Первые краш-тесты Euro NCAP «удар сзади» (плетевой удар — проверка защиты шей и спин пассажиров): 80% тестируемых автомобилей нуждаются в доработке
Euro NCAP опубликовал первые результаты краш-тестов, при которых машины получали удар сзади (плетевой удар).
Euro NCAP провел тесты 25-ти легковых автомобилей. Результаты показывают, что большинству автопроизводителей есть над чем серьезно поработать, чтобы избежать так называемых плетевых травм у пассажиров.
Только 5 из 25-ти машин получили оценки «хорошо». Это Volvo XC60, Alfa Romeo Mito, Volkswagen Golf VI, Audi A4 и Opel Insignia. Euro NCAP отметил те меры, которые предприняли эти производители, чтобы предотвратить плетевые травмы, правда не все сидения в этих машинах одинаково безопасны. Эти машины вышли на рынок сравнительно недавно.
8 из 25 автомобилей получили за безопасность при ударе сзади (плетевом ударе) оценку «плохо», что означает высокий риск получения пассажиром плетевой травмы при столкновениях даже на небольшой скорости. Эти 8 автомобилей — Daihatsu Cuore, Citroen Berlingo, Hyundai i10, Citroen C5, Ford Kuga, Daihatsu Terios, Peugeot 308CC и Suzuki Splash.
Во время испытаний Euro NCAP принимает во внимание форму, размер и близость подголовника к пассажиру, а так же его смещение во время столкновения. Смещение подголовника оценивается при разных его положениях: при низком, среднем и высоком. Те машины, которые получили худший результат, демонстрировали хорошую защиту при нижнем положении подголовника, результат ухудшался по мере подъема подголовника выше, что привело к нулевому счету. Яркий пример этого — Daihatsu Terios.
Три из восьми автомобилей, получивших оценку «плохо» в свое время получили пять звезд и звание «Лучшая защита пассажира 2008». Это Citroen C5, Ford Kuga и Peugeot 308CC. Если протестировать их по новой схеме 2009 года, то они получили бы гораздо меньше баллов из-за низкого результата в новом испытании – удара в заднюю часть машины. С 2009 года этот тест будет включен в перечень обязательных тестов Euro NCAP по оценке уровня защиты взрослых пассажиров.
12 из 25-ти машин получили при ударе сзади (плетевом ударе) среднюю оценку, что говорит о том, что, хотя в целом все было неплохо, но инженерам есть над чем поработать и что улучшить. Забавно то, что стоимость автомобиля, кажется, никак не влияет на уровень безопасности при тесте «удар сзади». Дорогие и дешевые автомобили оказались одинаково небезопасны. Например, подголовники BMW X3 и Mercedes-Benz М-Class справились со своей работой очень плохо.
Доктор Майкл Ван Ратинген, генеральный секретарь Euro NCAP сказал: «Эти результаты доказывают важность нового теста Euro NCAP. Потребитель никогда не знал бы, насколько безопасен на самом деле его автомобиль. Покупка машины с 5-звездным уровнем безопасности не гарантирует, что у вас действительно безопасный автомобиль, способный защитить вас и от плетевой травмы. Новый тест Euro NCAP сподвигнет автопроизводителей пересмотреть безопасность своих машин«. Эти первые тесты на удар сзади (плетевой удар) Euro NCAP провел в Motor Insurance Repair Research Centre (Научно-исследовательском Центре Ремонта и Страхования Автомобилей в Татчхэме в Англии). Это одна из аккредитованных лабораторий Euro NCAP.
Плетевая травма, вызванная или связанная с внезапным изломом позвоночника, может привести к долгой болезни. Такие травмы редки при фронтальном и боковом столкновениях, но чаще их получают при ДТП на небольших «городских» скоростях. Плетевые травмы трудно диагностировать и трудно лечить, да и дорого это. Лечение таких травм шеи ежегодно стоят европейцам миллиарды евро. Было доказано, что суммы, потраченные на лечения этой травмы, превышают затраты на лечение других травм. Частота плетевых травм и стоимость их лечения заставили Euro NCAP включить в свою испытательную программу новый тест «удар сзади» (плетевой удар).
Первые результаты краш-тестов Euro NCAP по новой программе будут опубликованы в феврале 2009 года. С этого момента потребители должны опираться на результаты новых дополненных краш-тестов Euro NCAP.
Все, что нужно знать о краш-тестах
Зачем нужны краш-тесты?
Краш-тест — это испытание автомобиля на столкновение. Проверки помогают обнаружить дефекты в системе безопасности и изменить конструкцию авто таким образом, чтобы минимизировать риски для жизни и здоровья водителя и пассажира.
Проводить краш-тесты дорого — один только манекен стоит 2000 долларов. Поэтому испытания проходят не все машины, а только 20% от всего авторынка, в том числе спортивные и люксовые автомобили.
Как проводят испытания?
В каждом автомобиле устанавливают специальные манекены с сенсорными датчиками, которые отслеживают силу и характер удара. Чтобы определить уровень и пользу подушек безопасности при столкновении, лицо манекена смазывают яркой краской.
Используют разные манекены: одни весом и ростом похожи на взрослых людей, другие — на подростков, третьи — на младенцев.
С 90-х испытания проводят только на манекенах с электронными датчиками и сенсорами. До этого в краш-тестах использовали животных и трупы.
Манекены не обязательно сидят внутри машины. Чтобы проверить амортизацию и ремни безопасности, манекен усаживают на автомобильное кресло и разгоняют его.
Краш-тесты бывают 4 видов: лобовое столкновение, боковое столкновение, ДТП с участием пешехода и столкновение сзади.
Краш-тест при лобовом столкновении
Во время испытания автомобиль устанавливают на рельсы и разгоняют до 55 км/ч. В качестве препятствия испытатели устанавливают стену высотой 1,5 м и массой 1,5 т.
При лобовом столкновении исследователи узнают, что происходит при столкновении в разных ситуациях:
- столкновение с другим транспортом,
- столкновение со столбом,
- удар в стену,
- попадание в салон автомобиля предмета,
- если водитель или пассажир вылетел через лобовое стекло.
Краш-тест при боковом столкновении
Этот краш-тест определяет силу и характер повреждений, которые получает автомобиль при боковом столкновении с грузовиком или внедорожником.
Легковую машину и мобильный груз весом в 1,5 т разгоняют с одинаковой скоростью до 65 км/ч. Груз врезается в машину с правой или левой стороны. Такой тест также позволяет оценить, опрокинется ли машина при ударе.
В случае бокового столкновения легковой автомобиль часто оказывается под корпусом многотонной машины. Благодаря подобным краш-тестам удалось разработать противоподкатную систему FUPS, которая не позволяет грузовику подминать под себя легковой автомобиль.
Краш-тест при столкновении сзади
Во время краш-теста в заднюю часть автомобиля на скорости 35 км/ч врезается груз весом 950 кг. Основная цель испытания — проверить надежность ремней безопасности и антиблокировочную систему.
Краш-тест при столкновении с пешеходом
Автомобиль на скорости 20, 30 и 40 км/ч врезается в манекен, который имитирует пешехода, велосипедиста или мотоциклиста. Тест выявляет характер и степень травм, чтобы в будущем разработать новые системы безопасности.
На одном из таких испытаний манекен подлетел от столкновения с машиной и ударился головой о лобовое стекло. Результат этого краш-теста помог разработать систему поднятия капота (Pedestrian Protection System), которая снижает риск получить травму во время удара о лобовое стекло. С 2011 года PPS устанавливают на все европейские автомобили.
Как оценивают безопасность автомобиля?
На каждом этапе краш-теста автомобилю ставят оценки за характер и тяжесть повреждений, нанесенных манекену. Отдельное внимание испытатели уделяют травмам головы, шеи и позвоночника. Также они оценивают:
- скорость подушек безопасности;
- прочность кузова, бамперов, двигателя и деталей внутри автомобиля;
- защитные качества подголовников и ремней безопасности.
Автомобиль оценивают по 4-балльной шкале или по системе «хорошо/приемлемо/ предельно/плохо». Если автомобиль получает оценки «предельно» и «плохо» — его снимают с продажи.
Самый масштабный тест Euro NCAP принёс сюрпризы
Среди легковушек, разбитых в очередной порции тестов, Leon получил самый высокий процент за защиту взрослых — 92, потому удостоился снимка под заголовком.
Ассоциация Euro NCAP пытается учесть претензии публики к корректности своих краш-тестов, что на практике означает их ужесточение и пересмотр системы начисления баллов. Чего только стоят введённые в этом году новый фронтальный удар со встречным движением машины и деформируемого барьера (по 50 км/ч каждый) с перекрытием 50% или боковой удар с дальней от водителя стороны. И теперь по новым правилам эксперты проверили самую крупную в этом году партию моделей — семь машин, а именно Audi A3, Seat Leon, Isuzu D-Max, Land Rover Defender, Kia Sorento, Honda e, Hyundai i10. Первые пять из них сумели получить пять звёзд и в новых условиях, хотя и не без замечаний.
Модель | Общий рейтинг | Защита взрослых пассажиров | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
Audi A3 | ★ ★ ★ ★ ★ | 89% | 81% | 68% | 73% |
Высокая прочность кузова имеет оборотную сторону в виде повышенных нагрузок от ремней в области грудной клетки. Увы, в условный оранжевый по нагрузкам у Audi A3 окрасилась грудь не только у водителя, но и у ребёнка десяти лет. Зато к ударам сбоку машина подготовлена отлично. Ни по нагрузкам, ни по «экскурсии» манекена к дальнему борту особых претензий нет. Центральная подушка между передними креслами принята на ура. Автоматическое торможение также принесло в копилку свои очки, но надо учесть: пешеходов автомобиль обнаруживает лучше, чем велосипедистов.
Модель | Общий рейтинг | Защита взрослых пассажиров | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
Seat Leon | ★ ★ ★ ★ ★ | 92% | 88% | 71% | 80% |
У Леона, построенного на той же платформе, что и А3, результаты близки к Audi. Но боковой тест пройден чуть хуже: как при ударе подвижной тележкой, так и при наезде автомобиля на столб у водителя грудь окрасилась в условный жёлтый. Зато детям в Сеате безопаснее: жёлтая шея у манекена, изображающего десятилетнего пассажира, оказалась единственным пятнышком на фоне зелёных нагрузок в других частях туловища. Манекен-трёхлетка — зелёный полностью. Система обнаружения пешеходов справилась с задачами чуть хуже, чем у собрата (ребёнок, выбегающий из-за стоящей машины, пешеход на перекрёстке составили трудность для Сеата), а другие системы помощи и безопасности не подвели.
Модель | Общий рейтинг | Защита взрослых пассажиров | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
Isuzu D-Max | ★ ★ ★ ★ ★ | 84% | 86% | 69% | 83% |
Пикап Isuzu D-Max удостоен похвалы за внедрённую центральную подушку безопасности, которая помогла, среди прочего, получить высокие очки за боковые удары. Фронтальные же отметились несколькими оранжевыми зонами на груди и бёдрах водителя и пассажиров. Система автоматического торможения плохо определяет велосипедистов (в велотесте получено лишь 3,9 балла из девяти, тогда как пешеходы, перебегающие дорогу, оценены в пять баллов из девяти). Несомненный плюс модели — защита детей: во всех видах ударов оба манекена остались полностью зелёными по нагрузкам.
Модель | Общий рейтинг | Защита взрослых пассажиров | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
Land Rover Defender | ★ ★ ★ ★ ★ | 85% | 85% | 71% | 79% |
Прекрасная защита детей во всех тестах, отличные боковые удары, грамотная работа системы автоматического торможения как при взаимодействии с другими машинами во всех сценариях движения, так и пешеходами, и велосипедистами — это плюсы Дефендера. Зато во фронтальных ударах оранжевыми нагрузками отмечены бёдра водителя и переднего пассажира, а также грудь заднего.
Модель | Общий рейтинг | Защита взрослых пассажиров | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
Kia Sorento | ★ ★ ★ ★ ★ | 82% | 85% | 63% | 87% |
Слабым местом Kia Sorento оказался тот самый фронтальный тест со встречной подвижной тележкой. Ладно бы ещё оранжевая и жёлтая голени водителя, но вот правое бедро и грудь у него уже попали в коричневую зону по нагрузкам. Но боковые тесты (в том числе за счёт центральной подушки безопасности), защита детей, хорошая работа вспомогательной электроники вытянули эту модель на пять суммарных звёзд.
Модель | Общий рейтинг | Защита взрослых пассажиров | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
Honda e | ★ ★ ★ ★ ☆ | 76% | 82% | 62% | 65% |
Маленький электрокар Honda e идёт в ногу со временем, а потому реагирует и на автомобили, и на пешеходов с велосипедистами (но в двух последних случаях неважно). Однако краш-тесты принесли несколько красных участков. Голень водителя при фронтальном ударе и грудь ребёнка десяти лет при боковом — вот зоны повышенного риска. А ещё при дальнем боковом ударе перемещение манекена к противоположному борту зашло за красную черту (имеется риск контакта с дверью, машина-то некрупная).
Модель | Общий рейтинг | Защита взрослых пассажиров | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
Hyundai i10 | ★ ★ ★ ☆ ☆ | 69% | 75% | 52% | 59% |
Картина поведения «ай-десятого» напоминает Хонду e. Не столь важно, что не все тесты вспомогательной электроники пройдены безупречно (пешеход ночью, другая машина при повороте на перекрёстке — сложные ситуации для сити-кара). Трудно ждать от недорогой модели активного капота или автоторможения при движении задним ходом. Но вот красное смещение водителя в салон при ударе с дальнего борта, красная грудь старшего ребёнка при боковом тесте, красный таз водителя при фронтальном ударе с полным перекрытием и коричневая грудь у него же при ударе с перекрытием частичным — огорчили испытателей. Потому лишь три итоговые звезды.