Противимся силе цветов с хэтчбеком Volkswagen Beetle
Будучи легендой, Жук может рассказать массу историй. Например, о том, как конкурировал с Тойотой Corolla. Да-да, ведь Королла и Beetle — два самых продаваемых автомобиля в мире и самые массовые машины в истории. «Японка» однажды победила «немца», и теперь между ними пропасть. Corolla пребывает в десятой генерации, для Жука нынешнее поколение лишь третье по счёту. Королла разошлась тиражом более 37 миллионов, а Битл — 21 529 464 (плюс New Beetle — около 1 млн). Есть над чем поразмыслить.
Предыдущая модель Жука, New Beetle, у нас продавалась, но почти не покупалась. С марта 1999 года по сентябрь 2008-го в России было реализовано 218 единиц. Вдобавок с сентября 2004-го по ноябрь 2007 года своих владельцев нашли шесть Жучков-кабриолетов. И вот к нам собирается новый Beetle. Модель третьего поколения должна появиться в шоу-румах в конце 2012 — начале 2013 года. Квота будет, видимо, небольшой, и дизельных моторов, скорее всего, не привезут. Фольксвагеновцы особых иллюзий не питают, однако надеются на успех, ведь новый Битл и New Beetle — это абсолютно разные автомобили.
Переднюю панель Жуков предыдущих поколений украшала ваза для цветов. Особенная, автомобильная. Придумали её, кстати, не в компании Volkswagen. Говорят, такой сосуд ставился ещё на Ford Model T. Просто первые автомобили не имели вентиляции, и чтобы хоть как-то освежить воздух в салоне, владельцы крепили на кронштейне ёмкость с цветами.
В наши дни «пробирку» для растения прославил Beetle второго поколения, поэтому отсутствие Blumenvase в «третьем» Битле за рубежом стало предметом дискуссии. По вазочке тоскуют даже водители с аллергией на пыльцу, которые ставили в сосуд флажки, перья или плюшевые лютики с фирменной символикой. Но менеджеры Фольксвагена неумолимы — цветочные времена у Жука позади.
Концепция изменилась. Было — Flower Power, сила цветов. Стало — Power, просто сила, просто мощь. Немцы с удовольствием отмечают, что новое поколение совсем ничего не унаследовало от модели New Beetle 1998 года, зато силуэтом повторяет первоначального Жука образца 1938-го. При этом фольксвагеновцы подчёркивают, что в новинке нет никакого ретро, упаси бог. Назовите это иконой, легендой, эволюцией, только забудьте о старине и антиквариате — перед вами высокотехнологичный автомобиль XXI века, динамичный и, да, мужественный.
В нашу страну Volkswagen Beetle прибудет, вероятнее всего, с тем же набором коробок передач, что предлагается всей Европе: это пяти- или шестиступенчатая «механика», а также шестидиапазонный «робот» DSG.
Power, которая Engine, у нас будет представлена тремя бензиновыми «четвёрками» с непосредственным впрыском и наддувом. Шансы приезда в Россию Жучков с дизелями 1.6 TDI (105 л.с.) и 2.0 TDI (140) есть, но невысокие. Младшим агрегатом для Битла является мотор 1.2 TSI (105 л.с., 175 Н•м), хвастающий цветочными расходом (5,9 л/100 км) и выбросами (137 г/км). Следом идёт движок 1.4 TSI (160 л.с., 240 Н•м), который предлагает сотню через 8,3 с и 208 км/ч максималки. Топовый двигатель — 2.0 TSI (200 л.с.).
Volkswagen делает ставку на младшие моторы, и «ти-эс-аи» 1.2 и 1.4, которые удалось опробовать, по-своему радуют. Максимальный крутящий момент у того и другого доступен с 1500 об/мин. Согласно кратким испытаниям и наблюдениям, наибольшую драйверскую симпатию вызывает агрегат 1.2 TSI. Это такой жучок-ударник, который упорно тренировался и теперь показательно тягает неподъёмную для сородичей штангу, жужжа скорее от удовольствия и для пущей важности.
В городе тяги и динамики наименьшего моторчика Жуку хватит, кажется, на всё. Нехватка ощущается разве что при заезде на крутой уклон или когда нужно прыгнуть с места в карьер. Обе эти бреши латает средний сын 1.4 TSI, чей взрывной темперамент для спокойного драйва даже избыточен. Но он видится оптимальным выбором. Что касается двухлитрового агрегата, то 200-сильный зверюга доступен в самой дорогой комплектации с лаконичным названием Sport — сразу всё понятно. Кстати, лаконично зовутся все три версии Жучка: Beetle, Design, Sport.
Создатели «третьего» Битла могли пойти по другому пути, отказаться от полумер. Например, выбрать концепцию «Flower Flower» и превратить Beetle в оптимальную дизайнерскую игрушку для женщин и детей. Или же, наоборот, осмелиться на «Power Power» и сделать эдакий Porsche. Кстати, Фердинанд Порше ведь проекту «Жук» человек не чужой. Однако радикализации не случилось, и Volkswagen Beetle третьего поколения — это снова Flower Power. Правда, концентрации «флауэра» и «пауэра» сильно изменились.
В самом доступном варианте (Beetle в Beetle) и самой дорогой спортивной версии вокруг тебя всё чёрное: либо просто так, либо «под углепластик». По-цветочному становится в модификации Design. Красный, жёлтый, голубой — в ассортименте 12 оттенков. Любители автомобильных вазочек получают яркости в виде «жестяных» накладок в цвет кузова (привет, Fiat 500) не только на переднюю панель, но и на руль, специально для Жука созданный.
Длинные хода сцепления, дающий шанс промахнуться мимо передачи рычаг коробки, и в целом жестковато. Но если не выкручивать движок, в салоне даже тише, чем ожидаешь. Водитель может, не отрываясь от подголовника, вполголоса разговаривать с пристёгнутыми задними пассажирами. Ветер и шины дают о себе знать после 100 км/ч, и то деликатно. Ездовой комфорт в целом, пожалуй, полуспортивный. Между тем требовать смягчения этой плотной подвески — поступок в духе неактуальных нынче детей цветов. Желающие дополнительной жёсткости выбирают большие колёса. Теперь до 19 дюймов.
Новый Битл, безусловно, четырёхместный автомобиль. Только на втором ряду места для ног впритык. Живётся там сносно, но колени пассажиров ростом свыше 180 см касаются передних спинок, вкладываясь в их ниши. Зато в плечах и над головой просторно — спасибо вогнутости крыши у заднего стекла.
И ещё одно «зато», оправдывающее необидную тесноту для ног, — багажник располагает объёмом 310 л, то есть вещевой отсек у Жучка имеется не номинальный. Например, у Mini Купера, который зачислен в прямые конкуренты нового Битла, в трюме всего 160 л.
Разумеется, всероссийское будущее новой вольфсбургской трёхдверки сильно зависит от стоимости. Сейчас нам говорят, что это доступная легенда. И Beetle видится не столько вариантом для тех, кто сегодня мечется между, к примеру, Купером и Ситроеном DS3 (что тоже возможно). Скорее это решение для товарищей, выбирающих между Гольфом, вроде как эталонным, но скучноватым, и Сирокко, неоднозначным по качествам и внешне агрессивным. Жук — он то самое «между» двумя родственными Фольксвагенами.
Цены на новый Beetle с мотором 1.2 TSI в Германии начинаются с 16 950 евро (около 655 000 руб.), почти столько же там стоит «голый» Golf (16 975 евро за 1.4 MT Trendline), а Scirocco ценится заметно дороже (от 22 825). У нас сейчас базовый Гольф даже на сто тысяч дешевле, чем у них, — 551 000 рублей. Сирокко в России дороже, чем на родине: 882 000 там и 931 000 руб. здесь.
Получается, с сирокковской наценкой в 5,5% базовый Битл будет стоить у нас дороже на 36 тысяч, то есть 690. Или, ну бог с ним, обойдёмся без гаданий в наценках — разумным выглядит коридор от 700 тыщ до миллиона с хвостиком. На фоне тоже не дешёвых соперников было бы вполне адекватно.
Оснащённый цветочной вазой New Beetle за первый полный год продаж разошёлся ударным тиражом 83 000 штук. Но за весь 2010-й дилеры смогли реализовать лишь 16 000 машин, впятеро меньше. Итоговые результаты продаж второго поколения — немногим более 1 миллиона автомобилей, в 21 раз слабее оригинального бестселлера. Маркетологи знали причину. New Beetle был не интересен подавляющему большинству мужчин. Будь неладна эта Flower Power.
Что ж, хипповские цветочки сплелись в венок неудачливому предшественнику. Пробил час ягодок. Beetle! Design! Sport! Power! Заинтересованные мужчины расхаживают вокруг нового Das Auto, чешут затылки, трут подбородки. Смотришь на них и невольно вспоминаешь Пелевина: «Сила всегда в силе. И ни в чём другом». Выходит, прав автор романа «Жизнь насекомых», сочинитель историй о людях и жучках?
Если смотреть шире, само словосочетание Volkswagen Beetle скрывает разрывающий его конфликт. Жуком эту модель производитель официально не называл. Её изначальное имя — Volkswagen Type 1, или просто Volkswagen, «народный автомобиль». Позднее он получил цифровые индексы 1200, 1300, 1500, 1302, 1303, и всё! Käfer, Beetle, Bug, Жук и прочее — это бог весть откуда взявшиеся прозвища, сугубо народное творчество.
Однако аналогия с насекомым оказалась столь сильна и живуча, что фольксвагеновцы были вынуждены эту чуждость принять. Им просто некуда было деваться на фоне ошеломительного успеха машины. Таким образом, Volkswagen Type 1 в определённый момент вышел из-под контроля создателей, а в 1960-е, будучи зачисленным в ряды детей цветов, жил и развивался под девизом Flower Power.
В результате культ вылился в неестественный для Фольксвагена продукт под названием New Beetle. Единственные круглые фары на конвейере. «Народный автомобиль» превратился в инородный для компании. Именно в этом видится причина провала второго поколения.
Впрочем, и третья генерация пока не возвращает Битл в модельный ряд концерна. Распознав подмену идеологии, фольксвагеновцы вместо Flower Power пока увидели Power, но за этой силой они ещё не разглядели самих себя, свой первоначальный Volkswagen.
Есть шанс, что однажды это произойдёт. Тогда, глядишь, Type 1 снова включится в борьбу за титул самого продаваемого автомобиля в мире и самой массовой машины в истории. Не вечно же занимать вершину олимпа Тойоте Королле. А если не Жук, то кто?
Тест-драйв VW Beetle: солнышко в руках
На вопрос, какую версию мы хотели бы взять на тест, ответ был однозначный — конечно, 160-сильную. Кто же думал, что комплектация модели будет такой. оригинальной. Внешне — всё в порядке. Beetle — он и в России «Жук». Не ошибешься. Желтое пятно в потоке видно отовсюду, прохожие показывают пальцами, улыбаются. Эдакий кусочек позитива проехал по городу. Одно «но»: может, они тыкали пальцем не в машину, а в меня? Двухметровый дядька за рулем явно «девчачьей» машины — это, знаете ли, тоже примечательное зрелище.
По сравнению с прошлым «новым Жуком» у актуальной модели явно изменились пропорции. Новый кузов уже нарисован по нормальным лекалам, а не одним циркулем. Кабина сместилась назад, лобовое стекло теперь вертикальнее и уже. Но общий настрой тот же — игрушка. Всерьез воспринимать Beetle невозможно. Но в этом-то и заключается коварство немцев: с мотором 1.4 TSI мощностью 160 л.с. это желтое пятно умеет передвигаться пошустрее иных хот-хэтчей. Но пока лучше осмотреть салон.
Он тоже отделан желтыми панелями. Нарядно? Да куда уж больше. Но с точки зрения простого водительского комфорта — не лучшее решение. В любых условиях, в любое время дня и ночи эти желтые пятна маячат в периферическом зрении, ни на секунду не давая забыть о том, за рулем какой машины едешь.
Поначалу радует, но иногда всё же хочется спокойствия. Зато посадка, как и ожидаешь от VW, практически идеальная, и дизайнерские «спецэффекты» никак не отразились на эргономике — все органы управления доступны, удобны и расположены на своих местах. Пересел с обычного Golf — привыкать не придется ни секунды.
Но есть один прокол, свойственный только Beetle, — неудобные задние сиденья. Ничего не поделаешь: характерный профиль машины важнее. Взрослому человеку, будь он даже ниже среднего роста, всегда мало места по высоте — голова упирается в потолок. Так что вполне справедливо будет назвать этот салон не четырехместным, а «2+2», как во многих спорткупе.
Огромная дверь багажника заходит аж на середину крыши. Само пространство под поклажу вполне сносное, но погрузочная высота великовата, да и проем узок, хоть и высок. Еще один минус стилизации, что уж скажешь.
Но что мне совершенно непонятно, каким образом в салоне столь приятной машины оказалась эта примитивная магнитола. Я долго не мог поверить, что к магнитоле нельзя подключить смартфон по протоколу Bluetooth. Может, я что-то не так делал? Более того, даже USB-порта я не нашел. Да, есть 30-пиновый разъем для iPod в бардачке. «Четвертый» iPhone подключить можно. «Пятый» — уже нет, и соответственно не идет речи и ни о каких «андроидах». Причем еще больше удивления вызвал тот факт, что минимальное по функционалу головное устройство оснастили весьма приятной акустикой Fender. Пришлось возвращаться домой и искать свои старые компакт-диски, которые я не доставал лет пять. Нашел. Репертуар — хм. забытый. Ок. Будем ездить под «дискотеку 90-х».
Но стоит тронуться и нажать на газ, как все придирки улетучиваются, — едет «Жучок» отменно. Бензиновый мотор 1.4 литра мощностью 160 л.с., 240 Нм момента — что еще надо для счастья? Ответственно заявляю: ничего. Этого хватает за глаза. Правда, сначала надо будет чуть привыкнуть к настройке педали газа. Она традиционна для VW — в начале хода чуть задемпфированная, так что если надо разогнаться как следует, придется нажимать решительнее. Но это, пожалуй, единственный минус. В остальном — чистый восторг! «Прёт» машинка так, что мало не покажется. В качестве стандартного оборудования 160-сильных машин устанавливается электронная имитация межколесного дифференциала XDC — она здесь жизненно необходима. Благодаря ей можно забыть про эффект силового подруливания. Да, из-за того, что это — лишь имитация, тяга на самом старте чуть душится умной электроникой. Зато нет пробуксовки, а руль не стремится вырваться из рук. В остальном набор скорости проходит напористо и ровно. Да, нет подхватов, нет и в помине «турбоямы», но ровная характеристика набора мощности позволяет точно дозировать тягу в любых условиях и всегда получать именно то ускорение, которого ждешь.
Управляемость? Как и у всех VW — не придерешься. Тормоза — аналогично. Немцы умеют настраивать машины так, что и жесткость не утомляет, и на раскачку нет и намека. Машина позволяет сконцентрироваться на дороге и не отвлекаться на мысли об управлении. Это дает необычайное чувство уверенности в машине. Вроде бы 160 сил — это не особо много. В случае VW Beetle — хватает всегда и для любого маневра. Семиступенчатая коробка DSG, правда, иногда отказывается при разгоне вовремя переключаться на передачу-другую вниз, но и это — не беда: тяги мотора хватает, чтобы не терять темп.
Разумеется, записывать VW Beetle в хот-хэтчи с этим мотором не стоит. Здесь другая концепция: этого двигателя хватает всегда, неважно, какой стиль езды вам ближе. А что не может не радовать, так это расход топлива: в городе — не более 9 л на 100 км, на трассе — не более 7! Превосходно! Только заправляться лучше на проверенных АЗС.
И все же, и все же. Не мотор в этом аппарате важен. Более того, я уверен, что и с 1.2-литровым 105-сильным двигателем «Жук» не покажется медлительным. Тут дело в другом: в настроении. Яркий салон, шильдики Fender на динамиках — рок-н-ролл! Маленький праздник, который всегда с тобой. Лично я не вижу себя владельцем такого автомобиля, а вот в отпуске взять в прокат где-нибудь в Испании и рвануть к побережью — отличный вариант.