Технические жидкости для систем охлаждения двигателей
Антифриз (от англ. freeze — «замерзать») — это собирательное понятие, обозначающее любые низкозамерзающие жидкости, применяемые для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, промышленных теплообменников и других установок (в том числе систем отопления), работающих при температурах ниже 0°С.
Автомобильные антифризы – низкозамерзающие охлаждающие жидкости (ОЖ) для системы охлаждения автомобиля.
Состав антифриза (упрощенно) состоит из следующих составляющих:
•основа;
•комплекс присадок.
Основа антифриза — водно-гликолевая смесь, от которой зависит способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на резину. Наиболее распространены ОЖ на основе этиленгликоля. Но его водный раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою).
Комплекс присадок — это набор противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих, моющих и стабилизирующих компонентов. Кроме того, могут присутствовать ароматизирующие компоненты.
Наиболее часто в технике применяют антифризы, содержащие 52,6% и 66% этиленгликоля и ряд противокоррозионных присадок. Известны антифризы на основе водно-глицериновых растворов. Так, смесь 70% (по массе) глицерина и 30% воды замерзает при — 40 °С, однако уступает этиленгликолевым антифризам по вязкости и теплофизическим свойствам. Иногда применяют водные растворы метилового, этилового и изопропилового спиртов; 50%-ный раствор метанола замерзает при — 43 °С, имеет малую вязкость, однако легко испаряется. В ряде случаев, напр. в теплообменниках, в качестве антифризов используют водные растворы солей. Недостатки таких антифризов — высокая коррозионная активность и кристаллизация солей при испарении воды.
Наиболее распространенные современные антифризы – это низкозамерзающие водные растворы этиленгликоля. Чистый этиленгликоль – это маслянистая жидкость, сладковатая на вкус, с температурой кипения 196°С и замерзания минус 12,3°С. Количество этиленгликоля в ОЖ обычно составляет 52–64%, при этом температура замерзания полученных растворов составляет от минус 32 до минус 70°С. Для исключения таких недостатков ОЖ, как агрессивность по отношению к резине и металлам, низкие смазывающие свойства, в них вводят антикоррозионные, противопенные и другие присадки.
Свойства воды как теплоносителя (теплопроводность, теплоемкость и вязкость) существенно лучше, чем у этиленгликоля, что видно из таблицы сравнения их свойств. Однако использование гликолевых растворов позволяет существенно понизить температуру замерзания, в чем, собственно и заключается основной смысл использования антифризов.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика физико-химических свойств воды и моноэтиленгликоля
Показатель | Вода | МЭГ |
Молярная масса | 18,01 | 62,07 |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 998,2 | 1113 |
Температура замерзания, °С | -12 | |
Температуры кипения при 0,1 МПа, °С | 100 | 197,7 |
Теплоемкость при 20°С, кДж/(кг*°С) | 4,184 | 2,422 |
Коэффициент теплопроводности, кДж/(ч*м*°С) | 2,179 | 0,955 |
Вязкость при 20°С, мм2/с | 1,0 | 19-20 |
Теплота испарения, кДж/кг | 2,258 | 0,800 |
Коэффициент объемного расширения (0-100 °С) | 0,00046 | 0,00062 |
Механизм действия водных растворов этиленгликоля представлен на рис. 1.1, показывающем зависимость температуры замерзания антифриза от процентного содержания этиленгликоля (кривая кристализации). Свойства водных растворов этиленгликоля представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.2
Свойства водных растворов этиленгликоля
Концентрация этиленгликоля, % по массе | d4 20 | Т-ра замерзания, о С |
26,4 | 1,0340 | -10 |
36,4 | 1,0506 | -20 |
45,6 | 1,0 27 | -30 |
52,6 | 1,0713 | -40 |
58,0 | 1,0780 | -50 |
63,1 | 1,0833 | -60 |
66,0 | — | -65 |
66,7 | 1,0856 | -75 |
72,1 | 1,0923 | -60 |
78,4 | 1,0983 | -50 |
Рис. 1.1. Температура замерзания водно-гликолевой смеси
К автомобильным антифризам предъявляются следующие требования:
1.Высокая теплоемкость и теплопроводность.
2.Низкая температура замерзания (безопасная эксплуатация автомобиля практически при любых отрицательных температурах охлаждающего воздуха).
3.Высокая температура кипения (нормальная работа двигателя в летнее время).
4.Высокая температура воспламенения (обеспечивает безопасность при использовании).
5.Малая вязкость, особенно при низких температурах (высокая затрудняет циркуляцию и снижает теплопередачу).
6.Малая вспениваемость(при большой снижается теплопередача, возможет перегрев двигателя и образование паровых пробок).
7.Низкая коррозионная активность (этот показатель является одним из решающих при оценке качества антифриза).
8.Инертность к резиновым шлангам и уплотнителям.
Общепринятых классификаций (спецификаций) как, например, в области моторных масел (API, ACEA) не существует. Требования, достаточно сильно расходящиеся по некоторым пунктам, и официальные представления моторостроителей нельзя перекрыть одним (для всех типов двигателей) качеством. Охлаждающие жидкости можно подразделить на три типовые группы:
— Basic (основные);
— Средства, не содержащие нитритов — кроме того в них могут отсутствовать амины и/или фосфаты;
— Средства, не содержащие силикатов — кроме того в них могут отсутствовать амины и/или фосфаты, и/или нитриты.
Технические требования к зарубежным концентратам ОЖ для легковых автомобилей и легких грузовиков отражены в ASTM D 3306 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации»), а для грузовых автомобилей и тяжелой техники — в ASTM D 4985 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля с низким содержанием силиката для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации»), требующие начального введения дополнительной добавки к охлаждающей жидкости Supplemental Coolant Additive (SCA).
Кроме общих стандартов, многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации, с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA
— Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M,
или система нормативов G концерна Volkswagen:
— G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (присадки неорганические, допускается присутствие силикатов);
— G 12 — для тяжелой техники или новой автотехники (присадки органические, включают карбоксилатные соединения, силикаты отсутствуют).
Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения. Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимые концентрации силикатов, буры и хлоридов. Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенные. Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы уплотнений водяного насоса (меньше нерастворимых осадков), улучшает защиту от кавитационной коррозии (более подробно характеристика присадок приведена в соответствующем пункте главы).
В России слова исторически сложившимся синонимом слова антифриз является тосол. Зачастую под антифризом понимают импортный аналог тосолов. Собственно само слово «ТОСОЛ» — название первого автомобильного антифриза, разработанного специально для использования в системе охлаждения «Жигулей» и получившего широкую известность.
ТОСОЛ предназначен для охлаждения двигателей автомобилей в любое время года при любых температурах, до минус 65°С. Внешне стандартный ТОСОЛ-40 представляет собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 — красный, впрочем, цвет — исключительно вопрос пристрастий производителя, никак не влияющий на свойства. Так, в Германии антифриз темно-зеленого цвета, а в Италии — красный. Основным назначением окрашивания современных ОЖ является информирование потребителя о составе ОЖ — органическая основа пакета присадок или неорганическая – с целью определения возможностей смешивания разных ОЖ.
В России ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т.п.) выбирает изготовитель. ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Техническая сертификация ОЖ необязательна. Технические требования на антифризы изложены в ТТМ 1.97.0717-2000 и ТТМ 1.97.0731-99.
Технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40oС согласно ГОСТ 28084-89 представлены ниже.
Таблица 1.3.
Технические характеристики охлаждающих жидкостей (согласно ГОСТ 28084-89)
Наименование показателя | Норма по ГОСТ 28084-89 |
1. Внешний вид | Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей |
2. Плотность, г/см 3 , при 20 o С, в пределах | 1,065-1,085 |
3. Температура начала кристаллизации, o С, не выше | минус 40 |
4. Фракционные данные: | |
температура начала перегонки, o С, не ниже | 100 |
массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 o С, %, не более | 50 |
5. Коррозионное воздействие на металлы, г/м 2 сутки, не более: | |
медь, латунь, сталь, чугун, алюминий | 0,1 |
припой | 0,2 |
6. Вспениваемость: | |
объем пены, см 3 , не более | 30 |
устойчивость пены, с, не более | 3 |
7. Набухание резин, %, не более | 5 |
8. Водородный показатель (рН), в пределах | 7,5-11,0 |
9. Щелочность, см 3 , не менее | 10 |
Области применения антифризов
Антифризы в целом находят широкое применение в различных областях использования. Основных направлением использования является жидкостное охлаждение двигателей внутреннего сгорания. К данному сектору относится использование охлаждающих жидкостей в легковых и грузовых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями.
Помимо этого, охлаждающие жидкости используются в сельскохозяйственной, строительной и др. спецтехнике, а также в военной технике. В этих областях представлена преимущественно техника с дизельными двигателями.
В двигателях мототехники также используются охлаждающие жидкости, но этот сектор существенно менее емкий. Необходимо отметить, что для мототехники выпускаются специализированные охлаждающие жидкости, которые на данный момент в России не производятся.
Помимо автотранспортных средств, охлаждающие жидкости используются в промышленности для охлаждения дизельных и газовых двигателей электростанций, в добывающей промышленности и пр. в соответствующих климатических условиях. Выпускаются специализированные антифризы для промышленности, в т.ч. на основе МЭГ и ПЭГ.
Антифризы применяются в качестве теплоносителя в системах индивидуального теплоснабжения домов, теплиц, коттеджей, пассажирских вагонов железнодорожного транспорта. Но ввиду высокой токсичности моноэтиленгликоля, в данном секторе находят все более широкое применение антифризы на основе пропиленгликоля, этилкарбиола и др. нетоксичных веществ. В частности, на таких объектах, как железнодорожные вагоны, пивоваренные и др. пищевые заводы применение этиленгликолевых антифризов вообще противопоказано. В России выпускаются специальные линии теплоносителей для использования в системах отопления. Это отдельный, имеющий свои особенности рынок. Но необходимо отметить, что в незначительных количествах антифризы в этой области также используются.
Особенности эксплуатации
В России эксплуатируется некоторое число автомобилей с воздушной системой охлаждения, но подавляющее число (>96%) автотранспортных средств оборудованы жидкостной системой охлаждения. Большинство поломок автомобиля, требующих дорогостоящего ремонта, связано с отказом именно системы охлаждения, приводящим к перегреву двигателя. Основными причинами отказа системы охлаждения являются: ухудшение теплоотдачи от поверхности к охлаждающей жидкости из-за загрязнения системы накипью, ржавчиной, отложениями; потеря герметичности системы из-за разрушения сальников водяного насоса, вследствие наличия в охлаждающей жидкости образованных частиц накипи и ржавчины.
Рис. 1.2. Схема жидкостной системы охлаждения
Таблица 1.4
Причины и последствия неисправностей системы охлаждения
Причины