Ремонт и замена стартера на автомобилях ВАЗ
Схема стартера ВАЗ 2109 и 2110 (редукторный стартер)
Многие из автолюбителей, которые имеют или когда-то имели отечественные машины марки ВАЗ, детально изучили все «уязвимые» места данных автомобилей, а также многие упущения их конструкторов, возникшие на этапе проектирования. Безусловно, когда-нибудь эти упущения давали о себе знать, что приводило к дорогостоящему ремонту. Одним из данных «уязвимых» мест ВАЗов считается стартер.
Отметим, что неполадки в этом механизме есть полностью во всех модификациях ВАЗа: на классике, на десятом поколении, а также на девятом семействе. Объясняется это тем, что конструктора вовсе не разрабатывали новый вид автомобиля. Они лишь модернизировали механизмы, созданные на основе стандартных вариантов. Потому и присутствуют одинаковые конструкторские решения и одинаковые неисправности. Давайте изучим главные неисправности и особенности проведения ремонта стартера сразу нескольких поколений ВАЗа.
Ремонт и обслуживание стартера ВАЗ 2106 и 2107
Почти во всем этом семействе присутствует один вариант стартера. Когда-то спроектированный итальянскими конструкторами, этот механизм подвергся некоторым изменениям, которые сделали советские ученые. По всей видимости, они оказались не совсем удачными. Но все-таки большинство элементов стартера подлежат отдельному ремонту либо замене, что нивелирует необходимость приобретения нового узла.
Обсуждая главные неполадки этого агрегата, следует сказать о таком моменте, как увеличенный шум во время его эксплуатации. Обычно он появляется после изнашивания шестерни или подшипников. В таком случае все устраняется заменой нерабочей детали. Конечно, стоит сказать, что стартер является довольно сложным узлом. Крепится он с помощью трех болтов. Когда верхние из них легко откручиваются, то с нижним нужно достаточно долго повозиться. Обычно, когда стартер уже ранее ремонтировали, тогда нижний болт полностью не зафиксирован. По данному признаку можно выявить, подвергался ли стартер ремонту.
Часто неполадки связаны с втягивающим реле. Связано это с тем, что вилка крепится в шлицах, но она не цельного исполнения. Если стартер «передержать», тогда втулка данной вилки просто рассыплется надвое, и затем понадобится приобретать другое втягивающее реле.
Другой проблемой стартера считается выскакивающий контакт втягивающего реле. При этом народные умельцы заменяют обычную клемму другим разъемом («папа-мама»). Из-за этого контакт выдвигается из зацепления, а это приводит к тому, что стандартным методом завести машину не получается. Выявить это можно по абсолютному бездействию стартера при регулярном поворачивании ключа зажигания.
Также частыми считаются неисправности, когда сам стартер вроде бы работает, однако коленвал мотора не вращается. Это может быть спровоцировано самыми разными проблемами, а выяснить конкретную причину можно лишь после разборки стартера. Как правило, всему виной является буферная пружина (когда она не выдвигает шестерню зацепления). Помимо этого, причина может заключаться и в изнашивании шестерни. При этом ее зубья могут настолько стереться, что затем не будут заходить в зацепление. В такой ситуации следует заменить неисправную деталь.
Мы изучили главные неполадки автомобиля ВАЗ 2106. Ремонтные работы со стартером ВАЗ 2107 и 2108 ничем не отличаются, потому что там аналогичное строение стартера.
Ремонт стартера ВАЗ 2109
По заявлению производителя на данном автомобиле стартер должен проработать около 6 лет, не причиняя никаких неудобств автовладельцу. Стартер 9-го ВАЗа является немного усовершенствованным вариантом стандартного стартера. При этом проблемы, возникающие с втягивающим реле и изнашиванием шестерни, здесь тоже имеются.
К вышесказанному можно добавить и изнашивание щеток стартера. После долгой работы они стираются, и поэтому становится больше зазор (между ними и корпусом коллектора). Конечно, щетки приходят в негодность постепенно, но зато регулярно дают о себе знать. Потому не нужно тянуть с заменой щеток. Сделать это можно и самостоятельно. Вначале требуется демонтировать с авто стартер. Он фиксируется тремя болтами. Чтобы получить к нему доступ, нужно убрать защиту поддона машины. Если стартер уже снят, тогда следует отделить от него тяговое реле, а потом убрать крышку стартера, которая располагается со стороны коллектора. Далее надо заменить старые щетки на новые.
Ремонт стартера ВАЗ 2110
На авто 10-го поколения установлены более продвинутые стартеры, но и они имеют свои недостатки. По аналогии с другими машинами ВАЗ нужно снять стартер (перед выяснением причин неполадок этого узла), а уже затем его разобрать и установить причину поломки.
В данном случае самыми частыми неполадками считается изнашивание щеток, а их замена выполняется по такому же принципу, как и у машин 9-го поколения. Также к главным проблемам можно отнести и нагар, образующийся в коллекторе, а также возникновение царапин на его покрытии. Все это устраняется небольшой проточкой. Кроме того, часто возникает ситуация, когда в стартере подгорает обмотка. После его разборки можно выяснить наличие замыкания в самой обмотке. Эта поломка тоже ремонтируется, однако стоимость такого ремонта может равняться цене нового стартера. К тому же зачастую самостоятельно отремонтировать некоторые неисправности просто невозможно, а автомастера хотят за свои услуги столько денег, что иногда разумнее приобрести новый агрегат. Потому здесь требуется все детально обдумать.
В заключение отметим, что мы досконально изучили особенности работы и проблемы стартеров (установленных на большинство машин ВАЗ). Разумеется, можно подумать, что в них очень много различий, но все-таки принцип работы в них одинаковый, неполадки тоже аналогичные и даже период эксплуатации в данных автомобилях приблизительно равный.
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Схема подключения стартера ВАЗ
На автомобилях ВАЗ применяются стартеры, представляющие собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи.
Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленвал. На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные конструктивные. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.
Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить его самостоятельно. Но прежде почитайте теорию и изучите все варианты схем подключения стартера на разные модели авто ВАЗ, собранные редакцией 2 Схемы.ру по знакомым автоэлектрикам.
Схема соединений стартера ВАЗ 2101
- стартер;
- удерживающая обмотка тягового реле;
- выключатель зажигания;
- генератор VAZ 2101;
- блок предохранителей;
- втягивающая обмотка тягового реле;
- аккумуляторная батарея.
При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А. Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.
Схема соединений стартера на 2105
- генератор;
- аккумуляторная батарея;
- шунтовая катушка обмотки статора;
- стартер VAZ 2105;
- сериесная катушка обмотки статора;
- удерживающая обмотка тягового реле;
- втягивающая обмотка тягового реле;
- реле включения стартера;
- монтажный блок;
- выключатель зажигания.
Схема подключения стартера ВАЗ 2106
- стартер;
- генератор;
- аккумуляторная батарея;
- втягивающая обмотка тягового реле;
- выключатель зажигания;
- удерживающая обмотка тягового реле
1 – крышка со стороны привода; | 14 – крышка реле; |
2 – стопорное кольцо; | 15 – контактные болты; |
3 – ограничительное кольцо; | 16 – коллектор; |
4 – шестерня привода; | 17 – щетка; |
5 – обгонная муфта; | 18 – втулка вала якоря; |
6 – поводковое кольцо; | 19 – крышка со стороны коллектора; |
7 – резиновая заглушка; | 20 – кожух; |
8 – рычаг привода; | 21 – шунтовая катушка обмотки статора; |
9 – якорь реле 2106; | 22 – корпус; |
10 – удерживающая обмотка тягового реле; | 23 – винт крепления полюса статора; |
11 – втягивающая обмотка тягового реле; | 24 – якорь; |
12 – стяжной болт реле; | 25 – обмотка якоря; |
13 – контактная пластина; | 26 – промежуточное кольцо. |
Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099
Электрический ток поступает в цепь включения стартера с вывода «30» генератора. Далее через колодку Ш8 (Х8) монтажного блока (выводы 5,6), колодку Ш1 (Х1)-розовый провод, на выключатель зажигания. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, чтобы включить стартер (положение 2) и замыкает контакты (50, 30). После чего замка зажигания по красному проводу ток поступает на колодку Ш1 (Х1) монтажного блока (вывод 8), далее колодка Ш5 (Х5) (вывод 4), реле включения стартера (вывод 85). Реле срабатывает. С вывода «30» реле включения ток уходит на вывод «50» тягового реле стартера, запитывая его обмотку. Тяговое реле срабатывает, запуская стартер.
В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.
- Винт крепления защитного колпака.
- Защитный колпак.
- Стопорное полукольцо.
- Гайка крепления задней крышки.
- Задняя крышка.
- Пружины щеток.
- Направляющие щеток (наружная часть).
- Щетки.
- Статор.
- Якорь.
- Рычаг привода.
- Привод.
- Ограничительное кольцо.
- Стопорное кольцо.
- Ось рычага привода.
- Винты крепления тягового реле.
- Передняя крышка.
- Пластмассовое уплотнительное кольцо крышки.
- Стяжные шпильки.
- Резиновая заглушка.
- Сердечник тягового реле.
- Возвратная пружина.
- Уплотнительное кольцо тягового реле.
- Тяговое реле.
- Уплотнительная шайба.
- Регулировочные шайбы.
Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112
На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:
- Номинальная мощность 1,55 кВт
- Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
- Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
- Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер
Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:
- АКБ
- генератор
- сам стартер
- замок зажигания
1 – вал привода; | 20 – контактные болты; |
2 – втулка передней крышки; | 21 – вывод «положительных» щеток; |
3 – ограничительное кольцо; | 22 – скоба; |
4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты; | 23 – щеткодержатель; |
5 – ролик обгонной муфты; | 24 – «положительная» щетка; |
6 – опора вала привода с вкладышем; | 25 – вал якоря; |
7 – ось планетарной шестерни; | 26 – стяжная шпилька; |
8 – прокладка; | 27 – задняя крышка с втулкой; |
9 – кронштейн рычага; | 28 – коллектор; |
10 – рычаг привода; | 29 – корпус; |
11 – передняя крышка; | 30 – постоянный магнит; |
12 – якорь реле; | 31 – сердечник якоря; |
13 – удерживающая обмотка; | 32 – опора вала якоря с вкладышем; |
14 – втягивающая обмотка; | 33 – планетарная шестерня; |
15 – тяговое реле; | 34 – центральная (ведущая) шестерня; |
16 – шток тягового реле; | 35 – водило; |
17 – сердечник тягового реле; | 36 – шестерня с внутренними зубьями; |
18 – контактная пластина; | 37 – кольцо отводки; |
19 – крышка тягового реле; | 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты. |
Схема подключения стартера 2113, 2114, 2115
Втягивающее реле стартера
Реле пускового устройства называют втягивающим. Это связано с принципом его работы — оно выполняет функцию подключения пускового устройства к электрической цепи и соединения его якоря с коленчатым валом. Происходит это так: когда ток не подается на обмотки устройства, его якорь под действием возвратной пружины пребывает в выдвинутом вперед положении. Эта же пружина через специальную вилку удерживает шестерню бендикса, не давая ей входить в зацепление с венцом маховика коленвала.
Поворачивая ключ в замке зажигания, мы подаем ток на обмотку устройства. Под воздействием электромагнитного поля якорь подается назад (втягивается в корпус), замыкая контакты питания стартера. Сдвигается и шестерня бендикса, входя в зацепление с маховиком. В этот же момент втягивающая обмотка отключается, и в дело вступает удерживающая. Усилие от вала стартера передается через шестерню на маховик, заставляя коленчатый вал вращаться до того момента, пока мы не перестанем удерживать ключ в замке зажигания в положении запуска.
Какие функции выполняет втягивающее реле:
- Защищает стартер от замыкания контактов в зажигании.
- С целью отключения питания стартера в той ситуации, когда мотор работает, а ключ показывает режим «стартер».
- Обеспечивает разгрузку контактов в замке зажигания.
Когда мотор запускается, напряжение от генератора идет на обмотку реле. Затем начинают работать шестерни приводной системы, за счет чего возникает магнитное поле. Маховик двигательной системы работает. Шестерня начинает свою работу благодаря обмотке удерживания, в то время когда болты замкнутся. Когда ключ возвращается в замок зажигания, то происходит обесточивание обмотки, таким образом, шестерня и маховик разъединяются. Эта схема касается современных автомобилей, включая и модели ВАЗ.
Если стартер работает с громким шумом, то это могло прослабиться крепление полюса или стартера. В первой ситуации усильте крепление, для этого затяните винт, а во второй – закрепите стартер. Если вы разобрали стартер и увидели, что муфта начинает пробуксовывать, то единственное, что нужно будет сделать, – это заменить привод стартера.
Подключение проводов к стартеру
Подключение стартера на ВАЗ — инструкция. Закрепите реле в том месте, где удобно (например бачок омывателя). Подведите провода к стартеру. Затем снимите проводок красного цвета, находящегося на плоском выводе реле, и нужно сделать соединение с разъемом провода типа «папа» и провода от нового реле.
Провод, имеющий кольцевой наконечник для 8 мм, оденьте на положительную сторону стартера и притяните гайкой. Провод нового реле типа «мама» наденьте на тот контакт, который освободился у тягового реле. Этот провод будет передавать плюс на катушку. Используя хомут, притяните новый провод и штатный вместе. Провод от катушки маленькой длины прикрутите. Теперь можно произвести включение нового реле.