Снегоходы –
«Титановые сплавы»
Сказать, что появления нового утилитарного снегохода от Polaris ждали, – не сказать ничего. Американцы улучили момент, ударив по конкурентам грозным оружием с именем Titan. Насколько болезненно?
За последнее десятилетие среди покупателей снегоходов выросло целое поколение людей, хорошо разбирающихся в теме и внимательно подбирающих аппарат под свои потребности. Мириться с тяжестью и неповоротливостью традиционного утилитарного снегохода, равно как и с резкостью и непрактичностью горного, готово еще меньше людей, чем купить по «снежику» на каждый случай жизни.
Попытки «скрестить ежа с ужом» в этой индустрии начались еще несколько лет назад, но построить действительно быстрый, послушный и при этом практичный снегоход удавалось не-многим. Именно поэтому появление утилитарного снегохода нового поколения в модельной гамме Polaris – признанного лидера отрасли – ждали особенно. Но получилось ли у них?
Дело техники
Уже одним своим видом новый Titan говорит – да, получилось! Притом что вид может быть разный: в нынешнем году Polaris показал сразу три исполнения модели, различающихся комплектацией и характером. Версия SP – самая простая и доступная, укомплектованная необходимым минимумом опций – идеальный выбор для тех, кому снегоход нужен в первую очередь для работы. Исполнение XC при тех же достоинствах позволит ехать немного динамичнее – амортизаторы с выносными резервуарами имеют широкий набор регулировок, а низкая «мухобойка» ветрового стекла явно рассчитана на тех, кому за рулем не бывает холодно.
А вот комплектации Adventure, напротив, развитая ветрозащита необходима, ведь в ней слово «комфорт» стоит во главе угла. Именно поэтому ее ветровое стекло полностью закрывает водителя от встречного воздуха, а сам снегоход богато укомплектован различными опциями вроде обогрева рукояток для пассажира (грипсы и курки «газа» подогреваются на всех представителях семейства), зеркал, регулируемых амортизаторов FOX и багажной площадки Lock & Ride Versa с уже установленным на нее кофром.
Высота грунтозацепов у всех трех исполнений не отличается и составляет 1,8 дюйма, что в российских реалиях большой плюс – закопаться с такими развитыми зацепами гусенице будет чрезвычайно трудно даже при езде задним ходом.
На презентации модельной линейки 2018 года, прошедшей в окрестностях Кандалакши, поездить удалось сразу на двух исполнениях снегохода Polaris Titan – XC и Adventure. И пусть по сути это одна модель, опции и аксессуары полностью преображают аппараты, визуально делая их абсолютно разными. Именно поэтому начать я решил с самой яркой и легкой версии — XC.
Titan построен вокруг дебютировавшей пару лет назад снегоходной платформы AXYS, созданной в соответствии с главным трендом наших дней: максимально возможном снижении и правильном распределении массы. Такой подход обеспечивает непревзойденную управляемость – важный критерий выбора современных фанатов сноумобилей.
Разумеется, при производстве рамы и подвесок активно используется крылатый металл – алюминия в новинке чрезвычайно много, хотя при беглом осмотре в глаза он не бросается (почти все металлические детали окрашены в стильный черный цвет). Немало алюминиевых элементов и в подвесках, амортизаторы которых имеют довольно широкий диапазон регулировок. На утилитарном снегоходе такие прогрессивные и технологичные решения встретишь нечасто, в отличие от спортивных и туристических моделей.
А вот гусеница Widetrack шириной 20 дюймов больше свойственна утилитарным аппаратам, где управляемость, как правило, приносится в жертву грузоподъемности и проходимости в глубоком снегу, в том числе с тяжелыми санями. Неординарное сочетание, приправленное великолепным 2-цилиндровым 795-кубовым двухтактным двигателем Cleanfire H.O., который раньше встречался на спортивных моделях бренда.
Пиковая мощность силового агрегата составляет 154 л.с. Впрочем, на фоне инженерных решений, примененных в этом моторе, «лошадки» отходят на второй план, на первом – электроника, управляющая двигателем. Ведь, кроме впрыска, «провода» здесь командуют выпускными клапанами и даже масляным насосом!
Последнее решение автомобилистам, привыкшим к четырехтактным моторам, может показаться странным, но в мире двухтактных двигателей, традиционно смазывавшихся маслом, растворенным в топливовоздушной смеси, такое решение – прорыв, повысивший не только экологичность, но и экономичность, а главное, мощность и ресурс двигателя.
Помимо этого мотор новинки отличается от модификаций, установленных на других моделях, улучшенной системой охлаждения, облегченным коленчатым валом и, как следствие, лучшим откликом на «газ». И, что важно, новой схемой работы генератора, обеспечивающей должный уровень заряда не только на средних и высоких, но и на низких оборотах. Именно благодаря ему, включая обогрев, свет и другие потребители на «холостых», больше не нужно бояться, что аккумулятор разрядится.
Трудится двигатель в паре с бесступенчатой вариаторной трансмиссией Polaris Titan Alpha, имеющей «нейтраль», «реверс» и, как водится на утилитарных снегоходах, пониженную передачу, предназначенную для езды с тяжелыми санями и высокой загрузкой.
Но все же основным, на мой взгляд, нововведением стала приборная панель с цветным жидкокристаллическим экраном диагональю 4,3 дюйма. Именно ее появление можно назвать настоящей революцией в сегменте утилитарных снегоходов, ведь в функционал, помимо отображения всех данных о скорости, оборотах и температуре двигателя, входит полноценный навигатор, записывающий ваш трек и имеющий функцию компаса. Отныне заблудиться на снегоходе невозможно! Впрочем, доступна она лишь в версии Adventure, а SP и XC оснащаются более консервативными и скромными монохромными панелями.
Выбирая направления
А что на ходу? Водительское место комфортно, а невысокое ветровое стекло располагает к активной езде по склонам, да таким, куда обычному утилитарному снегоходу дорожка заказана. Штатные настройки подвесок великолепны, и, несмотря на широкую гусеницу, за рулем Titan следует играючи. Проходимость? Огромные зацепы гусеницы и размер позволяют уверенно нажимать курок «газа» едва ли не в любых подъемах и на любом пухляке – закопаться на нем непросто, причем как на абсолютно пустом снегоходе, так и на груженом.
Хватает и тормозов – дисковый механизм с гидравлическим приводом хорош, без всяких поправок на назначение машины. Интересно, что и Adventure, на который я пересел несколько позже, отнюдь не ощущается тяжелым, хотя опции вроде пассажирской спинки, подлокотников и багажной системы массу определенно увеличивают. Для аппарата, основным назначением которого является многочасовая работа в сложных условиях, комфорт куда важнее массы, и высокое ветровое стекло вкупе с развитым поясничным упором приходятся здесь как нельзя кстати.
В горы на таком снегоходе забраться будет сложнее, чем на XC, зато по лесам, холмам и равнинам запросто удастся проехать не одну сотню километров, не ощущая ни холода, ни усталости. Не подкачают и подвески – достаточно комфортные и длинноходные, которые к тому же можно отрегулировать под свой стиль езды. Да и для пассажира Adventure будет удобнее любого другого исполнения.
Так получилось ли у Polaris задать новые стандарты в классе утилитарных снегоходов? Несомненно, хотя Titan по всем ощущениям куда ближе к классу кроссоверов – слишком послушный аппарат, способный, помимо пользы в хозяйстве, доставлять уйму удовольствия тому, кто находится за рулем.
При этом утилитарные качества вроде проходимости, надежности и способности тащить за собой тяжелые сани – никуда не делись и полностью соответствуют требованиям класса «утилей».
И если по мощности двигателя конкуренты еще могут поспорить, то уровень электронного оснащения этой модели для них пока недосягаем, да и аналогичный комфорт предложить смогут не многие.
Технические характеристики снегоходов POLARIS 800 TITAN Adventure 155
Polaris Titan Adventure 800, Arctic Cat Pantera 7000 Ltd., Ski-Doo Grand Touring 2019 — сравнительный тест.
Туризм возвращается! Действительно, ребят, которые хотят поездить спокойно и с комфортом, не меньше, чем тех, кто просто жаждет гонки или хочет покорять горы или бороздить снежное бездорожье. Туристический сегмент ни в коем случае не забыт производителями оригинального оборудования. Во многих местах, особенно таких, как Миннесота, много где на Западе и особенно в провинциях Квебек и Онтарио, водитель-турист заметен как никто другой.
Существует множество разновидностей туристических саней, но в этом году три из них заняли верхние строчки нашего списка. На самом верху — наша лучшая из лучших моделей туристических саней 2019 г. — Ski-Doo Grand Touring Limited. На втором месте в нашей туристической категории «лучший из лучших» оказался Polaris 800 Titan Adventure Это не значит, что Pantera не собрала солидную долю наград, она стала «лучшими туристическими санями» в модели 2017 г. и заняла второе место в прошлом году. Вот что нам нравится и не нравится в этих лучших туристических санях.
Pantera остается верна себе
Если честно, мы бы должны были сравнивать Pantera XT 7000, рассматривая лучшее из того, что производители назвали своей «туристической» линейкой. Но у нас не оказалось XT, чтобы оценить и протестировать в те же дни, что и другие сани. Так что, ради того, чтобы быть непредвзятыми, честными и справедливыми, мы не включили эти сани. Кроме того, Pantera XT стоит на платформе ProUte которая больше подходит рабочим саням, в то время как у 7000 Limited корпус стиля Next Gen, который больше предназначен для трассы.
В этом году у Pantera было не так уж много усовершенствований, но наши самые большие поздравления — Arctic Cat за то, что теперь их сани оснащены чекой безопасности в стандартной комплектации. Они должны быть на всех снегоходах, и все пилоты должны уметь устанавливать их правильно. Pantera также получила новый блок управления с левой стороны с кнопкой заднего хода. Опять же, мы убеждены, что кнопка заднего хода — это то, что, по крайней мере, все трассовые сани должны иметь и респект Cat за то, что прислушались к своим потребителям.
Тем не менее, этот 4-тактник по-прежнему заводится ключом. В то место, где находится этот ключ, (наверху справа между приборной панелью и ветровым стеклом) трудно добираться и поворачивать ключ в больших перчатках или замерзшими руками. То же касается доступности разъема на 12В, но он не используется так часто, как ключ.
Среди других обновлений — новая тормозная система основного цилиндра Hayes Stealth, новый композитный тормозной рычаг с намного лучшей эргономикой для рук любого размера.
То, что не отнять у Pantera, — это невероятная дальность пробега. С дополнительным топливным баком на 16 л., помимо объема основного бака в 40 л., получается 56 литров 87-октанового бензина. Да это 87, а НЕ 91‑октановый бензин, так что вы потратите меньше на расстояние между двумя заправками, при том, что это 4-тактный двигатель без наддува, так что топливная эффективность высока. От этого мотора без проблем можно добиться 20-19 л/100км на средних скоростях, что означает более 320 км до следующей заправки. плюс-минус несколько км. Это больше, чем даже с таким большим баком, как у суперширокого Polaris Titan (подробнее об этом следующем выпуске) При длине в 370 см, этот двухместный снегоход по длине занимает среднюю позицию, между Ski-Doo Grand Touring и Polaris Titan Adventure. Наше общее мнение как водителей‑испытателей, что это оптимальная длина для туристических саней. Она позволяет при езде по трассе использовать двухместный снегоход стандартного размера, не настолько велика, чтобы выполнение поворотов было опасным, с легкостью преодолевает ухабы и сглаживает вибрацию трассы.
Что касается амортизаторов, Cat IFP 1,5, стоящие на Pantera, — лучшие в этом модельном ряду. Мы были бы рады видеть лучшие амортизаторы, по крайней мере, регулируемые комплекты, на всех туристических санях, находящихся в топе модельного ряда. Если вы уже платите почти 15 тыс. долларов за суперлюксовый снегоход, думаю, пара сотен баксов за улучшенные амортизаторы не будут лишними. Что до элементов роскоши, эти сани можно сравнить с Grand Touring, учитывая сидения с подогревом для водителя и пассажира, рукоятки с подогревом для обоих, а также разъемы для аксессуаров и для щитков с подогревом для обоих пилотов. Здесь есть также ветровые щитки и подножки для пассажира. Большой запирающийся съемный багажник с обеих сторон, а также модернизированная роскошная приборная панель. У Pantera все это за сумму на 1100 долларов меньше, чем у Grand Touring, но у Grand Touring Turbo (это ключевое слово) на 30+ л.с. больше.
Titan — это круто!
Большой, сильный, способный, легко перекомпонуемый. так мы бы описали 800-й Titan Adventure 155. Самое явное отличие между этими санями и другими — это их размер. Это зверь, но нам он нравится! Все двухместные сани большие, но Titan оправдывает свое название. Длина и ширина — это первое, что многие ребята замечают, когда видят Titan впервые. Длина гусеницы 393,7 см, она самая длинная в этой группе, а ее ширина 50,8 см, в то время как у двух других снегоходов — 38,1 см. Понятно, что для того, чтобы уместить такую солидную заднюю направляющую и гусеницу, туннель тоже стал шире, чем у обычных саней, так что и ноги располагаются на подножках по‑другому. Но у этих саней есть много чего, что у двух других из нашей выборки нет. Во-первых, это быстрый 800-кубовый двойной двухтактный мотор Liberty Cleanfire на 155,7 л.с. У Titan есть кое‑что еще, чего нет ни одних других саней в этом сегменте — регулятор напряжения. Он обеспечивает максимальную электрическую мощность на холостых или низких оборотах. Это именно то, на что у водителей большинства двухместных туристических саней уходит время. Когда вы останавливаетесь в живописном месте, нужно долго ехать на низкой скорости по ухабистым трассам, и это гарантирует, что подогрев сидений, зарядка аккумулятора и другие аксессуары будут работать в оптимальном режиме. К тому же коробка передач Alpha предназначена для того, чтобы перевозить и буксировать людей и снаряжение. Эта коробка с высокой, низкой, нейтральной и задней передачами действительно крутая, как и все другое в этих санях.
У Titan наклоняющаяся задняя подвеска (задняя часть направляющей загнута вверх), что очень удобно в прогулочных поездках, когда нужно сдать назад в свежевыпавшем снегу или через снежный нанос, и чтобы пассажир не вывалился. Кроме того, сзади ход в 419 см, так что препятствия и ухабы не представляют проблемы. В дополнение, в задней части туннеля здесь есть интегрированная платформа для хранения Lock & Ride® Versa с большим задним багажником и массивным ящиком для хранения на 68 000 куб.см. в качестве стандартной опции. Грузовместимость составляет 38,5 кг, что больше, чем у любого двухместника. Но есть и еще всевозможные способы, где разместить на нем разные грузы, канистры с топливом, ледобуры и мириады других аксессуаров. Да, у Ski-Doo тоже есть своя задняя система аксессуаров LinQ, но там просто нет столько места на задней части 350-сантиметрового Grand Touring, как у Titan длиной 393,8 см. Кроме того, у Titan есть сцепное устройство, которое входит в стандартную комплектацию.
Дальность пробега у Titan Adventure с его огромным топливным баком на 53 л. на втором месте в этой группе, что дает возможность пройти больше километров, не беспокоясь ни о чем, а лишь получая удовольствие от трассы. Учитывая все эти усиленные атрибуты, такие как большая гусеница, туннель и дополнительные функции, Titan получился тяжелым. Даже с легким двойным двухтактным 800-кубовым мотором, который должен был бы компенсировать что-то из дополнительного веса, Titan почти на 13,6 кг тяжелее (сухой вес), чем Pantera, и почти на 18,14 кг, чем Grand Touring.
Много веса добавляют большой радиатор и вентилятор. Это позволяет водить сани по неглубокому снегу и неровностям, от чего многие другие снегоходы перегреваются. Есть также дополнительный набор колес для тех, кто любит ездить в условиях неглубокого снега. Это все — в дополнение к более длинному жесткому 4‑сантиметровому грунтозацепу на большой и длинной гусенице. У других представители в этой выборке грунтозацепы поменьше — 3,17 см.
И наконец, ребята не могли не отметить на Titan огромные лыжи Pro Float. Эти сноуборды очень помогают при езде по бездорожью.
Правда, для езды по трассе мы бы порекомендовали лыжи со стандартным сцеплением Pro Floats на Titan XC.
Великий, великий Grand Touring
Других двухместных саней такой мощности не существует. Новый Grand Touring Limited получил инъекцию стероидов на 2019 г., с его новым 899-кубовым мотором ACE Turbo. Это более приемистая версия 4-тактного бестселлера этой отрасли. На высокотехнологичный 3-цилиндровый мотор с жидкостным впрыском установлена новая турбина от Rotax, что делает его королем лошадиных сил, когда речь заходит о новых двухместных санях на рынке. В прошлом месяце мы тестировали динамику этого движка на стенде Dynotech и выжали из него 162,8 л.с. Это больше, чем у 2-тактного Titan с 155,7 л.с. и Pantera с 130 л.с. Останавливают машину тормоза Brembo с плетенкой из нержавеющей стали.
Как у всех моделей АСЕ, здесь есть умная электронная система контроля газа (iTC) для трех режимов вождения (спортивного, стандартного и ЭКО). Режимы вождения — это фантастическая опция для туристических саней. Для гоночных саней вроде X-RS они не имеют большого смысла, но на рынке двухместных туристических саней эта опция совсем не помешает. Когда путешествуешь на длинные расстояния с редкими заправками, можно включить режим ЭКО, а может захотеться просто проехаться, с легкостью управляя газом в стандартном режиме. Или, если опаздываешь на ужин вдвоем, придется наверстать время в режиме «спорт». Опции — это то, что присуще по-настоящему люксовым саням. Но это не все, что величайший туристический снегоход приберег для модели этого года.
Более широкое шасси Gen4 для нового 4-тактника от Ski-Doo. Новый корпус выглядит вызывающе с капотом с прорезями и передней подвеской Ras3 с амортизаторами HPG. Этот двухместник короче других, что означает, что он уступает в способности преодолевать ухабы, но 348‑сантиметровамя задняя подвеска rMotion известна своим поведением на трассе, а пневматический амортизатор или задняя пневмоподвеска легко регулируется на приборной панели от 1 до 5, для любых условий поездки. Кроме того, сзади тут есть легко-регулируемый соединительный блок.
Но притом это туристические сани, и именно их туристические черты делают их такими удобными. Тут и большое ветровое стекло высотой 158 см с боковыми дефлекторами ветра, которые защищают водителя и пассажира. Здесь и разъемы для шлемов с подогревом, тоже в стандартной комплектации, что, честно говоря, должно бы быть на любом снегоходе для трассы или кроссовере. Сиденья с подогревом для обоих ездоков плюс рукоятки с подогревом для пассажира с дефлекторами ветра, с которым длительные поездки пройдут в полном тепле и комфорте. Тут есть даже теплый бардачок.
Среди дополнительных люксовых штук в стандартной комплектации — зеркала, позволяющие заметить быстро приближающиеся сзади сани, прочный задний бампер, который можно использовать для буксировки и для чего-то другого и МНОГО места для хранения, включая задний багажный отсек с твердой крышкой на более чем 60 л.
К сожалению, на 4-тактных санях стоит электромеханическая задняя передача, которую не все любят так же, как RER. Однако в стандартную комплектацию входит электрический стартер и модернизированная многофункциональная приборная панель. И наконец, нужно упомянуть, что версия 900 АСЕ Turbo саней Grand Touring без заправки весит 281,7 кг, что на 66 кг больше, чем те же сани с 2-тактным мотором 600R E-TEC с прямым впрыском (это тоже новинка этого года с мощностью чуть меньше 130 л.с.).
Вывод
Ski-Doo — это Cadillac Escalade, Cat — это Lincoln Navigator, а Titan — кабина для двоих GMC Denali 2500. Один из них немного быстрее (Ski-Doo), другой, возможно, теплее (Cat), а третий, вероятно, более универсальный (Polaris). Для себя я бы взял более универсальные сани, подходящие для семьи, но все эти двухместники просто невероятны. Ошибиться невозможно!