Меню

Тест драйв по кольском полуострове

Турбодизельный Hover H5: тест на Кольском полуострове

DSC_2831

Турбодизельный Hover H5 едва начал продаваться в России, но интерес к нему по понятным причинам велик. Под капотом — развивающий 150 л.с. и 300 Нм двухлитровый мотор с турбиной изменяемой геометрии. Единственная коробка передач, доступная пока для дизельных машин — пятиступенчатый автомат (по предварительной информации, механическая КПП будет доступна в обозримом будущем). Возможность подключить переднюю ось, сделав машину строго полноприводной, сохранена — а вот понижающей передачи у дизельного Н5 нет (в отличие от версий с бензиновыми двигателями). При этом единственную комплектацию нельзя не назвать богатой: кожаный салон, электропривод водительского сиденья и подогрев передних, климат-контроль и продвинутая мультимедийная система (с USB-портом и технологией Bluetooth), управлять которой можно кнопками на многофункциональном руле… Одним словом, нет повода не отправиться в путешествие.

DSC_2594

У федеральной трассы М18 по традиции есть официальное имя собственное — «Кола». Питерские и московские автомобилисты называют эту дорогу «мурманкой», а в Карелии она то «мурманская», то «питерская» — в зависимости от того, в каком направлении ехать. И почти никто не вспоминает о поселке Борисоглебский, находящемся на самом краю Мурманской области, у границы с Норвегией. А ведь официально М18 заканчивается именно там. Причем двухсоткилометровый участок от Мурманска до границы на карте может выглядеть странным и ненужным «отростком»- но по качеству покрытия это сейчас чуть ли не лучший отрезок всей «восемнадцатой» трассы.

DSC_2616

Начинается он главной мурманской транспортной достопримечательностью — новым (открытым пять лет назад) мостом через Кольский залив. При длине в два с половиной километра этот мост некоторое время был самым длинным из расположенных за Полярным кругом. Впрочем, жители Мурманска ценят мост не из-за рекорда, а потому что на другой берег залива можно добраться, минуя старый, узкий и находящийся в плачевном состоянии мост в городе Кола (по пути к которому надо было еще и делать крюк в несколько километров). Тем более что такой возможности автомобилисты ждали двенадцать лет — так надолго затянулось строительство.

DSC_2996

С крупномасштабным ремонтом участка М18 между Мурманском и погранпереходом Борисоглебский/Стуркскуг справились гораздо быстрее — за два года. Теперь эти двести километров можно без особых приключений и проблем преодолеть даже на суперкаре вроде Porsche 911. На большей части отрезка нет не только швов или ям — но даже «ветвистых» продольных трещин, которые появляются на дороге первыми и являются самыми безобидными из неровностей. При этом на дороге почти нет фур, «стреляющие в спину» стационарные камеры обозначены специальными предупреждающими знаками, а встречающиеся по пути посты и бело-синие автомобили с мигалками принадлежат, как правило, не ГИБДД, а ВАИ — военной автоинспекции, которую гражданские водители не интересуют. Добавьте живописные северные пейзажи вокруг — и дорогу, которая плавными поворотами то поднимается на невысокие холмы, то спускается с них в долины, можно смело причислять к одной из лучших в России.

DSC_2714

Дизельный Hover H5 с автоматом хорош: не раскачивается и не пугает сильными кренами в поворотах, позволяя держать достаточно высокую скорость, не утомляет шумами — и на внешне «плоских» сиденьях водитель чувствует себя неожиданно удобно. С точки зрения эргономики все под рукой, а большие зеркала обеспечивают хорошую обзорность — одним словом, на дальних перегонах Н5 вряд ли утомит своих ездоков. Пожалуй, максимальное удовольствие от дизельной версии получат те, кто не спешит и активной езде с рискованными обгонами предпочитает равномерное движение с безопасной скоростью. Настройки мотора и автомата как-то не располагают лишний раз трогать педаль газа. К примеру, плавно ускориться при движении на скорости 60–80 км/ч как-то не получается: нажимаешь на педаль нежно — ожидаемого плавного ускорения не дождаться, прожимаешь до конца — с толчком (и приличной задержкой) коробка переключается вниз, а ускорение получается неожиданно резким.

DSC_2868

Одна из знаковых точек на Кольском — мыс Немецкий на полуострове Рыбачий. Статус крайней северной точки Европейской части России привлекает сюда желающих «отметиться» на краю земли или оказаться в «мертвой зоне», где не ловят мобильные телефоны. Впрочем, дело не только в удаленности от цивилизации — но и в потрясающих пейзажах, которые сопровождают путешественников на всем пути от съезда с М18 в районе моста через реку Титовку. Самые живописные виды открываются, когда дорога перед въездом на полуостров Средний переваливает через хребет Муста-Тунтури: тундра со мхом фантастических оттенков, скальные выходы и разбросанные повсюду отдельные каменные глыбы, а на заднем плане — далеко просматривающиеся заливы и бухты Баренцева моря. Причем до всей этой красоты можно добраться и на легковой машине: из-за множества рытвин и промоин на грунтовой дороге скорость движения будет невысокой, а удовольствие от езды — сомнительным, но все-таки это отрезок пути вполне проходим. А вот на самом полуострове Рыбачий даже в самый сухой сезон приходится преодолевать броды, поэтому туда открыта дорога только машинам с приличным дорожным просветом.

DSC_2646

На грунтовке Н5 оказывается в своей стихии: подвеска работает более чем достойно, обеспечивая водителю и пассажирам достаточнй уровень комфорта. Если, петляя между рытвин и промоин, неудачно въехать в одну из них — уверенно самортизирует удар и на пробой сработает только в самых исключительных случаях.

Единственный «заусенец» — уже упоминавшаяся проблема с плавным набором скорости. Увидев ровный участок, нажимаешь на газ — но пока коробка переключится на передачу вниз, пока мотор наберет обороты, впереди уже новая рытвина. И тормозить перед ней иногда приходится от души, так как разгон получился чересчур стремительным. Можно перейти в ручной режим, в котором езда получается более комфортной, но тут сказывается уже характер собственно мотора. Он «живет» в достаточно узком диапазоне между 2 000 и 4 000 оборотов, где удержать стрелку тахометра при езде по грунтовке получается далеко не всегда. Если в автоматическом режиме ждешь, пока среагирует коробка, в ручном — с тоской смотришь на стрелку, которая как-то совсем не спеша ползет вверх от отметки в 1 500 оборотов.

Читайте также:  Ремонт сиденья машины своими руками

Зато руль, который при движении по асфальту кому-то может показаться чересчур легким, теперь кажется идеальным: будь он тяжелее, езда по разбитой грунтовке выматывала бы гораздо сильнее — а с этими настройками не устаешь даже после пары-тройки часов безостановочного движения по ухабам. Встречающиеся на пути броды Hover Н5 преодолевает весьма уверенно, не проявляя после выхода на сухую землю признаков каких-либо недомоганий.

DSC_2717

Подводя итог, можно сказать, что управляемость и комфорт Hover Н5 позволяют рекомендовать его для дальних поездок и многочасовых переездов. А если при этом путешественникам чужда спешка, и они предпочитают наслаждаться окружающими пейзажами, а не догонять и обгонять всех встретившихся им на дороге, то Hover H5 — весьма достойный претендент на роль компаньона в путешествии.

Жёсткий тест-драйв обновлённого УАЗ Патриота с новым двигателем на Кольском полуострове .

Для того чтобы в полной мере оценить ходовые качества обновлённой версии, мы трое суток путешествовали по Кольскому полуострову, проводя по 10 часов за рулём и ночуя в палатках на берегах Баренцева моря.

Это было жёстко, безумно красиво и очень познавательно.

Я уверен, что только в таком режиме, можно было прочувствовать все обновления автомобиля на «своей шкуре».

Тем более, у меня на проекте есть предыдущая версия автомобиля.

Основных и значимых изменений четыре.

Изменение номер 1 — новый мотор ЗМЗ ПРО. Такой двигатель устанавливают на УАЗ Карго. Рабочий объём остался прежним (2693 см3 ), но инженеры увеличили степень сжатия и изменили фазы газораспределения. Усилили головку блока, цилиндров, установили новую двухрядную цепь, а также новые поршни, клапана и распредвалы.

В результате проведённых работ мощность и крутящий момент увеличились до 150 л. с. и 235 Н•м. Главное, пик максимальной мощности сместился в зону средних оборотов на отметку 2650 об/мин вместо 3900 об/мин. И произошло почти чудо. Тяжёлый «Патр» поехал так, как нужно.

Подъём в гору (или преодоление препятствий в натяг) на второй скорости — не проблема. Тяги хватает даже на загруженной машине. Особенно разница в лучшую сторону чувствуется по сравнению со «старым» мотором. Также изменился звук мотора. Он стал более бархатистым и без ноток истерии на пиковых нагрузках.

Изменился ходовой комфорт. На рычаг переключения передач устанавливается демпфер, гасящий вибрации.

Благодаря этому с рычага почти ушли вибрации . Мелочь, вроде бы, а комфорта добавляет. Для тех, кто разбирается, скажу: рычаг стабилен.

Новое сцепление фирмы LUK. Первый раз, когда я сел за руль и тронулся, сначала не поверил, что так легко будет всегда. Ходы педали лёгкие и плавные. По заверениям специалистов, усилие на педали уменьшили на 20 процентов благодаря новой выжимной пружине.

Изменение номер 2 — на УАЗ «Патриот» устанавливается передний мост с изменёнными углами наклона шкворней и открытыми поворотными кулаками от УАЗ «Профи».

И штатно устанавливают рулевой демпфер. Рулить легче, а радиус разворота уменьшился аж на 0,8 метра.

Я пробовал проверить разворот на узких скалах и действительно, маневрировать стало легче (по сравнению с предыдущей версией Патриота)

Изменение номер 3 — в салоне «Патриота» появились ручки-держалки для пассажиров.

На тряской дороге пассажирам есть за что держаться. Сделаны на совесть. Люфтов нет.

Изменение номер 4 — новые амортизаторы + задние более мягкие двухлистовые рессоры + уменьшили толщину заднего стаба с 21 мм до 18.

Про то, как всё это едет. Маршрут нашего теста пролегал от КПП «Титовка» через полуостров Средний, затем на Рыбачий и там до мыса Немецкий (Вайда-Губа).

Дороги там — подобие стиральной доски с крупными валунами.

Направления там есть, но, как правило, это глубокие броды, разбитые военными автомобилями и танками грейдеры. Военных там сейчас очень много.

Невозможно ехать и не повстречать БТР или самоходки. А ездят эти ребята «на все деньги», особо не разбирая, есть дорога или нет.

Поэтому средняя скорость колонны из 12 тестовых УАЗов была не более 20 километров в час.

Если ехали 30 — это был праздник. На ходу «Патр» стал мягче и послушнее, а благодаря рулевому демпферу можно не опасаться резких биений в руль при езде по камням и сложному рельефу.

Но если вы ожидаете, что «Патриот» перестал подбрасывать корму на кочках, то я вас разочарую. Подпрыгивает он азартно. И если пассажирам, которые могут держаться за ручки в салоне, ехать более-менее комфортно, то вот вещам в багажнике достаётся крепко. Лучше груз закреплять.

Так получилось, что дорогу, по которой наша колонна шла на Рыбачий с Среднего полуострова, перекрыли военные.

Переговоры с ними успехом не увенчались, пришлось делать большой крюк по направлению к бухте Большое Озерко, под конец пути я был уверен, что машина не выдержит такой тряски.

Ан нет, все доехали и на следующий день повторили почти такой же путь.

Заводом проведена большая работа. Я слежу за тем, как развивается модель, и это круто, что завод прислушивается к своим потребителям.

Не совру и мне не стыдно за свои слова: обновлённый УАЗ «Патриот» — это уже не тот простачок, что был раньше. Это уже полноценный, комфортный, понятный автомобиль.

Да, на скоростях более 100 километров у него есть крены кузова. Да, у него невыдающаяся динамика. Но этот автомобиль просто зверюга на плохих дорогах и направлениях.

Наш ставший родным УАЗ под номером 9, в суперическом синем цвете.

P. S. Пожалуйста, верните датчик внешней температуры и добавьте USB-розеток.

P. S. S. Продолжение будет. Т.к то, что я увидел и почувствовал на Кольском, в одной статье не описать.

Кола безо льда. Как кроссоверы Ford поехали на край земли

Огромные валуны как бы привстают на каменных ножках, а черти выскакивают из 12-километровой глубины. Здесь герои «Левиафана» пьют, борются, любят и смотрят на холодное Баренцево море. Кольский полуостров — край земли, но и сюда можно добраться на кроссовере Ford.

Читайте также:  Если поменять свечи машина заведется

Даже летом здесь довольно суровые условия: то и дело начинает идти мелкий дождь, но даже в самую хорошую погоду солнце скрыто за плотной белесой дымкой. Однообразная тундра — валуны, ягель, невысокая растительность — мелькает за окном, разбитый асфальт вдруг сменяется хорошим, затем переходит в грунтовку, потом продолжается снова. Дорог на Кольском полуострове немного, еще меньше — дорог в хорошем состоянии. Отличный маршрут для кроссовера — на что и рассчитывал Ford, отправляя сюда всю свою внедорожную линейку — EcoSport, дорестайлинговую Kuga и Explorer.

«Здесь отсутствуют кольцевые трассы, на старых картах есть дорога, вдоль побережья всего острова, но ее следов я не обнаружил. Такое ощущение, что старая картография сделана так, чтобы специально запутать иностранного шпиона», — рассказывает известный организатор офф-роудных выездов Алексей Мочалов, которого компания Ford привлекла к организации путешествия.

Kuga и безысходность

Въезжающих в Териберку встречает фигура в светоотражающем жилете: форме инспектора ДПС и рогатом шлеме. В руке у нее коса, на ногах лыжи «Лесные», а к поясу приторочен противогаз. В прошлой жизни она была манекеном гаишника. Водители, застревавшие здесь зимой, украшали ее в соответствии со своим пониманием прекрасного. Местные называют дорогу в поселок «Серебрянка» в честь Серебрянского каскада, куда входят нижняя и верхняя Териберские ГЭС. Ее проложили в 1980-х как раз при строительстве электростанций, но до самой Териберки асфальт так и не дошел — за сорок километров залатанное полотно сменяет гравийка. И это единственный способ добраться до побережья Баренцева моря на самом обычном автомобиле.

Зимой, когда над поселком полыхает северное сияние, дорогу часто заметает, тем более, что от снегозащитных щитов остались одни каркасы. Летом добраться куда проще: некоторые участки гравийки разбиты, но в целом дорогу баз труда можно пройти на переднеприводном Ford Kuga, с его запасом под днищем и энергоемкой подвеской. Двигатель 2,5 л достаточно экономичен, чтобы не беспокоиться об отсутствии АЗС на пути — бортовой компьютер показал 10,3 л на 100 км пути. Полного бака хватит на путешествие из Мурманска до Териберки и обратно.

Фильм «Левиафан» — еще один повод съездить на край света, где разворачивалось противостояния вертикали власти и маленького человека. Перевернутые вверх дном остовы рыбацких кораблей, мост, рыбозавод, бушующее море — здесь все, как в кино. И только кости китов — декорации, как и дом автомеханика Николая — никакой церкви на его месте не построили.

Режиссер Андрей Звягинцев хотел дать в фильме «ощущение тотальной непостижимой безнадежности происходящего» и современная Териберка — самое подходящее место. Это катастрофа, но катастрофа живописная. Безлюдные улицы зарастают травой, лежат вверх дном остовы автомобилей перекашиваются и врастают в землю деревянные дома. Из свежих построек здесь только комплекс турбазы на берегу и маленькая часовня. Соседнее село Лодейное, по ту сторону моста, поглощенное Териберкой в конце 1950-х, по иронии выглядит более обжитым, но расположенный в нем рыбозавод в начале года встал из-за отсутствия сырья. Рыбакам из-за девальвации рубля стало более выгодным продавать весь улов в Норвегию.

Село Териберка известна с XVI века, тогда здесь возникло сезонное поселение рыбопромышленников. В 1623 г. село было разрушено датской эскадрой, а в 1809-м сожжено англичанами. В Великую отечественную село подвергалась авианалетам немцев.

Териберка всегда жила морем, и знала лучшие времена. В 1940-1960-х здесь было два рыбных завода, фермы по разведению оленей, американской норки, судоремонтные мастерские, две школы, больница и даже стадион. Затем прибрежный промысел потерял значение, рыбу стали возить на переработку в Мурманск. Строительство электростанций погубило семгу в реке и в конце 1990х из-за безработицы начался отток населения. Теперь здесь проживает менее тысячи человек и их количество постепенно сокращается — жителей постепенно расселяют по Мурманской области.

Ford Kuga
Дорожный просвет, мм 192
Угол въезда/съезда 27 / 28
Двигатель Бензиновый 2,5 л, 150 л.с. и 230 Нм
Трансмиссия, привод 6-ступенчатая автоматическая, передний
Средний расход топлива, л на 100 км 8,1

В Териберке не кипят кинематографические страсти, но иногда жизнь преподносит увлекательные сюжеты. Одно время мэром Териберки был Валерий Яранцев — тот самый «мятежный капитан» траулера «Электрон», который 2005 г. в течение нескольких суток убегал от судов и вертолетов береговой охраны Норвегии. Свой пост он занимал недолго и был снят по обвинению в халатности.

Неподалеку развернулась еще одна драма — в начале 2000-х «Газпром» планировал построить неподалеку завод по производству сжиженного природного газа и начал прокладку широченного шоссе прямо через скальный массив, не считаясь с затратами. Затем проект освоения Штокмановского месторождения застопорился и недостроенная дорога уперлась в вертикальную скальную стенку. Теперь эти несколько «золотых» километров превратились в живописную трассу для любителей оффроуда и постепенно покрываются ямами и падающими сверху камнями. На очередном крутом и неровном подъеме Kuga встала — переднее ведущее колесо забуксовала, несмотря на попытки электроники сымитировать блокировку межколесного дифференциала. Сложный участок с разбега взять не получилось и пришлось прибегать к помощи двух крепких пассажиров, которые подтолкнули переднеприводный кроссовер на подъеме.

EcoSport и недра земли

«Добро пожаловать в Норвегию», — сообщил телефон. На дорогах все чаще попадаются машины с норвежскими номерами — в основном «бензиновые туристы»: литр 95-го в Мурманской области стоит почти втрое дешевле. По идее, самый маленький Ford EcoSport со двухлитровым мотором (140 л.с.) должен быть и самым экономичным — паспортный средний расход полноприводной машины с «механикой» – 8,3 л на 100 километров. В реальности он даже оказался прожорливее более крупной Kuga с «автоматом»: 11,1 против 10,3 литра. Короткий передаточный ряд «Экоспорта» хорош на бездорожье, но чтобы ехать быстро, в том же темпе, что и Explorer, приходилось постоянно переключаться с пятой на четвертую и крутить мотор.

Читайте также:  Машины с 4 ведущими колесами

Поселок Никель должен быть виден хорошо с норвежской стороны, особенно полосатые трубы и серо-коричневые корпуса комбината-гиганта советских времен. «Печенганикель» перерабатывает руду в файнштейн — промежуточный продукт, из которого далее получают никель. Легированные этим металлом стали — такой сплав получается прочным и устойчивым к высоким температурам — применяют в автомобилестроении.

Никель-металл-гидридными аккумуляторами оснащались гибридные автомобили, в том числе и Ford, пока их не потеснили литий-ионные. Зловонный дым комбината извел скупую северную растительность на несколько километров вокруг и над безжизненными склонами пустыне радостно светятся огромные, нарисованные краской буквы: «Наконец, я уехал». Впрочем, жители уезжать не торопятся — хотя воздух здесь пахнет не только серой, но и чуть-чуть деньгами: зарплаты в Никеле выше мурманских.

Ford EcoSport
Дорожный просвет, мм 203
Угол въезда/съезда 22 / 35
Двигатель бензиновый 2,0, 140 л.с. и 186 Нм
Трансмиссия, привод 5-ступенчатая механическая, подключаемый полный
Средний расход топлива, л на 100 км 8,3

Технологическая грунтовка, по которой от карьера до комбината движутся груженые рудой грузовики, приводит к Кольской сверхглубокой шахте, точнее тому, что от нее осталось. Еще в середине 2000-х были целы стекла в корпусах, стояла буровая вышка, теперь здесь как будто прошел Годзилла — развалины, битый кирпич, мятое железо. На провалившемся полу лабораторного корпуса — мешанина книг и документов. Последней записью в простой школьной тетради, отмечающей продвижение бура вглубь земли, ожидаешь увидеть корявую надпись: «Оно вырвалось! Нам не продержа…».

Кольская сверхглубокая была создана для исследования земных недр и оставила больше вопросов, чем ответов. Земля оказалась устроена не так, как представляли: ее возраст оказался старше, температуры выше, пробы с трехкилометровой глубины вообще оказались похожи на лунный грунт. На всем протяжении 12-километровой скважины исследователи обнаружили только граниты, а до базальтового слоя они так и не добрались. С оборудованием происходили странные аварии. Наконец, в 1990-х в скважине произошел загадочный взрыв. Рассказывают о душераздирающих звуках, доносящихся с многокилометровой глубины, и в начале 2000-х на лотках можно было найти кассету с их записью. Финская газета запустила байку про черта, выскочившего из скважины и побежавшего в магазин за водкой.

Кольская сверхглубокая скважина была заложена в 1970 г. к 100-летнему юбилею В.И. Ленина. В 1979-м был побит рекорд 9583 м, принадлежавший американской нефтяной скважине Берта Роджерс. В 1983 г. глубина скважины достигла 12 066 м, но произошла авария. Пришлось возобновлять бурение с 7000 метров. В 1990 г. была достигнута отметка 12 226 м, после чего снова случилась авария.

Отыскать легендарную сверхглубокую не так просто, тем более, что на развалины наползает туман. Где-то рядом грохочет невидимый дизель и с лязгом хлопает дверь. Из дымки возникает человек, тянущий изогнутый железный лист и показывает, в каком направлении нужно идти. Шахта накрыта неприметным, размером с тарелку круглым люком. На нем нацарапано «12 226 метров» — глубина, на которой навсегда остановился бур. Рядом валяется подходящий ключ, но попробовать отвинтить гайки по периметру люка и заглянуть в глубину ни у кого не возникает желания.

После лунных усеянных камнями пейзажей и индустриальных развалин водопады реки Титовка — как будто рай или другая планета: прозрачная вода, необычайно яркая растительность по берегам. Здесь природа берет реванш у цивилизации и здание маленькой гидроэлектростанции, построенной в конце 1940-х постепенно теряет форму и превращается в причудливый грот. Спуск к реке слишком крутой, глинистый и неровный, и переднеприводные машины остаются наверху — спуститься они смогут, но выехать обратно на дорогу — уже нет. Тяжело и полноприводному EcoSport — маленькие колесики попадают в ямы, машина буксует содрогается от ударов, но ползет вверх. Кроссовер выручают неплохая внедорожная геометрия и короткая первая передача, позволяющая машине карабкаться на склоны с большой крутизной.

Река Титовка раньше называлась Китовка, по Китовой губе, впадавшей в Баренцево море. В этом заливе часто выбрасывало на берег туши китов — отсюда и название. С 1920 по 1944 гг. по реке проходила граница между СССР и Финляндией — теперь она разделяет Кольский и Печенгский районы.

Explorer и коренное население

То, что для небольших кроссоверов — подвиг, Explorer делает, не заметив. За время пребывания на российском рынке он закалил характер. После рестайлинга аморфная, склонная к раскачке подвеска стала более плотной, появилась дополнительная шумоизоляция, форму бампера изменили для лучшей внедорожной геометрии и добавили металлическую защиту. В списке опций появился обогрев руля и лобового стекла. Двигатель легко переваривает 92-й бензин, что тоже важно в путешествии по отдаленным российским регионам. Вот только за простор, комфорт и динамику придется платить – 3,5 литровый мотор V6 в среднем потребляет 14 л на 100 километров. Лучше стали работать внедорожные режимы трансмиссии — хорошая проходимость просто важна для такого большого автомобиля. Если кроссовер можно вытащить руками, то в случае «Эксплорера» понадобится минимум трактор.

Рассказывают, что один из американских боссов Ford был очень удивлен, увидев на российском «Эксплорере» самодельную трубку, подведенную от омывателя стекла к задней камере. Но запомнил и после рестайлинга омыватель стал штатной опцией на только на задней камере, но и на фронтальной, что здорово пригодилось на перевале Геологов, изобилующем валунами, среди которых можно запросто найти какой-нибудь редкий минерал. Он проходит между горами Аллуайв и Ангвундасчорр, одними из самых высоких на полуострове.

Оба названия — саамские, как и близлежащего поселка Ревдка. Саамы были первыми жителями Кольского полуострова, от них сохранились священные сооружения-сейды — валуны, поставленные на несколько маленьких камней. Сейчас их насчитывается чуть более двух тысяч. Как и много веков назад, они пасут оленей, ловят рыбу, ходят по ягоды. Быт саамов также изменился несильно и рядом с традиционным чумом лежат порванные гусеницы снегохода. И они до сих пор верят в духов.

Adblock
detector