Текущий ремонт двигателя
Различают капитальный и текущий ремонт двигателя. Необходимость и того и другого выявляется при диагностике двигателя. Разница заключается в том, что капитальный подразумевает под собой процесс полного восстановления мотора с его разборкой и заменой негодных частей, а текущий ремонт — это устранение небольших неисправностей и смена масла.
Замена масла.
Масло, находящееся в двигателе имеет неприятное свойство загрязняться. Этот процесс нельзя предотвратить и, как результат, появляются различные неисправности отдельных деталей двигателя. Такие важные характеристики как надёжность и запас ДВС и вся работа двигателя зависят отстепени чистоты масла. Необходимость замены масла чаще возникает у владельцев автомобилей с двигателем, работающем на дизельном топливе. Для таких машин производят специальное дизельное масло с набором специальных присадок.
Для смены масла владелец должен купить масло, фильтр и промывку. Для начала, в старое масло заливают промывку и, спустя некоторый промежуток времени, сливают старое. Промывка применяется для удаления загрязнений, образованных работой предыдущего масла, например, нагар, шлак, краски и пр. также промывка – отличное решение при проблеме несоответствия масел. Если водитель приобрёл не ту разновидность масла, которая была раньше в двигателе, то промывка просто необходима, дабы избежать проблемы несовместимости. На протяжении периода нахождения промывки в моторе, двигатель должен работать. Затем необходимо заменить масляной фильтр и залить свежее масло. На выбор предлагается два вида промывки: мягкая и быстрая. Мягкая применяется задолго до залива нового масла (после её заливки машина должна пройти не менее двухсот километров) и быстрая (заливается за 5-10 минут до слива масла).
Для слива старого масла есть как минимум два способа: слив и вакуум. Последний считается более экологичным, но старое масло не полностью устраняется из двигателя.
Замена масляного фильтра состоит из нескольких этапов: удаление грязи и влаги с посадочной поверхности на блоке мотора. Далее, уплотнительное кольцо устанавливаемого фильтра примачивается свежим маслом для того, чтобы не повредить уплотнитель при закручивании; заливка 1 литра масла в фильтр; установка фильтра. После замены фильтра можно заливать и масло. Делать это лучше при помощи вытянутого щупа. Когда масло залито в нужном объёме, надо проверить уровень масла в двигателе. Это можно сделать, также применив щуп.
Иные работы на двигателе.
Но ремонт двигателя не ограничивается заменой масла в ДВС. Он также необходим, если при диагностике выявлены такие неисправности как: нарушение регулировки клапанов, неисправность головки блока, стук шатунных и коренных подшипников, пропуск газов, повышенный расход масла, пониженное давление масла в системе смазки двигателя. Устранение некоторых дефектов не нуждается в снятии двигателя с автомобиля.
Если имеют место быть несколько неисправностей, либо ремонт больше похож на капитальный, нежели на текущий, двигателя машины моют снаружи и отправляют для капитального ремонта на технический обменный пункт.
Если наблюдаются дымный выхлоп газов, повышенный расход масла в двигателе, стуки или падающее давление в системе смазки, то это является признаком того, что кривошипно-шатунный механизм требует ремонта. При изнашивании трущихся поверхностей возникают стуки и увеличивается зазор между деталями, что приводит к понижению давления в цилиндрах и увеличению расхода масла. Цилиндрические поверхности изнашиваются неравномерно. Сильнее по окружности цилиндры изнашиваются в зоне качания шатуна, а по оси – в районе компрессионных колец. Поршни не подвержены ремонту и сразу заменяются на новые. То же самое происходит и с шатунами, если на них обнаружены трещины, скручивания и другие механические повреждения. Коленчатый вал подвержен износу в месте шатунных и коренных шеек. В этом случае шейки шлифуют под ремонтный размер. Но если имеются изгибы, скручивания и т. д. , то коленчатый вал выбрасывается. Поршни и шатуны необходимо подбирать по массе. Различие приведёт к короткому сроку службы двигателя.
Ремонт головки цилиндров и деталей газораспределительного механизма возникает при появлении коррозии на головках из алюминиевого сплава, трещин, износа клапанных гнёзд, коробления, износа и срыва резьбы. Трещины можно обнаружить как при визуальном осмотре, так и при помощи гидравлического испытания давлением воды, они подлежат ремонту электродуговой сваркой и эпоксидными смолами. Клапанные гнёзда фрезеруют. Шлифовкой устраняется износ фасок, тарелок и стержней. После процедуры производят притирку с пастой ГОИ или смеси наждачного порошка с дизельным маслом, чтобы достичь полного прилегания тарелки клапана к гнезду.
Полностью собранный двигатель подвергается испытанию на специальном стенде. Целью обкатки является приработка трущихся поверхностей и выявление неисправностей, которые возникают при отклонении от технических условий. Проходит обкатка в два этапа. Первый этап проходит в условиях, указанных для двигателя данной автомобильной марки, второй – в условиях с пониженной нагрузкой. Существуют холодная и горячая обкатки, которым подвергаются автомобильные и тракторные двигатели. Холодной обкаткой проверяется давление масла, а вода поддерживается на уровне 80 градусов. По окончании холодной обкатки двигатель осматривается и подтягиваются гайки крепления головки цилиндров. При горячей обкатке двигатель запускается электродвигателем стенда, на котором проходит испытание. При этом виде обкатки регулируются ходовые обороты, проверяется давление масла, двигатель прослушивается на наличие стуков стетоскопом. Горячую обкатку применяют при технических условиях нагрузки и замеряют уровень расхода топлива и мощность двигателя.
Важно проводить ремонт двигателя своевременно. Это позволит Вам избежать более серьёзных проблем, улучшить показатели и сэкономить при капитальном ремонте.
Текущий ремонт двигателя пример
Текущий ремонт двигателей производится при наличии следующих дефектов: нарушении регулировки клапанов; неисправности прокладок крышки клапанов и головки блока; неисправности головки блока; стуке коренных и шатунных подшипников; повышенном расходе масла, пропуске газов; падении мощности; пониженном давлении масла в системе смазки двигателя. Устранение первых четырех дефектов производится без снятия двигателя с машины.
Для замены цилиндропоршневой группы, деталей кривошипно-шатунного механизма, системы смазки двигатель необходимо снимать с машины.
При одновременном наличии нескольких дефектов (стуке клапанов, подшипников, падении мощности двигателя и т. д.) и наработке близкой к наработке до капитального ремонта двигатель проходит наружную мойку и направляется на склад оборотных агрегатов для сдачи на технический обменный пункт для прохождения капитального ремонта на ремонтном заводе.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 10. Стенды для сборки и разборки двигателей ЯМЗ: а — модель Р770; б — модель Р776
Разборка и сборка двигателей при текущем ремонте производятся после наружной мойки и очистки на агрегатном участке. Разборку ведут на универсальных или специализированных стендах (рис. 10).
Ремонт кривошипно-шатунного механизма. Кривошипно-шатунный механизм двигателя состоит из цилиндропоршневой и кривошипно-ша- тунных групп и включает следующие детали: цилиндр, поршень, поршневые кольца, поршневой палец, шатун, коленчатый вал, шатунные и коренные подшипники, маховик. Внешние признаки износа деталей этой группы — дымный выхлоп отработавших газов, повышенный расход масла, падение давления в системе смазки, стуки. Стуки возникают в результате естественного изнашивания трущихся поверхностей деталей кривошипно-шатунного механизма и увеличения зазора между ними. Увеличение^ зазора между деталями цилиндропоршневой группы приводит к снижению давления в цилиндрах (компрессии) и повышенному расходу масла. Увеличение зазора в подшипниках коленчатого вала вызывает снижение давления масла в главной масляной магистрали.
Поверхности цилиндров изнашиваются неравномерно как вдоль оси, так и по окружности. По окружности цилиндры изнашиваются сильнее в плоскости качания шатуна, а вдоль оси — в зоне компрессионных колец. Поршни и поршневые кольца, как правило, не ремонтируют, а заменяют новыми. Шатуны двигателя при наличии трещин, изгибов, скручивания, больших износов под втулку пальца и вкладыши выбраковываются и заменяются новыми. Для шатунов всех марок двигателей допускается изгиб 0,08 мм, а скручивание 0,12 мм на длине 100 мм.
Коленчатый вал изнашивается в зоне коренных и шатунных шеек. Для восстановления формы шеек и их чистоты, поверхности шлифуют под ремонтный размер. Для коленчатых валов тракторных двигателей принято четыре основных ремонтных размера с интервалом 0,75 мм для шатунных и 0,5 мм для коренных шеек. Для автомобильных валов интервал составляет 0,25 мм для коренных и шатунных шеек. При изломах, трещинах, погнутости коленчатый вал выбраковывается.
При ремонте поршни и шатуны подбираются по массе. Разность в массе приводит к дисбалансу, повышенной вибрации и снижению долговечности двигателя. Перед сборкой поршни нагревают до 75 … 85° С и соединяют с шатунами путем запрессовки пальца.
Коленчатый вал собирают в приспособлении. При сборке устанавливают шестерню привода масляного насоса. Шестерню располагают метками наружу. Масляные каналы продувают сжатым воздухом. К валу подбирают комплект шатунных и коренных вкладышей.
Ремонт головки цилиндров и деталей газораспределительного механизма. Основные дефекты головок цилиндров следующие: трещины, износ клапанных гнезд, коррозионный износ головок из алюминиевых сплавов, износ или срыв резьбы, коробление.
Крупные трещины обнаруживаются визуально, мелкие —при гидравлическом испытании давлением воды 0,4 МПа в течение 3 … 5 мин, при этом на поверхности не должно быть течи. Головка выбраковывается при трещинах, проходящих через отверстия под шпильки, направляющих клапанов или перемычки гнезд. Трещины ремонтируют электродуговой сваркой или эпоксидными смолами. При короблении плоскость прилегания головки к блоку фрезеруют и притирают на притирочной плите. Коробление плоскости допускается до 0,15 мм.
Клапанные гнезда восстанавливают фрезерованием с углом режущей кромки зенковки 15, 45 и 75°. Порядок фрезерования следующий: черновой фрезой с углом 45° снять фаску до выведения следов износа, фрезой с углом 15° снять с поверхности гнезд слой металла до образования четкой верхней кромки фаски, расположенной под углом 45°, чистовой фрезой с углом 45° зачистить фаску до получения рабочей фаски шириной 2 … 3 мм. После установки клапана фаска на его тарелке должна полностью перекрывать фаски гнезда без зазоров.
В клапанах изнашиваются фаски, тарелки и стержни по диаметру и торцу. Эти дефекты устраняются шлифовкой. После шлифовки для полного прилегания тарелки клапана к гнезду производят притирку с использованием пасты ГОИ или смеси наждачного порошка зернистостью 240 … 280 с дизельным маслом.
Ремонт системы смазки. Основные неисправности системы смазки относятся к износу и повреждению деталей масляного насоса и центрифуги. Перед разборкой масляный насос проверяется на стенде КИ-5278 или КИ-1575; при обнаружении неисправностей и утрате параметров насос подлежит разборке и замене неисправных деталей. После сборки насос проверяется на стенде и производится регулировка перепускного клапана на давление 0,6 … 0,8 МПа.
Обкатка и испытание двигателей. Собранный двигатель обкатывают и испытывают на специальных стендах. Цель обкатки — приработка трущихся поверхностей и выявление дефектов, возникающих в результате отклонений от технических условий. Основная приработка деталей двигателя происходит в первые 2 … 3 ч и полностью завершается через 40 … 60 ч. Поэтому обкатку проводят в два этапа: сначала на стендах по режиму, указанному в технических условиях для двигателя данной марки, а затем в условиях эксплуатации с пониженной нагрузкой. Автомобильные и тракторные двигатели подвергают холодной и горячей обкатке (без нагрузки и под нагрузкой) на универсальных стендах КИ-1363Б и КИ-1218А. (СМД-14, ЯМЭ-236, ЯМЭ-238, СМД-60 И др.).
Холодную обкатку автомобильных карбюраторных двигателей проводят в течение 20 мин, а дизельных — 80 … 100 мин сначала с выключенной, а затем и с включенной компрессией по режиму, установленному техническими условиями. Во время холодной обкатки проверяют давление масла в магистрали, при этом температура воды в системе охлаждения поддерживается на уровне 80° С. При обкатке не допускаются резкие шумы и стуки, а также подтекание масла, топлива и воды. После окончания холодной обкатки двигатель осматривают и подтягивают гайки крепления головки цилиндров.
При горячей обкатке включают подачу топлива и электродвигателем стенда запускают двигатель. В течение 10 … 15 мин его обкатывают без нагрузки при пониженной частоте вращения вала, а затем 10 … 15 мин при повышенной частоте вращения вала. При этом проверяется давление масла, регулируются обороты холостого хода, прослушивается стетоскопом двигатель в зонах возможных стуков.
Под нагрузкой двигатели обкатывают по режиму, установленному техническими условиями. Максимальная нагрузка не должна превышать 85% номинальной. В процессе обкатки замеряется мощность двигателя и расход топлива.
Текущий и капитальный ремонт электродвигателя
Подписка на рассылку
Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.
В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.
Текущий ремонт электродвигателя
При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.
Так, при текущем ремонте:
- очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
- меняют – при необходимости – подшипники;
- проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
- восстанавливают изоляцию на выводных концах;
- измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
- проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
- оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
- проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
- оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
- проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
- проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.
Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.
Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.
Капитальный ремонт электродвигателя
При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.
Так, при капитальном ремонте:
- меняют обмотки – частично или полностью;
- меняют вал ротора;
- балансируют ротор;
- меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
- очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.
По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.
Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.
Плановый технический ремонт электродвигателя
Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:
- покрытие обмоток лаком;
- замена изоляции обмоток;
- промывка металлических деталей машины и подшипников;
- замена прокладок на подшипниковых щитах;
- заварка и проточка заточек у щитов ЭД.
Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.
Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя
Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.
В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.
Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.
Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.
Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.