12.05.20 932к Оборудование и технологическая оснастка для ремонта кузовов
— Составить технологическую блок-схему проведения вытяжных работ
— Ответить на вопросы представленного фильма
Просмотр содержимого документа
«12.05.20 932к Оборудование и технологическая оснастка для ремонта кузовов»
Тема: Назначение участка кузовного ремонта
Цель: Освоение новых знаний
Оборудование рабочего места: интернет комп. Место
Кузовной ремонт представляет собой целый комплекс работ, спрос на которые растет с каждым днем. Важно предложить клиенту безупречное качество услуг, поскольку стоимость их очень высока. Этот участок должен быть организован таким образом, чтобы автомобиль, один раз попав на участок, сошел с него уже в направлении окрасочной камеры. То есть на участке должно быть все для выполнения технологических операций, которые потребуются для работ по сборке-разборке, кузовного ремонта и подготовки к окраске.
Процесс кузовного ремонта протекает примерно так: приемка, арматурные работы, кузовной ремонт, подготовка к покраске, покраска-сушка, завершающие арматурные работы.
Типовая комплектация кузовного участка:
– Стенд для правки кузовов
– Универсальный аппарат сварки сопротивлением
– Аппарат для правки скрытых полостей
– Токовые клещи для точечной сварки
– Аппарат плазменной резки металла
– Набор гидравлического инструмента
– Специальные приспособления и инструмент для кузовного ремонта: стойки, фиксаторы проемов, тележка для установки дверей, цепи разных длин, набор захватов, удлинители, разжимы
– Мобильный стеллаж для хранения демонтированных деталей
– Верстак с тисками
– Подкатной домкрат
– Телега для транспортировки автомобилей с разбитой осью
– Набор инструмента жестянщика
– Набор слесарного инструмента
– Комплект пневмоинструмента: гайковерт, отрезная и зачистная машинки, пневмозубило, пневмолобзик, пневмонож для срезания стекол, пневмодрель
Работы начинаются с оценки повреждения автомобиля, после чего клиенту предлагают на выбор несколько схем ремонта — замена кузовных панелей или их восстановление. Затем автомобиль отправляется на ремонт.
Прежде чем приступать к правке кузова (арматурным работам), нужно снять с автомобиля все, что будет мешать, — салон, стекла, панели.
После ремонта автомобиль должен восстановить свою прежнюю геометрию и прочность, и прежде всего — геометрию нижней части кузова, так как к ней крепятся все элементы подвески и она несет основную нагрузку.
Для работ по вытягиванию кузова потребуется либо напольная рихтовочная система, либо стапель.
Напольная система — идеальное решение для кузовного участка, который ориентирован на легкий и средний ремонт.
Напольные системы крепятся с помощью бетонной заливки и представляют собой платформы или металлические площадки с местами для крепления силовых устройств. Они универсальны и на них можно ремонтировать практически любой автомобиль.
2. Стапели бывают различных модификаций, начиная от самых дешевых, которые выполнены в виде отдельной рамы, и заканчивая стендами со встроенным ножничным подъемником.
Можно выделить две технологии правки кузовов — классическую и шаблонную.
При использовании классической технологии кузов машины крепится к стенду на четыре точки, обычно за пороги. Потом начинают тянуть кузов, при этом измеряют размеры по контрольным точкам и сравнивают с эталоном, пока все не станет так, «как должно быть».
Достоинства классического метода: достаточно простое и быстрое крепление автомобиля и сравнительно низкая цена такого стапеля.
Недостатком является то, что при вытягивании одной точки могут смещаться другие, поэтому нужно постоянно измерять параметры кузова, и длительность работы, естественно, увеличивается.
При использовании шаблонного метода кузов машины крепят к стапелю за специальные технологические отверстия. На каждую модель автомобиля есть карты расположения этих отверстий. Крепят кузов с помощью специальных адаптеров-переходников, которые называются «джиги». Они дают точную и надежную фиксацию. Для правки кузов крепят к раме стапеля за те точки, которые сохранили свое правильное расположение. После этого тянут по одной уехавшей точке до тех пор, пока она не встанет на место, затем ее крепят при помощи этих самых джиг к раме стапеля. И так дальше по всем точкам. При этом «исправленные» точки не двигаются, потому что закреплены. Балки тоже универсальные и можно их выставлять в нужный размер. На колоннах, балках и раме есть встроенные линейки, поэтому можно создать шаблон для любого кузова
Стоимость такой системы значительно ниже, дополнительное ее преимущество в том, что устройство крепления «джиг» является одновременно и системой измерения. В любой момент геометрию нижней части кузова можно измерить с точностью до миллиметра. Шаблонные системы дают большую точность, и отпадает необходимость постоянно измерять параметры кузова в процессе правки. Но для установки автомобиля на стапель требуется больше времени, чем при классическом способе. Кроме самого кузова, с помощью «джиг» можно крепить новые детали под замену. Это дает выигрыш при подгонке и исключает опасность деформаций при сварке.
— Самостоятельно изучить представленный материал ссылка (https://www.youtube.com/watch?v=cCehzXkJhDY&t=900s)
— Составить технологическую блок-схему проведения вытяжных работ
— Ответить на вопросы представленного фильма
Какие особенности влияют на результаты рихтовочной операции?
Какое оборудование было применено для рихтовочной операции?
Какой элемент кузова у автомобиля бмв при рихтовочной операции отмечен как алюминиевый, металлический, пластик?
Какое условие выполнено при установке вытяжного устройства на колесо и задней двери автомобиля?
Какое приспособление было применено для вытяжки и восстановления «конта »детали, на изгибах?
Конспект по теме «Технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей»
План – конспект занятия
Тема занятия: Технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей
– сформировать знания о назначении, классификации и видах технологического оборудования, применяемого для ТО и ТР автомобилей
– продолжить развитие у студентов самостоятельности мышления в учебной деятельности;
– привить устойчивый интерес к будущей профессии.
Методы: индивидуальный тестовый, лекция с элементами беседы
Сроки реализации 1 занятие (1 час 30 мин)
Материально – техническое оснащение:
проектор, экран, ПК;
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1 Организационный момент
Приветствие студентов, проверка готовности к уроку, проверка списочного состава обучающихся.
2 Актуализация знаний
Тема сегодняшнего занятия – Технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей
(Обучающиеся записывают тему в тетрадь)
Цель занятия – изучить назначение, классификацию и виды технологического оборудования применяемого для ТО и ТР автомобилей
3 Проверка усвоения изученного материала (домашнее задание)
Проверяем усвоение изученного материала с помощью теста.
(Преподаватель раздает тесты, определяет объём задания)
Внимательно прочитайте вопросы. В этом тесте на каждый вопрос возможет только один правильный ответ.
Обучающиеся отвечают на вопросы теста. По окончании времени – сдают контрольные листы с ответами.
4 Объяснение нового материала
Вопросы, изучаемые на сегодняшнем занятии:
1 Назначение и классификация гаражного оборудования
2 Виды и характеристика технологического оборудования для ТО и ТР автомобилей
слайд № 3 (Обучающиеся записывают план в тетрадь)
Вопрос 1 Назначение и классификация гаражного оборудования
Гаражное оборудование предназначено для:
а ) осуществления технологических процессов, выполняемых на АТП с целью поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии;
б) повышения производительности труда;
в) повышения качества выполняемых работ по ТО и ТР автомобилей;
г) подъема общей культуры производства, обеспечения благоприятных санитарно – гигиенических условий и безопасности труда обслуживающего персонала.
Гаражное оборудование можно разделить на 3 группы :
— технологическое оборудование для ТО и ТР автомобилей ,
К технологическому оборудованию относят различные стенды и приспособления для ТО и ремонта, оснащенные приводными механизмами, измерительными (диагностическими) приборами, всевозможными захватами и зажимами для ремонтируемых узлов и агрегатов и другими конструктивными приспособлениями.
К организационной оснастке относится различное вспомогательное оборудование для повышения удобства в работе – в целях складирования узлов, деталей и инструмента используют шкафы, тумбочки, различные стилажи, широко применяются различного типа верстаки, подставки под оборудование, рабочие столы и т.д.
К технологической оснастке относят всевозможные виды инструмента и приспособлений (как ручных, так и механических), наборы ключей, торцовых головок, съемников, динамометрических рукояток и т.д.
Вопрос 2 Виды и характеристика технологического оборудования для ТО и ТР автомобилей
По видам выполняемых работ технологическое оборудование подразделяется на:
Работа в группах: Обучающиеся объединяются группами по 4-5 человек, готовят презентации различных видов технологического оборудования. Представляют презентации технологического оборудования по группам, остальные студенты заполняют таблицу (приложение 2).
а) Уборочно-моечное оборудование
Уборочно-моечное оборудование предназначено для наружной мойки автомобилей с целью обеспечения надлежащего внешнего вида, сохранения лакокрасочного покрытия и возможности качественного осмотра и выполнения работ при ТО и ремонте, а также для внутренней уборки салона (кабины) автомобиля или автобуса.
Уборочно-моечное оборудование применяется:
— в зонах ЕО АТП (грузовые, пассажирские, таксопарки);
— на участках уборочно-моечных работ СТО;
— как самостоятельный комплекс работ на специализированных предприятиях автосервиса (автомойки).
При ручной мойке наиболее часто применяются аппараты высокого давления:
Karcher (производительность 380-550 л/час, давление 120 бар);
Nilfisk (производительность 400 — 500 л/час, давление 120 бар);
Для проведения механизированной мойки применяются, как правило, струйные или щеточные стационарные, проездные моечные установки с ручным или автоматическим включением. Иногда они комбинируются с установками для мойки дисков колес.
б) Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование
Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование предназначено для одновременного выполнения работ снизу, с боков и сверху автомобиля, а также для обеспечения удобного доступа к объектам ТО или ремонта.
К осмотровому и подъемно-транспортному оборудованию относятся: эстакады, осмотровые канавы, домкраты, подъемники и т.п.
В некоторых предприятиях, а также в полевых условиях для технического обслуживания и ремонта автомобилей часто используют эстакады с наклонным въездом. Недостатком эстакад является их громоздкость. Полуэстакадами называют эстакады, уменьшенные по высоте и имеющие под собой углубления, которые позволяют работать, стоя в полный рост.
Осмотровые канавы. Удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта обеспечивают осмотровые канавы, причем автомобили остаются на уровне пола, а рабочие места располагают в осмотровой канаве ниже уровня пола.
Наибольшее распространение получили межколейные узкие осмотровые канавы . Длина канавы должна быть на 0,5…0,8 м больше длины устанавливаемых на нее автомобилей. Глубина должна быть 1,4 …1,5 м для легковых автомобилей и 1,2…1,3 м для грузовых и автобусов. Лестничный выход из канавы необходимо располагать за пределами ее рабочей зоны со стороны противоположной заезду автомобиля. Если выход один, то канаву оборудуют скобами (металлической лестницей), закрепленными в ее стенах, для запасного выхода. Стены канавы облицовываются керамической плиткой светлых тонов. На пол устанавливаются прочные деревянные решетки,. Для безопасного заезда и съезда автомобиля, канаву с боков обрамляют направляющими ребордами, а со стороны заезда – отбойником. Реборду и отбойник изготавливают металлическими или железобетонными с высотой примерно 0,15 м.
1 – отбойник; 2 – реборда; 3 – упор; 4 – лестница; 5 – ниши для светильников; 6 – ниша для инструмента; 7 – запасной выход
В настоящее время при проведении ТО и ремонта автомобилей используются широко подъемники, которые классифицируются по способу установки, по типу механизма подъемника и приводу, по мосту установки, по количеству стоек и по конструкции опорной рамы
Электромеханические подъемники выпускаются 1, 2, 4 и 6-и стоечными грузоподъемностью от 1,5 до 14 тонн. Электропривод подъемника может осуществляться от одного или нескольких электродвигателей. На подъемниках используются различные типы приводных механизмов: винтовые, рычажно-шарнирные, тросовые, карданные, цепные. Для легковых автомобилей широкое распространение получили двухстоечные электромеханические напольные подъемники грузоподъемностью 2…3 тонны.
1 – электродвигатель; 2 – пульт управления; 3 – стойка; 4 – каретка; 5 – подхват; 6 – опорная рама; 7 – балка подхвата
Гидравлические домкраты имеют компактную конструкцию при высокой грузоподъемности (от 3-х до 50 тонн). Работает домкрат следующим образом. При перемещении плунжера 3 (рис. 4.13) рукояткой 1 вправо, масло засасывается из резервуара в полость 2 через шариковый клапан 4. Под действием создаваемого в полости 2 разряжения, шариковый клапан 8 закрыт. При перемещении плунжера 3 влево, под действием возникаемого в полости 2 давления, шариковый клапан 4 закрывается, а клапан 8 открывается и масло поступает под плунжер 5, в результате чего он начинает перемещаться вверх.
в) Смазочно-заправочное оборудование
Смазочно-заправочное оборудование предназначено для выполнения смазочно-заправочных работ, которые направлены для уменьшения интенсивности изнашивания и сопротивления в узлах трения, а также для обеспечения нормального функционирования систем, содержащих технические жидкости, смазки.
Классификация смазочно — заправочного оборудования
Виды и характеристика смазочно — заправочного оборудования
К смазочно – заправочному оборудованию относят:
– установки для удаления отработанного масла(удаление масла происходит путем его откачки встроенной вакуумной электрической помпой через отверстие масляного щупа либо самотеком (наличие предкамеры с индикацией объема и смотрового окна позволяет контролировать объем откаченной жидкости)
– маслозаправочные установки (для заправки моторным и трансмиссионным маслом с электроподогревом и с насосной установкой
– нагнетатели густых пластичных смазок(для густых пластичных смазок). Подачу масла или смазки осуществляют нагнетающие устройства, приводимые в действие сжатым воздухом или электродвигателем. Некоторое оборудование имеет ручной привод.
г) разборочно-сборочное оборудование
Разборочно-сборочное оборудование предназначено для повышения производительности труда при выполнении крепежных и разборочно-сборочных работ при ТО и ТР автомобилей.
Гайковерты (они могут быть пневматическими или электромеханическими. Пневматические гайковерты используются для отворачивания и заворачивания крепежных соединений с диаметром резьбы до 16 мм).
Стенды для разборки (для обеспечения возможности выполнения разборочно-сборочных работ по агрегатам и их удобства в ремонтных участках
г) контрольно-диагностическое оборудование
Назначение контрольно-диагностического оборудования
— контрольно — диагностическое оборудование предназначено для профилактических проверок и обследования систем при возникновении признаков неисправности.
Классификация контрольно-диагностического оборудования
Приборы для диагностики можно условно распределить на
три отдельные группы:
мотор-тестеры и осциллографы;
устройства для проверки определенной системы.
Автомобильный сканер позволяет:
провести активацию оборудования;
сменить программную «начинку» блока;
открыть доступ к паспортным данным;
просмотреть ошибки и избавиться от них;
сменить режим отображения данных на приборной панели;
и многое другое.
Мотор-тестер используется для получения данных о работе электрооборудования двигателя, а также имеет в своем распоряжении функции осциллографа.
Основной отличительной чертой от автомобильного сканера является способ получения информации. Прибор оснащен собственными датчиками, что позволяет ему обходить ЭБУ и получать данные напрямую.
Осциллограф — прибор считывающий данные с датчиков, который способен выводить ее в графическом или числовом виде, а затем анализировать. Для сравнения используются стандартные показатели, имеющиеся для каждой модели. Иногда осциллограф используют отдельно от мотор-тестера.
Приборы для диагностики отдельных систем автомобиля
Специальные приборы предусмотрены для профилактического обследования иммобилайзеров. Считывая данные, они анализируют устройство на наличие ошибок. В случае их обнаружения можно воспользоваться специальным модулем для их устранения или перепрограммирования
Для получения данных о работе отдельных систем часто используются специальные устройства.
5 Закрепление изученного материала
Вопросы для закрепления:
Для чего предназначено гаражное оборудование?
На какие виды подразделяется гаражное оборудование?
Привести примеры технологического оборудования?
Привести примеры технологической оснастки?
Привести примеры организационной оснастки?
Перечислить какие существуют виды технологического оборудования, в зависимости от вида выполняемых работ?
6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выучить материал занятия, используя конспект и учебник Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие/ -2-е изд. ,с 13-81.
Подготовить презентацию по вопросу «Шиномонтажное оборудование»
используя учебник Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие/ -2-е изд., с 223-228.
7 Подведение итогов занятия
На сегодняшнем занятии мы познакомились с назначением и устройством, классификацией и видами технологического оборудования, применяемого для ТО и ТР автомобилей. Выставление оценок с комментарием.