивная сумка», способная вместить доску для серфинга, пару велосипедов или лыжи. Особым расположением универсалы пользуются у владельцев собак: в обиходе задний отсек так и называется — «собачником».
Согласно западной статистике, человек покупает холодильник в два раза реже, чем автомобиль. То есть один универсал перевозит в среднем половину холодильника. Так что универсалы там давно перестали считаться сугубо утилитарным транспортным средством. Как результат — по отделке салонов и динамическим качествам они уже не уступают седанам, и все свободное от «лыж» время машина может использоваться как обычный легковой автомобиль. Ушли в прошлое времена, когда «сараи» имели «грузовые» шины и «укороченную» главную передачу — чтобы обеспечить приемлемую динамику при полной загрузке. Встречаются иногда еще усиленная задняя подвеска и увеличенная грузоподъемность. Но и от этого начинают отказываться. Toyota, например, одно время выпускала универсалы в двух вариантах, неотличимых внешне, — чисто пассажирские Wagon и грузопассажирские Van (у последних задняя подвеска была рессорной). Но сейчас на первом месте у потребителей — требования к объему, а не весу перевозимого багажа…
Suzuki Baleno — машина Golf-класса. Для японской компании это — первый «большой» автомобиль в ее легковой гамме. А Baleno Wagon, дебютировавший в 1996 году, — первый универсал. В нем все достаточно тривиально: 100-сильный 1,6 л двигатель, АБС в стандартной комплектации, негремучий салон с добротным велюром на сиденьях… Конечно, полноприводная версия Baleno, разработанная совместно с компанией Subaru, была бы нам интереснее, но практическая польза просматривается и в обычном, переднеприводном варианте Suzuki Baleno Wagon.
Панель приборов с лаконичной и не отличающейся оригинальностью комбинацией приборов, плюс стандартный набор функциональных кнопок под правую руку, плюс серый и черный пластик — все говорит о том, что легковой «флагман» компании не претендует на исключительность и престиж (даже с учетом того, что в комплектацию входят кондиционер и электропакет). Что вы хотите — японская машина для европейского рынка, нормальный автомобиль по интересной цене. Среди продающихся у нас универсалов дешевле Suzuki Baleno Wagon — только Skoda Felicia Combi. Практическая выгода от переплаты $2000 за японский «сарай» заключается прежде всего в размерах салона: Baleno Wagon заметно «объемнее». Да и классом повыше.
Ширина салона обеспечивает посадку, при которой водитель и передний пассажир не задевают друг друга локтями. Сзади места хватает на троих. Пространства для ног как спереди, так и сзади достаточно — колени задних пассажиров протирать спинки передних сидений не будут.
По главному — багажному — объему Baleno Wagon превосходит Felicia Combi на 60 литров. Спинка заднего дивана, отделяющая «жилой» отсек от багажника, легко складывается как по частям, так и полностью, образуя грузовую площадку размером с хорошую чугунную ванну. Погрузка и выгрузка облегчены низким уровнем и большой шириной заднего дверного проема.
Передние сиденья почти не профилированы, с весьма простой «анатомией». Боковая поддержка вроде бы имеется, но подушка и спинка настолько широки, что ощутить эту поддержку сможет только человек с косой саженью в плечах. У остальных тело удерживается в крутых поворотах только благодаря ворсистой фактуре обивки сиденья.
Посадка высокая, обзорность вперед и по зеркалам — без замечаний. Работа педалей характерна для машин этого класса — жесткий короткий «тормоз» и мягкое длинноходное «сцепление». Рулевое колесо, наверное, — самая специфическая деталь Baleno: неоправданно большое и, кроме того, жесткое. Но особых неудобств это не доставляет.
На ходу Wagon не вызывает сильных эмоций. Хороший и вроде бы добротный автомобиль со средними данными. Динамика есть. Ста сил за глаза хватает, чтобы разогнать машину, не насилуя двигатель. Для уверенного разгона достаточно держать стрелку тахометра на 3 тысячах. Особого прироста мощности после трех тысяч не следует, автомобиль продолжает ускоряться абсолютно ровно. При этом не чувствуется никакого надрыва. Коробка на 3-й и 4-й передачах имеет «растянутые» диапазоны, позволяющие ехать не переключаясь как в спокойном, так и в быстром темпе.
Жесткая, но достаточно длинноходная подвеска исправно гасит мелкие неровности. Что же до крупных, то при налете на выбоины пробоя подвески не происходит. Тем не менее сравнивать ее с внедорожной подвеской Suzuki Vitara не стоит.
А V томобиль невалкий. Крен кузова практически не нарушает комфорта и не перемещает поклажу в багажнике. Что до гулкости салона, то Baleno Wagon от этого недостатка избавлен. Крыша достаточно жесткая и не «играет» во время движения. Звукоизоляция тоже сделана с умом. По акустическому комфорту этот «вагон» мало уступает японским и совсем не уступает корейским седанам.
Так что Suzuki Baleno Wagon — это красивый, практичный и по-настоящему универсальный автомобиль. А раскрыться «в полный рост» на нашем рынке ему мешает не столько чешская Combi, сколько «сэкондхэндовый» VW Passat Variant образца 1987 г. — самый популярный и, главное, большой универсал по цене нового Baleno Wagon. Наши люди еще более практичны, чем японские «сараи». И в привычке возить крупногабаритные грузы (особенно по пятницам) им не откажешь.
Тест-драйв SuzukiBaleno 1.3
Нормальный мужской седан.
Деятельность Suzuki начиналась в 1909 году с самого высокотехнологичного по тем временам производства —изготовления ткацких станков. Но уже в 1919 году компания добавила в производственную программу велосипеды и мотоциклы. В 1954 году она изменила свое название Suzuki Loom Manufacturing Company наSuzuki Motor Company. Вслед за переименованием началась работа над созданием автомобиля. Первым серийным автомобилем стал в 1961 году Suzulight с 4-местным кузовом и 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения объемом 360 см куб. Его максимальная скорость была 85 км/ч.
Долгие годы компания была известна только на внутреннем рынке. Популярность за пределами страны фирме принесли конверсионные внедорожники SJ 410 и SJ 413, в Европе они выступают под именем Samurai. С 1988года началось производство внедорожника Vitara, уже в большей степени ориентированного на экспорт. Кроме этих двух внедорожников выпускаются коммерческий фургон и несколько легковых моделей, из которых за пределами Японии известны только Alto и Swift. Alto по лицензии делают во многих странах, в том числе в Индии под торговой маркой Maruti («Мотор» N 2). Недавно снятую с производства в Японии модель Swift теперь собирают в Венгрии. В результате альянса с Fuji Heavy Industries, которой принадлежит марка Subaru, в Венгрии выпускают и Subaru Justy 4WD с кузовом от Swift. А в Японии на смену Swift в 1994-м пришла гамма Baleno. Гамма весьма обширная. Сегодня в нее входят 3- и 5-дверный хэтчбэк, седан и универсал. Есть версия 4х4,результат сотрудничества с Subaru.
На тест мы взяли седан Suzuki Baleno 1.3 GL. Внешность машины соответствует принятым среди класса небольших городских автомобилей законам. Уравновешенная и сдержанная. При этом в небольшом седане чувствуется стилистика большого автомобиля.
Внутри конструкторы обеспечили максимум комфорта для четырех человек. Лишнего места нет, но никакой зажатости ни спереди, ни сзади. У большинства машин этого класса существуют проблемы с размещением пассажиров на заднем сиденье. Здесь же все в порядке: человек ростом 182 см устроится вполне удобно. При этом ощущает приятную боковую поддержку сиденья. К его услугам и подголовник, и верхний поручень, и пепельница.
В стандартную комплектацию Suzuki Baleno входят помимо двух подушек безопасности (для сидящих спереди) электростеклоподъемники у всех дверей. Поэтому пассажиры сзади и в этом отношении не чувствуют себя ущемленными. На случай, если сзади будут находиться маленькие дети, замки дверей имеют специальную блокировку, чтобы на ходу дверь нельзя было открыть.
Передняя часть салона практически лишена недостатков. Сиденья имеют отличную боковую поддержку, оптимально расположены органы управления. Красивый удобный руль с регулировкой по высоте. Подрулевые рычажки приподняты вверх и хорошо видны из-за четырехспицевого рулевого колеса. Зеркала с электрорегулировками. Кнопки управления зеркалами расположены слева от руля на торпедо. Здесь же рукоятка гидрокорректора фар. А кнопки стеклоподъемников помещены на подлокотнике водителя. Дизайнеры оформили эту деталь интерьера очень эффектно. Подушка безопасности для пассажира поглотила объем бардачка.
Поэтому он получился незначительного размера и разместился довольно низко. Но все же, отдадим должное дизайнерам, пользоваться им удобно.
Ручник весьма обрадует инспекторов ГАИ. Представляете, вместо любимых ими трех щелчков, ручник надежно удерживает машину где-то на пятом-шестом. Поскольку в Японии не знают о наших проблемах, они делают рычаг стояночного тормоза максимально информативным. Ведь нормальный водитель не будет прислушиваться и считать, сколько он там щелкнул. Потянул рычаг вверх — и все. Если он при этом перекрывает доступ к рычагу КПП (теперь так принято) и торчит почти вертикально — значит, все в порядке, но если ручник удалось вытянуть лишь слегка — это уже повод для беспокойства.
Отменно выполнены приборы. И расположение, и читаемость на высоком уровне. В стандартную комплектацию Suzuki Baleno входит тахометр. Всего же циферблатов — три. Есть еще большой спидометр и два традиционных указателя, выполненных в одном циферблате.
В углах приборной панели находятся два больших блока контрольных ламп.
Вспомогательных кнопок в комплектации GL минимум. В верхней части консоли расположены две крупные кнопки: аварийной сигнализации и обогрева заднего стекла. Они устанавливаются здесь вне зависимости от комплектации. Рядом с рычагом КПП видны заглушки.
В более дорогой версии здесь монтируются кнопки подогрева сидений.
У Baleno замечательная печка — в салоне становится тепло уже через полторы минуты после запуска двигателя.
Управляется она четырьмя рычажками. Кому-то покажется, что четыре рычажка это многовато, но они никак не осложняют жизнь, так как удобно расположены и снабжены понятной символикой.
Обзорность автомобиля выводит его в лидеры среди всех машин, которые мы брали на тесты для рубрики «Мильдендо». (Для тех, кто забыл, что это такое, напомним: Мильдендо — столица Лилипутии). Мертвых зон нет.
Даже достаточно высокая линия багажника не только никак не мешает, но, наоборот, четко отбивает габаритную линию. При маневрировании задним ходом это очень удобно.
Багажник у Baleno объемный, его крышка поднимается почти вертикально. Под полкой в багажнике лежат маленькое запасное колесико — «докатка» и вполне нормальный комплект инструмента с двумя отвертками, гаечным ключом, рукояткой домкрата и т. д.
Но особого внимания заслуживает именно двигатель. У Suzuki Baleno 1.3 GL он имеет очень интересные характеристики. Для объема 1300 см куб. это один из самых мощных серийных моторов. Максимальная мощность составляет 85 л. с. (для некоторых рынков существует разновидность 92 л. с.) при 6000 об./мин., крутящий момент 103 Нм при 3000 об./мин. Двигатель 16-клапанный с распределенным впрыском. При этом благодаря степени сжатия 9,5 вполне допустимо применение бензина Аи-92.
На низах двигатель немного вялый, но при 3000 об./мин. он великолепен. Благодаря КПП с короткими и прекрасно подобранными передачами Suzuki Baleno 1.3 GL очень динамичен.
На трассе с полной загрузкой (четыре взрослых человека) Baleno летел стрелой. Переключаться лучше всего на5500 об./мин. Мотор на такой стиль с удовольствием откликается. Для него это не экзекуция, а штатная работа. Подвеска вне зависимости от ям и загрузки работает одинаково хорошо.
В меру жестко. Предложенная автомобилем манера вождения подойдет людям, которые любят и высокие обороты и частое переключение передач. Но при этом и для неспешного передвижения по городским дворам или в пробках машина вполне пригодна. Первая передача подходит не только для того, чтобы тронуться с места, но и для длительного движения хотя бы в той же пробке.
Больше всего удовольствия машина подарит водителю на извилистой загородной дороге. Активное прохождение поворотов безопасно и порадует даже человека, не имеющего специальных навыков. Прогнозируемые реакции при движении в поворотах позволяют проходить их даже на большой скорости. Возникающий снос легко корректируется «газом», отменно действующие тормоза при отсутствии АБС позволяют очень точно дозировать усилия на педали, и высокая эффективность замедления дает возможность проходить повороты методом вкатывания, что большая редкость для автомобилей такого класса.
Обычно переделка короткого хэтчбэка в более длинный седан приводит к некоторому изменению устойчивости и управляемости — не в лучшую сторону. Но в данном случае все наоборот. Седан Suzuki Baleno превзошел по этим параметрам хэтчбэк Suzuki Baleno.
На любой скорости в салоне слышен только один звук: шум покрышек Semperit 175/70 R13. Аэродинамика кузова, разработанная экспериментальным путем в аэродинамической трубе, почти идеальна: нет даже свиста наружных зеркал или не менее привычного шума от водосточных желобов. Конструкторы особое внимание уделили шумо и виброизоляции: не слышно двигателя, никак не передается на кузов и работа подвески. Борьба с шумами и вибрациями велась инженерами не только на уровне конструкции кузова и аэродинамики. Был специально разработан новый синтетический материал. Им в несколько слоев выложены все днище машины, щит, отделяющий двигатель от салона, пол багажника, крыша. Из него же сделаны специальные вставки, гасящие резонансные явления, возникающие на пластмассовых деталях торпедо. Во всех рекламных проспектах Suzuki Baleno обязательно присутствуют несколько картинок и пояснительный текст о том, какая именно работа была проделана конструкторами по шумоизоляции. Нам результат их работы очень понравился.
Конструкторы и к мелочам отнеслись внимательно. Это хорошо видно на примере пластмассовых деталей и их подгонки. Очень удобные ручки, клавиши, для нажатия на которые не требуется усилий. Качество проявляется и в более серьезных вещах, таких, как подвеска или двигатель.
Полностью независимая подвеска дает автомобилю отличную устойчивость. Передняя смонтирована на мощном подрамнике, соединенном L-образными рычагами со стойками MacPherson. Помимо этого есть и стабилизатор поперечной устойчивости, тоже очень мощный и расположенный таким образом, что работает он через подрамник.
Задняя подвеска также смонтирована на мощном подрамнике, соединенном со стойками MacPherson двумя параллельными тягами.
Подрамники подвесок с кузовом скреплены через специальные виброгасящие подушки, которые являются предметом гордости конструкторов.
Такая подвеска явно рассчитана на полноприводную схему.
Оценили мы и рулевое управление. Усилитель с переменной характеристикой никогда не ставит перед водителем вопросы, где колеса и куда едем? Suzuki Baleno — автомобиль маневренный и удивительно послушный. Но у него непривычно маленький радиус разворота (4,9 м), и пришлось осторожничать, маневрируя в небольшом дворике, чтобы не наехать задним колесом на бордюр.
В общем, как вы уже поняли, седан Suzuki Baleno 1.3 GL нам очень понравился. И если бы пришлось охарактеризовать машину одной фразой, мы бы сказали: «Нормальный мужской седан».