Меню

Тепловоз с колесами от машины

Зачем в СССР создали поезд на колесах? Тепловоз “Машка” Экспериментальный

Трудовая интеллигенция. Это звание в СССР носили не только люди умственных профессий, ученые и научные деятели, но и обычные токари и слесари. В заводских цехах и лабораториях институтов сотрудники работали над улучшением процессов и постоянно предлагали новшества. Было введено поощрение, которое выдавали за внедрение технологий, развитие инженерной мысли. Именно инженеры создали проект, а потом и выстроили поезд на колесах.

Тепловоз на колесах – это стало шедевром

Экспериментальное транспортное средство стало прорывом в машиностроении. Никто и не задавался вопросом, зачем нужно это транспортное средство, ответ был давно известен. Тепловоз на колесах появился как альтернатива стандартным рельсовым аналогам и предназначался для применения в экстремальных условиях. Например, при отсутствии возможности прокладки рельсов в районах с трудным доступом или для обеспечения необходимыми товарами и продуктами населенные пункты, стойбища и т.д. Ученые сегодня не совсем согласны с таким утилитарным применением тепловоза на колесах и выдвигают разные версии и причины сооружения транспортного средства.

Отличная техника – шедевр инженерной мысли

Основные особенности и отличия тепловоза на колесах

За базовый прототип приняли обычный тепловоз модели М62-1727.

Тот самый простой и надежный транспорт

А вот колесная конструкция заимствована от пусковой ракетной установки «Ураган».

Ракетная установка «Ураган» – неплохая колесная платформа

Получился неплохой «тандем» обычного тепловоза с оружейной установкой с высокими параметрами проходимости и немалой скоростью передвижения. Попытка превратить обычное рельсовое транспортное средство в самоходный автомобиль с увеличенной проходной способностью почти увенчалась успехом. Инженеры «пестовали и выращивали детище», постоянно внося изменения и доработки.

“Изобретение тепловоза на колесах имело цель соорудить самоходный транспорт, способный передвигаться в условиях безвоздушного пространства. По сути, это был агрегат для «постапокалиптического пространства».

При первоначальном осмотре может показаться, что ходовая мощная часть дополнена «верхушкой» от тепловоза. На самом деле конструкция намного сложнее, за движение «Машки» отвечали асинхронные электромоторы, которыми были оснащены ступицы каждого колеса. В боковых ящиках расположились АКБ, резервуары под масло.

Совершенство инженерной мысли СССР

Проект все же реализовали, в итоге на свет появилось мощное транспортное средство, которое произвело фурор в мировом сообществе.

Тепловоз на колесах «Машка» оказался недостаточно хорошим

Названный «Машкой» тепловоз на колесах окрестили «монстром машиностроения», но особо в прессе не освещали. Инженерному шедевру посвятили всего лишь небольшую заметку в газете, где немало восхищались «соединением невозможного».

Заметка в газете о советском «постапокалиптическом транспорте»

Установленный на 6-осное шасси, тепловоз выглядит мощно и производит впечатление всепогодной машины, которая пройдет через любые препятствия. Но все же остались недоработки, в частности потекли все технические жидкости, поэтому проездил «монстр машиностроения» совсем недолго.

Что осталось от «Машки», и где сегодня прославленный тепловоз

Тепловоз на колесах сегодня стоит «на приколе», но при необходимости машину вполне можно запустить в ход. Силы тепловоза на колесах хватает для генерации электрической энергии, достаточной для обеспечения нескольких механизмов.

В министерстве военной промышленности пытались взяться за доработку проекта, но потребовались значительные вложения, полная переработка проекта и модернизация. Намного проще выстроить совершенно иной агрегат, соответствующий реалиям современности, чем довести до совершенства «монстра на колесах».

Проблемы с рулевым механизмом окончательно сделали тепловоз на колесах недееспособным, и агрегат убрали в музей. Была еще одна попытка применить «Машку» в деле – переделать колесный транспорт в тягач. Но и тут работы зашли в тупик – тягач попросту не поехал.

Сегодня «Машка» уже является музейным экспонатом. Тепловоз на колесах из совершенства инженерной мысли превратился в ненужного гиганта. Однако сам проект был высоко оценен правительством, инженеры были награждены заслуженными премиями. И хотя устройство не нашло применения ни в одной сфере промышленности, народного хозяйства, транспорт все же остается на ходу и в любой момент может быть применен для решения задач повышенной сложности.

Читайте также:  Уровень масла двигателе субару форестер

Тепловоз на колесах сегодня уже музейный экспонат

Тепловоз на шинах

Видели наверное такое фото в интернете? Задавались вопросом что это такое?

Понятное дело, что это не «суровая челябинская маршрутка», как пишут в интернетах. И даже не какой то секретный военный проект. Конечно же это и не фотошоп, да и шасси у него не предполагалось именно такое. Непосредственно на первом фото транспортировка ВЛ80т-1342(одна секция), после крушения в Тулуне, в Иркутский университет путей сообщения. Но некоторые наверное удивятся, узнав. что чем то похожее транспортное средство действительно было в проекте.

Давайте посмотрим на этот проект:

Верх этого чуда — бывший тепловоз ДМ62-1727 после ТР-3 в 2001 г., низ — шасси от пусковой ракетной установки на базе «Урагана» с увеличенной, по отношению к штатному варианту, шириной колеи. Привод колёс должен быть у каждого колеса индивидуальный (асинхронный электродвигатель, размещённый в ступице колеса и приводящий колесо во вращение через штатный планетарный редуктор).

Для транспортировки приводом были оборудованы только 2 колеса, да и те не заработали. Привод поворота колес гидравлический с использованием каких-то непонятных исполнительных механизмов. В кузове установлена гидравлическая станция — именно из-за неё оно и не уехало.

Это результат НИОКР проведённого в НИИИ-21 (занимается подвеской колесных и гусеничных машин) в г.Бронницы. Они испытывали шасси для большегрузных внедорожних машин, а двигателя хорошего не было. Зато у ВС РФ было множество М62 Его как двигатель сверху на шасси и поставили.

Чудо это в настоящее время стоит (а может уже нет?) на территории ВНИКТИ. Разрабатывали проект и чертежи учёные МГТУ им. Баумана в 2002 — 2003 гг. Потом его хотели отогнать своим ходом на военный полигон под Бронницами в декабре 2003 г., но что-то не заладилось с управлением поворотом колес и тягой.

Давайте подытожим версии которые гуляют по интернету:

Версия номер один (к сожалению, авторов отследить не удалось, так как цитаты кочуют по всему инету):

В конце 90-х во Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ, г. Коломна Мос. обл.) поступил заказ от Министерства обороны на разработки гибридного тягача с использованием вездеходного шасси в совокупности с тяговвыми характеристиками тепловозных дизелей. Вот и был создан такой «ослобык» с шасси МЗКТ и кузовом и начинкой магистрального тепловоза 2Т62У (по-моему, так он называется). Для этого был изуродован абсолютно новый тепловоз.

После всех работ по конструировании такого монстра, его смогли завести, но он так и не поехал…были проблемы с системой рулевого управления. В итоге, его из Коломны в Бронницы тащили тягачом, причем последние километры оказались критичными: поворотные колеса встали в раскорячку…короче, кое-как его притащили на полигон, впоседствии военные там с ним что-то колдовали, но в итоге от этой идеи отказались.

Версия номер два несколько иная:

Это чудо делали в Бронницах совместно с МГТУ им. Баумана. Я общался с ребятами, которые его делали. Тепловоз там отзаборный. Когда залили все необходимые для мотора жидкости (а там одной воды сотни литров), там потекло буквально изо всех щелей. Пришлось все сливать, все разбирать и менять прокладки.

Поскольку этот процесс происходил зимой, а этот монстр стоял на улице, ребята в выражениях относительно тепловоза, начальников, Ельцина и т.п. особо не стеснялись. В конце концов к весне его худо-бедно доделали и завели, он выехал за ворота и прямо там сдох. Обратно его втащить уже не было физической возможности, и он там еще стоял чуть ли не год. Что касается «зачем он нужен» — да собственно практического смысла у него нет. Отрабатывали независимое рулевое управление каждым колесом, чисто экспериментальная машина.

Читайте также:  Название масел для машины

Версия номер три добавляет загадочности:

На шасси МЗКТ–7919 установили кузов бывшего тепловоза М62… В подмосковных Бронницах, за забором ВНИКТИ, куда поступает на обкатку новая армейская техника, уже не один месяц стоит неизвестное транспортное средство, похожее на тепловоз. Как удалось выяснить, на нем отрабатывают конструкцию сверхмощного шасси для установки специального оборудования. Дело в том, что создавать на имеющемся шасси МЗКТ–7919 новый кузов, да к тому же начиненный сложными электрическими и гидравлическими агрегатами, военному институту оказалось просто не под силу. На помощь пришла военная смекалка. Так появился на свет этот чудо–тягач. На шасси установили кузов бывшего тепловоза М62…

Интересно, что каждое колесо гиганта приводится в действие индивидуальным асинхронным электродвигателем, размещенного в ступице. В кузове установлено гидравлическое оборудование. Ящики по бортам – аккумуляторная батарея и емкость под масло для гидравлики, под рамой – топливные баки. Точное назначение этой машины военные пока скрывают, однако предположительно она может служить, например, мощной передвижной электростанцией в несколько тысяч кВт.

А версия номер четыре слегка развеивает:

На снимке неудачная попытка сделать передвижную электростанцию для военных. Зимой прошлого года этот необычный объект должен был своим ходом добраться до военного полигона в броницах, но конструкция оказалась слабой. Большие проблемы возникли с управлением поворота колес и тягой.

С тех пор им никто не занимается. Верх – бывший тепловоз М62, низ рама с колесами от шасси МЗКТ-7919. привод колес индивидуальный – асинхронный электродвигатель, размещен в ступице каждого колеса и приводящий колесо во вращение через штатный планетарный редуктор.

Версия номер пять:

А вот интересный эксперимент — тепловоз на автомобильных колесах. Даже, как видите, автомобильный номер присобачен. Это бывший ДМ62-1727, поставленный на шассии от пусковой ракетной установки с увеличенной шириной колеи. Собственно ракеты эта штука возить и должна была. Но её, к сожалению, не научили поворачивать.

Шестая версия:

ЧУДО это в настоящее время стоит на территории ВНИКТИ (на заднем плане механический цех, а справа кабина тормозной единицы на базе ВЛ60). Делали этот аппарат наши рабочие, разрабатывали проект и чертежи — ученые МВТУ им.

Баумана. Строили его в 2002- 2003 г., хотели отогнать своим ходом на военный полигон под Бронницами в декабре прошлого года, но что-то у ученых не заладилось с управлением поворотом колес и тягой. ОНО тарахтело недели две, потом воду слили, ученые и военные разбежались и вот по сей день никто не появляется.

Верх этого ЧУДА — бывший тепловоз ДМ62 нр. 1727 (скорее всего Октябрьской ж.д.) после ТР-3 в 2001 г, низ — шасси (рама с колесами) от пусковой ракетной установки на базе «Урагана» с увеличенной, по отношению к штатному варианту, шириной колеи. Привод колес должен быть у каждого колеса индивидуальный — асинхронный электродвигатель размещенный в ступице колеса и приводящий колесо во вращение через штатный планетарный редуктор. Для транспортировки приводом были оборудованы только 2 колеса, да и те не заработали.

Привод поворота колес гидравлический с использованием каких-то
не понятных исполнительных механизмов. В кузове установлена гидравлическая станция, именно из-за нее ОНО и не уехало. А так если бы можно было рулить — утащили бы тягачами. Ящики на боках — аккумуляторная батарея и емкость масла для гидравлики, емкости под рамой — топливные баки.

Читайте также:  Путевые машины для капитального ремонта пути

Но вот что любопытно. Хоть это фото и очень похоже на монтаж (если присмотреться то на крыше кабины и буф.фонарях снег лежит или иней, а на земле и намёка нет на зимнюю погоду. Да и лес вдали с листвой. Всё выбивает тень под кузовом, земля и колёса весьма отличаются по яркости.), оно размещено на сайте НПЦ «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана, где заявляют о том что заканчивается строительство уникального образца шестиосного внедорожного колесного тягача мощностью 1450 л.с. и массой около 90 т. с 12–ю электромоторколесами всех 12 управляемых колес.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Странный автозверь «Машка», или зачем нужен тепловоз на колесах

Плодом воображения конструкторов становятся уникальные агрегаты, которые соединяют в себе преимущества разной техники. Одним из таких примеров стал тепловоз-внедорожник, прозванный в народе «Машкой».

Тайна уникального поезда на колесах

Согласно информации специалиста в области тепловозостроения Александра Иоффе, опубликованной в журнале «Локотранс» в 2004 году, гигант был создан в подмосковной Броннице двумя годами ранее Всероссийским научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом подвижного состава, который базируется в Коломне.

Заказ поступил от Министерства обороны, которое нуждалось в гибридном тягаче, способном работать в экстремальных условиях. Задача была выполнена лишь отчасти, так как имелись проблемы с рулевым механизмом.

Есть мнение, что «Машку» строили при участии сотрудников Московского государственного технического университета им. Баумана. Мол, они экспериментировали с отработкой независимого рулевого управления каждым колесом. При эксплуатации конструкции было выявлено много проблем. Прежде всего текли технические жидкости, поэтому дело забросили.

Существует также предположение, что своеобразный автопоезд понадобился военным в качестве мощной передвижной электростанции.

Особенности тепловоза-внедорожника

Конструкция представляет собой симбиоз тепловоза М62-1727 (производства Луганского тепловозостроительного завода) и 6-осного шасси МАЗ-547 от пусковой ракетной установки (производства Минского завода колесных тягачей).

В ступице каждого из 12 колес установлены асинхронные электромоторы, которые осуществляют вращение посредством штатного планетарного редуктора. Ширина колеи была увеличена. Привод поворота больших колес гидравлический.

В кузове находится станция, из-за которой и возникли проблемы с эксплуатацией транспортного средства. По бокам гибрида расположены ящики с аккумуляторными батареями и емкостями масла для гидравлической системы. Топливные баки находятся под рамой. Мощность внедорожного колесного тягача – 1450 л.с., масса – около 90 т.

Чем закончился эксперимент с «Машкой»

По некоторым данным, чудо-монстр находится сейчас на вечном приколе в той самой Броннице. Он не используется, хотя при необходимости его можно завести. Попытки Министерства военной промышленности доработать проект не увенчались успехом.

Для качественной модернизации и абсолютной корректировки громадины нужны были немалые финансовые вложения. Более целесообразным представлялось создание нового агрегата, который по всем параметрам отвечал бы техническим требованиям современности.

Неисправности рулевого механизма сделали «Машку» полностью нефункциональной. Когда ее в последний раз пытались преобразовать в тягач, она не смогла нормально передвигаться.

Тепловоз на колесах стал экспонатом музейной выставки. Два десятка лет назад проект считался перспективным, некоторые специалисты подбирали ему лестные эпитеты, а создателей награждали премиями. Но тот же Иоффе, например, заявлял об абсурдности идеи.

Любопытному транспортному средству, которое предполагалось использовать в качестве тягача либо передвижной электростанции, не суждено было стать серийным. Из-за определенных недоработок и нехватки финансирования для их устранения имеющийся концепт так и не нашел себе применения в какой-либо сфере. Поэтому сейчас он является всего лишь экспонатом, образцом причудливой инженерно-технической мысли.

Adblock
detector