Меню

Тех обслуживание двигателей газ

14. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ГАЗ-34039

14.1. ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ

Проверка осуществляется при ежедневном обслуживании с помощью указателя уровня масла (рис. 14.1). Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками указателя. Проверку производить не ранее чем через 3–5 минут после остановки двигателя, когда масло полностью стечёт в картер.

Не допускается работа двигателя с уровнем масла в картере ниже нижней и выше верхней метки указателя уровня масла.

Рис. 14.1. Проверка уровня масла в картере двигателя

14.2. ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ

Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке производить только на холодном двигателе. Уровень жидкости должен быть на метке «MIN» бачка или выше ее на 30-50 мм.

14.3. СЛИВ ОТСТОЯ ИЗ ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Слив отстоя производится при ТО-1.

Отвернуть пробку слива отстоя (рис. 14.2), расположенную в нижней части стакана фильтра, и слить отстой в ёмкость до появления чистого топлива. Завернуть пробку. Запрещается слив отстоя на днище моторного отделения.

Рис. 14.2. Слив отстоя из фильтра грубой очистки

14.4. ЗАМЕНА МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ

Масло сливать с прогретого двигателя, отвернув пробку в днище снегоболотохода и пробку масляного картера. После того, как всё масло вытечет из картера, завернуть пробки на место. Затем залить в масляный картер свежее масло в соответствии с картой смазки.

14.5. ЗАМЕНА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА

Порядок замены фильтра – см. подраздел 3.5. «Система смазки».

14.6. СЛИВ ОТСТОЯ ИЗ ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Слив отстоя производится при ТО-2.

Повернуть пробку в нижней части фильтра тонкой очистки топлива (рис. 14.3) на 2-3 оборота против часовой стрелки и слить отстой в ёмкость до появления чистого топлива. Завернуть пробку. Запрещается сливать отстой на днище моторного отделения.

Рис. 14.3. Слив отстоя из фильтра тонкой очистки

14.7. ПРОВЕРКА ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ

Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров производится по окончании обкатки и через ТО-2 на прогретом двигателе в следующем порядке:

– снять колпак и крышку головки цилиндров;

– снять ось коромысел с коромыслами и стойками; – динамометрическим ключом проверить момент затяжки болтов крепления головки цилиндров 200±10 Н.м (20±1 кгс.м) в последовательности согласно рис.14.4.

Рис. 14.4. Схема последовательности затяжки болтов крепления головки цилиндров Затем установить на место ось коромысел и отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами.

14.8. ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Замена фильтра производится через ТО-2, для чего необходимо:

– закрыть краники переключения топливных баков;

– слить топливо из фильтра в ёмкость для слива топлива;

– установить новый фильтр.

При установке фильтра на корпус резиновую уплотнительную прокладку смазать моторным маслом и завернуть фильтр.

После касания прокладкой корпуса довернуть фильтр ещё на 3/4 оборота. Установку фильтра производить только усилием рук;

– открыть один из краников переключения топливных баков и заполнить систему топливом.

Отвернуть пробку 1 (рис. 14.5) для удаления воздуха на корпусе топливно-го насоса и на 1 – 2 оборота пробку 2 на фильтре тонкой очистки топлива. Прокачать систему с помощью подкачивающего насоса, закрывая последовательно при появлении топлива пробку на фильтре тонкой очистки, а затем пробку на корпусе топливного насоса.

Рис. 14.5. Удаление воздуха из системы топливоподачи:

1 и 2 – пробки удаления воздуха

14.9. ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Промывка фильтра производится через ТО-2 (рис. 14.6), для чего:

– закрыть краники переключения топливных баков;

– отвернуть гайки болтов крепления стакана 3;

– слить топливо из фильтра в ёмкость для слива топлива;

– вывернуть ключом отражатель с сеткой 2;

– промыть отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установить их на место.

После сборки фильтра заполнить систему топливом.

Рис. 14.6. Промывка фильтра грубой очистки топлива:

1 – корпус фильтра; 2 – отражатель с сеткой; 3 – стакан

14.10. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА УГЛА НАЧАЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА НАСОСОМ

При затруднённом пуске двигателя, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса обязательно проверить и, при необходимости, отрегулировать угол начала подачи топлива насосом.

14.10.1. Проверка угла начала подачи топлива:

– установить рычаг топливного насоса в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

– отсоединить трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо неё подсоединить моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная с внутренним диаметром 1–2 мм);

– провернуть коленчатый вал двигателя гаечным ключом за болт шкива по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;

– удалить часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув её;

– повернуть коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30 – 40°;

– медленно вращать коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следя за уровнем топлива в трубке, и в момент начала подъёма топлива прекратить вращение коленчатого вала;

– вывернуть фиксатор из резьбового отверстия заднего листа дизеля и вставить его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике (рис. 14.7). При этом поршень первого цилиндра дизеля установлен в пoлoжeние, cooтветствyющee 10–12 градусам до ВМТ.

Рис. 14.7. Установка фиксатора в отверстия заднего листа и маховика

При несовпадении фиксатора с отверстием в маховике необходимо произвести регулировку.

14.10.2. Регулировка угла начала подачи топлива

– снять крышку 2 люка (рис. 14.8);

Рис. 14.8. Привод топливного насоса:

1 – крышка; 2 – крышка люка; 3 – гайка шестерни привода; 4 – шайба; 5 – болт крышки люка; 6 – кольцо уплотнительное; 7 – прокладка люка; 8 – шестерня привода; 9 – прокладка; 10 – гайка

– совместить фиксатор с отверстием в маховике, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;

– отпустить на 1–1,5 оборота гайки 3 крепления шестерни привода топливного насоса;

– при помощи ключа повернуть за гайку 10 валик топливного насоса в ту или другую стороны в пределах пазов, расположенных на торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса, до заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;

– установить валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;

– удалить часть топлива из стеклянной трубки;

– медленно повернуть валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъёма топлива в стеклянной трубке;

– в момент начала подъёма топлива в стеклянной трубке прекратить вращение валика и затянуть гайки крепеления шестерни;

– произвести повторную проверку момента начала подачи топлива;

– отсоединить моментоскоп и установить на место трубку высокого давления и крышку люка.

14.11. ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРБОКОМПРЕССОРА

В процессе эксплуатации турбокомпрессор специального обслуживания не требует.

Состояние турбокомпрессора проверяйте по времени выбега ротора при остановке двигателя. Для этого после 3–5 мин работы на режиме минимальных оборотов холостого хода двигатель выводят на режим максимальных холостых оборотов, после чего выключают подачу топлива.

Вращение ротора турбокомпрессора после остановки двигателя должно прослушиваться не менее 5 с. Ровный, постоянного уровня звук с постепенным затуханием свидетельствует о нормальном состоянии турбокомпрессора.

Одной из причин уменьшения мощности двигателя и повышенного дымления может быть снижение давления наддува из-за загрязнения проточной части компрессора, определить которое можно по выбегу ротора. Если выбег небольшой, то необходимо произвести частичную разборку турбокомпрессора и промывку компрессорной части.

Перед разборкой тщательно очистите наружные поверхности турбокомпрессора от грязи и пыли.

Во избежание повреждений лопаток при разборке и сборке турбокомпрессора не ставьте средний корпус в сборе с ротором на колесо турбины компрессора. Для этой цели необходимо применять специальную подставку.

Частичную разборку, промывку и сборку производите в следующем порядке:

– отверните болты, крепящие корпус компрессора к среднему корпусу, и отсоедините корпус компрессора от среднего корпуса;

– корпус компрессора, поверхность колеса и среднего корпуса промойте чистым дизельным топливом;

– подсоедините корпус компрессора к среднему корпусу, поставив между фланцами паронитовую прокладку. При установке корпуса компрессора обратите внимание на правильную ориентировку выходного патрубка компрессора относительно фланца корпуса турбины;

– залейте в масляный канал среднего корпуса 10 – 15 г чистого моторного масла и, нажимая пальцами на торцы ротора поочередно с обеих сторон, поверните несколько раз ротор для проверки плавности вращения и отсутствия заедания.

Полная разборка и ремонт турбокомпрессора не допускаются.

ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. Техническое обслуживание автомобилей

8. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

В данном разделе приведены работы, которые необходимо регулярно выполнять в промежутках между операциями технического обслуживания, предусмотренных сервисной книжкой.

8.1. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ

Уровень масла необходимо проверять на холодном неработающем двигателе, при этом автомобиль должен быть установлен на ровной площадке. Уровень масла должен быть между метками «П» и «О» стержневого указателя (ближе к метке «П»). При необходимости долить масло.

Свежее масло заливать через маслозаливную горловину, закрываемую пробкой.

8.2. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ И ЗАДНЕМ МОСТУ

Проверку уровня масла необходимо выполнять на автомобиле без нагрузки, установленном на ровную площадку, на остывших агрегатах.

Уровень масла в коробке передач должен быть по уровень нижней кромки заливного отверстия — рис. 8.1.

Уровень масла в заднем мосту (рис. 8.2) должен быть по уровень нижней кромки заливного отверстия.

Рис. 8.1. Проверка уровня масла в коробке передач:

1 — пробка сливного отверстия;

2 — пробка заливного отверстия

Рис. 8.2, Проверка уровня масла и заднем мосту:

1 — пробка сливного отверстия;

2 — пробка заливного отверстия

8.3. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке 2 (рис. 8.3) производить только на холодном двигателе.

Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30-50 мм.

Рис. 8.3. Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

1—пробка; 2 —бачок

Доливку охлаждающей жидкости производить через отверстие расширительного бачка, закрываемого пробкой. При частой доливке жидкости необходимо проверить герметичность системы охлаждения.

Читайте также:  Обоснование нмцк ремонт автомобилей

8.4. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА В АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕ

Уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть между метками МIN и МАХ (рис. 8.4), нанесенными на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии — по нижнюю кромку заливного отверстия.

Если уровень электролита ниже нормы, необходимо снять крышку 1, отвернуть пробки 2 и через отверстия 3 долить в элементы батареи до нормы дистиллированную воду; затем завернуть пробки 2, предварительно проверив чистоту вентиляционных отверстий в них и установить крышку 1. После этого необходимо протереть наружные поверхности батареи чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или питьевой соды.

Рис. 8.4. Аккумуляторная батарея:

1 — крышка; 2 — пробка; 3 — заливное отверстие

Необходимо постоянно следить за чистотой клемм батареи и зажимов проводов, а также за надежностью их соединений.

При установке батареи на автомобиль необходимо следить за тем, чтобы провода были соединены в соответствии с полярностью, указанной на их наконечниках и клеммах батареи (положительная клемма больше отрицательной).

Перед установкой на автомобиль батареи заряжаются до плотности 1,25—1,27 г/см 3 . В зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля плотность электролита должна быть скорректирована (см. Инструкцию по эксплуатации аккумуляторных батарей).

При длительной стоянке автомобиля отсоединить батарею от корпуса автомобиля для обеспечения пожарной безопасности.

Выключатель батареи (устанавливается на части автомобилей). Для отключения аккумуляторной батареи при длительной стоянке или при ремонте электрооборудования справа от сиденья водителя установлен выключатель 12 (см. рис. 5.1) батареи.

Во избежание выхода из строя некоторых изделий электрооборудования не допускается отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе.

8.5. ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В БАЧКЕ СИСТЕМЫ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-3309

Бачок системы гидроусилителя руля установлен под капотом на щитке передка кабины с левой стороны.

Уровень масла в бачке должен быть между метками МАХ и MIN, нанесенными на корпусе бачка.

8.6. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. НАТЯЖЕНИЕ РЕМНЕЙ ПРИВОДА АГРЕГАТОВ

8.6.1. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. Двигатель Д-245.7 Е3

Натяжение ремня вентилятора проверяется нажатием на середину ветви между шкивами коленчатого вала и генератора с усилием 4,0 даН (4,0 кгс), при этом величина прогиба должна быть в пределах 12-17 мм. Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить крепление генератора, повернуть его и натянуть ремень.

Затянуть болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора. Натяжение ремня считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала — шкив генератора (рис. 8.6) находится в пределах 12-17 мм при нажатии на него с усилием 4,0 даН (4,0 кгс).

8.6.2. Двигатель ЗМЗ-5231

Контроль натяжения ремней осуществляют пружинным динамометром. Ремень натянут правильно, если при нагрузке 4,0 даН (4,0 кгс) на середине участка между шкивами генератора и вентилятора про гиб будет в пределах 10-15 мм.

8.7. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. УХОД ЗА КОЛЕСАМИ И ШИНАМИ

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо производить своевременную подтяжку гаек крепления колес, чтобы избежать разбивания крепежных отверстий, удалять ржавчину с колес и производить их подкраску.

Для обеспечения наибольшего срока службы шин следует руководствоваться следующими правилами:

— поддерживать в шинах требуемое давление. Давление проверяется на холодных шинах перед выездом. На остановках в пути следует осматривать шины и визуально контролировать в них давление воздуха. Не ездить при пониженном давлении в шинах даже на небольшие расстояния. Не уменьшать давление в нагревшихся шинах, выпуская из них воздух, так как во время движения увеличение давления неизбежно вследствие нагрева в них воздуха;

— производить балансировку колес. На заводе шины в сборе с колесами балансируются динамически с помощью грузиков, устанавливаемых с обеих сторон на закраинах обода. Проверку и балансировку колес с шинами следует производить на специальном стенде. Дисбаланс колеса с шиной не должен превышать 25 г/м;

— при возвращении из поездки и на остановках следует осматривать шины и удалять из них посторонние предметы. Ставить автомобиль следует на чистом и сухом месте. Не допускайте попадания на шины масла, бензина, масляной краски;

— не допускайте стоянки автомобиля на спущенных шинах;

— перестановку шин (рис. 8.7) следует производить по необходимости. Основанием для перестановки шин могут служить необходимость получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надежные шины следует устанавливать на переднюю ось автомобиля.

Рис. 8.7. Схема перестановки шин

Предельная степень износа протектора покрышки соответствует остаточной глубине канавок 1,6 мм, что определяется замером или по индикаторам износа. Индикаторы износа, высота которых 1,6 мм в виде сплошных полосок резины, расположены в поясах протектора и отмечены на боковинах покрышки значками TWI.

При эксплуатации шин необходимо руководствоваться «Правилами эксплуатации автомобильных шин» (издание 2004 г.).

8.8. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ЗАМЕНА КОЛЕС

Замену колеса производить в следующем порядке:

— затормозить автомобиль стояночным тормозом;

— поставить упоры под колеса со стороны, противоположной снимаемому колесу;

— ослабить затяжку шести гаек снимаемого колеса;

— поставить домкрат (рис. 8.8) под балку передней оси или заднего моста вблизи снимаемого колеса и вывернуть винт 2 рукой до упора в указанные детали. При подъеме колеса на грунте под основание домкрата рекомендуется подкладывать брус или доску;

Рис. 8.8. Домкрат: 1 — головка; 2 — винт; 3 и 4 — рабочие плунжеры; 5 — рычаг; 6 — нагнетательный плунжер; 7 — запорная игла; 8 — пробка

— завернуть запорную иглу 7 до отказа вправо (по часовой стрелке), вставить вороток в рычаг 5 и качанием воротка производить подъем автомобиля настолько, чтобы снимаемое колесо оторвалось от поверхности на 4—5 мм.

В случае отказа домкрата в подъеме сделать несколько качаний воротком при открытой запорной игле 7 для удаления воздуха, который мог попасть в рабочую полость домкрата.

Ограничение подъема плунжеров механическое, при возрастании усилия на рычаге в конце подъема — подъем прекратить;

— отвернуть шесть гаек крепления колеса, сменить колесо и за вернуть гайки;

— опустить автомобиль с домкрата, медленно открывая запорную иглу 7, поворачивая ее влево (против часовой стрелки);

— затянуть шесть гаек крепления колеса и убрать клинья;

— довести до нормы давление воздуха в шинах.

При пользовании домкратом и его хранении соблюдать следующие правила:

1. Для устойчивости автомобиля под колеса противоположной стороны следует подкладывать упоры и затормаживать стояночным тормозом.

2. Запрещается производить какие бы то ни было работы под автомобилем, приподнятым на домкрате.

Для выполнения регулировочных и монтажно-демонтажных работ следует поднять автомобиль домкратом и опустить его на подставки.

3. При хранении домкрата винт должен быть ввернут, рабочий и нагнетательные плунжеры опущены, а запорная игла отвернута на 1-2 оборота.

4. Заполнять домкрат чистым профильтрованным маслом ВМГЗ-С или МГЕ-10А до уровня наливного отверстия.

При температуре окружающей среды до минус 40° С допускается применять трансформаторное масло.

Применять другие масла и жидкости, в том числе тормозную, запрещается.

Нужно своевременно устранять неисправности домкрата. Просачивание масла в плунжерах и запорной игле устраняется подтягиванием гаек сальников. Подтекание масла в соединения частей корпуса устраняется подтягиванием головки корпуса. При износе сальников их следует заменить.

Отказ в работе домкрата происходит из-за наличия воздуха в рабочей полости или из-за западания клапанов. Для устранения неисправности необходимо несколько раз легко постучать по рычагу нагнетательного плунжера и продолжить подъем. Чтобы избежать попадания воздуха в рабочую полость домкрата, не следует поднимать рабочий плунжер рукой при закрытой игле.

Неполный подъем рабочего плунжера домкрата происходит из-за недостатка масла. Необходимо периодически проверять количество масла в домкрате и при его низком уровне добавлять. Уровень масла должен доходить до наливного отверстия, закрытого пробкой 8.

Отказ в работе, кроме указанных причин, может быть вызван попаданием грязи внутрь домкрата. Для очистки от грязи надо вместо масла залить чистый керосин и произвести прокачку домкрата при отвернутой запорной игле, после чего удалить керосин и залить масло.

8.9. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. УХОД ЗА КАБИНОЙ

Кабина автомобиля изготовлена из современных материалов и защищена от коррозии высококачественными защитными материалами. Автомобильная система покрытий состоит из нескольких слоев:

— покрывная эмаль различных цветов (на меламиноалкидной основе или двухслойная система на акриловой основе — базисная эмаль плюс лак).

Для антикоррозионной защиты и для защиты от абразивного износа на днище кабины, арках колес, порогах пола по катафорезной грунтовке нанесена пластизольная мастика горячей сушки.

Основа долговечности кабины заложена заводом-изготовителем. Однако сохранение необходимых защитных и декоративных свойств покрытий зависит от правильного ухода, климатических условий, экологического состояния окружающей среды и условий хранения автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля требуется постоянный профилактический уход за лакокрасочным покрытием кабины, который заключается в своевременной и правильной мойке, в обработке полировочными средствами, а также в своевременной подкраске поврежденных участков.

Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия кабины необходимо вымыть ее при первой же возможности:

— после дождя, чтобы предотвратить агрессивное воздействие кислотных осадков;

— после езды по дорогам, посыпанным солью;

— при попадании на покрытие таких загрязнений, как сажа, сок, выделяемый листьями деревьев, птичий помет, содержащий химически активные вещества, которые изменяют цвет декоративного покрытия и вызывают отслаивание эмали;

— при появлении отложений пыли и грязи.

Не рекомендуется протирать от пыли сухую поверхность кабины применять при мойке соду, керосин, бензин, растворители, жесткое хозяйственное мыло, морскую воду и воду, содержащую механические примеси.

Летом автомобиль следует мыть на открытом воздухе в тени. Если это невозможно, то необходимо сразу же протереть вымытые поверхности насухо, так как при высыхании капель воды на солнце на окрашенной поверхности образуются пятна. Не рекомендуется мыть автомобиль на морозе.

Автомобиль следует мыть мягкой губкой с применением автошампуней. После мойки следует тщательно ополоснуть автомобиль большим количеством чистой воды. Протирать промытые поверхности рекомендуется насухо мягкой тканью (фланелью). Необходимо помнить, что зафланцовки дверей, капота, крышки багажника, соединении моторного отсека, проемов дверей, сварные швы особенно сильно подвержены агрессивному воздействию солевых составов, используемых для борьбы с гололедом. Поэтому необходимо регулярно очищать эти места от различных загрязнений, так как накопившаяся грязь приводит к разрушению защитно-декоративного покрытия и к коррозии металла. Следы коррозии по зафланцовкам и сварным соединениям носят поверхностный характер и в начальной стадии могут быть удалены полировочными пастами.

Читайте также:  Госты по отработавшим газам бензиновых автомобилей

Если в регионе, где эксплуатируется автомобиль, для обработки дорог применяются солевые составы, то необходимо регулярно мыть днище кабины. Это предотвратит образование грязесолевых отложений и коррозионные повреждения днища кабины и деталей шасси. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля покрытие днища кабины подвергается воздействию гравия, песка, поэтому в начале и конце осенне-зимнего периода необходимо проверять состояние днища и, при необходимости, приводить в порядок поврежденные участки на днище кабины.

Регулярная полировка кабины с примененном полировочных материалов способствует защите лакокрасочного покрытия и помогает сохранить его декоративные свойства (особенно у автомобилей, хранящихся на открытом воздухе). Перед полированием окрашенную поверхность следует тщательно промыть водой и протереть насухо. Полирование производить согласно инструкции изготовителя конкретного полирующего средства. Запрещено использовать при полировании агрессивные очистители и прочие вещества, которые могут повредить лакокрасочное покрытие кабины.

Храните автомобиль в гараже или под навесом. При длительном хранении автомобиля на открытой стоянке на лакокрасочном покрытии может появиться дефект «поверхностные включения в лакокрасочную пленку железосодержащих частиц». Указанный дефект вызывают частицы железа и его окислов, попадающие на окрашенную поверхность автомобиля вместе с атмосферной пылью. Дефект носит поверхностный характер и не нарушает целостности покрытия. Указанный дефект устраняется полированием с применением шлифовочно-полировочных паст.

Не рекомендуется хранить автомобиль под прорезиненными чехлами и класть изделия из резины на окрашенные поверхности, так как на покрытии могут остаться темные пятна, не удаляемые полированием.

В случае попадания на поверхность кабины битума, необходимо немедленно удалить его уайт-спиритом или автоочистителем битумных пятен, так как битум вызывает пожелтение светлого покрытия.

Отрицательное действие на лакокрасочное покрытие оказывают также моторные и трансмиссионные масла, тормозная жидкость, кислота, щелочь, раствор соды и другие агрессивные жидкости. Для удаления подобных загрязнений следует промыть загрязненный участок водой. В случае неполного удаления загрязнения следует применять специальные средства, которые можно приобрести в магазине автомобильных аксессуаров.

При обнаружении механических повреждений лакокрасочного покрытия кабины (сколов, царапин) покрытие необходимо восстановить. Если не будут своевременно приняты меры по устранению дефектов эксплуатационного характера, то это приведет к развитию подпленочной коррозии с последующим отслаиванием лакокрасочного покрытия. Для обеспечения долговечности кабины рекомендуется в процессе эксплуатации проводить дополнительную защиту от коррозии скрытых полостей с периодичностью, зависящей от условий эксплуатации, но не реже одного раза в два года. При этом необходимо проводить восстановление защитного покрытия скрытых полостей кабины на станциях технического обслуживания, используя автоконсерванты типа «WAXOYL AG» или «Меркасол», согласно прилагаемой к консервантам инструкции.

8.10. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ВИДЫ ТЕХНИЧКСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Установлены следующие виды технического обслуживания:

1. Ежедневное обслуживание (ЕО).

2. Первое техническое обслуживание (ТО-1) — через 5000 км пробега.

3. Второе техническое обслуживание (ТО-2) — через 20000 км пробега.

4. Сезонное техническое обслуживание (СО).

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2.

Периодичность первого и второго технических обслуживании устанавливается в зависимости от следующих условий эксплуатации автомобиля.

Категория условий эксплуатации Условия работы автомобиля Периодичность ТО, км
ТО-1 ТО-2
I 1. Автомобильные дороги I, И, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонные и Асфальтобетонные покрытия. 5000 20000
II 1. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а Также в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия.
2. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей.
4500 18000
3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного. 4500 18000
III 1. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия.
2. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), Автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей.
3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов,
улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия.
4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами.
5. внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием.
6. зимники.
4000 16000
IV 1. улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами.
2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовые неукрепленные или укрепленные местными материалами покрытия.
3. Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые дороги, находящиеся в исправном состоянии.
3500 14000
V 1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и Т. п. в периоды, когда там возможно движение. 3000 12000

8.11. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

8.11.1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Содержание работ и методика их проведения Технические Требования Инструмент и принадлежности
1 2 3
Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости, долить до нормы Уровень масла должен быть между метками О и П стержневого указателя (ближе к метке П) Воронка, масло для заправки двигателя
Проверить наличие жидкости в системе охлаждения. При необходимости, долить охлаждающей жидкости в расширительный бачок Уровень охлаждающей жидкости в пополнительном бачке должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30 мм
Проверить наличие жидкости в бачке системы привода тормозов и сцепления Сигнализатор Аварийного уровня тормозной жидкости не должен гореть По сигнализатору на панели приборов
Проверить наличие топлива в баке, при необходимости, долить По указателю уровня топлива на панели приборов
Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости, довести его до нормы. Давление проверять на холодных шинах. Давление воздуха в шинах — в соответствии с разделом «Техническая характеристика»
Проверить герметичность системы охлаждения, гидропривода управления тормозами и сцепления, систем питания и смазки двигателя, гидроусилителя руля* Подтеканий Топлива, масла и тормозной жидкости не должно быть**
Проверить состояние шлангов топливопроводов Трещины на шлангах не допускаются Визуально
Проверить работу двигателя и исправность его систем. Пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 40-50° С, нажать несколько раз на педаль дроссельных заслонок (для ГАЗ-3307) или педаль управления подачей топлива (для ГАЗ-3309) Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу, легко переходить с малой частоты вращения на повышенную. Не должно быть перебоев, стуков и посторонних шумов. давление масла на оборотах холостого хода не должно превышать 0,1 МПа (1 кгс/см 2 ), лампа сигнализатора аварийного давления масла должна выключаться На слух и по приборам на панели приборов
Проверить уровень масла*** в бачке гидроусилителя руля (для ГАЗ-3309) Уровень масла должен быть между метками на щупе в крышке бачка Воронка, масло для гидросистем марки «Р», марки «А», масло ВМГЗ
Проверить исправность привода и действие стояночной тормозной системы Рычаг привода должен перемещаться на 15-20 зубьев (контролируется по щелчкам) при приложении максимального усилия 60 даН (60 кгс)
Проверить исправность рабочей тормозной системы. Проверку производить при работающем на режиме холостого хода двигателе и при нажатии с максимальным усилием на педаль тормоза 1. в момент нажатия на педаль должно прослушиваться шипение воздуха в фильтре гидровакуумных усилителей тормозов, расположенного за сиденьем водителя на полу кабины На слух
2. зазор между педалью и полом кабины должен быть не менее 25 мм

3. не должен гореть сигнализатор аварийного уровня тормозной жидкости

4. по истечении десяти минут после остановки двигателя не должны загораться сигнализаторы неисправности вакуумного привода тормозов.

Визуально
Проверить исправность генератора при работе двигателя на средних оборотах и включенных потребителях (дальний свет фар) Указатель Тока не должен указывать разряд Визуально
Проверить действие светосигнальных приборов, омывателя и стеклоочистителя, звукового сигнала При работающем двигателе убедиться в исправности приборов путем последовательного включения их в работу

** Потение, образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений и сапунов, не нарушающие нормальной работы агрегатов, узлов и не влияющие на расход смазки, не являются браковочными признаками.

*** При недостаточном уровне масла в бачке необходимо проверить герметичность системы гидроусилителя руля.

8.11.2. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. Периодическое техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2, СО)

Работы по периодическому техническому обслуживанию приведены в сервисной книжке, прикладываемой к автомобилю.

8.11.3. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. Смазка автомобиля

1. Рекомендованными к применению являются моторные масла, обозначаемые товарными знаками ОАО «Лукойл».

Запрещается использование других марок горючесмазочных материалов и жидкостей, кроме указанных в подразделе 8.11.4.

2. Перед тем, как производить смазку, нужно удалить грязь с пресс-масленок и пробок, чтобы избежать проникновения ее в механизмы автомобиля.

3. Производить смазку шприцем следует до тех пор, пока свежая смазка не покажется из мест стыков деталей узла, подвергающегося смазке.

4. При замене моторного масла на масло другой марки или другой фирмы рекомендуется промывка системы смазки промывочным маслом.

Запрещается смешивание (доливка) моторных масел различных марок и различных фирм.

8.11.4. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. Карта смазки

Наименование узла, агрегата Количество Точек Количество смазочного материала Наименование смазки Температура применения
Картер двигателя ЗМЗ-5231 1 10 Л См. (табл. 2)
Картер двигателя Л-245.7 ЕЗ 1 12 Л Масла моторные «Лукойл Авангард» SAE 15W-40 или М-10 Г2к Летом
Масла моторные «Лукойл Супер» SAE 5W-40 или М-8Г2к Зимой
Масла моторные SAE 15W-40 API CF-4, CF-4/SG Всесезонно до минус 15°С
Масла моторные SAE 5W-40 API CF-4, CF-4/SG Всесезонно до минус 25°С
Втулка ротора датчика-распределителя зажигания (ГАЗ-3307) 1 Масло для двигателя
Подшипники водяного насоса (ГАЗ-3307) 1 15 г Литол 24
Дублирующая смазка ЛИТА
Всесезонно
Подшипник муфты выключения сцепления (ГАЗ-3307)- 1 20 г Литол-24
Дублирующая смазка ЛИТА
Всесезонно
Картер коробки передач 1 6 л Масло Трансмиссионное ТСп-15К или ТАП-15В или «Супер Г-3» или «Девон Супер Т» или «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 От минус 25°С до плюс 45° С
Масло Трансмиссионное ТСп-10 Ниже минус 25° С
Смесь масла ТСп-15К или ТАП-15В или «Супер Т-3» или «Девон Супер Т» или «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 с 10 _ 15% дизельного топлива марки А Ниже минус 25° С
Масло «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 Всесезонно от минус 40° С до плюс 25° С
Подшипники шарниров карданных валов 50 г ГАЗ-3307)
60 г (ГАЗ-3309)
Смазка № 158 Дублирующая смазка ЦИАТИМ-201 Всесезонно
Шлицевое соединение карданного вала 1 200 г Смазки солидол Ж, солидол С Всесезонно
Подшипник опоры промежуточного карданного вала 1 50 г Смазка Литол-24.
Дублирующая смазка ЛИТА
Всесезонно
Картер заднего моста и подшипники ступиц задних колес 1 8,2 Л Масло Трансмиссионное «Супер Т-3» или «Девон Супер Т» или «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 Выше минус 25° С
Ниже минус 25° С
Масло Трансмиссионное ТСз-9гип Ниже минус 25°С
Смесь масла «Супер Т-3» или «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 или «Девон Супер Т» с 10-15% дизельного топлива марки «А» Всесезонно
Масло «Лукойл ТМ-5» SAE 75W-90 от минус 40°С до плюс 25° С
Стержень буксирного прибора 1 15г Смазки Литол-24, солидол Ж или солидол С Всесезонно
Амортизаторы 4 1,6 Л АЖ-12Т. дублирующая жидкость — масло веретенное АУ Всесезонно
Подшипники шкворней поворотных кулаков 4 30 г Смазка солидол Ж или солидол С Всесезонно
Подшипники ступиц передних колес 2 500 г Смазка Литол-24. Дублирующая смазка ЛИТА Всесезонно. для холодной климатической зоны
Картер рулевого механизма 1 0,6 Л (ГАЗ-3307) 0,45-0,5 л (ГАЗ-3309) Масло Трансмиссионное «Супер Т-3» или «Девон Супер Т» или «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90 Всесезонно
Карданные шарниры рулевого привода 5 25 г Смазки Литол-24, солидол Ж, солидол С Всесезонно
Шарниры поперечной рулевой тяги 2 6 г Литол-24. дублирующие смазки — солидол Ж, солидол С, смазка ЛИТА Всесезонно
Шарниры продольной рулевой тяги 2 6 г (ГАЗ-3307)
60 г (ГАЗ-3309)
Литол-24. дублирующая смазка ЛИТА Всесезонно
Шарнир силового цилиндра гидроусилителя рулевого привода (ГАЗ-3309) 1 15 г Смазки Литол-24, солидол Ж, солидол С Всесезонно
Гидроусилитель рулевого привода (ГАЗ-3309) 1 1,8 Л Масло для гидромеханических и гидрообъемных передач марки Р От минус 35°С до плюс 40°С
Масло для гидромеханических и гидрообъемных передач марки А Только в летний период
Масло вМГЗ Только в летний период (ниже минус 35°С)
Воздушные фильтры вентиляции (ГАЗ-3309) топливного бака 2 0,1 Л Масло для двигателя Всесезонно
Пополнительный бачок гидравлического привода тормозов 1 1,35 Л Тормозная жидкость «РОС-ДОТ». Дублирующая жидкость «Томь» класса III марки «А» Всесезонно
Пополнительный бачок гидравлического привода сцепления 1 0,2 Л Тормозная жидкость «РОС-ДОТ». Дублирующая жидкость «Томь» класса III марки «Л» Всесезонно
Клеммы Аккумуляторной батареи — ГАЗ-3307, (аккумуляторных батарей — ГАЗ-3309) 4
(ГАЗ-3307)
30 г Смазка пушечная ПВК или солидол Всесезонно
8 (ГАЗ-3309)
4
40 г
Петли дверей 80 г Смазки Литол-24, ЛИТА Всесезонно
Система охлаждения двигателей 1 25,5 Л (ГАЗ-3307) 16л Охлаждающие жидкости: ОЖ-40 «Лена», ТОСОЛ-А40М, «Cool Stream Standard 40», «Термосол» марки А-40 Выше минус 40°С
(ГАЗ-3309) ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ-А65М, «Cool Stream Standard 65». «Термосол» марки А-65 Ниже минус 40° С
Классы вязкости по ААИ 003-95, SAEJ-300 и группы качества моторного масла по ААИ 003-98 (API) Сезонность применения масла
SAE 15W-20B1 (SD)
SAE 20W-30 Б1 (SD)
Всесезонно в средней полосе
SAE 10W-20 Б1 (SD)
SAE 5W-30B1 (SF)
Всесезонно в северных районах

Допускаются к применению моторные масла с более высокими эксплуатационными свойствами:

По классу вязкости: SAE 15W-30; SAE 15W-40; SAE 10W-30; SAE 10W-40; SAE 5W-30; SAE 5W-40 — и эксплуатационными свойствами — БЗ или БЗ/Д1 по СТО ААИ 003-98 и SF или SF/CC, SG- или SG/CD по API.

Бензины, применяемые в автомобиле

Бензин российского производства
основной дублирующий
Нормаль-80 Регуляр-92

При использовании дублирующего бензина требуется увеличение угла опережения зажигания на 4″ по коленчатому валу.

8.12. ГАЗ-3309 и ГАЗ-3307. ЭЛЕМЕНТЫ, ЗАМЕНЯЕМЫЕ НА АВТОМОБИЛЕ ПРИ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

8.12.1. Автомобиль ГАЗ-3309

При обслуживании автомобиля подлежат замене следующие элементы:

1. Неразборный фильтр тонкой очистки топлива.

Обозначение фильтра — ФТ020-1117010.

Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива состоит в периодическом сливе отстоя.

Для слива отстоя необходимо отвернуть пробку фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, после чего завернуть пробку.

Для удаления воздуха необходимо:

— отвернуть пробку 3 (рис. 8.9) на корпусе топливного насоса и отвернуть на 1-2 оборота штуцер 1 на фильтре тонкой очистки топлива;

— прокачать систему с помощью подкачивающего насоса 2, при появлении топлива завернуть вначале штуцер 1, затем пробку 3.

1 — штуцер; 2 — насос подкачивающий; 3 — пробка

2. Фильтрующий элемент воздушного фильтра.

Обозначение элемента — 4301-1109013-10, 4301.1109013-20, GB-502 или ЕF-43К.

3. Неразборный масляный фильтр.

Обозначение фильтра — ФМ009-1012005 или М5101.

При установке фильтра на коропус резиновую уплотнительную прокладку необходимо смазать моторным маслом и завернуть фильтр на корпус.

После касания прокладкой корпуса довернуть фильтр еще на 3/4 оборота. Установку фильтра производить только усилием рук.

Вместо фильтра ФМ009-1012005 или М5101 допускается установка фильтров-заменителей Х149 фирмы «ACDelco» (Франция) и L37198 компании «Purolator» Италия) с основными размерами:

— по диаметру — 92-96 мм;

— по высоте — 140-153 мм;

— по посадочной резьбе 3/4 -16UNF.

4. Фильтрующий элемент ШНКФ 453473 бачка системы ГУР. При установке неразборного бачка ЯМЗ.993.003 системы ГУР, бачок заменяется в сборе.

5. Фильтр предварительной очистки топлива.

Обозначение фильтра — PRELINE 270. Обслуживание фильтра предварительной очистки топлива состоит в периодическом сливе отстоя воды и частиц из водосборника.

Для слива отстоя необходимо отвернуть пробку водосборника и слить отстой до появления чистого топлива, после чего завернуть пробку.

При загрязнении заменить сменный фильтрующий элемент PRELINE 270 на новый.

8.12.2. Автомобиль ГАЗ-3307

1. Неразборный фильтр тонкой очистки топлива.

Обозначение фильтра — 2108-1117010-03.

При установке фильтра необходимо следить за тем, чтобы стрелка на корпусе фильтра совпадала с направлением движения топлива. Обслуживания фильтр не требует.

2. Фильтрующий элемент воздушного фильтра.

Обозначения фильтрующего элемента следующие: 3102-1109013-02, -03, -04, -05, -06, -08, -09, -10, 31029-1109013, 31029-1109013-01, -02, -03 или 18.35.04/20.00.00 или

В 4202 или GB-99.

3. Масляный фильтр (рис. 8.10) полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом «Реготмас 440А-1-06» или «Реготмас 440А-1-05».

Фильтрующий элемент подлежит замене при каждой смене масла в двигателе. Для этого необходимо:

— отвернуть фильтр руками за его верхнюю часть. При заедании допускается отворачивать фильтр ключом 30 мм за шестигранник на верхней части корпуса 1;

Рис. 8.10. Масляный фильтр:

1—корпус фильтра (верхняя часть); 2—пружина; 3—опорная шайба; 4—уплотнительное кольцо; 5—кольцо жесткости; 6— фильтрующий элемент; 7—трубка корпуса фильтра; 8—пробка перепускного клапана; 9—прокладка перепускного клапана; 10—прокладка корпуса фильтра; 11—шарик перепускного клапана; 12—стержень масляного фильтра; 13—прокладка фильтрующего элемента; 14—корпус фильтра (нижняя часть); 15—прокладка фильтра; 16—проставка фильтра; 17—шайба; 18—соединительная гайка; 19—прокладка проставки; 20—соединительный штуцер; 21—уплотнительная прокладка; 22—уплотнительное кольцо

— принять меры, исключающие попадите масла на двигатель;

— предохранить масляную полость проставки 16 от возможного загрязнения, закрыв ее сверху чистой ветошью;

— осторожно отвернуть гайку 18 на соединительном маслоподводящем стержне 12, слить масло из корпуса фильтра;

— разъединить секции 1 и 14 и заменить фильтрующий элемент 5.

— проверить наличие и правильную установку деталей уплотнения 2, 3, 4, 5, 10, 13 и шайбы 11 согласно рис. 8.10, соединить секции и закрепить гайкой 18.

Необходимо следить за состоянием верхнего резинового уплотнительного кольца 4 и заменить его при потере упругости и деформации.

В противном случае к подшипникам коленчатого вала будет поступать неотфильтрованное масло.

— смазать моторным маслом прокладку 15, поставить фильтр на двигатель, завернуть его руками до начала сжатия прокладки /5 и довернуть на 0,5-1 оборот;

— пустить двигатель. При наличии подтеканий масла при работе двигателя с повышенной частотой вращения в течение нескольких минут довернуть фильтр руками. Затяжка ключом не допускается.

Предупреждение. 1. Недопустимо отвертывание или затяжка ниппельных гаек трубок полнопоточного фильтра вместе с переходным штуцером. При этом необходима предварительная фиксация последнего ключом.

2. Фильтрующий элемент в эксплуатации подлежит немедленной замене при проявлении характерного свиста от срабатывающего перепускного клапана и проставке 16 при работе двигателя.

3. Запрещается использовать фильтрующие элементы автомобилей КАМАЗ, т.к. из-за большей высоты (на 10 мм) они упираются в верхнюю часть корпуса фильтра и не пропускают масло.

Adblock
detector