Особенности авторемонтного производства
Авторемонтное производство, так же как и автомобилестроение, предназначив выпускать одну и ту же продукцию — автомобили и их агрегаты с определенной работоспособностью и ресурсом. Оба вида производств имеют много одноименных технологических процессов.
Однако авторемонтное производство существенно отличается от производства автомобилей. Основной причиной этих различий является неодинаковость исходного продукта, из которого в ходе производства формируется изделие. Основным исходным продуктом автомобильных заводов являются различные машиностроительные материалы, из которых получают заготовки и изготавливают детали. Исходным продуктом авторемонтного предприятия являются ранее выпущенные автомобили и их агрегаты, утратившие работоспособность — ремонтный фонд. Как автомобильные заводы, так и авторемонтные предприятия наряду с основным исходным продуктом используют дополнительно также детали, узлы, агрегаты и приборы, получаемые по кооперации от смежных предприятий. Но эти поставки для заводов, изготовляющих или ремонтирующих автомобильную технику, не имеют определяющего значения. Отличия капитального ремонта от изготовления автомобилей, вытекающие из неодинаковости исходного продукта, довольно многочисленны и имеют принципиальное значение для организации и технологии авторемонтного производства. Рассмотрим коротко основные из этих отличий, сведя их для удобства в три группы.
Первая группа отличий характеризуется наличием при капитальном ремонте специфичных, т. е. свойственных только ремонту, видов работ. К ним относятся разборка автомобилей, их мойка, дефектация и сортировка деталей, а также восстановление деталей. Капитальный ремонт предполагает обязательную полную разборку ремонтируемого объекта, так как без этого практически невозможно оценить действительное техническое состояние его деталей, наметить и осуществить мероприятия по обеспечению необходимого уровня работоспособности и рабочего ресурса.
Поступающие в ремонт автомобили и агрегаты подвергаются мойке, а детали обезжириваются и очищаются от всех загрязнений. Проведение моечно-очистных операций обеспечивает наиболее благоприятные условия как для разборки, так и для последующих процессов дефектации, сортировки и восстановления деталей.
Дефектация имеет целью определение технического состояния деталей. По результатам дефектации детали сортируют на три группы: годные, требующие восстановления и негодные. Восстановлению подвергаются детали, имеющие устранимые дефекты; в условиях авторемонтных предприятий восстановление проходят большинство основных деталей ремонтируемых автомобилей и агрегатов.
Капитальный ремонт с точки зрения количества выполняемых видов работ и их взаимосвязи является более сложным процессом, чем изготовление агрегата. Это положение полностью относится и к автомобилю в целом.
Вторая группа отличий капитального ремонта от изготовления новых автомобилей и агрегатов характеризуется повышенной сложностью выполнения отдельных, общих для обоих производств видов работ. Здесь имеются в виду работы по сборке объектов и их окраске, а также по техническому контролю в процессе производства. Отличительной особенностью сборки при ремонте является использование деталей трех категорий: отработавших срок службы до ремонта, имеющих износы рабочих поверхностей, но еще годных для дальнейшего использования в течение очередного межремонтного срока без восстановления; прошедших восстановление и имеющих размеры новых деталей или так называемые ремонтные размеры; новых, поступивших в качестве запасных частей от автомобилестроительных заводов или изготовленных самими ремонтными предприятиями.
На заводах-изготовителях автомобильной техники на сборку поступают только новые детали, т. е. детали одной категории. Применение при ремонтной сборке деталей трех категорий существенно усложняет комплектование деталей для агрегатов и узлов с целью обеспечения заданных техническими условиями значений зазоров и натягов у сопрягаемых пар деталей. По этой причине в ходе ремонтной сборки приходится более широко, чем в основном производстве, применять метод групповой взаимозаменяемости. При использовании этого метода для обеспечения требуемой точности сопряжений детали различных категорий сортируют на группы по размерам рабочих поверхностей и в последующем комплектуют пары сопрягаемых деталей из одинаковых групп. Группирование деталей и комплектование пар с учетом групп усложняет сборку узлов и агрегатов, складирование и хранение деталей. Усложнение окраски при капитальном ремонте объясняется необходимостью проведения в предварительном порядке работ по удалению старых лакокрасочных покрытий и различных загрязнений эксплуатационного происхождения с подлежащих окраске изделий. В производстве автомобилей и агрегатов такой необходимости нет.
Функции технического контроля при ремонте более широкие, чем при изготовлении новой техники.
Кроме функций, выполняемых в автомобилестроении, при капитальном ремонте осуществляется еще и контроль поступающего ремонтного фонда.
И, наконец, третья группа отличий капитального ремонта от изготовления автомобилей и агрегатов определяется нестабильностью характера и объема работ, выполняемых при ремонте однотипных объектов, что объясняется разнородностью технического состояния ремонтного фонда.
14. Особенности авторемонтного производства.
Авторемонтное предприятие (АРП) — организация производящая техническое обслуживание и ремонт подвижного состава сторонних организаций, не имеющих собственной ремонтной базы. К АРП относятся авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы и базы централизованного ремонта узлов агрегатов, авторемонтные мастерские, шиноремонтные мастерские. Бывают двух типов:
выполняющие все ремонтные работы от разборочно-моечных до испытания готовой продукции;
производящее ремонт отдельных агрегатов и узлов.
В настоящее время на большинстве авторемонтных предприятий внедрён агрегатный метод ремонта автомобилей.
Структура авторемонтных предприятий
В организационной системе управления АРП можно выделить несколько блоков: финансовый, экономический, технический, кадровый. Общее руководство осуществляет начальник предприятия. Технический блок включает: зоны ежедневного техобслуживания (ЕО), периодического техобслуживания, сезонного обслуживания (СО), ремонтная зона (разборочный, сборочный, кузовной цеха, цех восстановления и изготовления деталей), производственно-вспомогательные участки (инструментальный, ремонтно-механический, электро-ремонтный, ремонтно-строительный) и склады.
Развитие авторемонтных предприятий
С появлением первых автомобилей, возникла необходимость в их ремонте и обслуживании, но специализированных организаций по ремонту ещё не существовало. Ремонт осуществлял владелец, либо его шофер: вышедшие из строя детали изготавливались собственными силами, а проколы ликвидировались прямо на дороге. Лишь в начале XX века увеличение количества автомобилей послужило толчком к организации авторемонтного дела. На основе мастерских по ремонту сельхозтехники или велосипедов стали появляться первые автомастерские. Располагались они ближе к людям, которым автомобиль был необходим по роду их деятельности (например врачи). Здесь же продавался бензин, который с помощью насоса подавался из подземного бака.
Бурное развитие авторемонтных предприятий пришлось на период индустриализации. После распада СССР количество авторемонтных предприятий значительно сократилось. В настоящее время наиболее распространены военные авторемонтные заводы для обслуживания и ремонта военной техники с воинских частей и полигонов; а также небольшие мастерские, имеющие от 3 до 10 постов (СТО), которые могут быстро реагировать на изменения парка автомобилей, перестраиваться на новые виды ремонтных работ и не имеют большого складского хозяйства.
Однако авторемонтное производство существенное отличается от производства автомобилей. Основной причиной этих различий является неодинаковость исходного продукта, из которого в ходе производства формируется изделие. Основным исходным продуктом автомобильных заводов есть различные машиностроительные материалы, из которых получают заготовки и изготавливают детали. Исходным продуктом авторемонтного предприятия является ранее выпущенные автомобили и их агрегаты, утративших трудоспособность — ремонтный фонд. Как автомобильные заводы, так и авторемонтные предприятия наряду с основным исходным продуктом используют дополнительно также детали, узлы, агрегаты и приборы, получаемые по кооперации от смежных предприятий. Но эти поставки для заводов, производящих или ремонтируют автомобильную технику, не имеют определяющего значения. Отличия капитального ремонта от изготовления автомобилей, следующих из неодинаковости исходного продукта, весьма многочисленны и имеют принципиальное значение для организации и технологии авторемонтного производства. Рассмотрим кратко основные из этих различий, сведя их для удобства в три группы. Первая группа различий характеризуется наличием при капитальном ремонте специфических, т.е. свойственных только ремонта, видов работ. К ним относятся разборка автомобилей, их мойка, дефектация и сортировка деталей, а также восстановление деталей. Капитальный ремонт предполагает обязательное полная разборка ремонтируемого объекта, так как без этого практически невозможно оценить действительное техническое состояние его деталей, наметить и осуществить мероприятия по обеспечению необходимого уровня работоспособности и рабочего ресурса.
Автомобили, поступающие в ремонт, и агрегаты подвергаются мойке, а детали обезжириваются и очищаются от всех загрязнений. Проведение моечно-очистных операций обеспечивает наиболее благоприятные условия как для разборки, так и для последующих процессов дефектации, сортировки и восстановления деталей. Дефектация имеет целью определения технического состояния деталей. По результатам дефектации детали сортируют на три группы: годные, требующие восстановления и недостойные. Восстановлению поддаются детали, имеющие устранимые дефекты; в условиях авторемонтных предприятий восстановление проходят большинство основных деталей ремонтируемых автомобилей и агрегатов.
Лекция по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
Основы технологии капитального ремонта автомобилей
Факторы, определяющие потребность ПС в ремонте. Понятие о старении и предельном состоянии ПС
Просмотр содержимого документа
«Лекция по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей»
Основы технологии капитального ремонта автомобилей
Факторы, определяющие потребность ПС в ремонте. Понятие о старении и предельном состоянии ПС
При эксплуатации автомобиля имеют место физическое и усталостное изнашивание деталей. Как при эксплуатации автомобиля, так и при его хранении происходят изменения, связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в металлах, потеря некоторых свойств (например, упругости, пластичности и др.). В связи с этим для решения задач ремонта необходимо знать законы старения, устанавливающие зависимость повреждений от времени. Например, толщины изношенного слоя, остаточного прогиба при деформации детали, площади или глубины поврежденного коррозией слоя в зависимости от наработки. Использование этих закономерностей позволяет прогнозировать потерю автомобилем и его составными частями работоспособного состояния.
Старением называется процесс необратимого изменения свойств и состояния ПС, обусловленный структурными превращениями, химическими изменениями в материалах деталей, а также постепенным накоплением в элементах конструкции микро- и макро-повреждений при эксплуатации. Процессы старения всегда связаны со временем.
Процесс старения механизма определяется процессами старения всех образующих его деталей и нарушением их взаимного расположения. Старение детали происходит в результате воздействия нескольких разрушительных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.
Изнашиванием называется процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Износ является результатом изнашивания и определяется в установленных единицах (толщины слоя, объема, массы).
Процесс изнашивания происходит в три стадии:
приработка сопряженных поверхностей;
работа сопряженных деталей;
Деформация детали может быть обратимой (упругой) и необратимой, т.е. остаточной. Деформация возникает при появлении напряжений в материале детали. Если возникающие напряжения вматериале детали меньше предела его упругости, то деформацияупругая.
Разрушениябывают вязкими, хрупкими и усталостными.Вязкое разрушение происходит вследствие значительной пластической деформации. Плоскость разрушений расположена под углом к направлению приложения нагрузки и совпадает с направлением действия касательных напряжений.
Хрупкое разрушение происходит под действием нормальныхнапряжений. Ему предшествует незначительная пластическаядеформация, и плоскость разрушения оказывается перпендикулярнойнаправлению приложения нагрузки. Процесс разрушения состоит из двух стадий: в первой стадии происходит зарождение трещины, а во второй — ее развитие через всё сечение детали.
Усталостное разрушение деталей является результатоммногократного приложения нагрузок и происходит при напряжениях,значительно меньших, чем в случае однократного нагружения.Трещина при усталостном разрушении зарождается в поверхностныхслоях, где действуют максимальные растягивающие напряжения.По мере ослабления сечения темп развития трещины усиливаетсяи при определенном остаточном сечении происходит полное разрушениедетали.
Коррозия представляет собой разрушение металлов вследствиехимического или электрохимического взаимодействия их с коррозионнойсредой.
Эрозия и кавитация возникают при действии на металл потокажидкости, движущейся с большой скоростью. На поверхностях деталей, подвергающихся жидкостной эрозии, образуются пятна, полосы, вымоины. Таким повреждениям подвергаются детали системыохлаждения двигателя, крылья кузова, воспринимающиесо стороны колес поток воды, песка и мелких камней. Кавитационноеповреждение металла происходит тогда, когда нарушаетсянепрерывность потока жидкости и образуются кавитационные пузыри. Кавитационные пузыри, которые находятся у поверхностидетали, уменьшаются в объеме с большой скоростью, что приводитк гидравлическому удару жидкости о поверхность металла. Сосредоточениев одном месте на поверхности металла большогоколичества таких ударов и вызывает образование кавитационныхразрушений в виде кратеров диаметром 0,2. 1,2 мм.Такому разрушениючасто подвергаются детали системы охлаждения двигателя, гильзы цилиндров, посадочные пояски блоков цилиндров подгильзу, патрубки и др.
С течением времени или по мере роста наработки в состоянииавтомобиля или его составных частей наступает предел, после которого использование автомобиля оказывается нецелесообразным: автомобиль (агрегат) достиг предельного состояния.
Предельным состоянием автомобиля и его составных частей называетсясостояние, при котором их дальнейшее применение поназначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановлениеих невозможно или нецелесообразно. Так, например, необходимостьсмены масла в картерах агрегатов связана с достижениеммаслами предельного состояния при изменении их смазывающихсвойств; выполнение регулировочных работ обусловливаетсядостижением предельных зазоров в сопряжениях; замена или ремонтдетали диктуется износом хотя бы одной ее рабочей поверхностидо предельного размера. Количественные значения показателейпредельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией.
Система ремонта. Виды и способы
Техническая политика в области поддержания работоспособностиавтомобилей основана на планово-предупредительной системетехнического обслуживания и ремонта.
Плановый характер системыпредусматривает плановое проведение ТО.Это дает следующие преимущества:
обеспечиваетпредупреждение непредвиденного (аварийного) отказа автомобиля и регулярное получение информации о его техническом состоянии;
предполагает планируемые наработки агрегатов и автомобилей до вывода их в ремонт, а также объемы работ при ремонте, что способствует повышению ритмичности работы ремонтных предприятий и улучшению условий их обеспечения материалами, запасными частями и другими видами ресурсов.
Предупредительный характер системы состоит в том, что она предполагает проведение ремонта составных частей и автомобиля в целом до наступления периода ускоренного изнашивания базовых и основных деталей. Дальнейшее использование базовыхи основных деталей, достигших этой стадии изнашивания, сопряжено с опасностью аварий и неизбежно приводит к увеличениюобъемов, сложности и стоимости ремонта.
В зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ различают текущий и капитальный ремонты.
Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава путем ремонта или замены отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния. Текущий ремонт обеспечиваетбезотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов идеталей на пробеге, не меньшем, чем до ближайшего ТО-2. Сокращениевремени простоя автомобиля достигается применением агрегатногометода ремонта, при котором производится замена неисправныхили требующих капитального ремонта агрегатов и узловна исправные, взятые из оборотного фонда. Оборотный фонд составныхчастей автомобиля может создаваться как непосредственнона АТП, так и в обменных пунктах, при региональных центральныхмастерских и ремонтных заводах.
Капитальный ремонт (КР) автомобилей, агрегатов и узловпредназначен для обеспечения назначенного ресурса автомобиляи его составных частей путем восстановления их исправности и почти полного (не менее 80% до ремонтного) восстановления ресурса. При КРзаменяют или восстанавливают любые узлы и детали, включая базовые. Автомобили и агрегаты подвергают, как правило, не более чем одному капитальному ремонту.
Технологическое деление автомобиля
Деталь – простое изделие из однородного материала, изготовленная без применения сборочных операций (болты, винты, гайки, валы).
Сборочная единица – изделие, детали которого подлежат соединению между собой.
Система деталей для передачи или преобразования движения одних звеньев в движение других, называется механизмом.
Агрегатом называется совокупность механизмов для решения какой-либо одной задачи.
Машиной называется механизм, предназначенный для преобразования энергии материалов с целью замены или облегчения физического труда человека.
Базовой частью легкового автомобиля и автобуса является кузов, грузового автомобиля — рама. К базовым деталям агрегатов относятся: в двигателе — блок цилиндров; в коробке передач, заднем мосту, рулевом механизме —картер; в переднем мосту — балка переднего моста или поперечина независимой подвески; в кузове или кабине — корпус; в раме —продольные балки.
Процессы авторемонтного производства
Производственным процессом называется совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта изделий. В производственный процесс входят не только основные процессы, связанные с преобразованием исходных материалов для получения автомобилейи их составных частей, но и вспомогательные, например,изготовление инструмента и приспособлений, ремонт оборудования, а также обслуживающие процессы (внутризаводская транспортировка материалов и деталей, складские операции, контроль и др.), обеспечивающие возможность изготовления изделий. В условиях АРП может организовываться на универсальных, специализированных рабочих местах и поточным методом.
Технологическим процессом называется часть производственного процесса, содержащая действия по изменению и последующему определению состояния предмета производства. На авторемонтном предприятии применяется множество разнообразных технологических процессов: разборка, мойка, обработка давлением, механическая обработка резанием, термическая обработка, сборка, окраска др. Технологический процесс состоит из технологических операций — законченных частейтехнологического процесса, выполняемых на одном рабочем месте.
Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефекацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
Направление автомобилей и их составных частей в КР производится на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля (диагностирования) и с учетом пробега с начала эксплуатации или после КР.
Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необходимости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили направляются в КР при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.
Агрегат направляется в КР, если:
базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата;
работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически нецелесообразно.
Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей выполняют различные АРП, которые классифицируются следующим образом.
По масштабу: ремонтные заводы и ремонтные мастерские;
По назначению: ремонт силовых и прочих основных агрегатов;
По типу производства: единичное, серийное и массовое. На принципах единичного производства осуществляются ремонт большегрузных автомобилей и разномарочных автобусов в авторемонтных мастерских, а также ремонт и изготовление прицепного состава на заводах и в мастерских. Серийное производство характерно для ремонта основных типов автомобилей и агрегатов на ремонтных заводах. К условиям массового производства приближается ремонт двигателей и других агрегатов и сборочных единица специализированных ремонтных заводах с большим установившимся объемом выпуска продукции.
Основы организации рабочих мест
Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ и включает организационную технологическую оснастку.