Хэтч Lada Xray с улучшенным «роботом» стал доступнее
Вазовцы рассказывают, что обновили коробку AMT, повысив её надёжность, сократив на 30% время переключения передач и добавив зимний режим (старт со второй передачи).
У пятидверки Lada Xray появилась двухпедальная версия, более доступная, чем предыдущие, — за 805 900 рублей (уровень оснащения — Comfort, средний для модели). Достигнуто это новым сочетанием агрегатов. Базовый мотор ВАЗ-21129 (1.6, 106 л.с., 148 Н•м) завод совместил с модернизированным пятиступенчатым «роботом» AMT. Прежде «робот» на Иксрее шёл только со 122-сильным двигателем 1.8 по цене от 810 900 рублей. Теперь агрегат 1.8 из каталога модели Xray убран вообще (но он остался у вседорожного собрата Xray Cross).
Добавим, что Xray 1.6 Comfort AMT на 30 000 рублей дороже, чем Xray 1.6 Comfort с «механикой». Ту же связку 1.6 AMT можно получить в комплектациях #Club (830 900 рублей) и Luxe/Prestige (цена пока не указана). В «Клубе», например, добавляются датчики дождя и света, задние парковочные сенсоры, климат-контроль и обогрев лобового стекла. А в Luxe/Prestige ещё есть мультимедийная система с семидюймовым экраном, навигацией, интерфейсами Android Auto и Apple Car Play, камера заднего вида
Тут же стоит вспомнить, что приподнятый собрат Иксрея, Xray Cross, располагает совсем другой двухпедальной вариацией. В ней реношный мотор H4M (1.6, 113 л.с., 152 Н•м) работает в паре с вариатором Jatco. И стоит такая модификация от 937 900 рублей. Так что новая версия хэтча с «роботом» — самая доступная двухпедальная во всём семействе Иксреев.
Отзывы об автомобиле Lada XRAY с роботизированной коробкой
По своим качествам он никак не уступает зарубежным конкурентам. Но несовершенство роботизированной коробки пока что приходится компенсировать квалификацией водителя. Другими словами ― нужно подучиться. Это не так уж сложно, а даже интересно. Тем более, что столько автомобилистов делятся своим опытом.
Любители и профессионалы, оставившие отзывы об автомобиле «Лада» XRAY с роботизированной коробкой, помогут нам разобраться, зачем на эту машину понадобилось ставить коробку AMT, где ее лучше применять и как обуздать норовистого коня.
Какая роботизированная коробка передач стоит на XRAY
На базе МКПП 2181 совместными усилиями «АвтоВАЗа» и немецкой фирмы ZF была создана РКПП 21827. Первоначально она устанавливалась на следующих моделях: «Весте», «Приоре», «Калине» и «Гранте» — где зарекомендовала себя с лучшей стороны. Теперь ей комплектуется компактный кроссовер Lada XRAY, но исключительно с двигателем 1.8 л производства ВАЗ.
Коробка передач 21827 — это обычная РКПП с одним сцеплением, и, как все заимствованное, вчерашний день. Но «АвтоВАЗ» и ZF хорошо справились с задачей и создали вполне конкурентоспособную трансмиссию. Отзывы о роботе «Лады Х-рей» это подтверждают.
Первый вариант (под индексом 21826) не обладал ползущим режимом, т.е. при отпускании педали тормоза машина не начинала движение. Для трогания приходилось нажимать на акселератор. Автолюбители считали это серьезным недочетом, поэтому модернизированная версия обрела столь удобную в пробках функцию. Ездить стало комфортней, а именно для комфорта и создана AMT. Но износ сцепления при движении в пробках увеличивается. При движении со скоростями меньшими, чем допускает ползущий режим, когда водитель слегка придерживает автомобиль торможением, автоматика допускает проскальзывание диска, чтобы мотор не заглох. В результате увеличения трения растет температура сцепления, износ накладок диска. Некоторые водители жалуются, что в такой ситуации, машина старается перебороть торможение,ощущаются рывки. “кузов подпрыгивает, двигатель ходит ходуном”.
При движении в пробке рекомендуется отпустить впереди идущую машину подальше, и потом подъехать на скорости, без притормаживания. Нужно четко зафиксировать остановку, выжав педаль тормоза. Задача водителя сократить лишние пробуксовки сцепления.
Отличительной особенностью Lada XRAY робот является доступность функции буксировки. Прогрева КПП не требует, можно заводиться и сразу начинать движение на холодной машине. Имеется блокировка от ошибочного включения. При необходимости можно переключить коробку на ручной режим, при котором водитель выбирает передачу по собственному желанию. Выжим сцепления при этом остается за автоматикой, которая, как считают владельцы, делает это очень быстро. И ещё одно: передачи можно переключать только последовательно. Нельзя, например, с четвертой скорости уйти на первую, чтобы тормозить двигателем. Сначала надо включить третью, потом вторую, и только после — первую. Отзывы о «Лада Икс-Рей» с роботом, считающие эту особенность недостатком, не встречаются. Неисправность коробки (а чаще всего это перегрев) система определит самостоятельно и уйдет в аварийный режим. С целью предупреждения выхода из строя КПП, автоматика снизит скорость, либо, в крайнем случае, переведёт коробку в нейтраль, и машина остановится. Можно постоять, дать коробке остыть и ехать дальше, но проблему необходимо будет в ближайшее время устранить.
Эксплуатационные характеристики роботизированной модели
Производитель заявляет следующие характеристики:
«Икс-Рей» 1.8 МККК | «Икс-Рей» 1.8 РКПП | «Икс-Рей Кросс» 1.6 Вариатор | «Икс-Рей» 1.6 МКПП | |
Разгон до 100 км/час (сек.) | 10.4 | 12.3 | 12.3 | 11.7 |
Расход в городе (л) | 9.7 | 9.0 | 9.2 | |
Расход на трассе (л) | 6.1 | 6.0 | 5.9 | |
Расход при смешанном цикле (л) | 7.2 | 6.8 | 7.1 | 7.0 |
Максимальная скорость (км/ч) | 185 | 186 | 162 | 172 |
От модели с механической коробкой с аналогичным двигателем «Лада Икс-Рей» робот отличается динамикой и экономичностью. Сравнение с машинами, на которых установлен двигатель 1.6, не вполне корректно, но показательно. Роботизированный вариант явно проигрывает всем по динамике и выигрывает по экономичности. При этом разность в расходе топлива максимальная в городе, а на трассе почти сходит на нет.
Оценки владельцев
Посмотрим, как же оценивают модель ее владельцы.
По надежности
По надежности представленной модели автолюбители отзываются так:
Лада XRAY: новая версия с «роботом»
Вазовский «робот» АМТ с одним сцеплением, казалось бы, провалился и постепенно уходит со сцены. Такие коробки передач уже полтора года не ставят на Лады Весты (теперь они с вариатором), а в начале 2021-го «роботизированных» версий практически лишилась Гранта: трансмиссия АМТ осталась только у кросс-универсала, тогда как на остальные Гранты устанавливают четырехступенчатые «автоматы» Jatco. Но вот неожиданность: у хэтчбека Лада XRAY появилась новая версия с «роботом».
Прежде коробка передач АМТ у Иксрея сочеталась только со старшим мотором 1.8 (122 л.с.), но этот агрегат исключен из гаммы. Поэтому теперь роботизированную коробку можно заказать в тандеме с двигателем 1.6 (106 л.с.). Кроме того, «робот» подвергся очередной перекалибровке: заявлено, что новый алгоритм позволяет переключать передачи на 30% быстрее, чем у прежней версии с двигателем 1.8, а еще появился зимний режим, в котором машина трогается со второй передачи. До 100 км/ч такой хэтчбек может разогнаться за 13,6 с против 12,3 с у машины с мотором 1.8 и «роботом».
Двухпедальная Лада XRAY стала на 20 тысяч рублей доступнее, чем прежде. Но выбор комплектаций у таких хэтчбеков очень узкий — всего два варианта. Кстати, версия с мотором 1.8 и «механикой» исчезла еще несколько месяцев назад, а вариатор такому хэтчбеку до сих пор не положен и остается прерогативой версии XRAY Cross. Прайс-лист на XRAY теперь выглядит так:
Тест-драйв ЛАДА XRAY 1.8 л.с роботом — здесь все серьезно
ЛАДА XRAY 1.8 с «роботом» тест-драйв
Наконец-то нам удалось провести полный и правдивый тест-драйв нового хэтчбека (хотя некоторые считают, что это компактный кроссовер). Готовились к испытаниям мы основательно, изучили всю матчасть, купили даже мощные присоски чтобы установить камеры. Как-никак самый скоростной серийный автомобиль от АвтоВАЗа. Здесь все серьезно.
Для начала все-таки взяли вариант с ниссановским двигателем, выдающим 110 лошадей на механике. Тест-драйв проходил в Сочи, поэтому первое с чего начали – это с покорения серпантинов. Загрузили в багажник наши вещи и поехали. Честно сказать, не ожидали весьма недурного поведения французской парочки на Российских дорогах. Хотя на пятой передаче начинает при движении в гору захлебываться, но при езде на третей, весьма бодро разгоняется, чего с головой хватает на обгонах.
И вот казалось мы только вошли во вкус, как нас застал сильный снегопад. Конечно, теперь хотелось бы не побыстрее преодолеть весь маршрут следования и пересесть на более мощную версию XRAY, а просто не попасть по дороге в ДТП. Двигаясь по заснеженной горной местности, автомобилисты в потоке добавили в наш тест-драйв не маленькую долю адреналина. Одни не моги осилить многочисленные подъёмы и банально сказывались с них назад, другие решили не испытывать судьбу и переждать непогоду на обочине.
А вот наша задача все равно оставалась протестировать автомобиль и выжать из него все что он может. На нашем варианте Лада была резина на липучках. Казалось, что для XRAY это будет невыполнимая миссия, но он справился. Хотя мы сами вначале в это не верили, но все электронные системы, помогающие в движении ESC и TCS, которые АвтоВАЗ поставил даже в базовые комплектации всех своих новинок сделали свое дело.
В общем и целом, наше испытание хэтчбека Икс Рей на заснеженной горной местности проходило следующим образом:
Мы едем в гору и в какой-то момент уже, в общем-то, не надеемся проехать, а автомобиль уверенно тянет и требует поддать «газу». Мы, естественно, утапливаем педаль и, ухватившись руками за руль, начинаем движения, на спусках и поворотах «прощупывая», как работает система курсовой устойчивости. Входя в очередной поворот, начинаем ощущать, как плавно, но в то же время жестко, работают тормоза, тем самым предотвращая снос задней оси. В итоге Лада уверенно держит траекторию движения. Ну что же, ты молодец! Отчасти начинаем говорить с машиной уже и вслух.
Так, теперь посмотрим, как XRAY поведет себя если съехать с асфальта на бездорожье. При первой же возможности съезжаем с дороги и пробуем форсировать брод. Плывем нормально, рыбок не видно, конечно, но до дверей вода достает. Конечно, хотелось бы проверить герметичность уплотнителей, заехав по крышу в воду, ну да ладно. XRAY у нас в обычно городской версии, не вариант Cross, но его проходимость заслуживает признания. Значительный клиренс хэтчбка в почти 20 см (195 мм), дают возможность не переживать о том, что взбираясь на очередной подъем, вырвется или повредится бампер.
Выехав из бездорожья, едем в гостиницу на сегодня впечатление предостаточно, а завтра начнем тест долгожданной версии с двигателем 1.8 литра.
Утром, приготовили и уже спускаясь в лифте, думали о том, как будем проводить предстоящий тест-драйв. Получили ключи сели в автомобиль, начав движение немного опешили. Движения Автомата на 122 сильном агрегате, несколько иное, нежели на 106 сильном. Главное, что почти полностью отсутствуют клевки автомобиля при переключении передачи, чем изобилует работа АКП на более слабом двигателе. Конечно, мы ожидали каких-то положительных изменений, но чтобы так, даже не думали. Приятно удивившись, мы продолжили наш тест-драйв.
По ощущениям Лада XRAY все-таки больше относится к классу компактных кроссоверов, нежели хэтчбеков, хотя по объему места в автомобиле, даже для хэтчбека маловато. Но именно поведение на дороге, наличие не малого клиренса машины в 195 мм и геометрическая проходимость, безусловно, лучшая в своем классе выдают особый характер. Но при этом многие все равно сомневаются в бездорожных характеристиках городской версии, поэтому целесообразно дождаться версии Cross. Поэтому вернемся опять к версии с двигателем 1.8 литра.
Немного его технических характеристик. Установленный на наш вариант XRAY двигатель выдает 122 лошадиных силы и полностью подогнан под стандарты евро 5. Можно заливать все виды бензина от 92 до 98. Максимальный крутящий момент достигается при 3750 оборотах и составляет 170 Нм. Разгон до 100 занимает у новой Лада 10 секунд. Масса загруженного автомобиля 1250 кг, при этом средний расход топлива при движении в смешанном цикле будет не более 7 литром. Ограничитель скорости срабатывает на 186 км/ч. Хотя по факту, если двигатель довести до ума и доработать, из него можно выжать и 150 лошадиных сил. Но это уже домыслы, поэтому приступим к практике.
Для осуществления обгона, достаточно утопить педаль газа, после чего автомат сам переключится на передачу нижу, для того, чтобы разгон был максимальным. В общем, динамические характеристики машины позволят без труда ездить по трассам. У «робота» переключения проходит в двух режимах. Так, если педаль газа нажимать примерно на треть, то переход на следующую передачу будет проходить на 2.5 тысячах оборотов, а если её вжимать в пол, то уже на 4.5 тысячах. Стоит отметить, что «клевки» чувствуются во время разгона и чем он интенсивнее, тем сильнее они чувствуются.
Наш вывод
Все довольно давно ждали, что отечественная Лада начнет выпускать более мощные силовые агрегаты. Очень удачно, что его выпуск начался именно сейчас, когда разработана свой роботизированный автомат. Двигатель объемом 1.8 литра вместе с такой коробкой, в паре показывают достаточно хорошие результаты. Так, клевки при переключениях куда меньше ощущаются, а динамика выросла. Лада XRAY прежде всего безопасная машина, которая хоть и в своем классе хорошо едет, но не даст вам рисковать своей жизнью на крутых виражах. К тому же она обладает повышенной проходимостью, что для нашей страны огромный и жирный плюс. Проведя тест-драйв, мы можем смело рекомендовать XRAY, как надежный и качественный автомобиль, в своем классе.
Если вам понравилась статья пожалуйста не забывайте подписываться и ставить лайк!
Тест Lada XRAY 1,8: со свежими силами
Он был у нас и на одиночном тесте (ЗР, 2016, № 1), и в компании конкурентов (ЗР, 2016, № 2). Но то были предсерийные Иксреи с ниссановским 110‑сильным мотором и пятиступенчатой механикой Renault (и то и другое — тольяттинской сборки). А сейчас я отправился в Сочи, предвкушая интересное знакомство с отечественными двигателями и трансмиссией.
Робот ВАЗ‑2182 для меня не в новинку. Довелось поездить с ним и на Гранте, и на Приоре, а с середины декабря свежими впечатлениями о нем меня снабжает редакционная Веста. Двигатель объемом 1,8 литра (ЗР, 2016, № 1) развивает 122 л.с. — на главноконвейерных машинах ничего мощнее нет, — но и он не в силах переделать флегматичный характер робота. Хочешь резво уйти со светофора? Тогда переводи рычаг в ручной режим и сам определяй оптимальный момент переключений. И не забывай отпускать педаль газа при переключениях, чтобы избавиться от неприятных и долгих зависаний, на которые управляющая электроника идет вынужденно — чтобы сберечь сцепление.
Переключения вниз даются роботу удивительно легко. Едешь с постоянным газом, собираешься выйти на обгон — педаль в пол, коробка резво переходит на передачу-другую вниз, и взбодрившийся мотор охотно тянет на все свои моменто-силы, которых вполне хватает для безопасных выездов на встречную полосу.
Отличный тандем! Но не успел я расчувствоваться, как прямую дорогу сменил серпантин. В горах робот нередко демонстрировал непонимание ситуации. На пологом подъеме при достаточных оборотах двигателя и неизменном положении педали газа коробка не раз удивляла внезапным переходом на пониженную ступень. При этом в медленных поворотах, перед которыми заранее сбрасываешь скорость, XRAY «радовал» задержками на переключениях вниз.
На спусках трансмиссия действовала правильно: зависала на пониженной ступени, обеспечивая торможение двигателем. Порою — с перебором. Я выбирал бы на передачу выше, да и подстраховка такого рода нужна не постоянно. В общем, для горной дороги лучше подойдет ручной режим, в котором всё предсказуемо и зависит только от тебя самого.
Сравниваю технические характеристики: роботизированный XRAY с мотором 1.8 в спринте до сотни медленнее 110‑сильной версии с двигателем 1.6 и «ручкой» на шесть десятых секунды. Выходит, робот сожрал всю 12‑сильную прибавку. Причем субъективно разница в темпераменте кажется куда большей.
За три дня я изрядно поколесил по грунтовкам, мерил лужи по брюхо, и выпавший накануне обильный снег оказался как нельзя более кстати. Так вот. К геометрической проходимости претензий нет: заявленные 195 мм под днищем, штатная защита двигателя и короткие свесы кузова дарят ощущение вседозволенности даже в отсутствие полного привода. Но всё портит неотключаемая система стабилизации, которая входит в базовое оснащение, — даже антипробуксовку нельзя вырубить. Она допускает некоторое проскальзывание колес и по мере своих электронных сил имитирует межколесную блокировку, но быстро душит мотор. А ведь снег или раскисшую грязь нередко проще проскочить ходом, с жесткой пробуксовкой. Веста с отключаемой системой стабилизации на такие подвиги способна, а XRAY — нет. И это резко снижает его потенциал на бездорожье. Инженеры парируют: настройки ESP предусматривают движение по тяжелым дорогам. Может, и предусматривают, но чудес не жди: электроника осаживает мотор в самый неподходящий момент. Аргумент о безопасности тоже не принимаю — можно же отказаться от услуг ESP на скорости до 30–50 км/ч, как это реализовано на многих иномарках.
И все же XRAY мне понравился. Обо всех его сильных сторонах уже рассказывали мои коллеги, и я не вижу смысла повторяться. Что касается нового двигателя объемом 1,8 литра, то я предпочел бы видеть его в сочетании с механической коробкой. Хотя наверняка найдутся покупатели, которые одобрят и робот — лишь бы рычагом не дергать. А раз так, то есть смысл поженить робот и с младшим, 106‑сильным мотором 1.6 — получится недорого и сердито.
ГДЕ ЛОГИКА?
Всматриваясь в детали, я заметил несколько решений, которые сложно объяснить. На пороге багажника нет пластиковой накладки — лишь крашеный металл. У Renault Sandero сделано так же, но зачем копировать эту странность, если кузов всё равно новый? Цветные риски на шкале спидометра обычно обозначают ограничения скорости для разных дорог — у европейцев это 50, 90 и 130 км/ч. У Иксрея красные засечки стоят на 40, 80 и 120 км/ч. Почему такой выбор? Не смог ответить даже директор проекта Олег Груненков.
На многих автомобилях в ручном режиме коробки повышающая передача включается движением рычага вперед, понижающая — назад. Так сделано и на всех Ладах, но не на Иксрее: у него почему-то «плюс» и «минус» поменялись местами.
ПЛЮС: К резвому мотору для трассы прилагаются хорошие геометрические параметры для бездорожья
МИНУС: Впечатление портит электроника: флегматичный характер робота и неотключаемая ESP