Меню

Технологический процесс ремонта двигателя мтз

Технологический процесс ремонта двигателя мтз

Универсально-пропашные тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-82 относятся к лучшим отечественным тракторам. С каждым годом конструкция их совершенствуется, улучшается качество, повышаются экономичность, надежность и ремонтопригодность. Они получили широкое признание механизаторов.

Вместе с тем велики еще простои тракторов из-за отказов и неисправностей, возникновение которых зачастую обусловлено низкой культурой эксплуатации машин, неудовлетворительным качеством ремонта.

Основным справочным материалом при проведении ремонта для трактористов и слесарей-ремонтников служит инструкция по эксплуатации тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, изданная заводам и заготовителем. Несмотря на информативность инструкции, содержащиеся в ней данные о конструкции, ремонте, пр и меняемом инструменте, съемниках, приспособлениях, контрольно-измерительных приборах, об основных правилах и последовательности разборки-сборки трактора оказываются недостаточными. В результате трактор и его составные части даже опытные механизаторы нередко разбирают наугад. Из-за отсутствия данных по дефектации многие пригодные к работе детали заменяют, что приводит к удорожанию ремонта.

Настоящее пособие может оказать практическую помощь механизаторам, слесарям-ремонтникам мастерских колхозов и совхозов, арендаторам. В нем содержатся сведения о причинах возникновения неисправностей и методах их устранения, показываются правильные приемы выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ при текущем ремонте тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.

Следуем учесть, что заводы-изготовители постоянно совершенствуют продукцию с целью повышения надежности ее и лучшей приспособленности к обслуживанию. Поэтому конструкция некоторых деталей, представленных на рисунках, может отличаться от конструкции деталей реального трактора, находящегося у потребителей.

Пособие подготовлен о сотрудниками ГОСНИТИ Ф. Н. Пуховицким и С. В. Петровым (составители), О. М. Копыловым, Е. Ж. Сапожниковым.

Технологический процесс ремонта двигателя мтз

Дизель в оборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазор а хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.

Рис. 2.1.6. Дизель в сборе:
1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор

Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.

В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников я шеек коленчатого вала.

Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.1.8).

Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.

Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал подлежит снятию (рис. 2.1.9, 2.1.10) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.

Рис. 2.1.7. Снятие масляного насоса:
1 — нагнетательный трубопровод;
2 — масляный насос

Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленчатого вала:
1 — микрометр;
2 — шатунная шейка коленчатого вала

Рис. 2.1.9. Снятие коленчатого вала

Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленчатого вала:
1 — задняя опора;
2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала дизеля Д-240

2.4.1. Ремонт пускового двигатель. Обкатка.

Поршень, поршневые кольца, цилиндр заменяют, как правило, без снятия пускового двигателя с трактора.
Предварительно отсоединяют тросики управления и рукава системы охлаждения (рис. 2.1.67). Затем снимают головку, цилиндр двигателя и проводят техническую экспертизу деталей цилиндропоршневой группы.

Рис. 2.1.67. Демонтаж тросиков управления и рукавов системы охлаждения:
1 — тросик управления; 2 — рукава системы охлаждения.

Цилиндр, поршень и поршневые кольца заменяют, если разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).

Рис. 2.1.68. Измерение диаметра юбки поршня микрометром.

Рис. 2.1.69. Измерение диаметра цилиндра индикаторным нутромером.

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке превышает 3,5 мм или если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм.
Зазор в замке поршневых колец, установленных в цилиндр, должен быть 3,15 — 3,30 мм. Кольца должны свободно перемещаться и утопать в канавках поршня под действием собственной массы.
При установке цилиндра на поршень используют обжимку для сжатия колец, изготовленную из металлической ленты (рис. 2.1.70).

Рис. 2.1.70. Установка цилиндра на поршень:
1 — поршень; 2 — обжимка; 3 — цилиндр пускового двигателя.

Перед установкой рабочую поверхность цилиндра и поршень смазывают дизельным маслом. Гайки крепления фланца цилиндра к картеру затягивают по диагонали моментом 35 Н.мм, а гайки шпилек головки цилиндра — моментом 50 Н.мм.
При неисправностях механизма передачи и включения пускового двигателя (рис. 2.1.71) механизм снимают, разбирают (рис. 2.1.72 — 2.1.79) и проводят техническую экспертизу деталей.

Рис. 2.1.71. Взаимное расположение деталей механизма передачи и включения пускового двигателя:
1 — нажимной упор; 2, 8, 17, 44 — подшипники; 3 — нажимной диск; 4 — упругий упор; 5 — палец; 6 — ступица; 7 — плунжер; 9, 14, 18, 21 — втулки; 10 — ролик; 11 — ведомый диск; 12 — ведущий диск; 13 — прижимной диск; 15 — ведущий барабан с зубчатым колесом; 16, 19 — кольца; 20 — манжета; 22 — корпус; 23 — специальная шайба; 24 — зубчатое колесо; 25 — груз; 26 — держатель; 27 — шайба; 28 — толкатель; 29 — пружина толкателя; 30, 33 — пружины; 31, 40 — рычаги; 32 — вал редуктора; 34 — поводок; 35 — щтифт; 36, 41 —- валики; 37, 55, 42 — крышки; 39 — валик рукоятки; 43 — стопорная шайба.

Рис. 2.1.72. Снятие крышки механизма включения:
1 — крышка; 2 — корпус механизма.

Рис. 2.1.73. Отворачивание гайки вала механизма включения:
1 — гайка; 2 — крышка.

Рис. 2.1.74. Выпрессовка вала в сборе из крышки:
1 — крышка; 2 — выколотка.

Рис. 2.1.75. Снятие ступицы, ведущего, ведомого и прижимного дисков:
1 — ступица; 2 — ведомый диск; 3 — ведущий диск; 4 — прижимной диск.

Рис. 2.1.76. Спрессовка подшипника с вала:
1 — подшипник; 2 — вал; 3 — съемник.

Рис. 2.1.77. Разборка автомата выключения:
1 — гайка крепления втулки толкателя; 2 — толкатель; 3 — держатель грузов.

Рис. 2.1.78. Выпрессовка втулок ведущего барабана:
1 — втулка; 2 — барабан; 3 — цанговый съёмник.

Рис Рис. 2.1.79. Установка механизма включения в корпус:
1 — втулка подшипника; 2 — лыска; 3 — штифт; 4 — корпус механизма.

После сборки пусковой двигатель и редуктор обкатывают без нагрузки и с нагрузкой.
При отсутствии испытательного стенда в мастерской обкатку пускового двигателя и редуктора можно проводить непосредственно на тракторе.
«Горячую» обкатку пускового двигателя без нагрузки проводят в течение 2мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200 — 2450 мин -1 и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900 — 4000 мин -1 .
Обкатку ведут на смеси бензина А-72, A-76 (15 частей) и дизельного масла (1 часть).
Нагрузку пусковому двигателю в процессе обкатки создают путем прокручивания коленчатого вала дизеля при выключенной подаче топлива в течение 3мин и частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя 3750 мин -1 , а затем в течение 5мин при частоте вращения 4500 мин -1 .
В процессе обкатки проверяют работу редуктора и механизма сцепления. Течь топлива, масла и воды, а также прорыв газов в местах стыковок корпусных деталей двигателя не допускаются.

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Ремонт дизельного двигателя МТЗ-80, МТЗ-82 — общие сведения

Дизельный двигатель Д-240/243 снимают с трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 1) и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазора хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала
— вкладыш.

Рис. 1. Дизель Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе

1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор

Вид ремонта двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.

В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленчатого вала. Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 3).

Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.

Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал подлежит снятию (рис. 4/5) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.

Рис. 2. Снятие масляного насоса дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос

Рис.3. Замер диаметра шатунных шеек коленвала дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала

Рис.4. Снятие коленвала дизельного двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 5. Снятие задней опоры коленчатого вала двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Обозначение размерной группы / Величина размера, мм

На практике, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуемых через 0,5 мм и определенных заводом-изготовителем двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, при небольших износах шейки коленчатого вала перешлифовывают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), чередуемые с
ремонтными размерами через 0,25 мм.

Аналогичным образом растачивают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек дизеля Д-240/Д-243 допускается не более 0,06 мм.

Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, (разборку дизеля продолжают снимают головку цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе.

Чтобы решить, нужна ли замена вкладышей шатунных подшипников, замеряют диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами.

Разность замеров диаметров шатунной шейки коленвала двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике.

Номинальный зазор в шатунных подшипниках соответствует 0,05—0,12 мм,
допустимый зазор — не более 0,3 мм.

В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике.

При оценке состояния вкладышей двигателя Д-240/243 осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задирав, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.

Уплотнения коленчатого вала двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Чтобы заменить манжету заднего уплотнения коленвала Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82, предварительно снимают муфту сцепления и маховик (рис. 6,7).

После снятия корпуса уплотнения коленчатого вала со стороны заднего листа (рис. 8) ступенчатой оправкой выпрессовывают манжету.

При замене манжеты переднего уплотнения коленчатого вала снимают переднюю крышку дизеля (рис. 9).

Рис. 6. Отворачивание болтов крепления маховика Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — маховик; 2 — болт

Рис. 7. Спрессовка маховика Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — задний лист; 2 — трехлапчатый съемник; 3 — маховик

Рис. 8. Снятие корпуса уплотнения коленвала Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — корпус уплотнения; 2 — задний лист дизеля; 3 — болт

Рис. 9. Снятие передней крышки дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Читайте также:  Лада гранта шумоизоляция всей машины

Авто © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector